Цитаты из фильма апокалипсис

Цитаты из фильма апокалипсис

«Апокалипсис сегодня»

«Апокалипсис сегодня» стал не только важной вехой в творчестве Копполы, но и повлиял на мировое кино о войне и представления о ней у многих народов. Поговорим о создании и секретах фильма

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки


Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры»

Кадры из фильма «Апокалипсис сегодня», реж. Фрэнсис Форд Коппола, 1979

Поговорим про «Апокалипсис сегодня» и увидим, как создавался шедевр американского кино, который стал важнейшей частью мировой культуры.

Аннотация. Во время Вьетнамской войны капитан Уиллард отправляется вверх по реке в Камбоджу со спецзаданием: найти и убить сумасшедшего полковника Курца, создавшего в отдаленном районе нечто вроде собственного культа. По пути капитан становится свидетелем безумия и ужасов войны.

Это лента о войне во Вьетнаме. Отправной точкой сценария стала повесть Джозефа Конрада «Сердце тьмы». Только действие из бельгийского Конго начала 20 века перенесли во Вьетнам 60-х.

Милиус вдохновлялся не только Конрадом. В фильме есть отсылки к «Доктору Стрейнджлаву» Кубрика, текстам Данте, фильму Вернера Херцога «Гнев Божий».

Милиус признался, что готовил сценарий для Джорджа Лукаса. Но его отвлекли «Американские граффити» и «Звездные войны».

Оператором «Апокалипсиса сегодня» был Витторио Стораро. Это любимый оператор Бертолуччи и Аллена и один из лучших мастеров своего дела во всем мире.

Фильм признан шедевром Нового Голливуда. Роджер Эберт, известнейший критик, считал его лучшим фильмом о вьетнамской войне и включил в список лучших фильмов всех времен и народов.

Американский киноинститут включил «Апокалипсис сегодня» в список лучших американских фильмов. А на Каннском фестивале 1979-го он взял сразу две награды.

Фраза о запахе напалма попала в «100 величайших фраз, произнесенных в кино». Впрочем, фразы из «Крестного отца» тоже стали крылатыми.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Мартин Шин в роли капитана Уилларда
2. Марлон Брандо в роли полковника Курца
3. Деннис Хоппер в роли фотожурналиста
4. Подполковник Килгор в исполнении Роберта Дюваля
5. Фредерик Форрест в роли солдата Джея Хикса

Узнаем, каким планировали актерский состав и как он менялся

Изначально роль Уилларда Коппола хотели отдать Стиву МакКуину. Но тот отказался из-за съемок на Филиппинах и запросил слишком большую сумму.

Коппола обратился к Аль Пачино. На его месте могли оказаться, например, Джек Николсон или Роберт Редфорд, но Пачино всех обошел.

Брандо не хотел играть в «Апокалипсисе» и уезжать на далекие острова. Но высокий гонорар развеял сомнения.

Брандо заработал на фильме 9 миллионов долларов. Ему предложили 10% от прибыли и 10% от телевизионных показов.

Мартин Шин во время съемок перенес сердечный приступ. Он еле выжил, но скрыл факт от инвесторов, чтобы избежать их отказа и перерасхода бюджета.

Джозеф Конрад (1857–1924)

Кадры со съемок фильма «Апокалипсис сегодня», 1979

Фильм стал известен задолго до проката из-за трудного процесса съемок. Посмотрим, что там происходило

Съемочная группа отправилась на Филиппины в марте 76-го года. Но Коппола снял дом в Маниле еще за год.

Фильм планировали выпустить в 77-ом к 38 дню рождения Копполы. Но он вышел только в 79-ом.

Съемки заняли 238 дней. Копполе приходилось летать в США, выбивать дополнительный бюджет, возвращаться для съемок.

А еще фильм долго монтировали. Расстановка кадров и работа со звуком заняли много времени у перфекциониста Копполы.

Съемки военного кино непростые сами по себе. Шумы, взрывы, бои, массовка, накал — все это связано со сложностями и расходами.

В итоге фильм представлили на кинофестивале в Каннах. Это тоже была целая история: для сложного звука на 5 колонок нужно было оборудовать кинотеатр.

Кино показали в стадии чернового монтажа. Это не премьера готового фильма, это премьера в состоянии созидания. Первый случай, когда в конкурсной программе Каннского кинофестиваля показывали недоделанный фильм.

Apocalypse Now quotes from the war film

16. “You have to have men who are moral… and at the same time who are able to utilize their primordial instincts to kill without feeling… without passion… without judgment.”

17. “Any man brave enough to fight with his guts strapped to him can drink from my canteen any day.”

18. “I used to think that if I died in an evil place then my soul wouldn’t be able to make it to heaven.”

19. “The war was being run by a bunch of four-star clowns who were gonna end up giving the whole circus away.”

20. “Sometimes he goes too far. He’s the first one to admit it.”

21. “You’re an errand boy, sent by grocery clerks, to collect a bill.”

22. “My orders say I’m not supposed to know where I’m taking this boat, so I don’t.”

23. “Never get out of the boat.”

24. “I’m a little man, I’m a little man, he’s… he’s a great man! I should have been a pair of ragged claws scuttling across floors of silent seas.”

25. “I don’t care where it goes as long as it ain’t here.”

Очередная правда о войне

Еще в начале работы над сценарием «Апокалипсиса сегодня» анти- и про-военная точки зрения сцепились мертвой хваткой. В основу сюжета легла новеллаДжозефа Конрада«Сердце тьмы»(1902) про поездку вглубь Африки за свихнувшимся сборщиком слоновой кости. Типичную историю об опасной экзотике «военизировал» правый нью-эйджерДжон Милиус, который сам рвался поехать во Вьетнам, но не попал туда из-за астмы. На сценарий Милиуса лег закадровый текст, написанный известным военным корреспондентомМайклом Герром, освещавшим Вьетнамскую войну для журналаEsquire. Именно его текст стал важным отвлечением от литературного источника и прибавил проекту внутренней противоречивости. По словам Копполы, закадровые размышления капитана Уилларда (Мартин Шин), отправившегося в ад с заданием ликвидировать безумного полковника Курца (Марлон Брандо), служит «голосом правды», срывающим покровы со спектакля Вьетнамской войны, который устроили власти и телевидение. Противоречие здесь в том, что очередная попытка сказать всю «правду» о войне — едва ли убедительный метод против тех, кто давным-давно научился штамповать «правду».

Фильм и книга[править | править код]

Хотя «Апокалипсис сегодня» снят по мотивам книги Джозефа Конрада «Сердце тьмы», он значительно отклоняется от исходного материала. Действие новеллы Конрада, которая была написана им по опыту собственных переживаний, происходит в Свободном государстве Конго в ХIХ веке. Курц и Марлоу (который в фильме назван Уиллардом) — оба агенты бельгийской компании, которая занимается заготовкой слоновой кости и жестоко эксплуатирует местные африканские племена. Когда Марлоу прибывает в поселение Курца, он обнаруживает, что человек, бывший когда-то цивилизованным и гуманным, сошёл с ума и вернулся в дикое, первобытное состояние, командуя небольшим племенем местных жителей с использованием жестоких методов (например, забор его поселения был украшен человеческими черепами). Новелла заканчивается тем, что Курц умирает на обратном пути, и рассказчик размышляет о реке, текущей без конца «в сердце необъятной тьмы».

Файл:Apocalypse now exterminate them all.jpg «Сбросьте Бомбу, уничтожьте их всех!»

Одно из основных изменений в фильме по сравнению с новеллой касается мотивации главного персонажа. У Конрада Марлоу просто рулевой катера, посланный к Курцу, чтобы забрать добытую слоновую кость, который постепенно попадает под влияние сильной личности Курца. Когда он обнаруживает, что Курц серьёзно болен, Марлоу предпринимает энергичные усилия, чтобы доставить его домой. В фильме же Уиллард послан, чтобы убить Курца. Кроме того, многие части фильма, такие, как события у моста До-Лунг, вертолётная атака, персонаж полковника Килгора, не имеют похожих образов в книге и были целиком придуманы авторами сценария. Внешний вид Марлона Брандо в фильме также сильно отличается от описания Курца в новелле — у Конрада Курц очень худой и выглядит болезненно. Однако, другие аспекты фильма — персонаж Денниса Хоппера, концепция Курца как лидера местного племени, которое почитает его, как бога, его малярийная лихорадка, написанное им восклицание «Убей их всех!» и последние слова Курца «Ужас… Ужас…» практически слово в слово повторяют содержание книги Конрада.

Коппола утверждал, что многие эпизоды фильма — атака на катер с помощью стрел и копий, например — сделаны из уважения к духу новеллы Конрада и, в частности, к высказываемой в ней критике основ современной цивилизации и прогресса. Хотя европейская колонизация Африки заменена в фильме американской интервенцией, это не меняет смысл универсального послания книги.

Как узнать «своего» в толпе

Image by Hermann Traub from Pixabay

В человеческом обществе, в печатных изданиях, «продуктах» масс-медиа, в трудовом коллективе, в любовном союзе, в семье, в малознакомой компании в момент первого узнавания друг друга, люди иногда на уровне подсознания идентифицируют «своих по духу товарищей» по тому, какие цитаты они используют в разговоре.

Известные выражения из фильмов и книг выступают в роли некоего «маячка» – этот субъект читал и смотрел те же произведения, что и я, значит, мы похожи, «одной крови», как выразился бы знаменитый герой Редьярда Киплинга Маугли.

Выводы не заставляют себя ждать:

он развит и неплохо «подкован»;

продвинут в искусстве, посвящает досуг книгам и кинематографу;

безусловно, наделён интеллектом и вместе с ним интеллигентностью;

пустая личность не запомнит хлёсткое, яркое изречение, не обратит на него внимание;

умеет правильно и вовремя его применить – что является своеобразным, пусть и маленьким талантом;

Естественный вывод из сказанного – этому «чужаку» можно доверять, вести с ним дела, принимать его помощь и предлагать свою, если таковое понадобится. «Родственная по книгам и фильмам душа» скорее всего не подкачает.

Наш журнал прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что ты вряд ли сейчас ринешься в библиотеку или скачивать книги для расширения кругозора, чтобы примкнуть к «касте избранных ценителей».

Поэтому давай пойдём с тобой другим, более лёгким путём, мы собрали «словарь известных цитат из книг и кино», окружая каждую из них небольшим пояснением, а ты пользуйся результатом нашего усердия без доли сомнений.

Искренне уверены в том, что такой расклад доставит нам обеим удовольствие.

Следующая цитата

Великую цивилизацию не покорить извне, пока она не разрушит сама себя изнутри. Уилл Дюрант Сердце -. . Дымчатой Лягушке. Спасибо. Печень — Завитому Носу. Спасибо. Для Листа Какао -. . уши. А тебе, Тупой Конец, -. . яйца Опять яйца. Я хочу тебе помочь. Тогда сам их ешь! Мне они не нужны. Как и другим. Вам они нужны? Нет. Конечно, нет! Очень редко! А ты как думаешь? Нет! Нет, нет! И сколько я буду их есть? У меня 8 сестёр и брат. Отец ел яйца тапира 10 раз. Сказать ему? Прости. Яйца не помогут. Ты никогда не ел их? Даже не пробовал. И вы все — тоже? Было забавно на тебя посмотреть. Это ты придумал! Уберите его от меня! Тихо! Зачем ты позволяешь над собой насмехаться? Будь сильнее. Где твоя гордость? У тебя всё работает. Так? Так. . Просто, я не могу иметь детей. Кое-что подскажу тебе. . но это очень сильное средство. О чём ты? Листья соанцо. Листья соанцо? С больших южных болот. Вот откуда мои 10 детей. Нет! Нет! Постой. Натри ими хорошенько. здесь, внизу. Перед следующим разом. И не жалей. Не знаю, как тебя благодарить. Если сработает. может, она от меня отстанет. Жена? Нет, её мать. Старая ведьма требует внуков. Передай мяса. На, ешь. . чистое мясо. . пахнет яйцами. Что вам нужно? Что вам нужно? Я — Каменное небо. Я охочусь в этом лесу с детства. Мой отец охотился в этом лесу со мной и до меня. Лапа Ягуара, мой сын. Он охотится в этом лесу со мной. И будет охотиться со своим сыном после моей смерти. Добрый улов? Здесь добрые воды. Этот лес щедр на дары. Мы просим лишь разрешения пройти. Проходите. Только идите тихо. Идёмте. Наши земли разорены. Мы ищем новую жизнь. Ваши земли разорены? Да. Мы ищем новую жизнь. Стой. Сын мой! Остановись. Возвращаемся в деревню. Никому не говорите, что было в лесу. Ты чем-то встревожен. Да, так. Те люди в лесу, что ты увидел в них? Не понимаю. Страх. Они гниют изнутри от страха. Они заражены им. Ты видел? Страх — это болезнь. Он влезет в душу каждого, кто подхватит его. Он уже смутил твой покой. Я не для того растил тебя, чтобы ты жил в страхе. Вырви его из сердца. Не приноси его в деревню. С первыми лучами солнца мы соберёмся со старейшинами. на святом холме наших отцов. Там мы призовём духов вести нас за собой. Ах, вот он! Здоровенный чурбан! Ни на что не годится. Он не может. Ты! Да, ты! Большой и здоровый! Ты обманул нас. Залезай внутрь! Будь ты проклят! Полезай! Старуха, прошу тебя. Лезь! Не хочет работать! Что тут смешного? Подари мне внука, а не то найду тебе замену. Мама, хватит. Не выходи, пока не сделаешь ребёнка! А лучше — двух! Как это? Близнецов, болван! Мама. Уйди, прошу. Он не может, когда ты рядом. Принимайся за дело. Мама.

  • Небесный суд цитаты из фильма

      

  • Цитаты из белого олеандра

      

  • Разгром метелица характеристика с цитатами

      

  • Искусство оскорблять невзоров цитаты

      

  • Звуки музыки цитаты из фильма

Этот фильм и есть Вьетнам

Коппола редактировал сценарий, снимал и продюсировал «Апокалипсис», тратил на него личные деньги и писал музыку. По словам обиженного правками Миллиуса, режиссер «терпеть не мог никакого творческого авторитета рядом с собой и хотел единолично спасать человечество, будучи при этом диктатором вроде Муссолини». Съемки проходили на Филиппинах, и как на дрожжах растущие амбиции Копполы растянули их с нескольких месяцев до полутора лет. За это время члены съемочной группы пожили в условиях секты полковника Курца: они скакали через костры под кислотой, спали с местными женщинами, изнывали от жары и насекомых. Неудивительно, что на Каннской пресс-конференции 1979 года Коппола сказал, что его фильм «не о Вьетнаме, он и есть Вьетнам». В меньшей степени это относится к содержанию фильма.

Война как киномиф

Именно Стораро придумал знаменитый образ капитана Курца. По замыслу КопполыМарлонБрандодолжен был играть заблудшего исхудавшего путника, но умудрился располнеть к началу съемок. При этом он отказывался превращать персонажа в толстого чревоугодника и требовал снимать его в изначальном амплуа. Капризы чуть не сорвали съемки, но тут Стораро нашел выход. С помощью света и тени (и двухметрового дублера) он снял Брандо как мифологического великана. Такой образ Курца идеально встроился в планы Копполы снять фильм про мифологическую борьбу темной и светлой сторон в человеке. Сплавление по реке в сердце тьмы (доставшееся сценарию от новеллы Конрада) Коппола показал как путешествие в прошлое. Чем дальше катер Уилларда и компании спускается по реке, тем сильнее замедляется время. Для затерявшихся в джунглях солдат оно теряет линейную направленность, а французы, у которых ночуют герои, и вовсе кажутся призраками из колониального прошлого. Время «Апокалипсиса» закольцовано с самого начала (не зря же фильм открывается словами Джима МоррисонаThisis theend). Это время травмы Уилларда и время мифа, у которого нет конца, но есть центр, где сидит большой и страшный великан. Все это помогло Копполе снять уникальное исследование военной мифологии. Но именно тут многие (в частности, философЖан Бодрийяр) увидели не критику войны, а зачарованность ею.

Отклики[править | править код]

«Апокалипсис сегодня» после премьеры в 1979 году вызвал множество противоречивых откликов у аудитории — одни восторженно хвалили фильм, другие осыпали его бранью. Некоторые критики писали, что фильм слишком претенциозен; другие говорили, что фильм заканчивается непонятно чем после роскошного первого акта. С другой стороны, Роджер Эберт, который объявил «Апокалипсис сегодня» лучшим фильмом 1979 года и добавил его в свой список великих фильмов, писал:

На показе «Апокалипсиса…» побывал Андрей Тарковский, оставивший такой отзыв:

В наши дни многие считают фильм шедевром эры Нового Голливуда. В списке «100 лет — 100 фильмов», составленном Американским институтом кинематографии (AFI), он занимает 28 место. Слова полковника Килгора «Я люблю запах напалма поутру» занимают 12 место в списке AFI «100 лет — 100 цитат из фильмов». В 2002 году журнал «Сайт энд саунд» провёл опрос кинокритиков, попросив их назвать лучший фильм последней четверти ХХ века, и «Апокалипсис сегодня» оказался на первом месте. В списке 250 лучших фильмов на сайте IMDb он занимает 38 место с рейтингом 8,5 из 10 (по состоянию на 3 июля 2007 года).

Долгие и трудные съёмки фильма сделали его, к сожалению, символом опасности, которой подвергается производство кино, когда режиссёр имеет слишком большой контроль над всем процессом производства. С тех пор ни один масштабный кинопроект не снимался режиссёрами самостоятельно.

The best Apocalypse Now quotes

1. It’s judgment that defeats us.”

You will also enjoy our article on Meek Mill quotes.

2. “Have you ever considered any real freedoms?”

You will also enjoy our article on Kill Bill quotes.

3. “Freedoms from the opinion of others… even the opinions of yourself?”

4. “You can either surf, or you can fight!”

5. “He had only two ways home: death or victory.”

6. “He’s worse than crazy, he’s evil!”

7. “We train young men to drop fire on people!”

8. “Not with a bang, but with a whimper.”

9. “The heads. You’re looking at the heads.”

10. “The man is clear in his mind, but his soul is mad.”

11. “I love the smell of napalm in the morning. You know, one time we had a hill bombed, for 12 hours.”

12. “When it was all over, I walked up. We didn’t find one of ’em, not one stinkin’ dink body. The smell, you know that gasoline smell, the whole hill. Smelled like … victory.”

13. “Oh man… the bullsh-t piled up so fast in Vietnam, you needed wings to stay above it.”

14. “If I say it’s safe to surf this beach, Captain, then it’s safe to surf this beach!”

15. “I hardly said a word to my wife until I said yes to a divorce.”

Which of these Apocalypse Now quotes is your favorite?

This is a film that gives us a glimpse into the dark, ironic reality of war.

Some of the most remarkable scenes from the movie that truly personify the futility and irony of war are when Lt.

Colonel Kilgore sees the young Vietnamese girl throw a grenade into one of the helicopters and calls her a “savage” while he literally attacks an unarmed innocent village with a napalm order, or when Colonel Kurtz reflects on how “We train young men to drop fire on people, but their commanders won’t allow them to write ‘fuck’ on their airplanes because it’s obscene.”

Critics have deemed Apocalypse Now as a classic film, and while many view it as an anti-war film because of the graphic depictions of the conditions in Vietnam, Coppola notes that an anti-war movie “shouldn’t have sequences of violence that inspire a lust for violence. 

Apocalypse Now has stirring scenes of helicopters attacking innocent people.

That’s not anti-war.”

What’s your biggest takeaway from these Apocalypse Now quotes and lines?

Do you have any other favorite quotes to add?

Let us know in the comment section below.

Clifton Sankofa has Master’s degrees in English, Teaching, and School Leadership. He is a veteran educator and school leader. Clifton has built his career around teaching language arts, social-emotional learning, hip-hop(e), and vegan cooking. Across the country, Black and Brown communities die over preventable diseases. Clifton’s aim is to help reverse this trend through cultural shifts. Using hip-hop and cultural-centered activities, he educates young people on how to reclaim their health and heritage through sustainable vegan eating, cooking practices, and literacy skills.

Наркотики как военный симулятор

По словам Копполы, производство «Апокалипсиса» было близко к психологической реальности Вьетнамской войны: «Мы были в джунглях, нас было слишком много, у нас был доступ к слишком большому количеству денег, слишком большому количеству оборудования, и постепенно мы сходили с ума». Коппола и компания истощали себя голодовками и обжорством, алкоголем и ЛСД, из-за чего даже приходилось менять сценарий. Например, персонажСэмаБоттомса(серфингист Лэнс) был прописан как кислотный наркоман постфактум: Боттомс ни разу не пришел на площадку без марки под языком, так что его героя тоже пришлось посадить на кислоту. Ни в фильме, ни на площадке наркотики не были радужным атрибутом хиппи-досуга. Скорее, за их счет воссоздавалась реальность войны

Важно помнить, что ни одна из войн XX века не обошлась без веществ: Первая мировая держалась на морфии, Вторая — на амфетаминах, Вьетнамскую войну переживали с помощью психоделиков. Бесконтрольное пьянство и трипы съемочной группы «Апокалипсиса» изматывали и доводили до реальных «боевых» травм — у Мартина Шина, например, в один из съемочных дней случился сердечный приступ

Любование напалмом

ОператорВитторио Стораро, работавший с Дарио Арджентои Бернардо Бертолуччи, снял войну не как отвратительное кровавое месиво, а как деструктивную красоту. Зритель видит Вьетнам взглядом американского колонизатора, который одновременно восхищен и напуган карнавальным буйством красок, лопастями вертолетов и выжигающим деревни напалмом. Пейзажи «Апокалипсиса сегодня» — это рай в адском огне и розовом дыму, цветовое буйство которых передает растерянность американца на далекой земле. Стораро метил еще дальше: по его словам, когда искусственные цвета захватывают натуральные краски, разворачивается главный конфликт кинематографа. Одни критики восторгались рифмами между фильмом и цветовой философией Стораро, а других возмущала поэтизация войны, превращение напалма в живописный прием.

Фантасмагория воюет с панорамой

Еще одна визуальная находка (но уже не Стораро, а Копполы) не только добавила мифологизма, но и выделила «Апокалипсис» из ряда прочих военных и антивоенных фильмов. Частным приемом такого кино были панорамные сцены: в «Тропах славы»или в «Самом длинном дне»они создавали иллюзию парящего взгляда, который превращал поле битвы в зрительский аттракцион. «Апокалипсис» отходит от панорамного зрения и вместо этого опирается на фантасмагорию, технику протокинематографа (читай, мифологии кино), разработанную в конце XVIII века. Фантасмагория — это прибор с фонарем за разрисованными ставнями, который проецирует призрачные изображения на окружающие предметы. В кино фантасмагория попала благодаряЖоржу Мельесуи немецким экспрессионистам, на стиль которых сильно опирался Коппола. Технически она воплотилась во внутрикадровом монтаже и игре с цветами (фишка Стораро), которые и сделали «Апокалипсис» скорее мифом о власти, чем эпической баталией.

Предпосылки[править | править код]

Сценарий для фильма был изначально написан Джоном Милиусом, который позже стал известен как режиссёр фильмов «Ветер и лев» и «Красный рассвет». Милиус рассказывал, что на написание сценария его вдохновили слова профессора, у которого он учился: профессор утверждал, что никому ещё не удавалось снять хороший фильм по книге «Сердце тьмы», несмотря на то, что попытки сделать это предпринимались такими легендарными людьми, как Орсон Уэллс и Ричард Брукс. Сценарий Милиуса вовсе не предполагал, что фильм станет антивоенным, как это впоследствии произошло. Милиус придерживался политически правых взглядов, и сценарий фильма включал несколько монологов, в которых полковник Курц восхвалял достоинства войны и образа жизни воина. Название фильма «Апокалипсис сегодня» (буквально «Апокалипсис сейчас») изначально воспринималось Милиусом как циничный ответ лозунгу хиппи «Нирвана сейчас!».

Сначала предполагалось, что фильм будет снимать Джордж Лукас, который был в то время протеже Копполы в студии American Zoetrope. Коппола основал эту студию в качестве альтернативы основным голливудским студиям и планировал использовать её для поддержки молодых режиссёров, только что закончивших режиссёрские школы и курсы. Война во Вьетнаме была тогда ещё в разгаре, и первоначальный план состоял в том, чтобы снимать картину непосредственно во Вьетнаме, на партизанский манер. Однако компания Уорнер Бразерс, у которой был договор с Zoetrope, отказалась финансировать такой проект, мотивировав это как сомнениями в коммерческом успехе фильма, так и соображениями безопасности — риск в том, что создатели фильма пострадают при съёмках в зоне боевых действий, был немалый. Лукас позже утверждал, что и сама студия Zoetrope смотрела на этот проект как на «сумасбродный», да и к нему самому и его коллегам по проекту относились так же.

Однако идея снять фильм по сценарию Милиуса не оставляла Копполу, и через несколько лет он решил снимать фильм сам. Ходили слухи, что это вызвало некоторые трения между ним и Лукасом, который стал к тому времени успешен и очень известен — сначала благодаря фильму «Американские граффити», а потом блокбастеру «Звёздные войны». Коппола решил снимать фильм целиком на собственные средства, используя деньги, заработанные на съёмке двух «Крёстных отцов», а на недостающую сумму взяв кредит в банке. Он придавал большое значение тому, чтобы в его руках был полный контроль над созданием фильма, и никто не стеснял свободу его творчества.

Режиссёрская версия фильма[править | править код]

В 2001 году компания Zoetrope Studios выпустила режиссёрскую версию фильма, которая получила название «Апока́липсис сего́дня возвраща́ется» (англ. Apocalypse Now Redux). Эта версия имеет продолжительность 202 минуты, в неё вошли некоторые изначально вырезанные при монтаже материалы. Наиболее важные из них:

  • Смешной эпизод, в котором команда катера, на котором плывет Уиллард, крадёт у полковника Килгора доску для сёрфинга.
  • После сцены с танцами девушек из «Плейбоя» следует эпизод, когда Уиллард со своей командой встречают этих же девушек и их сопровождающих, у которых в вертолёте закончилось топливо, и они ждут, что кто-нибудь их подберёт. Уиллард договаривается об обмене двух бочек топлива на два часа с девушками для своих солдат. Одна из девушек рассказывает историю своей жизни и говорит о своём восприятии позора и сексуальной эксплуатации.
  • Вскоре после смерти мистера Клина команда наталкивается на каучуковую плантацию, которую защищают французы, колонизировавшие эти места много лет назад. Они помогают похоронить Клина и затем приглашают солдат на обед, который длится долго и сопровождается разнообразными разговорами о войне, её причинах и методах её ведения. Потом Уиллард остаётся вдвоём с французской вдовой, они курят опиум и проводят вместе ночь.

Файл:Apocalypse now kurtz daylight.jpg «Журнал „Тайм“, даты нет»

В селении Курца последний, окружённый вьетнамскими детьми, читает Уилларду статью из журнала «Тайм» о вьетнамской войне. Это единственная сцена, в которой Курц появляется при дневном свете.

Новая версия вызвала ещё более полярные отклики среди критиков, чем оригинальная. Некоторые поклонники фильма критиковали новую версию за то, что она слишком длинная и добавляет в фильм не так уж много нового по сравнению с оригиналом. Коппола продолжает распространять, наряду с новой режиссёрской версией, и оригинальную: они обе присутствуют на DVD «Полное досье», который был выпущен в августе 2006 года.

Наиболее значительное прибавление в версии Redux — антиколониальная линия, представленная эпизодами на французской плантации. Эта щекотливая для французов критика была удалена из фильма в 1979 году, поскольку премьера фильма происходила на фестивале в Каннах — в это время Коммунистическая партия была ведущей политической силой во Франции, и тема войны в Индокитае была под запретом. В фильме патриарх семьи французских колонистов говорит о позитивной стороне колониализма в Индокитае (эти слова приобретают иронический оттенок из-за сопровождающей их ссоры), и в то же время обвиняет коммунистических активистов во Франции в предательстве своих военных в ходе первой войны в Индокитае (вьетнамская война считается второй).

Альтернативные концовки[править | править код]

По законам Филиппин, после завершения съёмок фильма все декорации должны были быть уничтожены. Коппола решил разрушить декорации с помощью серии взрывов и снять это на плёнку, в надежде так или иначе использовать эти кадры впоследствии. Коппола со своими сотрудниками установил несколько камер с различными объективами и фильтрами, и снял взрывы с разных точек и с разной скоростью. На фоне этих кадров в оригинальной версии фильма на 35-мм плёнке шли титры в конце фильма, и многие посчитали это указанием на то, что Уиллард всё же вызвал бомбардировщики. Узнав о такой реакции, Коппола вырезал из концовки фильма эти кадры и оставил просто титры. Он отрицал, что бомбардировка поселения Курца рассматривалась как один из альтернативных вариантов окончания фильма. В своём комментарии на DVD Коппола утверждает, что эти съёмки должны рассматриваться как отдельное мини-произведение, не имеющее прямого отношения к фильму.

Существует несколько различных версий титров в конце фильма. Релиз фильма на плёнке 70 мм не содержит титров в конце (кроме надписи Copyright 1979 Omni Zoetrope), и в последних кадрах фильма Уиллард плывёт на катере мимо статуи каменного идола, которая постепенно растворяется в темноте. В версии на плёнке 35 мм титры показываются на фоне взрывов. Наконец, в последней из версий 1979 года, наиболее распространённой, титры идут на чёрном фоне. В версии Redux титры также показываются на чёрном фоне, но при этом звучит музыка и слышны звуки джунглей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
На позитиве
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: