Отношение базарова к любви

Авторская оценка базарова цитаты

Последняя встреча

Главному герою было суждено встретиться со своей любимой еще раз. Будучи смертельно больным, Евгений отправляет посыльного за Анной Сергеевной. Одинцова приезжает к нему с доктором, но она не бросается к нему в объятия. Она просто испугалась за Базарова. Евгений умирает на ее руках. К концу жизни он остается абсолютно одиноким. Базаров отвергнут всеми, только пожилые родители продолжают беззаветно любить своего сына.

Итак, мы видим, насколько сильно поменялось отношение к любви Базарова, когда он встретил свой женский идеал в лице Анны Сергеевны. Трагедия этого героя оказалась очень похожа на любовные разочарования, которые испытывал, вероятно, каждый. Мы встречаем человека, которого считаем идеальным, но он оказывается недосягаем по каким-то причинам. Мы страдаем от недостатка внимания, не замечая, что близкие люди готовы отдать очень многое ради нас. К концу жизни Базаров наконец начинает понимать силу родительской любви: «Таких людей, как они, в нашем свете днем с огнем не сыскать»

Однако такое важное понимание приходит к нему слишком поздно

Знаменитый роман «Отцы и дети» Тургенев написал в 1862 году и затронул в нем глубокие философские, политические и нравственные проблемы людей того времени. Главным героем стал молодой демократ-разночинец Базаров Евгений. Чтобы глубже раскрыть тему «Отношение Базарова к любви», сначала разберемся с тем, что это был за человек. И заранее упомянем то, что именно любовь сломала этого сильного и волевого человека, сыграв с ним злую шутку. Но обо всем по порядку.

Образ жизни и привычки

Базаров ведет активный образ жизни. Он рано просыпается и в большинстве случаев поздно ложится. Основную массу времени он проводит за опытами над лягушками – такие исследования позволят сделаться более компетентным в качестве врача: «Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился».

Предлагаем ознакомиться с характеристикой Павла Петровича Кирсанова в романе Ивана Тургенева “Отцы и дети”

Не сторонится Евгений и общества. Он охотно наносит визиты разным людям. Ведет там он себя в зависимости он ситуации. В обществе аристократов (если это не ужин в узком кругу) он, в основном, сдержан и редко вмешивается в ход беседы. В общении с дворянами «низшего ранга» или с людьми сродными с ним по социальному статусу Евгений ведет себя активно и часто вольготно. Порой его вольности настолько вызывающие, что кажутся неприличными.

Евгений любит сытно и вкусно поесть. Не лишает себя удовольствия выпить вина, в основном в больших количествах.

Суть нигилизма Евгения Базарова

Позиция Базарова в обществе необычна и противоречива. Он приверженец нигилизма – философского течения 60-х годов XIX века, распространенного на территории России. В своей основе это течение содержало крайне негативное отношение ко всем проявлениям буржуазно-дворянских традиций и принципов. Суть своей философии Базаров объясняет так: «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».

Личностные качества

Первое, что бросается в глаза читателю – это простота Евгения

Об этой его отличительной черте мы узнаем с самых первых страниц романа – его друг Аркадий неоднократно акцентирует внимание отца на этом факте, во время их поездки в родовое поместье. «Человек простой» – говорит Кирсанов-сын

У Николая Петровича первые впечатления о встрече с Базаровым были смазаны радостными переживаниями – после долгой разлуки он наконец-то дождался сына, но все же некий осадок по отношению к Евгению прочно осел в сознании Кирсанова-отца.

У Базарова незаурядный ум. Это касается не только сферы медицины, но и других сфер деятельности. Такое положение вещей стало причиной развития такого негативного качества, как самоуверенность. Евгений явно осознает свое умственное превосходство по отношению к большинству окружающих его людей и не может удержаться от резких замечаний и критики. Сопутствующим качеством к этому крайне непривлекательному букету добавляется еще и самолюбие. У Павла Петровича такие качества кажутся несовместимыми с родом деятельности Базарова. Дядя Аркадия утверждает, что человек с таким характером не может быть полноценным уездным врачом.

Евгений думает, что он «человек положительный, неинтересный». На самом же деле он довольно привлекательная личность. Его взгляды нестандартные, они мало чем похожи на общепринятые. На первый взгляд, кажется, что он действует по принципу противоположности и противопоставления – Евгений противоречит фактически любой мысли, но, если хорошо разобраться, то это не просто прихоть. Базаров может объяснить свою позицию, привести аргументы и доказательства, свидетельствующие о его правоте. Он довольно конфликтный человек – готов затеять спор с человеком любого возраста и положения в обществе, но между тем, он готов выслушать своего оппонента, проанализировать его доводы, или же сделать вид, что делает их. В этом плане позиция Базарова заключается в таком тезисе: «Докажи мне свою правоту и я тебе поверю».

Несмотря на готовность Евгения к дискуссии, он очень упрямый, его сложно переубедить, на протяжении романа никому не удалось полностью поменять его отношение к определенным вещам: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе».

Взгляды на природу и искусство

Если попытаться сгруппировать все афоризмы Базарова по семантическим особенностям, то можно заметить такую закономерность. Герой высказывается о вещах, живо волнующих самого автора. И Тургенев, который далеко не всегда согласен со своим детищем, спорит с Базаровым, приводя «железные» аргументы. Касается это, в первую очередь, взглядов молодого разночинца на природу и искусство. Афоризмы Базарова этой тематики выдают в нём материалиста до кончиков ногтей, во всех сферах жизни стремящегося найти только практическую пользу. Безапелляционно он утверждает, что природа является не храмом божественной красоты и гармонии, а всего лишь мастерской, и человек в ней не просто получает эстетическое наслаждение и радость от общения с прекрасным, а должен работать. Также утилитарно относится персонаж к искусству. По его мнению, Рафаэль не стоит и медного грошика, а хороший химик куда полезнее всех поэтов и писателей, вместе взятых.

Нравственные ценности

«Любовь – белиберда, непростительная дурь»;

«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество»;

«Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр»

«Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!»

Отношение к искусству

«Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта»;

«Рафаэль гроша медного не стоит»

Отмечает роль искусства, но сам им не интересуется: «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная… душа»

Отношение к природе

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

Любит природу, которая позволяет ему побыть в уединении с самим собой

Характер и род занятий

Базаров — будущий врач, он учится на медицинском факультете университета. В начале романа писатель показывает его увлечённость естественными науками. Он приехал в гости к своему товарищу по университету Аркадию Кирсанову в поместье его отца, и здесь разворачивается основное действие романа. Находясь в гостях, Базаров продолжал работать: экспериментировал с лягушками, инфузориями, возился с химическими составами…

Все считают Евгения Базарова очень умным молодым человеком, а Аркадий, который младше его на несколько лет, особенно восхищается его способностями, твёрдостью характера и убеждений, простотой в общении. Но иногда эта простота переходит в некоторую развязность, небрежность манер, но это в основном напускное, связанное с идеей нигилизма, которой в это время увлечён Базаров.

Его характер отличается решительностью, смелостью (он никогда не робел при разговоре с кем бы то ни было), умел пошутить, часто иронизировал над окружающими. Чувств своих он никогда никому не открывал, даже отцу, который его приобщил к профессии врача; всегда имел своё мнение и не признавал авторитетов. Иногда он мог быть надменным, особенно перед аристократом Павлом Петровичем Кирсановым, который считал его «гορдецοм, нахалοм, циниκοм, плебеем…»

Отношение к искусству, природе

Взгляды Базарова и Кирсанова разнятся даже в восприятии искусства. Они неодинаково относятся к природе. По мнению Базарова, чтение художественной литературы — пустое дело, а природу он оценивает исключительно как ресурс. Кирсанов — полная ему противоположность. Он, наоборот, любит окружающий мир, искусство, музыку.

Базаров полагает, что необходимо опираться в жизни только на личный опыт и ощущения. Исходя из этого, он отрицает искусство, поскольку оно — лишь обобщенное и образное осмысление опыта, отвлекающее от дела. Он отрицает мировые достижения культуры.

Так по-разному смотрят на природу и искусство Базаров и Павел Петрович. Сравнительная характеристика (таблица отображает это) в очередной раз показывает практичность взглядов Евгения.

Литература. ЦИТАТЫ. И.С. Тургенев. «Отцы и дети».

Евгений Васильевич Базаров.

  • «…Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум…».
  • «…возмущала совершенная развязность Базарова…».
  • «…к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам…»
  • «…Мой дед землю пахал…»
  • «…Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта…»
  • «…Всякий человек сам себя воспитать должен»
  • «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
  • «Нас не так мало, как вы полагаете».
  • «Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои».
  • «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?»
  • «Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке…»
  • «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения».
  • «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы – подумаешь, сколько иностранных бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны
  • «Рафаэль гроша медного не стоит, да они не лучше его»
  • «В 44 года играть на виолончели глупо»
  • «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник… мясо продаёт…».
  • «Человек хорош, обстоятельства плохи».
  • «Мы действуем в силу того, чт́о мы признаём полезным».
  • «..сперва нужно место расчистить».
  • «…любовь… ведь это чувство напускное…» «… но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни…»
  • «Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца».
  • «…Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.»
  • «А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня».
  • «Может быть, точно, всякий человек — загадка».
  • «Настоящий человек — не тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть».
  • «Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги; а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет».
  • «Любовь — белиберда, непростительная дурь».
  • «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения».
  • «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр».
  • «Кто злится на свою боль — тот непременно ее победит».
  • «Настоящий человек — не тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть».
  • «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе».
  • «В чемодане оказалось пустое место, и я кладу в него сено; так и в жизненном нашем чемодане: чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было.
  • «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Павел Петрович Кирсанов

  • «…Он с детства отличался замечательною красотой…»
  • «…Ведь он красавцем был, голову кружил женщинам…»
  • «…его уважали за его отличные, аристократические манеры…»
  • «…к тому же он был самоуверен…»
  • «…Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью…»
  • «Мы друг друга понять не можем; я, по крайней мере,не имею чести вас понимать»(Базарову).
  • «Мы, люди старого века, полагаем, что без принсипов… шагу ступить, дохнуть нельзя».
  • «…его уважали также за его безукоризненную честность…»
  • «…человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен…»
  • «…я уважаю аристократов – настоящих Они не уступают йоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и потому они сами исполняют свои обязанности…»
  • «…меня все знают за человека либерального и любящего прогресс…»
  • «…вступается за крестьян; правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон…»
  • «Личность, милостивый государь, — вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё строится».
  • « Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры».
  • «Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить…»
  • «…На нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм…»

Вечное одиночество

Будучи смертельно больным, главный герой ищет встречи с любимой, он хочет увидеть ее в последний раз. Одинцова приезжает, но не бросается к Евгению. Она ведет себя сдержанно. Анна лишь принимает человеческое участие, не более того. Итак, главный герой умирает отвергнутым, однако к концу жизни он начинает понимать силу родительской любви, и здесь не обойтись без цитаты Базарова: «Таких людей, как они, в нашем свете днем с огнем не сыскать». Увы, слишком поздно он осознает ценность человеческих отношений.

В романе «Отцы и дети» отношение Базарова к любви показано в динамике: сначала он презирает это чувство, смеется над романтическими порывами Аркадия Кирсанова. Для главного героя всякое проявление любви – это лишь голос инстинкта. Он ярый нигилист, сторонник материалистических убеждений. Встреча с Анной Одинцовой переворачивает сознание Евгения. Он признается в любви к ней и признает свое поражение. В конце романа Базаров умирает, осознавая собственное одиночество.

Знаменитый роман «Отцы и дети» Тургенев написал в 1862 году и затронул в нем глубокие философские, политические и нравственные проблемы людей того времени. Главным героем стал молодой демократ-разночинец Базаров Евгений. Чтобы глубже раскрыть тему «Отношение Базарова к любви», сначала разберемся с тем, что это был за человек. И заранее упомянем то, что именно любовь сломала этого сильного и волевого человека, сыграв с ним злую шутку. Но обо всем по порядку.

Молодой Базаров с первой встречи с другими героями романа представлен человеком из простого народа, который абсолютно этого не стесняется и даже наоборот гордится этим. Правил этикета дворянского аристократического общества, собственно, он никогда не придерживался и не собирался этого делать.

Базаров — человек дела, твердых убеждений и бескомпромиссных суждений, натура очень увлеченная наукой и медициной. Нигилистические взгляды делают его в чем-то интересным, а в чем-то отталкивающим и непонятным.

Чего только стоят его рассуждения об искусстве. Для него художник Рафаэль «гроша ломанного не стоит», красоты природы для него тоже не существует, так как создана она не для того, чтобы ею любоваться, а как мастерская для человека. Отношение Базарова к любви — свое личное и ненавистное. Потому как он считает, что ее и вовсе не существует. Любовь в его понимании — это только физиология и, если хотите, обычные «потребности организма».

До встречи с вдовой Анной Сергеевной Одинцовой он был человеком холодного рассудка, трезвого и глубокого ума, гордый и целеустремленный, уверенный во всем, где только можно, отстаивал идеи нигилизма, стараясь сломать привычные стереотипы, все старое и ненужное, и тут же добавлял, что вот строить — не их дело.

«Романтизм» и «гниль» еще недавно ставил в один ряд Базаров. Отношение к любви однако ему пришлось переосмысливать заново. Сначала Одинцова привлекла его чисто «физиологически» и говорил он о ней так: «Что за фигура, на остальных баб не похожа»; «У нее такие плечи, каких я не видывал».

Что касается темы «Базаров: отношение к любви», надо отметить, что Одинцова в беседе стала выбирать темы интересные для него, они стали говорить на одном языке, и это не могло не повлиять положительно на их взаимоотношения.

Любовь для этого героя стала слишком серьезным экзаменом на верность нигилистическим идеалам. Базаров никогда до этого не испытывал ничего подобного и вообще думал, что не склонен к романтике. Но на деле оказалось, что все люди одинаковы в отношении любви, ведь она не спрашивает, когда ей приходить. Нездоровым становится отношение Базарова к любви. Цитаты о любви в конечном итоге начинают разниться.

Одинцова была очень умной женщиной, и нельзя сказать, что она не увлеклась этим удивительным человеком. Анна Сергеевна много думала о нем и даже вызвала его на откровенность, однако, получив в ответ признание в любви, тут же отвергла его, потому что всего дороже ей был привычный уклад и комфорт, чем простое мимолетное увлечение. Однако тут уже не мог совладать с собой Базаров. Отношение к любви у него стало меняться, и в итоге добило его.

Неоцененная любовь приводит Базарова к тяжелым душевным переживаниям и совсем выбивает его из колеи. Он потерял цель и смысл жизни. Чтобы хоть как-то развеяться, он уезжает к родителям и помогает отцу в его медицинской практике. В итоге он заразился тифом и умер. Но сначала погибла от любви его душа, не сумевшая пережить любовные страдания. А уже потом и тело.

В конце произведения Тургенев подытоживает, что человек создан для того, чтобы любить, восхищаться и чувствовать. Отрицая все это, он просто обречен на смерть.

Цитаты Кирсанова Аркадия

• Надо бы так устроить жизнь, чтобы каждый день был значительным.

• Кленовый лист, когда падает на землю, похож на бабочку, и это странно — потому что самое сухое и мёртвое схоже с самым весёлым и живым.

«Отцы и дети» — знаковый роман И. С. Тургенева, который был написан в 60-е годы 19 века. Несмотря на то, что в романе множество метафор, сравнение человека с природой, например, когда персонажи ехали в село Марьино, Иван Сергеевич описал Россию перед отменой крепостного права с помощью описания зимней погоды: «среди весеннего красного дня, вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами». Но, несмотря на все эти описания и лирические отступления автора, «Отцы и дети» знамениты своей натуральностью.

Все получившиеся персонажи у Тургенева будто бы существовали в реальности, будто бы вся эта история имела место быть в нашей жизни. Иван Сергеевич не просто писатель, а тонкий психолог, который хорошо разбирается в личностях. Образ его персонажа Базарова буквально оживает со страниц книги и, в принципе, олицетворяет всю тогдашнюю нигилистическую молодежь.

Но все мы привыкли, что, когда кто-то спорит, наблюдающий за происходящим человек либо переходит на какую-либо позицию, либо остается в нейтральной стороне. Но в случае спора, который описал Тургенев, дела обстоят по-другому: даже, если зритель придерживается политики нигилиста Базарова, то в большинстве случаев в голове промелькнет мысль, что и Кирсановы в чем-то да правы.

Разногласия среди поколений никогда не исчерпают себя, поэтому начинать спор становится бессмысленным, как говорится, об стенку горох: Базарова практически не удалось переубедить, да и Кирсановы остались при своем мнении.

Рассмотрим персонажей этой замечательной книги.

Евгений Базаров – молодой врач, который на протяжении всего дня занимается наукой. Выглядит он немного неряшливо, парню не нужно производить впечатление, как делает это аристократическое общество, Базаров считал, что главное в человеке — это ум. Евгений говорил, что он ярый нигилист, то есть, человек, который отрицает все человеческие понятия: любовь, религию, дружбу. В некоторых высказываниях Базаров прав:

Но Евгений сильно заигрался своим образом нигилиста, который больше похож на юношеский максимализм: он говорил про великие произведения искусства, что они и гроша медного не стоят, отрицал любовь, а романтика ему так вообще была противна. В любом случае, молодой человек противоречил сам себе: он говорил, что «Любовь — белиберда, непростительная дурь», «считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни…», хотя он и был охотником до женского пола. Но как бы он не скрывал, каким бы он ни был нигилистом, все-таки из души его вырвалось признание:

Теперь же рассмотрим Николая Петровича Кирсанова, богатого дворянина. В спорах он по-своему прав, но Николай Петрович сидит на месте, будто бы остановившись во времени. В этом помещике есть что-то от Собакевича из «Мертвых душ», но совсем чуть-чуть: они оба заядлые консерваторы. Но и от Манилова в нем тоже что-то есть: высшие манеры, но беспросветная лень, так как у Кирсанова все плохо было с хозяйством. Причем Николай Петрович не упускает момента, чтобы показать свою образованность и аристократизм, например, когда резко начинает говорить по-французски.

Также есть еще один интересный герой — Павел Петрович Кирсанов, можно сказать, один из значимых героев в романе. Он самолюбив, горд, образован и начитан. Является главным оппонентом в спорах с Базаровым. Не любит русские традиции, живет на английский вкус. Является образом настоящего аристократа.

Также на протяжении всего романа показывает свою натуру и писатель, Иван Сергеевич Тургенев. Его цитатами пронизан весь роман, например, «…Время (дело известное) летит иногда птицей, иногда ползет червяком; но человеку бывает особенно хорошо тогда, когда он даже не замечает – скоро ли, тихо ли оно проходит…» Мысли автора заставляют задуматься.

Вообще, эта книга обязательна для прочтения, хоть и Базаров – герой своего времени, его мысли и мысли всех, кто задействован в данной книге заставляют задуматься и помогают сформировать собственное мнение.

Тема романа

Иван Тургенев раскрывает в своем романе глобальную и многогранную тему отцов и детей. Причем подходит он к ней как со стороны известного конфликта между старшим и молодым поколением, так и со стороны приверженцев старых и новых взглядов на жизнь. Таким образом название «Отцы и дети» можно расшифровать не только как семейный конфликт, но и как непонимание двух поколений, столкновение различных типов мировоззрения. 

Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.

Базаров представляет собой представителя нового поколения, который мыслит прогрессивно, не желает слепо подчиняться традиционным устоям просто исходя из того, что «так положено». Он все подвергает сомнению, и если какая-то идея не выдерживает проверку на прочность, он ее смело и без сожаления отвергает. 

Основной посыл книги – заставить читателя задуматься, а какой тип мышления близок ему самому? Какую позицию выбирает каждый из нас: лениво и безропотно созерцать происходящее или активно бороться за новое будущее?

Постановка МХАТ «Отцы и дети»

В одном из писем Иван Сергеевич так объяснял замысел романа: «Я вывел семейство Кирсановых как представителей передового дворянства. Но даже в их лицах вы без труда прочтете вялость, лень и ограниченность. Так вот я и хочу сказать: если сливки так плохи, что же там с молоком?». 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
На позитиве
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: