Крылатые выражения белое солнце пустыни

Выражения из фильма белое солнце пустыни. цитаты и фразы из фильма «белое солнце пустыни

О фильме — краткое содержание

Постановка — Владимир Мотыль. Авторы сценария: Валентин Ежов, Рустам Ибрагимбеков.

В ролях: Анатолий Кузнецов (Фёдор Иванович Сухов), Николай Годовиков (Петруха), Спартак Мишулин (Саид), Павел Луспекаев (Павел Артемьевич Верещагин, начальник бывшей царской таможни), Раиса Куркина (Настасья, жена Верещагина), Кахи Кавсадзе (Абдулла, озвучивал Михаил Волков).

СССР, Ленфильм, Мосфильм. 1970. 83 мин.

Товарищ Сухов завершил свою миссию на братском Востоке, и с чистой душой возвращается домой, в Самару. К Катерине Матвевне и гражданской жизни.

Но иногда вернуться бывает непросто. Как и хитромудрого Одиссея, товарища Сухова подстерегают самые неожиданные препятствия. Циклопы, сирены, нимфы на марше.

Сначала Федор Иванович должен откопать Саида, которого злодейский Джавдет оставил на мучительную смерть посреди пустыни.

Потом доставить отряд освобожденных женщин Востока в безопасное место, где их не сможет обидеть коварный ревнивец Черный Абдулла.

И еще помочь Верещагину оборонить таможенный пункт от бандитов, норовящих провезти незадекларированный товар. У, подлые расхитители социалистической собственности!

Конечно, не все пройдет легко и гладко. Не станет Петрухи, не станет Гюльчатай, не станет Черного Абдуллы. И Павел Артемьевич Верещагин заведет свой баркас на горе всем нам.

Но все же товарищ Сухов спасет тех, кого сможет спасти. Попрощается с Саидом. И снова отправится домой, к бесценной Катерине Матвевне.

Дойдет ли? Конечно, дойдет!

А вот когда именно — тут сомнения.

Зачем стоит пересмотреть фильм «Белое солнце пустыни»?

— Петруха же! И Гюльчатай.- Верещагин не хочет черную икру есть и просит хлеба.- И письма домой, конечно. Добрый день, веселая минутка.

Чему как бы учит нас фильм «Белое солнце пустыни»

— можно сменять мундир на павлинов. Можно есть черную икру ложками вместо хлеба. Но когда придет время — Павел Артемьевич Верещагин снова взойдет на баркас и не даст Черному Абдулле свалить безнаказанно. Потому что.

Трудности во время съемок

Фильм слегка подрезали, чтобы не шокировать зрителя слишком жестокими сценами. Вырезали, например, сцену, в которой вдова Верещагина сходит с ума.

Злодейский басмач Черный Абдулла, вернее, актер, исполнявший его роль, совершенно не умел ездить верхом. Приходилось держать его лошадь под уздцы или катать на плечах дюжего ассистента.

Чёрного Абдуллу сыграл грузинский актер Кахи Кавсадзе

А ведь мы могли никогда не увидеть это кино – его собирались закрыть в самый разгар съемочного процесса. Мотыля обвинили в том, что он распустил группу и вообще, творчески непригоден. Спасло Министерство финансов: оно отказалось списывать истраченные на съемки деньги.

«Белое солнце пустыни».

М., 1969. Сц.: В. Ежов, Р. Ибрагимбеков, текст писем: М. Захаров, текст песни: Б. Окуджава; пост.: В. Мотыль; композ.: И. Шварц; в ролях: Сухов – А. Кузнецов, Верещагин – П. Луспекаев, Саид – С. Мишулин, Абдула – К. Кавсадзе, Настасья – Р. Куркина, Петруха – Н. Годовиков, Гюльчатай – Т. Федотова, Семен – В. Кадочников.

А еще скажу вам, разлюбезная Екатерина Матвевна…

Сухов.

Абдула! Руки-то… опусти.

Сухов.

Абдула, таможня дает добро!

Эпизодич. Роль.

Абдула, у тебя ласковые жены, мне хорошо с ними.

Сухов.

Ваше благородие, госпожа удача! Для кого ты добрая, а кому – иначе!

Песня Из Фильма.

Восток – дело тонкое.

Сухов.

Вот что, ребята, пулемета я вам не дам.

Верещагин.

Где же он, муж этот?! Все она!.. Гюльчатай!.. – Когда я была любимой женой Абдулы, мы каждый день его видели.

Эпизодич. Роль.

Господин назначил меня любимой женой!

Гюльчатай.

Гюльчатай! Открой личико, а.

Петруха.

Да гранаты у него не той системы.

Семен.

Джавдет мой. Встретишь – не трогай его.

Саид.

Джамиля! Разве ты не была любимой женой?.. Обидел ли я тебя хоть раз?.. Почему ты не умерла?..

Абдула.

Добрый день, веселая минутка!…

Сухов.

Дорога легче, когда встретится добрый попутчик.

Абдула.

Одна жена любит, одна одежду шьет, одна пищу варит, одна детей кормит… – и все одна?!.. – Ничего не попишешь. – Тяжело!

Гюльчатай, Сухов.

Кадр из к/ф «Белое солнце пустыни».

Женщина – она тоже человек!

Эпизодич. Роль.

И бросало меня по свету белому от Амура… – От Амура?.. – До Туркестана.

Сухов, Петруха.

И встать, когда с тобой разговаривает подпоручик!..

Семен.

Кинжал хорош для того, у кого он есть. И плохо тому у кого он не окажется. В нужное время.

Абдула.

Махмуд! – Зажигай!

Абдула, Эпизодич. Роль.

Мертвому, конечно, спокойней, да уж больно скучно.

Сухов.

Мне ведь все едино, что белые, что красные, что Абдула, что ты… Вот, ежели бы я с тобой пошел, тогда другое дело. – Ну а в чем же дело! Пошли. – Пошли!

Верещагин, Сухов, Петруха.

Мне как сознательному бойцу поручили сопроводить группу товарищей с братского Востока.

Сухов.

Напра… За мной, барышни.

Сухов.

Народ подобрался покладистый, можно сказать, душевный, с огоньком.

Сухов.

Не будет покоя, пока жив Джавдет. Зачем выкопал?

Саид.

Не везет мне в смерти – повезет в любви.

Песня Из Фильма.

Ну что ж мне, всю жизнь по этой пустыне мотаться?!..

Сухов.

Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я ее каждый день, проклятую, есть! Хоть бы хлеба достала!

Верещагин.

Оставайся, Саид. – Здесь нет Джавдета.

Сухов, Саид.

Оставь хоть патрон, Абдула! Нечем будет застрелиться.

Сухов.

Павлины, говоришь?! Хх-хы!

Сухов.

Погоди, вот придет Абдула, он тебе вырвет язык! Ну, чего молчишь? – Язык берегу.

Семен, Сухов.

Помойтесь, ребята.

Верещагин.

Старый стал, ленивый, а помнишь, какой я был?!.

Абдула.

Тебя как, сразу прикончить или желаешь помучиться? – Лучше, конечно, помучиться.

Семен, Сухов.

Теперь пускай плывут на катере!.. За кордон собрались! Заведут мотор, и через сорок два – ка-а-ак!..

Петруха.

Товарищ Сухов, я ж по-серьезному, я жениться хочу. Только личико увидеть, а то вдруг крокодил какой, а потом томись всю жизнь!

Петруха.

Ты как здесь оказался? – Стреляли.

Сухов, Саид.

Ты мне по характеру подходишь: я шустрых люблю.

Петруха.

Уж больно мне твой Петруха по душе!

Верещагин.

Кадр из к/ф «Белое солнце пустыни».

Хорошая жена, хороший дом… Что еще надо человеку, чтобы встретить старость?!

Абдула.

Это товарищ Сухов. – Сухов, говоришь? Сейчас мы поглядим, какой это Сухов.

Верещагин, Петруха.

Я ведь и посвататься могу. У меня мама хорошая, добрая. Ее все уважают.

Петруха.

Я долго ждал. А потом Бог сказал: «Садись на коня и возьми сам, что хочешь, если ты храбрый и сильный!».

Абдула.

Я мзду не беру. Мне за державу обидно!

Верещагин.

Я не пью! – Правильно. Я вот сейчас тоже это допью и… брошу.

Петруха, Верещагин.

Встречались мне люди в последнее время все больше душевные, можно сказать, деликатные.

Сухов.

Кто на этой земле знает, что есть добро и зло.

Абдула.

Сценарий и актеры

Павел Луспекаев снимался в фильме тяжело больным – из-за недуга ему только ампутировали несколько пальцев на ногах.  Приходилось носить специальные ортопедические ботинки и преодолевать боль. Глядя на то, как героически актер переносит все страдания, как самоотверженно он работает, режиссер изменил рисунок роли. Таможенник Верещагин в сценарии был не такой крупной фигурой, как в фильме.

Павел Луспекаев в роли Верещагина

Жёны Абдуллы – это отдельная история. Не думайте, что под каждой паранджой таилась местная селянка, пугливая как лань. Селянки местные категорически отказались сниматься. В кадре бегали под паранджой баскетболистка, парикмахер, продавец и молодая ученая.  Ну и солдаты – время от времени. Потому что и продавцу, и учёной не всегда удавалось отпроситься с работы на съемки.

В сценарии не было истории о жене красноармейца Сухова – ее

придумал режиссер Мотыль, а письма написал Марк Захаров.

Знаменитой фраза подпоручика, выброшенного из окна — «Да

гранаты у него не той системы» — тоже в сценарии не было, это импровизация.

История создания фильма «Белое солнце пустыни»

В широкий прокат «Белое солнце пустыни» вышло 30 марта 1970 года после закрытого просмотра в ленинградском Доме кино. Рабочее название у картины совершенно иное – «Спасите гарем!». А все съемки проходили в Ленинградской области, на берегу Каспия под Махачкалой и в Каракумской пустыне.

Известно, что товарища Сухова должен был играть Георгий Юматов, но он крепко запил и к съемкам приступить не мог.

Георгий Юматов

А ведь режиссер предупреждал его: запьешь – сниму с фильма. Юматов мало того, что запил, так еще и подрался. Снимать его с разбитым лицом было решительно невозможно: никакой грим не мог скрыть багровых, налитых синяков.

Из Москвы срочно вызвали на замену Анатолия Кузнецова.

Анатолий Кузнецов в роли роли Сухова

А сейчас, глядя на лучшие роли Юматова, мы понимаем: конечно, хороший актер, но как Кузнецов он бы никогда не сыграл. Не та человеческая фактура.

Производное творчество[править]

Одноименная новеллизация. Авторы — Валентин Ежов, Рустам Ибрагимбеков. Включает внушительный пласт событий из жизни всех героев до того, что было показано собственно в кино.

  • Адские тренировки — их прошёл Абдулла. Причём это подсвечивается в описании финального экзамена в пустыне.

Белые волосы, тёмная кожа — Сухов сравнивает одного встреченного старика с негативным снимком: белые волосы и борода и чёрная кожа.
Внезапная мистика — загробный мир показан вполне существующим. Умершие отцы Абдуллы и Саида, бывшие друзьями, на том свете играют в шахматы, а позже и смотрителя музея Лебедева принимают к себе. «Перейдя в иной мир, Лебедев наконец избавился от своего вечного одиночества: Исфандияр и Искендер приняли его в свою компанию. Лебедев оказался неплохим игроком в шахматы».
Не было бы счастья… — «А если бы он меня не расстрелял, так я бы погиб вместе со всеми ни за хрен…»
Неконсумированный брак — Абдулла не возлег с младшей женой Гюльчитай: она его слишком испугалась, а он особо и не настаивал, а потом уже не до того стало.
Подглядывать за голыми — Сухов в молодости подглядывал за купающимися девушками, из воды, используя в качестве маскировки половину арбуза с прорезями для глаз. Навык пригодился на войне, чтобы взорвать дамбу.
Хлипкие верёвки, слабые замки — когда Сухов откопал Саида, тот одним движением освободил руки от стягивающего их ремня.

  • Шайтан — Сухова за дерзкий подрыв дамбы красноармейцы из местных прозвали именно «шайтаном» и очень сильно зауважали.

Номер группы «Экс ББ» с Петрухой-Укупником.
Короткометражка начала девяностых «В пустыне солнце белое».
Одноименный спектакль «Кривого зеркала» только чуть-чуть осовремененный

«Гюльчатай, открой личико». Семь цитат из любимых советских фильмов

Есть фильмы, которые можно пересматривать едва ли не бесконечно. Да, чтобы не выпасть из общества, надо читать современные книги, смотреть современные фильмы и хотя бы иногда слушать современную музыку.

Однако классику тоже надо знать, чтобы не попасть впросак. Некоторые старые фильмы могут показаться скучными и затянутыми, но есть и такие, что займут своё место в сердце практически любого зрителя. Подумав о таких кинокартинах, мы невольно вспомнили и цитаты из них. И вот семь изречений, которые пришли на ум первыми и вызвали улыбку.

Казалось бы, что в этих словах такого? Но те, кто смотрел «Иван Васильевич меняет профессию», прекрасно помнят комичность ситуации. Сначала Антон Семёныч даёт честное благородное слово Шурику, обещая никому ничего не рассказывать. Но стоило молодому человеку выйти за дверь, как Шпак нарушил своё слово.


Фото: кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Сейчас это выражение используется в различных ситуациях, когда хочется объяснить внезапность, но не вдаваться в подробности случившегося. Фраза прозвучала в фильме «Бриллиантовая рука», когда Горбунков спрашивал, как ему разговаривать с другом-контрабандистом. Капитан корабля, на котором плыл главный герой, предложил ему сделать вид, что он ничего не видел и ничего не помнит.

Помните Светлану Светличную из фильма «Бриллиантовая рука»? Вот, как актриса выглядит сейчас


Фото: кадр из фильма «Бриллиантовая рука»

Этот диалог дважды звучит в кинокартине «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», в обоих случаях вопрос задают хулиганы, а отвечает им Шурик. Самое интересное в том, что правонарушители надеялись легко справиться с бабулей-божьим одуванчиком, а вместо неё оказался парень, вполне способный дать отпор.

Шурик укачивал её в «Операции «Ы». Как сейчас выглядит девочка Лена


Фото: кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

Волшебный диалог из фильма «Белое солнце пустыни». Фраза не теряет своей актуальности. Разумеется, как и во всём советском кино, здесь нет ни намёка на оскорбление достоинства какого-либо человека. К сожалению, ближе к концу Гюльчатай всё-таки открыла личико, но это уже была не она.


Фото: кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Впервые выражение было произнесено в кинокартине «Москва слезам не верит». Одна из трёх главных героинь, которые приехали в Москву, пытается устроиться в жизни. Все готовы помочь ей советом, но и только. Поэтому, чтобы советчики отстали, Людмила и произнесла эти слова, которые стали крылатым выражением.

Появился тренд надевать носки с туфлями. И ещё шесть фактов о фильме «Москва слезам не верит»


Фото: кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Цитата из фильма «Обыкновенное чудо». Пожалуй, тут даже не нужны комментарии. Но всё-таки стоит отметить, что не каждый день принцесса сама гоняется за медведем.


Фото: кадр из фильма «Обыкновенное чудо»

Ещё одна фраза, которая не нуждается в представлении. Она прозвучала в 12-серийном фильме «Семнадцать мгновений весны». Учитывая, что Штирлиц был советским разведчиком, эти слова прозвучали крайне опасно. Теперь же цитату используют в любой ситуации, так что она больше не несёт в себе пугающего контекста.


Фото: кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»

Сюжет[править]

Демобилизованный красноармеец Фёдор Сухов возвращается домой через прикаспийскую пустыню. По дороге он находит Саида, обреченного на мучительную смерть: его зарыли по шею в раскалённый песок люди басмача Джавдета. Сухов спасает Саида, после чего продолжает свой путь. Но недалеко ему удается уйти: бывший коллега, товарищ Рахимов, сбрасывает ему на руки гарем бывшего контрабандиста и нынешнего басмача Чёрного Абдуллы, который тот бросил, намереваясь уйти морем в Иран.

Сухов и преданный ему юный красноармеец Петруха доводят женщин до приморского городка и размещают в музее, чтоб те дождались Рахимова — но становится известно, что в городок вот-вот нагрянет Абдулла, который хочет воспользоваться баркасом для переправы в Иран. Узнав, что его гарем побывал в руках другого мужчины, Абдулла считает делом чести убить всех женщин. Его банда насчитывает несколько десятков человек — а противостоять им должны Сухов и Петруха. Саид покидает Сухова, опасаясь, что, если он погибнет в бою с Абдуллой, некому будет отомстить Джавдету за убитого отца. Сухов пытается привлечь союзника — бывшего таможенника Верещагина, коротающего чуждую ему войну в уединенном домике с павлинами…

Факты[править]

  • Валентин Ежов, автор сценария, извелся, пытаясь отыскать небанальный сюжет о Гражданской войне в Туркестане. То, что легло в основу «Белого солнца», было найдено чуть ли не в последний момент, когда Ежов уже в полном отчаянии спросил одного из бывших комбригов, случались ли смешные эпизоды на этой войне. Тогда-то комбриг и вспомнил о брошенных гаремах.
  • Рустам Ибрагимбеков до написания сценария ни разу не бывал в прикаспийских пустынях. Но он наврал Ежову о том, что исходил пустыни вдоль и поперек, чтобы попасть в съёмочную команду.
  • Первоначально режиссером должен был стать А. Кончаловский. Он же является «крестным» Федора Сухова. Вторым кандитатом в режиссеры был Витаутас Жалакявичюс, снявший «Никто не хотел умирать» (интересно, как бы получилось у него). Третьим — Андрей Тарковский (как хорошо, что у него не нашлось времени и желания). И лишь четвертым, кому предложили, стал Владимир Мотыль. Причем Мотыль начисто не хотел этим заниматься и согласился только ради денег — ему с престарелой мамой было негде жить. Поистине, лучший вестерн СССР должен был называться «За пригоршню рублей».
  • Первым вариантом названия было «Спасите гарем», но чиновники его разругали: что, мол, значит «спасите» — «верните хозяину», что ли?
  • В первоначальном варианте сценария (он назывался «Пустыня») вместо баркаса был паровоз, который жены Абдуллы помогали чинить. Верещагин был телеграфистом, а его жена Ирина влюблялась в Саида. Саид должен был погибнуть вместе с Верещагиным.
  • Луспекаев сильно обморозил ноги во время войны, после чего ходил на костылях. К тому же он давно страдал диабетом, а диабетическая стопа ходьбу тоже не облегчает. Но в фильме принципиально снимался без костылей, хотя по пути от гостиницы до съёмочной площадки по песку через каждые 20 метров вынужден был отдыхать на стульчике, который за ним носила жена.
  • В деловой переписке Экспериментальной Творческой Киностудии и Госкино «Пустыню» неоднократно и открыто называли вестерном.
  • Екатерина Матвеевна — образ, придуманный Мотылем. Именно стремление Сухова попасть домой к любимой женщине стало стержнем, придающим его образу целостность и глубину.
  • Галина Лучай — не актриса, а журналистка. Но она сыграла Катерину Матвеевну. В сцене, где Катерина высоко задирает подол, чтобы перейти через ручей, Галина категорически отказалась «обнажаться» перед камерой, и «оголившиеся ноги Катерины Матвеевны» сыграла дублёрша.
  • По иррациональным цензурным соображениям из картины вырезали несколько выразительных моментов: гарем оплакивает Абдуллу, жена Верещагина сходит с ума, Абдулла и Сухов дерутся врукопашную в море.
  • Одну из жен Абдуллы играла валютная путана — Мотыль хотел снять вполне невинную постельную сцену (голая жена кормит голого Абдуллу виноградом). Сцену отсняли, но ее тоже пришлось по требованию цензоров выбросить из картины.
  • Кахи Кавсадзе за 50 лет ни разу не посмотрел фильма полностью — он не любит видеть себя на экране.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
На позитиве
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: