Цитаты Михаила Васильевича Ломоносова
Ломоносов играет ключевую роль в развитии лингвистики и риторики на Руси, так как именно он создал «Российскую грамматику», где ввел понятие о транскрипции слов, частях речи, орфографии. Михаил Васильевич был первым человеком, который говорил о стилистике и приемах художественной выразительности речи.
Ломоносов был первым человеком, который установил четкое разграничение между светским и церковным наречием. Мыслитель занимался проблемами русской лингвистики и стилистики практически всю жизнь. Кроме того, Ломоносов уделял много внимания изучению русских диалектов, свойственных представителям разных местностей и областей Руси.
Что говорил о русском языке Александр Сергеевич Пушкин
Аналогично высказывался о значении речи на Руси Пушкин – «солнце русской поэзии». В развитие литературы поэт внес неоценимый вклад. Поэт умел увидеть суть, менталитет различных эпох и наций, что позволяло найти для них максимально точные по психологии прототипы в произведениях.
Среди знаковых произведений писателя можно отметить цикл повестей Белкина, повести «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». По сей день распространены и любимы произведения «Пиковая дама», «Скупой рыцарь», «Дубровский», «Цыганы», «Евгений Онегин».
Пушкин не мог не оценить важность русского языка, а также его богатство с величием. Поэт знал множество других наречий на уровне понимания, свободно говорил на французском, описывая при этом русский как самый обширный язык из всех ему известных:. Писатель также отмечал многогранность речи на Руси, используя короткие, но емкие фразы:
Писатель также отмечал многогранность речи на Руси, используя короткие, но емкие фразы:
Пушкин стал не только писателем с мировым именем, но и родоначальником абсолютно новых веяний в литературе. Поэт оказал сильное воздействие на творчество Гоголя, Достоевского, Толстого, Тургенева, Чехова. Творчество писателя известно как в России, так и за рубежом.
О педагогах
- «Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло — потому что он учитель, и темно – потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету — осветлить его ум, просветить его…» (С. Соловейчик)
- «Важнейшее условие духовного роста педагога — это прежде всего время — свободное время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам… Время — ещё и ещё раз повторяю – это большое духовное богатство учителя… Педагогическое творчество – сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать». (В.А. Сухомлинский)
- Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. (У. Уорд)
Что писал о языке Александр Иванович Куприн
Так же высказывался о речи Куприн – мастер описания пейзажа. Особенно запомнился любителям литературы писатель по произведениям «Гранатовый браслет», «Поединок», «Молох»
В творчестве Куприн уделяет огромное внимание деталям, развивая каждого персонажа, каждое природное описание, каждого животного так, что любая мелочь приобретает глубину и смысл
Куприн – один из писателей с самым масштабным стилем повествования. Писатель в своих произведениях часто обращается к проблемам любви-ненависти, силы-слабости, отчаяния и воли к жизни, сочетая противоположные качества одновременно в единственном герое.
О языке Куприн высказывается:
Писатель почтительно отзывается о языковой культуре, отмечая, что русский язык не терпит пренебрежительного применения:
Цитаты про культуру речи
Культура речи – понятие, которым в своей работе частенько оперируют лингвисты. И речь, что интересно, идет не только о знании основ устного и письменного языка, но и об умении выражать свои мысли точно и красиво. Соответствующий талант в себе можно развивать самыми разными способами, в том числе и путем регулярного чтения крутых афоризмов. Пригодятся вам, в том числе и цитаты про культуру речи.
Не торопитесь искать их на сторонних ресурсах, ведь именно наш предоставляет вам доступ к уникальной подборке тематических высказываний. Воспользуйтесь шансом узнать, что о языковой культуре думали и говорили известные филологи, философы и не только.
Точность словоупотребления – основной закон культуры речи. Л.Н. Толстой.
В звуке голоса, в глазах и во всём облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов. Ларошфуко.
Часто неясность происходит столько же от многословия, сколько и от излишней краткости. Аламбер Жан Ле Рон.
Говорить не думая – всё равно что стрелять не целясь. М. Сервантес.
Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ понятий. М. Сперанский.
Только интонация убеждает. Дельфина Жирарден.
Смирение узнаётся если обуздываешь язык и не бываешь криклив. Преп. Иоанн Лествичник.
Чтобы добиться чистоты языка, нужно биться за чистоту человеческих чувств и мыслей. Корней Чуковский “Живой как жизнь”.
Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. Плутарх.
Чем больше я стараюсь быть честным, тем глубже тонут во мраке нужные слова. Х. Мураками.
Самые важные слова в своей жизни мы произносим молча. П. Коэльо.
Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель.
Самое лучшее – прямо и просто сказанное слово. У. Шекспир.
Цитаты Антона Павловича Чехова
Талант к писательству у Антона Павловича Чехова обнаружился еще на первом курсе медицинского университета. Учеба оказала решающую роль на всю его литературную деятельность – многие герои чеховских рассказов были лекарями.
В рассказах и пьесах автор поднимает проблемы общечеловеческих ценностей – любви, чести и свободы. При этом в его творчестве отсутствует какая-либо идеализация действительности – все события отражены такими, какими они предстают на самом деле. Чехов преуспел и в прозе, и в драматургии, что не могло не сказаться на его творчестве: проза приобретала свойственный пьесам лаконизм, сценичность и краткость. В драматургических произведениях использовались чисто прозаические черты, что придавало пьесам новаторство.
Отличительной чертой произведений Чехова является их лаконичность – слог писателя краток, но точен и ярок
Сам автор отмечал важность такого качества, как простота речи:. Внимательно Чехов относился и к чистоте языка – писатель считал, что благозвучие речи складывается из благозвучия произношения самих слов, которые составляют текст:
Внимательно Чехов относился и к чистоте языка – писатель считал, что благозвучие речи складывается из благозвучия произношения самих слов, которые составляют текст:
Среди наиболее распространенных произведений Чехова, в которых можно проследить манеру речи автора, можно назвать пьесы «Чайка», «Юбилей», «Свадьба», «Иванов», «Медведь» и «Предложение». Писателем опубликовано множество рассказов в прозе, например, «Палата №6».
Слова Максима Горького
Максим Горький значительно повлиял на становление русской литературы в революционные годы. Писателю через романы удалось создать особый настрой рабочего класса, связанный с общественными преобразованиями. Алексей Пешков (настоящее имя и фамилия писателя) смог точно отразить менталитет пролетариата в годы радикальных общественных изменений.
Писатель также стал родоначальником новой детской литературы, основной целью которой стало воспитание людей с:
- обширной базой знаний об устройстве, функционировании мира;
- развитой волей;
- большими способностями.
Среди популярных сказок Горького можно назвать «Самовар» и «Воробьишко».
Максим Горький не мог не оценить силу русского слога, его важность для формирования мировоззрения человека, взгляда на действительность. Писатель отмечал, что русский является лаконичным, но метким:. Высказался Пешков также про динамику языка – по мнению писателя, русский язык имеет множество предпосылок к расширению, развитию, его структура преобразуется и совершенствуется постоянно, очень быстро:
Высказался Пешков также про динамику языка – по мнению писателя, русский язык имеет множество предпосылок к расширению, развитию, его структура преобразуется и совершенствуется постоянно, очень быстро:
Что говорил о русском языке Александр Сергеевич Пушкин
Аналогично высказывался о значении речи на Руси Пушкин – «солнце русской поэзии». В развитие литературы поэт внес неоценимый вклад. Поэт умел увидеть суть, менталитет различных эпох и наций, что позволяло найти для них максимально точные по психологии прототипы в произведениях.
Среди знаковых произведений писателя можно отметить цикл повестей Белкина, повести «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». По сей день распространены и любимы произведения «Пиковая дама», «Скупой рыцарь», «Дубровский», «Цыганы», «Евгений Онегин».
Пушкин не мог не оценить важность русского языка, а также его богатство с величием. Поэт знал множество других наречий на уровне понимания, свободно говорил на французском, описывая при этом русский как самый обширный язык из всех ему известных:. Писатель также отмечал многогранность речи на Руси, используя короткие, но емкие фразы:
Писатель также отмечал многогранность речи на Руси, используя короткие, но емкие фразы:
Пушкин стал не только писателем с мировым именем, но и родоначальником абсолютно новых веяний в литературе. Поэт оказал сильное воздействие на творчество Гоголя, Достоевского, Толстого, Тургенева, Чехова. Творчество писателя известно как в России, так и за рубежом.
Цитаты про культуру речи
Культура речи – понятие, которым в своей работе частенько оперируют лингвисты. И речь, что интересно, идет не только о знании основ устного и письменного языка, но и об умении выражать свои мысли точно и красиво. Соответствующий талант в себе можно развивать самыми разными способами, в том числе и путем регулярного чтения крутых афоризмов. Пригодятся вам, в том числе и цитаты про культуру речи.
Не торопитесь искать их на сторонних ресурсах, ведь именно наш предоставляет вам доступ к уникальной подборке тематических высказываний. Воспользуйтесь шансом узнать, что о языковой культуре думали и говорили известные филологи, философы и не только.
Точность словоупотребления – основной закон культуры речи. Л.Н. Толстой.
В звуке голоса, в глазах и во всём облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов. Ларошфуко.
Часто неясность происходит столько же от многословия, сколько и от излишней краткости. Аламбер Жан Ле Рон.
Говорить не думая – всё равно что стрелять не целясь. М. Сервантес.
Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ понятий. М. Сперанский.
Только интонация убеждает. Дельфина Жирарден.
Смирение узнаётся если обуздываешь язык и не бываешь криклив. Преп. Иоанн Лествичник.
Чтобы добиться чистоты языка, нужно биться за чистоту человеческих чувств и мыслей. Корней Чуковский “Живой как жизнь”.
Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. Плутарх.
Чем больше я стараюсь быть честным, тем глубже тонут во мраке нужные слова. Х. Мураками.
Самые важные слова в своей жизни мы произносим молча. П. Коэльо.
Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель.
Самое лучшее – прямо и просто сказанное слово. У. Шекспир.
Популярные русские народные пословицы и поговорки о языке и речи: сборник с объяснением смысла
Русское народное творчество не обходится без пословиц и красноречивых изречений. Некоторые из поговорок уже не употребляются в повседневной речи, но есть и такие, которые актуальны и сегодня.
- В сладких речах всегда таится горечь. Смысл пословицы в том, что красивые слова не всегда являются правдивыми. Пословица учит нас объективно оценивать ту информацию, которую преподносят нам люди.
- Где много слов, там мало дел. Поговорка объясняет нам, что болтливые люди зачастую умеют только красиво говорить, а когда приходит время действовать и исполнять обещанное, они отступают.
- Говорить легко, делать трудно. Язык наш не устает практически никогда, поэтому много людей так сильно любят болтать. Зачастую воплотить в жизнь сказанное гораздо сложнее, чем просто сказать об этом, поэтому и говорят, что легко рассказывать как нужно, а вот взять и сделать так – трудно.
- Доброе слово окрыляет. Слова, как известно, могут и лечить, и калечить. Добрым и приятным словом можно вселить в человека веру, доброту и уверенность. Поэтому и говорят, что от добрых речей человек словно крылья получает.
Популярные пословицы
- Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Когда наступает засуха, все живое замирает, жизнь, будто останавливается, однако, с приходом дождя все возвращается на свои круги. Вот так и в жизни с человеком. Доброе слово может воодушевить человека, подарить ему веру в себя.
- За ее языком не поспеешь и босиком. Так говорят о людях, которые много и быстро говорят.
- Каков ум, такова и речь. Смысл пословицы в том, что зачастую то, что человек позволяет говорить себе, зависит от его мудрости и разума. Глупые люди не говорят умных вещей, так же и с мудрыми. От мудрого человека редко услышишь дурость.
- Когда говоришь, хорошенько думай. Поговорка призывает нас думать о том, о чем мы собираемся сказать. Обдуманные высказывания никогда не поставят нас в неловкое положение.
- Лучшее лекарство – всегда говорить правду. Изречение объясняет нам, как важна правда, и учит нас тому, что во всех ситуациях мы должны говорить только правду.
- Многословие – не мудрость. Пословица объясняет нам, что человек, который постоянно и много говорит, не обязательно является умным и мудрым. Наоборот, безудержные речи зачастую говорят о глупости человека.
- Одно дело – говорить много, другое – говорить дело. Говорить дело, значит говорить правильные, толковые слова, которые касаются сути какого-то дела. Суть высказывания в том, что есть большая разница между тем человеком, который болтает пустые слова и тем, кто говорит информацию со смыслом.
- Правдивое слово – как лекарство: горько, зато излечивает. Порой правда не совсем такая, какой бы мы хотели ее знать. Несмотря на это, гораздо лучше знать правду и жить, сделав выводы, нежели тешить себя неправдой и создавать иллюзию счастья.
- Рана, нанесенная словом, тяжелее, чем рана от стрелы. Смысл изречения в том, что иногда сказанное слово может принести больше боли и вреда, нежели какое-то оружие, поскольку страдания душевные порой гораздо сильнее, нежели физические.
- Слово – полководец человечьей силы. Поговорка объясняет нам то, что слова это не просто звуки. Все слова наделены огромной силой и при правильном их использовании, можно свернуть горы.
- Словом пронзишь то, что иглой не проткнешь. Человеческая душа является невидимым другим людям местом. Однако ее владелец всегда знает и чувствует как она болит. Смысл пословицы в том, что словом можно ранить душу.
- У плохих людей язык злодей. Суть изречения заключается в том, что недобрые люди всегда говорят много гадостей.
- Хорошую речь приятно слушать. Поговорка объясняет нам о том, что человека, который говорит приятные, добрые слова и правду всегда приятно слушать.
Развитие с детишками
- Что в лицо сказано, со злом не связано. Все мы знаем, что за спиной говорятся, как правило, только плохие вещи о нас. Поговорка учит нас тому, что сказанные в лицо слова, пусть даже и неприятные, нельзя считать подлыми.
- Язык без костей. Так говорят о человеке, который говорит много и зачастую только глупые речи.
- Язык у сплетницы длиннее лестницы. Под длинным языком принято подразумевать такое человеческое качество как болтливость. Люди, которые сплетничают, все время кого-то обсуждают, осуждают, поэтому и говорят, что у сплетниц очень длинный язык.
- Языком не торопись, а делом не ленись. Смысл поговорки в том, что говорить нужно лишь после того, как подумаешь о том, что хочешь сказать, а вот исполнять сказанное нужно быстро.
Слова Максима Горького
Максим Горький значительно повлиял на становление русской литературы в революционные годы. Писателю через романы удалось создать особый настрой рабочего класса, связанный с общественными преобразованиями. Алексей Пешков (настоящее имя и фамилия писателя) смог точно отразить менталитет пролетариата в годы радикальных общественных изменений.
Писатель также стал родоначальником новой детской литературы, основной целью которой стало воспитание людей с:
- обширной базой знаний об устройстве, функционировании мира;
- развитой волей;
- большими способностями.
Среди популярных сказок Горького можно назвать «Самовар» и «Воробьишко».
Максим Горький не мог не оценить силу русского слога, его важность для формирования мировоззрения человека, взгляда на действительность. Писатель отмечал, что русский является лаконичным, но метким:. Высказался Пешков также про динамику языка – по мнению писателя, русский язык имеет множество предпосылок к расширению, развитию, его структура преобразуется и совершенствуется постоянно, очень быстро:
Высказался Пешков также про динамику языка – по мнению писателя, русский язык имеет множество предпосылок к расширению, развитию, его структура преобразуется и совершенствуется постоянно, очень быстро:
Стадии формирования связной речи в дошкольном возрасте
Формирование речи – не только связной, но и ситуативной — у ребенка продвигается поэтапно. Особенности речевого развития дошкольников обусловлены доминирующим типом мышления.
В 3-4 года у ребенка развивается наглядно действенное мышление, и его речевая практика прочно привязана к конкретным предметам и ситуациям. Младший дошкольник уже говорит, но простыми словосочетаниями с использованием неопределенных форм местоимений и наречий (тот, там).
Связная речь впервые появляется в общении с взрослыми и сверстниками. Важным условием ее формирования является ориентирование на слушателя и стремление говорить так, чтобы слушатель понимал.
Каким бы малым ни был дошкольник, перед ним стоит задача приобретения навыков понятно излагать суть того, что его волнует, интересует, беспокоит. Только так сможет реализоваться коммуникативная функция речи.
Признаки связности появляются благодаря наполнению активного словаря, начальному освоению грамматического строя устной речи. Формируются навыки произвольного использования слов. На смену отрывочным высказываниям приходят более развернутые предложения.
Наступает период, когда можно выделить две формы связной речи у дошкольников:
- контекстная
- объяснительная.
К 5-ти годам ребенок начинает составлять сложные предложения, которые звучат, как набор простых. Например, пятилетняя Катя восторженно описывает только что увиденное: «Утенок прыгнул в воду, потом он поплыл, и мама-утка повела всех утят к берегу».
В этом возрасте дошкольник хорошо описывает наглядные ситуации. Он использует правильное построение предложений и старается представить полную картину того, что он видел или о чем слышал. При этом дошкольник может «потерять» подлежащее или сказуемое, но его речь понятна в данном контексте. Поэтому такая речь называется связной контекстной.
Шестилетний ребенок в соответствии с нормами речевого развития должен активно использовать развернутые высказывания, применять языковые средства, как то сравнение, эпитеты. С чем большинство детей успешно справляется. Их разговоры пестрят придуманными историями.
Леня говорит: «Смотри, я прыгаю, как зайчик. Это у меня день рождения, ко мне пришли в гости лесные жители и принесли мне много вкусной сладкой морковочки. А я буду угощать своих гостей тем, что они любят».
Связная речь детей старшего дошкольного возраста опирается на образное мышление. Они представляют образы и описывают их характеристики, или вспоминают события и рассказывают подробности. Старшие дошкольники используют самую сложную форму связной речи – объяснительную. Характерными особенностями выступают логическое объединение всех частей сообщения и отражение причинно-следственных связей.
Стадии формирования связной речи в дошкольном возрасте
Формирование речи – не только связной, но и ситуативной — у ребенка продвигается поэтапно. Особенности речевого развития дошкольников обусловлены доминирующим типом мышления.
В 3-4 года у ребенка развивается наглядно действенное мышление, и его речевая практика прочно привязана к конкретным предметам и ситуациям. Младший дошкольник уже говорит, но простыми словосочетаниями с использованием неопределенных форм местоимений и наречий (тот, там).
Связная речь впервые появляется в общении с взрослыми и сверстниками. Важным условием ее формирования является ориентирование на слушателя и стремление говорить так, чтобы слушатель понимал.
Каким бы малым ни был дошкольник, перед ним стоит задача приобретения навыков понятно излагать суть того, что его волнует, интересует, беспокоит. Только так сможет реализоваться коммуникативная функция речи.
Признаки связности появляются благодаря наполнению активного словаря, начальному освоению грамматического строя устной речи. Формируются навыки произвольного использования слов. На смену отрывочным высказываниям приходят более развернутые предложения.
Наступает период, когда можно выделить две формы связной речи у дошкольников:
- контекстная
- объяснительная.
К 5-ти годам ребенок начинает составлять сложные предложения, которые звучат, как набор простых. Например, пятилетняя Катя восторженно описывает только что увиденное: «Утенок прыгнул в воду, потом он поплыл, и мама-утка повела всех утят к берегу».
В этом возрасте дошкольник хорошо описывает наглядные ситуации. Он использует правильное построение предложений и старается представить полную картину того, что он видел или о чем слышал. При этом дошкольник может «потерять» подлежащее или сказуемое, но его речь понятна в данном контексте. Поэтому такая речь называется связной контекстной.
Шестилетний ребенок в соответствии с нормами речевого развития должен активно использовать развернутые высказывания, применять языковые средства, как то сравнение, эпитеты. С чем большинство детей успешно справляется. Их разговоры пестрят придуманными историями.
Леня говорит: «Смотри, я прыгаю, как зайчик. Это у меня день рождения, ко мне пришли в гости лесные жители и принесли мне много вкусной сладкой морковочки. А я буду угощать своих гостей тем, что они любят».
Связная речь детей старшего дошкольного возраста опирается на образное мышление. Они представляют образы и описывают их характеристики, или вспоминают события и рассказывают подробности. Старшие дошкольники используют самую сложную форму связной речи – объяснительную. Характерными особенностями выступают логическое объединение всех частей сообщения и отражение причинно-следственных связей.
Цитаты про культуру речи
Культура речи – понятие, которым в своей работе частенько оперируют лингвисты. И речь, что интересно, идет не только о знании основ устного и письменного языка, но и об умении выражать свои мысли точно и красиво. Соответствующий талант в себе можно развивать самыми разными способами, в том числе и путем регулярного чтения крутых афоризмов. Пригодятся вам, в том числе и цитаты про культуру речи.
Не торопитесь искать их на сторонних ресурсах, ведь именно наш предоставляет вам доступ к уникальной подборке тематических высказываний. Воспользуйтесь шансом узнать, что о языковой культуре думали и говорили известные филологи, философы и не только.
Точность словоупотребления – основной закон культуры речи. Л.Н. Толстой.
В звуке голоса, в глазах и во всём облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов. Ларошфуко.
Часто неясность происходит столько же от многословия, сколько и от излишней краткости. Аламбер Жан Ле Рон.
Говорить не думая – всё равно что стрелять не целясь. М. Сервантес.
Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ понятий. М. Сперанский.
Только интонация убеждает. Дельфина Жирарден.
Смирение узнаётся если обуздываешь язык и не бываешь криклив. Преп. Иоанн Лествичник.
Чтобы добиться чистоты языка, нужно биться за чистоту человеческих чувств и мыслей. Корней Чуковский “Живой как жизнь”.
Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. Плутарх.
Чем больше я стараюсь быть честным, тем глубже тонут во мраке нужные слова. Х. Мураками.
Самые важные слова в своей жизни мы произносим молча. П. Коэльо.
Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель.
Самое лучшее – прямо и просто сказанное слово. У. Шекспир.