Описание истории
За основу режиссеры взяли одноименный роман Дэвида Митчелла, увидевший свет в 2004 году.
В прологе зрители видят немолодого мужчину, сидящего на пляже и рассказывающего увлекательные истории. Он повествует о шести событиях, происшедших в разные эпохи:
- 1849 год – нотариус Адам Юинг, направляясь в родные пенаты на корабле, спасает чернокожего раба Аутуа. Позже Аутуа отвечает тем же, спасая Адама от отравления ядом, задуманного врачом-аферистом Генри Гузом. Во время путешествия он ведет дневник, где рассказывает о своих приключениях. Вернувшись домой, Юинг забирает жену и вместе с ней вступает в борьбу против угнетения чернокожих.
- 1936 год — гомосексуалист Роберт Фробишер, устроившись секретарем к известному композитору Вивиану Эйрсу, натыкается в его библиотеке на дневниковые записи Адама Юинга. О находке он рассказывает своему возлюбленному Руфусу Сиксмиту. Параллельно Роберт пишет музыкальное произведение «Облачный атлас», авторство которого пытается присвоить Эйрс. Выстрелив в композитора и ранив его, Фробишер сбегает, позже покончив жизнь самоубийством.
- 1973 год – журналистка Луиза Рей расследует нарушения в крупной энергетической компании, занимающейся безопасностью атомных установок. В этом ей помогает Руфус Сиксмит, передав ей случайно вместе с отчетом письма Роберта Фробишера. Луиза решает приобрести пластинку с его произведением. Сиксмита убивает наемный убийца. Луизе везет, она остается жива и доводит дело до конца.
- 2012 год – владелец издательства Тимоти Кавендиш, заработавший немалую сумму на выходе книги Дермота Хоггинса и став случайным свидетелем убийства, вынужден бежать. Брат Тимоти помещает его в дом престарелых, откуда Кавендиш сбегает, прихватив с собой присланное ему описание расследования Луизы Рей. Издатель соединяется со своей бывшей возлюбленной Урсулой и пишет киносценарий о своих приключениях.
- 2144 год – исповедь клона Сонми-451, приговоренной к казни за бунт против системы, делящей людей на классы: «чистокровных» и «фабрикатов», созданных искусственным путем. После окончания срока службы, клонов убивают, разделав на энергомыло, служащее пищей для выращивания следующего поколения фабрикатов. Толчком к просветлению Сонми стал увиденный ею отрывок из фильма Тимоти Кавендиша.
- 2321 год – из-за радиации на земле практически не осталось людей. Горстка людей, живущих на небольшом острове, поклоняется богине Сонми. Периодически на остров наведываются Провидцы, сумевшие сберечь технологии предков. Однажды в дом козопаса Захри приходит одна из «провидцев» Мероним. В ответ на исцеление племянницы, Захри соглашается сопровождать Мероним к оставшейся в целости станции спутниковой связи. Там она раскрывает Захри то, кем на самом деле была Сонми, давая прослушать ее исповедь. Захри, его племянница, Меронин и другие провидцы покидают землю, отправившись на соседнюю планету.
С первых кадров лента напоминает головоломку, но внимательно досмотрев до конца, становится понятнее связь между сюжетами и смысл концовки фильма Облачный атлас.
Сюжет фильма Облачный атлас по структуре отличается от книжного повествования. Дэвид Митчелл описал сначала пять историй, оставив открытым финал. После описания шестой истории, раскрывается концовка каждого события в обратном порядке. Режиссеры решили усложнить сюжет, показывая параллельное развитие всех историй, одновременно пришедших к кульминации.
Облачный атлас Текст
Перейти к аудиокниге
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
- Объем: 720 стр.
- Жанр:н аучная фантастика, с оциальная фантастика
- Теги:а нтиутопия, к лонирование, п оследние люди на Земле, с тановление героя, ф илософская фантастика, э кранизацииРедактировать
Предвкушать конец света — самое древнее развлечение человечества.
Предвкушать конец света — самое древнее развлечение человечества.
Между ничегонеделанием и ленью такая же разница, как между гурманством и обжорством.
Между ничегонеделанием и ленью такая же разница, как между гурманством и обжорством.
Уныние заставляет человека томиться по жизням, которых он никогда не вел.
Уныние заставляет человека томиться по жизням, которых он никогда не вел.
Обними врага своего, чтобы не дать ему ударить тебя.
Обними врага своего, чтобы не дать ему ударить тебя.
МетаморфозыКак мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной, —
Не я один. Нас много. Я — живой
Чтоб кровь моя остынуть не успела,
Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел
Я отделил от собственного тела!
И если б только разум мой прозрел
И в землю устремил пронзительное око,
Он увидал бы там, среди могил, глубоко
Лежащего меня. Он показал бы мне
Меня, колеблемого на морской волне,
Меня, летящего по ветру в край незримый,
Мой бедный прах, когда-то так любимый.А я все жив! Все чище и полней
Объемлет дух скопленье чудных тварей.
Жива природа. Жив среди камней
И злак живой и мертвый мой гербарий.
Звено в звено и форма в форму. Мир
Во всей его живой архитектуре —
Орган поющий, море труб, клавир,
Не умирающий ни в радости, ни в буре.Как все меняется! Что было раньше птицей,
Теперь лежит написанной страницей;
Мысль некогда была простым цветком,
Поэма шествовала медленным быком;
А то, что было мною, то, быть может,
Опять растет и мир растений множит.Вот так, с трудом пытаясь развивать
Как бы клубок какой-то сложной пряжи,
Вдруг и увидишь то, что должно называть
Бессмертием. О, суеверья наши!
МетаморфозыКак мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной, —
Не я один. Нас много. Я — живой
Чтоб кровь моя остынуть не успела,
Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел
Я отделил от собственного тела!
И если б только разум мой прозрел
И в землю устремил пронзительное око,
Он увидал бы там, среди могил, глубоко
Лежащего меня. Он показал бы мне
Меня, колеблемого на морской волне,
Меня, летящего по ветру в край незримый,
Мой бедный прах, когда-то так любимый.А я все жив! Все чище и полней
Объемлет дух скопленье чудных тварей.
Жива природа. Жив среди камней
И злак живой и мертвый мой гербарий.
Звено в звено и форма в форму. Мир
Во всей его живой архитектуре —
Орган поющий, море труб, клавир,
Не умирающий ни в радости, ни в буре.Как все меняется! Что было раньше птицей,
Теперь лежит написанной страницей;
Мысль некогда была простым цветком,
Поэма шествовала медленным быком;
А то, что было мною, то, быть может,
Опять растет и мир растений множит.Вот так, с трудом пытаясь развивать
Как бы клубок какой-то сложной пряжи,
Вдруг и увидишь то, что должно называть
Бессмертием. О, суеверья наши!
И только хватая последние глотки воздуха перед смертью, ты поймешь, что твоя жизнь была лишь каплей в бескрайнем океане!
Но что есть любой океан, как не множество капель?
И только хватая последние глотки воздуха перед смертью, ты поймешь, что твоя жизнь была лишь каплей в бескрайнем океане!
Но что есть любой океан, как не множество капель?
. у каждой совести где-то есть выключатель.
. у каждой совести где-то есть выключатель.
Сознание не терпит пустоты, а потому склонно населять ее призраками.
Сознание не терпит пустоты, а потому склонно населять ее призраками.
Миролюбие, хоть и возлюблено нашим Господом, являет собой главную добродетель только в том случае, если ваши соседи разделяют ваши убеждения.
Миролюбие, хоть и возлюблено нашим Господом, являет собой главную добродетель только в том случае, если ваши соседи разделяют ваши убеждения.
время нынче такое, шо чем меньше смысла, тем его больше.
время нынче такое, шо чем меньше смысла, тем его больше.
Источник
Книги по порядку
Первое произведение Дэвида Митчелла – Ghostwritten – было опубликовано в 1999 г. Эта книга представляет собой сборник взаимосвязанных историй, которые происходят в различных местах по всему миру: в Восточной Азии, в России, Великобритании, США и Ирландии. Роман получил широкое признание и получил премию Джона Ллевеллина Риса – одну из старейших английских литературных премий.
В своей следующей книге – «Сон №9» – Дэвид Митчелл рассказывает историю японца, разыскивающего пропавшего отца, причем повествование идет таким образом, что непонятно: события происходят на самом деле или только в фантазиях автора.
Настоящий прорыв случился в 2004 г. после выхода «Облачного атласа», который критики окрестили «книгой-загадкой», «монументальным шедевром» и «современной классикой». В основе сюжета лежит шесть связанных между собой историй, действие в которых происходит с середины XIX века до далекого постапокалиптического будущего. О жанре этого произведения Дэвида Митчелла точно выразились в Washington Post: «Облачный атлас» – это конспирологический триллер, киберпанковская антиутопия и эпистолярный плутовской роман». Книга вошла в шорт-лист Букеровской премии.
Опубликованный в 2006 г. «Под знаком черного лебедя» представляет собой роман взросления тринадцатилетнего заикающегося мальчика. Дэвид Стивен Митчелл более чем уверенно выступил на территории, традиционно ассоциирующейся с такими именами, как Сэлинджер, Брэдбери и Харпер Ли.
В 2010 г. вышел следующий роман писателя – «Тысяча осеней Якоба де Зута». В центре сюжета – молодой клерк, приехавший на заработки на японский торговый остров Дэдзима.
В «Костяных часах» (в другом переводе «Простые смертные») Дэвид Митчелл продолжает и развивает темы, затронутые в «Облачном атласе».
В 2015 г. вышел новый роман писателя – «Голодный дом». По сюжету пять людей с интервалом в девять лет находят одну и ту же малозаметную дверь в стене, за которой скрывается роскошный особняк, хранящий свои ужасные тайны.
Новая книга Дэвида Стивена Митчелла «Утопия-авеню» переведена на русский язык в 2020 г. В центре повествования – вымышленная британская рок-группа конца шестидесятых.
Идея бессмертия в творчестве
«Облачный атлас» — это фильм о бессмертии души. После смерти героя его душа переселяется в новое тело и таким образом живёт вечно. Но каждый конкретный человек тоже может стать бессмертным — через творчество.
1849. Адам Юинг пишет книгу о своих злоключениях — «Тихоокеанский дневник». В 1936 году Роберт Фробишер будет зачитываться этой книгой и умолять Сиксмита найти и прислать ему новое издание (экземпляр Фробишера оказался испорчен и половина книги утеряна).
1936. Роберт Фробишер создаёт секстет «Облачный атлас», пластинку с которым будет разыскивать Луиза Рей в 1973 году. Кроме того, эта композиция в разных вариациях звучит в каждой истории. Помимо секстета, Фробишер оставляет после себя увлекательные письма, которые на протяжении всей жизни читает и перечитывает Руфус Сиксмит, а позже — Луиза Рей и племянница Сиксмита.
Секстет «Облачный атлас», написанный Фробишером, звучит в каждой истории в фильме
1973. Маленький сосед Луизы Рей по имени Хавьер Гомес становится свидетелем расследования, которое ведёт журналистка. Когда Хавьер вырастет, он напишет документальную книгу о жизни Луизы. В 2012 году Тимоти Кавендиш будет читать эту книгу в поезде.
2012. Тимоти Кавендиш пишет сценарий для комедийного фильма по мотивам своих приключений в доме престарелых. По этому сценарию снимут фильм, который в 2144 году будут смотреть Сонми-451 и Хэ Чжу.
2144. Откровение Сонми-451 записывают и распространяют как священную книгу. Её взгляды становятся религией для целого племени.
2321. Захри не записывает то, что произошло с ним и Мероним, но детально запоминает историю и в старости подробно пересказывает её своим внукам.
Всё, что произошло с Захри и Мероним, превратится в историю, которую Захри расскажет внукам
Почти все произведения, которые я перечислила выше, автобиографичны. Даже секстет «Облачный атлас» навеян жизненным опытом Роберта Фробишера, вдохновлён тесным общением с композитором Эйрсом. Исключение составляет книга Хавьера Гомеса — это не автобиография, а биография Луизы Рей.
«Облачный атлас» показывает: чтобы создать захватывающее произведение, не нужно ничего, кроме подлинного жизненного опыта. Каждый из персонажей просто фиксирует то, что с ним происходит (кроме Луизы Рей, события её жизни записывает Хавьер Гомес). И тем не менее у каждого получается увлекательная история, которая вдохновляет читателей или слушателей.
Даже комическая история Тимоти Кавендиша способна изменить мир. Слова «Я не потерплю преступного ущемления своих прав», которые Тимоти произносит в фильме, становятся знаковыми для Юны-939 и Сонми-451. Эти слова пробуждают самосознание у Юны (и приводят её к гибели), а Сонми вдохновляют на революцию.
Идея противостояния сильных и слабых
The weak are meat and the strong do eat («В один присест сильный слабого съест»), — эта фраза не раз звучит с экрана. Сюжеты всех историй можно свести к одной общей идее — восстания слабых против сильных. Причём слабые всегда выигрывают эту битву.
1849. Слабые в этой истории — чернокожие рабы, а также Адам Юинг и Тильда — те, кто выступает против рабовладения. Сильные — рабовладельцы и работорговцы.
В финале слабые одерживают верх: раб Аутуа спасается от смерти, Тильда освобождается от тирании отца и вместе с мужем присоединяется к движению аболиционистов (сторонников отмены рабства).
Слабый и трусливый в начале истории, Захри преодолевает свой страх и недоверие к Мероним в финале
1936. Слабый в этой истории — Роберт Фробишер. Он подвергается преследованию из-за своей бисексуальности. Сильный — композитор Эйрс, он использует дурную репутацию Фробишера, чтобы присвоить себе его труд.
Фробишер одерживает победу, хотя и неполную: он успевает закончить произведение, которое было самым важным делом в его жизни, и издать под своим именем. Однако ему приходится покончить с собой, чтобы спастись от преследования за убийство Эйрса.
1973. Слабая в этой истории — Луиза Рей. По сравнению с героями других новелл она выглядит относительно свободной, однако владелец реактора Ллойд Хукс позволяет себе унизительные замечания в её адрес, так как она женщина.
В финале Луиза одерживает победу: спасается от наёмного убийцы, находит и публикует отчёт Сиксмита об атомном реакторе.
2012. Слабые в этой истории — старики, в том числе главный герой Тимоти Кавендиш. Жалкое положение постояльцев дома престарелых особенно ярко проявляется в сцене, когда старушка-заговорщица звонит семье якобы погибшей женщины. Разбуженный посреди ночи сын отказывается приехать за телом матери, но услышав слово «завещание», моментально собирается в дорогу.
Слабые старики одерживают верх над своими молодыми угнетателями: компания заговорщиков сбегает из дома престарелых, а Тимоти находит свою бывшую возлюбленную Урсулу.
«Слабая» Сонми оказалась сильнее чистокровных. Её мужество восхитило Архивариуса
2144. Сильные — чистокровные, слабые — фабрикаты, в том числе главная героиня Сонми-451 и её погибшая подруга Юна-939.
Сонми одерживает моральную победу над господствующей идеологией. Хотя её отправляют на казнь, перед смертью она заражает идеями повстанцев тысячи людей. Её героизм восхищает Архивариуса, хотя он работает на правительство.
2321. Слабые в этой истории — Жители Долин, в том числе Захри, сильные — племя конов.
В финале Захри вместе с Провидцами отправляется на другую планету, а коны остаются на умирающей Земле.
Поначалу кажется, что у главного героя каждой истории нет шанса на победу: сила не на их стороне. Но сила слабых — в их смелости, в умении идти к своей цели (а эта цель всегда одна — свобода) даже в безвыходной ситуации. Настроение всех главных героев «Облачного атласа» можно выразить словами Адама Юинга:
2144 год: фабрикатка Сонми
Нео-Сеул 2144 год. Фабрикатка Сонми-451 (Пэ Ду На «Восьмое чувство») — искусственно выведенная человекоподобная особь, предназначенная только для одного — для работы и услужения потребителей. Девушки трудятся в кафе с утра до ночи, спят по 4 часа в сутки, не имеют права возражать клиентам. После работы они пьют дозу энергомыла и ложатся спать, а потом все повторяется.
Раз в год фабрикатки, срок контракта которых истек, уходят. Куда, не совсем понятно, но для прислужниц Папы Сонга это самый счастливый день в жизни. Но однажды Сонми узнает правду, становится членом сопротивления и вдохновителем для других людей.
Поначалу Сонми сомневалась в том, что ей стоит вступать в борьбу. Но после того как увидела, что из фабрикаток делаю энергомыло, которым затем их же и кормят, она без сомнений присоединилась к Армии Единства. Они отправились в командный пункт, откуда запись с обращением транслировалась на 12 стран и 4 внеземных колонии. То есть, на тот момент Земля успешно общалась с теми, кто жил на других планетах?
Все, кто защищал ее, в том числе и ее любимый, погибли у нее на глазах. Но они были к этому готовы, потому довели до конца свою задумку. Каждый раз на этом месте я плачу вне зависимости от настроения, слезы рвутся откуда-то из глубины. И плачу я не потому что мне жаль героев, это дает ответ моя собственная душа. Да, Сонми частенько смотрела фильм, снятый по сценарию Тимоти Кевендиша.
К чему привело обращение Сонми? Кто его знает, возможно, тогда армия единства и победила. Вот только несколько столетий спустя на земле осталась горстка провидцев, что еще знают о старых технологиях, и дикари, то позже явно произошло что-то нехорошее. Причем промежуток-то очень небольшой – всего 177 лет, из которых 106 после Крушения.
Кадр из фильма «Облачный атлас»
О фильме [ править ]
Обсуждая связи между персонажами разных эпох, и то, как, вероятно, один человек выполняет то, что другой начал сотни лет назад, мы подумали: «Почему бы не использовать для этой цели одного актёра? Почему бы не подобрать исполнителей согласно идее, что каждый актёр воплощает не отдельные роли, но несколько, которые вместе представляют собой эволюцию одной сущности.
As we discussed the ties between characters that occur over time, and the ways in which it sometimes seems one person fulfills what another had begun hundreds of years earlier, we thought, ‘Why couldn’t it be the same actor following through?’ Why not cast the film based on the idea that each actor portrays not an individual role, but several roles that, together, represent the evolution of a single being.
мы начали удивляться, если злодей в одной эпохе мог быть героем в другой. Однажды мы создали эту связь и возник вопрос, каким образом передать трансформацию злодея? Комета стала феноменологическим событием. Её появление символизирует возможность для этой личности изменить мир.
We started to wonder if the villain of one time could be the hero of another. And once we made that connection, the question was, how does a villain make that transformation? The comet became a phenomenological event. Its appearance symbolizes the opportunity for that individual to make a difference in the world.
— это мозаика. Переходя от сцены к сцене, вы собираете эту мозаику в голове. Вы автоматически находите связи между элементами. Поэтому мы интуитивно работали в этом направлении.
a mosaic. As you go from scene to scene, you are creating that mosaic in your head. You are automatically finding the associations between them. So we intuitively went in that direction for the film.
Источник
Еще один человек поверил…
Хочется отметить, что использование ограниченного актерского состава в этом фильме тоже играет свою роль. Это еще один намек на то, что все живущие когда-либо по сути являются десятками и сотнями воплощений. Нужно только вспомнить то, что происходило с тобой раньше…
И еще. По словам Сонми, достаточно одного человека, и все может пойти в другом направлении. Так ее рассказа было достаточно, чтобы поверил Архивариус (Джеймс Д’Арси «Философы: Уроки выживания»), причем практически против воли. Его так зацепила эта история и сила духа самой Сонми, что он просто не мог не поверить. Что он сделал после этого, стал ли новым членом Армии Единства или продолжил жить дальше?
Увы, веры одного человека недостаточно. Да, это та капля, из которых состоит океан. Но чтобы что-то изменилось, нужно немного больше. Когда проснется процентов 30, тогда произойдет тот самый эффект сотой обезьяны. Так что, смотрим кино, анализируем то, что нам показывают, делаем правильные выводы и просыпаемся, наконец!
Истории персонажей
В первой истории говорится о том, как молодой человек по имени Адам Юинг, типичный житель 19 столетия, отправился в путешествие. В поездке чуть было не произошла трагедия: его попытались отравить. Спас юношу беглый раб, которому тот также оказал важную услугу.
Адам Юинг со своей женой, Тильдой Юинг. Роли исполнили Джим Стёрджесс и Пэ Ду На. Кадр из фильма.
Главный герой второй новеллы – Роберт Фробишер, молодой композитор, живущий и работающий в 20 веке. Он работает над симфонией под названием “Облачный атлас” и в конце концов сводит счеты с жизнью.
В третьей истории рассказывается об опасном журналистском расследовании, в ходе которого за главной героиней, которая слишком близко подобралась к правде, охотится наемный убийца.
В четвертой новелле говорится о Тимоти Кэвендише, отправленном собственным братом в страшный дом престарелых. Герой нашел единомышленников и успешно сбежал.
Пятая история повествует о девушке, которая волей судьбы стала символом сопротивления людей, уставших от тоталитаризма.
В шестой новелле описывается жизнь пастуха Захри Бейли. Однажды Захри встречает чужестранку и помогает ей вопреки всем запретам.
В конце картины один из героев рассказывает внукам историю своей жизни. Объяснение концовки такое: жизнь бесконечна, смерти нет, а любовь и свобода – важнейшие человеческие ценности во все времена.