Как подготовить стендап-выступление: советы для новичков

Несколько юмористов по очереди выходят на сцену, каждый со своим оригинальным выступлением в жанре Стендап

Анатолий Бороздин: «Растет качество юмора»

Перед новым годом на телеканале ТНТ закончился третий сезон проекта «Открытый микрофон». В нем лучшие молодые стендап-комики боролись за приз в три миллиона рублей. Было смешно. И самое главное, среди участников финала было много людей из Петербурга. Один из них — Анатолий Бороздин.

— Перед полуфиналом шоу вы получили травму – сломали обе ноги. Такая травма наверняка спутала вам карты – выступать комику на инвалидном кресле вообще реально?

— На обычных городских площадках скорее нет, чем да. Во-первых, слишком много лестниц встретит на своём пути такой комик. Во-вторых, зрители часто сочувствуют и грустят, глядя на такого человека. Я очень благодарен каналу ТНТ, за то, что мое выступление на коляске стало возможным.

— Как вы попали на «Открытый микрофон»?

— Так же, как туда попадают все комики, после участия в Stand up-фестивале, который проводится каждый год весной в Москве. Я участвовал во втором сезоне шоу, но совсем не так успешно. Так что можно считать, что все получилось со второй попытки.

Фото: Телеканал ТНТ

— Съемки в программе принесли удовольствие? Вообще, это интересно – выступать на ТВ? — Бесспорно. Это новый и незабываемый опыт, который учит тебя работать намного быстрее и чаще подравнивать бороду. Кроме того, участие в проекте дало мне опыт и позволило взглянуть на стендап шире. А ещё  — возможность проезда до места съёмок в купе, специально оборудованном для колясочников. Я не знал, что такие бывают. — Можно заработать стендапом себе на жизнь? — Да, но как и в любой работе, придётся сильно попотеть. Потому что выступать нужно каждый день, если такая возможность есть. А есть еще написан��е шуток… Иногда пишешь их случайно, например, проснувшись ночью. Я не самый усидчивый парень, как вы уже могли догадаться, дисциплинированности не хватает. — Кажется, что стендапа становится все больше и больше? Вы не боитесь конкуренции? — Нет, меня это радует

Растёт качество юмора, хотя это не все понимают, это для меня важно

Где встречается

Стендаперы ценятся своим правдивым, иногда наглым, но искренним юмором. Нам кажется, что они говорят все, что придет в голову. Действительно, импровизация бывает, когда нужно как-то среагировать на незапланированные выкрики публики. Но в большинстве их фразы – это материал с четкой структурой, композицией фраз и концепцией. И им нельзя сильно отклоняться от темы.

Это своего рода произведение литературы, которое дополняется едкими фразами и колкими шутками. Из-за того, что это произведение литературы, стендап может встречаться не только в телевизионной программе. Есть специальные издательства, где этот жанр используется, например, в журналистике. Посмотреть стендап вы можете дома на телевизоре или же на концерте известных актеров.

Выступление

Вы проделали большую работу, готовились и через несколько секунд ваш выход. И первая проблема, с которой вы столкнетесь – волнение. Вот, что говорит по этому поводу стендап-тренер Джуди Картер: «Не пытайтесь перестать нервничать – просто измените свое отношение к этому. Может быть, нервничать – смешно, а быть спокойным и уверенным в себе – скучно?…Если вы беспокоитесь, что у вас пересохнет во рту, возьмите с собой воду. Если ущипнуть себя за щеку, слюна тоже выделится, но лучше сделайте это до выхода на сцену».
Вы поняли посыл, да? От этого нет таблетки. Просто забейте или превратите это в шутку.

Будьте готовы импровизировать. Удачная шутка, основанная на происходящем в момент выступления (или до него), помогает быстро установить контакт с аудиторией. Что делать, когда кто-то уже пошутил на выбранную вами тему? Если вы не хотите, прятаться в тени чьей-то славы, лучше отказаться от части вашего выступления. Кстати, именно для этого вам и понадобится план Б.

Заканчивайте ваш выход самой смешной (даже физиологичной или сексуальной) шуткой. Или даже тогда, когда вы вдруг сорвали ошеломительные аплодисменты, а в запасе еще полминуты. Принцип простой – уходите на пике славы. Но вежливо. Четко обозначьте конец выступления и попрощайтесь.
А дальше? Ну, как хотите. Несравненная Джуди Картер предлагает напиться.

Словарь стендапа

Сетап — начало шутки, заход на то, что скоро зрителю будет смешно, как правило, описание какой-то ситуации.

Панчлайн (панч) — собственно, сама шутка, самое смешное. Обычно в панчлайне разрушается ожидание, созданное в сетапе.

Тег — дополнительный панчлайн. Чтобы не придумывать новый сетап, как правило, несмешной, комик, как правило, использует несколько шуток-добивок, которые по-разному поворачивают ситуацию.

Отыгрыш (или акт-аут) – небольшая сценка, где комик перевоплощается в других людей или даже предметы. Используется обычно для пародии.

Бит (иначе — блок) — шутка, а чаще набор шуток на одну тему. Битом будет и одна короткая шутка на какую-то тему или целая рассказанная история с десятком шуток.

Сет (выступление) — набор из нескольких битов. Продолжительность – самая разная, от пары минут до пары часов.

Сетлист — «список битов для сета». Обычно комик пишет их на листке или у себя на руке, чтобы не забыть.

Спешл — стендап-концерт комика, записанный специально для канала или интернет-сервиса.

Материал — весь набор шуток, который есть у комика.

Ванлайн — короткая шутка из одного-двух предложений.

Сторителлинг — рассказывание историй. Сторителлинг существует внутри стендапа как самая популярная форма рассказа комедии.

Выступить в тишину — неудачное выступление, когда зрители не смеялись.

Крикун (иногда — хеклер) — зритель, мешающий выступающему, чаще своими выкриками. Люто нелюбим комиками.

Открытый микрофон — мероприятие, на котором любой желающий может показать своё творчество на сцене. Также название шоу на ТНТ.

Популярное за неделю


Льготы, пособия и скидки для студентов
1254


Общая система налогообложения для ИП
1330


Как я похудела на 7,5 кг до комфортных 61,5 кг
284


Как понять, что любовь настоящая: 5 зеленых флагов в отношениях
2136


10 блогов психологов, на которые стоит подписаться
31159


Вижу сообщения, что отказаться от сдачи биометрии можно только до 1 сентября: как на самом деле
4916


8 достопримечательностей России, которые заменили нам мировые
79190

Рецепт пышной шарлотки с яблоками
2656


Как собрать автомобильную аптечку
650


Как живет главный специалист по продвижению в Санкт-Петербурге с зарплатой 84 335 ₽
3615

Жизненные шутки для новогоднего стэндапа

Жизненные шутки о том, что бывает почти со всеми в первый день наступившего нового года. Можете поразгонять эту тему еще, или уже в таком виде зачитать на каком-нибудь предновогоднем выступлении. Сразу оговоримся: stand-up не детский.

Первого января можно смело проводить День народного единства — потому что всей стране одинаково хреново.

Ночь с 31 декабря на первое января — день таксиста. В новогоднюю ночь вызвать группу «На-на» стоит дешевле чем вызвать такси. Именно в новогоднюю ночь у таксистов появляется уверенность в том, что правильно они никуда не пошли учиться и стали таксовать.

Хуже всех первого января владельцам собак. Почему собака не может тоже нажраться и спать до 17-00?!

Первого числа все проклинают себя за те желания, которые загадали Деду Морозу. Потому что загадать надо было только одно — чтобы не было бодуна. Первого января очень хочется, чтобы Дед Мороз принес тебе просто минеральной воды.

А если у тебя День Рождения первого января, то все экономят на подарке. Причем первыми этот читерский ход прочухали родители!

Первое января — это день, когда ты вынужден питаться подсохшим сыром, вялой колбасой и триждыразогретыми картошкой с котлетой. Лучший способ не дать экс-новогодней еде пропасть — позвать гостей. Можно открыть ресторан «Первое января» и подавать там вчерашние деликатесы, ополовиненные салаты и слитую вчера из рюмок водочку.

Первого января можно облегченно вздохнуть — очередной показ «Иронии судьбы» пережит.

Страшно, когда ты вспомнил, что перед Новым годом вы решили с пацанами курнуть, и ты понимаешь, что уже восемнадцать часов сидишь перед телевизором. А он все это время был выключен.

Бывало такое: первого января проснулся, и ты точно помнишь, что в новогоднюю ночь с клёвой телочкой в баре познакомился. Одеяло так поднимаешь, а рядом мужик голый спит. И это реально страшно!

