Тот самый мюнхгаузен: подборка цитат и высказываний из фильма

Цитаты из фильма тот самый мюнхгаузен | citati.su

Смысл фильма

Прототипом главного героя фильма “Тот самый Мюнхгаузен” стал известный литературный персонаж. В свою очередь, его образ был основан на личности реально жившего в XVIII веке барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена. Он был ротмистром русской службы и, выйдя в отставку, отправился домой в Саксонию. Там он прославился своими рассказами о жизни в Российской Империи.

При просмотре киноленты не раз возникает вопрос: не лжет ли барон? И вообще, кто он такой – безобидный мечтатель или трикстер вроде Ходжи Насреддина? Ответ прост: он и то, и другое, и кое-кто еще. В сюжете барон выступает рассказчиком. Он врет не более, чем любой творец, создающий что-то свое. Истории, рассказанные бароном, – реальность, в которой он существует. Но не все способны это увидеть…

Елена Коренева исполнила роль Марты. Кадр из фильма.

В картине звучит пронзительная музыка Алексея Рыбникова, изначально написанная для спектакля. Она помогает постичь суть фильма: это история о том, как яркая личность противостоит серой толпе, а ее фантазии – косности и лицемерию. Да, барон Мюнхгаузен никогда не врет. Он просто другой. И он предлагает нам фантазии, в которых много правды. В своих фантазиях он полностью свободен: он летает на ядре, ходит на охоту без ружья, выращивает вишневый сад на голове оленя и даже разговаривает с гениями прошлых лет. Нужно просто принять это, вот и все.

Сделать барона таким, как все, – значит, убить его. В переносном смысле – задушить его индивидуальность. Как выяснилось, обществу нужна легенда о Мюнхгаузене, но самого его оно принять не может и не хочет – не так ли случается со всеми гениями и вообще с теми, кто хоть как-то отличается от остальных?!

Но и барон отрекается от такого общества. Произнеся свой знаменитый монолог о глупостях, которые совершаются с умным выражением лица, он уходит. Навсегда.

Некоторые зрители видят в этом фильме скрытый смысл. По их мнению, в образе Мюнхгаузена есть что-то от Христа. Герой на протяжении фильма совершает чудеса и делает открытия, а общество в них не верит, предпочитая считать их фокусами и авантюрами, а самого его – лгуном и аферистом. Оно боится правды, ведь она способна разрушить устоявшийся порядок вещей. Здесь все просто: нет веры – нет и чуда, и великое учение теряет всякий вес…

Одним словом, в киноленте Марка Захарова действительно много интересных отсылок, слоев и смыслов. Но центральной идеей его фильма, вероятно, стала мысль о необходимости сохранения души – живой, яркой и свободной. Нашу жизнь нельзя пройти без улыбки. И поэтому совет барона актуален, как никогда.

“Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!”.

О чем фильм

Краткое описание содержания фильма “Тот самый Мюнхгаузен”. Ганновер, 30 мая 1779 года. Барона Карла Мюнхгаузена окружающие воспринимают как исключительного выдумщика и лгуна. Однако все, о чем говорит барон, имеет странное свойство становиться реальностью. В ответ на изумление свидетелей Мюнхгаузен, лукаво прищурившись, каждый раз говорит, что никогда не врет.

Олег Янковский исполнил роль барона Карла Мюнхгаузена.

Барон проживает в собственном замке с возлюбленной, Мартой. Они хотят пожениться, но существует препона в виде жены Мюнхгаузена Якобины. Брак с ней был заключен в далекой юности не по любви. Якобина вместе с взрослым сыном Феофилом проживают отдельно. Барон пытается добиться развода, но дать разрешение может только герцог. Этому всячески препятствует сама Якобина и ее новый возлюбленный, Генрих Рамкопф.

Как-то герцог, в очередной раз поссорившись с герцогиней, решает подписать прошение свободолюбивого барона. Все портит сам Мюнхгаузен, трикстерски поставив в графе “число” 32 мая. Согласно его расчетам, он прав, но его никто не слушает. Более того, уважаемое общество считает, что таким образом барон бросает очередной вызов общественному порядку.

На фоне грянувшего скандала оскорбленный суд отказывается утверждать развод. С бароном пытаются договориться: он признает все свои истории фантазиями и отрекается от них, а взамен ему дают желаемый развод. Мюнхгаузен упорствует: в его “фантазиях” есть особый смысл, и он не хочет отказываться от того, во что искренне верит. В конце концов уставшая от неопределенности Марта ставит ему ультиматум: или он подписывает отречение, или она уходит от него. Мюнхгаузен сдается и подписывает отречение от самого себя. После этого он закрывается в кабинете и раздается выстрел.

С тех пор проходит три года. О бароне вспоминают с огромным уважением и говорят, как о непонятом обществом гении. 32 мая, в годовщину гибели барона, ему торжественно открывают памятник на площади.

Впрочем, вскоре преданный слуга барона, Томас, выясняет, что хозяин жив. Все это время он скрывался под именем цветочника Мюллера – это позволило ему жениться на Марте. Но в обычной жизни, без приключений и фантазий, он не видел никакого смысла, и жена, устав от его угрюмости, ушла от него. Мюнхгаузен очень хочет вернуть ее, но понимает, что сделать это можно только в том случае, если он вернется к себе прежнему и снова станет веселым троллем и трикстером.

Роль баронессы Якобины фон Мюнхгаузен исполнила Инна Чурикова, Леонид Ярмольник сыграл роль Феофила. Кадр из фильма.

Но не все так просто. В городе царит культ Мюнхгаузена, однако воскресший из мертвых, он не нужен никому, кроме Марты и Томаса. И все-таки он решает действовать и отправляется к бургомистру, который когда-то водил с ним дружбу. Однако тот с целью сохранения общественного спокойствия объявляет барона самозванцем и отправляет в тюрьму до выяснения личности. На устроенном по случаю суде никто из знакомых, родственников и друзей Мюнхгаузена не признает его. Спасти его может только Марта, но Рамкопф и Якобина угрозами заставляют девушку лжесвидетельствовать. В противном случае, утверждают они, барон умрет – на сей раз, по-настоящему.

Оставленный всеми, Мюнхгаузен требует, чтобы ему дали право попробовать доказать всем, что он – это он. В доказательство своей личности ему необходимо повторить полет на пушечном ядре на Луну…

Почему выгодно улыбаться?

С этим мы только что разобрались

Во-вторых – улыбаясь, вы становитесь более привлекательным

Улыбка делает нас более красивыми, а значит – подымает наш рейтинг в глазах других людей.

В-третьих – улыбка повышает настроение

Повесьте смайлик возле зеркала и ваше утро перестанет быть хмурым. Улыбайтесь себе всякий раз, когда смотрите на свое отражение. С хорошим настроением и дела идут лучше!

В-четвертых – улыбка вам ничего не стоит, а ценится весьма дорого

Она – ценный инструмент в деловых переговорах, при общении со своими коллегами по работе или с начальством. При помощью ее можно успокоить злого соседа и настроить на позитивный лад любого собеседника.

В-пятых – улыбаясь, вы творите добро и несете в мир свет и радость

«От улыбки станет всем светлей…» Помните?

Этот список можно еще долго продолжать, но главное – это усвоить и принять к сведению, что наличие улыбки на вашем лице – главное условие жизненного успеха! Успеха во всех сферах вашей жизни.

Согласитесь, ведь никому не интересны хмурые зануды, а все тянутся к улыбающимся и приветливым людям!

Так что улыбайтесь, господа, улыбайтесь!!!

Артур Головин

Интересное

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в
и

Тот, кто способен самого себя за волосы вытащить из болота, достоин недюжинного уважения. Поэтому сайт
собрал для вас меткие и острые высказывания знаменитого барона Мюнхгаузена, которые учат не унывать и с иронией относиться к жизни и самому себе

В наше время, поверьте, это важно

  • Мой лучший друг меня предал, моя любимая отреклась. Я улетаю налегке.
  • Ты меня заждалась, дорогая? Извини… Меня задержал Ньютон.
  • После свадьбы мы сразу уехали в свадебное путешествие: я — в Турцию, жена — в Швейцарию. И прожили там три года в любви и согласии.
  • Да здравствует развод! Он устраняет ложь, которую я так ненавижу!
  • Мы были искренни в своих заблуждениях!

Завтра годовщина твоей смерти. Ты что, хочешь испортить нам праздник?

— Вы утверждаете, что человек может поднять себя за волосы?
— Обязательно! Каждый здравомыслящий человек просто обязан время от времени это делать!

Ну не меняться же мне из-за каждого идиота!

  • Будучи в некотором нервном возбуждении, герцог вдруг схватил и подписал несколько прошений о разводе словами: «На волю, всех на волю!»
  • Я не боялся казаться смешным. Это не каждый может себе позволить.
  • Господин барон вас давно ожидает. Он с утра в кабинете работает, заперся и спрашивает: «Томас, — говорит, — не приехал еще господин пастор?» Я говорю: «Нет еще». Он говорит: «Ну и слава богу!» Очень вас ждет.
  • Имеешь любовницу — на здоровье! Сейчас все имеют любовниц. Но нельзя же допускать, чтоб на них женились. Это аморально!
  • Чтобы влюбиться, достаточно и минуты. Чтобы развестись, иногда приходится прожить двадцать лет вместе.
  • Неужели обязательно нужно убить человека, чтобы понять, что он живой?
  • — Вы же разрешаете разводиться королям.
    — Ну королям в особых случаях, в виде исключения, когда это нужно, скажем, для продолжения рода.
    — Для продолжения рода нужно совсем другое.
  • — Объясните суду, почему 20 лет все было хорошо, и вдруг такая трагедия?
    — Извините, господин судья, двадцать лет длилась трагедия, и только теперь все должно быть хорошо!
  • Одни мои похороны дали мне денег больше, чем вся предыдущая жизнь.
  • Это не мои приключения, это не моя жизнь! Она приглажена, причесана, напудрена и кастрирована!
  • — Все шутите?
    — Давно бросил. Врачи запрещают.
    — С каких это пор вы стали ходить по врачам?
    — Сразу после смерти…
    — Говорят ведь, юмор — он полезный, шутка, мол, жизнь продлевает.
    — Не всем. Тем, кто смеется, продлевает. Тому, кто острит, укорачивает.
    Вот так вот.
  • Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица… Улыбайтесь, господа, улыбайтесь
    .

«Тот самый Мюнхгаузен»

В 1974 году драматург и сценарист Григорий Горин написал пьесу «Самый правдивый». Здесь образ главного героя кардинально меняется – из лжеца он превращается в самого правдивого и честного персонажа, который не желает идти за обывательской толпой, противопоставляя им свой мир, полный фантазий и оптимизма:

Москва. Центральный театр Советской Армии. Сцена из спектакля «Комическая фантазия». Режиссер Ростислав Горяев. Бургомистр — актер Юрий Комиссаров (слева), Мюнхгаузен — актер Владимир Зельдин (справа). Михаил Строков/Фотохроника ТАСС

Мюнхгаузен Горина одинок, противопоставлен обществу, возвышается над ним. Образ лгуна трансформируется в образ романтика-храбреца, не желающего жить как все остальные: «Как все?! Что ты говоришь?! Как все… не двигать время, не жить в прошлом и будущем, не летать на ядрах, не охотиться на мамонтов?.. Да никогда! Что я – ненормальный?»

В пьесе Мюнхгаузен подводит серьезный философский итог, полный иронии: «Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»

В ролях

Актёр Роль
Олег Янковский

Иероним Карл Фридрих фон Мюнхгаузен

Елена Коренева Марта

Марта
Инна Чурикова Якобина Мюнхгаузен

Якобина Мюнхгаузен
Александр Абдулов Генрих Рамкопф

Генрих Рамкопф
Игорь Кваша бургомистр

бургомистр
Леонид Броневой герцог

герцог
Леонид Ярмольник Феофил Мюнхгаузен

сын барона
Феофил Мюнхгаузен
Владимир Долинский пастор

пастор
Юрий Катин-Ярцев Томас

Томас
Всеволод Ларионов судья

судья
Семён Фарада главнокомандующий

главнокомандующий
Игорь Ясулович секретарь герцога

секретарь герцога
Любовь Полищук Маленькая Берта

певица
Маленькая Берта
Владимир Фирсов Музыкант в замке барона

аккомпаниатор Маленькой Берты, мим
Музыкант в замке барона
Нина Палладина советница герцога

советница герцога
Анатолий Скорякин Эпизод

Эпизод
Евгений Марков придворный с часами

придворный с часами
Григорий Горин эпизод в свите герцога

эпизод в свите герцога
Григорий Маликов гвардеец

пытавшийся арестовать Мюнхгаузена
гвардеец

1 января 1980 года Новый год принес настоящий подарок – состоялась премьера фильма Тот самый Мюнхгаузен, снятого по мотивам произведения Рудольфа Эриха Распе. Литературное произведение стало основой для кинокартины, но по большому счету фильм является самостоятельным кинематографическим произведением. Ни одного зрителя не оставляет равнодушным проникновенная игра актеров, грандиозные декорации, занимательный сюжет и, конечно же, высказывания и диалоги героев. В нашей подборке вы найдете самые популярные цитаты из фильма, которые поднимут настроение и напомнят лучшие кадры из фильма.

Двухсерийная мелодрама повествует зрителю о приключениях барона Мюнхгаузена. Он был выдумщиком и романтиком, но у его слов было свойство сбываться. Мюнхгаузен был особенным не только этим – он еще и не умел врать. В центре сюжета любовь барона к молодой девушке Марте и мечты главного героя жениться на ней. Счастью влюбленным все время пытается помешать бывшая жена Мюнхгаузена, которую сам он считает ошибкой юности.

В роли Мюнхгаузена — Олег Янковский, для него это уже не первая совместная картина с Захаровым. В фильме также сыграли Александр Абдулов, Любовь Полищук, Инна Чурикова, Игорь Кваша и другие светила современного тому времени кино.

Театральный или киношный Мюнхгаузен?

Интересно, что пьеса была написана Гориным по просьбе актера Владимира Зельдина, который очень хотел сыграть роль легендарного импровизатора. Спектакль по пьесе с успехом шел в Театре Российской Армии. Режиссер Марк Захаров решил воплотить на большом экране историю барона в горинском варианте. Однако главную роль в киноверсии сыграл не Зельдин, а Олег Янковский. Фильм «Тот самый Мюнхгаузен» (как и пьесу Горина) нельзя назвать сатирическим в полном смысле этого слова, хотя он полон юмора и веселых приключений. Это настоящая философская драма, где главный герой – энергичный молодой человек, знающий и понимающий значительно больше, чем его окружение, враждебно настроенное к нему. Он отказывается идти на любые компромиссы и, хоть и не может доказать свою правоту, остается верен себе.

Олег Янковский в образе барона Мюнхгаузена

Мюнхгаузен, созданный Владимиром Зельдиным, абсолютно другой. Он значительно старше (это человек на пороге старости, лет шестидесяти). Он – аристократ, который не способен производить какие-то невероятные приключения. Он даже и не помышляет о конфликте с властью или церковью. Этот Мюнхгаузен живет в другом мире, верит в него и искренне недоумевает, когда вокруг него назревает интрига. Мюнхгаузен Зельдина не столько отрицает мир, как в фильме, сколько мир не может принять его. Здесь сталкивается вера героя с окружающим рационализмом. Среди всех других героев нет верующих людей. Они все – рационалисты, включая служителей культа. Барон искренен в своих чувствах, чем-то напоминает Дон Кихота, лишенного своей острой пики и не защищенного латами, и от того предстающего интеллигентным, ироничным, искренним большим ребенком, которого рациональные, целиком погруженные в заботы мира сего люди фактически заставляют уйти из мира – забраться по лестнице на Луну.

Образ барона Мюнхгаузена – один из самых известных популярных в мировой литературе. Ему посвящены кинофильмы и мультфильмы, поставлены несколько памятников. Существует несколько музеев барона Мюнхгаузена.

Любой читатель и зритель, познакомившись с образом Мюнхгаузена, испытывает к нему искреннюю симпатию. И даже если верующий человек читает об этих остроумных выдуманных приключениях, он не ощущает антипатии к добродушному фантазеру, в котором фантазии гораздо больше, чем лжи. А все почему? Да потому что вокруг слишком много холодного рационализма и равнодушия, а мир барона Мюнхгаузена — это мир, где возможно настоящее чудо, где человек рисует собственную жизнь яркими красками, которых всегда так не хватает.

Последняя шутка

Даже история о смерти настоящего барона не лишена юмора. Через много лет после кончины барона, которого похоронили в семейном склепе, его останки хотели перенести на кладбище. Один из присутствовавших при этом предприятии оставил следующее воспоминание: «Когда гроб открыли, у мужчин выпали инструменты из рук.

Памятник барону рядом с его домом в Боденвердере

В гробу лежал не скелет, а спящий человек с волосами, кожей и узнаваемым лицом: Иероним фон Мюнхаузен. Широкое круглое доброе лицо с выступающим носом и немного улыбающимся ртом. По церкви пронесся порыв ветра. И тело вмиг распалось в пыль. Вместо лица выступил череп, вместо тела — кости. Гроб закрыли и не стали переносить на другое место».

Лучший из «Дома монахов»

Аристократический немецкий род Мюнхгаузенов («Дом монаха») существует с XII века. Однако из всех многочисленных представителей этого почтенного рода всемирно известен только один. Это Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен (1720 — 1791), который когда-то служил в русской армии и участвовал в двух походах против турок.

Герб рода Мюнхгаузенов, на котором изображен монах с посохом и мешочком, в котором лежит книга

Родина барона – небольшой городок Боденвердер. В 1737 году Мюнхгаузен оказался в России, где в это время процветала служба немцев в русской армии и при императорском дворе.

Центр города Боденвердера — родины Мюнхгаузена

Мюнхгаузен дослужился до высоких чинов, но после очередного дворцового переворота был вынужден уехать в Германию. С тех пор в Россию он не возвращался, зато все деловые бумаги подписывал как ротмистр русской службы.

Популярное за 7 дней

Можно ли православным носить украшения, а если да, то какие?
30.08.23 09:42

Обязательно ли нужно креститься, проходя или проезжая мимо храма?
27.08.23 13:08

Псалом 2-й. Один из самых поучительных для человека
01.09.23 13:12

31 августа — празднование в честь иконы Богородицы «Всецарица»
31.08.23 10:22

Митр. Антоний (Паканич): Богородица всегда будет с нами
28.08.23 08:54

28 августа — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
28.08.23 08:54

Высшая Небес и в смерти жива
28.08.23 13:14

Самые древние и интересные иконы Успения Богородицы
27.08.23 17:58

Что важнее: молитва или труд?
29.08.23 10:45

Почему молчание – золото?
01.09.23 11:52

«Павильон лжи»

В Германии, где он окончательно отошел от военного поприща и занялся охотой, Мюнхгаузен прославился как талантливый рассказчик необыкновенных историй, случившихся с ним в России и на родине. Жанр, в котором отставной ротмистр травил свои остроумные байки, в Германии именовался «охотничьими анекдотами» («Jagerlatein»). Со своими небылицами он путешествовал по многим немецким городам собирая все больше любопытных слушателей. В своем же поместье Мюнхгаузен отстроил охотничий павильон, стены которого были увешаны его охотничьими трофеями, и где он принимал своих друзей и слушателей. Позже этот домик назовут «павильоном лжи».

Олень, на голове которого выросло вишневое дерево. Илл. Гюстава Доре

Один из современников барона Мюнхгаузена так описал его оригинальную манеру рассказывать небылицы: «Обычно он начинал рассказывать после ужина, закурив свою огромную пенковую трубку с коротким мундштуком и поставив перед собой дымящийся стакан пунша… Он жестикулировал все выразительнее, крутил руками на голове свой маленький щегольской паричок, лицо его все более оживлялось и краснело, и он, обычно очень правдивый человек, в эти минуты замечательно разыгрывал свои фантазии».

Всеми любимый лжец

Поначалу все истории барона бытовали в устной форме, но вскоре стали появляться целые анонимные сборники занимательных новелл, которые рассказывал некто «остроумный М-г-з-н». Без ведома самого Мюнхгаузена (который очень разозлился, узнав о литературной обработке и публикации его небылиц) в 1781 и 1783 годах в берлинском юмористическом альманахе «Спутник веселых людей» появились 16 рассказов-анекдотов под заголовком «М-х-з-новы истории».

Через пару лет, уже в Лондоне, писатель Рудольф Эрих Распе, лично знакомый с бароном, выпустил «Удивительные приключения и похождения барона Мюнхгаузена в России» на английском языке, которых ждал небывалый успех у читателей. Затем известный литератор Готфрид Август Бюргер переработал книгу.

Иллюстрация к одному из самых знаменитых приключений барона — полету на пушечном ядре

В книге Распе, которая составлена из миниатюрных историй, Мюнхгаузен – это самозабвенный врун, хвастун с поразительным воображением, рассказывающий фантастические истории о самом себе, где он проявляет себя как истинный храбрец.

Распе здесь намеренно подчеркивает изобретательность героя, чей ум, несмотря на выдумки, остёр и находчив.

Книги Распе и Бюргера моментально распространились по всей Европе, а барон Мюнхгаузен сделался любимым всеми лжецом (до сих пор в Германии его именуют «Lugenbaron», что означает барон-врун). Интересно, что сам барон не признавал свое литературное «я» и даже собирался судиться с литераторами. И гнев его был справедлив. Так как из человека с уникальным военным и жизненным опытом, рассказчика увлекательных историй о реалиях другой страны, о военных вылазках и случаях на охоте, в которых он, увлекаясь, многое приукрашивал и преувеличивал, Мюнхгаузен превратился в героя этих историй – самозабвенного искусного вруна.

Барон встречает великана, способного поднимать ветер ноздрями. Илл. Гюстава Доре

Рассказы барона были во многом правдивы, но авторы сборников развивали их до абсурдных историй, множили смыслы. Как когда-то апокрифы красочно изображали чудеса и фантастические подвиги, которые не совершал евангельский Христос, так и истории храброго ротмистра слушатели и литераторы превратили в увлекательные байки красноречивого говоруна. Тем не менее именно они так полюбились читателям.

Так настоящий немецкий барон Мюнхгаузен и веселый литературный авантюрист срослись в одну грандиозную незаурядную личность, а реальные факты биографии героя перемешались с вымыслом. Например, в рассказе о том, как Мюнхгаузен вытащил за волосы из болота себя и своего коня, можно увидеть вполне реальный случай времен русско-турецкой кампании, когда русским войскам пришлось отступить: «Однажды, спасаясь от турок, попробовал я перепрыгнуть болото верхом на коне. Но конь не допрыгнул до берега, и мы с разбегу шлёпнулись в жидкую грязь».

Мюнхгаузен в России

В России о бароне Мюнхгаузене узнали еще в 1791 году, когда писатель и переводчик Николай Осипов (1751-1799) пересказал «Приключений барона Мюнхгаузена», назвав книгу пословицей «Не любо – не слушай, а лгать не мешай».

Обложки популярнейшего в России пересказа Чуковским книги Распе

Самой же известной интерпретацией образа Мюнхгаузена у нас в стране является адаптация для детей Корнеем Чуковским книги Рудольфа Распе. В 1923 году в издательстве «Всемирная литература» вышла книга под названием «Удивительные приключения, путешествия и военные подвиги барона Мюнхгаузена: сокращенное издание для детей среднего возраста, перевод с английского под редакцией Чуковского» с иллюстрациями Гюстава Доре.

Максим Горький отнес «Мюнхгаузена» к «крупнейшим произведениям книжной̆ литературы».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
На позитиве
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: