Цитаты и высказывания александра блока

Особенности поэтического мира и идея пути в творчестве а. блока

Владимир Владимирович Маяковский

Русский поэт исключительно редкого дарования в сочетании с безудержной энергией. В начале литературной деятельности он поддерживал идеи футуристов. Они заключались в том, чтобы отбросить прочь классические художественные средства отображения реальности. По их мнению, стремительно меняющуюся действительность можно было изображать только с помощью новых форм и образов. Он безоговорочно принял революцию 1917 года и с энтузиазмом увлекся идеей утверждения нового миропорядка. Об этом его стихи, поэма «Хорошо!». Но произведения последнего периода творчества наводят на мысль о разочаровании. В стихотворении «Прозаседавшиеся» Маяковский открыто критикует бюрократизм. Бескомпромиссность, решительность, острый ум и резкое слово подняли его на вершину славы в начале пути и привели к трагическому финалу.

Александр Блок: биография кратко

Александр Блок известен также своими переводами и критическими статьями. Он навсегда остался классиком русской литературы 20-го века, самым крупным представителем русского символизма. Темы стихотворений поэта затрагивают разные стороны человеческой жизни, но преобладающей в его творчестве выступает любовная лирика.

Детские и юные годы

Александр Александрович Блок родился в Санкт-Петербурге 28 ноября 1880 года. Его отцом был Александр Львович Блок, имевший немецкие национальные корни, трудившийся в качестве профессора в Варшавском университете, а матерью – переводчица Александра Андреевна Бекетова, отец которой служил ректором Санкт-Петербургского университета.

За первого супруга мать будущего поэта вышла еще в 18-летнем возрасте и вскоре после рождения мальчика решила разорвать связи с нелюбимым мужем. Впоследствии родители поэта практически не общались между собой.

В те времена разводы оказывались редкостью и порицались обществом, однако в 1889 году самодостаточная и целеустремленная Александра Блок добилась того, чтобы Святейший правительствующий синод официально расторг ее брак с Александром Львовичем. Вскоре после этого дочь прославленного русского ботаника снова вышла замуж уже по настоящей любви – за офицера гвардии Кублицкого-Пиоттуха.

Менять фамилию сына на собственную или на замысловатую фамилию отчима Александра Андреевна не стала, и будущий поэт остался Блоком. Детские годы Саша провел в доме деда. Летом он надолго уезжал в Шахматово и через всю жизнь пронес теплые воспоминания о проведенном там времени. Притом жил Александр Блок вместе с мамой и ее новым мужем в казарме лейб-гренадерского полка на окраине Санкт-Петербурга.

Между будущим поэтом и матерью существовала непостижимая духовная связь. Дама открыла сыну сначала сказки, а затем и произведения Шарля Бодлера, Поля Верлена, Афанасия Фета и других прославленных авторов.

Александра Андреевна и юный наследник вместе изучали новые веяния в философии и поэзии, вели увлеченные беседы касательно последних новостей политики и культуры. Впоследствии матери Александр Блок в первую очередь читал собственные произведения и именно у нее искал утешения, понимания и поддержки.

В 1889 году мальчик начал обучаться во Введенской гимназии. В 1898 году Александр завершил обучение в гимназии и сдал вступительные экзамены в Петербургский университет, избрав для своей карьеры юриспруденцию. Спустя три года после этого все же перевелся на историко-филологическое отделение, выбрав для себя славяно-русское направление.

Обучение в университете поэт завершил в 1906 году, получив высшее образование. В студенческие годы он познакомился с Алексеем Ремизовым, Сергеем Городецким, а также сдружился с Сергеем Соловьевым, который приходился ему троюродным братом.

Дальнейшая жизнь

Семья Блока, особенно по материнской линии, продолжала высококультурный род, что не могло не сказаться на Александре. С юных лет поэт читал многочисленные книги, посещал театральный кружок в Санкт-Петербурге, а также пробовал свои силы в стихотворном творчестве.

Говорить о полноценной творческой карьере Блока можно начиная с 1900–1901 годов. В то время Александр Александрович стал еще более преданным почитателем творчества Афанасия Фета, а также лирики Владимира Соловьева и даже учения Платона. Кроме того, судьба свела его с Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус, в журнале которых под названием «Новый путь» Блок делал свои первые шаги в качестве поэта и критика.

На раннем этапе своего творческого развития Александр Александрович понял, что близким ему по душе направлением в литературе является символизм. Это движение, пронзившее все разновидности культуры, отличалось новаторством, стремлением к экспериментам, любовью к загадочности и недосказанности.

В Санкт-Петербурге близкими ему по духу символистами были упомянутые выше Гиппиус и Мережковский, а в Москве – Валерий Брюсов. Примечательно, что примерно тогда, когда Блок начал публиковаться в петербургском «Новом пути», его произведения стал печатать и московский альманах под названием «Северные цветы».

Детские годы

Мальчик рос резвым и интересным, но очень своевольным, отговорить или приучить к чему-нибудь его было практически невозможно, матери часто приходилось наказывать Сашу.

До трёх лет ему никак не могли подобрать подходящую няню. Но потом появилась няня Соня, у которой с ребёнком сложились особенные отношения. Маленький Блок её обожал, больше всего ему нравилось, когда няня читала ему вслух сказки Пушкина.

Очень любил играть, при этом ему абсолютно не нужны были товарищи, он увлекался игрой сам настолько, что мог целый день бегать по комнатам, изображая людей, коней, кондукторов. Помимо игр и няниных сказок у него было ещё одно сильное увлечение – корабли, их он рисовал в разных видах и развешивал по всему дому, эта страсть осталась с ним на всю жизнь.

На четвёртом году жизни мальчик впервые побывал за границей с мамой и няней, в Триесте и Флоренции, где много купался в море и загорал.

Оттуда вернулись в его любимую деревню Шахматово. Будучи ещё ребёнком, Блок изучил здесь все окрестности, позднее он отобразит это место в своей поэме «Возмездие». Он знал, где водятся грибы, цветут ландыши и незабудки, где можно насобирать целое лукошко лесной земляники.

Маленький Саша безумно любил животных, дворовые псы, ёжики, даже насекомые и дождевые черви вызывали у него восхищение. В пятилетнем возрасте он посвятил свои первые стихи серому зайке и домашнему коту.

Родной отец Александр Львович на праздники приезжал в Россию, бывал у сына, но особой симпатии у мальчика не вызывал. Старший Блок больше был озабочен тем, чтобы вернуть жену, но она настойчиво просила развод. Пока он сам не надумал вторично жениться в Варшаве, в разводе отказывал.

И уже в 1889 году, когда Александру Блоку было девять лет, мама второй раз вышла замуж за поручика гренадерского полка Кублицкого-Пиоттуха. Она взяла фамилию мужа, сын остался Блок.

Они переехали на набережную Большой Невки, там была новая квартира в полковых казармах, где прожили 15 лет. Отчим особой любви к пасынку не питал, но и не обижал. Мальчик подружился с соседскими детьми, вместе они катались на коньках, когда Невка покрывалась толстым льдом. Дома он занимался рисованием и выпиливанием, особенно ему нравилось переплетать книги.

Мне страшно с тобой встречаться…

Стихотворение “Мне страшно с тобой встречаться…” было создано в 1902 году. Оно несколько отличается от произведений любовной лирики, созданных Блоком ранее.

В данном стихе романтизм и юношеская восторженность, неспособные адекватно оценивать окружающий мир, отходят на задний план. Лирический герой становится мужественнее, он замечает обыденность мира.

Вокруг образа возлюбленной по-прежнему замечаются фантазии и мечты, но они представлены в виде легкой дымки. Лирическая героиня осязаема и близка, судя по стихотворению, но в то же время она далека и недосягаема, как богиня.

Блок. Стихотворение «Русь»

Тема Родины находит отражение и в произведении «Русь». Здесь перед читателями предстает таинственная, непредсказуемая и одновременно прекрасная Россия. Страна кажется поэту сказочной и даже колдовской землей:

Переплетающиеся миры (реальный и мир сна) помогают поэту мысленно перенести читателей в давние, былые времена, когда Россия была полна ведьмовскими и колдовскими чарами.

Лирический герой безоглядно влюблен в страну, поэтому благоговеет перед ней. Он видит ее не просто необычной, а таинственной, очаровательно древней. Но Россия предстает перед ним не только сказочной, но и нищей, страдающей и печальной.

Произведение «Рожденные в года глухие» посвящено З. Н. Гиппиус и пронизано предвкушением грядущих перемен.

Блок понимал, что современное поколение обречено, поэтому призывал его к переосмыслению жизни, обновлению.

Обреченность России заключена в неиспользованном потенциале. Она, обладая неимоверными богатствами, страшно бедна и пугающе убога.

Творчество

В 1904 году издательство «Гриф» выпустило первую книгу Блока «Стихи о Прекрасной Даме».

1906─1908 годы ознаменовались особенным успехом и писательским ростом Блока. Он через себя пропустил все события революции 1905 года, сам принимал участие в демонстрациях, что отразилось в целом ряде его произведений. Одна за другой выходят его книги:

  • «Нечаянная радость»;
  • «Снежная маска»;
  • «Земля в снегу»;
  • «Лирические драмы».

В 1909 году поэт путешествовал по Германии и Италии, результатом этой поездки стал сборник «Итальянские стихи».

В 1912 году им была написана драма «Роза и Крест», которую по достоинству оценили В. Немирович-Данченко и К. Станиславский, однако пьеса эта так и не была поставлена.

В 1916 году Блок служил в действующей армии, он был распределён в Белоруссию в инженерные части Всероссийского Земского Союза. Во время службы он узнал о свершившейся революции, которую сначала воспринял со смешанными чувствами, но эмигрировать из страны не стал.

На этот период приходятся такие его знаменитые сборники стихов, как «Ночные часы», «Стихи о России», «За гранью прошлых дней», «Седое утро».


Памятник поэту и его Прекрасной Даме

С 1918 года Александр был принят на службу в Чрезвычайную следственную комиссию, которая расследовала противозаконные действия должностных лиц. Здесь он трудился редактором.

Революционные события повлекли за собой глубокий творческий кризис и депрессию у поэта. После произведений «Двенадцать» и «Скифы» он перестал писать стихи, по его словам, «все звуки прекратились».

Символизм Блока

Каждое стихотворение поэта хранит скрытый символ, помогающий почувствовать его вкус. Вот, что связывает поэта с символистами – модернистским течением, относящимся к серебряному веку русской поэзии. В самом начале творческого пути Блок воспринимал явления окружающего мира как нечто потустороннее, нереальное. Поэтому в его творчестве существует множество символов, раскрывающих новые грани лирического образа. Они выбирались, скорее, интуитивно. Лирика наполнена туманностью, мистикой, снами и даже волшебством.

Символизм индивидуален. В нем «танцевали в хороводе» многоцветные гаммы чувств. Сердце дрожало, словно натянутая струна, от восхищения и переживаний за лирического героя. Будучи символистом, Блок ощущал некие «подземные толчки». Это был знак судьбы. Мистический и интуитивный взгляд на мир преследовал поэта повсюду. Александр Александрович чувствовал, что страна стоит в преддверии чего-то ужасного, глобального, того, что перевернет и искалечит миллионы жизней. Наступала революция.

Блок создает символику красок в своей поэзии. Красный цвет – влекущий и манящий, цвет страсти, любви и жизни. Белое и светлое – это что-то чистое, гармоничное и совершенное. Синий цвет символизирует звездное небо, далекий космос, нечто высокое и недостижимое. Черный и лиловый – цвета трагедии и гибели. Желтый же цвет говорит об увядании и тлении.

Каждому символу соответствует определённое понятие или явление: море – это жизнь, народ, исторические движения и потрясения. Красный червяк – пожар. В стихотворении «Фабрика» появляется «чёрный кто-то». Для поэта – это гибельная сила. Фабрика и Он — зловещий образ губителя-угнетателя.

Блок стремился выразить свои чувства и эмоции, а не просто описать окружающий мир. Каждое стихотворение он пропускал через себя, через свою душу, поэтому строфы пропитаны его мироощущением, радостями и тревогами, торжеством и болью.

Борис Леонидович Пастернак

Один из крупнейших русских поэтов XX века. Время расцвета его творчества припало на непростой исторический период. Тем не менее он находил смысл поэзии в постижении сущности жизни. Значительной в его творчестве была идея взаимосвязи человека с миром. Так сборник стихов «Сестра моя – жизнь» поэт посвятил творчеству Лермонтова. Оно представлено символом бессмертия в стихотворении «Памяти Демона». Посредством поэзии Пастернак выражал свой взгляд на миропорядок, ценность и цель жизни, любовь, многомерность и гармоничность мира. Не может оставить равнодушным читателя своеобразный, уникальный стиль написания произведений.

Следующая цитата

И я любил. И я изведал Безумный хмель любовных мук, И пораженья, и победы, И имя: враг; и слово: друг.

30 марта 1908 (Январь 1912).

  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Работай, работай, работай: Ты будешь с уродским горбом За долгой и честной работой, За долгим и честным трудом.

  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день.

  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Человеческая совесть побуждает человека искать лучшего и помогает ему порой отказываться от старого, уютного, милого, но умирающего и разлагающегося, — в пользу нового, сначала неуютного и немилого, но обещающего новую жизнь.

  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Я, не спеша, собрал бесстрастно Воспоминанья и дела; И стало беспощадно ясно: Жизнь прошумела и ушла.

  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Все на свете, все на свете знают: Счастья нет. И который раз в руках сжимают Пистолет!

И который раз, смеясь и плача, Вновь живут! День, как день; ведь решена задача: Все умрут.

  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Ты смела! Так еще будь бесстрашней! Я — не муж, не жених твой, не друг! Так вонзай же, мой ангел вчерашний, В сердце — острый французский каблук!

  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Когда ты загнан и забит Людьми, заботой иль тоскою; Когда под гробовой доскою Всё, что тебя пленяло, спит; Когда по городской пустыне, Отчаявшийся и больной, Ты возвращаешься домой, И тяжелит ресницы иней, — Тогда — остановись на миг Послушать тишину ночную: Постигнешь слухом жизнь иную, Которой днём ты не постиг.

  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Под насыпью, во рву некошенном, Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая. <. > Так мчалась юность бесполезная, В пустых мечтах изнемогая. Тоска дорожная, железная Свистела, сердце разрывая.

Да что — давно уж сердце вынуто Так много отдано поклонов, Так много жадных взоров кинуто В пустынные глаза вагонов.

Не подходите к ней с вопросами, Вам всё равно, а ей — довольно: Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена — всё больно.

О вечности

Прямо смотрю я из времени в вечность.

Хоть не вечен человек, То, что вечно, — человечно.

Бесконечно вражды не держи — ты смертен.

Цитаты про Фета

  • Н. Некрасов: Смело можно сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе после Пушкина не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит г-н Фет. (см. цитаты Некрасова)
  • Л. Толстой: И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов? (см. цитаты Толстого)
  • И. Тургенев: Вы совершенно верно определили его характер — недаром в нем частица немецкой крови — он деятелен и последователен в своих предприятиях, при всей поэтической безалаберщине — и я уверен, что, в конце концов, — его лирическое хозяйство принесет ему больше пользы, чем множество других, прозаических и практических. С умилением воображаю, как я буду дразнить его, спорить с ним и т. д., и т. д. (см. цитаты Тургенева)
  • П. Чайковский: Считаю его поэтом абсолютно гениальным… Фет в лучшие свои минуты переходил из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Поэтому часто Фет напоминает мне Бетховена. . Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом.
  • М. Салтыков-Щедрин: В семье второстепенных русских поэтов г. Фету, бесспорно, принадлежит одно из видных мест. Большая половина его стихотворений дышит самою искреннею свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия, благодаря услужливым композиторам, которые, впрочем, всегда выбирали пьески наименее удавшиеся. (см. цитаты Салтыкова-Щедрина)
  • А. Блок: Всё торжество гения, не вмещенное Тютчевым, вместил Фет. (см. цитаты Блока)

О любви

Любить есть действие — не состояние.

Я говорю, что любить – состоянье, ещё и какое! Чудное, полное нег. Дай бог нам вечно любить! Какое счастие: и ночь, и мы одни!

У любви есть слова, те слова не умрут.

Инстинкт в выборе своем непогрешим; невозможно придумать более наглядного и осязательного сближения, чем сближение жаждущих друг друга уст.

Не жизни жаль с томительным дыханьем, Что жизнь и смерть? А жаль того огня, Что просиял над целым мирозданьем, И в ночь идёт, и плачет, уходя.

О жене

У каждого такая жена, какая ему нужна.

Идеальный мир мой разрушен давно. Ищу хозяйку, с которой буду жить, не понимая друг друга.

О людях

В нас вопиет всесильная природа.

Есть люди, которым на роду написано быть глупцами: они делают глупости не только по собственному желанию, но и по воле судьбы.

  • Смешные цитаты про барменов

      

  • Как приручить дракона 3 цитаты

      

  • Цитата я не кусаюсь

      

  • Хорошо я попробую нет не пробуй делай или не делай не пробуй откуда эта цитата

      

  • Мещанин во дворянстве цитаты

Основные мотивы лирики А. Блока

Одной из главных особенностей творчества А. Блока является то, что оно завершает развитие многих важнейших тем и мотивов, возникших еще в XIX веке и связанных с осознанием роли и места человека в окружающем мире, в данной социальной среде. В лирике А. Блока они получают свое второе рождение, ставятся и формулируются заново – уже как темы и мотивы его творчества, хотя генетическая связь их с прошлым осознается поэтом достаточно отчетливо.

Уже современники заметили, как часто повторяются в лирике А. Блока несколько ключевых слов. Так, К.И. Чуковский писал, что излюбленные слова раннего А. Блока – «туманы» и «сны» . Для всего корпуса лирики А. Блока характерна устойчивая повторяемость важнейших образов, словесных формул и лирических ситуаций.

Благодаря сквозным мотивам поэзия А. Блока приобрела очень высокую степень единства. Сам поэт хотел, чтобы его читатели рассматривали его лирику как единое произведение – как трехтомный роман в стихах, названный им «трилогией вочеловечивания».

Основным мотивом, связующим разрозненные произведения и во многом определяющим композицию «Собрания стихотворений», является «идея пути», осмысление поэтом собственного развития, собственной эволюции. В то же время Блок воспринимает свой путь как путь современного человека и уже – как путь интеллигента нового столетия. В связи с этим для его «трилогии лирики» очень существенна ориентация на социальный роман XIX в. и прежде всего на «Евгения Онегина», по аналогии с которым он называет свою «трилогию» романом в стихах.

Внешняя композиция блоковского «романа в стихах» делится на три тома, каждый из которых обладает идейно-эстетическим единством и соответствует одному из этапов «вочеловечивания». Помимо внешней композиции трилогия А. Блока организована и более сложной внутренней композицией – системой мотивов, образными, лексическими и интонационными повторами, связывающими отдельные стихотворения и циклы в единое целое.

Центральный цикл первого тома блоковской лирической трилогии – «Стихи о Прекрасной Даме». Весь цикл пронизан пафосом целомудренной любви к женщине, рыцарского служения ей и преклонения перед нею как перед олицетворением идеала духовной красоты, символом всего возвышенно-прекрасного. Героиня поэзии А. Блока видится герою не как земная женщина, а как божество. У нее несколько имен: Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая Дева, Владычица Вселенной. Она – небесная, таинственная, недоступная, отрешенная от земных бед:

Прозрачные, неведомые тени

К тебе плывут, и с ними

Образ Родины и Александр Александрович

Благодаря произведениям А. А. Блока спустя годы мы можем увидеть Россию времен автора: полная движения, жизни, заплаканная, но по-прежнему неповторимая, самобытная

Особое видение исторических событий сказывается на стихотворениях поэта, важное место в которых занимает тема Родины

Блок создал свой неповторимый, неведомый для других образ России. Она стала для него не матерью, а женщиной-красавицей: возлюбленной, подругой, невестой, женой.

Для раннего творчества поэта характерно видение нищей и дремучей страны, но одновременно необычной и талантливой.

Родина в произведениях Блока – прекрасная возлюбленная, которая в любой ситуации простит. Она всегда понимает поэта, потому что она – это часть души, ее лучшая половина, проявление чистоты. Блок понимал, что, несмотря на «бесстыдные и непробудные» ее грехи, Родина остается для него «всех краев дороже».

Какой же видит Россию Блок? Родина Александра Александровича обладает прелестными чертами, которые поэт называл «разбойной красотой»: необъятные просторы, дальние дороги, туманные дали, песни ветровые, расхлябанные колеи.

Блок любил свою Отчизну безоглядно, искренне веря и надеясь, что скоро «свет одолеет тьму».

Рассмотрим некоторые стихотворения Александра Блока, чтобы наиболее точно понять столь значимую для него тему: «Родина».

Биография Блока А. А. по годам

В представленную хронологическую таблицу Блока вошли ключевые даты из жизни великого поэта. Материал рекомендуется школьникам для подготовки к урокам русской литературы, а также всем, кому интересна судьба одного из самых ярких писателей “серебряного века”.

Александр Александрович Блок – известный русский поэт-символист, автор красивых стихов о любви, оказавший огромное влияние на русскую литературу и культуру ХХ века. Его жизнь и творчество продолжают вдохновлять современных писателей, музыкантов и режиссеров. Краткая биография Блока в таблице поможет быстро ознакомиться с ключевыми событиями жизни великого поэта, освежить в памяти ранее полученные знания.

1880 год, 6 (28) ноября – Родился в Петербурге в семье профессора Александра Львовича Блока и писательницы Александры Андреевны.

1891–1898 – Учёба во Введенской гимназии.

1898–1906 – Учится на юридическом факультете Петербургского университета;

затем – на историко-филологическом.

1903 – Первые публикации цикла стихов «Из посвящений» в журналах «Новый путь» и «Северные цветы»; венчание Блока и Л.Д. Менделеевой.

1904 – Отдельным изданием выходит цикл «Стихи о Прекрасной Даме», посвящённый Л.Д. Менделеевой.

1905–1910 – Написаны стихотворения «Незнакомка», «Россия», «На поле Куликовом», «На железной дороге»; вышли сборники «Снежная маска», «Земля в снегу», «Лирические драмы».

1907 – Сборники стихов «Нечаянная радость» , «Снежная маска».

1908 – «Земля в снегу» , сборник «Лирические драмы»; написана большая драма Блока «Песня судьбы».

1909 – Путешествие по Италии и Германии, результатом которого явился цикл «Итальянские стихи».

1911 – Блок путешествовал по Европе (Париж, Бретань, Бельгия, Голландия, Берлин); выходит в свет «Собрание стихотворений» в трёх томах.

1914 – Знакомство с певицей Л.А. Дельмас, которой поэт посвящает цикл «Кармен».

1915 – Выходят в свет сборник «Стихи о России» и поэма «Соловьиный сад».

1916–1917 – Во время Первой мировой войны призван в армию.

1917–1920 – Сотрудничает с издательством «Всемирная литература» и с Театральным отделом Наркомпроса, выступает с речами и чтением стихов.

1918 – Написаны поэма «Двенадцать», стихотворение «Скифы» и статья «Интеллигенция и Революция».

1921 – Стихотворение «Пушкинскому Дому»; в Москве и Петрограде выступает с речью «О назначении поэта», посвящённой памяти А.С. Пушкина.

1921, 7 августа –  Умирает в Петрограде. Похоронен на Смоленском кладбище.

1944 – Прах поэта перенесён на Литераторские мостки Волкова кладбища.

Творческий мир Блока

Блока можно назвать и модернистом, так как одна из миссий поэта состояла в том, чтобы перевести на современный лад культуру прошлого. Несмотря на красоту и духовность стихов, автор делал акцент на отголосках тоски, отчаяния, утраты и ощущения надвигающейся трагедии. Возможно, это и дало повод Ахматовой назвать его «трагическим тенором эпохи». Но при всём этом поэт всегда оставался романтиком.

Основные темы творчества Блока:

  1. судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
  2. революция и роль интеллигенции в ней;
  3. верная любовь и дружба;
  4. судьба и рок, страх и надвигающаяся безысходность;
  5. роль поэта и поэзии в жизни общества;
  6. неразрывная связь человека и природы;
  7. вероисповедание и мироздание.

Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.

Истинные человеческие ценности раскрываются только в нерасторжимом родстве с «единством мира». Прекрасное будущее человечества осуществимо в результате суровой и повседневной работы, готовности к подвигу во имя процветания Отчизны. Таково мировоззрение поэта, которое он выражал в творчестве.

Память о Блоке

  • Музей-квартира А. А. Блока в Санкт-Петербурге располагается на улице Декабристов, 57.
  • Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А. А. Блока в Шахматово
  • Его стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» превращено в памятник на одной из улиц Лейдена. Блок стал третьим поэтом после Марины Цветаевой и Уильяма Шекспира, чьи стихи были нанесены на стены домов этого города в рамках культурного проекта «Wall poems».

Названия, данные в честь Блока

  • 22 февраля 1939 года бывшая Заводская улица в Ленинграде, находящаяся неподалёку от последней квартиры Блока, была переименована в улицу Александра Блока.
  • В честь поэта назван также астероид 2540 Блок.

В искусстве

К столетию поэта в СССР был снят телефильм «И вечный бой… Из жизни Александра Блока» (в роли Блока снимался Александр Иванов-Сухаревский). Образ Блока также появляется в фильмах «Доктор Живаго», 2002 (играл Дэвид Фишер), «Гарпастум», 2005 (Гоша Куценко), «Есенин», 2005 (Андрей Руденский).

Наиболее известные песни на стихи Александра Блока

  • «Россия. Опять, как в годы золотые» (Г. Ф. Пономаренко)
  • «Сольвейг» (Г. Ф. Пономаренко)
  • «В тихий вечер мы встречались» (Сердце помнит эти сны) (Г. Ф. Пономаренко)
  • «В темном парке под ольхой» (Г. Ф. Пономаренко)
  • «Гармоника, гармоника! Эй, пой, визжи и жги!» (Г. Ф. Пономаренко)
  • «Не призывай. И без призыва приду во храм» (Г. Ф. Пономаренко)
  • «Я стремлюсь к роскошной воле» (Г. Ф. Пономаренко)
  • «Благословляю всё, что было», «О, сердце, сколько ты любило! О, разум, сколько ты пылал!», «Глядят внимательные очи» (Г. Ф. Пономаренко)
  • «Окна во двор» (польск. Okna na podwórze; пер. Ю. Тувима) на альбоме «Cyfry» (испол. Przyjaciele)

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде

  • 16 ноября 1880—1883 — «ректорский флигель» Санкт-Петербургского Императорского университета — Университетская набережная, 9 (в 1974 году в память рождения А. А. Блока здесь открыта мраморная мемориальная доска, архитекторТ. Н. Милорадович);
  • 1883—1885 — доходный дом — Пантелеймоновская улица, 4;
  • 1885—1886 — доходный дом — Ивановская (ныне Социалистическая) улица, 18;
  • 1886—1889 — доходный дом — Большая Московская улица, 9;
  • 1889—1906 — квартира Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух в офицерских казармах лейб-гвардии Гренадерского полка — Петербургская (ныне Петроградская) набережная, 44 (в 1980 году установлена гранитная мемориальная доска, архитекторТ. Н. Милорадович);
  • 1902—1903 — меблированная комната на Серпуховской улице, 10, где Блок и Менделеева жили до свадьбы. Через год от комнаты пришлось отказаться, так как полиция потребовала паспорт Блока на прописку.
  • сентябрь 1906 — осень 1907 года — доходный дом — Лахтинская улица, 3, кв. 44;
  • осень 1907—1910 — дворовый флигель особняка А. И. Томсен-Боннара — Галерная улица, 41;
  • 1910—1912 — доходный дом — Большая Монетная улица, 21/9, кв. 27;
  • 1912—1920 — доходный дом М. Е. Петровского — Офицерская улица (с 1918 года — улица Декабристов), 57, кв. 21;
  • 06.08.1920 — 07.08.1921 года — доходный дом М. Е. Петровского — улица Декабристов, 57, кв. 23 (имеется мемориальная доска, установленная в 1946 году).

Белоруссия

В августе 1916 года поэт побывал в Белоруссии, когда по её территории катилась «война с германцами». Полесские дороги поэта — от Парахонска до Лунинца, далее до деревушки Колбы Пинского района. По пути на Пинщину он останавливался в Могилёве и Гомеле, осматривал достопримечательности, в особенности дворец Румянцевых—Паскевичей.

Запись в дневнике поэта: «Тема для фантастического рассказа: „Три часа в Могилёве на Днепре“. Высокий берег, белые церкви над месяцем и быстрые сумерки». Видимо, рассказ о Могилёве Блок написал, но не успел опубликовать. Вместе с другими рукописями он был уничтожен в усадьбе Шахматово во время пожара в 1921 году.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
На позитиве
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: