Цитаты из фильма

Недосказанные правила глеба жеглова, или как установить контакт с подозреваемым, простыми словами

Содержание

Это только ты один умный, а я так — погулять вышел.

И откуда у тебя, Петюня, такой изумительный сахар? Нам вроде такого не отоваривали,а?

А потом, Коля Тараскин не знает шесть правил Глеба Жеглова.

Спрос, он в нашем деле дорого стоит.

Значитца, так и запишем — вы не жулик. Вы человека убили!

Не ругайся, Маня, ты мне молодого человека испортишь.

…а папашку твоего героицьского видеть приходилось. На фронте он, правда, не воевал… Но шнифер был знаменитый, громил сейфы, будто косточки из компота.

Не учи учёного, гражданин Копчёный!

Я по пятницам не подаю.

Вот чего я в людях не выношу, так это упрямства. Упрямство — это первый признак тупости.

Открывай, открывай! У нищих слуг нет.

Но дело своё он добре знает, поэтому получишь на всю катушку.

Если Кирпич — вор, он должен сидеть в тюрьме! И людей не беспокоит, каким способом я его туда упрячу!

Ты не сознание, ты совесть потерял. Ты, когда он на тебя наган навёл, не про долг свой думал, не про товарищей своих убитых. А про домик в Жаворонках с коровой да с кабанчиком.

Если есть на свете дьявол, то он не козлоногий рогач, а он дракон о трёх головах, и головы эти — хитрость, жадность, предательство. И если одна прикусит человека, то две другие доедят его дотла.

Да погаси ты свет, Шарапов! Ни днём, ни ночью покоя от него нет!

Милосердие — поповское слово.

Невоспитанный ты человек, Ручников! Выражайся при даме поприличнее, а то я тебя огорчу… до невозможности!

Ты свободен, Ручечник… Пшёл вон отсюда! Не свети, ты нам мешаешь.

Проводи его, Шарапов. До автобуса.

Правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать!

Ну, положим, жена Груздева под присягой подтвердит, что это ты ему пистолет подбросил. А также поведает, о чем говорили отец Варлаам с Гришкой-самозванцем на литовской границе…

Здесь МУР, а не институт благородных девиц!

Будет сидеть. Я сказал.

— Пасюк! Ваня, а ну держи меня! — Как держать?! — Нежно!

Кому повезёт, у того и петух снесёт, и такая птица, как ты, у меня тоже нестись будет!

Да у тебя на лбу десять классов нарисовано!

Ну и рожа у тебя, Володя! Ох и рожа!

С тобой, свинья, не гавкает, а разговаривает капитан Жеглов! Слыхал, наверное?!

А теперь Горбатый! Я сказал Горбатый!

Если закон один раз подмять, потом другой раз, потом им начинать дырки в следствии затыкать, как нам с тобой будет угодно, то это уже не закон будет, а кистень.

Самое дорогое на свете — глупость, потому что за неё дороже всего приходится платить.

Выпьем, закусим, о делах наших скорбных покалякаем.

Есть у нас сомнение, что ты, мил-человек, стукачок!

Бабу не проведешь, она сердцем видит.

Кабаки и бабы доведут до цугундера.

Горбатый: А мусорка своего отдашь нам на съедение? Жеглов: А пусть он сам за вас похлопочет, а мы рассмотрим.

— Кошелёк у гражданки украл! — Украл! — КофэлЁк-кофэлёк… Какой кофэлёк? Хэ-хэй-хэ! На, обысси!

Чтоб я себе с пола срок поднял.

Я не курю, ты же знаешь, но в камере пригодится.

Манька-Облигация: Как пишется: Облигация или Аблигация. Жеглов: «О». Что?! Какая облигация? «Я, Манька-Обли. » Ты что, с ума сошла? Пиши: «Колыванова, Мария Афанасьевна».

А угостите даму спичкой, гражданин начальник.

Только Копчёный мокрушничать не станет: не такое у него воспитание.

Консерваторию кончить не дают!

А ты меня не совести́ и не агитируй.

Не бери на понт, мусор!

Не имеешь правa, старший приказал!

Я думаю — не устроил ли Фокс какую-нибудь невероятную оскорбительную каверзу. Он мастер на такие шутки…

Всё ясно, твоё место в буфете.

Рожа красная, хоть прикуривай…

Ну что, старшой… Окропим снежок?… Красненьким…

Из него такой же шофёр, как из Промокашки скрипач.

Ножичков у нас на всех хватит, наглотаетесь досыта, как давеча на бульваре! Будь, Шарапов, не кашляй! Да, Сенечке Тузику, псу вашему, пламенный привет!

Усё правильно, усё справедливо. Но документы, граждане, треба носить с собой!

Тебе бы не картины, начальник, тебе бы книжки писать!

— Я вор в законе и дружков не продавал. — Это потому, что закона ты боишься меньше, чем дружков своих бандитов.

  • Твой потолок это чей то пол цитата

      

  • Трудный народ эти женщины смысл цитаты

      

  • Лысый из brothers цитаты

      

  • Страшен путь на ошхамахо цитаты

      

  • Книги для подростков с цитатами про жизнь со смыслом

Биография и сюжет

Биография Глеба Жеглова, который не расстается с пистолетом даже во сне, подобна книге за семью печатями, но персонаж в ходе диалогов все-таки приоткрывает занавесу тайны. Будущий начальник оперативной бригады воспитывался в крестьянской семье, где, помимо него, росли братья и сестры. Отец Жеглова — «мужик молоток» — воспитанием детей не занимался, а отправился в город, дабы сорвать большой куш. Пока главный кормилец пребывал в разъезде, он «не забывал» о своих отпрысках и изредка радовал их гостинцами: один раз даже конфеты и зубную пасту привез.


Глеб Жеглов

Однажды отец главного героя решился на отчаянный поступок и свел корову со двора, даже обул ее в опорки, чтобы не было следов. Поэтому можно предположить, что именно этот случай в жизни Жеглова привил ему интерес к расследованиям. Хоть протагонист и не имеет высшего юридического образования, он весьма грамотно выражает свои мысли и владеет чистописанием.

Далее в жизнеописании Жеглова, заявлявшего, что «вор должен сидеть в тюрьме», имеется пробел: чем занимался герой после окончания школы и до поступления на службу – не известно. Работает в МУРе с 1939-1940 года, имеет орден «Красной Звезды», получил звание капитана милиции. Жеглов берется за сложные уголовные дело и с энтузиазмом распутывает преступления по щелчку пальцев.


Глеб Жеглов и Володя Шарапов

Если говорить о фильме «Место встречи изменить нельзя», то его сюжет окунает телезрителей в послевоенную Москву. Опытному оперативнику Глебу Жеглову и его напарнику Владимиру Шарапову НКВД поручает раскрыть сложное дело группировки «Черная кошка». Эта банда орудовала в Московской области в 1950-ых годов, занималась разбоями, грабежами и убийствами.

На главное задание был отправлен оперативник Василий Векшин. Этот человек должен был внедриться в банду, однако преступники его вычислили и убили заточкой, поэтому расследовать дело оказывается еще сложнее.


Глеб Жеглов и подозреваемый, муж Ларисы Груздевой

Параллельно с этим детективы выясняют обстоятельства убийства некой Ларисы Груздевой. Главный подозреваемый – бывший муж погибшей, так как в его квартире был найден пистолет. Однако и это дело не такое простое, так как улики и показания свидетелей не стыкуются. Пока оперативники выясняют детали, их взору открываются все новые факты.

Следующая цитата

Горбатый (Армен Джигарханян)

Есть у нас сомнение, что ты, мил-человек, стукачок!

Выпьем, закусим, о делах наших скорбных покалякаем.

За твое здоровье пить глупо – оно ведь тебе больше не понадобится, здоровье хорошее…

Бабу не проведешь, она сердцем видит.

Манька Облигация (Лариса Удовиченко)

Как пишется – Облигация или Аблигация?

А угостите даму спичкой, гражданин начальник.

Не бери на понт, мусор!

Ты токо скажи, я ж тебе всю жизнь верная буду. Ты парень хоть куда.

Читайте и другие статьи о кино и актерах по ссылкам:

Спасибо за внимание, друзья! Подписывайтесь на канал, мы подготовили для вас много интересного. Коллекция «Мосфильма» огромна – яркое найдется для каждого

Единство целей и искренняя симпатия

Сразу условимся: мы анализируем отношения героев фильма Станислава Говорухина, а не романа братьев Вайнеров «Эра милосердия». Хотя сюжет книги лежит в основе фильма, по большому счету, это совершенно разные произведения.

Для возникновения симпатии между Жегловым и Шараповым создается самая благоприятная атмосфера. Перед ними стоит общая очень важная задача – борьба с бандитами, защита мирных граждан в послевоенной Москве. Дело, которым им предстоит заниматься вместе — крайне сложное и опасное. Шарапов убеждается в этом уже в свой первый рабочий день, став свидетелем гибели оперативника Василия Векшина.

Сначала все подозрительно напоминает встречу Холмса и Ватсона, особенно с того момента, как Шарапов предлагает Жеглову переночевать у него, а затем и поселиться вместе. Бывший фронтовик и опытный сыщик знакомятся, становятся компаньонами, образуют сплоченный дуэт, вступая в единоборство с криминальным миром.

Как Ватсон восхищается Холмсом, так и Шарапов поначалу восхищается начальником и товарищем. Он очень быстро осознает, что его военного опыта в новых условиях маловато. Безоговорочно признав в Жеглове профессионала, Шарапов вскоре почти полностью подпадает под обаяние его личности. Не восхищаться Жегловым в исполнении Высоцкого, действительно, невозможно.

 Аналитический ум, опыт, знание преступного мира, убийственная ирония, великолепная память, отличная физическая подготовка, выносливость, железная самодисциплина — все эти качества Жеглова вызывают уважение не только у соратников, но и у противников.

Глеб и отлично стреляет, и картошку молниеносно почистить умеет. Он может с чарующей музыкальностью исполнить куплет из Вертинского, аккомпанируя сам себе на рояле, и обыграть в бильярд профессионального игрока Копченого. И все это у него выходит как-то ловко, легко, блестяще, с огоньком. А когда капитан по случаю праздника надевает форменный китель с орденом, то перед его великолепием меркнет даже безупречная военная выправка Шарапова.

Жеглов, хотя и проявляет меньше восторга в отношении Шарапова, радуется пополнению в лице обстрелянного боевого офицера-разведчика. Глебу импонирует дисциплинированность, ответственность и скромность Шарапова, его беззаветная преданность делу и готовность учиться. Болевая функция Жеглова — интуиция возможностей, поэтому он ценит людей, которых не нужно постоянно контролировать. Кроме того, ему чисто по-человечески нужен «слушатель», зритель, ученик, единомышленник.

Хотя Глеб постоянно учит Шарапова уму-разуму, он не может не признать, что тот отлично проявляет себя в экстремальных ситуациях. Мягкий и деликатный, но настойчивый и последовательный Достоевский-Шарапов на отдельных участках работы добивается большего, чем Жеглов-Максим, привыкший пускать в ход исключительно силовую сенсорику.

Наконец, наступает момент, когда Шарапов становится для Жеглова единственным и незаменимым. Благодаря своей интуиции, помноженной на белую сенсорику, Шарапов внедряется в банду. Он с победой возвращается со смертельно опасного задания, чем вызывает искренний восторг и уважение Жеглова. Однако уже в следующую минуту непримиримость противоречий между героями достигает кульминационной точки.

Между Москвой и Одессой

Успех многосерийного фильма (слово «сериал» тогда еще не знали) был подобен эффекту разорвавшейся бомбы. Что немудрено: главные роли исполняли Владимир Высоцкий и Владимир Конкин. И вообще лента собрала едва ли не всех звезд советского кино: Армена Джигарханяна, Наталью Фатееву, Евгения Евстигнеева, Александра Абдулова, Александра Белявского, Сергея Юрского, Ларису Удовиченко. А режиссером выступил Станислав Говорухин. Возможно, из-за такой высокой концентрации звезд съемки проходили очень непросто.

Статья по теме

Эра Жеглова. Фильму «Место встречи изменить нельзя» — 35 лет

Послевоенная Москва, в городе орудует банда «Чёрная кошка». Обезвредить её пытается отдел по борьбе с бандитизмом МУРа, возглавляемого капитаном Жегловым (Владимир Высоцкий). Знаменитый пятисерийный художественный фильм Станислава Говорухина основан на романе братьев Вайнеров «Эра милосердия». А они описали реальную историю красногорской банды Ивана Митина, орудовавшей в столице и Подмосковье в начале 1950-х годов. Как говорил Станислав Говорухин, залогом успеха своего фильма он считал хорошую драматургию: «Нам повезло — у нас был прекрасный роман братьев Вайнеров. На мой взгляд, это классическое произведение».

«Снимался фильм в основном на Одесской киностудии, — говорит москвовед Татьяна Воронцова. — Снимать на Петровке, понятное дело, кинематографистам никто не позволил. Но Говорухину удалось добиться разрешения снимать снаружи, а некоторые сцены — даже во дворе легендарной Петровки, 38. Именно оттуда отправляются муровцы на картошку. Конечно, всеми узнаваемые уголки столицы добавляли веса и достоверности картине. Но есть в фильме и ляпы. В начале Владимир Шарапов (Владимир Конкин) идёт по проспекту Маркса (ныне Театральный пр‑д). И вдруг рядом с Шараповым появляется новенький автомобиль „Жигули“. Конечно, Станиславу Говорухину было непросто: съёмки велись в самом конце 1970-х, а на экране должна была появиться старая Москва».

Горбатого брали на Яузе. Где и как снимали «Место встречи изменить нельзя» Подробнее

Интересные факты

  • В столице Украины возле МВД открыли памятник Шарапову и Жеглову. Произошло это событие 14 апреля 2009 года. Также скульптуру Владимира Высоцкого в образе Глеба Жеглова можно встретить в Мариуполе, неподалеку от ресторана «Место встречи».
  • В репертуаре российской группы «Любэ» есть песня, посвященная главным героям фильма.


Памятник Шарапову и Жеглову в Киеве

  • За создание запоминающегося образа Жеглова Высоцкий получил Государственную премию СССР посмертно.
  • Первоначально продюсеры хотели назвать фильм аналогично книге, но чиновники были против «несоветского», «попсового» слова «милосердие».


Памятник Шарапову в Мариуполе

  • Георгий Вайнер говаривал, что в образе Жеглова прослеживается «сталинский палач», не знающий ни человечности, ни жалости: во времена репрессий именно «Жегловы» отличались злоупотреблением служебными полномочиями. Но в фильме эта черта главного героя канула в лету благодаря обаянию актера, который решил упростить характер своего персонажа.
  • В мире существует необъяснимое явление, так называемый «эффект Манделы» – массовые ложные воспоминания. Например, большая часть зрителей «помнит», что в эпизоде фильма Жеглов сказал: «Ну и рожа у тебя, Шарапов». Но истинная фраза звучит по-другому: «Ну и рожа у тебя, Володя».

История персонажа

Жанр детектива пользуется все большим спросом среди любителей литературы. Поклонники книг все чаще скупают произведения, где главный герой распутывает хитросплетенные узлы преступлений, но некоторые экранизации превзошли бумажный оригинал.


Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»

Наверное, нет на свете такого человека, который бы не слышал о советском фильме под названием «Место встречи изменить нельзя». На самом деле эта лента, которая со временем разошлась на крылатые фразы, была поставлена по мотивам романа братьев Вайнер «Эра милосердия». Актеру Владимиру Высоцкому удалось создать запоминающийся образ детектива Глеба Жеглова, служившего в МУРе.

История создания

Книга о борьбе органов правопорядка с преступными элементами «Эра милосердия» была опубликована в 1975-м году, и это было не дебютное творение Аркадия и Георгия Вайнеров, которые к тому моменту уже успели утвердиться на вершине литературного Олимпа. Авторы сумели придумать остросюжетную фабулу и запоминающихся персонажей, основываясь на реальных прототипах.


Аркадий и Георгий Вайнеры

По утверждению журналиста Петра Вайля, прообразом следователя послужил некто Сергей Жеглов, который работал в уголовном розыске. Правдива эта информация или нет, остается только гадать, ибо другие почитатели романа уверены, что образ Глеба Жеглова собирательный. Также есть указание на то, что второй персонаж книги, оперуполномоченный МУРа Владимир Шарапов, «списывался» с Владимира Арапова, который из-за своего крутого нрава больше походил на «киношного» Жеглова, нежели на его интеллигентного и воспитанного коллегу.

Произведение авторов в мгновение ока стало бестселлером, поэтому уже в 1979 году за экранизацию взялся именитый режиссер Станислав Говорухин, который создал культовый детективный фильм «Место встречи изменить нельзя».


Режиссер Станислав Говорухин

Примечательно, что актер Владимир Высоцкий будто бы предугадал будущее романа. Дело в том, что артисту достался от братьев Вайнер первый экземпляр книги. После прочтения детектива Владимир Семенович твердо заявил авторам, что «застолбил» Жеглова:

Сказано – сделано. По утверждению Говорухина, именно Высоцкий, знакомый с режиссером еще со времен съемок фильма «Вертикаль», привел его в проект:

Таким образом, по утверждению Станислава Сергеевича, исполнитель роли Жеглова прочитал роман только во время съемок. А братьям Вайнер Владимир Высоцкий, оказывается, по-актерски врал, восхищаясь книгой и Глебом Жегловым. Как говорится, иногда ложь бывает и во благо, потому что образ следователя прибавил лицедею многомилионную армию поклонников.


Владимир Высоцкий в роли Глеба Жеглова

Нужно отметить, что образы литературного и экранного Жеглова значительно разнятся. Так, перед читателями книги предстает молодой человек лет 25-26, тогда как Владимиру Семеновичу на момент начала съемок исполнился 41 год.

Но артисту не пришлось соревноваться за место под солнцем, так как его утвердили в актерский состав практически сразу. Хоть артист и читал «Эру милосердия» второпях, к своей работе он подошел рачительно: по воспоминаниям современников, Высоцкий лично выяснял у следователей детали их работы, а также сам выбирал костюм на костюмерном складе «Одесской киностудии». В итоге в фильме Глеб Жеглов щеголял в брюках-галифе, сапогах и кепке.


Глеб Жеглов в фильме «Место встречи изменить нельзя»

Актер внес и режиссерский вклад, придумывая новые сценки. Однако не только Владимир Семенович импровизировал на съемочной площадке. Например, его напарница по фильму Лариса Удовиченко вспоминала, что фраза: «Облигация или Аблигация?», – ставшая крылатой, вырвалась у нее случайно.

Фильм, который строился на основе подлинных уголовных дел, получился из пяти серий, а не из шести, как указывалось в договоре между Гостелерадио СССР и Одесской киностудией.

Последнюю серию пришлось сократить по требованию Гостелерадио, поэтому заядлые киноманы не увидели сцен, где объясняется дружба межу Глебом Жегловым и Володей Шараповым. Зато у любителей телевизоров есть повод открыть печатный оригинал.

Помимо несравненного Высоцкого, который поражает талантом и харизмой, в криминальной киноадаптации сыграли Владимир Конкин, Армен Джигарханян, Александр Абдулов, Леонид Куравлев, Лариса Гузеева и другие звезды кинематографического небосвода.

Удивительный мир: суперэго в семейных отношениях

Мы не знаем, смогут ли герои продолжать отношения, или же смерть Левченко, застреленного Жегловым при попытке к бегству, станет для них непреодолимым барьером. В то, что где-то «за кадром» Глеб Жеглов и Володя Шарапов снова найдут общий язык, хочется верить не только потому, что оба героя нам глубоко симпатичны. Дело в том, что отношения суперэго могут быть очень продуктивными как в работе, так и в личном плане.

Многие статьи, посвященные соционике, категорически не рекомендуют создавать семьи на основе отношений суперэго. Существует мнение, что эти отношения для брака крайне нежелательны. Так ли это?

Чем глубже изучаешь вопрос, тем больше возникает оснований предполагать, что это всего лишь очередной соционический миф. Такой же миф, как и вера в априорную безоблачность отношений дуальной пары. Нет типа отношений, который не требовал бы от партнеров душевной работы. Для отношений суперэго универсальных рекомендаций по укреплению пары не существует

Во-первых, вернемся к важному тезису: ТИМ — это еще не далеко не весь человек. Во-вторых, в разных диадах отношения складываются по-разному

Безусловно, отношения не будут легкими, но это отношения для людей, стремящихся к совершенству, активных, ярких, творческих. Суперэго — диады взаимного духовного обогащения.

Важно обратить внимание на три момента:

• нет пар, в которых супруги относятся друг другу с большим уважением, чем пары суперэго;• в этих отношениях партнеры никогда не задевают друг друга намеренно;• даже причиняя друг другу боль, партнеры в диадах суперэго стремятся к конструктиву, а не к разрыву, «хотят, как лучше».

Партнерам по суперэго необходимы общие цели и интересы. Если они найдены, то следует запастись терпением и учиться: во-первых, слушать друг друга, во-вторых, самим объясняться в форме наиболее близкой и понятной партнеру.

Это не будет просто и не будет быстро. Но результат стоит усилий! Все супруги суперэго, сумевшие сделать свой брак счастливым, признают: «это похоже на открытие параллельного мира, иной реальности, удивительной и по-своему прекрасной».

Правила Владимира Шевченко

Преподаватель Гуманитарно-экономического колледжа НовГУ в своём исследовании сформулировал целую систему правил установления психологического контакта с допрашиваемым. Они направлены на создание благоприятных эмоциональных условий и положительного образа следователя, снижение нагрузки на подозреваемого, использование особенностей его характера и эмоционального состояния, формирование настроя на дальнейшее общение. Суммарно их значительно больше, чем у Глеба Жеглова, однако некоторые из них тесно перекликаются с «жегловскими».

Для начала разговора, отмечает исследователь, лучше выбирать нейтральную тему.  Нужно попытаться найти общие интересы с собеседником. Когда оперативная группа в романе Аркадия и Георгия Вайнеров и сериале «Место встречи изменить нельзя» выезжает на убийство Ларисы Груздевой, Глеб Жеглов опрашивает соседа убитой. Фёдор Петрович вспоминает, что в день преступления к потерпевшей заходил её муж Илья Сергеевич Груздев (в сериале – Иван Сергеевич). В это время по радио «передавали трансляцию со стадиона «Динамо». Жеглов сразу же на это реагирует: «Так мы с вами, выходит, болельщики, Федор Петрович? Какой тайм передавали?».

– Контакт с собеседником помогает получать информацию, без него в этом плане сложнее, – поясняет Владимир Шевченко. – Чтобы установить контакт, следователь использует различные приёмы воздействия, в данном случае – поиск общих интересов.

Исследователь акцентирует внимание на необходимости активно слушать допрашиваемого, проявлять заинтересованность в общении. Спокойная обстановка, открытые жесты и позы следователя, преобладание утвердительных частиц («да» – вместо «нет», союза «но») позволяют подозреваемому расслабиться и довериться собеседнику

Владимир Шевченко рекомендует обращаться к допрашиваемому на «вы», подчёркивать его достоинства, избегать проявлений нетерпимости, обращаться к мнению людей, которые для подозреваемого обладают авторитетом.

Вот эти правила:

1. Когда разговариваешь с людьми, чаще улыбайся. Это первейшее условие, чтобы нравиться людям.
2. Умей внимательно слушать человека и старайся подвинуть его к разговору о нем самом.
3. Как можно скорее найди в разговоре тему, которая ему близка и интересна.
4. С первого мига проявляй к человеку искренний интерес – не показывай ему свой интерес, а старайся изо всех сил проникнуть в него, понять, узнать, чем он живет и что собой представляет.
5. Даже «здравствуй» можно сказать так, что смертельно оскорбишь человека.
6. Даже «сволочь» можно сказать так, что человек растает от удовольствия.

– А почему же ты умеешь добывать эти сведения, а Коля Тараскин не умеет?
– Потому что, во-первых, он еще молодой, а во-вторых, не знает шесть правил Глеба Жеглова. Тебе уж, так и быть, скажу.
– Сделай милость. – Я заранее заулыбался, полагая, что он шутит.
– Запоминай навсегда, потому что повторять не стану. Первое правило – это как «Отче наш» (в фильме «Место встречи изменить нельзя» заменили на «затверди как строевой устав»): когда разговариваешь с людьми, чаще улыбайся. Первейшее это условие, чтобы нравиться людям.
– Теперь запомни второе правило Жеглова: умей внимательно слушать человека и старайся подвинуть его к разговору о нем самом. А как следует разговорить человека о нем самом, знаешь?
– Трудно сказать, – неуверенно пробормотал я.
– Вот это и есть третье правило: как можно скорее найди в разговоре тему, которая ему близка и интересна.
– Ничего себе задачка – найти интересную тему для незнакомого человека!
– А для этого существует четвертое правило: с первого мига проявляй к человеку искренний интерес – понимаешь, не показывай ему интерес, а старайся изо всех сил проникнуть в него, понять его, узнать, чем живет, что собой представляет; и тут, конечно, надо напрячься до предела. Но, коли сможешь, он тебе все расскажет…
Голос Жеглова, мятый, сонный, постепенно затухал, пока не стих совсем. Он заснул, так и не успев рассказать мне остальных правил.
***
– Помнишь, я как-то начал тебе свои правила перечислять?
– Ну?
– Нас перебило тогда что-то. Но сейчас я закончу: вот тебе еще два правила Глеба Жеглова, запомни их — никогда не будешь сам себе дураком казаться!… Первое: даже «здравствуй» можно сказать так, чтобы смертельно оскорбить человека. И второе: даже «сволочь» можно сказать так, что человек растает от удовольствия.
Понял? Действуй! –  Он весело хлопнул меня по плечу и направился к двери.

фото превью: кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя», СССР, Одесская киностудия, 1975, реж. Станислав Говорухин, сцен. Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер, комп. Евгений Геворгян

Две стороны одной морали

Отправная точка разногласий между Жегловым и Шараповым — отношение каждого из них к морали. ТИМ Шарапова не случайно называется «Гуманист». Это социальный тип, в высшей степени «моральный и нравственный». Для Жеглова (Инспектора) мораль — это четкая система, в которой каждый человек, явление или вещь должны находиться на своих, раз и навсегда определенных местах. По сути, законы этой системы — общепринятые этико-моральные требования. Но для того чтобы привести реальную жизнь в соответствие с ними, Жеглов готов пренебречь некоторыми, с его точки зрения, условностями.

Механизм конфликта между героями очень наглядно проявляется в первой серьезной размолвке — ситуации с карманником Кирпичом. Чтобы получить от него информацию, необходимую для расследования убийства Ларисы Груздевой, Жеглов в трамвае подбрасывает Кирпичу чужой кошелек.

Ситуация — классический конфликт Максима и Достоевского. Для Жеглова бесспорна истина: «Вор должен сидеть в тюрьме!» Для Шарапова это тоже аксиома. Однако когда дело доходит до реализации принципа на практике, Максим, реализуясь по творческой функции, попадает на болевую Достоевского. Цель у героев одна, но метод, которым Глеб водворяет «славного парня Костю Сапрыкина» на его законное место, вызывает у Владимира активный протест. Жеглов логик и сенсорик, работающий на результат, поэтому все доводы Шарапова для него не более чем либеральные благоглупости.

В дальнейшем ситуация повторяется в различных вариациях с Груздевым, а в финале — с бывшим боевым товарищем Шарапова, бандитом Левченко. Для Жеглова человек, который при определенных обстоятельствах выглядит, как преступник и ведет себя, как преступник — уже преступник и есть. И пока не появится неопровержимых доказательств его невиновности, он останется таковым. «Будет сидеть! Я сказал». Преступник для него — враг, борьба с которым — главное дело его жизни.Для Шарапова преступник — прежде всего человек. Оступившийся, совершивший ошибку, но все же человек, а не враг.

Ситуация осложняется тем, что структурная логика — единственный метод что-то доказать Жеглову, отнюдь не самое сильное место Шарапова. Пытаясь что-то доказать товарищу, он пользуется либо оценочными понятиями: «так не хорошо, надо по-другому», либо образными выражениями, сравнениями, метафорами: «не закон, а кистень». Этот метод ведения дискуссии как раз менее всего действует на Максима, который воспринимает только доводы, изложенные логично, непротиворечиво, простым доступным языком. При всем при этом, оба чувствуют, что они «на одной стороне баррикад» и оба хотят «как лучше».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
На позитиве
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: