Б. василев. «а зори здесь тихие». пересказ + цитаты их текста. главы 4-6

Смысл

Автор хотел показать, как русские женщины, издавна славящиеся своей силой воли, боролись с оккупацией. Он не зря рассказывает о каждой биографии в отдельности, ведь по ним видно, с какими испытаниями прекрасный пол сталкивался в тылу и на передовой. Пощады не было никому, и в этих условиях девушки принимали на себя удар противника. Каждая из них пошла на жертву добровольно. В этом отчаянном напряжении воли всех народных сил и кроется главная мысль Бориса Васильева. Будущие и настоящие матери пожертвовали естественным долгом – рожать и воспитывать будущие поколения – ради того, чтобы спасти весь мир от тирании нацизма.

Разумеется, главная идея писателя – гуманистический посыл: женщинам не место на войне. Их жизни топчут тяжелые солдатские сапоги, как будто им на пути попадаются не люди, а цветы. Но если враг посягнул на родную землю, если он безжалостно истребляет все, что дорого сердцу, то даже девушка способна бросить ему вызов и победить в неравной борьбе.

Сюжетная линия

Краткое содержание повести знакомит читателей с Федотом Евграфычем Васковым, назначенным старшиной 171 железнодорожного уезда. Все мужчины, бывшие здесь в его подчинении, спивались от безделья. Когда Федот попросил непьющих солдат, то ему прислали девчат-зенитчиц.

Сначала командир не мог найти подход к своим подчинённым, но военные действия сделали их единой командой

Одна девушка заметила в лесу немецких диверсантов, которые пробирались к важному стратегическому объекту

Командир собрал отряд из пяти девушек, чтобы проследить за фашистами. Они пошли местными тропами на опережение врага. Вражеская группа состояла из шестнадцати немцев. Федот отправил Лизу Бричкину за подмогой. Девушка утонула в болоте и не успела передать послание.

Тем временем зенитчицы с Васковым стараются обхитрить диверсантов и отвести их подальше от объекта. Они возле привала немцев стали валить деревья под видом лесорубов. Когда враги их разоблачили, то в перестрелке погибли все девушки.

Характер

Васильев пишет о ней: «Она вообще была спокойная и рассудительная». Действительно, девушка очень редко смеялась, взгляд её был всегда грустным и серьезным, а образ жизни был, скорее, замкнутым. Не любила она показывать свои эмоции чужим людям и зачастую избегала компаний. Будучи командиром отделения, Осянина грамотно выполняла свои обязанности и вела себя весьма строго с подопечными. Однако все девушки в батальоне её любили и уважали.

Она была упряма и настойчива. Когда пограничная застава, где служил её муж, была разгромлена, Риту хотели отправить в тыл, а она хотела воевать. Осянина упорно настаивала, чтобы её послали в бой

На войну Рита пришла с единственной важной целью — отомстить фашистам. Она ненавидела немцев «тихо и беспощадно», поэтому убивала их без малейшего сожаления

Такие качества, как отважность, смелость и сила духа помогали девушке в неравной схватке с врагами. Являясь настоящим примером мужества и стойкости, Рита никогда не паниковала, помогала раненым и нуждающимся в помощи.

За двадцать лет Рита многое успела почувствовать и повидать. Она очень любила мужа и сына и пошла воевать, чтобы отомстить за гибель и чтобы сын рос в свободной стране. Сахар, галеты и другие продукты, которые ей полагались, девушка относила трехлетнему сыну в соседний городок. Не боясь покидать взвод, она два-три раза в неделю тайком уходила туда ночью и возвращалась под утро, когда зори были тихими. Это характеризует героиню, как заботливую и любящую мать.

Кратко о героях

Героинями повести выступают совсем молодые девушки, вчерашние выпускницы. Автор даёт их краткое описание, повествует об их прошлом. Краткая характеристика главных персонажей:

Васков Федот Евграфович. Командует небольшим военным подразделением № 171. В свои 32 года он дослужился до старшины. Федот был храбрым, ответственным и надёжным бойцом. Командир борется за дисциплину в подразделении. Он, как заботливый отец, переживает за каждую девушку. В мужчине сочетались доброта, простота и требовательность. В конце он остаётся жив, только потерял руку.
Рита Осянина. Дослужилась до младшего сержанта, была командиром отделения. До войны вышла замуж и родила сына. Муж погиб в первые дни сражений. Оставив сынишку, она оправилась служить

Всегда серьёзная Рита была настойчивой и отважной. Смертельное ранение заставляет её выстрелить себе в висок

В предсмертные минуты героиня просит Васкова заботиться о её сыне.
Женя Комелькова. Обладала очень красивой внешностью, была офицерской дочкой. Всю её семью расстреляли фашисты, только Жене удалось выжить. Девушка очень храбрая, не побоялась отвлечь немцев от раненой Риты Осяниной. В перестрелке с диверсантами она героически умирает с песней на устах.
Лиза Бричкина. Жила в сельской местности, привыкла к тяжёлому труду. С юных лет ухаживала за больной матерью. Хорошо знала лес, где работал её отец. Васков отправляет девушку за подмогой, но она тонет в болоте.
Соня Гурвич. Она выросла в городе, имела еврейские корни. Хорошо владела немецким языком, поэтому Соню использовали в качестве переводчика. У девушки не всё получалось на войне, но она старалась. На немцев наткнулась случайно, неся Васкову забытый им кисет. Её закололи ударом в грудь.
Галя Четвертак. Была самой младшей в группе. Девушка воспитывалась в детском доме, потом училась на библиотекаря. За романтикой пошла воевать. Пугливую Галю убивают немцы, когда она запаниковала и выбежала из укрытия.

Образ

Родители Риты простые люди. Мать тяжелобольна. Отец пропал без вести на войне. Возраст около 20-ти лет. Одна из первых в классе выскочила замуж, в 17 лет. Ее мужем стал лейтенант Осянин. Они случайно познакомились на вечере встреч с героями-пограничниками. Их не хотели расписывать, ссылаясь на юный возраст невесты, но влюбленные сумели убедить сначала коменданта города, потом родителей в искренности своих чувств и серьезности намерений. После того как молодых расписали, Рита уехала с мужем на заставу. Брак оказался счастливым, но недолгим. Рита становится вдовой на второй день войны 1941 года. Это произошло вскоре после свадьбы. На руках у нее остается маленький сын Альберт. «…была первой из их класса, кто вышел замуж. И не за кого-нибудь, а за красного командира, да еще пограничника…»

« …до восемнадцати ей не хватало пяти с половиной месяцев…»

« …сыночек у меня там, три годика. Аликом зовут, Альбертом. Мама больна очень, долго не проживет, а отец мой без вести пропал…»

Экранизации

Ирина Шевчук в образе Риты Осяниной В 1972 году режиссер Станислав Ростоцкий выпустил черно-белую двухсерийную экранизацию повести под названием «…А зори здесь тихие». В роли Риты Осяниной снялась актриса Ирина Шевчук.

В 2015 году вышла еще одна экранизация, которую снял режиссер Ренат Давлетьяров. Это не ремейк предыдущего фильма, хотя есть некоторое сходство с экранизацией 1972 года. Съемки проходили в Карелии летом и осенью 2014 года. Роль Риты Осяниной исполнила актриса Анастасия Микульчина.

Герои повести «А зори здесь тихие» в таблице: краткая характеристика персонажей (список)

В 2005 году экранизация повести вышла в Китае. В этой версии роль Осяниной досталась российской актрисе Татьяне Остап. Это не фильм, а девятнадцатисерийный сериал. Причем на все серии материала повести не хватило, и в результате автор, Борис Васильев, участвовал в разработке сценария. Сериал стал совместным проектом России и КНР. Актерский состав подобран исключительно из российских актеров. Съемки проходили в Москве, в Благовещенске и в Китае в округе Хэйхэ. На российские экраны сериал вышел сокращенным до двенадцати серий.

Цитаты на тему «А зори здесь тихие»

Война идёт. Великое сраженье, в котором — победить иль умирать, и надо бы стрелять на пораженье, а всех бойцов-то — пять. Всего лишь пять. Пять девочек, молоденьких, весёлых, не знающих об ужасе войны. Пять девочек, за спинами которых — надежда изувеченной страны. Пять девочек — испуганные лица, дрожь пальцев, сумасшествие сердец, уставших суматошно в рёбра биться. Пять девочек и комендант-храбрец.

…А зори здесь приходят точно в сроки, лучами красят землю в алый цвет. И кажется, война — она далёко, и думается, будто её нет. Как будто бы не здесь, не в этом мире горит смертельный клич и бдит патруль.

Ах, девочки, ах, милые-родные, куда же вы, куда — под стрёкот пуль? Куда же вы летите с тихим криком и с беспросветной горечью в груди?

Как будто бы из всей страны великой для боя только вас смогли найти. Как будто бы другим нельзя остаться, Россию для грядущего сберечь.

Ах, девочки, ах, тень дрожащих пальцев, ах, хрупкость долгом выломанных плеч!

Вам бы семью — детей любимых, мужа, вам бы учиться — в школу, в институт!.. Ах, девочки, война другому учит — бояться каждый миг, что нападут, кричать, и плакать, и стрелять, и биться, и задыхаться, и, закрыв глаза, шептать бессильно-сдавленно: «Убийца», прекрасно понимая, что назад не повернуть, и, боль глотая жадно, встречать улыбкой горькой пулю-смерть.

И ненавидеть — тихо, беспощадно. Так ненавидеть, как нельзя уметь.

Ах, девочки, ах, волосы из солнца, войну оставьте, не идите к ней!

Как будто бы не знаете — придётся для сотен жизней жертвовать своей. Как будто бы не страшно и не больно вставать и — напролом, в огонь и свист.

Ах, девочки. Останьтесь. С вас довольно. Пускай других преследует фашист, пускай другим залечивают раны, пускай другие ловят пули в грудь.

А зори здесь приходят рано-рано, как будто бы вас провожая в путь.

Ах, девочки, ах, узкие запястья! Вас только пять — представьте, только пять. И никому не хватит в мире власти, чтоб вас — уставших, тоненьких — сломать. И никому не хватит в мире силы, и никому не хватит в мире зла, чтоб вас — беспечных, юных и красивых — похоронить. Ах, светлые глаза, ах, горечь, затаившаяся в горле, ах, пальцы, что сжимают автомат! Вас только пять — отчаянных и гордых. Нет. Нет. Не только. Целых пять солдат.

Вы можете сказать: «С меня довольно», уйти домой и выкинуть шинель. Вы можете пожить вот так — спокойно, не опасаясь смерти каждый день. Вы можете вернуться к сну, к покою, сбежать — никто не скажет: «Дезертир». Вы можете вернуться к тихим зорям, создать свой новый, свой прекрасный мир.

(Ах, девочки, ах, узкие запястья, ах, бегством опьянённые сердца!)

Но если вы решаете остаться, пожалуйста, дойдите до конца.

Основные темы и проблемы

Самый важный вопрос, затронутый Васильевым, — женщина на войне. Хоть девушки были в тылу, но они готовы воевать за честь своей Родины. Любая героиня — отдельная личность со своими планами и взглядами на жизнь. Автор показывает, насколько страшны военные действия, отнимающие жизнь у хрупких женщин.

Ещё одной важной темой является героизм. Вчерашним школьницам пришлось столкнуться с жестокими событиями

Они идут на фронт по своей воле, чтобы изгнать врага или отомстить ему. Девушки не были профессиональными бойцами, поэтому их подвиг ещё значительнее. Писатель показал героизм обычных советских людей. Их борьба не была напрасной. Некоторые девушки проявляли особую смелость. Женя Комелькова спасала подруг ценой собственной жизни.

Васкову нелегко было смотреть, как одна за другой погибали его подопечные. Разве мог какой-то объект быть ценнее их жизней. Рита Осянина объяснила командиру, что они сражаются за всю русскую землю, Родину. Проблематика повести очень глубокая. Затронуты основные вопросы:

  • разрушительность и ужас войны;
  • память о погибших;
  • трусость.

Романтичная Галя Четвертак

Галина была самой юной представительницей отряда. Ей было всего 17 лет. Она воспитывалась в детдоме. Фамилию Четвертак ей придумали работники приюта из-за её маленького роста. Девочка любила фантазировать, так она уходила от суровой реальности. Учителя заметили её склонность к сочинительству, поэтому направили её в библиотечный техникум.

Война началась, когда она была на третьем курсе. Она оказалась среди зенитчиц. Но и тогда она жила в своём придуманном мире, представляя себя медсестрой. Девушка была боязливой, но Васков дал ей шанс проявить себя на задании. Никому из девушек не хотелось погибать, но больше всех боялась Галина. Она не готова была к войне, как и большинство женщин.

По собственной неосторожности погибает Галя Четвертак. Характеристика образа будет неполной без описания её гибели

Во время одного из обстрелов у девушки началась настоящая истерика. Она не сдержалась и выскочила из укрытия. Немцы сразу же убили её. Мечтательность и фантазии стали неуместными с боевыми действиями.

Васильев не просто так создал образ пяти героинь. На их примере он показал, сколько тогда было людей, готовых отдать свою жизнь ради других. Ещё больше популярности принесли книге 4 экранизированных фильма. Это одно из лучших произведений о войне, описывающее подвиг людей, жертвующих собственной жизнью.

История создания повести

Как утверждал сам автор, идеей для написания стало событие, которое произошло в действительности. В военных действиях 1941−1945 годов была группа солдат из 7 человек, служившие на ЖД станции. Они успешно противостояли группе немецких диверсантов и не дали взорвать этот участок путей. В ходе событий погибло шестеро, в живых остался только командир, который был награжден за свои старания.

Эта история и стала вдохновением для Бориса Васильева, после которой он и начал работать над произведением. Но вскоре он осознал, что в событиях тех дней нет ничего нового. Рассказы о самоотверженных солдатах-героях, которые стали инициаторами сражения и выстояли в жестокой схватке с врагом, повествуются на каждом шаге. На этом работа над повестью прекратилась.

Характер героя, поведение во время боевого задания

Федот Васков — волевой, серьёзный человек. Он строгий командир, соблюдающий букву Устава, невыполнение которого даже не обсуждается. Старшина не отличается многословностью, очень много молчит, больше слушает. «…В запасе двадцать слов, да и те из уставов…» Порядок и дисциплина для него всегда стоят на первом месте. Именно поэтому он очень настойчиво просил заменить ему бойцов, которые много времени уделяли гулянкам, на более дисциплинированных подчинённых. Командование решает вопрос радикально, отправив в подчинение старшине отряд зенитчиц, которые уж точно не будут пить и устраивать дебоши. С появлением в судьбе Васкова этих девушек меняется его характер. Постепенно в командире просыпаются отцовские чувства к этим девушкам. Герой полностью раскрывается как командир и человек во время пребывания в лесу до встречи и во время столкновения с немецкими диверсантами.

Оказывается, за маской строгого и непреступного командира скрывается человек с добрым и отзывчивым сердцем. Федот в лесу по-отечески опекает подчиненных, всячески помогает преодолеть трудности боевого задания.

Но, как ни старался, Федот Васков уберечь своих девчонок, самое страшное всё-таки случилось, все пятеро трагически погибают. А Федот остался один против нескольких диверсантов. Он переполнен чувством вины: ведь девочек уже не вернуть. Одна фраза Федота передаёт весь ужас и несправедливость войны: «…А главное, что могла нарожать Соня детишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…»

В сцене столкновения с диверсантами, когда погибают Рита и Женя, характер старшины как командира и защитника Родины раскрывается в полной мере. С одной пулей и гранатой без запала, раненый и измождённый он ликвидирует захватчиков, но не всех, четверых он берет в плен. «…Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцу ни клочка на этом берегу…»

Комендант военного подразделения Васков

Федот Евграфович дослужил до старшины. Окончил 4 класса, после чего пошёл работать. Перед самой войной он женился, но жена вскоре ушла к другому, а сынишка умер. Федот ранее был участником Финской войны, служил в разведке. Персонаж в годы Отечественной войны стал командовать подразделением зенитчиц. Молодые и неопытные девушки подшучивают над ним, несерьёзно его воспринимают. Они нежно называют его Федей, как мама в детстве.

Однажды старшине пришлось возглавить «бабий» отряд. С пятью девчатами ему нужно остановить сильного и опытного врага в количестве 16 человек. Он заботится о своих подопечных, относится к ним, как отец: заставляет их правильно надевать портянки, учит крякать подобно уткам. Охарактеризовать командира в книге «А зори здесь тихие…» можно следующими эпитетами:

  • храбрый, мужественный;
  • имеет сильный характер;
  • простой;
  • ответственный, пунктуальный;
  • заботливый, требовательный;
  • неторопливый, немногословный;
  • упрямый.

Командиру было тяжело на задании, ведь в его руках оказались жизни пятерых девчонок. Он старался вести себя с ними строго, сдержанно, соблюдал дистанцию. Выполняя поставленную задачу, герой становится для подопечных заботливым братом или отцом. Он проявляет сочувствие и переживает за каждую из них.

Следующая цитата

Более тридцати книг, созданных Борисом Васильевым и ставших основой более пятнадцати кинофильмов, навсегда останутся классикой русской литературы. Повести и романы Васильева давно включены в школьную программу, и не только в России, — такое признание мало кому из писателей выпадает при жизни. В настоящее издание вошла главная повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие. », роман «Завтра была война» и киносценарий «Аты-баты, шли солдаты», представляющие характерные особенности многогранной васильевской прозы: философские размышления, романтичность и нежность, иронию, прозорливость, мужество и бескомпромиссность в поисках истины.

Бывает горе — что косматая медведица. Навалится, рвет, терзает — света невзвидишь. А отвалит — и ничего, вроде можно дышать, жить, действовать. Как не было. А бывает пустячок, оплошность. Мелочь, но за собой мелочь эта такое тянет, что не дай бог никому.

  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Осуществленная мечта всегда лишена романтики.

  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

— Ну что вы в самом деле! У меня мама — медицинский работник. — Нету мамы. Война есть, немцы есть, я есть, старшина Васков. А мамы нету. Мамы у тех будут, кто войну переживет. Ясно говорю?

  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Наступила та таинственная минута, когда одно событие переходит в другое, когда причина сменяется следствием, когда рождается случай. В обычной жизни человек никогда не замечает её, но на войне, где нервы напряжены до предела, где на первый жизненный срез снова выходит первобытный смысл существования — уцелеть, — минута эта делается реальной, физически ощутимой и длинной до бесконечности.

  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Взял топор (эх, лопатки не захватил на случай такой!), ушел в камни место для могилки искать. Поискал, потыркался — скалы одни, не подступишься. Правда, яму нашел. Нарубил веток, устелил дно, вернулся. — Отличница была, — сказала Осянина. — Круглая отличница — и в школе, и в университете. — Да, — покивал старшина. — Стихи читала. А про себя подумал: не это главное. А главное, что могла Соня детишек нарожать, а те бы — внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом.

  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Так уходило её детство, а вместе с ним и старые друзья. И Лизе было горько и страшно, ибо она не знала, что приходит на смену детству.

  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Красивые редко счастливыми бывают.

  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

А зори-то здесь тихие-тихие, только сегодня разглядел.

  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

А Галя уж и не помнила об этом свинце. Другое стояло перед глазами: серое, заострившееся лицо Сони, полузакрытые, мертвые глаза ее и затвердевшая от крови гимнастерка. И — две дырочки на груди. Узкие, как лезвие. Она не думала ни о Соне, ни о смерти — она физически, до дурноты ощущала проникающий в ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови. Она всегда жила в воображаемом мире активнее, чем в действительном, и сейчас хотела бы забыть все, вычеркнуть из своей памяти, хотела — не могла. И это рождало тупой, чугунный ужас, и она шла под гнетом этого ужаса, ничего уже не соображая. Федот Евграфыч об этом, конечно, не знал. Не знал, не догадывался, что боец его, с кем он жизнь и смерть одинаковыми гирями взвешивал, уже был убит. Убит, до немцев не дойдя, ни разу по врагу не выстрелив.

  • Неразменный рубль лесков цитаты

      

  • Размышление об искусстве евгений онегин цитаты

      

  • Цитаты на 1 годик девочке

      

  • Сумерки рассвет часть 2 цитаты

      

  • Цитата женщина которая долго терпит уходит неожиданно и навсегда

«А зори здесь тихие…»

Сюжет повести начинается с того, что комендант Федот Васков просит у командования прислать ему непьющих зенитчиков. Дело в том, что разъезд, которым заведует Васков, стоит в глуши, обстановка вокруг тихая, и мужчины от безделья начинают пьянствовать. Командование в ответ на запрос Васкова присылает два отделения девушек-зенитчиц.


Старшина Федот Васков (кадр из экранизации)

Одна из новоприбывших замечает двух вражеских диверсантов в лесу. Очевидно, что немцы пытаются незамеченными пробраться по лесам к неким стратегически значимым объектам. Васков решает, что врагов необходимо перехватить. Комендант набирает группу из пяти девушек, с которой собирается по тайной тропе через топи обогнать диверсантов и уничтожить. Однако позже оказывается, что немцев не двое, а шестнадцать человек, и с небольшой группой тех не остановить.

Васков отправляет за помощью одну девушку из группы — Лизу Бричкину, но та не добирается до «своих», а по дороге погибает в болоте. Тем временем Васков с остальными преследует врагов и вступает в несколько боевых столкновений. Однако силы не равны и девушки одна за другой гибнут. Рита Осянина — одна из зенитчиц в группе Васкова. Другие девушки — Соня Гуревич, Галя Четвертак и Женя Комелькова. Сам Васков выживает и в итоге берет в плен тех диверсантов, которые остались в живых. Так что подвиг погибших девушек не оказался напрасным.


Женя Комелькова (кадр из фильма)

Рита Осянина родилась в простой семье и в девичестве носила фамилию Муштакова. В семнадцать лет Рита выходит замуж и становится Осяниной, рожает сына, которого называют Альбертом, и до войны живет счастливо.

С будущим мужем героиня познакомилась еще в девятом классе, когда по воле случая Рита и молодой лейтенант Осянин сели рядом. Тогда же во время игры в фанты Рита и Осянин танцевали вальс, а в конце молодой лейтенант вызвался проводить героиню домой.


Рита Осянина (актриса Дарья Семенова)

Знакомство скоро заканчивается браком, причем героине на тот момент нет еще и восемнадцати. Будущие супруги получили разрешение на брак, обратившись к коменданту города и родителям Риты. Муж героини был пограничником и командиром. Через год у Риты родился сын, а еще через год началась война.

По несчастью, муж Риты — к тому моменту уже старший лейтенант Осянин — погиб на второй день войны, через два года после свадьбы. Героиня узнала о гибели супруга не сразу, а только через месяц. Рита отправляется на фронт, чтобы отомстить за мужа, служит санитаркой, а позже проходит зенитную школу и становится зенитчицей. Получает звание младшего сержанта и командует отделением девушек-зенитчиц.


Внешность Риты Осяниной

Остальная семья Риты тоже понесла урон во время войны. Отец героини пропал без вести, а трехлетний сын Алик остался с бабушкой — матерью Риты, которая серьезно больна. Героиня уверена, что та не проживет долго. Сама Рита погибает, когда во время перестрелки с немцами получает смертельную рану. Девушка осознает, что у нее нет шанса оправиться от ранения, а умирать придется долго и мучительно. Рита кончает жизнь самоубийством, выстрелив себе в висок. На этом короткая и печальная биография Риты Осяниной завершается.

Умирающая героиня просит коменданта и старшину Федота Васкова позаботиться о сыне Алике, который остается сиротой, проявляя тем самым материнскую любовь на пороге неизбежной смерти. Васков усыновил мальчика и стал для того отцом.

У Риты строгий и серьезный характер, героиня никогда не смеется, всегда остается рассудительной и спокойной. Внешность героини в тексте не описывается, но в экранизациях Риту изображают главным образом блондинкой с типичными славянскими чертами.


Главные герои повести «А зори здесь тихие…»

Суровая Рита пользуется доверием армейского начальства, героиню ценят как надежного и толкового бойца. После смерти мужа Рита не обращала внимания на других мужчина и держалась особняком, не заводя близких отношений ни с кем. Образ героини проникнут трагизмом, и сама судьба девушки складывается трагически.

Девушки в отряде Риты были молодыми и морально менее зрелыми, чем героиня. Тем не менее Рита заводит дружбу с Женей Комельковой, молодой зенитчицей, чью семью расстреляли немцы. В компании Жени героиня могла расслабиться и стать собой. Рита даже начала временами смеяться и петь песни с другими девушками.

А Зори Здесь Тихие Цитаты Из Книги

Человек в опасности либо совсем ничего не соображает, либо сразу за двоих

Фильмы по его произведениям известны, кажется, гораздо больше, чем сами тексты. И ведь правда, кто не смотрел «Офицеров» Владимира Рогового или «. А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого? А вот литературные оригиналы, написанные Борисом Васильевым (1924 — 2013), сегодня куда менее популярны. И все-таки писатель до сих пор остается среди самых известных авторов, рассказывавших о Великой Отечественной войне.

Мы собрали 20 пронзительных цитат из его произведений:

Война — это не просто кто кого перестреляет. Война — это кто кого передумает. «А зори здесь тихие. »

Осуществленная мечта всегда лишена романтики. «А зори здесь тихие. »

Убивает не только пуля, не только клинок или осколок — убивает дурное слово и скверное дело, убивает равнодушие и казенщина, убивает трусость и подлость. «Завтра была война»

Женщина не потому силища, что камни может ворочать похлеще мужика, а потому она силища, что любого мужика может заставить ворочать эти камни. «Завтра была война»

Красивые редко счастливыми бывают. «А зори здесь тихие…»

Ему было всего девятнадцать лет и два месяца, и он твердо верил в собственное бессмертие. «В списках не значился»

Человек в опасности либо совсем ничего не соображает, либо сразу за двоих. «А зори здесь тихие. »

Если хочешь знать, самое большое счастье — чувствовать, что тебя любят. Не знать, а чувствовать, так при чем же здесь голова? «Завтра была война»

В жизни будет много трагедий. Я знаю, что первая — всегда самая страшная, но надо готовиться жить, а не тренироваться страдать. «Завтра была война»

Вот Миррочке весело, и она смеется. А когда мне весело, я почему-то просто перестаю плакать. Так, может быть, люди делятся не на русских, евреев, поляков, германцев, а на тех, кому очень весело, просто весело и не очень весело, а? Что вы скажете на эту мысль, пан офицер? «В списках не значился»

Ребенок — существо стихийно-вольное, и нечего зря решетки устанавливать. «Завтра была война»

Человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя. «В списках не значился»

Не знаю, были ли у нее шрамы на теле, но на душе были, это я понял позже. «Завтра была война»

Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет. «А зори здесь тихие. »

Самое страшное — это подозрение. Оно калечит людей, вырабатывая из них подлецов и шкурников. «Завтра была война»

Она обладала редким даром не предлагать помощь, а — помогать. Подставлять плечо под чужую ношу как-то само собою, без громких фраз, а тем паче — просьб. «Утоли моя печали»

Бои выигрывают характеры, а не анкетные данные. «Встречный бой»

Говорят, что мы, евреи, музыкальный народ. Да, мы — такой народ; станешь музыкальным, если сотни лет прислушиваешься, по какой улице топают солдатские сапоги и не ваша ли дочь зовет на помощь в соседнем переулке. «В списках не значился»

Давно известно, что лучший способ разобраться самому — это начать учить других. «И был вечер, и было утро»

Отличительной чертой русской интеллигенции была всегда потребность отдавать, а не брать. Отдавать! И этот принцип я вполне разделяю. «Неопалимая купина»

Темы

  1. Героизм, чувство долга. Вчерашние школьницы, ещё совсем молодые девушки уходят на войну. Но делают они это не из-за нужды. Каждая приходит по своей воле и, как показала история, каждая вложила все свои силы, чтобы противостоять немецко-фашистским захватчикам.
  2. Женщина на войне. В первую очередь в произведении Б. Васильева важен тот факт, что девушки находятся не в тылу. Они наравне с мужчинами воюют за честь своей родины. Каждая из них – это личность, у каждой были планы на жизнь, своя семья. Но жестокая судьба отнимает это всё. В устах главного героя звучит мысль о том, что война страшна тем, что, отнимая жизни женщин, она губит жизнь целого народа.
  3. Подвиг маленького человека. Ни одна из девушек не была профессиональным бойцом. Это были обычные советские люди с разными характерами и судьбой. Но война сплачивает героинь, и они готовы сражаться вместе. Вклад в борьбу каждой из них не был напрасным.
  4. Мужество и смелость. Некоторые героини особенно выделились на фоне остальных, проявив феноменальную отвагу. Например, Женя Комелькова ценой жизни спасла товарищей, обратив преследование врагов на себя. Она не боялась рискнуть, так как была уверена в победе. Даже получив ранение, девушка лишь удивилась, что такое произошло с ней.
  5. Родина. Васков винил себя за то, что случилось с его подопечными. Он представлял, что их сыновья поднимутся и выскажут упрек мужчинам, которые не смогли уберечь женщин. Он не верил, что какой-то Беломорканал стоит этих жертв, ведь его и так охраняли сотни бойцов. Но в разговоре со старшиной Рита пресекла его самобичевание, сказав, что отчество – это не каналы и дороги, которые они защищали от диверсантов. Это вся русская земля, которая требовала защиты здесь и сейчас. Именно так автор представляет родину.

Композиционные особенности

Все события в повести подаются от лица командира Васкова. В основе сюжета лежат его воспоминания. В повествовании встречаются лирические отступления, отрывки из прошлого героев, воспоминания. Федот по-своему воспринимает нежных девушек на войне. У каждой своя история, приведшая её в армию.

Автор знакомит читателей с героинями по порядку, окунаясь в их прошлое. В повести чётко прослеживаются все классические компоненты композиции:

  1. Экспозиция. Васкову в подчинение прислали девушек-зенитчиц.
  2. Завязка. Рита Осянина замечает немцев в лесу.
  3. Развитие действия. Отряд отправляется на поиски диверсантов.
  4. Кульминация. Момент гибели девушек.
  5. Развязка. Васков берёт в плен фашистов.
  6. Эпилог. Федот приезжает на могилу девушек.

Гибель

В очередном бою Маргарита получила серьезное ранение в живот, несовместимое с жизнью. Она понимала, что умирать ей придется больно, долго и тяжело. Вместе с тем, перед смертью Рита Осянина ни минуты не думала о себе и даже не надеялась на спасение. Умирая, она беспокоилась только о сыне, который рано остался сиротой из-за страшной, жестокой и безжалостной войны. Поэтому бедная девушка просит старшину Федота Васкова позаботиться об Альберте. Когда Васков на время оставил её, Рита стреляет себе в висок, не желая оставаться обузой и подвергать опасности жизнь старшины. Далеко не каждый сможет так поступить, здесь Рита проявляет себя, как смелая и сильная личность. Федот сдержал обещание и взял Альберта себе на воспитание, усыновил его. Мальчик Васкова очень полюбил, звал тятей. В дальнейшем Альберт Федотыч стал капитаном-ракетчиком. Вместе с отцом он привёз на моторной лодке мраморную плиту. Они разыскали место гибели Маргариты и положили на её могилу плиту.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
На позитиве
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: