Знаменитые мужчины

Знаменитые мужчины

Содержание

Многие высказывания Эмиля Чорана лишают нас дара речи. Его грубый реализм — и нескрываемый пессимизм — подобны ведру холодной воды для совести. Этот румынский философ не стал ходить вокруг да около, но решительно рассмотрел все аспекты, которые он считал достойными размышления. Итак, давайте поближе познакомимся с миром Эмиля Чорана.

Ясно, что цель этого мыслителя заключалась не в том, чтобы поднять нам настроение. Из высказываний Эмиля Чорана ясно, что его целью было спровоцировать. Он любил идти против течения, потому что это был его способ высмеивать банальности и непоследовательность мира, в котором он жил.

Что можно найти в высказываниях Эмиля Чорана это глубокое разочарование, что в конечном итоге становится серьезным вызовом для чрезмерно легкого или романтического взгляда на жизнь. Обнаружение изречений этого мыслителя может шокировать нас, особенно тех, кто привык к учениям о том, как жить успешной жизнью. Это некоторые из его самых запоминающихся цитат.

Книги на русском языке

  • Чоран, Э. М. После конца истории: Философская эссеистика / Пер. Б. Дубина, Н. Мавлевич, А. Старостиной. — СПб: Симпозиум, 2002. — 544 с.
  • Сиоран. Искушение существованием / Пер. с фр., пред. В. А. Никитина; ред., примеч. И. С. Вдовиной. — М.: Республика; Палимпсест, 2003. — (Мыслители XX века). — 431 c. ISBN 5-250-01864-5 [ihtik.lib.ru/tmp/sioran_lapshin.rar RAR-архив]
  • Чоран, Э. М. Признания и проклятия / Пер. с франц. О. Акимовой. — СПб: Симпозиум, 2004. — 206 c. ISBN 5-89091-184-4 (ошибоч.)
  • Сиоран, Э. М. Горькие силлогизмы. — М.: Эксмо; Алгоритм, 2008. — 368 c. ISBN 978-5-699-31116-3

Годы юности

«Тому, кто не спит ночами, и мир представляется совсем иначе. Тому, кто проснулся утром, кажется, что начинается новый день, новая жизнь. А для тех, кто не спит, восемь утра значат ровно то же, что и восемь вечера.»

Возможно, поэтому он и не верил в прогресс. Это совершенно другая жизнь. «Тоска связана со временем, страхом времени, ужасом времени. Но тот, кто не чувствует времени, не чувствует и тоски. Если ты осознаешь, как убегает каждый миг, — ты перенесешь жизнь. Иначе ты пропал. Тоска – это осознание времени», — говорил Эмиль в одном из своих интервью, вспоминая о бессонной юности.

В конце двадцатых годов Эмиль Чоран поступил на философский факультет Бухарестского университета. Благодаря стипендии фонда Гумбольдта, продолжил свое образование в университете Берлина в 1933 году. Там же он посещал курсы Николая Гартмана, философа, для которого история человечества сводится к «битве титанов» — Духу и Душе.

Молодой человек просто «поглощал» книги Ницше, Шопенгауэра, Гиббона, Шпенглера, Зиммеля, Розанова, Шестова. Все эти авторы повлияли на его мировоззрение. К этому времени относятся размышления юноши об одиночестве, смерти. Он думал о самоубийстве, и первая его книга «На вершинах отчаяния» была написана как завещание. Тогда он решил покончить с собой.

Цитаты[править]

  • «Вполне очевидно, что с субъективной точки зрения каждый из нас предпочёл бы жить во Франции, а не в Германии… Но когда речь идёт о нашей судьбе и о нашей миссии, нужно уметь отказываться от своей свободы, которая, будучи благостной сегодня, может оказаться губительной для нас завтра ».
  • «У каждого свой наркотик; мой наркотик — это скептицизм. Я весь пропитан им. Однако этот яд позволяет мне жить, и, если бы не он, мне нужно было бы что-то более сильное и более опасное »
  • «Какое проклятие поразило Запад, если в период своего расцвета он создает лишь бизнесменов, лавочников и пройдох с пустым взглядом и бессмысленной улыбкой, которых можно встретить повсюду, как в Италии, так и во Франции, как в Германии, так и в Англии? Неужели итогом развития столь тонкой и сложной цивилизации должно было стать появление этой мрази? Правда, возможно, через эту гнусность стоило пройти хотя бы ради того, чтобы представить себе другую разновидность человека »
  • «Как узнать, что ты на верном пути? Проще простого: если рядом с тобой не осталось никого, ты действительно близок к сути. »

Литература о Чоране

  • Liiceanu Gabriel. Itinéraires d’une vie. E.M.Cioran. Paris: Michalon, 1995.
  • Lectures de Cioran/ Textes réunis par Norbert Dodille et Gabriel Liiceanu. Paris: l’Harmattan, 1997.
  • Kluback W., Finkenthal M. The temptations of Emile Cioran. New York: Peter Lang Publishing, 1997.
  • Bollon Patrice. Cioran, l’hérétique. Paris: Gallimard, 1997.
  • Moret Philippe. Tradition et modernité de l’aphorisme: Cioran, Reverdy, Scutenaire, Jourdan, Chazal. Genève: Librairie Droz, 1997
  • Stolzel Thomas. Ein Säulenheiliger ohne Säule. Begegnungen mit E.M. Cioran. Essays.Graz: Literaturverlag Droschl , 1998.
  • Jaudeau Sylvie. Cioran ou le dernier homme. Paris : José Corti, 2001.
  • Thoma Friedgard. Um nichts in der Welt. Eine Liebe von Cioran. Bonn: Weidle Verlag, 2001.
  • Balan George. Emil Cioran: La lucidité libératrice. Paris: éd. Josette Lyon, 2003.
  • Modreanu Simona. Le Dieu paradoxal de Cioran, Paris: Editions du rocher, 2003.
  • Valcan Ciprian. La concurrence des influences culturelles francaises et allemandes dans l’oeuvre de Cioran. Bucureşti: Editura ICR, 2008.
  • Наврозов, Л. Эмиль Чоран: «последний инакомыслящий» // Иностранная литература. — 1994. — № 1.
  • Зонтаг, С. [magazines.russ.ru/inostran/1996/4/choran3.html «Думать наперекор себе». Размышления о Чоране] / Пер. с англ. Б. Дубина // Иностранная литература. — 1996. — № 4.
  • Зонтаг, С. «Думать наперекор себе». Размышления о Чоране //Зонтаг С. Мысль как страсть. Избранные эссе 1960-70-х годов. — М.: Русское феноменологическое общество, 1997. — C. 97-113.
  • Дубин, Б. [magazines.russ.ru/nlo/2002/54/du.html Бесконечность как невозможность: фрагментарность и повторение в письме Эмиля Чорана] // Новое литературное обозрение. — 2002. — № 54 (2). — C. 251—261.
  • Ленель-Лавастин А. Забытый фашизм: Ионеско, Элиаде, Чоран. М.: Прогресс-Традиция, 2007
  • Илья Смирнов [www.scepsis.ru/library/id_1911.html «Забытый фашизм». Театр абсурда в колоде одной масти]

Мировоззрение Чорана

Некоторые философы утверждают, что пессимизм связан с уверенностью, а зло преобладает над добром. Такой же теории придерживался и Шопенгауэр.

Чоран также развивал эту точку зрения. Его убежденность в этом подпитывалась бытовым пессимизмом, из-за чего будущее ему виделось мрачнее, чем настоящее. Для многих противоядием от пессимизма является религия. Но Чоран утратил веру еще в детстве.

В какой-то степени от него может спасти благополучное состояние в обществе и вера в прогресс. Но в прогресс Эмиль Чоран не верил, а в Румынии, отсталой и аграрной стране, дела шли плохо. Чувство стыда за свою державу тогда многих молодых людей заставило мечтать о построении справедливого общества на советский манер.

Будущий французский философ стал в те годы адептом националистического движения «Железная гвардия», с которым связывал свои надежды на революцию, способную превратить Румынию «из фикции в нечто реальное». Чоран восхищался Лениным, индустриализацией. В 1933 году, оказавшись в Германии, он одобрительно отзывался о политике Гитлера, выводившего страну из разрухи.

В те годы он пытался обосновать необходимость диктатуры в Румынии. Он писал, что каждый предпочитал бы жить во Франции, а не в России или Германии. Но, если речь идет о судьбе страны, то можно отказаться от свободы, которая сегодня спасение, а завтра может оказаться губительной.

В ту пору, когда Чоран писал эти строки, о чудовищных преступлениях нацизма еще не слышали, и об издержках диктатуры и национализма можно было только догадываться.

Расцвет творчества

В 1949 году вышла первая, написанная по-французски, книга «О разложении основ». Эссе на тему бессмысленности бытия и мироздания написано в форме рассуждений. Чоран пытается показать, что история бытия совпадает с историй зла, содержащегося в человеке, а тяга к знаниям и жажда власти ведут к саморазрушению. По его теории, сознание выглядит как один из факторов разрушения души.

Согласно писателю, жизнь полна фанатизма и жестокости, и любая форма правления превращается в тиранию. Человеческое общество уничтожается теми, кто верен грубости. Чоран отрицает моральный прогресс и утверждает, что философия усугубляет фанатизм. В конечном счете заслуги философов заставляют их потом «краснеть». Реальным оказывается одно лишь страдание. В книге «Признания и проклятия» Эмиль Чоран поднимает эту же тему.

В произведении «Горькие силлогизмы», опубликованном в 1952 году, автор продолжает развивать те же мысли, что и в предыдущем. Только в несколько иной форме.

В опубликованной в 1956 году книге «Искушение существованием» он пытается преодолеть свой нигилизм. Он утверждает: чтобы существовать — надо во что-то верить. У того, кто открыл в себе неприятные мысли, есть единственная возможность выжить. Нужно отказаться от этих мыслей и воспротивиться своему знанию. В конечном итоге «Искушение существованием» — это протест против мудрости.

Увлекательные цитаты Эмиля Чорана

Эмиль Чоран — писатель, которого стоит читать в случаях меланхолии, уныния и отчаяния. Мы перечислили некоторые из самых знаковых и ярких цитат Эмиля Чорана знаменитого румынско-французского философа и афориста, а затем несколько забавных цитат Эмиля Чорана о сне.

1. «Я могу оказаться в одиночестве. Но разве я уже не одинок в этом мире, от которого уже ничего не жду?

— Эмиль Чоран.

2. «Настоящие признания пишутся только слезами. Но мои слезы утопят мир, как мой внутренний огонь обратит его в пепел».

— Эмиль Чоран.

3. «Слезы не горят, кроме как в одиночестве».

— Эмиль Чоран.

4. «Никто не населяет страну; человек обитает в языке. Это наша страна, наша родина — и никакая другая».

— Эмиль Чоран.

5. «Если бы мы могли видеть себя такими, какими нас видят другие, мы бы исчезли на месте».

— Эмиль Чоран.

6. «Мы боимся чудовищности возможного».

— Эмиль Чоран.

7. «Работать на социальную и политическую систему, сделать девушку несчастной? Искать слабости в философских системах, бороться за морально-эстетические идеалы? Это все слишком мало. Я отказываюсь от своей человечности, даже если я могу оказаться в одиночестве».

— Эмиль Чоран.

8. «Самый интересный аспект страдания — это вера страдальца в его абсолютность. Он считает, что у него есть монополия на страдание. Я думаю, что я один страдаю, что я один имею право страдать, хотя я также сознаю, что есть формы страдания, более страшнее моего, куски плоти падают с костей, тело рассыпается на глазах, чудовищно, преступно, позорно страдания».

— Эмиль Чоран.

9. «Я не понимаю, почему мы должны что-то делать в этом мире, почему у нас должны быть друзья и устремления, надежды и мечты. Не лучше ли удалиться в дальний уголок мира, где уже не будет слышен весь его шум и сложности? Тогда мы могли бы отказаться от культуры и амбиций; мы потеряли бы все и ничего не приобрели бы; ибо что можно извлечь из этого мира?»

— Эмиль Чоран.

10. «Декадентская цивилизация идет на компромисс со своей болезнью, лелеет заражающий ее вирус, теряет самоуважение».

— Эмиль Чоран.

11. «То, что жизнь не имеет смысла, есть причина жить — причем единственная».

— Эмиль Чоран.

12. «Вы не можете защитить свое одиночество, если вы не можете сделать себя одиозным».

— Эмиль Чоран.

13. «Человек — это робот с дефектами».

— Эмиль Чоран.

14. «Если бы у нас хватило мужества противостоять сомнениям, которые мы робко питаем в отношении самих себя, никто из нас не произнес бы «я» без стыда».

— Эмиль Чоран, «Краткая история упадка».

Знаменитые цитаты Эмиля Чорана

Эмиль Чоран написал свою первую книгу «На вершинах отчаяния», когда ему было 23 года. «Краткая история упадка» — первая книга из серии темного зловещего содержания, состоящего в основном из афоризмов и коротких эссе. Композиторский стиль Эмиля Чорана, известного как один из невероятных мастеров афоризма, необычен, темен, бессистемен и фрагментарен. Итак, вот некоторые известные цитаты Эмиля Чорана «Это не нация», а также его цитаты о социальной и политической системе.

15. «Каждый из нас рождается с долей чистоты, обреченной на испорченность нашей торговлей с человечеством».

— Эмиль Чоран, «Краткая история распада».

16. «Знание ниспровергает любовь: по мере того, как мы проникаем в наши тайны, мы начинаем ненавидеть себе подобных именно потому, что они похожи на нас».

— Эмиль Чоран.

17. «Мы так одиноки в жизни, что должны спросить себя, не является ли одиночество смерти символом нашего человеческого существования».

— Эмиль Чоран.

18. «В каждом человеке спит пророк, а когда он просыпается, в мире становится немного больше зла».

— Эмиль Чоран.

19. «Одно из величайших заблуждений среднего человека состоит в том, чтобы забыть, что жизнь — это узник смерти».

— Эмиль Чоран.

20. «Быть ​​или не быть… Ни того, ни другого».

— Эмиль Чоран.

21. «Если кто-то постоянно произносит слово «жизнь», вы знаете, что он больной человек».

— Эмиль Чоран.

22. «Мы не можем быть нормальными и живыми одновременно».

— Эмиль Чоран.

23. «Не родиться, несомненно, лучший план из всех. К сожалению, это никому недоступно».

— Эмиль Чоран.

24. «Музыка — прибежище душ, изъязвленных счастьем».

— Эмиль Чоран.

25. «Никто не выздоравливает от болезни рождения, смертельной раны, если она когда-либо была».

— Эмиль Чоран.

26. «Именно потому, что мы все самозванцы, мы терпим друг друга».

— Эмиль Чоран.

27. «Никто не может наслаждаться свободой без трепета».

— Эмиль Чоран.

28. «Хотеть славы — значит предпочесть умереть презираемым, чем забытым».

— Эмиль Чоран.

29. «Отрицание есть первая свобода ума, однако отрицательная привычка плодотворна только до тех пор, пока мы прилагаем усилия, чтобы преодолеть ее, приспособить ее к нашим нуждам; однажды приобретенное, оно может заключить нас в тюрьму».

— Эмиль Чоран.

30. «Воображаемые боли, безусловно, являются самыми реальными из тех, что мы испытываем, так как мы чувствуем постоянную потребность в них и изобретаем их, потому что без них никак не обойтись».

— Эмиль Чоран.

31. «Моя миссия — убить время, а время, в свою очередь, убьет меня. Как хорошо среди убийц.

— Эмиль Чоран.

32. «Общество — это не болезнь, это катастрофа. Какое глупое чудо, что в нем можно жить».

— Эмиль Чоран.

33. «Речь и молчание. Мы чувствуем себя в большей безопасности с сумасшедшим, который говорит, чем с тем, кто не может открыть рот».

— Эмиль Чоран.

34. «Спрашиваешь себя, как это может быть, а если и так, то как можно еще говорить об окончательности и прочих подобных бабьих сказках? Страдание так трогает меня, что я теряю всю свою храбрость. Я падаю духом, потому что не понимаю, почему в мире есть страдания».

— Эмиль Чоран.

Здесь, в Kidadl, мы тщательно создали множество интересных семейных цитат, которые понравятся всем! Если вам понравились наши предложения по цитатам Эмиля Чорана, то почему бы не взглянуть на метафизические цитаты, или .

Чоран, Эмиль Мишель

Родился в трансильванском селе Решинари, принадлежавшем тогда Австро-Венгрии и позже вошедшем в состав румынского жудеца Сибиу. Сын православного священника, учился в немецкой школе. Окончил факультет филологии и философии Бухарестского университета, где сблизился с Мирчей Элиаде и Эженом Ионеско, мировоззрение их кружка сложилось под сильным воздействием немецкого культур-пессимизма и философии жизни (Шопенгауэр, Ницше, Людвиг Клагес). С 1932 Чоран начинает публиковаться в румынской прессе, выступает с резкой критикой румынского провинциализма, лозунгами возрождения нации, надеждами на харизматического вождя, симпатией к итальянскому фашизму и немецкому нацизму. В 1933—1934 по стипендии Фонда Гумбольдта занимается в Берлинском университете Фридриха-Вильгельма и Мюнхенском университете имени Людвига Максимилиана, в 1935 возвращается в Румынию, преподаёт в провинциальном лицее. Первые книги пессимистической философской эссеистики написаны по-румынски. В 1937 по стипендии Института Франции в Бухаресте Чоран уезжает в Париж, посещает семинары по философии в Сорбонне, путешествует по Франции, Испании, Великобритании — пешком и на велосипеде. Осенью 1940 года возвращается в Румынию, в апреле 1941 года вновь уезжает в Париж, на сей раз навсегда. Годы гитлеровской оккупации проводит в Париже. После войны решает остаться во Франции и перейти на французский язык, полностью порывает с прежним националистическим образом мысли.

Книги афоризмов и эссе Чорана, написанные на французском, полны разочарованием в человеческой цивилизации, мрачным скепсисом, неверием в прогресс и, вместе с тем, острым анализом ходячих предрассудков и исторических иллюзий, безжалостностью к себе и к человеку в целом. Живущий в обстановке крайней бедности, сторонящийся известности нелюдим (он отказался практически ото всех премий, которые ему присуждали) Чоран встречается лишь с узким кругом избранных друзей, но к концу 1960-х годов приобретает у нонконформистской молодёжи Франции, Испании, ФРГ, Северной и Латинской Америки славу своеобразного «пророка нигилистической эпохи». Его книги переводятся на многие языки, признание возвращается к нему даже в Румынии. Однако после 1987, когда его книга «Признания и проклятия» приобрела шумный успех и даже стала бестселлером, Чоран практически ничего больше не пишет. Умер 20 июня 1995 года в Париже от последствий болезни Альцгеймера, похоронен на кладбище Монпарнас. Посмертно опубликованы записные книжки писателя (записи прекратились в 1972), остаются ненапечатанными дневники, которые он вёл с 1972 года.

Переезд во Францию

По возвращении из Германии Эмиль Чоран попал в армию, от которой избавился как можно быстрее. Вскоре начинающий философ, искренне болеющий за свою страну, понял, что никакая революция не в состоянии изменить национальный характер. Он мечтал о могучей Румынии «с численностью населения, как в Китае» и «с судьбой Франции». Об этом он поведал на страницах своих книг.

В 1937 году, получив стипендию, Чоран уехал во Францию, чтобы завершить философское образование. Однако его планы несколько изменились. Вместо диссертации, Чоран сел на велосипед и исколесил всю Францию. Это благоприятно сказалось на его здоровье: Эмиль излечился от бессонницы. Стипендии его не лишили, потом он все-таки окончил образование.

Эмиль решил не возвращаться в Румынию. Там для него все закончилось, в буквальном смысле стало его прошлым.

Писатель жил неподалеку от Дьеппа и переводил Малларме. Он решил перейти на французский, которым не очень интересовался, а налегал на английский. Эмиль учился в Сорбонне, чтобы стать преподавателем английского языка. Писать по-французски оказалось значительно трудней. Это была настоящая мука. Первую книгу на французском Эмиль переписывал четыре раза.

После произведения «Молитвенник побежденных» Чоран решил писать только по-французски. Это стало для него чудовищным испытанием, говорил Эмиль. Но одновременно это было и освобождением от прошлого. Франции также не пришлось впоследствии жалеть о своем «попустительстве» румынскому юноше. Напротив, вскоре безызвестный балканский студент стал гордостью французской философии и литературы.

Отношение к философии

На творческом пути Чоран менял свое отношение к философам и философии. Также одну и ту же тему он повторял до бесконечности, только при помощи «различных инструментов». Темы, присутствовавшие в «Разложении основ», укрупняются в зависимости от расстановки акцентов в главных его произведениях:

  • 1964 — «История и утопия»;
  • 1969 — «Падение во время»;
  • 1973 — «Незадачливый демиург»;
  • 1979 — «О злополучии появления на свет»;
  • 1987 — «Мучительный выбор»;
  • 1987 — «Признания и анафемы».

Говорят сами за себя и названия его книг. Эмиль Чоран не придерживался при написании какой-либо формы, любимым жанром писателя стал афоризм. Он позволял автору свободно излагать мысли и не зависеть от системности.

Есть некоторый догматизм в критике Чорана всего и вся, критика усвоенного еще в детстве знания о человеке, о Боге, о мироздании с позиции утраченного идеала.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
На позитиве
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: