Популярная музыка, как средство раскрутки фильма
Славу этому фильму в немалой степени принесли песни на музыку М.Таривердиева (15 августа 1931, Тифлис — 25 июля 1996, Сочи), которому в этом году исполнилось бы 85 лет.
Этого композитора знают и любят по кино. «Не думай о секундах свысока…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Со мною вот что происходит…», «Самое главное – сказку не спугнуть…».
Эльдар Рязанов
http://nomenin.ru/uploads/images/m/i/k/mikael_tariverdiev.jpg
В Иронию судьбы, которая не является ни мюзиклом, ни музыкальной комедией, было вставлено восемь (!) песен, причём на стихи крупных поэтов. Большой знаток поэзии Эльдар Рязанов уже в сценарии заложил множество песен, которые должны были придать почти водевильной истории некоторую поэтичность. По замыслу Рязанова, музыку к фильму Ирония судьбы, или С лёгким паром! должны были написать несколько композиторов — каждый по одной песне. Первым, кому был отправлен сценарий с прилагавшимися стихами Марины Цветаевой, Евгения Евтушенко и Беллы Ахмадулиной, оказался Микаэл Таривердиев.
Через некоторое время он представил на суд съёмочной группы дюжину песен, после прослушивания которых Рязанов передумал обращаться за сочинением музыки к другим авторам. Таривердиев отыскал и исполнителей, которые должны были спеть песни за героев Андрея Мягкова и Барбары Брыльской. Это были Сергей Никитин и Алла Пугачёва. Они сделали это великолепно, исполненные ими песни вот уже на протяжении сорока лет не теряют своей популярности, продвинув в народ и сам фильм. В фильме звучит много фортепианной музыки. Исполнена она была лично композитором Микаэлом Таривердиевым.
Заключение
Что же должен взять для себя зритель, посмотрев данный фильм, где баня и алкоголь поставлены на один уровень? Что несёт фильм — пропаганду или порицание алкоголя? На наш взгляд, это не замаскированная пропаганда пьянства, возведённая в новогодний ритуал, особенно в бане, в которой на Руси, как мы указали выше, душа и тело очищались. Что же показано в фильме?
http://s.kinoprofi.net/s/2015-03/1427796593_ironiya-sudby-ili-s-legkim-parom-1975-3.jpg
«Пьяницам» типа Лукашина может быть достаточно одного-двух бокалов шампанского, чтобы их развезло: именно потому, что к алкоголю они непривычны. Они якобы не пьют и не любят пить: но в то же время не в состоянии сказать «нет» старым друзьям, как и многие алкоголики, считающие себя трезво живущими, позволяющие себе употреблять алкоголь на Новый год или другие праздники..
И по замыслу режиссёра (насколько можно судить по фильму) — для такого человека способ вырваться из навязанного ему стандартного круга только один: пьяным делом оказаться в новогоднюю ночь в нестандартной ситуации. И там, без друзей, невесты и мамы, наконец «проявить свой внутренний стержень». Помните как фильме бросаются лозунги для всех алкоголиков:
А МЧС в новогоднюю ночь сбивается с ног, спасая таких «проявляющих свой внутренний стержень» из нестандартных ситуаций, в которых те оказываются в пьяном угаре.
http://androidmafia.ru/uploads/images/getimage.php?videoid=vn_A9td2-SM&sz=hd
Данный фильм на бессознательном уровне внедряет мысль, что только употребив алкоголь, человек может попасть в сказку или изменить свою жизнь.
То есть налицо — пропаганда пьяного образа жизни, возведённая в новогодний ритуал. При этом надо вспомнить, что новогодний ритуал с обязательным употреблением шампанского был внедрён другим фильмом того же Рязанова — «Карнавальная ночь». До этого фильма никто не чокался шампанским под Новый год. Так что дело алкоголизации общества Рязанов фильмом Ирония судьбы продолжил.
http://kafabella.ru/thumb/NKy6_6TcFRG9_S7TWJCmGw/580r450/1032048/c6159427512bd4ad5a4c36b02fefc5a3.jpg
Материалы:
Секреты манипуляции. Алкоголь. Организация Общее Дело.
Необычная рецензия на фильм Ирония судьбы, или с лёгким паром!
О фильме
Фильм Ирония судьбы…: от ритуалов солидарности к поэтике измененного сознания
Баня — как священное место предков и рода
«Ирония судьбы…» через принципы прагматизма.
На праздниках, щёлкая каналы, наткнулся на эпизод из известного нам фильма «Ирония судьбы или с лёгким паром», где герои мёрзнут на улице и обмениваются мнениями друг о друге.
Ипполит:
— Для вас нет ничего устоявшегося, законного, ничего святого. Такие, как вы, всюду суют свой нос, верят не в разум, а в порыв. Вы неуправляемы. Для таких, как вы, главное – не разум, а чувства, импульс. Такие как вы – угроза для общества…
Женя Лукашин:
— Такие как вы – всегда правы во всём, потому что живёте как положено, как предписано, но в этом и ваша слабость, вы не способны на безумства, великое вам не по плечу, а жизнь нельзя подогнать под выверенную схему…
Это очень наглядный пример столкновения двух подходов к жизни.
У меня рука не поднимется причислить Женю Лукашина к людям, которые способны изменять реальность. Те люди, про которых он говорит и к которым себя причисляет, это, скорее, участники «клуба 27», чем созидатели. Это — люди, которые не знают, чего хотят. Люди, которые действительно способны на безумства, но на деструктивные, разрушающие безумства. Одно дело – изобрести телефон и запатентовать его, когда все крутят у виска пальцем и совсем другое – нажраться в дрыбадан и попасть в какую-нибудь нелепую историю. Одно дело – пытаться выйти за рамки стереотипов и вопреки устоявшемуся мнению пытаться поднять над землёй аппарат тяжелее воздуха, а другое – мотаться по кабакам в поисках вдохновения. Большинству открытий, изменивших реальность, предшествует большая, кропотливая работа, иногда длящаяся столетия. Безумцы способны же только на импульс, быстро бросают начатые дела, не приспособлены вести «долгосрочные проекты» (в т.ч. отношения).
Ипполит же, наоборот, принадлежит к числу созидателей. Такие люди терпеливо и упорно способны делать свою работу, добиваться своих целей. Такие ежедневные, малозаметные поначалу действия, которые, впрочем, впоследствии рождают большие результаты.
Интересно, что во фразе Лукашина звучит несправедливый упрёк «великое вам не по плечу…». Тут он явно заблуждается. Здесь действует поговорка – «тише едешь – дальше будешь», тот, кто не пытается сделать великое дело за один день, имеет больше шансов его довести до конца. Есть ещё одна поговорка в тему — «Тот, кто хочет разбогатеть в течение дня, будет повешен в течение года». Так вот, Лукашин из того типа людей, которые отрицают последовательное, планомерное движение. Они, поддавшись новому порыву, импульсу, способны многое поставить на карту. Именно такой подход приводит к самым тяжёлым ошибкам. Вспомним шоковую терапию наивного идеалиста Егора Гайдара. Можно в любой области человеческих взаимоотношений найти людей как первого, так и второго типа. Одни – созидатели, невидимые творцы основ всего, что нас окружает, другие – люди чувства, ловящие вдохновение. Даже в писательской среде можно встретить оба этих типа, хотя уж на что писательство не ассоциируется с планомерной созидательной работой: Толстой – созидатель, Есенин – безумец, разрушитель.
Самое неприятное для меня это то, что Лукашин невольно гордится тем, что он – человек порыва, чувства. Не стыдится этого, а бравирует. А Ипполита обвиняет в том, что он – нормальный человек. Всё перевёрнуто с ног на голову. А зритель-то ведь ещё и сочувствует Лукашину!
Мне кажется, что пора посмотреть на эту ситуацию более зрелым взглядом. И тогда наши симпатии будут на стороне Ипполита. Самое интересное в этом то, что фильм «Продолжение –иронии…» нам показывает всё как есть на самом деле. Отношения Лукашина и Нади не сложились, и причина этого именно в том, что такие как Лукашин несостоятельны в каком-либо долгосрочном деле. Для долговременных планов и целей нужны такие, как Ипполит. Надя в итоге осталась с Ипполитом, и не зря!
Мне было интересно, думает ли ещё кто-нибудь так же, как и я. Наткнулся вот на это. Женщины обсуждают, какой мужчина для них более интересен – Женя Лукашин или Ипполит.
Там дальше ещё есть интересная дискуссия, но мы остановимся на этом. Миром управляют прагматики, прагматики получают от жизни больше, и я привёл один из примеров, чтобы показать это.
Рубрика: Кино, Отношения, Философское
Сюжет[править]
А дома́ — близнецы, На одно лицо. |
— Андрей Фрейдин |
Жил-был в Москве простой советский доктор, хирург Евгений Михайлович Лукашин (Андрей Мягков). И были у него мама, Марина Дмитриевна Лукашина (Любовь Добржанская), и невеста Галя (Ольга Науменко). И были у него друзья Павлик, Мишка и Саша (Александр Ширвиндт, Георгий Бурков и Александр Белявский) — «каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню. Ну это давно повелось». Но случилось, что друзья перебрали. Женя и Павлик просто вырубились, а Мишка и Саша помнили, что кто-то из них должен лететь в Ленинград. Уже в аэропорту с помощью пьяной логики они пришли к выводу, что летит Женя (хотя на самом деле в Ленинград нужно было Павлику), которого и посадили в самолёт — а Лукашин по пьяни не заметил ни перелёта, ни пешего пути из самолёта в ленинградский аэровокзал. Несколько придя в себя в аэропортовом кресле, он дошёл до такси, назвал свой адрес (3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12), приехал в знакомый дом, открыл квартиру своим ключом и уснул среди знакомой мебели.
Через некоторое время его бесцеремонно разбудила настоящая хозяйка квартиры — учительница русского языка и литературы Надежда Васильевна Шевелёва (Барбара Брыльска, озвучивала Валентина Талызина). Они поругались, но после предъявления паспорта с пропиской по этому же адресу (!) (только в другом городе, ага) она смирилась с тем, что какое-то время незнакомый человек будет присутствовать в её жизни.
А потом влюбилась в него. И дала от ворот поворот своему жениху, Ипполиту Георгиевичу (Юрий Яковлев). И веселилась в компании двух подруг и коллег — Тани (Лия Ахеджакова) и Вали (Валентина Талызина). Невзирая на ревность Ипполита, который обиделся и ушёл.
Во второй серии Ипполит вернулся, подрался с Женей, Надя выгнала обоих, Женя вернулся за портфелем с «ценным веником», полетел в Москву… Ага, опять оставив портфель. И Надя, поняв, что это судьба, отправилась за ним. С веником.
Кроме пьянки и любви, а также мультипликационной заставки, в которой высмеивается однотипная застройка (автор — известный советский карикатурист — Виталий Песков), в фильме есть ещё пара пассажиров самолёта: раздражённый персонаж Рязанова, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин, и депрессивный пассажир из Красноярска (Готлиб Ронинсон). И много культовых песен на музыку Микаэла Таривердиева:
- Со мною вот что происходит (слова Евгения Евтушенко, исп. Сергей Никитин)
- Никого не будет в доме (Борис Пастернак — Никитин)
- По улице моей (Белла Ахмадулина — Алла Пугачёва)
- На Тихорецкую состав отправится (Михаил Львовский — Алла Пугачёва)
- Если у вас нету тёти (Ария московского гостя) (Александр Аронов — Никитин) Таривердиев считал стихотворение «Песня о собаке» простоватым и никак не хотел писать музыку. Уговорили, и не зря.
Мне нравится (Марина Цветаева — Пугачёва)
Я спросил у ясеня (Владимир Киршон — Никитин)
У зеркала (Цветаева — Пугачёва)
Баллада о прокуренном вагоне (Александр Кочетков — Мягков и Талызина).
Что-нибудь еще? Да, их есть у меня.
Брат-2 (- Русский, сдавайся! — Русские не сдаются. )
Даун Хаус (Человек! Виски! Мне и этому офицеру)
ДМБ (- Видишь суслика? — Нет. — И я не вижу. А он есть.)
Достучаться до небес (На небе только и разговоров, что о море и о закате. )
В Москве
― Ложись. Ложись, все образуется. Ложись, отдохни. ― Как ее зовут? ― У нее удивительное имя. Надя. ― И главное, редкое.
― Надя. ― Ты забыл свой веник. ― Как же ты меня нашла? ― Ты все-таки непроходимый тупица.
― Мама! Моя Надя приехала. ― Вы считаете меня легкомысленной? ― Поживем, увидим.
― Ты что-нибудь понимаешь? ― Это ты мне? ― Мне кажется, что это не Галя. ― Скажи что-нибудь, ты ведь самый сообразительный. ― Я могу сказать, что один из них Женя.
― Друзья мои! Я вам благодарен за то, что вы круто изменили мою жизнь. И что судьба забросила меня в Ленинград. И что в Ленинграде есть такая же улица, такой же дом и такая же квартира. Иначе я никогда не был бы счастлив. ― Мы никогда не были бы счастливы. ― Иначе мы никогда не были бы счастливы.
Подслушиваем разговор с Галей. Ипполит ушел
― Извините. Извините ради бога, я у вас портфель забыл. С веником. ― Галя вам звонила. ― А как же она узнала телефон? А, ну в смысле, я же ей сам сообщил. И потом, у вас простой номер. ― Я ей пыталась все объяснить, но она мне не поверила.
― Ну что вы делаете? ― Я ухожу. ― Вы же ищете предлог, чтобы остаться. ― Да, ищу. Но не нахожу. ― А я не могу найти предлог, чтобы вас задержать. Что делать?
Конец.
-
Последняя сказка риты цитаты
-
Ленин о расстреле царской семьи цитаты
-
Тихий дон герои характеристика цитаты
-
Цитаты из фильма женитьба бальзаминова
- Цитаты на обложке книги
Жанр фильма — рождественское чудо
Главная тема фильма по замыслу Рязанова — рождение уникального из стандартного и унифицированного.
http://ic.pics.livejournal.com/slavikap/52009501/803200/803200_original.jpg
Через эпиграф, данный титрами на фоне панорамных кадров многоэтажного дома и метели, автор сознательно связывает фильм с традицией святочных рассказов:
Святочные рассказы, к которым можно отнести, например, гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки», обладают определёнными общими элементами: «сверхъестественные события», «нечистая сила» и «рождественское чудо». Все их так или иначе можно обнаружить и в сюжете картины.
http://www.uchportal.ru/_ld/166/81061572.jpg
Все они являются основой для главной философской идеи святочного жанра, согласно которой — время рождественского сочельника обладало способностью неожиданным и чудесным образом разряжать критическую и, казалось бы, безвыходную ситуацию.
В двух словах
Сомнения, полет, знакомство — и всепобеждающая любовь. Все это — на фоне Нового Года, салата «Оливье» и грустного Ипполита. А чем дело кончилось — вы и сами знаете ;).
Зачем стоит перечитать цитаты из фильма «Ирония судьбы или с Легким Паром»
— порадоваться тому, что они оба могут; — и убедиться, что нет ничего плохого в том, чтобы встретить Новый Год чистым; — и еще раз посочувствовать Ипполиту — уж больно он замечательный.
А потом еще раз пересмотрите сам фильм.
— потому что там каждая сцена — практически кладезь бесконечной житейской мудрости в форме древней легенды, народного мифа или даже трагикомической сказки с пугающе-хорошим концом.
Якобы социальная сатира в фильме
Главный сюжетный ход фильма построен на том, что в двух городах оказываются одинаковые адреса, с одинаковыми квартирами, замками, ключами, мебелью, что как бы должно иметь сатирический подтекст: мы унифицируем свою жизнь, делая её серой, одинаковой, обыденной. И случившаяся из-за этой обыденности необыкновенная история — это повод изменить свою жизнь, вырваться из этой обыденности.
http://content.onliner.by/news/2012/12/default/263bc99cf08e04bbb8a86036cb676f43.jpg
Но истоком истории является пьянка, пьянкой она продолжается и, как мы указали выше, главные лозунги обретения утерянного романтизма, вкладываются в уста пьяного Ипполита. То есть выход из этой обыденности — это пьянка, какому совету кинорежиссёра фильма вот уже сколько лет следует огромное количество людей, губя свои судьбы и жизни. Вот и получается, что фильм вместо сатиры над обыденностью, одинаковостью по сути её и пропагандирует, поскольку: либо употребляй алкоголь и живи «ярко», либо живи обыденно и серо. Других вариантов в фильме не просматривается.
Но кроме этого главный сюжетный ход — это ещё и поклёп на Советский Союз, в котором действительно были у многих одинаковые вещи, квартиры, но не настолько, чтобы могла сложиться ситуация, показанная в фильме.
Одинаковость в вещах — это ещё не одинаковость в людях. Даже, напротив, когда вещи похожи, люди стремятся отличиться своей личностью — себя показать. А фильм, сатирически отзываясь о советском быте, по сути скрыто пропагандирует индивидуализм западного типа, который принуждает людей выделяться внешними атрибутами: домами, машинами, вещами, одеждой, но не богатством и разнообразием внутреннего мира. Неудивительно, что фильм больше нравится либерально отягощённым индивидам, поскольку и на этом фильме, в том числе, был взращён потенциал индивидуализма и мелкого собственничества, который так ужаснул самого Рязанова на одном из собраний гаражного кооператива, что он снял об этом фильм «Гараж». Чего было удивляться, если режиссёр ещё с «Карнавальной ночи», своими руками закладывал то, что потом так напугало его в «Гараже»? За что боролись, на то и напоролись.