Каждый раз 31-го около полуночи все начинают звонить, сотовая сеть перегружается, никто не может дозвониться. И тогда все те, кто так и не смог кого-то поздравить, звонят 1-го. Разговор примерно такой: «Привет. С Новым годом тебя! Спасибо. Как отметил? Мне тоже хреново…»

Каждый год боюсь, что вот первого января вечером включил телевизор, а там в спец-выпуске новостей показывают, что ты ночью творил.

Очень стрёмная ситуация, если ты в новогоднюю ночь привел с клуба девок каких-то, друзей, вы бухали все ночь, устроили оргию, а твои родители, оказывается, не пошли к Ивановым праздновать.

Страшно, когда 2-го января ты очнулся где-то, и понимаешь, что у тебя 1-го января как бы и не было.

Собирайте идеи

Этим вы должны заниматься постоянно. Носите с собой блокнот и записывайте туда все, что приходит в голову: готовые шутки, идеи для них, просто идиотские ситуации, которые со временем можно превратить во что-то смешное. Скорее всего, 90% из них не пригодятся. Но зато «промывка идей» принесет вам 10% самородков. Из них вы и будете строить свое выступление.

Где еще брать темы для шуток

  • Шутите над тем, что сами считаете смешным. Ваши шутки должны быть эмоциональными. Вы сами должны смеяться с них. Искренне и по-настоящему. Поэтому не делайте упор на коммерчески выгодные темы. Смейтесь над тем, над чем хочется.
  • Шутите над  собой. Самонасмешка – это, пожалуй, самый эффективный способ быстро установить связь с аудиторией. Смейтесь над собой, и вас будут воспринимать не заносчивым снобом, а своим веселым парнем. Это даст слушателям позитивную установку на все ваше выступление.
  • Выбирайте распространенные и известные темы. Если ваши шутки будут слишком специфическими, вы рискуете остаться непонятым и услышать эту зловещую тишину.
  • Смотрите других комиков. Это не значит, что вы будете заниматься плагиатом. Ищите интересные темы, углубляйтесь, шутите над самими стендаперами или манерой их выступления. Учиться у лучших не зазорно – помните об этом.

2

Пишите шутки

Следующий этап – создание шуток на основе заготовленного материала. И для этого вам нужно знать общую структуру элементарной единицы юмора. Комики выделяют в ней две основных составляющих: setup (установка) и punchline (кульминация). Сетап создает в голове у зрителя определенную картинку, а панчлайн разрушает ее, при этом вызывая удивление и смех.

Вот, к примеру, шутка британского комика Милтона Джона:
«Познакомился в Интернете с девушкой, выложил шариками у нее под окном: «Ты выйдешь за меня?» Потом увидел ее лицо, и вопрос сдулся сам собой».

Думаем, вы сами легко догадаетесь, где здесь что

Важно помнить, что установка должна содержать относительно достоверные факты. Ее задача – не удивлять, а усыпить бдительность слушателя

Чем больший контраст между сетапом и панчлайном, тем смешнее получится шутка.

Важный совет: если дело идет туго, попробуйте придумывать шутки в компании с кем-либо еще. Это даст приток новых идей и поможет посмотреть на свои творения со стороны.

3

Репетиция

Итак, вы написали свой монолог. Вы даже возможно продемонстрировали его нескольким особо доверенным людям, и он показался им забавным. Потом вы его выучили. Что ж, пришло время репетировать. Лучше делать это не самому, а с напарником, который даст вам обратную связь. Также можно записать черновое выступление на видео, а потом проанализировать все ошибки. Не тренируйтесь перед зеркалом – в реальности вы будете смотреть на других людей, а не на любимого себя.

Обязательно проверьте время выступления. Будьте готовы, что в реальности все может пойти не так. Оставьте про запас несколько шуток, или же наоборот, подумайте, как сократить монолог при необходимости.
Придумайте план Б на случай, если шутка не зайдет. Конечно, можно рассчитывать на импровизацию. Но вам ведь ничего не мешает сделать это заранее, да?

Главная цель репетиции – отработать подачу шуток. Самый смешной стендап можно загубить просто унылым видом лица. Вы сами должны проявлять эмоции, чтобы вызвать их у зрителей.

Репетиция – это не залог успеха, а способ повысить свою уверенность. Даже самые знаменитые комики иногда забывали слова прямо во время выступления. Это нормально. Сделайте вид, что все так и задумано, попробуйте пошутить над этим или просто двигайтесь дальше. Возьмите с собой небольшую шпаргалку, на случай если что-то вылетит из головы.

5

Руслан Белый: «Наша страна еще не готова к самоиронии»

Один из главных стендап-комиков в стране ответил на вопросы «Петербургского дневника» о своем шоу, открытом микрофоне и отдыхе.

Фото: Предоставлено телеканалом ТНТ

— Когда переходили с площадки Comedy Club и запускали шоу Stand Up — нервничали? Мол, вдруг не получится, а обратно уже не вернуться? 

— Да не было такого, что кто-то куда-то переходил. Когда запустился Stand Up, я еще года два выступал в Камеди. Потом ушел, так как не было уже возможности совмещать. Мы больше нервничали, что проект не вызовет у людей отклика.

— Stand Up на ТНТ в эфире уже несколько лет. Комиков стало гораздо больше. Им сейчас не тесно? Всем хватает времени? 

— Комикам никогда не будет тесно. Наоборот, чем больше комиков, тем лучше для творчества. Не надо уже гнаться за количеством материала, а наоборот, можно сконцентрироваться на качестве.

— Как относятся «старенькие» комики, которые начинали первый сезон, к новичкам? 

— Да отлично. В комедии не может быть конкуренции. У шуток нет лимита, они никогда не закончатся.

— Вы действительно работаете с молодыми комиками в шоу «Открытый микрофон» или все пускаете на самотек? 

— По большому счету, ты не можешь сильно помочь комику с его материалом. Комедия очень индивидуальная вещь. И только сам комик творец своего счастья.

— Как вы оцениваете проект «Комик в городе»? Все удалось сделать? Решитесь когда-нибудь на что-то подобное?

— Да нормальный проект. Все свои задачи в нем я выполнил процентов на 70-80. Но второй сезон пока решили не делать, так как это очень, очень ресурсозатратно. Да и, по-моему мнению, наша страна и люди пока не готовы к самоиронии на том уровне, как это готов преподносить комик.

Фото: Предоставлено телеканалом ТНТ

— Как сейчас оценить состояние стендапа в России по пятибалльной шкале. Со стороны кажется, что происходит какой-то бум. 

— По шкале поставил бы 3+. У нас все очень хорошо со стендапом, потенциал огромен. За стендапом будущее российской комедии.

— Вы не устаете от шуток? 

— Иногда устаю. Проблема в том, что комики не умеют отдыхать. Ты даже на отдыхе придумываешь шутки. А это плохо. Надо отстраняться. Но как, непонятно.

— Говорят, что большинство комиков, в силу специфики своей профессии, люди закрытые и хмурые. Вы о себе такое можете сказать?

— Я думаю, что я еще такой и в силу характера. Но, конечно, профессия накладывает свой отпечаток. Дело в том, что основной принцип комедии – во всем сомневаться. А это не самое лучезарное качество.

— Вы как-то переключаетесь с работы? Или от юмора не нужно отдыхать?

— Да. Сейчас занимаюсь сёрфом.

— Есть какие-то вещи, о которых вы никогда не будете шутить?

— Грубо говоря, нет. Но для каждой шутки существует свое время.

— Какой известный комик повлиял на вас больше всего?

— Их было несколько. Один из моих любимых Джордж Карлин.

— Кстати, а что вы почувствовали, когда узнали, что Луи Си Кей оказался замешан в скандале с харрасментом? Жаль, что он сейчас не выступает?

— Он находится в другой стране, в другой парадигме. У нас этот вопрос выглядит по-другому. Он один из самых талантливых комиков, и он, безусловно, должен выступать.

— Стендап в России уже стал событием? Рэперы будут выступать в «Новогоднем огоньке»? А комики когда-нибудь будут?

— Когда уровень самоиронии людей подберётся к уровню самоиронии комиков. Либо на кабельных каналах.

— В апреле 2019 года у вас запланирован концерт в Санкт-Петербурге? Можно ли сказать, что питерский зритель особенный? Есть ли какие-то особенности юмора? 

— Питер — один из самых лояльных к стендапу городов. Всегда невероятно легко и приятно здесь выступать. Для меня выступление в Питере — отличная возможность получить кайф на сцене во время концерта. (Stand Up, каждое воскресенье в 22.00 на ТНТ)

Список тем для стендапа

Четко ограниченного списка тем для стендапа нет. По крайней мере, их нет в прямом доступе, так как это интеллектуальная собственность, и вам никто не будет писать и преподносить на блюдце с голубой каемочкой.

Но если вдруг вы заинтересовались этой темой, у меня для вас припасено несколько советов, откуда брать список тем для стендапа.

Начните с жизненного опыта. Как говорят матерые стендаперы, наша жизнь не состоит только из цветочков и пряничков. В ней есть то, из чего можно сделать шутку

Итак, первое, на что вы обращаете внимание, это на жизненные неприятности, из которых можно выйти с улыбкой. Даже в оскорблении и агрессии вы можете найти что-то шуточное

Но не переборщите, на агрессию тоже нужно правильно реагировать.

На какие темы можно писать шутки? Да на всякие:

  • отношения в семье;
  • проказы детей;
  • взаимоотношения с бывшими;
  • конфликты на работе;
  • женская зависть;
  • мужская свобода;
  • нехватка финансов;
  • политика – это, вообще, беспроигрышный вариант шуток (но нужно аккуратно).

История стендапа как жанра

Комедия – это древнейший вид искусства. Еще во времена Аристотеля она начала свое развитие

И не зря ей уделялось повышенное внимание. Ведь комедия высмеивает жизненные проблемы, показывает выход от неурядиц и невзгод

В экспериментах с разными жанрами и работы с аудиторией постепенно зародился стендап. Как отдельное актерское действо он возник в Англии в 18 – 19-х веках. В те времена люди свободно сидели в залах, могли пить, курить, а на сцене стояла группа людей и веселила народ. В их программу входил номер с выступлением одного комика, который рассказывал смешную историю на интересующую всех тему.

В 60-х годах в Америке этот жанр начал набирать немалые обороты. Это связано с появлением на сцене Ленни Брюса – известнейшего сатирика, сквернослова и хулигана. Этот жанр в принципе и отличается чрезмерной свободой, в словах особенно. Поэтому человек на сцене должен обладать ярко выраженной харизмой.

В России этот жанр начал приживаться в телевизионном формате, так как на видеозапись накладывается смех, делается монтаж. Многие известные актеры стали профессиональными стендаперами благодаря свободе жанра. Павел Воля, Руслан Белый, Александр Незлобин до сих пор являются фанатами российской публики.

Среди англоязычных представителей этого жанра нужно вспомнить хорошим словом Дилана Морана, Эдди Иззарда, Билли Кристала, Джима Керри.

Переходим к практике

О том, как важно выходить на публику и шутить, рассказал опытный стендапер Дима Гаврилов в бонусной лекции. А заданием было, собственно само выступление

Выполнить это задание мне помогла одна из участниц курса, оказалось, что она проводит женский открытый микрофон в одном из московских баров. Это такие мероприятия для начинающих комиков. Например, в Москве можно выступить в StandUp House на проспекте Мира или в StandUp Store на Петровке.

Конечно, я держалась на сцене не очень уверенно, учитывая, что опыта выступлений у меня нет, но рассказывала задорно. Я еще и выступала последней, так что зрители были готовы посмеяться и над моим стендапом. Выступать полезно, ведь именно это главное для стендап-комика. Даже если он интроверт и с начала пандемии не выходил из дома.

Для человека, который первый раз в жизни держал в руке микрофон, я неплохо справилась

По завершении курса преподаватели должны были отобрать пять лучших текстов для выступления в одном из московских кафе вместе с выпускниками другой школы стендапа. Но мы не знали, как будет проходить отбор. На итоговом вебинаре Виталий Щанников попросил взять текст из первого задания, доработать его и выложить заново. Это касалось только тех, кто учился по тарифам за 9500 Р и за 14 500 Р.

Некоторые участники расстроились, потому что считали лучшим другой текст, но почти все доработали и отправили первый. Я тоже опять рассказала об отпуске с детьми, добавив деталей.

Мы взяли велорикшу, чтобы осмотреть другие достопримечательности. Но что можно увидеть, когда двумя руками хватаешься за поручни, третьей закрываешь глаза от страха, а четвертой и пятой держишь детей?!

Потом мы сели на двухэтажный автобус. Точнее, встали. Кажется, кому-то на голову.

И поехали смотреть на Колизей. Он оказался каким-то разваленным. Нет бы как в Москве: пять лет в лесах — и вот он, новый открытый бассейн. Или храм.

На этот раз редактор не должен был улучшать текст. Анастасия просто похвалила меня за хорошую работу и сказала, что с таким материалом можно выступать.

Настал день, когда объявили пятерку финалистов. Увы, я в этот список не попала, но и не расстроилась: ведь к этому моменту уже выступила на открытом микрофоне.

