Грозный Чингизид?
Неоднократно приходится слышать нечто вроде: «После взятия Казань попала во власть русского царя, чужого монарха, который силой и беззаконно захватил престол». То, что престол был захвачен силой, — спору нет. Но вот насколько беззаконным он был? Согласно традиции власть в Орде должна была принадлежать потомкам Чингисхана, то есть Чингизидам. Казанское ханство не исключение. Там всегда правила эта династия. Ситуация не изменилась и после завоевания Казани московскими войсками. Иоанн Грозный вполне законно претендовал и на казанскую корону. Его мать Елена Глинская являлась отдалённым, но всё же потомком некоей Тулунбек-ханум, а та была дочерью хана Золотой Орды, бесспорного Чингизида, Бердибека. Если быть точным, то Иван Грозный являлся прапрапрапрапраправнуком этого самого Бердибека. Так что всё честно.
Цитаты Милославского
Были демоны, мы этого не отрицаем, но они самоликвидировались.
Видали, как покойники стреляют!
Видел чудеса техники, но такого!
Вот смотрит! Вы на мне дыру протрете.
Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе, если, конечно, они у вас есть.
Ты не молчи как пень, я ж не могу один работать.
Ну, довольно кланяться! Этак ты до вечера будешь падать!
О, да ты, ваше благородие, нарезался!
Эврика! Царские шмотки! Одевайся, царём будешь!
Тьфу на вас! … Тьфу на вас ещё раз.
Передай твой король мой пламенный привет!
Да ты что, сукин сын, самозванец, казённые земли разбазариваешь?! Так никаких волостей не напасёшься!
А фамилия моя — фамилия моя слишком известная, чтобы я её называл!
[править] Сюжет
Тот самый кадр: «И меня вылечат» Желание царя — закон Капитан Пикард уделан Александр Сергеевич Тимофеев (тот самый Шурик) уже давно закончил институт и работает инженером-изобретателем. За это время создал машину времени. Жену (по актрисе — ту самую Лиду, которая, правда, успела сменить имя на Зину), соответственно, не удовлетворяет, и та решает свалить к режиссёру Якину. Однажды, вдохновившись просмотром оперы «Борис Годунов» по зомбоящику, Шурик решает открыть портал в прошлое. Но отправляется туда не сам, а засылает двух лохов: надоевшего всем жителям подъезда управдома Ивана Васильевича Буншу и квартирного воришку, «друга Антона Семёныча Шпака» — Жоржа Милославского.
Однако прогулка оказалась недолгой: происходит поломка (сгорают транзисторы), вызванная воткнувшимся в машину бердышом. (В пьесе Милославского и Буншу выкидывает в прошлое после необдуманных действий управдома, который, пытаясь выключить машину, тычет наугад кнопки и вытаскивает из машины ключ запуска. Таким образом, Тимофееву приходится искать слесаря, чтобы сделать новый ключ). Герои путаются местами: царь оказывается в нашем времени, а засланцы — в XVI веке. Пока беглецы скрываются от расправы и перевоплощаются в царя и князя, Грозный с Шуриком пинают хуи, пьют водку и рассуждают о научных открытиях.
Поскольку характеры Бунши и Грозного абсолютно противоположны, инициативу взял на себя Жорж. Он приказывает выбить крымского хана с Изюмского шляха, а Бунша подписывает его указ как «и. о. царя» (учитывая, что впоследствии «войско взбунтовалось. Говорят, царь — ненастоящий!», можно сделать логический вывод, что именно подпись смутила верных воевод). Жорж вправляет мозги Бунше, когда тот хочет отдать Кемскую волость шведам, троллит дьяка Феофана за его приверженность режыму, пиздит у шведского посла нагрудный орден и с устатку трапезничает по-царски с боярами. Лжецарь Бунша, опрокинув пару кубков и попробовав простой черной икры, начинает фривольничать и пускается в пляс с сенными девками царицы. Парочка ведёт себя просто и неманерно, но на взгляд предков, слишком современно, тем самым вызывая подозрение у караула и толпящегося под окнами простого Русского народа, что настоящего царя похитили демоны.
А тем временем Шурик бегает по магазинам радиотехники 1970-ых годов в поисках этих гребаных транзисторов для машины, где всегда, по закону подлости, переучёты, ремонты и дефициты. Царь сидит в его «хоромах», ест кильку, запивая воткой «Столичной», слушает Высоцкого, суппортит за «Динамо» и любуется с балкона Москвой без пробок. Внезапно возращается Зина с чемоданом Якина, вслед за ней сам Якин, и начинается драма. Все бы обошлось, но Якин приплел какого-то хрена Годунова (Бориса-царя). Тут из-за занавески по простому выходит царь и прописывает Якину посохом царских пиздюлей за неуважительное к себе отношение, за Годунова и за нелюбовь к боярыне Зине! Якин, резко поменяв политическую ориентацию и став патриотом и монархистом, изучает древнеславянский язык насухую. После истязаний Якина Царь отмечает, что Зина бровьми союзна, а Якину говорит: «пес смердящий», даёт им свое благословение и отправляет в эти самые Гагры. К сожалению, Грозного палит жена Бунши, конченная стерва и эмансипатка. Она с соседнего балкона объявляет царя Ивана Грозного алкоголиком и вызывает наряд милиции вместе с людьми в белых халатах.
Спасаясь от набигающих стрельцов, Милославский и Бунша сваливают обратно в свою эпоху, пользуясь тем, что Шурик уже починил машину времени. Менты быстро, решительно вяжут сначала одного, потом второго царя. Жорж под видом медика ускользает из квартиры Тимофеева, а сам изобретатель таки успевает вернуть Грозного в XVI век.
(А на самом деле:
все события фильма — это лишь сон Шурика. Дело в том, что он повысил напряжение в машине и та взорвалась, да так, что Шурик потерял сознание (у Булгакова же в оригинале это были реальные события, а в цензурной редакции Тимофеев настолько измотался, отлаживая свой аппарат, что попросту заснул). Зина к Якину не уходила, кошку он по царским палатам не ловил и никакого Жоржа Милославского не было. Хотя пизды за вылетевшие пробки от четы Бунша он таки получил…)
Цитаты. «ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ»
— Будь я вашей женой, я бы тоже уехала. — Если бы вы были моей женой, я бы повесился! Это я удачно зашел… Я прошу вас: заявите, заявите, а то мы сами заявим! Бориску на царство?! Видел чудеса техники. Но такого!… Меня терзают смутные сомнения…
Живьём брать демонов!!! Замуровали! Демоны! Вот что крест животворящий делает! Иван Васильевич, кильками в наш век отравиться гораздо легче, чем водкой! Кто вы такой? Я не узнаю вас в гриме? Ну и домик у нас! То обворовывают, то обзывают, а еще боремся за почетное звание дома высокой культуры быта! Это же кошмар! Ужас! Красота-то какая! Лепота! Икра красная, икра чёрная… Да! Заморская икра… баклажанная! Всё, все что нажито непосильным трудом, всё пропало! Оставь меня, старушка, я в печали… Граждане, храните деньги в сберегательной кассе. Если они, конечно, у вас есть…
Очень приятно, царь! Нам, царям, за вредность молоко надо давать! Говорят, царь — ненастоящий! Я требую продолжения банкета! И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат, и меня вылечат! Ты чьих будешь, холоп? Что, вас уже выпустили из сумасшедшего дома? Ты почто боярыню обидел, смерд?
А меня же, Зинаида Михайловна, обокрали. Собака с милицией обещала прийти. — А все же, кто вы такой? — Аз есмь царь! Вот лица попрошу не касаться! Положь трубку! Сесть я всегда успею! Вот что крест животворящий делает! Выучили вас на свою голову — облысели все! — За чей счёт этот банкет? Кто оплачивать будет? — Во всяком случае, не мы! Не царская у тебя рожа.
— Меня терзают смутные сомнения… У Шпака — магнитофон, у посла — медальон… — Ты на что, царская морда, намекаешь?! Казань брал, Астрахань брал, Ревель брал, Шпака — не брал. Не вели казнить, великий государь! Вели слово молвить! Я не имею права подписывать такие исторические документы… — Скажите, как Ваше имя-отчество? — Марфа Васильевна я…
Эх, Марфуша, нам ли быть в печали? — Водку ключница делала? — Где живете? — В палатах. — Да нам, царям, молоко нужно выдавать за вредность! — И тебя вылечат и тебя вылечат, и меня вылечат… — Интеллигент несчастный! — Как ваша фамилия? — Рюриковичи мы! — Танцуют все!!! Алло, Анюта? Ты себе не представляешь! Я сейчас улетаю в Гагры. С самим Якиным! Эпизод. Алло, Галочка? Ты сейчас умрешь! Потрясающая новость! Якин бросил свою кикимору, ну и уговорил меня лететь с ним в Гагры. Эпизод. Алло, Вава? Ты сейчас упадешь! Эпизод. Алло, Шурочка? Представь себе, Якин влюбился в меня, как мальчишка. Сделал мне предложение, и мы сейчас улетаем с ним в свадебное путешествие. — Я артист Больших и Малых Академических театров, а имя мое — слишком известное! 3 магнитофона, 3 кинокамеры заграничных, 3 портсигара отечественных, куртка замшевая… 3 куртки
Обновлено 05/04/12 14:53
: Служебный роман. Цитаты Цитаты из фильма «Самая обаятельная и привлекательная» ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ. ЦИТАТЫ. «Москва слезам не верит». Цитаты «..А вы всегда с папироской танцуете?» Цитаты из «Девчат» Цитаты из кино, мультов, сериалов
В гостях у А. С. Шпака из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Интересно пересматривать старые кинофильмы, они настолько добрые и смешные. Но сейчас еще интересные замечать детали в них. Сегодня поговорим о той роскоши в те времена, а именно о квартире врача-стоматолога Антона Семеныча Шпака. Врач-стоматолог Антон Семеныч Шпак, герой фильма «Иван Васильевич меняет профессию», жил на «нетрудовые доходы» т.е. не только на официальную зарплату рядового врача. Поэтому, обстановка его квартиры, где хранилось нажитое непосильным трудом, должна была быть для рядового советского человека символом богатой жизни.
Зрителю показывается «роскошная» в те времена квартира врача-стоматолога, ведь из нее так хотелось, что-нибудь украсть. Ведь в кинофильме показано, что Шпак ведь жил на «нетрудовые доходы». Сейчас, конечно многие вещи в телеэкрана кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию» нам кажуться раритетом. Но в то время квартира Шпака, считалась роскошью.
Поговорим о деталаях роскоши того времени. А именно — это техника, которая была в советском союзе настолько редкостью! А Вы тоже заметили, какой алкоголь стоит в квартире? А сигареты?
Квартиру Шпака украшает импортный цветной телевизор. Вещь не просто статусная, а подлинный центр интерьера в квартире счастливчика, который мог себе такое позволить. Два импортных магнитофона: катушечный National RQ-1585 и кассетный Philips EL3302. У людей-то и одного отечественного не было, а тут целых два импортных – явное свидетельство не просто «красивой» жизни, а очень красивой. Ну и «кинокамера импортная», что подразумевает и наличие проектора для просмотра отснятых фильмов. Это уже даже не роскошь, а неприличное излишество.
А что мы видим в баре? По нынешнем временам ничего особенного. Ассортимент какой-нибудь «Пятерочки»: Вермут Чинзано и три бутылки недорогого виски: Джонни Уокер Ред Лейбл, Баллантайнс и Король Георг IV (сейчас такое уже не производят). По тем временам импортный алкоголь мог позволить себе только тот у кого имелась советская официальная внутренняя валюта – чеки Внешпосылторга, т.к. его продавали только в магазинах «Березка». А покупать на чеки алкоголь в «Березке» будет только человек, который уже удовлетворил все свои базовые потребности, и теперь, как говориться, бесится с жиру.И конечно замшевая куртка, видимо тоже импортная, как и дубленка – признак статуса ее владельца. И да, совсем забыл, импортная шариковая ручка, с девушкой в купальнике без него. На такую невиданную вещь, советский человек реагировал в точности как шведский посол в фильме.
Другие цитаты героев
Икра красная, икра чёрная… Да! Заморская икра… баклажанная!
Ах ты, хулиган, а ещё очки одел!
И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат, и меня вылечат.
Видал, какую машину изобрели!
Вот лица попрошу не касаться!
Ошибаетесь, уважаемый, это дело общественное. Вы своими разводами резко снижаете наши показатели.
Меня мучают смутные сомнения… Меня опять терзают смутные сомнения: у Шпака магнитофон, у посла медальон.
Нам, царям, за вредность молоко бесплатно надо давать!
Комедия Ива Васильевич меняет профессию — классика советского кинематографа, которой уже более 40 лет, а её хочется смотреть ещё и ещё. Сценарий является актуальным и в наши часы. Ведь машину времени ещё никто не создал ни в реальном мире, ни так же удачно в мире кино. Актёрская игра просто великолепна. Это великие актёры, которых очень мало в современном кинематографе.
При чем тут Крым до «Ивана Васильевича»?
Дело как раз в море. Фильм уже было отправили на монтаж, когда Гайдай вдруг решил, что без крымской сцены он будет неполон. Так появилось исполнение Зиночкой Тимофеевой песни «Звенит январская вьюга» для картины режиссера Якина.
В нем показана набережная Ялты (не курортная прогулочная часть, а причальный пирс №2). Героиня одета соответствующим образом – изучение модных журналов того периода позволит убедиться, что ее наряд является «писком» тогдашней моды и полностью соответствует ялтинскому курортному шику. Возможно, южный шарм города должен был подчеркнуть «знойность» отношений персонажей – ведь в эпизоде фигурирует не только Зиночка, но и ее поклонник, режиссер Якин, а также соперница (героиня Н. Кустинской).
Хотя тут был отснят только незначительный эпизод фильма, Ялтинская набережная не забыла создателей «Ивана Васильевича». Ныне на точке проведения съемок стоит памятник Карпу Савельевичу Якину, а точнее человеку, его создавшему. Актер Михаил Пуговкин изображен сидящим на складном стуле, нога на ногу, с тросточкой – таким, каким был в кинороли. Характерно, что Михаил Иванович любил Ялту, несколько лет жил здесь и часто отдыхал у променада, сидя на раскладном стуле в позе Якина (это была его личная привычка).
Иван Васильевич меняет профессию
♪ А вы — очень темпераментный человек! ♫ (Наталья Селезнева) ♪ А что вы так на меня смотрите, отец родной? ♫ (Леонид Куравлев) ♪ Алло, Анюта? Ты себе не представляешь! Я сейчас улетаю в Гагры. С самим Якиным! ♫♪ Алло, Галочка? Ты сейчас умрешь! Потрясающая новость! Якин бросил свою кикимору, ну, и уговорил меня лететь с ним в Гагры ♫♪ Анисовую! ♫ (Юрий Яковлев) ♪ Ах, боярыня красотою лепа, червлёна губами, бровьми союзна ♫ (Юрий Яковлев) ♪ Боже мой, Иннокентий Смоктуновский! Кеша! ♫ (Михаил Пуговкин) ♪ Боже мой, ну, и домик у нас! То обворовывают, то обзываются ♫ (Владимир Этуш) ♪ В чём дело? ♫ (Леонид Куравлев) ♪ Все, все, шо нажил непосильным трудом, все же погибло ♫ (Владимир Этуш) ♪ Вы водку пьете? ♫ (Александр Демьяненко) ♪ Да ты, я вижу, холоп, не уймешься! ♫ (Юрий Яковлев) ♪ Да, заморская икра -— баклажанная! ♫ (Савелий Крамаров) ♪ Добрый ты человек! ♫♪ Если бы вы были моей женой, я бы повесился ♫ (Александр Демьяненко) ♪ Житие мое! ♫♪ Житие мое! — Какое «житие твое», пес смердячий! Ты посмотри на себя! ♫♪ Здравствуйте, царь, очень приятно. Царь, очень приятно. Царь ♫ (Юрий Яковлев) ♪ Здравы будем, боярин! ♫ (Юрий Яковлев) ♪ И все-то ты в трудах, все в трудах, великий государь, аки пчела ♫♪ И меня вылечат ♫ (Наталья Крачковская) ♪ И они еще борятся за почетное звание дома высокой культуры быта ♫ (Владимир Этуш) ♪ Казань брал, Астрахань брал, Ревель брал… Шпака не брал ♫♪ Как же это так, батюшка? Ведь Казань-то наша! ♫♪ Как поймают, Якина на кол посадить, — это первое дело, а уж опосля… ♫ (Юрий Яковлев) ♪ Как-то даже вот тянет устроить скандал! ♫ (Наталья Селезнева) ♪ Какое житие твое, пес смердящий, ты посмотри на себя! ♫ (Юрий Яковлев) ♪ Лепота! ♫ (Юрий Яковлев) ♪ Лжешь, собака! Аз есмь царь! ♫ (Юрий Яковлев) ♪ Меня опять терзают смутные сомнения ♫ (Юрий Яковлев) ♪ Минуточку! За чей счет этот банкет? ♫ (Юрий Яковлев) ♪ Натурально как вы играете. И царь какой-то такой типичный ♫ (Владимир Этуш) ♪ Ну, царь, вздрогнули! ♫ (Леонид Куравлев) ♪ Оставь меня, старушка, я в печали! ♫ (Юрий Яковлев) ♪ От смерда слышу! ♫ (Владимир Этуш) ♪ Отведай ты из моего кубка ♫ (Юрий Яковлев) ♪ Послать войско, выбить крымского хана с Изюмского шляха ♫ (Леонид Куравлев) ♪ Пусть на обратном пути Казань возьмут. Ну, чтоб два раза не ездить ♫ (Леонид Куравлев) ♪ Рабочий день у нас ненор-рмированный ♫ (Юрий Яковлев) ♪ Скажите, пожалуйста, у вас нет отдельного кабинета? ♫ (Юрий Яковлев) ♪ Слушайте, я не узнаю вас в гриме. Кто вы такой? ♫ (Михаил Пуговкин) ♪ Три магнитофона… Три кинокамеры заграничных. Три портсигара отечественных. Куртка замшевая. Три. ♫ (Владимир Этуш) ♪ Ты на что намекаешь? Я тебя спрашиваю, ты на что, царская морда, намекаешь? ♫ (Леонид Куравлев) ♪ Ты не молчи, как пень, я ж не могу один работать ♫ (Леонид Куравлев) ♪ Ты чьих будешь? ♫ (Юрий Яковлев) ♪ У-у, добрый ты человек! ♫♪ Уйти в прошлое? ♫ (Александр Демьяненко) ♪ Ух, красота-то какая! Лепота! ♫ (Юрий Яковлев) ♪ Фу, да ты, Ваше благородие, нарезался! ♫ (Леонид Куравлев) ♪ Хам! ♫ (Наталья Крачковская) ♪ Царь тут! ♫♪ Чего ж тебе еще надо, собака? — Ничего не надо, ничего! — Ну, так женись, хороняка! ♫ (Юрий Яковлев) ♪ Чей холоп, спрашиваю? ♫ (Юрий Яковлев) ♪ Что же это: я — тут, а там у меня шведы Кемь взяли! ♫ (Юрий Яковлев) ♪ Что, вас уже выпустили из сумасшедшего дома? ♫♪ Это вы поспешили! ♫ (Леонид Куравлев) ♪ Эх, Марфуша, нам ли быть в печали! ♫ (Юрий Яковлев) ♪ Я говорю, анисовой, к сожалению, нет. «Столичная»! ♫ (Александр Демьяненко) ♪ Я-я не имею права подписывать такие исторические документы! ♫ (Юрий Яковлев) |
|
Весьма популярное: «Это я хорошо зашел!» (Леонид Куравлев). |
Таня | email спрятан | 07 декабря, 2012 09:54 |
Тома | email спрятан | 04 декабря, 2012 04:17 |
Вика | email спрятан | 22 ноября, 2012 15:20 |
Sergey | E-mail: cuula@mail.ru | 07 октября, 2012 17:41 |
Георгий | email спрятан | 18 января, 2014 13:01 |
Да, согласен! |
Георгий | email спрятан | 18 января, 2014 13:01 |
Спасибо, вырежем и вставим! |
Илья | (пусто) | 18 января, 2014 13:01 |
Точно! Нужно вставить. |
Всего 21 запись. Страницы: 2 |
Имя: | E-mail: ( спрятать) | |
Текст: | ||
|
Татарча мылтык
Это словосочетание переводится как «татарские ружья» или «татарская картечь». Так что все разговоры о том, что московиты победили только потому, что имели пушки, можно смело считать ерундой. Казанское ханство, что бы там ни говорили, было очень даже прогрессивным и развитым государством. И обладало всеми современными на тот момент видами вооружений — были у татар и полевые пушки, и тяжёлые крепостные орудия, и личное стрелковое оружие. Если кто не верит, можно призвать в свидетели непосредственного участника штурма Казани князя Андрея Курбского. Он периодически вспоминает, как татары открывали ураганный огонь из пушек, из пищалей и из «наряду ружейного». А в момент решающего натиска русских защитники Казани хотя и «не могли уже употреблять больших орудий, сбитых нашею пальбою, но без умолку стреляли из ружей, из пищалей затинных, и мы потеряли немало добрых воинов».
Русское осадное орудие XVI века. Фото: Public Domain
Так что всё дело тогда решало не наличие современного оружия, а умение им пользоваться. Русскими артиллеристами руководил Иван Выродков, потомственный пушкарь и, как тогда говорили, «розмысл» (по-нашему — военный инженер). Именно ему и его расчётам войска Москвы обязаны тем, что татарские «большие орудия» замолчали в первые же дни, когда разгорелась первая в отечественной военной истории артиллерийская дуэль. А ведь казанский хан Ядыгар-Мухаммед имел все шансы эффективно сопротивляться. 100 пушек Ядыгара против 150 Иоанна — неплохой расклад для обороняющейся стороны.
Статья по теме
Русский самодержец Иван Грозный менял жен, как перчатки
Царь заносит посох: убивал ли Иван Грозный своего сына?
С 1963 года исследователей эпохи Ивана Грозного озадачивает один факт: почему концентрация ртути в останках царя и его сына не просто велика, но еще и практически одинакова? Можно предположить, что оба они подверглись отравлению, ведшемуся систематически, длительно и планомерно — из-за кулис. Возможно и другое: Рюриковичи принимали яды в малых дозах сами. В традициях медицины своего времени царь и его сын могли рассматривать небольшие дозы пагубных соединений как противоядие и надеялись обезопасить себя на случай казавшегося неизбежным отравления. В этом случае Иван Грозный действительно мог погубить наследника престола… просто дав ему самоубийственный врачебный совет.
Однако сторонников этой точки зрения — немного. При вскрытии останков годовалой дочери царя Ивана Марии обнаружили рекордное для всех поздних Рюриковичей содержание ртути. Малышка могла стать жертвой заговора, но от самолечения в кругу семьи пострадала едва ли.
Проблема усугубляется еще и тем, что даже высокая концентрация ртути сама по себе не гарантирует смерти: принявшие опасное соединение царь и его сын умерли далеко не одновременно, а более ослабленный и пожилой Иван IV прожил на три года дольше своего крепкого сына. Речь могла идти о параллельно протекавших событиях: отравлении и убийстве, и даже преступники могли быть разными. Это значит, классическую версию Антонио Поссевино о размолвке между отцом и сыном, завершившейся расправой, ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов.
По просьбе ТАСС доктор исторических наук Дмитрий Володихин прокомментировал трагедию династии московских Рюриковичей. «Основания самые серьезные — показания целого ряда не зависящих друг от друга источников, как иностранных, так и русских. Удар был совершен острием посоха в голову, так что особенной физической мощи для нанесения раны не требовалось. Рана, полученная царевичем, и не была смертельной: он вовсе не умер мгновенно, а прожил еще около десяти суток, но, видимо, произошло заражение, оно-то его и убило. Сам царь горевал о наследнике, долгое время пребывал в трауре. Он не желал сыну смерти, готовил его к царствованию, но в пылу спора не сдержал чувств и нанес гибельный удар. Что же касается останков, то действительно обнаружено превышение норм естественной концентрации тяжелых металлов. Однако причин для этого помимо отравления может быть множество, и мне приходилось слышать от ученых, профессионально занимающихся подобными проблемами, что самая прозаическая причина — переход частиц тяжелых металлов в останки из строительного материала самих погребений. Итог: этот вопрос неясен», — заключает специалист.
… Картина «Иван Грозный убивает своего сына» продолжает вызывать острые эмоции и в наши дни. В 2021 году безработный Игорь Подпорин нанес полотну, экспонированному в Третьяковской галерее, несколько ударов стойкой металлического заграждения. Причина: предполагаемая историческая недостоверность и оскорбление чувств верующих.
Игорь Гашков
«Иван Васильевич меняет профессию», экспрессию и время: классическая рецензия «Искусства кино»
…Спектр «исторических» приключений Бунши и Милославского, в общем-то, невелик: опасности и стремление порезвее драпануть от опасностей, искусы и желание послаще куснуть от всякого куска, будь то черная икра, сдобная царица или хотя бы даже державный престол. Из всего этого и слагается короткая жизнь наших отрицательных героев, которую они проживают искренне и простодушно, оставляя после себя ровное, и… пустое место.
Если Юрий Яковлев словно скучает, мается, играя там, в XX веке Буншу — назойливого зануду без определенных занятий, то в царских палатах он расправляет крылья. Его панический звонок в милицию на трепетном «разломе двух эпох» («не могу жить без милиции ни одной секунды!»), его смиренная подпись под царским указом: «и. о. царя Ивана Грозного» и жэковская печать, жирной кляксой украсившая благородный пергамент, его ужас перестраховщика и восторг новоиспеченного самодержца… В забредшем в XVI век жэковском активисте Бунше стародавние соблазны пропускаются через жалкие терзания его обывательского духа. И это очень смешно. А когда пышное застолье, да изрядная доза кардамонной, да близость царицы Марфы развязывают язык Бунше и заставляют его выразить классовую солидарность с крымским царем, мы понимаем: сатирический портрет обывателя написан, булгаковский злой комизм вернулся на экран под веселый перезвон гайдаевских шутовских колокольчиков.
Жорж Милославский (Леонид Куравлев), наоборот, против пьесы оказывается более принципиальным политиком, чем Бунша-Грозный, и ни в какую не хочет уступать шведам Кемь. Это новая и довольно изящно отредактированная черточка! Однако тонко и дальновидно направляя деятельность царя-Бунши, общего выражения их двойного портрета она не изменяет: Жорж Милославский в царских покоях ворует еще энергичнее и несравненно удачливее, чем в квартире дантиста Шпака.
Наконец, дьяк (Савелий Крамаров). В нем воплощена такая радость и полнота холуйского бытия, такая готовность отбивать лбом поклоны, такая гордость за царский пир и за царский гнев («был у нас один толмач-немчин, да мы его надысь в кипятке сварили»), что если Жорж Милославский плавает в XVI веке как рыба в воде, то Федя-дьяк млеет, как карась в сметане.
Короткое путешествие авторов кинокомедии по стогнам современности не обошлось без ощутимых потерь. Зато переброска с современного плацдарма в XVI век оказалась весьма остроумной и плодотворной.
Некоторые эпизоды фильма в этой части к тому же можно рассматривать как необычную эксцентрическую ретроспекцию — из прошлого в сегодняшний день. Вот почему, говоря о том, что «Иван Васильевич» меняет экспрессию, я имел в виду не только смену внешних выразительных средств.
Как и во многих эксцентрических кинокомедиях, в «Иване Васильевиче» не содержится прямого назидания, натужной, венчающей историю морали. Но, когда перед зрителями проходит пестрая вереница комических или гротесковых персонажей, мы узнаем в них (с улыбкой!) и нечто реальное, знакомое нам, увы, по жизни.
Так потеряла или не потеряла пьеса в экранизации? Поставив этот вопрос, я не стремлюсь к однозначному ответу на него. Просто я хотел напомнить и развить элементарную (как мне кажется) мысль: в искусстве экранизации (и, быть может, в особенности экранизации комедийной) художник всегда отражается в другом художнике, произведение отражается в другом произведении.
Текст Андрея Зоркого «Иван Васильевич меняет… экспрессию» был впервые опубликован в журнале «Искусство кино» (№1, 1974).
Интересные факты о фильме «Иван Васильевич меняет профессию», которые не все знают
- В основу комедии легла пьеса «Иван Васильевич», написанная Михаилом Булгаковым в 1936 г. для театральной постановки. После генеральной репетиции пьесу запретили, а разрешили ее лишь в 1965 г.
- Сценарий фильма создавался для одного из любимых актеров Леонида Гайдая, Юрия Никулина, однако тот отказался от съемок. Никулин узнал, что пьеса была среди запрещенных, и решил, что фильму грозит та же судьба, поэтому сниматься не захотел.
- Кто не помнит фрагмент про баклажанную икру! В реальности на съемках использовалась не баклажанная, а кабачковая икра, столь популярная в советское время. Кстати, как утверждают историки, во времена, о которых идет речь в фильме, ни о баклажанной икре, ни о самих баклажанах на Руси еще не было известно.
- Композиция «Поговори хоть ты со мной…», звучащая из магнитофона, на который случайно приземлился Иван Васильевич, специально была записана Владимиром Высоцким для этого кинофильма.
- Обокрали не по сценарию. Помните Шпака, квартиру которого обнес Милославский? К сожалению, и сам актер Владимир Этуш, сыгравший невезучего стоматолога, попал точно в такую же ситуацию — в 2007 г. его квартиру тоже обокрали. Но у этой истории был счастливый конец. Ходят легенды, что когда воры узнали, кому принадлежит квартира, из которой они вынесли добро, они повинились и… вернули народному артисту почти все имущество.