Авторская характеристика раскольникова цитаты

Цитаты из романа «преступление и наказание», афоризмы, крылатые выражения, интересные высказывания

Теория о собственной избранности как защитная реакция на несправедливость мира

Анализируя образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание», в первую очередь стоит обратить внимание на то, как же добродушный юноша из приличной семьи решил стать убийцей

В те годы в России популярностью пользовался труд «Жизнь Юлия Цезаря», написанный Наполеоном III. Автор утверждал, что люди делятся на обычных и личностей, творящих историю. Этим избранным можно игнорировать законы и идти к своей цели, не останавливаясь перед убийствами, воровством и другими преступлениями.

Эта книга в годы написания «Преступления и наказания» была весьма популярной в Российской империи, и поэтому многие интеллектуалы мнили себя именно этими «избранными».

Цитаты из романа «Преступление и наказание»: афоризмы

«Вот эдакая какая-нибудь глупость, какая-нибудь пошлейшая мелочь, весь замысел может испортить. Мелочи, мелочи главное. Вот эти-то мелочи и губят всегда и всё. » (Раскольников)

***

«Бывают иные встречи, совершенно даже с незнакомыми нам людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда, как-то вдруг, внезапно, прежде чем скажем слово.» (Автор)

***

«. сострадание в наше время даже наукой воспрещено. так уже делается в Англии, где политическая экономия.» (Мармеладов передает слова Лебезятникова)

***

«Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу. Не веселья, а единой скорби ищу. Пью, ибо сугубо страдать хочу!» (Мармеладов)

***

«Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» (Мармеладов)

***

«Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела. А это больней-с, больней-с, когда не укоряют!» (Мармеладов)

***

«. всякого человека нужно сначала осмотреть самому и поближе, чтоб о нем судить. » (Лужин)

***

«Думают, что теперь уж и разорвать нельзя; а посмотрим, льзя или нельзя!» (Раскольников)

***

«И как подумать, что это только цветочки, а настоящие фрукты впереди!» (Раскольников)

***

«Ведь тут что важно: тут не скупость, не скалдырничество важно, а тон всего этого. Ведь это будущий тон после брака, пророчество

» (Раскольников о браке Дуни и Лужина)

***

«. болезнь ли порождает самое преступление или само преступление, как-нибудь по особенной натуре своей, всегда сопровождается чем-то вроде болезни?» (Раскольников)

***

«То-то вот и есть: честный и чувствительный человек откровенничает, а деловой человек слушает да ест, а потом и съест.» (Разумихин)

***

«. чтобы сделать в свете карьеру, достаточно, по-моему, всегда сезон наблюдать; если в январе спаржи не потребуешь, то несколько целковых в кошельке сохранишь. » (Разумихин)

***

«Тем что оттолкнешь человека — не исправишь, тем паче мальчишку. С мальчишкой вдвое осторожнее надо.» (Разумихин)

***

«»У нас есть, дескать, факты!» Да ведь факты не всё; по крайней мере, половина дела в том, как с фактами обращаться умеешь!» (Разумихин)

***

«Да ведь нельзя же молчать, когда чувствуешь, ощупом чувствуешь, что вот мог бы делу помочь. » (Разумихин)

***

«На всем готовом привыкли жить, на чужих помочах ходить, жеваное есть.» (Разумихин)

***

«Только бы жить, жить и жить! Как бы ни жить — только жить. Экая правда! Господи, какая правда! Подлец человек! И подлец тот, кто его за это подлецом называет.» (Раскольников)

***

«И что за охота благодетельствовать тем, которые. плюют на это?» (Раскольников Разумихину)

***

«Заведется у вас страданьице — вы с ним как курица с яйцом носитесь! Даже и тут воруете чужих авторов.» (Разумихин)

***

«Ни признака жизни в вас самостоятельной! Из спермацетной мази вы сделаны, а вместо крови сыворотка!» (Разумихин)

***

«Никому-то из вас я не верю! Первое дело у вас, во всех обстоятельствах — как бы на человека не походить!» (Разумихин Раскольникову)

***

Это были цитаты из романа «Преступление и наказание» Достоевского: афоризмы, крылатые выражения, интересные высказывания из произведения.

Портрет Раскольникова

В романе “Преступление и наказание” Ф. М

Достоевский уделяет портрету Раскольникова особое внимание, его художественные средства разнообразны и интересны. Всё мастерство автора направлено на самую важную цель – раскрыть образ героя, его внутренний мир, все составляющие характеристики, мотивы действий, жизненную философию героя

Внешность Раскольникова – это внешность человека, который создан совсем не для той жизни, в которую его загнала судьба.

Ему 23 года, он молод и удивительно красив. “Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен…”.

Аристократичные черты, осанка, умение держать себя никак не клеились с нищенским полуголодным существованием, лохмотьями вместо одежды и отсутствием самых элементарных вещей.

Родион, измученный нищетой, невозможностью вырваться из этого порочного круга, стал отшельником, дикарём. Безжизненная, несовместимая с уютом и теплом обстановка комнаты героя контрастирует с его внешностью.

Образ и характеристика Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Скачать: Роман Достоевского – удивительное произведение русской литературы.

О нем спорят во все столетия.

Никто не может пройти мимо текста, не оставив в нем частичку своей души. Образ и характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание» — это основные части содержания, дающие понимание всему сюжету книги и состоянию целой эпохи русской истории.

Для понимания характера и проникновения в суть персонажа начинают с внешности.

Родион Раскольников – соединение красоты лица и фигуры с бедностью одежды.

О внешности сказано в романе немного, но представить молодого человека несложно:

  1. Тонкая и стройная фигура;
  2. Темные волосы;
  3. пронзительные глаза темного цвета;
  4. «…все лицо прекрасное…»;
  5. замечательно «…хорош, … привлекателен собой…»;
  6. Чуть выше среднего по росту;
  7. Черты лица юноши тонкие и выразительные;

Контраст внешности и одежды удивителен.

Сочинение 2

Герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — бывший студент Родион Раскольников, задавленный бедностью. Наблюдая за жизнью окружающих его людей, Раскольников видит человеческие страдания, нищету, унижение. Петербург предстает перед ним как город трущоб и роскошных кварталов, в котором процветают воровство, нищета, бродяжничество, проституция. В Раскольникове рождается чувство протеста. Как изменить существующий порядок? Надо встать над этим миром.

Раскольников создает теорию, в которой все люди делятся на два разряда: «владыки» и «твари дрожащие». Первые – люди, управляющие всем миром. Они могут уничтожать все на своем пути для достижения цели. По мнению Раскольникова, к этой группе принадлежат Магомет, Наполеон, Ньютон. Вторые должны подчиняться первым. Раскольников не сомневается в непогрешимости своей теории. Она оправдывает «кровь по совести». Ему только необходимо выяснить, кто же он сам. Чтобы это проверить, Раскольников идет на убийство.

Идея Раскольникова терпит поражение не только после, но и в самый момент ее осуществления. В нем растет брезгливое отвращение к тому, что он делает. После убийства старухи Раскольникову «захотелось все бросить и уйти», а когда его второй жертвой стала Лизавета, ему хотелось быстрее убежать отсюда.

После преступления Раскольников испытывает потрясение, отчуждение от близких и отвращение к себе. Герой осознает, что не «старуху убил, а себя». Не смог переступить через кровь, а значит, он не из числа людей «высшего» разряда. Преступление будто вычеркнуло его из жизни, встало стеной между ним и людьми, и это одиночество становится невыносимым.

Для развенчания идеи сильной личности автор использует систему двойников. Лужин и Свидригайлов тоже считают, что «сильным мира сего» «всё позволено». Раскольников чувствует, что ложная теория сближает его с ними, а он ведь, наоборот, хочет защитить людей от Лужиных и Свидригайловых. Теория завела героя в беспросветный тупик.

Самое сильное воздействие на Раскольникова, на его решение прекратить «бунт» оказывает Соня Мармеладова. Она страдает вместе с ним, но не может принять его теорию. Соня помогла спасти душу Раскольникова. Достоевский показывает, что понять истину человек может только находясь рядом с другими.

Раскольников осознал гибельность своей теории и ее антигуманную сущность и отказался от нее.

Цитаты из романа Преступление и Наказание

Человек он умный, но чтоб умно поступать — одного ума мало. – Родион Раскольников

Но умная женщина и ревнивая женщина – два предмета разные, и вот в этом-то и беда. – Аркадий Иванович Свидригайлов

Знаете ли, до какой степени одурманения может иногда полюбить женщина? – Аркадий Иванович Свидригайлов

Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости… это уж аксиома… Любопытно, чего люди больше боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся… – Родион Раскольников

Народ пьянствует, молодежь образованная от бездействия перегорает в несбыточных снах и грезах, уродуется в теориях; откуда-то жиды наехали, прячут деньги, а всё остальное развратничает. – Аркадий Иванович Свидригайлов

…всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости… Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся… – Родион Раскольников

…всякого человека нужно сначала осмотреть самому и поближе, чтоб о нем судить… – Лужин

— Я не верю в будущую жизнь, — сказал Раскольников. Свидригайлов сидел в задумчивости. — А что, если там одни пауки или что-нибудь в этом роде, — сказал он вдруг. «Это помешанный», — подумал Раскольников. — Нам вот всё представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность. Мне, знаете, в этом роде иногда мерещится. — И неужели, неужели вам ничего не представляется утешительнее и справедливее этого! — с болезненным чувством вскрикнул Раскольников. — Справедливее? А почем знать, может быть, это и есть справедливое, и знаете, я бы так непременно нарочно сделал! — ответил Свидригайлов, неопределенно улыбаясь. – Аркадий Иванович Свидригайлов, Родион Раскольников

И что за охота благодетельствовать тем, которые… плюют на это? – Родион Раскольников

…всякого человека нужно сначала осмотреть самому и поближе, чтоб о нем судить… – Лужин

Скажите, пожалуйста, много ли таких людей, которые других-то резать право имеют? – Дмитрий Прокофьевич Разумихин

…до последнего момента рядят человека в павлиные перья, до последнего момента на добро, а не на худо надеются; и хоть предчувствуют оборот медали, но ни за что себе заранее настоящего слова не выговорят; коробит их от одного помышления; обеими руками от правды отмахиваются, до тех самых пор, пока разукрашенный человек им собственноручно нос не налепит. – Раскольников

При неудаче всё кажется глупо! – Родион Раскольников

Вот эдакая какая-нибудь глупость, какая-нибудь пошлейшая мелочь, весь замысел может испортить!… Мелочи, мелочи главное!.. Вот эти-то мелочи и губят всегда и всё… – Родион Раскольников

Изо ста кроликов никогда не составится лошадь, изо ста подозрений никогда не составится доказательства. – Порфирий Петрович

А когда сердцу девушки станет жаль, то, уж разумеется, это для нее опаснее всего. Тут уж непременно захочется и «спасти», и образумить, и воскресить, и призвать к более благородным целям, и возродить к новой жизни и деятельности. – Аркадий Иванович Свидригайлов

О, низкие характеры! Они и любят, точно ненавидят… – Родион Раскольников

Ох уж эти брюзгливые! Принципы!.. и весь-то ты на принципах, как на пружинах; повернуться по своей воле не смеет; а по-моему, хорош человек – вот и принцип, и знать я ничего не хочу. – Разумихин

Отрицательные наклонности

Первое впечатление от молодого человека – угрюмый и мрачный. Автор сразу ставит его в рамки психологического портрета – меланхолик. Юноша поглощен внутренними мыслями, он вспыльчив. Каждое внешнее проявление внимания ему мешает и вызывает негатив. Раскольников обладает рядом черт, которые нельзя отнести к положительным:

  • Чрезмерная необоснованная гордость. Родион надменен и самолюбив. Когда в нем появились такие качества? Непонятно. Почему он решил, что может так относиться к окружающим? Читатель ищет ответы в тексте. Чувство мешает доброму сердцу Раскольникова, вызывает в нем злобу, жестокость и жажду преступления.
  • Тщеславие. Неприятное чувство не скрывается юношей. Он смотрит на окружающих так, как будто постоянно видит в них слабые стороны. Иногда юноша ведет себя с окружающими как «заносчивый молокосос», мальчишка.

Самое страшное качество юноши – стремление разбогатеть за счет другого. Если бы преступление осталось нераскрытым, удалось бы все, что задумал герой, он стал бы состоятельным человеком. Его богатство – это слезы таких же, как он. Достаток мог бы изменить доброго человека, сделать из него еще более циничного Свидригайлова. Можно, конечно, оспорить такое мнение, но судьбы других героев романа показывают, что делают деньги с человеком.

Положительные черты характера

Бедный студент – юрист 23 лет по социальному статусу является мещанином, но в характере нет типичных признаков данного класса. Обнищавшие мещане потеряли связь со своим положением. Мать и сестра по воспитанности более близки к высшим кругам общества, чем Родион.

Автор выделяет особенные черты героя, объясняет, почему он является главным персонажем сюжета романа. Какие черты характера можно считать положительными у человека, пришедшего к преступлению:

  • Ум и образованность. Родион учится легко. Он не заводит друзей, потому что способен сам постичь все науки, ему не нужна помощь и поддержка.
  • Хороший сын и брат. Родион любит мать и сестру больше самого себя. Он обещает не переставать их любить, но у него нет средств для их содержания.
  • Владение литературным талантом. Раскольников пишет статьи. Он не интересуется их судьбой, как многие талантливые люди. Главное, создать. Его труд печатают в газете, а он даже е знает об этом.
  • Смелость. Об этом качестве говорит весь сюжет романа: трус не смог бы решиться проверить теорию, то есть пойти на убийство. Родион всегда имеет свое мнение, не боится его доказывать и обосновывать.

Краткий анализ

Описание Раскольникова находится в центре всего произведения. С него начинаются суждения Достоевского о сути преступления и наказания. Кара приходит не во время ареста. Преступник чувствует последствия сделанного, вину, угрызения совести сразу после совершения поступка. Социальный вакуум, одиночество, сомнения, муки совести — это наказание страшнее, чем тюрьма. От этого не спрятаться и не скрыться.

В произведении описан урок, то, чему писатель пытается научить людей. Пример Родиона предостерегает человека от совершения такого поступка. Достоевский показывает читателям, чем может грозить отступление от религии, нигилизм, неправильная философия.

Бедные люди

Среди двойников Раскольникова есть не только отрицательные персонажи, воплощение безнравственности, нечестия и крайнего эгоизма. К их числу относятся и добрые люди, которые, согласно абсурдной теории главного героя, и есть «твари дрожащие». Но именно они наделены такими качествами, которых не отыскать в «право имеющих». Таков, например, несчастный красильщик Миколка, готовый взять на себя чужую вину и понести незаслуженное наказание, дабы очистить свою душу.

Такова Соня, глубоко верующая девушка, вынужденная переступить через себя, торговать своим телом, что ей более чем противно, но только так она может содержать семью. Эти люди также входят в систему двойников Раскольникова, они иллюстрируют лучшие стороны его души, не затронутые тлетворным влиянием абсурдной и бесчеловечной теории. Отдельные исследователи творчества Достоевского Соню называют «божественным двойником», поскольку она показана волевой и сильной личностью, жертвует собой, не ждет помощи, а готова оказать ее. Однако в героях имеется и существенное отличие – если несчастная девушка живет исключительно сердцем, то Родион движим вперед разумом и силой мысли.

Таковы двойники главного героя в романе «Преступление и наказание», они помогают более глубоко проникнуть в авторский замысел и убедиться в жестокости, бессмысленности и бесчеловечности теории Раскольникова.

Двойники Раскольникова в романе Достоевского

Родион Раскольников – молодой человек, бывший студент, совершивший преступление. К этому приводить его бесчеловечная идея, о делении людей на два типа: «твари дрожащие» и «право имеющие». Но вначале своего пути Раскольников и не подозревал, что есть люди, которые уже живут по его теории. Таких людей мы называем двойниками Раскольникова.

Пётр Петрович Лужин – надворный советник, солидный и богатый человек лет сорока пяти, бывший жених Дуни Раскольниковой. Когда Родион мешает его планам. Лужин «снимает маску», от его солидности не остаётся и следа, зато выходят наружу злость, жадность и бездушие. Для достижения собственных целей он перешагивает через все преграды, считая, что ему всё позволено. Единственный бог Петра Лужина – это деньги. Только их он бережёт, к ним стремится и их считает ценностью. На примере Лужина Раскольников видит всю бесчеловечность самоутверждения за счёт бед других людей.

Аркадий Иванович Свидригайлов предстаёт перед читателем изначально плохим человеком. Вокруг него ходит множество сплетен о том, например, как он бил свою жену, а потом и вовсе отравил её, он виновен в смерти своего лакея и он же пытался сделать Дуню своей любовницей. Из всех этих сплетен правдой является только последняя. На протяжении же всего романа Аркадий Свидригайлов совершает добрые дела: он обеспечивает детей Мармеладовых, готов заплатить Дуне лишь бы она не выходила за Лужина, обещает Раскольникову оплатить его поездку в Америку, чтобы скрыться от полиции.

Вся проблема в том, что и добро, и зло Свидригайлов делает только от скуки, не преследуя никаких целей. Поняв, что жить без убеждений и намерений невозможно, а Дуня никогда не полюбит и не простит его, Аркадий Иванович кончает жизнь самоубийством, застреливаясь из револьвера. Его сходство с Раскольниковым в том, что он также считает, что нормы морали существуют только для «тварей дрожащих», «вшей», а не людей. Себя же они считали «право имеющими», а потому и переступали через нравы ради своих каких-то целей.

Следующим двойником Раскольникова является Андрей Лебезятников. О нём узнаём из рассказа Семёна Мармеладова – господин Лебезятников избил его жену Катерину Ивановну. Однако, у Лебезятникова есть совесть и он умеет сочувствовать окружающим. Это читатель видит в сцене с обвинениями Лужина к Соне – Андрей вступается за Мармеладова вместе с Раскольниковым. Сходство Лебезятникова с Раскольниковым в раздвоенной личности, ведь с одной стороны он поступает бесчеловечно для своего морального удовлетворения, но с другой – имеет отзывчивую к несправедливости душу.

Тем не менее, узнавая Лебезятникова, Лужина и Свидригайлова, Раскольников не может принять жизнь «сильных мира сего», продолжая при этом причислять себя к «право имеющим». Ему неприятны люди, живущие по его теории.

Сталкивая Раскольникова со своими двойниками, Ф.М. Достоевский опровергает теорию Родиона, вскрывает её антигуманную, аморальную суть. Также такое столкновение помогает лучше увидеть черты как двойников, так и самого Раскольникова.

Отношение Достоевского к герою романа “Преступление и наказание” Раскольникову

Роман Достоевского «Преступление и наказание» является одним из наиболее интересных произведений 19 века. В нем мы узнаем, несомненно, новые черты «сильных личностей», воплощенных в Родионе Раскольникове.

Наполеоновские идеи Раскольникова были последовательно раскрыты Федором Михайловичем в его произведении. Возможно ли счастье одних людей, после уничтожения других? – таков главный вопрос в романе. По мнению Родиона – возможно. Но Достоевский опровергает это утверждение. По ходу повествования мы ясно осознаем, что не может быть в мире

гармонии, если страдают невинные люди.

Герой полностью находиться во власти писателя, поэтому античеловеческие идеи Раскольникова потерпели неудачу. Но, не смотря на полное отчуждение этой теории, Достоевский проявляет жалость к своему герою, восхищаясь его способностью бунтовать. Ведь тема бунта давно владела писателем и, наконец, нашла свое воплощение в данном романе.

Бунт героя порожден социальным неравенством в обществе. После разговора с Мармеладовым, герой окончательно убеждается в своем желании совершить преступление. Наличие богатства – вот что может помочь человеку, считает Родион. Судьба же Мармеладова опровергает это утверждение. Не смотря на обилие денежных средств, он так и не смог выбраться со дна жизни.

Раскольниковым движет желание установить справедливость, а осуществить он может это, только совершив злодеяние. Стараясь раскрыть эту тему более широко, писатель создает героев-двойников Родиона. Не даром здесь подчеркивается их идеологическое сходство.

Раскольников считает, что переступать закон могут лишь избранные. Но писатель так не считает, он против убийств. Со временем, эту аксиому познает и Родион, но в отличие от Достоевского познание пришло слишком поздно.

К чему же в результате приходит главный герой, считая себя в праве уничтожать «ненужных» людей? Одних людей он относит к высшей расе, других – к низшей. Его волнует вопрос о собственном положении в иерархии людей. Родион мечтает обрести власть, совершая безнравственные поступки, убивая других.

Достоевский, проповедуя христианство, вносит в роман образ Сони – полную противоположность Раскольникову. Писатель понимает «полное счастье» в уничтожении своего «я», в служении людям. Это воплотил он в Сонечке Мармеладовой. Автор противопоставляет ее образ и образ Родиона, сталкивая бунтарский дух и смирение. Всепрощающая любовь Сони убеждает Раскольникова принять страдания. Он признается в преступлении, но нисколько не раскаивается. Настоящее раскаяние приходит к нему только на каторге.

Произведение остается актуальным, и по сей день. Достоевский, предостерег человечество от опасностей революционных бунтов, провозгласил ценности человеческой личности.

Вариант 1

(460 слов) Над своим знаменитым романом «Преступление и наказание» Федор Достоевский работал в 1865-1866 годах. Главным героем всемирно известного произведения является Родион Раскольников — бедный студент, вдохновившийся определенной идеей, узаконивающей вседозволенность «право имеющей» элиты. Зарождение теории Раскольникова и ее крахраскрываются по мере прочтения произведения.

Нищета, тяжёлое материальное положение и безысходность порождают в сознании главного героя его собственную теорию, которая открывает для него новые перспективы. Согласно идее Раскольникова, люди делятся на два типа: первые ничтожны, вторые — «право имеющие». Последняя группа, по мнению Раскольникова, нужна для светлого будущего и прогрессивного движения человечества вперёд. Это гении, которые меняют мир под себя. А первая группа представляет собой лишь ведомую массу. Люди «право имеющие» могут не соблюдать общепринятые законы. По мнению главного героя, чтобы совершить великие дела, нужны жертвы, не исключая и человеческие.

Читатель, как и следователь, узнает о взглядах героя из его статьи. Из-за сложного финансового положения персонаж вынужден уйти из университета. В это время герой отдаёт в печать свою статью, однако газета закрывается. Через некоторое время Раскольников вдруг узнаёт, что его труд опубликовали, но в другом месте. Именно там он изложил свои взгляды на суть вещей.

Сначала теория представлялась Раскольникову игрой. Постепенно, присматриваясь к людям, главный герой развивал свою теорию. Он убеждался в правоте сделанных им выводов. Разочарование в жизни и отчаяние привели к тому, что Раскольников замкнулся в себе. И тогда теория стала его спасением.

Согласно теории Родиона Раскольникова, «право имеющих» можно встретить редко. Природа сама распоряжается, где должны родиться «великие» люди. Именно они являются двигателем прогресса в обществе. Остальные же просто представляют собой «материал» для «особенных» людей. Они спокойно живут, и их основное предназначение состоит в воспроизведении себе подобных.

Однажды главный герой решает проверить, к какой группе людей он сам относится? Кто он: «тварь дрожащая» или «право имеющий»? Чтобы реализовать свою цель, Раскольников решает убить старуху-процентщицу. Однако вдобавок убивает еще и ее сестру Лизавету.

По теории Раскольникова, совесть не должна была мучить героя после содеянного. Ведь совершенное убийство должно быть во благо обществу. Главный герой думал, что, поправив свое финансовое положение, он сможет принести немало пользы людям. Несмотря на это, душевные переживания после преступления у Раскольника были настолько велики, что довели героя до тяжёлой болезни.

Первым человеком, которому Раскольников признался в своём преступлении, оказалась Соня Мармеладова. По мнению персонажа,эта девушка наполнена добродетелью, поскольку она жертвует своей честью ради благополучия своей семьи. Раскольников не побоялся довериться именно ей, так как Соня тоже нарушила нравственные законы ради общего блага.

Теория Раскольникова потерпела крушение не после его признания и покаяния перед судом, а только после того, как он искренне раскаялся перед Богом. Так автор подчеркнул верховенство суда Божьего над светским. Пока Раскольников не нашел истину в Библии и не принял ее сердцем, идея продолжала властвовать над ним. Однако Родиону удалось победить свою гордыню и отречься от интеллектуального детища, которое пожирало его изнутри.

Двойники Раскольникова в романе Достоевского

Родион Раскольников – молодой человек, бывший студент, совершивший преступление. К этому приводить его бесчеловечная идея, о делении людей на два типа: «твари дрожащие» и «право имеющие». Но вначале своего пути Раскольников и не подозревал, что есть люди, которые уже живут по его теории. Таких людей мы называем двойниками Раскольникова.

Пётр Петрович Лужин – надворный советник, солидный и богатый человек лет сорока пяти, бывший жених Дуни Раскольниковой. Когда Родион мешает его планам. Лужин «снимает маску», от его солидности не остаётся и следа, зато выходят наружу злость, жадность и бездушие. Для достижения собственных целей он перешагивает через все преграды, считая, что ему всё позволено. Единственный бог Петра Лужина – это деньги. Только их он бережёт, к ним стремится и их считает ценностью. На примере Лужина Раскольников видит всю бесчеловечность самоутверждения за счёт бед других людей.

Аркадий Иванович Свидригайлов предстаёт перед читателем изначально плохим человеком. Вокруг него ходит множество сплетен о том, например, как он бил свою жену, а потом и вовсе отравил её, он виновен в смерти своего лакея и он же пытался сделать Дуню своей любовницей. Из всех этих сплетен правдой является только последняя. На протяжении же всего романа Аркадий Свидригайлов совершает добрые дела: он обеспечивает детей Мармеладовых, готов заплатить Дуне лишь бы она не выходила за Лужина, обещает Раскольникову оплатить его поездку в Америку, чтобы скрыться от полиции.

Вся проблема в том, что и добро, и зло Свидригайлов делает только от скуки, не преследуя никаких целей. Поняв, что жить без убеждений и намерений невозможно, а Дуня никогда не полюбит и не простит его, Аркадий Иванович кончает жизнь самоубийством, застреливаясь из револьвера. Его сходство с Раскольниковым в том, что он также считает, что нормы морали существуют только для «тварей дрожащих», «вшей», а не людей. Себя же они считали «право имеющими», а потому и переступали через нравы ради своих каких-то целей.

Следующим двойником Раскольникова является Андрей Лебезятников. О нём узнаём из рассказа Семёна Мармеладова – господин Лебезятников избил его жену Катерину Ивановну. Однако, у Лебезятникова есть совесть и он умеет сочувствовать окружающим. Это читатель видит в сцене с обвинениями Лужина к Соне – Андрей вступается за Мармеладова вместе с Раскольниковым. Сходство Лебезятникова с Раскольниковым в раздвоенной личности, ведь с одной стороны он поступает бесчеловечно для своего морального удовлетворения, но с другой – имеет отзывчивую к несправедливости душу.

Тем не менее, узнавая Лебезятникова, Лужина и Свидригайлова, Раскольников не может принять жизнь «сильных мира сего», продолжая при этом причислять себя к «право имеющим». Ему неприятны люди, живущие по его теории.

Сталкивая Раскольникова со своими двойниками, Ф.М. Достоевский опровергает теорию Родиона, вскрывает её антигуманную, аморальную суть. Также такое столкновение помогает лучше увидеть черты как двойников, так и самого Раскольникова.

Описание комнаты Сони

Достоевский описывает комнату Сони для того, чтобы мы еще лучше понимали, как трагична ее жизнь. Описание помогает понять ее образ, почему именно она оказалась близка Раскольникову. Читая описание комнаты Сони, возникает ощущение пустоты и одиночества. «Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели». Саму комнату Достоевский называет «уродливой». Комната-«сарай» никак не подходит для жизни человека. Почерневшие обои, полумрак, три окна, выходящие на канаву, угнетают сознание Сони и убивают в ней надежду. И мы еще больше понимаем, насколько Соня бедна и несчастна. Становится очевидным, что они оба и Раскольников, и Соня несчастны в своих обстоятельствах и это их объединяет. «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги».

Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Листая первые страницы книги, мы начинаем знакомиться с образом Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание».

Рассказывая историю его жизни, писатель заставляет нас размышлять над целым рядом важных вопросов.

Трудно определить, к какому типу романа относится произведение Ф. М. Достоевского. В нём поднимаются проблемы, затрагивающие различные сферы жизни человека: общественную, нравственную, психологическую, семейную, моральную.

Родион Раскольников является центром романа. Именно с ним связаны все остальные сюжетные линии великого произведения классика.

Описание Раскольникова в романе начинается с первой главы. Мы знакомимся с молодым человеком, который находится в болезненном состоянии.

Он мрачен, задумчив и замкнут. Родион Раскольников – бывший студент университета, забросивший занятия на юридическом факультете.

Вместе с автором мы видим скудную обстановку комнаты,

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
На позитиве
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: