11.
Сифилис
Пароход подошел, завыл, погудел – и скован, как каторжник беглый. На палубе 700 человек людей, остальные – негры.
Отрывок из стихотворения «Сифилис», написанного Маяковским по возвращению из Кубы, которая тогда утопала в казино и туристах. Вообще, Маяковский очень много путешествовал, побывал множество раз за границей с гастролями, включая не только Европу (Франция, Германия), но и Америку, что было абсолютной экзотикой для советского человека того времени. Из этих путешествий родилось также немало стихотворений. Про кубинское неравноправие он писал много, например, в стихотворении «Блэк энд уайт».
В Гаване все разграничено четко:
у белых доллары, у черных – нет.
Интересно писать про воспоминания Маяковского о Кубе. Во время поездки к нему то и дело подбегали нищие с просьбой о паре сольдо, на что он отрывисто отвечал «Ай эм рэша». Именно «Рэша», а не «Раша». Вообще, манера писать английские название русскими буквами да ещё и с присущим своеобразием – фирменная черта поэта. Вроде: «Стал простецкий «телефон» гордым «телефонос»». Или: «Здесь, извольте видеть, «джаб», а дома «цуп» да «цус»», – из стихотворения «американские русские».
Популярные сегодня темы
Когда Даниэль Дефо начал писать роман «Робинзон Крузо», он еще не предполагал, что станет основоположником нового литературного жанра – заметки путешественника. Широкая публика увидела книгу в 1719 году.
Образ Пьера Безухова и Андрея Болконского помогает не только раскрыть женский идеал А. Толстого в романе «Война и мир», но и передать смысл жизни человека.
Трогательный роман «Отцы и дети» написанный Иваном Сергеевичем Тургеневым в 1861 году. Этот увлекательный рассказ легок для чтения в любом возрасте и всегда будет актуален. Каждый человек, почитавший эту книгу
Обычно жизнь писателя влияет на его творчество. Но в случае с Лермонтовым было наоборот, именно его творчество определило его биографию.
Источник
Владимир Маяковский цитаты и высказывания
Были страны богатые более, Красивее видал и ум ней. Но земли с ещё большей болью Не довиделось видеть мне.
***
***
Я спокоен, вежлив, сдержан тоже, Характер как из кости слоновой точен, А этому взял бы да и дал по роже: Не нравится он мне очень.
***
Светить всегда, светить везде, До дней последних донца, Светить и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца!
***
Грядущие люди! Кто вы? Вот я, весь боль и ушиб. Вам завещаю я сад фруктовый Моей великой души.
Влади́мир Влади́мирович Маяко́вский (7 июля 1893, Багдати, Кутаисская губерния 14 апреля 1930, Москва) русский советский поэт. Википедия.
***
***
Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты, а черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты.
***
***
Как объяснить, что село расположено далеко от дорог, крупных и небольших городов? С помощью пословицы:
***
В тексте поэмы Некрасова множество загадок, которые используются отдельно от произведения:
***
Играют хозяева жизни женскими судьбами: находят им женихов для издевательства и насмешки:
5.
– Среди русских я чувствую себя русским,
среди грузин я чувствую себя грузином… Вопрос из зала: – А среди дураков? Ответ: – А среди дураков я впервые.
Знаменитый отрывок из выступления в Политехническом институте на диспуте о пролетарском интернационализме. Маяковский имел ввиду, что среди всех народов он чувствует себя своим. Тем более сам о грузинах знал не понаслышке, как-никак, родился в селе Багдади, что вблизи современного Тбилиси (тогда Тифлис).
Самое интересное, что один мой приятель-полукровка сказал то же самое про греков и русских. Так вот, его отец (грек) почему-то перестал с ним разговаривать. Наверное, потому что он идиот.
Владимир Маяковский стихи для детей
Что такое хорошо и что такое плохо
Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
— Что такоехорошо
и что такоеплохо?-
У меня
секретов нет,-
слушайте, детишки,-
папы этого
ответ
помещаю
в книжке.
— Если ветер
крыши рвет,
если
град загрохал,-
каждый знает —
это вот
для прогулок
плохо.
Дождь покапал
и прошел.
Солнце
в целом свете.
Это —
очень хорошо
и большим
и детям.
Если
сын
чернее ночи,
грязь лежит
на рожице,-
ясно,
это
плохо очень
для ребячьей кожицы.
Если
мальчик
любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик
очень милый,
поступает хорошо.
Если бьет
дрянной драчун
слабого мальчишку,
я такого
не хочу
даже
вставить в книжку.
Этот вот кричит:
— Не трожь
тех,
кто меньше ростом!-
Этот мальчик
так хорош,
загляденье просто!
Если ты
порвал подряд
книжицу
и мячик,
октябрята говорят:
плоховатый мальчик.
Если мальчик
любит труд,
тычет
в книжку
пальчик,
про такого
пишут тут:
он
хороший мальчик.
От вороны
карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот
просто трус.
Это
очень плохо.
Этот,
хоть и сам с вершок,
спорит
с грозной птицей.
Храбрый мальчик,
хорошо,
в жизни
пригодится.
Этот
в грязь полез
и рад.
что грязна рубаха.
Про такого
говорят:
он плохой,
неряха.
Этот
чистит валенки,
моет
сам
галоши.
Он
хотя и маленький,
но вполне хороший.
Помни
это
каждый сын.
Знай
любой ребенок:
вырастет
из сына
cвин,
если сын —
свиненок,
Мальчик
радостный пошел,
и решила кроха:
«Буду
делать хорошо,
и не буду —плохо».
Эта книжечка моя про моря и про маяк
Разрезая носом воды,
ходят в море пароходы.
Дуют ветры яростные,
гонят лодки парусные,
Вечером,
а также к ночи,
плавать в море трудно очень
Все покрыто скалами,
скалами немалыми.
Ближе к суше
еле-еле
даже
днем обходят мели.
Капитан берет бинокль,
но бинокль помочь не мог.
Капитану так обидно —
даже берега не видно.
Закружит волна кружение,
вот
и кораблекрушение.
Вдруг —
обрадован моряк:
загорается маяк.
В самой темени как раз
показался красный глаз.
Поморгал —
и снова нет,
и опять зажегся свет.
Здесь, мол, тихо —
все суда
заплывайте вот сюда.
Бьется в стены шторм и вой.
Лестницею винтовой
каждый вечер,
ближе к ночи,
на маяк идет рабочий.
Наверху фонарище —
яркий,
как пожарище.
Виден он
во все моря,
нету ярче фонаря.
Чтобы всем заметаться,
он еще и вертится.
Труд большой рабочему —
простоять всю ночь ему.
Чтобы пламя не погасло,
подливает в лампу масло.
И чистит
исключительное
стекло увеличительное.
Всем показывает свет —
здесь опасно или нет.
Пароходы,
корабли —
запыхтели,
загребли.
Волны,
как теперь ни ухайте, —
все, кто плавал, —
в тихой бухте.
Нет ни волн,
ни вод,
ни грома,
детям сухо,
дети дома.
Кличет книжечка моя:
— Дети,
будьте как маяк!
Всем,
кто ночью плыть не могут,
освещай огнем дорогу.
Чтоб сказать про это вам,
этой книжечки слова
и рисуночков наброски
сделал
дядя
Маяковский.
Мы вас ждем, товарищ птица, отчего вам не летится
Несется клич
со всех концов,
несется клич
во все концы:
— Весна пришла!
Даешь скворцов.
Добро пожаловать, скворцы! —
В самом лучшем месте
самой лучшей рощи
на ветке
поразвесистей
готова жилплощадь.
И маленькая птица
с большим аппетитцем.
Готовы
для кормежки
и зерна
и мошки.
Из-за моря,
из-за леса
не летят
скворцы,
пока
пионеры
сами лезут
на березины бока.
Один
с трубою на носу
уселся
аж на самый сук.
— Вспорхнуть бы
и навстречу
с приветственною речью. —
Одна заминка:
без крылышек спинка.
Грохочет гром
от труб ребят,
от барабана шалого.
Ревут,
кричат,
пищат,
трубят.
— Скворцы,
добро пожаловать! —
Бьют барабаны бешеней.
Скворцы
погоды вешней
заждались за лесами, —
и в жданьи безутешном
ребята
по скворешням
расположились сами.
Слетит
скворец
под сень листов,
сказать придется:
— Нет местов! —
Хочу,
чтоб этот клич
гудел
над прочими кличами:
— Товарищ,
пионерских дел
не забывай
за птичьими.
Наталья Брюханенко. «Товарищ-девушка»
Наталья Брюханенко. Фотография: elle.ru
Наталья Брюханенко. Фотография: gazetacrimea.ru
Наталья Брюханенко. Фотография: famhist.ru
Наталья Брюханенко познакомилась с Владимиром Маяковским, когда ей было 20 лет, а ему — 33. После первого свидания они не виделись год, и только в 1926 году столкнулись там же, где и в первый раз, — в библиотеке Госиздата. И с тех пор стали практически неразлучны.
Друзьям Маяковский представлял ее: «Мой товарищ-девушка». Поэт был галантен и внимателен, обращался к своей «Наталочке» на «Вы». Он всегда приходил вовремя и сдерживал обещания, того же требовал и от нее. Чтобы Наталья Брюханенко не опаздывала на свидание, Маяковский подарил ей часы. И подписал для нее книгу:
Ее тоже заставил подписаться: «Согласна. Н. Брюханенко. 11/VII–27».
В 1927 году они отдыхали в Ялте. Каждое утро Маяковский работал, здесь поэт закончил поэму «Хорошо!». После обеда они готовились к ежедневным поэтическим выступлениям: «Темы разговора были: против есенинщины, против мещанства, против пошлятины, черемух и лун. За настоящие стихи, за новый быт». В день именин Натальи Брюхановой Маяковский подарил ей огромный букет роз, а потом начал покупать подарки и цветы во всех магазинчиках по дороге: «Один букет — это мелочь. Мне хочется, чтоб вы вспоминали, как вам подарили не один букет, а один киоск роз и весь одеколон города Ялты!»
В 1928 году поэт признался Наталье Брюханенко, что любит Лилю: «Хотите — буду вас любить на втором месте?» Но девушка от «второго места» отказалась, и роман вскоре угас. Однако они продолжали ходить на поэтические вечера, в театры и на концерты, Наталья Брюханенко часто заглядывала к новым друзьям — Брикам. За четыре дня до самоубийства Маяковского Брюханенко приходила к нему в гости в Гендриков переулок и помогала править рукописи.
Биографические факты
Не всегда читатель понимает, как оценивать произведения Маяковского о любви. Его стихотворения отличались необычной формой и поэтому их сложно воспринимать. Поэт выглядел грубо и часто вел себя не самым лучшим образом, но в душе он был ранимым и чутким человеком. В его сердце жила любовь, и она нашла выражение в стихотворениях.
Адресатом его лирики была не только Лиля Брик. В жизни Маяковского было несколько женщин, которых он любил и посвящал им стихи. Среди них особо выделяются три дамы:
- Мария Денисова — была первой безответной влюбленностью поэта. Они познакомились в Одессе в 1914 году. Именно она вдохновила Владимира на написание поэмы «Облако в штанах».
- Татьяна Яковлева — русская эмигрантка, проживала в Париже. Там с Маяковским она познакомилась в 1928 году. Они сразу полюбили друг друга, но их отношения не закончились свадьбой. Поэт сделал предложение Татьяне, но так никак не ответила, а потом вышла замуж за другого.
- Вероника Полонская — актриса театра. С ней Владимир познакомился благодаря Осипу Брику. Друг Маяковского хотел отвлечь поэта от мрачных мыслей. Затея удалась, но Полонская была замужем и уйти от супруга не могла.
Лиля Брик тоже занимала важное место в жизни Маяковского. Часть стихотворений была посвящена именно ей
Их отношения были странными: Лиля была замужем за Осипом, но встречалась с Владимиром. Официальный супруг женщин был в курсе ее союза с поэтом, но не препятствовал связи.
Мой университет
Французский знаете.Де́лите.Множите.Склоняете чу́дно.Ну и склоняйте!Скажите — а с домом спетьсяможете?Язык трамвайский вы понимаете?Птенец человечий,чуть только вывелся —за книжки рукой,за тетрадные дести.А я обучался азбуке с вывесок,листая страницы железа и жести.Землю возьмут,обкорнав,ободрав ее —учат.И вся она — с крохотный глобус.А ябоками учил географию — недаром женаземьночёвкой хлопаюсь!Мутят Иловайских больные вопросы:— Была ль рыжа борода Барбароссы? —Пускай!Не копаюсь в пропы̀ленном вздоре я —любая в Москве мне известна история!Берут Добролюбова (чтоб зло ненавидеть), —фамилья ж против,скулит родовая.Яжирныхс детства привык ненавидеть,всегда себяза обед продавая.Научатся,сядут — чтоб нравиться даме,мыслишки звякают лбёнками медненькими.А яговорилс одними домами.Одни водокачки мне собеседниками.Окном слуховым внимательно слушая,ловили крыши — что брошу в уши я.А послео ночии друг о другетрещали,язык ворочая — флюгер.
Елизавета Зиберт. «Милая Элли»
Элли Джонс. Рисунок Владимира Маяковского
Элли Джонс (Елизавета Зиберт). Фотография: elle.ru
Элли Джонс с трехлетней дочерью Элен-Патрицией в Ницце. 1928 год. Фотография: famhist.ru
Поездка в Америку стала самым длительным заграничным путешествием Владимира Маяковского: три месяца он выступал в США со стихами и докладами. Здесь художник Давид Бурлюк познакомил его с Элли Джонс (Елизаветой Зиберт), эмигранткой из России. Она стала переводчицей поэта, который не знал английского языка. Маяковский и Джонс вдвоем появлялись на официальных приемах, на встречах с журналистами и издателями. Они много гуляли по городу. После посещения Бруклинского моста Владимир Маяковский создал одноименное стихотворение.
Поэт нарисовал несколько портретов Элли Джонс, говорил, что пишет стихотворение об их любви. На что она ответила ему: «Давай сохраним наши чувства только для нас». Они почти не расставались — до того октябрьского дня, когда Элли Джонс проводила поэта на корабль. Вернувшись в свою квартиру, она увидела, что ее кровать усыпана незабудками. На цветы Маяковский потратил последние деньги.
В 1926-м Элли Джонс родила дочь — Хелен Патрисию Томпсон (Елену Маяковскую). Владимир Маяковский видел ее только один раз, в 1928 году, когда они с Джонс встретились в Ницце. Фотография дочери потом хранилась в кабинете поэта, в его московской комнате.
«Взрослое» (из поэмы «Люблю»)
В главке «Взрослое» Маяковский продолжает рассуждать о любви, достойном и недостойном поведении любовников. Герой этих строк готов любить. Чувство его огромно – «сплошное сердце», над которым он не властен. В свойственной манере поэт использует гиперболу: «ручища», «бесконечных Садовых», «сердцебиение дикое».
Антитезу этому огромному и настоящему чувству составляет любовь других людей. Она пошлая, продажная. В начале стихотворения – также антитеза: «у взрослых…» – «а я…». Лирический герой противопоставляет себя нищего «взрослым», которые продают любовь за деньги.
Как и другие стихи о любви Маяковского, строки изобилуют средствами выразительности: «Москва душила в объятьях», «сердца дом», «столиц сердцебиение». Для создания экспрессии и накала используются восклицания, эмоционально-оценочная лексика («шлялся», «часишки», «ввалено»).
Любовь в произведениях Маяковского
Владимир Маяковский известен нам больше как поэт-революционер. Строки из его стихотворений звучат как лозунги, призывы к активной гражданской деятельности. Однако вместе с бунтующими чертами характера в произведениях поэта раскрывается романтическая сторона личности Маяковского. Это проявляется в его любовной лирике.
Как и все другие поэты, Владимир Маяковский раскрывал в своих произведениях самые потаенные, нежные любовные чувства. В стихотворениях он давал выход накопившимся страстям. У поэта не так много стихотворений на тему любви, однако, все они посвящены девушке, занимавшей особое место в его жизни и сердце, Лиле Брик. С Лилей Брик у Маяковского были довольно сложные взаимоотношения. Следует заметить, что история с этой девушкой принесла поэту много горечи и серьезных обид. Любовная связь двух людей отнюдь не была счастливой. Во многом их отношения были очень странными, так как включали еще одного участника событий — мужа Лили Брик. Это был настоящий любовный треугольник, в котором страдали все, но более всех — Владимир Маяковский.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Несмотря на то, что любовь в жизни поэта принесла ему немало душевных мук, Маяковский считал жизнь без любви опустошенной. Поэт полагал, что любовь — есть двигатель всего: человеческого сердца, души, жизни в этом мире.
Да, безусловно, любовь в жизни поэта стала для него сущим кошмаром, страданием. Все свои чувства Маяковский вложил в стихи. Возьмем для примера поэму «Облако в штанах». Еще с первых строк читателя охватывает тревожное чувство беспокойства за лирического героя. Вот какими строками начинается произведение поэта:
В этом же произведении есть следующие строки:
Мы можем заметить, как сильно ранит героя реплика его возлюбленной. Три коротких слова — и герой душевно убит.
Любовь, как мучение раскрывается и в его произведении «Флейта-позвоночник». Лирический герой страдает от чувств любви. Он уже готов наложить проклятие на объект воздыхания:
Горечью и терзаниями по возлюбленной проникнуто стихотворение «Лиличка», посвященное все той же Лиле Брик:
Сердце поэта переполнено «обиженными жалобами», а для его возлюбленной любовь поэта действительно — тяжелая ноша. От этого плохо всем: и любящему и любимому.
Лирический герой должен отпустить объект своей симпатии, расставание — единственный выход. Но безумно трудно расставаться с тем, кого любишь всей душой:
Любовь Маяковского сыграла с поэтом злую шутку. Вся недолгая жизнь Владимира Маяковского была наполнена страданиями и обидами от чувства неразделенной симпатии. Однако стоит учесть, что именно это обстоятельство его жизни подарило литературному миру множество уникальных произведений любовной лирики.
Источник
LiveInternetLiveInternet
Ваше слово, товарищ маузер! Цитата из стихотворения Маяковского В.В. «Левый марш (матросам)» (1918 г.). Маузер — 1. Автоматический пистолет. 2. Магазинная винтовка. Назван по имени немецкого изобретателя Mauser (Толковый словарь Д. Н. Ушакова, 1935-1940). Вырастет из сына свин, если сын свиненок Цитата из стихотворения Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо» (1925 г.): «Знай, любой ребенок: вырастет из сына — свин, если сын — свиненок.»
Для веселия планета наша мало оборудована Фраза из стихотворения «Сергею Есенину» (1926 г.) Маяковского В.В.
«Для веселия планета наша мало оборудована. Надо вырвать радость у грядущих дней. В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней».
Если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно Цитата из произведения Владимира Маяковского «Послушайте» (1914 г.):
ПОСЛУШАЙТЕ! «Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит — чтоб обязательно была звезда! — клянется — не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!» Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!» 1914
Если с клеткой способ разверстки схож, то налог на дворец похож Выражение из произведения Маяковского В.В. «Декрет о натуральном налоге на хлеб, картофель и масличные семена» (1921 г.):
«Если с клеткой способ разверстки схож, то налог на дворец похож. 77 во дворце покоев. Ищи помещение, подходящее какое. А комнат в нем 77. Справедливое помещение найдется всем.»
В первые годы советской власти, правительство изымало у крестьян продукты питания по установленным нормам. Такое изъятие называлось разверсткой (продразверсткой). Продразверстка вызывала сильное недовольство крестьян. Потом разверстку заменили на налог — который взимался также в виде продуктов питания, но в зависимости от имущественного положения крестьянина. Произведение Маяковского В.В. разъясняет новый порядок взимания налога. Жизнь прекрасна и удивительна Цитата из поэмы Маяковского В.В. «Хорошо» (1927 г.):
«Радость прет. Не для вас уделить ли нам?! Жизнь прекрасна и удивительна. Лет до ста расти нам без старости. Год от года расти нашей бодрости. Славьте, молот и стих, землю молодости.»
И жизнь хороша, и жить хорошо Цитата из поэмы Маяковского В.В. «Хорошо!» (1927 г.):
«Я земной шар чуть не весь обошел, — и жизнь хороша, и жить хорошо. А в нашей буче, боевой, кипучей, и того лучше».
Любовная лодка разбилась о быт Фраза из черновых набросков в последних записных книжках поэта Маяковского Владимира Владимировича. Эти наброски опубликованы под названием «Неоконченное» (1928—1930):
«Море уходит вспять Море уходит спать Как говорят инцидент исперчен Любовная лодка разбилась о быт С тобой мы в расчете И не к чему перечень Взаимных болей и обид»
Кому бублик, а кому дырка от бублика Цитата из пьесы Маяковского Владимира Владимировича «Мистерия-буфф» (1918 г.):
Француз (ковыряя в зубах) «Чего кипятитесь? Обещали и делим поровну: одному — бублик, другому дырка от бублика. Это и есть демократическая республика..» .
1.
«Пока перед трюмо
разглядываешь прыщик…»
Это цитата из одного стихотворения Владимира Владимировича. И надо сказать, она точно отображает поведение поэта. Да, в это сложно поверить, но здоровенный бугай, отсидевший за революционные настроения в тюрьмах, вышедший из простой семьи лесничего и писавший такие резкие, как удар серпом по яйцам, стихи, был донельзя чистоплотным человеком. Обычным делом для «поэта революции» было разглядывать свою физиономию в зеркале на предмет наличия новых прыщиков, царапин и слишком длинных щетинок. Брился он каждый день, оправдывая это словами: «Нет, недостаточно я красив, чтобы бриться не каждый день».
Якшаясь с футуристами, Маяковский зачастую выглядел словно умалишенный в своём знаменитом оранжевом свитере, поверх которого напяливал бант. Но в повседневной жизни он был подчеркнуто элегантен, одеваясь по моде того времени. Его вполне можно было назвать денди, помешанным на чистоплотности. Именно что помешанным, другое слово подобрать довольно трудно. Больше прыщиков он боялся за собственное здоровье, фобия заразиться нехорошими болезнями преследовала его с детства, после нелепой смерти отца. Там действительно все вышло довольно глупо: отец проткнул палец иглой для сшивания бумаг и умер от заражения крови. Не самая лучшая смерть, Маяковский постоянно носил с собой мыльницу и при каждом удобном случае мыл руки.
«Лиличка!»
Стихотворение посвящено главной музе поэта – Лиле Брик. Послание написано спустя год после его знакомства с замужней женщиной. С тех пор Маяковский посвящал стихи о любви в основном ей и в каждом стремился выразить любовь, преданность и отчаяние, вызванное холодностью возлюбленной.
Смотрите это видео на YouTube
Слушать стихотворение «Лиличке!» полностью
Жанр стихотворения можно определить как послание, об этом же говорит и подзаголовок – «Вместо письма». В обращенном к возлюбленной эмоциональном монологе поэт вспоминает их счастливое прошлое, переживает разрыв и признается в своих чувствах. Текст произведения пронизан отчаянием.
Мучительное состояние героя помогают лучше понять такие средства выразительности, как:
- авторские неологизмы («обезумлюсь», «отчаяньем иссечась», «выреветь»),
- яркие метафоры («сердце в железе», «душу любовью выжег», «слов сухие листья»),
- образные эпитеты («сломанная дрожью рука», «обиженные жалобы», «в опожаренном песке»),
- антитеза – счастливая первая встреча противопоставляется нынешнему охлаждению в их отношениях («вспомни, руки твои гладил» – «сегодня сердце в железе»),
- гипербола («кроме твоего взгляда не властно лезвие ни одного ножа»).
Размер стихотворения – разностопный хорей, рифмовка с чередованием – перекрестная и кольцевая. Некоторые строки имеют неточную рифму, как будто она не всегда успевает за потоком чувств поэта.
Поэт, сценарист, деятель русского футуризма Асеев Н. Н.
«Воспоминания о Маяковском»
«Помню, когда я написал «Семёна Проскакова», Маяковский слушал его первым. Прослушав, как-то взволновался, посмотрел на меня внимательно и с какой-то хорошей завистью сказал: «Ну ладно, Колька! Я тоже скоро кончу свою вещь! Тогда посмотрим!» В этой простодушной, мальчишеской фразе сказался весь Маяковский. Это была и высшая похвала мне, и удивительно хорошее чувство товарищеского соревнования. С ним было легко и весело работать именно из-за этого широкого размаха душевной мощи, которая увлекала и заражала собой без всяких нравоучений и теоретических споров».
Владимир Маяковский: 5 фактов из жизни поэта революции
Подробнее
Любовные стихотворения
Любовь и революция в творчестве Маяковского тесно связаны и особенно ярко это проявляется в работе «Письмо к Татьяне Яковлевой». Лирический герой испытывает нежные чувства к женщине, но в то же время в нем сильна любовь к Родине. Он мечется между этими двумя полюсами и не знает, какой лучше выбрать.
Лирика для поэта всегда была способом самовыражения. С помощью текстов мужчина рассказывал миру о своих мыслях, чувствах. Кратко изучать его стихотворения невозможно, так как в них скрыт глубокий смысл, поэтому каждый текст нужно внимательно читать и выделять важные моменты.
Любовная лирика Маяковского — это отражение маленького кусочка жизни поэта.
6.
На, Ося, расставь запятатки.
Эта фраза ожидала все произведения поэта, которые увидели печать. Дело в том, что у Маяковского не было возможности получить настоящее образование, и в этом крылась главная проблема творца – ужасная безграмотность. Собственно, обилие неологизмов в его стихах этим и объясняется. Не знал парень, как можно писать, а как нельзя. Особую неприязнь он питал к запятым, за всю жизнь так и не поняв, где их нужно ставить, а где нет. Знаменитая «лесенка», которой выкладывались его строки, была способом хоть как-то прикрыть безграмотность. Хотя коллеги-поэты обвиняли его в жульничестве, ведь поэтам тогда платили за количество строк, и Маяковский получал в 2-3 раза больше за стихи аналогичной длины. Чтобы у редактуры не возникало вопросов и инфаркта, он отдавал их на редактуру мужу своей любовницы Лилли Брик – Осипу. Это удивительная история любви между любвеобильным поэтом и весьма расчетливой девицей. Самое интересное, что в один прекрасный момент Маяковский переехал в их дом, где они жили втроем. Ося не возражал, Ося редактировал стихи, пока голубки ворковали. Вот такая вот свобода нравов. Как говорили ранние большевики: «Брак – пережиток буржуазного прошлого».
«Так и со мной» (из поэмы «Люблю»)
Последние части поэмы «Люблю» посвящены легкости, которую поэт чувствует рядом с возлюбленной. Она облегчила его бремя, поэтому автор навсегда отдал ей свое сердце. Он возвращается к ней, сравнивая свое возвращение то с кораблем, то с поездом, то со скупым пушкинским рыцарем (последнее – прием аллюзии к знаменитой «маленькой трагедии» Пушкина «Скупой рыцарь»).
Другие средства выразительности здесь: параллелизм («флоты – стекаются в гавани, поезд – к вокзалу гонит»), анафора («к тебе возвращаюсь / к тебе идя / к тебе тянусь»).
Смотрите это видео на YouTube
Слушать стихотворение «Так и со мной»
«О сущности любви»
«Письмо…» принадлежит поздней любовной лирике Маяковского. Здесь поэт отступает от своей многолетней «традиции» посвящать стихи о любви Лиле Брик. На этот раз адресатом послания становится другая женщина.
Стихотворение написано в 1928 году в Париже – в это время поэт работал во Франции корреспондентом. Там он познакомился с Татьяной Яковлевой, русской эмигранткой и модельером одежды. Между ними завязались близкие отношения. Вдохновленный встречей, Маяковский посвятил женщине стихи о любви.
Смотрите это видео на YouTube
Слушать стихотворение «О сущности любви» полностью
Как и следует из названия, форма стихотворения – письмо, обращение, направленное к конкретному человеку – «товарищу Кострову». Такой прием делает описываемые события и чувства более реальными для читателя. Тарас Костров – редактор газеты, от которой Маяковский и был командирован в Париж.
В заглавии определена и основная тема стиха – «о сущности любви». Поэт словно пародирует трактат, иронизируя над философской темой. Серьезные тезисы соседствуют с шуткой, торжественное преподносится в легкой форме, высокое «снижается». Стихотворение можно отнести к исповедальной поэзии.
Любовь изображается как чувство планетарного масштаба, способное перекроить внутренний мир человека, преобразить реальность. В стихотворении используются «космические» образы: синее небо, звезды, хвост кометы. Любовь – стихия, ей бессмысленно противостоять.
Для столь возвышенной темы текст лишен пафосности, встречаются даже просторечия: «ихней», «заговариваю зубы», «до черта». С приземленной лексикой соседствуют неожиданные и яркие метафоры, отражающие глубину чувств героя: «жгут угольями», «золоторожденной кометой», «за горами грудей».
Взрослое
У взрослых дела.В рублях карманы.Любить?Пожалуйста!Рубликов за́ сто.А я,бездомный,ручищав рваныйв карман засунули шлялся, глазастый.Ночь.Надеваете лучшее платье.Душой отдыхаете на женах, на вдовах.МеняМосква душила в объятьяхкольцом своих бесконечных Садовых.В сердца,в часишкилюбовницы тикают.В восторге партнеры любовного ложа.Столиц сердцебиение дикоеловил я,Страстно́ю площадью лёжа.Враспашку — сердце почти что снаружи —себя открываю и солнцу и луже.Входите страстями!Любовями влазьте!Отныне я сердцем править не властен.У прочих знаю сердца дом я.Оно в груди — любому известно!На мне жс ума сошла анатомия.Сплошное сердце — гудит повсеместно.О, сколько их,одних только вёсен,за 20 лет в распалённого ввалено!Их груз нерастраченный — просто несносен.Несносен не так,для стиха, а буквально.
Софья Шамардина. «Сонка — член горсовета»
Софья Шамардина. Фотография: mayakovsky.museum
Софья Шамардина. Фотография: litmir.co
Софья Шамардина. Фотография: mayakovsky.museum
Софья Шамардина, «первая артистка-футуристка», как звали ее современники, была знаменитостью в литературных кругах Петербурга. Она водила на цепи ручного волка и выступала в футуристических концертах под именем Эсклармонды Орлеанской. Игорь Северянин сделал ее героиней автобиографии «Колокола собора чувств».
Маяковского и Шамардину познакомил Корней Чуковский в 1913 году. Между поэтом и артисткой вспыхнул бурный роман. Шамардина участвовала в постановке спектакля по пьесе «Владимир Маяковский» и помогала организовать знаменитое турне футуристов в 1913–1914 годах по городам России.
После разрыва с Маяковским Софья Шамардина вышла замуж за народного комиссара по военным делам Иосифа Адамовича. В 1923-м она стала партийным работником, над чем Маяковский посмеивался: «Сонка — член горсовета!» Он сожалел, что она изменила своему эксцентричному футуристическому облику: «Одеваешься под Крупскую».
Особенности лирики
Маяковский был уверен, что в поэзии нужно рассказывать о том, что испытывал человек сам. Поэтому его работы являются отражением пережитого опыта. Он стремился поделиться с миром своими переживаниями, чувствами, мыслями.
Своеобразие любовной лирики Маяковского выражается в том, что он отказывался верить в недолговечность привязанности. Сам он стремился найти спутницу на всю жизнь, но безуспешно. Особенно ярко его переживания выражаются в поэме «Люблю», текст которой был посвящен Брик.
В первой части произведения Владимир противопоставляет обыденное восприятие чувств поэтическому. Маяковский описывал любовь как врожденный навык, но у большинства людей оно постепенно отмирает. В остальной части произведения поэт детально описывает свои эмоции, но он признает: в жестоком и равнодушном мире нет места чувствам.
Если проводить тщательный анализ поэмы «Люблю», то можно увидеть ключевую позицию Маяковского. По его мнению, если у людей есть чувства, то они вечны и ничто, никто не способен разрушить такую связь.