На финальный концерт я пошла как зритель: хотела поддержать победителей. Его вел Виталий Щанников, он немного разогрел атмосферу общением с публикой, а потом предоставил микрофон начинающим комикам. Из пяти отобранных участников выступили четверо, у всех это было впервые, но никто не растерялся. И было действительно смешно. Участники рассказывали о том, как они учились обращаться с младенцем, путешествовали автостопом, переживали кризис среднего возраста.

Виталий Щанников и финалистка Марина Даценко

Виталий Щанников И финалистка Марина Даценко

Контролировать частоту смеха

Рассмотрим в качестве примера фрагмент сюжетного стендапа Ганнибала Бересса. Это рассказ о переходе улицы в неположенном месте. Подчеркнуты места, где зал смеялся.

Мне в Монреале впаяли штраф за переход улицы в неположенном месте. Поверить не могу. Да я сотню раз так делал. Это ж так просто — подловить нужный момент. Машина едет? Неа, ну так я пошел. Да я тысячу раз так делал. Правда, в этот раз еще была пожилая леди. Мы с ней вместе переходили дорогу. Так-то мы с ней не вместе, а даже если б и были, это не вашего ума дело. Я вас вообще в первый раз вижу. Так вот мы с этой леди переходим дорогу, и тут к нам подходит местный коп и начинает вещать на французском: «бла бла, бла бла, бла. ФРАНЦУЗСКИЙ». Я говорю: «Эй, чувак, я так лопотать не умею. Можешь говорить, вот как я это делаю?» Что-то мне подсказывает, что не стоило начинать нашу беседу, высмеивая его родной язык… Да хотя плевать! Я вообще рисковый. А он сказал: «ВЫ НАРУШИЛИ ПРАВИЛА ПЕРЕХОДА УЛИЦЫ!» Я ответил: «Дико извиняюсь». Ну и собирался уже пойти дальше по своим делам, потому что был уверен, что именно так обычно и карают за подобные нарушения: «Вы нарушили!» — «Виноват». Все, на том и порешили. Я осознал, что нарушил правило дорожного движения. И извиняюсь не за сам факт своего перехода, а за то, что вы почувствовали из-за этого. В будущем постараюсь не нарушать правил, пока вы смотрите, но, уж поверьте, делать я так не перестану, это преимущество пешехода». Но он вдруг возразил: «Нет, я должен выписать вам штраф, давайте паспорт». Я ему: «Нет, вы не поняли, я даю людям паспорт только для реальной фигни. А это выдуманное преступление, которое вы на меня вешаете, пытаясь замять тот факт, что у города сейчас финансовые проблемы. Город банкрот, и вас отправили сюда с нормой выработки, ну ок. Я пожертвую 60 ваших идиотских цветастых долларов вашему нищему городу, но давайте на этом закончим, без всяких бумаг. И все довольны». И угадайте, что? Появились еще два копа. И вот уже три офицера полиции Монреаля распутывают это резонансное дело о неправильном пересечении улицы.

Продолжительность этого отрывка чуть меньше двух минут. За это время Бересс рассмешил зал 10 раз. Когда человек рассказывает историю, окружающие могут по ходу смеяться, а могут и нет. История может зайти на ура благодаря драматизму или интриге. Но в любом виде стендапа, с которым выступает комик, есть сложная, но необходимая задача: часто вызывать смех у публики. Как же уместить столько смеха в одну историю? Чертовски хороший вопрос. К счастью, есть ответ. Это как раз и есть второй ключевой момент в создании смешного сюжетного стендапа.

Выстраивать рассказ по темам, за которыми идут панчлайны

Сразу начнем с примера — выступления классика американского стендапа Ленни Брюса. Ниже — отрывок из рассказа, в котором он описывает, каково это — быть гастролирующим комиком в 1960-х. Нужно знать, что тогда в парках США обычно ставили памятники-пушки времен Гражданской или Первой мировой войн. И еще, когда Брюс говорит: «5 и 10», он имеет в виду магазинчики с ширпотребом, где все по 5 или 10 центов. Места, где зал смеялся, снова подчеркнуты.

Работал я как-то в местечке Лима, в Огайо. Не знаю, есть ли сегодня среди вас те, кто связан с продажами, но в таких городках совершенно нечем заняться. Скука смертная. Ну хорошо, сперва можно побродить по «5 и 10», вот уже один день, считай, убили. Потом можно в парк отправиться, пушку посмотреть… Ну че, посмотрел, можешь смело про нее забыть… Я остановился в отеле для звезд шоу-бизнеса. Чтоб вы себе представляли эту публику, там помимо меня были мужики, который городской кинопроектор включает, да парень, который танцевальную обувь продает…

…Говорят, в таких городках всегда творится какая-то дичь… Грязная ложь! Тут даже официантки — престарелые мадам в таких, знаете, корректирующих чулках, в туфлях, как у Матушки Гусыни, и с носовыми платочками, словно из набора «неделька». Я-то во все тяжкие хочу тут пуститься, а они мне супчик куриный да холодец приносят. Торчу тут уже третью неделю и готов на стену лезть. Поднимаюсь я как-то с пола, а официантка мне говорит: с вами хочет одна пара познакомиться — этой парочке под семьдесят, милейшие люди, — так вот они подсаживаются и спрашивают: «Ты из Нью-Йорка?» — «Ну да, родился там». — И они такие: «Слушай, мы серьезно, у нас есть кое-какие связи в Нью-Йорке». — «Да что вы говорите! И где же?» — «В Рочестере». — «Ммм, ясно». Я ему киваю, а у самого рот белый, потому что пытался сожрать транквилизатор без воды. А женушка его — просто чмошница. Из-под коротких рукавов у нее виднеется такой след от прививки, размером с баскетбольный мяч, а еще она вся в родинках, из которых волосы торчат, и одета в такое жеваное платье, через которое все видно, но я бы предпочел это развидеть.

Большинство обычных историй выстраивается в хронологическом порядке. Сначала случилось это, потом вот это. Но комики рассказывают не так. Они отталкиваются от темы. Вот моя первая тема, вот шуточки про нее, а вот вторая тема и остроты, которые к ней относятся. Чтобы превратить забавный рассказа в смешной стендап-материал, необходимо перестроить текст повествования именно таким образом. Посмотрим, как это сделал Брюс.

В первой части рассказа весь смех вызывает одна тема: маленькие городки типа Лимы в Огайо ужасно скучные. 

Тема 1: Работал я как-то в местечке Лима, в Огайо… Не знаю, есть ли сегодня среди вас те, кто связан с продажами, но в таких городках совершенно нечем заняться. Скука смертная.

Панчлайн 1: Ну хорошо, сперва можно побродить по «5 и 10», вот уже один день убили.

Панчлайн 2: Потом можно в парк отправиться, пушку посмотреть…

Панчлайн 3: Ну че, посмотрел, можешь смело про нее забыть…

Панчлайн 4: Я остановился в отеле для звезд шоу-бизнеса. Чтоб вы себе представляли эту публику, там мужик, который городской кинопроектор включает, да парень, который танцевальную обувь продает.

Развенчивание мифа о том, что все провинциальные городки сплошь злачные местечки — это тема и сетап следующих шуток.

Тема 2: Говорят, что в таких городках всегда творится какая-то дичь …Грязная ложь!

Панчлайн 1: Тут даже официантки — престарелые мадам в таких, знаете, корректирующих чулках.

Панчлайн 2: В туфлях, как у Матушки Гусыни. Поднимаюсь я как-то с пола, а официантка мне говорит: с вами хочет одна пара познакомиться.

Панчлайн 3: И с носовыми платочками, словно из набора «неделька».

Панчлайн 4: Я-то во все тяжкие хочу тут пуститься, а они мне супчик куриный да холодец приносят.

Панчлайн 5: Торчу тут уже третью неделю и готов на стену лезть.

И так далее. Аудитория Ленни смеялась на протяжении всего рассказа, потому что он выстроил его по темам (сетапам) с множеством панчлайнов.

Полезная литература по теме

  • Библия Комедии — Джуди Картер: книга научит структуре стендап-шуток и даст понять, что стендап — это не дар небес, а ремесло, которое можно освоить.
  • Пошаговое руководство по созданию комедийного шоу — Грег Дин: эта книга проведет вас по всем этапам создания стендап-шоу – от идеи до подготовки выступления и репетиций.
  • Джон Мэкс «Как быть смешным»: не совсем о стендапе, но о шутках. Как их придумывать, как рассказывать и вообще как развивать чувство юмора.
  • The Comic Toolbox: How to Be Funny Even If You’re Not — John Vorhaus: книга о психологии стендаперства. В ней вы узнаете о психологических трюках, которые помогают мотивировать, настраивать себя на рабочий лад и заряжать других людей.

Что я узнала на курсе

Под конец организаторы опубликовали лонг-лист 15 лучших текстов, которые можно использовать в портфолио и для выступлений. Среди участников оказалась и я, это было очень приятно, потому что на курсе училось около 100 человек.

Курс оказался для меня полезным, хоть он и не был посвящен конкретно стендапу и навыкам публичных выступлений. Я научилась смотреть на жизненные ситуации с юмором, читать и оценивать юмористические тексты со стороны, улучшать шутки, узнала много нового о строении и сюжете комедии, характеристиках персонажей и комедийных приемах, которые можно использовать в текстах. О потраченных деньгах не пожалела.

После учебы мне прислали сертификат об успешном прохождении курса

Недостаток я бы назвала один — малое число финалистов. Послушать не 4, а 10—15 историй вживую было бы интереснее. Учитывая, что выступление со стендапом длится в среднем 3—4 минуты, надолго бы концерт не затянулся. Но это субъективный минус: качество преподавания и объем полученных знаний меня устроили.

На курсе я познакомилась с интересными людьми, увлеченными стендапом. В середине курса мы с несколькими участниками создали отдельный телеграм-чат, чтобы договариваться о походах на стендап, помогать друг другу улучшать — или разгонять — шутки и поддерживать друг друга.

Как организовано обучение

В курсе было семь вебинаров и одна бонусная видеозапись, занятия проходили по понедельникам и средам. Все учителя не теоретики, а практики: Виталий Щанников, Елена Новикова, Ксения Штерн.

Нас учили не только стендапу, и процесс обучения не предполагал практику публичных выступлений. Преподаватели скорее раскрывали суть комедийного жанра: как превратить обычную и даже трагическую историю из жизни в юмористическую, какими инструментами комедии пользоваться, как развить чувство юмора и перестать бояться чистого листа.

Все вебинары проходили в «Зуме», а записи и дополнительные материалы — презентации к урокам, список литературы, архив чата «Зума» — размещали на платформе «Геткурс». С телефона удобно изучать их в приложении «Чатиум», которое тоже подключается к «Геткурсу». Во время занятий камеры и микрофоны студентов отключены, можно только писать в чат.

В приложении на смартфоне можно пересмотреть вебинар и пользоваться дополнительной информацией

При желании можно было вступить в общий телеграм-чат для однокурсников, я сделала это сразу. Чат — отличный инструмент общения и обратной связи, позже еще о нем расскажу.

После каждого вебинара участников ждало текстовое задание. Это важная часть учебы, а проверка заданий зависит от выбранного тарифа.

В самом доступном тарифе за 5500 Р задания не сдаются на проверку. При желании их можно публиковать на платформе «Геткурс» под записью вебинара, а также в телеграм-чате — тогда их могли прочитать и оценить однокурсники.

В тарифах за 9500 Р и за 14 500 Р задания проверяет редактор, и эти тексты участвуют в отборе к финальному выступлению. Кроме того, в последнем тарифе можно повторно выложить доработанный текст на проверку и предусмотрена еще одна консультация редактора после сдачи всех заданий.

Я выбрала тариф за 9500 Р, чтобы получать обратную связь от редактора. Не буду скрывать, что и в конкурсе хотела поучаствовать, хотя попасть в пять лучших авторов из почти сотни — задача не из простых. Создатели также обещали оплатить проезд до Москвы финалисту из другого города, но по факту все они оказались москвичами, как и большинство тех, кто учился вместе со мной.

Создайте монолог

Даже если у вас будет добрая сотня искрометных шуток (на языке стендаперов они называются «биты»), этого недостаточно, чтобы подойти к микрофону. Вы должны написать монолог («act» по англоязычной терминологии). Некое связное повествование из шуток, объединенных одной или несколькими темами. Ваше первое выступление не должно длиться больше 3-х минут (именно столько времени дают на открытых микрофонах), причем на каждую минуту отводите не более 5-6 шуток.

Вот как может выглядеть схема такого выступления:

  1. Сложности с общественным транспортом;
  2. Работа и тупой босс;
  3. Вечер пятницы;
  4. Ночь пятницы.

Что касается переходов между подтемами, то это вопрос вашей фантазии. Вы можете делать их как плавными, так и резко менять тему.Совет новичкам: Начинайте с общих и нейтральных тем и лишь затем переходите к чему-то более острому и откровенному. В будущем вы сможете нарушить этот принцип, но сначала нужно заслужить доверие зрителей.

4

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
На позитиве
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: