История создания
Писатель Чак Паланик Роман «Бойцовский клуб» вышел в 1996 году в американском издательстве «W.W. Norton & Company». В 1999 году режиссер Дэвид Финчер снял по этому роману фильм с актерами Брэдом Питтом в роли Тайлера Дердена и Эдвардом Нортоном в роли Рассказчика. Неуравновешенную Марлу Сингер в фильме играет актриса Хелена Бонэм Картер.
Агрессивный характер Тайлера в фильме подчеркивается одеждой и внешним обликом — красными очками и красной кожаной курткой. Для создания необходимой атмосферы большую часть съемок проводили ночью, а когда снимали дневные сцены, то выбирали затененные локации.
Чак Паланик с книгой «Бойцовский клуб»
Идея написать роман о бойцовском клубе пришла Чаку Паланику во время поездки в летний лагерь, где молодой писатель ввязался в драку. После драки Чак был покрыт синяками и ушибами и очевидно не был в порядке, однако коллеги предпочли сделать вид, что ничего не замечают, и никто не спросил Паланика о том, что с ним приключилось во время поездки. Это нежелание людей знать, что происходит с другими и намеренное игнорирование последствий насилия и вдохновили писателя написать роман.
Первоначально автор написал другой роман — «Invisible Monsters», и попытался издать его, однако издатели назвали роман «возмутительным» и отказались публиковать. Назло издателям Паланик принялся писать «Бойцовский клуб», который старался сделать еще более «возмутительным», чем предыдущее произведение.
Сначала автор написал короткий рассказ на семь страниц, который вышел в сборнике, но задумка оказалась слишком хороша, чтобы оставлять ее в таком виде. Паланик развил идею и создал роман, в который исходный коротенький рассказ включил в качестве главы.
Тайлер Дерден – арт
«Бойцовский клуб» переиздавали дважды, в 1999 году и в 2004 году. К последнему изданию Чак Паланик написал предисловие, где дал собственное видение причин популярности «Бойцовского клуба». По мнению Паланика, он первым среди авторов того времени создал в литературе новую социальную модель для мужчины.
После выхода книги и фильма появилось много подражателей, которые повторяли противоправные действия Тайлера, к примеру, в ресторанах. Термический ожог негашеной известью, который Тайлер в фильме оставляет Рассказчику, получил название «Поцелуй Тайлера», и некоторые рьяные фанаты фильма стали причинять себе аналогичные повреждения. Сам Паланик называет таких подражателей «обезьянами».
Тату с изображением Тайлера Дердена
Есть и более мирные проявления фанатской преданности. Поклонники «Бойцовского клуба» рисуют арты с любимыми героями или копируют прически и делают себе тату с образами из кино. Производители выпускают халаты вроде того, что носил Тайлер, и сувенирные фигурки героя в шубе. Увлекающиеся соционикой поклонники пытаются определить социотип Тайлера.
Идея фильма
В разговорах о “Бойцовском клубе” часто всплывает фигура Ницше, хотя связь здесь достаточно опосредованная. Лозунг фильма звучит так: “Лишь утратив все до конца, мы обретаем свободу”. В центре фильма находится идея саморазрушения: надо отречься от всего, что связывает тебя с миром, и только тогда ты обретешь истинную свободу.
Как бунтует представитель среднего класса? Это бунт против стандартизации, против одномерности человека современного общества – с одинаковой жизнью, в одинаковых квартирах с одинаковым интерьером.
Причем бунт сначала происходит на уровне материального освобождения. Именно поэтому первым важным шагом является взрыв в квартире главного героя: избавление от всего материального и принесет свободу.
Следующий шаг – человек должен отказаться от всех своих моральных ценностей. То есть он должен буквально освободиться от всех связей с миром – от всех правил и конвенций, делающих человека частью общей системы.
Но чтобы ощутить себя, нужно прорваться еще и к истинной природе человека. А это, согласно философии Тайлера Дердена, означало ощутить настоящую жизнь через боль.
Чего еще нам не хватает для полной свободы? Свободы от отца, то есть, от Бога. Однажды Ницше сказал: “Бог умер! Мы убили Бога!” В фильме Тайлер сравнивает отца и Бога, говоря, что он бросил нас. Отец бросил сына, как Бог бросил человечество.
Эта мысль созвучна идее Ницше. Ее смысл такой: Бог покинул этот мир, и мы остались здесь одни, свободные от любого внешнего авторитета. На первый взгляд, вырисовывается классически ницшеановский образ.
Но это не совсем так: в “Бойцовском клубе” особый акцент делается только на отрицательной стороне идей Ницше, полностью пропуская позитивные – созидательную часть его философии. Философия Тайлера заключается во фразе “Свобода от…”, а настоящая свобода (в том числе и по Ницше) – это “Свобода для…”
“Бойцовский клуб” передает риторику Ницше и идею об освобождении человека, но не доводит мысль до конца. Впрочем, некоторые зрители после этого фильма заинтересовались философией Ницше – а это уже хорошо.
Джек и Таллер Дарден, роль которого исполнил Бред Питт. Кадр из фильма.
Short Fight Club Quotes and One-Liners
80. “I’ve never been in an accident before. This is my first time.” – The Narrator
81. “I am profoundly vanilla.” – Tyler Durden
82. “I am Jack’s complete lack of surprise.” – The Narrator
83. “The first rule of project mayhem is you do not ask questions.” – Tyler Durden
84. “You decide your own level of involvement!” – Tyler Durden
85. “It’s not love or anything, but I think I like you too.” – The Narrator
86. “You can swallow a pint of blood before you get sick.” – The Narrator
87. “You have a kind of sick desperation in your laugh.” – Tyler Durden
88. “On a long enough timeline, the survival rate for everyone drops to zero.” – The Narrator
89. “I want you to really listen to me. My eyes are open.” – The Narrator
90. “Go ahead, Cornelius, you can cry.” – Robert Paulson
91. “Strangers with this kind of honesty make me go a big blubbery one.” – The Narrator
92. “With a gun barrel pressed between you’re teeth, you speak only in vowels.” – The Narrator
93. “Tyler, you are by far the most interesting single-serving friend I’ve ever met.” – The Narrator
94. “I’m going to my cave. I’m going to my cave, and I’m going to find my power animal.” – The Narrator
Also read: Short Quotes
Fight Club Quotes to Revisit the Characters’ Most Memorable Lines
31. “Most people, normal people, do just about anything to avoid a fight.” – The Narrator
32. “This isn’t a real suicide thing. This is probably one of those cry-for-help things.” – Marla Singer
33. “Hitting bottom is not a weekend retreat. It’s not a godd*mn seminar.” – Tyler Durden
34. “After fighting, everything else in your life got the volume turned down.” – The Narrator
35. “It’s a bridesmaid’s dress. I got it at a second-hand store. It was loved intensely for one night, then cast aside.” – Marla Singer
36. “Only after disaster can we be resurrected.” – Tyler Durden
37. “This is your life, good to the last drop.” – Tyler Durden
38. “It’s a blanket. Just a blanket. Now, why do guys like you and me know what a duvet is? Is this essential to our survival in the hunter-gatherer sense of the word? No. What are we then?” – Tyler Durden
39. “We’re a generation of men raised by women. I’m wondering if another woman is really the answer we need.” – Tyler Durden
40. “You’re the worst thing that’s ever happened to me.” – Marla Singer
41. “Listen to me. You have to consider the possibility that God does not like you. He never wanted you. In all probability, he hates you. This is not the worst thing that can happen.” – Tyler Durden
42. “I’ll bring us through this as always. I’ll carry you, kicking and screaming, and in the end, you’ll thank me.” – Tyler Durden
Смысл концовки
В конце фильма рассказчик осознал, что Тайлер является его альтер-эго. Он решил избавиться от него самым примитивным, но, как выяснилось, действенным способом способом – при помощи оружия…
В финале книги рассказчик попадает в рай, в который не верил. Подразумевается, что герой, будучи личностью крайне слабой, проиграл бой с самим собой, и отныне его удел – психиатрическая лечебница.
В фильме все неоднозначно. Смысл концовки фильма “Бойцовский клуб” двойственный: в конце рассказчик берет Марлу за руку и смотрит на то, как рушатся небоскребы.
Звучит саундтрек – песня Pixies «Where is my mind».
Такой финал можно рассматривать как победу над альтер-эго: прежний мир рассказчика полностью разрушен, и он освободился от всего, что его угнетало, а значит, Тайлеру нет больше места в его жизни. А можно воспринимать его как полный крах: разрушив прежний мир, рассказчик по сути не создал ничего, и его дальнейшее будущее туманно. Кстати, самому Паланику финал фильма понравился больше.
Расшифровка сюжета
Когда “Бойцовский клуб” в 1999 г появился на экранах, он остался практически незамеченным. Но затем фильм обрел культовый статус и подвел определенный итог второй половине ХХ века, отразив ее переломы, кризисы и противоречия. Целое поколение молодых людей как мантру повторяло: “Саморазрушение – вот наша цель” или “Мы из поколения мужчин, выращенных женщинами”.
На первый взгляд, “Бойцовский клуб” – обычная критика общества потребления – и пресловутой американской мечты. Но если бы все было так просто, об этом фильме не говорили бы так много и так часто. Главный сюжетный поворот фильма состоит в том, что два главных героя оказываются одним человеком.
Кадр из фильма.
Изначально зритель знакомится с рассказчиком. Это молодой мужчина, представитель среднего класса, работающий в автомобильной корпорации. Он часто ездит по стране, оформляет интерьер своей квартиры при помощи каталога и мучается бессонницей.
Чтобы как-то избавиться от хандры, герой посещает собрание мужчин, больных раком яичка. Все это требуется, чтобы он ощутил, что такое настоящие проблемы.
У рассказчика сытая жизнь, и он полностью встроен в структуру общества потребления. То есть смысл картины не в бунте социальных низших слоев. В “Бойцовском клубе” бунтует именно средний класс, у которого, в принципе, все есть. Все, кроме одного – желания.
Однажды главный герой встречает в самолете очередного, как он говорил, “одноразового друга”. Его зовут Тайлер Дерден. Вроде бы это очередное бессмысленное знакомство. Но затем, по необъяснимым причинам, у рассказчика взрывается квартира, и он вынужденно начинает жить вместе с Тайлером в полуразрушенном доме на окраине города.
Здесь-то и начинается постепенное образование бойцовского клуба, который в дальнейшем превращается в проект “Разгром”, совершивший в самом конце фильма череду взрывов в городе.
Не менее важную роль играет Марла. Они знакомятся с рассказчиком на анонимных встречах раковых больных, а затем частенько встречаются друг с другом. Если точнее, встречается Тайлер – рассказчик только следит за происходящим…
Поцелуй Тайлера Дердена
В самом начале фильма врачи рекомендуют рассказчику поприсутствовать на встрече раковых больных, чтобы он стал зрителем разворачивающейся драмы о смертности человека.
Тайлер же предлагает ему поучаствовать в этом самому. “Ощути боль” – говорит Тайлер рассказчику, сделав тому химический ожог. Он уверен: почувствовав боль, можно почувствовать жизнь.
Здесь уместно вспомнить эпизод из жизни Ницше, когда он, доказывая однокурсникам правдивость античного мифа, взял из камина уголь, и удерживал его до тех пор, пока все с ним не согласились. После этого у Ницше остался ожог. В “Бойцовском клубе” насилие обретает освободительную роль.
Марла — третья личность рассказчика?
В финале рассказчик и Марла берут друг друга за руки. Союз женщины и мужчины является созданием и созерцанием (брак, дети). То есть, смысл такой: любовь есть освобождение.
Но есть и другая трактовка: в некоторых рецензиях и разборах говорится о том, что Марла Сингер может быть одной из личностей главного героя.
Марла Сингер, роль которой сыграла Хелена Бонэм Картер. Кадр из фильма.
Например, Марла, наглотавшись таблеток, позвонила Тайлеру, и он спас ее. После всего рассказчик недоумевал: “Как такой человек, как Тайлер, мог всполошиться оттого, что Марла Сингер была на грани смерти?” Здесь все просто: на грани смерти был сам рассказчик, и он сам вызвал врачей. Альтер-эго, Тайлер, заботился исключительно о собственной безопасности: если бы исчез рассказчик, исчез бы и Тайлер.
Именно Тайлер является самой сильной личностью рассказчика – она символизирует (по его мнению) подлинную мужественность. Если Марла – его женское начало, то она “конкурирует” с Тайлером за место в рассказчике. Тайлер постоянно напоминал тому, что от нее нужно избавиться: она – его противоположность, и вполне может стать доминирующей личностью.
Откуда взялось предупреждение Тайлера Дердена
Предупреждение от Дердена, ставшее мемом-мотиватором, появилось в DVD-версии “Бойцовского клуба”. Этот текст следовал сразу после предупреждении о нарушении авторских прав при незаконном копировании фильма.
Текст висел недолго – всего несколько секунд. Тем не менее, его удалось заскринить и выложить в интернет.
Восемь правил бойцовского клуба
Основные правила бойцовского клуба – это правила жизни и философии Тайлера Дердена. Первое и второе правила совпадают. Они звучат так:
- “Никому не говорить о бойцовском клубе”. По сути, это означает, что вместо слов должны быть действия. Делать, а не болтать или плакать.
- “Никому не говорить о бойцовском клубе”.
- “Если кто-то сказал стоп, бой окончен”. То есть дело должно иметь завершение, и никаких промежутков быть не должно.
- “В бою участвуют только двое”. Объяснение такое: человек бьется не с реальным противником, а с собственным эго. Главный герой фильма проводил бой с самим собой.
- “Все бои идут по очереди”. То есть драться с собой нужно постоянно.
- “Без маек и без обуви”. Смысл заключается в том, что бой не должен превращаться в шоу, то есть никаких поблажек делать себе нельзя: все должно быть по-настоящему.
- “Бои продолжаются столько, сколько нужно”. Это символизирует правило “биться до конца и не сдаваться”.
- “Новичок должен принять бой”. То есть откладывать не нужно: начинать надо прямо сейчас.
Отрицательные мнения
Многие описания романа оказались настолько реалистичными, что вызывали искреннее отвращение. В отзывах о «Бойцовском клубе» Паланика читатели признавались, что им непросто было воспринимать страницы, на которых мыло готовят из человеческого жира, создается организация для установления анархии на планете, а официанты портят еду в ресторанах.
Но главное, что эта книга никого не смогла оставить равнодушным. Кстати, в отзывах о «Бойцовском клубе» Чака Паланика многих возмущал еще и тот факт, что писатель готов прибегнуть к любым ухищрениям, жесткой иронии, возмутительности только для того, чтобы оскорбить и задеть как можно больше людей.
Идея фильма
В разговорах о “Бойцовском клубе” часто всплывает фигура Ницше, хотя связь здесь достаточно опосредованная. Лозунг фильма звучит так: “Лишь утратив все до конца, мы обретаем свободу”. В центре фильма находится идея саморазрушения: надо отречься от всего, что связывает тебя с миром, и только тогда ты обретешь истинную свободу.
Как бунтует представитель среднего класса? Это бунт против стандартизации, против одномерности человека современного общества – с одинаковой жизнью, в одинаковых квартирах с одинаковым интерьером.
Причем бунт сначала происходит на уровне материального освобождения. Именно поэтому первым важным шагом является взрыв в квартире главного героя: избавление от всего материального и принесет свободу.
Следующий шаг – человек должен отказаться от всех своих моральных ценностей. То есть он должен буквально освободиться от всех связей с миром – от всех правил и конвенций, делающих человека частью общей системы.
Но чтобы ощутить себя, нужно прорваться еще и к истинной природе человека. А это, согласно философии Тайлера Дердена, означало ощутить настоящую жизнь через боль.
Чего еще нам не хватает для полной свободы? Свободы от отца, то есть, от Бога. Однажды Ницше сказал: “Бог умер! Мы убили Бога!” В фильме Тайлер сравнивает отца и Бога, говоря, что он бросил нас. Отец бросил сына, как Бог бросил человечество.
Эта мысль созвучна идее Ницше. Ее смысл такой: Бог покинул этот мир, и мы остались здесь одни, свободные от любого внешнего авторитета. На первый взгляд, вырисовывается классически ницшеановский образ.
Но это не совсем так: в “Бойцовском клубе” особый акцент делается только на отрицательной стороне идей Ницше, полностью пропуская позитивные – созидательную часть его философии. Философия Тайлера заключается во фразе “Свобода от…”, а настоящая свобода (в том числе и по Ницше) – это “Свобода для…”
“Бойцовский клуб” передает риторику Ницше и идею об освобождении человека, но не доводит мысль до конца. Впрочем, некоторые зрители после этого фильма заинтересовались философией Ницше – а это уже хорошо.
Джек и Таллер Дарден, роль которого исполнил Бред Питт. Кадр из фильма.
Альтернативные трактовки фильма
Конец фильма «Бойцовский клуб», и особенно кадр в конце фильма, вызвал у зрителей много вопросов, заставил препарировать картину, и искать скрытый смысл. На этом фоне появилось немало трактовок.
Контркультурная
«Поколение мужчин, воспитанное женщинами» – это суть современной парадигмы западного общества – подавление всего маскулинного. Тайлер мечтает восстановить статус-кво между мужским и женским на развалинах Рокфеллер-центра, отсюда и его (Тайлера) модель взаимодействия с Марлой и другими персонажами.
Философия Тайлера – вызов феминизорованному консьюмеристскому западному обществу, променявшему свободу на безопасность, но лишившемуся, в конце концов, и того и другого, что и продемонстрировал Тайлер, создав “Погром”.
Позже через боль Тайлер подводит рассказчика к инициации, символической смерти, которая происходит только в конце фильма, когда рассказчик пытается совершить самоубийство. В финале (по книге), пребывая в психушке, рассказчик обретает свое “Я”, его миропонимание находится посередине между его старой инфантильной идеалистической позицией и позицией Тайлера.
Кадр из фильма.
Нестандартная
Есть и нестандартная разгадка фильма. Чак Паланик, культивируя мужественность, в итоге стал гомосексуалистом. То есть этот роман был неудачной попыткой сохранить в себе мужественность.
Интересно и то, что отец Паланика, будучи очень мужественным и сильным человеком, умер от рук преступника, ревновавшего его к его супруге (ранее она с этим преступником встречалась и специально искала очень мужественного мужчину, способного защитить ее от своего “бывшего”, который обещал ее убить, как только выйдет на свободу). Вот так мужественность семейства Палаников потерпела крах.
Самая простая
Наиболее простое объяснение концовки выглядит так.
Главный герой фильма оказался в тупике, и даже в конце не смог выйти оттуда. Он не способен был честно нырнуть в свою глубину и вынести ее, он так и остался маленьким человеком, он не изменился.
Все свои силы, вместо того чтобы смести собственное “Я”, он трусливо направил на разрушение внешнего. Это путь не свободного человека, а либо невротика, либо психопата. В конце концов это приводит к полной деградации личности.
Кадр из фильма.
Альтернативные трактовки фильма
Конец фильма «Бойцовский клуб», и особенно кадр в конце фильма, вызвал у зрителей много вопросов, заставил препарировать картину, и искать скрытый смысл. На этом фоне появилось немало трактовок.
Контркультурная
“Поколение мужчин, воспитанное женщинами” – это суть современной парадигмы западного общества – подавление всего маскулинного. Тайлер мечтает восстановить статус-кво между мужским и женским на развалинах Рокфеллер-центра, отсюда и его (Тайлера) модель взаимодействия с Марлой и другими персонажами.
Философия Тайлера – вызов феминизорованному консьюмеристскому западному обществу, променявшему свободу на безопасность, но лишившемуся, в конце концов, и того и другого, что и продемонстрировал Тайлер, создав “Погром”.
Позже через боль Тайлер подводит рассказчика к инициации, символической смерти, которая происходит только в конце фильма, когда рассказчик пытается совершить самоубийство. В финале (по книге), пребывая в психушке, рассказчик обретает свое “Я”, его миропонимание находится посередине между его старой инфантильной идеалистической позицией и позицией Тайлера.
Кадр из фильма.
Нестандартная
Есть и нестандартная разгадка фильма. Чак Паланик, культивируя мужественность, в итоге стал гомосексуалистом. То есть этот роман был неудачной попыткой сохранить в себе мужественность.
Интересно и то, что отец Паланика, будучи очень мужественным и сильным человеком, умер от рук преступника, ревновавшего его к его супруге (ранее она с этим преступником встречалась и специально искала очень мужественного мужчину, способного защитить ее от своего “бывшего”, который обещал ее убить, как только выйдет на свободу). Вот так мужественность семейства Палаников потерпела крах.
Самая простая
Наиболее простое объяснение концовки выглядит так.
Главный герой фильма оказался в тупике, и даже в конце не смог выйти оттуда. Он не способен был честно нырнуть в свою глубину и вынести ее, он так и остался маленьким человеком, он не изменился.
Все свои силы, вместо того чтобы смести собственное “Я”, он трусливо направил на разрушение внешнего. Это путь не свободного человека, а либо невротика, либо психопата. В конце концов это приводит к полной деградации личности.
Кадр из фильма.
Fight Club Quotes on Capitalism
57. “Look, nobody takes this more seriously than me. That condo was my life, okay? I loved every stick of furniture in that place. That was not just a bunch of stuff that got destroyed. It was me!” – The Narrator
58. “When deep space exploration ramps up, it’ll be the corporations that name everything—the IBM Stellar Sphere, the Microsoft Galaxy, Planet Starbucks.” – The Narrator
59. “I flipped through catalogs and wondered, what kind of dining set defines me as a person?” – The Narrator
60. “Look, the people you are after are the people you depend on. We cook your meals. We haul your trash. We connect your calls. We drive your ambulances. We guard you while you sleep. Do not f*ck with us.” – Tyler Durden
61. “Like so many others, I had become a slave to the Ikea nesting instinct.” – The Narrator
62. “I see all this potential, and I see it squandered. Godd*mn it, an entire generation pumping gas, waiting tables, slaves with white collars.” – Tyler Durden
63. “Why would anyone want this sh*t job?” – Tyler Durden
64. “I had it all. I had a stereo that was very decent, a wardrobe that was getting very respectable. I was close to being complete.” – The Narrator
Часть 3. Смерть отца писателя Чака Паланика.
В предисловии к книге еще написано:
Acknowledgements. I would like to thank the following people for their love and support despite, you know, all those terrible things happen. Ina Gebert, Geoff Pleat, Mika Keefe, Michael Vern Smith, Suzie Vitello, Tom Spanbauer, Gerald Howard, Edward Hibbert, Gordon Growden, Dennis Stovall, Linni Stovall, Ken Foster, Monica Drake, Fred Palahniuk
Признательность. «Я хотел бы поблагодарить следующих людей за их любовь и поддержку невзирая на все те случившиеся ужасные вещи, о которых вы знаете.» Имя отца присутствует в списке, в конце списка…
Раз коснулись смерти матери писателя, немного и о смерти отца Чака Паланика
Фред Палахнюк, отец Чака, начал встречаться с новой женщиной, после развода с женой Кэрол, матерью Чака в 1976 году. Фред нашел женщину по газетному объявлению и к удивлению своего сына, похоже, ладил с ней. Чак вспоминает, что его отец был счастливее, чем он когда-либо видел его. Донна Фонтейн была хорошей парой для Фреда, но, к сожалению, у нее был оскорбленный бывший муж Дейл Шаклфорд, которого она обвиняла в сексуальном насилии. 29 мая 1999 года, он последовал за Донной и Фредом по пути домой. Дейл стрелял и убил их обоих. Он втащил тела в дом и поджег его, пытаясь разыграть несчастный случай. Убийца был пойман и признан виновным весной 2001 года по двум пунктам убийства первой степени и приговорен к смертной казни. Чак Паланик присутствовал на судебном процессе и попытался примириться с насилием в своей семье, что для него означало работу над следующей книгой «Колыбельная».
Парадоксально. Готовя статью не смог найти в интернете ни фото отца, ни фото матери Чака Паланика. Зато фотографии убийцы и статьи о нем в интернете есть. И много. Парадоксально… Как ни вспомнить «Забыть Герострата!»