Что означает выражение: «собака на сене»? жизненная история

Происхождение и значение фразеологизма «собака на сене»

Употребление фразы

Примечательно, что фразеологизмы, где собака выступает символом такой неуступчивости, существуют и в европейских языках. В частности, англичане пользуются выражением «the dog in the manger», которое имеет такой же перевод, что и название басни легендарного Эзопа. Французы в таком случае говорят «n’en mange pas et n’en donne pas», что переводится как «не ест и не дает». Тот же смысл вкладывается и во французский фразеологизм «le chien du jardinire» («собака огородника»).

Особенно популярно выражение «собака на сене» в литературе. К примеру, герои произведений Достоевского «Вечный муж», Гоголя «Тяжба» и Бондарева «Берег» используют этот фразеологизм, характеризуя им других персонажей. Ну и, конечно, та самая экранизация испанской комедии Лопе де Вега, о которой говорилось ранее, это собственно и есть «повесть о собаке, которая лежит на сене». В роли «собаки на сене» выступает главная героиня – графиня Диана. Она влюблена в своего секретаря, но не желает ни принять, ни отпустить его к другой.

«Золушка»: никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу большой, и сердце справедливым

Золушка (1947)

Рейтинг IMDb: 7,6; Кинопоиска: 8

Самый волшебный и самый новогодний фильм-сказка, созданный в непростое послевоенное время.

Живее, ироничнее, смешнее экранизацию сложно найти. Сказке исполнилось 73 года, но ни одна шутка не утратила актуальности. Фильм до сих пор разбирают на цитаты и отгадывают по знаменитым фразам:

«Ведь это очень вредно – не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь. Ведь так и заболеть можно».

«Давно превратила бы её в лягушку, но, к сожалению, у старухи огромные связи».

«Ухожу! Ухожу немедленно в монастырь!».

«Простите меня, я не волшебник, я только учусь».

Удивительный сценарий – шедевр драматурга Евгения Шварца. Сняла картину режиссёр-сказочница – Надежда Кошеверова. Сценарий Шварца был прочитан на «Ленфильме» в мае 1945 года, отправлен в Москву и принят почти без правок. Музыкальную комедию посчитали весёлой и остроумной.

Интересно, что фильма могло и не быть, если бы муж Кошеверовой – театральный режиссёр Николай Акимов ранее не уговорил Шварца написать сценарий, а жену – поставить фильм. Акимов придумал костюмы, декорации, даже подобрал актёров на главные роли. Он был вдохновителем картины.

Исполнительницу главной роли, в буквальном смысле, отвоевал Евгений Шварц. Никто не хотел брать на роль Золушки возрастную актрису. Янине Жеймо на тот момент было 37 лет. Во время войны она не уехала в эвакуацию с «Ленфильмом», актриса осталась в блокадном Ленинграде, чтобы не бросать больную сестру. Когда появилась возможность выехать, поползли слухи, что поезд, в котором была Жеймо разбомбили. Муж актрисы тут же нашёл другую женщину. В момент невероятного душевного опустошения ей предложили сыграть Золушку. Янина ухватилась за роль – это был её шанс выжить.

Жеймо очень не нравилась Сталину, но Шварц шёл наперекор руководству, доказывая, что Золушка и не должна быть похожей на диснеевскую принцессу. Такая быстро наскучит Принцу. Его может привлечь только доброта, детская непосредственность. В пережившей столько бед Янине Жеймо это все было.

Те, кто «обличает» и ругает главную героиню за возраст должен понять главную мысль, которую хотели донести создатели сказки: мир не обязательно принадлежит красивым, но прежде всего людям с добрым сердцем.

Создатели картины, действительно, рисковали по-крупному. Эраст Гарин, которого пригласили на роль доброго Короля, был любимым учеником расстрелянного театрального режиссёра Мейерхольда. До последнего он надеялся, что учитель жив. Даже откладывал деньги, чтобы, когда тот вернётся, купить ему вещи первой необходимости.

На разбомбленной и сожжённой киностудии почти не было декораций. Платья для героинь шили из занавесок и скатертей. Уже гораздо позже, съёмочной группе достался вагон конфискованных костюмов берлинского театра. Бальные наряды Золушки создавали из обрезков ткани, ими щедро поделилась Фаина Раневская, которая играла роль мачехи. Волшебный головной убор Феи-крёстной был создан из разобранного чешского бра, которым также пожертвовала Раневская.

История каждого актёра – поразительна и заслуживает отдельной публикации. Удивительные импровизации Фаины Георгиевны, чистота и наивность юного Пажа – Игоря Клименкова, который посвятил жизнь музыке и собственноручно изготавливал гитары. В конце жизни он ослеп, но создавать музыкальные инструменты не бросил.

В «Золушке» 1947-го года масса скрытых смыслов. Картина невероятно легкая, умная, ироничная и, в то же время, по-настоящему волшебная. Её обожают дети, с удовольствием пересматривают взрослые. Создатели фильма, актёры вложили в него душу, именно поэтому десятилетиями любимая сказка не устаревает.

В 2009 году картина была отреставрирована. В США её полностью раскрасили (есть информация, что изначально сказка задумывалась цветной). Реконструкция обошлась в миллион долларов.

Цвета декораций, костюмов, предметов интерьера подбирали по сохранившимся рисункам Николая Акимова. Подборка: Советские фильмы-сказки с недетским смыслом

LiveInternetLiveInternet

Четверг, 12 Августа 2010 г. 11:15 + в цитатник «Собака на сене» — музыкальный художественный телефильм 1977 года. Экранизация одноимённой пьесы Лопе де Вега (перевод Михаила Лозинского), снятая мастером музыкальной комедии Яном Фридом. Натурные съемки фильма были сделаны в Крыму в Ливадийском дворце и его парке. Ян Борисович Фрид (настоящее имя Яков Борухович Фридланд, 31 мая 1908 — 21 декабря 2003) — советский российский режиссёр и сценарист. Известен постановками музыкальных комедий. Ло́пе де Ве́га (полное имя Феликс Лопе де Вега Карпьо — исп. Félix Lope de Vega y Carpio; 25 ноября 1562, Мадрид — 27 августа 1635, там же) — известнейший испанский драматург, поэт и прозаик. Автор более 2000 пьес, из которых 425 дошли до наших дней. *** Чувство – это хищный зверь, Вцепившийся когтями в разум. *** Чужим добром нетрудно соблазниться. *** Ведь не в величье – наслажденье, А в том, чтобы душа могла осуществить свою надежду. *** — Всегда надменна красота. — Да. Но жестокость – некрасива. *** Кольцом объятий: Они – автографы симпатий И росчерки пера любви, И поцелуй, с огнем в крови, Скрепляет лучше всех печатей. *** Как признаются в нежной страсти Мужчины женщинам? Как всякий, Кто обожает и вздыхает, Приукрашая сотней врак Одну сомнительную правду. *** Кто любит вслед чужой любви, тот жаден, В нем завистью зажжен сердечный пыл; Кто сам себе блаженство не сулил, К чужому счастью остается хладен. *** Слугу не терпят, если он Кой в чем искусней господина. *** Сильней любви в природе нет начала. (Диана) *** Любовью оскорбить нельзя, Кто б ни был тот, кто грезит счастьем; Нас оскорбляют безучастьем. *** Любовь – опасная стезя. Мы помним участь Фаэтона И крыл Икара тщетный взмах: Один на золотых конях С крутого сброшен небосклона. Другого солнце опалило И свергло на морское дно. *** Как трудно сделать вид, что влюблена, Как трудно позабыть любовь былую… Чем я усердней мысль о ней бичую, Тем все живее в памяти она. *** Ах если б можно, если б можно было, Чтоб сердце самовольно разлюбило. Увы, оно лишилось власти, Подчинено любовной страсти. *** Любовь, зачем ты мучаешь меня, Ведь я забыть тебя была готова, Зачем же тень твоя приходит снова Жестокой болью душу мне казня? *** В вас не должна рождать тоски Нарядно-стройная персона, Когда она на вас с балкона Глядит, взмостясь на каблучки Все это так, архитектура. Один мудрец учил народ, Что половиной всех красот Портным обязана натура. «Советы Тристана» Слова — М. Донской, музыка — Г. Гладков Исп. Джигарханян А., Боярский М. Все это так – архитектура. Вас от недуга излечу, Вы мне доверьтесь, как врачу, Поможет вам моя микстура. На девиц глядите с нужной точки, Наливайте из медовой бочки, Только дегтю добавляйте к меду. Вникнуть попрошу в мою методу. Если вы на женщин слишком падки, В прелестях ищите недостатки. Станет сразу все намного проще: Девушка стройна, мы скажем: мощи! Умницу мы наречем уродкой, Добрую объявим сумасбродкой. Ласковая – стало быть липучка, Держит себя строго, значит злючка. Назовем кокетливую шлюхой, Скажем про веселую – под мухой. Пухленькая: скоро лопнет с жиру. Щедрую перекрестим в транжиру. Ну а бережлива? Окрестим в скволыгу! Если маленькая? Ростом с фигу! Если рослая? Тогда верзила! Через день, глядишь, Через день, глядишь, Через день, глядишь, Любовь остыла! «Романс Дианы» Слова — М. Донской, музыка — Г. Гладков Исп. Дриацкая Е., Боярский М. Любовь, зачем ты мучаешь меня? Ведь я забыть тебя была готова, Зачем же тень твоя приходит снова, Жестокой болью душу мне казня? Любовь, зачем ты мучаешь меня? Любовь, чего ты хочешь от меня? Ты в сердце, как змея, вползла украдкой, Его надеждой обольщая сладкой, Мечтанием несбыточным дразня. Любовь, зачем ты мучаешь меня?СОБАКА НА СЕНЕТема : КиноАвтор плэйкаста : koshka123Создан : 7 июня 2009 15:52

«Жалоба Марселы» Исп. Дриацкая Е. Как трудно сделать вид, что влюблена, Как трудно позабыть любовь былую. Чем я усердней мысль о ней бичую, Тем все живее в памяти она. Но честь велит – я позабыть должна, И нужно душу вылечить больную. Чужой любовью сердце уврачую, И будет страстью страсть исцелена. * — https://multimidia.narod.ru/authors/auth_38.htm#song_174

* — https://songkino.ru/songs/sobaka.html#6 * — https://aphorism-list.com/autors.php?page=vega&tkautors=vega * — https://boiarsky.narod.ru/sobakansene.html * —

Рубрики: ВИДЕО ПЕСНИ

Метки: собака на сене цитаты кино и песни любимые фильмы

Нравится Поделиться

Нравится

  • 3 Запись понравилась
  • Процитировали
  • Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • Сохранить в ссылки

Лопе де Вега биография (1562 — 1635 гг.)

Лопе де Вега цитаты. Вега Карпио Лопе Феликс де. Испанский драматург, основоположник испанской национальной драматургии. Родился 25 октября 1562 г. в Мадриде, в семье портного-золотошвея. Лопе де Вега сумел получить отличное образование в иезуитском колледже, а затем в университете. Литературное дарование проявилось чрезвычайно рано — свою первую пьесу «Истинный любовник» он написал уже в 13 лет. С этого времени зарабатывал на жизнь преимущественно литературным трудом, создав огромное число пьес, разнообразных как по жанрам, так и по тематике. По его собственному свидетельству, количество пьес превышает 800, однако некоторые исследователи называют цифру в 1800 пьес, другие — в 2000. До нас дошли всего 470. Кроме того, будучи человеком разносторонних дарований, работал и в других литературных жанрах: писал поэмы, романсы, новеллы. Такая невероятная литературная плодовитость изумляет тем более, что он прожил весьма бурную жизнь, полную любовных историй и авантюр, ничуть не смущаясь принятием сана священника и даже принадлежностью к инквизиции. Это было свойственно многим писателям эпохи Высокого Возрождения, которые несмотря на авантюрный образ жизни зачастую принимали монашеский сан и начинали жить за счет церкви. Так, Лопе де Вега стал священником в 1614 г., а с 1624 г. возглавлял братство служителей инквизиции.

Именно в этот период были написаны знаменитые комедии «Собака на сене» и «Глупая для других и умная для себя». Большинство его пьес строятся по единой сюжетной схеме — воссоединение влюбленных, преодолевающих самые разные препятствия (принцип комедии дель арте: бесконечные вариации единого сюжета).

В его творчестве присутствуют две основные линии, в обеих из них явственно чувствуются жизнелюбие, любовь к отечеству, стремление к гармонии, обостренное чувство достоинства, отвага, ум и изобретательность в достижении цели. Первая — так называемая «крестьянская», народная драма, высшим достижением которой стала пьеса «Фуэнте Овехуна».

В пьесах Лопе де Вега так мощно звучат освободительные мотивы, мотивы личного достоинства и чести. При этом широкий народный фон его пьес ничуть не противоречит идеям справедливой монархии («Звезда Севильи», «Наказание — не мщение», «Периваньес и командор» и др.).

Вторая линия — так называемая «комедии плаща и шпаги», пьесы, написанные в блестящей стихотворной форме, с яркими живыми характерами и запутанной интригой («Учитель танцев», «Собака на сене», «Валенсианская вдова», «Девушка с кувшином» и др.) Здесь господствует идеальный мир гармонии, к которому герои неизбежно приходят в результате разрешения всех конфликтов.

Незадолго до смерти Лопе де Вега покаялся в своих грехах, мнимых и реальных, и впал в аскетизм. Фактически уморив себя голодом, великий испанский драматург умер 27 августа 1635 г. в Мадриде.

Примеры использования

В каких же ситуациях уместно употребление фразеологизма?

Если поступки человека подходят под описание смысла выражения, то точнее характеристики просто не найти. И немало примеров такого поведения можно взять из повседневной жизни.

Нередко взрослые люди ведут себя схожим образом, причем такое поведение может проявляться не только касательно какой-либо вещи или блага, но и в человеческих взаимоотношениях. Так, фраза «собака на сене» достаточно часто употребляется по отношению к представительницам прекрасного пола, если, состоя в отношениях с мужчиной, они «держат на коротком поводке» и других претендентов. Таким образом, не желают разрывать с ними связь и не дают им встречаться с другими женщинами, рассматривая как «вариант про запас». Соображения, по которым поступают такие «собаки на сене», могут быть разными: от боязни потерпеть неудачу с мужчиной своей мечты или страха его предательства, до банального удовлетворения своего эго.

На самом же деле, в делах сердечных отличиться и повести себя как «собака на сене» могут и мужчины, данный фразеологизм не имеет половой принадлежности. В киноленте «Жестокий романс» герой фильма Карандышев в конце ведет себя именно так. Узнав, что его возлюбленная Лариса не желает выходить за него замуж, и никаким мольбам быть с ним вместе она не внимает, а предпочитает замужеству с ним жизнь дорогой содержанки, он стреляет в нее. С его губ срывается фраза, ставшая после выхода фильма крылатой: «Так не доставайся же ты никому!» Вот такая драма с участием очередной «собаки на сене» с печальным концом.

К слову, стоит отметить, что само по себе выражение в действительности универсально и может быть применимо не только к конкретному человеку. Оно может относиться к определенному поведению всех живых существ на планете, и в то же время быть справедливым по отношению к какой-либо группе людей и даже целым государствам. Те, кто впервые слышит фразеологизм «собака на сене», практически всегда испытывают к нему интерес и любопытство, вперемешку с желанием поскорее узнать, что же имеет в виду собеседник. Так что стоит отдать должное человеческой речи, умеет она удивить подобными загадками.

Происхождение фразеологизма

Вероятнее всего, идиома возникла в период ранней античности. Её первое литературное упоминание встречается в басне Эзопа «Собака в яслях».

Лёжа на сене, пёс не подпускает к нему домашнюю скотину, заливаясь громким лаем при каждом приближении быка. Животные недоумевают: почему им нельзя пожевать сухой травы, если собака её не ест?

Подобная аналогия встречается в одном из политических сочинений римского сатирика Лукиана.

У выражения есть полная форма, представляющая собой полноценную пословицу: «Лежит как собака на сене: и сама не ест, и скотине не даёт». При этом у пса, которого не заботит красота слога, есть своя житейская логика.

Спать на сене теплее, чем на земле, поэтому он не желает расставаться с уютной постелью, которую, если на них не полаять, вмиг растащат глупые козы и овцы.

Так что не спешите упрекать в безумии тех, кто ведёт себя как собака на сене.

Употребление фразы

Примечательно, что фразеологизмы, где собака выступает символом такой неуступчивости, существуют и в европейских языках. В частности, англичане пользуются выражением «the dog in the manger», которое имеет такой же перевод, что и название басни легендарного Эзопа. Французы в таком случае говорят «n’en mange pas et n’en donne pas», что переводится как «не ест и не дает». Тот же смысл вкладывается и во французский фразеологизм «le chien du jardinire» («собака огородника»).

Особенно популярно выражение «собака на сене» в литературе. К примеру, герои произведений Достоевского «Вечный муж», Гоголя «Тяжба» и Бондарева «Берег» используют этот фразеологизм, характеризуя им других персонажей. Ну и, конечно, та самая экранизация испанской комедии Лопе де Вега, о которой говорилось ранее, это собственно и есть «повесть о собаке, которая лежит на сене». В роли «собаки на сене» выступает главная героиня – графиня Диана. Она влюблена в своего секретаря, но не желает ни принять, ни отпустить его к другой.

Синонимы

Выяснив, что означает выражение «собака на сене», можно без труда найти устойчивые словосочетания с аналогичным смыслом. Сюда можно отнести фразу «ни себе ни другим»: «Ну что ты, дружище, с этой дачей решаешь? Надо что-то делать, а то – ни себе ни другим». В этой ситуации уместно и рассматриваемое выражение.

Совершенно одинаковое значение с «собакой на сене» имеют такие фразеологизмы с объяснением аналогичной ситуации, как «И сам не гам (ам), и другому не дам». И косвенно: «Нести тяжело, а выбросить жалко».

Кстати говоря, подобная параллель прослеживается и в других европейских языках, что позволяет сделать предположение о древнем происхождении образа собаки на сене как своеобразного эталона алчности, жадности, недоброжелательного отношения к другим людям.

Так, английский фразеологизм (like) the dog in the manger (дословный перевод «собака в яслях»), как и французский n’en mange pas et n’en donne pas («этого не ест и это не дает»), а также le chien du jardinière («собака садовника»), имеют тот же смысл, что и наша «собака на сене».

Следующая цитата

Место для рекламы

Собака на сене ( цитаты) *** Чувство — это хищный зверь, Вцепившийся когтями в разум. *** Чужим добром нетрудно соблазниться. *** Ведь не в величье — наслажденье, А в том, чтобы душа могла осуществить свою надежду. *** — Всегда надменна красота. — Да. Но жестокость — некрасива. *** Как признаются в нежной страсти Мужчины женщинам? Как всякий, Кто обожает и вздыхает, Приукрашая сотней врак Одну сомнительную правду. *** Кто любит вслед чужой любви, тот жаден, В нем завистью зажжен сердечный пыл; Кто сам себе блаженство не сулил, К чужому счастью остается хладен. *** Слугу не терпят, если он Кой в чем искусней господина. *** Сильней любви в природе нет начала. ( Диана) *** Любовью оскорбить нельзя, Кто б ни был тот, кто грезит счастьем; Нас оскорбляют безучастьем. *** Любовь — опасная стезя. Мы помним участь Фаэтона И крыл Икара тщетный взмах: Один на золотых конях С крутого сброшен небосклона. Другого солнце опалило И свергло на морское дно. *** Как трудно сделать вид, что влюблена, Как трудно позабыть любовь былую… Чем я усердней мысль о ней бичую, Тем все живее в памяти она. *** Ах если б можно, если б можно было, Чтоб сердце самовольно разлюбило. Увы, оно лишилось власти, Подчинено любовной страсти. *** Любовь, зачем ты мучаешь меня, Ведь я забыть тебя была готова, Зачем же тень твоя приходит снова Жестокой болью душу мне казня? *** В вас не должна рождать тоски Нарядно-стройная персона, Когда она на вас с балкона Глядит, взмостясь на каблучки Все это так, архитектура. Один мудрец учил народ, Что половиной всех красот Портным обязана натура *** Как трудно сделать вид, что влюблена, Как трудно позабыть любовь былую. Чем я усердней мысль о ней бичую, Тем все живее в памяти она.

Но честь велит — я позабыть должна, И нужно душу вылечить больную. Чужой любовью сердце уврачую, И будет страстью страсть исцелена.

  • Клуб бывших жен цитаты

      

  • Как цитаты в жж

      

  • Философия жизни цитаты о жизни между мужчиной и женщиной

      

  • Цитаты из библии о силе духа

      

  • Ты не достоин меня цитаты

Современная жизнь афоризма

Его почти никто не использует сейчас, а зря. Потому что это очень сильный образ, сильная метафора. Она гораздо выразительнее тех русских пословиц, которые мы вспомнили выше в этом тексте. Вы так и видите пса, разлегшегося на стоге сена, к которому не решаются подойти оголодавшие травоядные. Это сильный образ, а образы всегда вызывают больше эмоций и работают действеннее, чем абстрактные слова. Главное, сразу объяснить ребенку, что такое сено. А еще лучше – сводить в зоопарк и показать, как его едят травоядные.

Еще важнее объяснить ребенку нравственный смысл этой фразы, чтобы сам он как можно реже оказывался той самой собакой, которая не умеет пользоваться тем, что нужно другим, присваивает себе лишнее.

Источник

Смысл афоризма

В мировой литературе собака на сене появилась с легкой руки Эзопа, греческого баснописца. Он написал басню «Собака в яслях», в которой собака не подпускает животину к сену, потому что так велел хозяин. Собака, в данном случае, лучший исполнитель. Нельзя поставить козла сторожить сено, даже самого бодливого. Других-то он прогонит, но сено съест сам. А собаке сено не нужно, она никому его не даст, если хозяин не велел. Грубо говоря, на русский это выражение можно перевести так — ни себе, ни людям. Или «сам не ам и другим не дам».

Наверняка это выражение появилось задолго до того, как Эзоп написал свою басню. Оно должно было существовать в греческом фольклоре, народной молве. А потом появилась испанская пьеса… Лопе де Вега написал любовную комедию «Собака на сене», в которой знатная дама влюбляется в своего секретаря, увы, человека совершенно незнатного происхождения. Она не может открыться ему и не может выйти замуж – это недостойно ее положения в обществе. Но любит страстно, то приближая, то отталкивая; расстраивает его брак с простолюдинкой. И юноша бросает ей обвинение – «вы как собака на сене!».

Великолепный советский фильм – костюмный, музыкальный – разворачивает перед нами все перипетии этой любви, которая, все же, придет к счастливому концу. Дама съест свое «сено», а значит, она не собака, а любящая женщина. Правда, для этого третьему главному герою, хитрецу Тристану, приходится немного смошенничать. Он находит секретарю «знатного предка», и теперь дворянка может выйти замуж, не потеряв чести.

Потом басню Эзопа повторил в прозаическом рассказе Лев Николаевич Толстой. Смысл этого маленького детского рассказа таков же, как и смысл басни. Толстой учит детей совестливости, умеренности с малых лет.

Употребление фразы

Примечательно, что фразеологизмы, где собака выступает символом такой неуступчивости, существуют и в европейских языках. В частности, англичане пользуются выражением «the dog in the manger», которое имеет такой же перевод, что и название басни легендарного Эзопа. Французы в таком случае говорят «n’en mange pas et n’en donne pas», что переводится как «не ест и не дает». Тот же смысл вкладывается и во французский фразеологизм «le chien du jardinire» («собака огородника»).

Особенно популярно выражение «собака на сене» в литературе. К примеру, герои произведений Достоевского «Вечный муж», Гоголя «Тяжба» и Бондарева «Берег» используют этот фразеологизм, характеризуя им других персонажей. Ну и, конечно, та самая экранизация испанской комедии Лопе де Вега, о которой говорилось ранее, это собственно и есть «повесть о собаке, которая лежит на сене». В роли «собаки на сене» выступает главная героиня – графиня Диана. Она влюблена в своего секретаря, но не желает ни принять, ни отпустить его к другой.

Кто такая собака на сене


Ты как собака на сене — так обычно в сердцах говорим мы человеку, который никак не может определится с выбором. Хочу и то и это. Вы знаете, откуда такое сравнение?

Все мы смотрели фильм «Собака на сене». Этот чудеснейшее кино было снято по одноименной придворной комедии Лопе де Вега. Сколько же восторгов вызывала игра любимейших актеров.

И все мы прекрасно понимали это крылатое выражение «собака на сене». Уж очень наглядно и поучительно все происходило на экране.

И ведь мы цитировали целые пассажи с этого фильма, помните:

Получается, что это выражение у нас стало почти народным и понимаемым интуитивно. И очень цитируемым в нужных, конкретных случаях.

А сам Лопе де Вега откуда взял это название для своей комедии?

Оказывается, что выражение «собака на сене» всего лишь урезанная часть пословицы

И тут же на ум приходит очень похожее «и сам не ам, и другому не дам». Это уже наш народ постарался и сделал это выражение совсем своим, обыденным и повседневным.

А сам Лопе де Вега в свою очередь позаимствовал название для своей комедии из басни Эзопа «Собака в яслях». Там хозяин поручил своей собаке оберегать стог сена, и собака, как может, старается выполнить приказ.

Катерина Харкевич очень хорошо в стихах обрисовала эту картинку:

Вот так и в жизни часто бывает. Мы почему-то боимся отдать близким то, что, как кажется, нам совершенно не нужно.

Возникает вопрос: а почему? Может это «совершенно ненужное» нам все-таки для чего-то необходимо?

По крайней мере, в комедии это не просто необходимо, это жизненно необходимо. Потому что это здесь балом правит великое чувство под названием ЛЮБОВЬ.

Я всегда рада видеть вас на страницах сайта «Хочу все знать»

История происхождения выражения «собака на сене»

В самую первую очередь современники вспоминают телефильм с таким названием. Они уверены, что именно от него надо плясать, чтобы определить, что означает выражение «собака на сене».

Некоторые вспомнят, что лента снята по комедии Лопе де Вега. Но вот не каждый сориентируется, по какому поводу так названы и первоисточник, и фильм «Собака на сене». Смысл станет ясным, когда узнаем о происхождении данного выражения, относительно которого существует две точки зрения.

Согласно первой, оно восходит к одноименной басне Эзопа. В ней речь идет о собаке, которая разлеглась на сене и грозно рычит на желающих подойти к нему лошадей. «Ну и бессовестная же тварь, – не выдержала одна лошадь. – И сама ведь сено не ешь, и нас не подпускаешь». Отсюда выводится мораль: живи, дескать, и давай жить другим.

Второе мнение уходит в русский фольклор. Считается, что это усеченная форма пословицы: «Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает».

Цитаты про собак

Собака святая. Она по природе своей непосредственна и честна. Она чувствует, когда не до неё, и может часами неподвижно лежать, пока её кумир занят. Когда же хозяин опечален, она кладёт ему голову на колени. «Все тебя бросили? Подумаешь! Пойдём погуляем, и всё забудется!» Эксел Мант

Людям трудно даётся счастье. Они замыкаются в себе, попадают в просак. Они сами не знают, что им нужно, и грустят, грустят… У собак таких сложностей нет. Они знают, что счастье — это когда что-то делаешь для других. Собаки делают всё, что в силах, лишь бы угодить своему двуногому другу, и счастливы, если это им удаётся. Джон Ричард Стивенс

Собаки, храни их Бог, считают, что человек — существо слабое, беззащитное, нуждается в постоянной любви и заботе. Лизнёшь невзначай руку, потрёшься мохнатой мордой о ногу, и бедный хозяин знает: друг не покинет его в беде. Мэри Макгрори

Любишь меня — люби мою собаку. Связь между человеком и собакой может исчезнуть только с жизнью… Э. Сетон-Томпсон

Благоговение — чувство, испытываемое человеком к Богу и собакой к человеку. Амброз Бирс

Собака так преданна, что даже не веришь в то, что человек заслуживает такой любви. Илья Ильф

Лучшее, что есть у человека, — это собака. Туссен Шарле

У собак лишь один недостаток – они верят людям. Элиан Дж. Финберт

Хорошему человеку бывает стыдно даже перед собакой. Антон Чехов

Собака есть единственное животное, верность которого непоколебима. Ж. Бюффон

Если вы подберёте на улице дворовую собаку и накормите её, она никогда вас не укусит. В этом и состоит разница между собакой и человеком. Марк Твен

Верность собаки прямо пропорциональна качеству корма и длине поводка. Я. Слоевский

Собаки никогда не кусали меня. Только люди. Мэрилин Монро

«Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком»

А. Шопенгауэр

* * *

«Собаки тоже смеются, только они смеются хвостом»

М. Истман

* * *

«Мы любим свою собаку и не хотим, чтобы она менялась к лучшему; а в людях, которых мы любим, нам многое хочется изменить»

Надин де Ротшильд

* * *

«Собаке редко удавалось привить человеку своё благоразумие; зато человеку распустить собаку ничего не стоит»

Дж. Тэрбер

* * *

«В истории цивилизации куда больше примеров верности собачьей, чем человеческой»

Александр Поуп, из письма Х.Кромбеллу, 1709 г.

* * *

«Только верная собака верна нам до конца»

Конрад Ц. Лоренц

* * *

«Купите щенка и Вы приобретёте самую преданную любовь на свете»

Редьярд Киплинг

* * *

«Если есть рай, то в нём должны быть домашние животные. Их жизнь настолько переплетена с нашей, что распутать этот клубок не дано даже Архангелу»

Пэм Браун

* * *

«Если бы не было собаки, человек чувствовал бы себя одиноким»

Морис Метерлинк

* * *

«Лучшее, что есть у человека, — это собака»

Туссен Никола Шарле

* * *

«Собака так преданна, что даже не веришь в то, что человек заслуживает такой любви»

Илья Ильф

* * *

«Кошка полна тайны, как зверь; собака проста и наивна как человек»

Карел Чапек

* * *

«У собак лишь один недостаток — они верят людям»

Элиан Дж.Финберт

* * *

«Благоговение — чувство, испытываемое человеком к Богу и собакой к человеку»

Амброз Бирс

* * *

«Только человек, у которого есть собака, чувствует себя человеком»

«Пшекруй»

* * *

«Цифры не лгут. Посчитай, сколько людей тебя облаяло и сколько собак»

«Пшекруй»

* * *

«Нет уродливых собак — есть только нелюбимые»

«Пшекруй»

* * *

«Купи собаку. Это единственный способ купить любовь за деньги»

Янина Ипохорская

* * *

«Как бы человек ни старался выучить собак истреблять людей, он никогда не достигнет того, что это животное сделается таким же испорченным существом, как и он сам»

А. Манжен

* * *

«Собака составляет самое замечательное, совершенное и полезное из всех приобретений, которые когда-либо делал человек.

Ж. Кювье

* * *

«В Рай принимают не по заслугам, а по протекции, иначе вы остались бы за порогом, а впустили бы Вашу собаку»

Марк Твен

* * *

«По твоему отношению к собаке я узнаю, что ты за человек»

А. Боссе

* * *

«В сущности, у собак определенно есть то, что мы называем душой»

Р. Амундсен

* * *

«У нас еще нет слова, которое могло бы выразить одновременно самоотверженность, смелость и ум — все те великолепные качества, которыми обладает собака»

К. Г. Паустовский

* * *

«Чем лучше я узнаю людей, тем больше уважаю собак»

Сократ

* * *

«Те, кто содержит животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им»

Мишель Монтень

* * *

«Любишь меня — люби мою собаку. Связь между человеком и собакой может исчезнуть только с жизнью…»

Э. Сетон-Томпсон

* * *

«Собака прыгает к вам на колени, потому что любит вас; кошка — потому что ей так теплее»

Альфред Норт Уайтхед

* * *

«Не живи в городе, где не слышно лая собак»

Талмуд

* * *

«Благодарность — это болезнь собак, не передающаяся человеку»

Любовь, преданность и мудрость

Если действия собаки нам более или менее понятны (желание услужить хозяину), то в человеческих отношениях выходит другое. С одной стороны, персонаж (или другое лицо в подобной ситуации) не может определиться с выбором и отпустить ситуацию. Выглядит это не лучшим образом. Но если посмотреть с другой стороны, задаться вопросом, почему таким образом ведет себя, например, наша героиня.

Итак, давайте с этой стороны разберём, что означает выражение — «Собака на сене». Да, она не может решить, дать ложную надежду, чувства ее очень сильны и надежны. Более того, помимо любви и преданности, вступает в силу мудрость. Что же станет с любовью, если общество отвернётся, что же будет дальше с ними, а возможно и с их еще не рожденными детьми, если их постигнет социальная изоляция? Да, конечно, можно бороться за свою любовь, но каков будет исход? Что может произойти, насколько эта ситуация может покалечить, да, именно покалечить душу? Таким образом, мы видим, что означает выражение: «собака на сене».

Первое впечатление – это отсутствие всякого смысла и даже злоба. А вот уже второе впечатление — более глубокое, осмысленное, оно разъясняет ситуацию. Смысл выражения «собака на сене» намного глубже при более детальном рассмотрении.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
На позитиве
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: