Цитаты о верованиях, Боге и религии Сартра
Представления Сартра о Боге и религии были довольно прямолинейны. Эти идеи могут сбить человека с толку, заставив задуматься, верит ли он в Бога или что он думает о религии. Взгляните на эти цитаты ниже, чтобы понять, в чем заключается путаница.
25. «Истинно говорю вам: все люди — пророки, иначе Бога не существует».
-Жан-Поль Сартр.
26. «Для тех, кто хочет «изменить жизнь» или «заново изобрести любовь», Бог — не что иное, как помеха».
-Жан-Поль Сартр.
27. «Я не понимаю! Я ничего не понял! Я не могу понять и не хочу понимать! Хотелось бы верить!»
-Жан-Поль Сартр.
28. «Жан-Поль Сартр сказал, что если нет Бога, все дозволено».
— Катарена Эйерманн, «Экзистенциализм и Достоевский».
29. «Я перепутал вещи с их именами: это вера».
-Жан-Поль Сартр.
30. «Я собираюсь пережить самого себя. Ешь, спи, ешь, спи. Существуй медленно, мягко, как деревья, как лужа воды, как красная скамья в трамвае».
-Жан-Поль Сартр.
31. «Бог есть отсутствие. Бог есть одиночество человека».
-Жан-Поль Сартр.
32. «Ах! Не осуждай богов, юноша, у них есть болезненные секреты».
-Жан-Поль Сартр, 1943 год.
33. «Поэтому бессмысленно и думать о жалобах, поскольку ничто чуждое не решает, что мы чувствуем, чем живем и чем являемся».
-Жан-Поль Сартр.
34. «Чем больше песка убежало из песочных часов нашей жизни, тем яснее мы должны видеть сквозь них».
-Жан-Поль Сартр.
35. «Я знаю только одну церковь, общество людей».
-Жан-Поль Сартр, «Дьявол и добрый Господь».
36. «Наступает ночь; в сумерках нужно иметь хорошее зрение, чтобы отличить Доброго Господа от Дьявола».
-Жан-Поль Сартр.
37. «Я думаю о смерти только со спокойствием, как о конце. Я не позволю смерти мешать жизни. Смерть должна войти в жизнь только для того, чтобы определить ее».
-Жан-Поль Сартр, «Выхода нет».
38. «Я не верю в Бога; его существование было опровергнуто наукой. Но в концлагере я научился верить в мужчин».
-Жан-Поль Сартр.
39. «Как и все мечтатели, я путаю разочарование с правдой».
-Жан-Поль Сартр.
40. «Возможно, вы не лжете, но вы говорите неправду».
-Жан-Поль Сартр.
Цитаты Жан-Поля Сартра о литературе, чтении, словах и письме
Сартр жил для литературы и жил в литературе. Он был таким же заядлым читателем, как и писателем, и приведенные ниже цитаты являются воплощением его любви к литературному миру.
50. «Я нашел свою религию: ничего не казалось мне более важным, чем книга. Я видел библиотеку как храм».
-Жан-Поль Сартр, «Слова».
51. «Желание писать все-таки довольно странное и не лишено некоторой «трещиноватости».
-Жан-Поль Сартр.
52. «Слова — заряженные пистолеты».
-Жан-Поль Сартр.
53. «Если литература — это еще не все, она не стоит и часа чьих-то хлопот».
-Жан-Поль Сартр.
54. «Я спокойно считал, что я рожден, чтобы писать».
-Жан-Поль Сартр.
55. «На самом деле люди читают, потому что хотят писать. Так или иначе, чтение — это своего рода переписывание».
-Жан-Поль Сартр, интервью для «Les Ecrivains En Personne», 1959.
56. «Это как раз проблема писателя; Что означает литература в голодном мире?»
-Жан-Поль Сартр.
57. «В Les Mots я объясняю происхождение моего безумия, моего невроза. Этот анализ может помочь молодым, которые мечтают писать».
-Жан-Поль Сартр.
58. «Как и мораль, литература должна быть универсальной».
-Жан-Поль Сартр.
59. «Все, что я знаю о своей жизни, кажется, я узнал из книг».
-Жан-Поль Сартр.
Цитаты Жан-Поля Сартра о работе и времени
Сартр несколько раз комментировал представления о времени и о том, как оно проходит мимо нас в своих различных книгах.
68. «Возможно, были и более прекрасные времена, но это наши».
-Жан-Поль Сартр.
69. «Я полагаю, что это из-за лени мир один и тот же изо дня в день. Сегодня казалось, что она хочет измениться, а потом все, что угодно может случиться».
-Жан-Поль Сартр.
70. «Лучшая работа — это не то, что для вас труднее всего; это то, что ты делаешь лучше всего».
-Жан-Поль Сартр.
71. «Я думаю, они делают это, чтобы скоротать время, не более того. Но время слишком велико, его нельзя заполнить. Все, во что вы погружаетесь, растягивается и распадается».
-Жан-Поль Сартр, 2 февраля 1938 года.
72. «Прошлое — это роскошь собственников».
-Жан-Поль Сартр.
73. «Возможно, были и более прекрасные времена, но это наши».
-Жан-Поль Сартр.
74. «В три часа всегда слишком поздно или слишком рано для всего, что вы хотите сделать».
-Жан-Поль Сартр, «Тошнота».
75. «Этот момент сияет. Он круглый, он висит в пустоте, как маленький бриллиант; Я вечен».
-Жан-Поль Сартр.
76. «Истинная природа настоящего открылась; это было то, что существует, все, чего не было, не существует».
-Жан-Поль Сартр.
Биография
Споры о том, как называть Сартра, длятся и сегодня. Мартин Хайдеггер уверял, что Жан-Поль литератор, а Владимир Набоков называл философом. Но все сходятся во мнении, что обозначение мыслитель и психолог ему подойдет.
У знаменитого француза хватает и почитателей, и критиков. Первые превозносят сочинения, через которые красной нитью проходят темы абсурдности бытия, свободы и одиночества.
Философ Жан-Поль Сартр
Сартра называют идолом бесшабашного Парижа и отцом экзистенциализма, повлиявшим на время, за что и удостоился премии Нобеля. Но объявившему, что «его свобода – выбор быть Богом!», премия ни к чему.
Оппоненты учения Сартра упрекают автора в человеконенавистничестве и зовут социопатом, у которого человеческое вызывало тошноту. Правда притаилась где-то посередине.
Цитаты Жан-Поля Сартра о любви
Цитаты Сартра о любви исходят из уникального места, поскольку он сам был в открытых отношениях с женщиной, на которой женился. Тем не менее, эти цитаты довольно близки многим из нас сегодня.
60. «В любви одно и одно — одно».
-Жан-Поль Сартр.
61. «Мы должны разыграть страсть, прежде чем сможем ее почувствовать».
-Жан-Поль Сартр.
62. «Поскольку он не может быть любимым, он станет любовником».
-Жан-Поль Сартр, «Святой Жене, актер и мученик».
63. «Любимый мой, ты не «одна вещь в моей жизни», даже не самая важная, потому что моя жизнь больше не принадлежит мне, потому что ты всегда я».
-Жан-Поль Сартр.
64. «Когда мы слишком любим животных и детей, мы любим их за счет мужчин».
-Жан-Поль Сартр.
65. «Мне не нужны добрые души; сообщник — это то, чего я хотел».
-Жан-Поль Сартр.
66. «Начать любить кого-то — это непростая задача. Вы должны иметь энергию, щедрость, слепоту. В самом начале есть даже момент, когда нужно перепрыгнуть через пропасть: если ты думаешь об этом, ты этого не делаешь».
-Жан-Поль Сартр.
67. «Мы не судим тех, кого любим».
-Жан-Поль Сартр.
Упоминание книг автора:
- Коллективная подборка «Любимые книги ридлян»Подборки
- Литературный стартер пак юного экзистенциалиста.Подборки
- Рыжие герои книгПодборки
Цитаты из книг автора
Мертвые без погребения
•<p>Полька кончилась, теперь наш черед танцевать. <br />— Значит, ты не хочешь танцевать. (Пауза.) Ненавижу эту музыку. <br />— Да? <br />— Её, наверное, слышно на ферме. <br />— Там никого не осталось, некому слушать. <br />— Знаю. Эта музыка врывается в окна, кружится над трупами. Музыка, солнце — картина! А трупы совсем почернели. А! Мы здорово промахнулись…</p>
Стена
•<p>Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния.</p>
Стена
•<p>На мгновение, на одно короткое мгновение мне показалось, что я заплачу тоже, и тоже от жалости к себе. Но случилось обратное: я взглянул на мальчика, увидел его худые вздрагивающие плечи и почувствовал, что стал бесчеловечным — я был уже не в состоянии пожалеть ни себя, ни другого. Я сказал себе: ты должен умереть достойно.</p>
Тошнота
•<p>- Я знал, что вы меня одобрите, мсье. Да и как можно осудить того, кто говорит вам: я распорядился своей жизнью так-то и так-то и теперь совершенно счастлив?</p>Самоучка
Комната
•<p>Его нервное изящество, его субтильность, которая так нравилась Еве, когда он за ней ухаживал, — все это были цветы его безумия.</p>
•
Все рецензии
Другие люди о Сартре
Эта цитата — слова о Сартре, принадлежащие и философу из серии интервью Станислава Береся. Фраза звучит в главе «Страсть повествования».
В вышедшей позже дополненной версии книги, названной «Так говорил… Лем», также можно найти упоминание о Жан-Поле Сартре.
Русский писатель-постмодернист Виктор Пелевин в своем сатирическом рассказе «Краткая история пэйнтбола в Москве», опубликованном в 1997 году, анализирует высказывание французского философа «Ад — это другие» (на французском цитата Сартра звучит как L»enfer,
c»est
les autres).
немецкий писатель, сентименталист и преромантик, автор сатирических сочинений, эстетик и публицист, псевдоним (офранцуженную версию собственных имён) взял из преклонения перед Жаном Жаком Руссо, Жан Полю принадлежит ставшее знаменитым выражение «мировая скорбь»
вечность
Вечность — это то время, когда существуют идеалы.
Говорят, что лучшее правило политики — не слишком управлять. Это правило столь же верно и в воспитании.
Тот, кто никогда не искал ни дружбы, ни любви, тысячу раз беднее того, кто их обеих утратил.
Только в минуты свидания и разлуки люди знают, сколько любви таило их сердце.
Кто в старости может обходиться без любви, тот не любил и в юности, ибо для любви годы не помеха.
Легче всего люди выдают свои намерения, когда последние не удаются им.
Бывают люди-растения, люди-звери, люди-боги.
Мужество состоит не в том, чтобы смело преодолевать опасность, но в том, чтобы встречать её с открытыми глазами.
Из всех искусств музыка — самое человечное и распространённое.
Музыка — поэзия воздуха.
О музыка! Отзвук далёкого гармоничного мира! Вздох ангела в нашей душе! Когда замирает слово, и объятие, и наполненный слёзами глаз, когда наши немые сердца в одиночестве томятся за решёткой нашей груди — о, тогда только благодаря тебе могут они послать друг другу отклик из своих тюрем, соединить в одной пустыне свои далёкие стоны.
Подлинная нравственность непосредственно поэтична, а поэзия, в свою очередь, — опосредованно нравственна.
Проницательность ума — это совесть остроумия.
порядочность
Добропорядочные люди приобретают больше врагов своими речами, нежели дурные — своими делами.
Скромен не тот, кто равнодушен к похвалам, а тот, кто внимателен к порицаниям.
Совесть человека может заблуждаться, но сам человек может и не быть бессовестным, точно так же, как можно обладать ложным вкусом, не впадая в безвкусицу.
Малые страдания выводят из себя, великие же — возвращают нас самим себе. Треснувший колокол издаёт глухой звук: разбейте его на две части — он снова издаст чистый звук.
суеверие
Суеверие — чудовищное, почти неодолимое чувство, благодаря которому мирный человек стоит как бы среди исполинской мельницы вселенной, оглушённый и одинокий.
Кто хвастает знанием тайны, тот одну половину её уже открыл, а другую открыть не замедлит.
Тоска по любви есть сама любовь.
Всё достойное уважения совершено в уединении, то есть вдали от общества.
на другие темы
Бранью достигается лишь одна треть, любовью и уступками — всё.
Книгу, где все слова пишутся с заглавной буквы, трудно читать; так и с жизнью, в которой все дни — воскресенья.
Мудрый Аполлон знал, что лучше всего охотятся голодные собаки, лучше всего бегают легкие бегуны, что тощий Пегас выносливее тяжелой верховой лошади, что из кремня нужно высекать огонь. Поэтому он награждал своих любимцев бедностью, облагораживал их душу ценой их тела и давал им мало жить, чтобы они вечно жили.
Ничего не откладывай на после, ибо после тебе легче не будет.
Осмеяние, то есть нравственное негодование, должно совмещаться с постоянством возвышенного чувства.
Философская концепция[]
Свобода
Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение — смириться или бороться за свое освобождение, а что будет дальше — зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.
Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории «проекта», согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя в качестве такового. Тем самым, он полностью отвечает за себя и за свои поступки. Для характеристики позиции Сартра подходит им самим приведенная в статье «Экзистенциализм — это гуманизм» цитата Понжа: «Человек — это будущее человека».
«Экзистенция» и есть постоянно живой момент деятельности, взятый субъективно. Этим понятием обозначается не устойчивая субстанция, а постоянная потеря равновесия. В «Тошноте» Сартр показывает, что мир не имеет смысла, «Я» не имеет цели. Через акт сознания и выбора «Я» придает миру значение и ценность.
Именно человеческая деятельность придает смысл окружающему миру. Предметы — это знаки индивидуальных человеческих значений. Вне этого они — просто данность, пассивные и инертные обстоятельства. Придавая им то или иное индивидуально-человеческое значение, смысл, человек формирует себя в качестве так или иначе очерченной индивидуальности.
Отчуждение
С понятием свободы связывается понятие «отчуждение»
Современного индивида Сартр понимает как отчуждённое существо: его индивидуальность стандартизована (как стандартизован официант с профессиональной улыбкой и точно рассчитанными движениями); подчинена различным социальным институтам, которые как бы «стоят» над человеком, а не происходят от него (например, государство, которое представляет отчуждённый феномен — отчуждение у индивида способности принимать участие в совместном управлении делами), а следовательно, лишена самого важного — способности творить свою историю.. Отчуждённый от себя человек имеет проблемы с материальными предметами — они давят на него своим навязчивым существованием, своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, вызывая «тошноту» (тошнота Антуана Рокантена в одноименном произведении)
В противовес этому Сартр утверждает особые, непосредственные, цельные человеческие отношения.
Отчуждённый от себя человек имеет проблемы с материальными предметами — они давят на него своим навязчивым существованием, своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, вызывая «тошноту» (тошнота Антуана Рокантена в одноименном произведении). В противовес этому Сартр утверждает особые, непосредственные, цельные человеческие отношения.
Диалектика
Суть диалектики заключается в синтетическом объединении в целостность («тотализация»), поскольку лишь внутри целостности имеют смысл диалектические законы. Индивид «тотализирует» материальные обстоятельства и отношения с другими людьми и сам творит историю — в той же мере, в какой она — его. Объективные экономические и социальные структуры выступают в целом как отчужденная надстройка над внутренне-индивидуальными элементами «проекта». Требование тотализации предполагает, что человек раскрывается во всех своих проявлениях целиком.
Тотализация расширяет пространство человеческой свободы, так как индивид осознает, что история создается им самим.
Сартр настаивает на том, что диалектика исходит именно от индивидуума, потому что отсюда вытекает её принципиальная познаваемость, «прозрачность» и «рациональность», как результат непосредственного совпадения человеческой деятельности и познания этой деятельности (совершая какой-либо поступок, человек думает, что знает, для чего он его совершает).
Поскольку же в природе ничего этого нет, Сартр выступает с отрицанием диалектики природы, выдвигая против неё целый ряд аргументов.
Биография писателя
Жан-Поль Сартр – философ из Франции, эссеист, писатель, педагог и драматург. Следовал идеям атеистического экзистенциализма. Родился 21 июня в 1905 году в Париже. Жан-Поль был в семье единственным ребёнком в семье Жана-Батиста Сартра и Анны-Марии Швейцер. Отца почти не помнит, он умер, когда малышу было чуть больше года.
Учился в лицеях Ла-Рошели и Высшей Нормальной Школе Парижа, написал диссертацию по философии, стажировался в Берлине. Во время учёбы сдружился с Симоной де Бовуар, которая до конца жизни была его верным автором-единомышленником. Они вместе основали журнал «Новые времена». После преподаёт во французских лицеях. С 1944 года окончательно ушёл в литературу.
Жан-Поль Сартр поддерживал кубинскую революцию, участвовал в Трибунале Рассела, где произнёс знаменитую речь о геноциде. Стал символом революции во Франции в 1968.
Умер Сартр в родном Париже 15 апреля 1980 года, но его труды ещё на долгие годы подарят бессмертие своему автору. В последний путь его пришли проводить более 50 тысяч человек. Через 6 лет ушла из жизни его верная подруга Симона де Бовуар, её похоронили рядом с Жан-Полем.
Творческая деятельность
Начало творческого пути Жан-Поля Сартра началось в 1938 году с романа «Тошнота», который до сих пор считается лучшим произведением автора. Книга стала программной для философского течения экзистенциализма. Затем он пишет «Грязными руками», тетралогию «Дороги свободы» и другие романы.
В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии, от которой он отказался, потому что не хотел быть зависимым от кого-то. Когда-то так же Сартр отказался принять орден Почетного легиона. В этом же 1964 году знаменитый на весь мир Сартр перестает писать, прекратив свою литературную деятельность навсегда.
Основное влияние на мировоззрение Жан-Поля Сартра оказали Достоевский, Эдмунд Гуссерль, Анри Бергсон и Мартин Хайдеггер.
Тошнота (1938 год)
Стена (1939 год)
Герострат (1939 год)
Идиот в семье
Бытие и ничто (1943 год)
Экзистенциализм — это гуманизм (1946 год)
Мухи (1947 год)
Что такое литература? (1948 год)
Дьявол и господь Бог (1951 год)
Портрет антисемита
Воображаемое. Феноменологическая психология воображения
Дневники странной войны, сентябрь 1939 — март 1940
Трансценденция эго: Набросок феноменологического описания
Почему я отказался от Нобелевской премии
Беседы Жана Поля Сартра с Симоной де Бовуар в августе-сентябре 1974
Сочинения[]
Художественные произведения
- Тошнота (фр. La Nausée, )
- Слова (Les Mots, 1964)
- Фрейд. Киносценарий
- Грязными руками (Les Mains sales, 1948).
- Дороги свободы (Незавершённая тетралогия) (Les chemins de la liberté, 3 vols, 1945—1949)
- «Возраст зрелости»
- «Отсрочка»
- «Смерть в душе»
- «Странная дружба»
-
Пьесы
- Мухи
- За закрытыми дверями («За запертой дверью», «Взаперти», «Нет выхода») («Huis clos», 1943)
- Мёртвые без погребения (Morts sans sépulture, 1946)
- Почтительная потаскушка (La Putain respectueuse, 1946)
- Дьявол и господь бог
- Только правда (Некрасов).
- Затворники Альтоны (Les Séquestrés d’Altona, 1960)
- Сборник новелл «Герострат»
- Стена
- Комната
- Герострат
- Интим
- Детство хозяина
- Троянки (Les Troyannes, 1968), по мотивам трагедии Еврипида
Литературная критика
- В семье не без урода. Густав Флобер (1821—1857)
- Объяснение «Постороннего»
- Аминадав, или О фантастике, рассматриваемой как особый язык
- Миф и реальность театра
- К театру ситуаций
Философские и теоретические работы
- Что такое литература
- Бытие и ничто (L’Être et le néant, 1943)
- Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность
- Проблемы метода (фрагменты)
- Воображение
- Трансцендентность эго. Набросок феноменологического описания
- Экзистенциализм — это гуманизм
- Картезианская свобода
- Первичное отношение к другому. Любовь, язык, мазохизм
Политические работы
- Размышления о еврейском вопросе ()
- О геноциде. Из речи на Расселовском трибунале по военным преступлениям. 1968 год
- Почему я отказался от премии
- Эпоха лишенная морали. Из интервью 1975 года
- Попутчик коммунистической партии (интервью, данное Виктору П. в ноябре 1972)
- Медленная смерть Андреаса Баадера.
- Маоисты во Франции
- Восстание в Венгрии: Призрак Сталина (La révolte de la Hongrie: Le fantôme de Staline, 1956)
- «Бунт — дело правое» (On a raison de se révolter, 1974)
Книги на русском языке
- Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм / Пер. с фр. М. Грецкого. М.: Изд-во иностр. лит., 1953.
- Сартр Ж.-П. Стена. Избранные произведения. Москва Издательство политической литературы 1992.
- Сартр Ж.-П. Герострат / Пер. с фр. Д. Гамкрелидзе, Л. Григорьяна. М.: Республика, 1992.
- Сартр Ж.-П. Тошнота: Избранные произведения / Пер. с фр. В. П. Гайдамака; вступ. ст. С. Н. Зенкина. М.: Республика, 1994.
- Сартр Ж.-П. Проблемы метода / Пер. с фр.; примеч. В. П. Гайдамаки. М.: Прогресс, 1994.
- Сартр Ж.-П. Ситуации / Сост. и предисл. С. Великовского. М.: Ладомир, 1997.
- Сартр Ж.-П. Идиот в семье: Г. Флобер от 1821 до 1857 / Пер. Е. Плеханова. СПб.: Алетейя, 1998.
- Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. — М.: Республика, 2000. — 638 с ISBN 5-250-02729-6
- Сартр Ж.-П. Что такое литература? / Пер. с фр. Н. И. Полторацкой. СПб.: Алетейа: CEU, 2000.
- Сартр Ж.-П. Портрет антисемита. СПб.: Европейский дом, 2000.
- Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения / Пер. с фр. М. Бекетовой. СПб.: Наука, 2001.
- Сартр Ж.-П. Дневники странной войны, сентябрь 1939 — март 1940 / Предисл. и примеч. А. Э. Сартр; пер. с фр. О. Волчек и С. Фокина. СПб.: Владимир Даль, 2002.
- Сартр Ж.-П. Слова. Затворники Альтоны / Пер. с фр. Л.Киркач. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
- Сартр Ж.-П. Бодлер / Пер. с фр. Г. К. Косикова. М.: УРСС, 2004.
- Сартр Ж.-П. Трансценденция эго: Набросок феноменологического описания./Пер.с фр. Д.Кралечкина. М.:Модерн, 2012
Сартр Ж.-П. Портрет антисемита [: новелла «Детство вождя» / «Стена», 1939 и эссе «Размышления о еврейском вопросе», 1944, 1946 ] / Пер. с фр. Г. Ноткина. СПб.: Азбука, . — 256 с. — ISBN 5-352-01194-1 («Азбука-классика» pocket-book)
-
Сартр Ж.-П. Пьесы. М.: Флюид, 2008.
- Мухи / Пер. с фр. Л. Зониной
- Мертвые без погребения / Пер. с фр. Е. Якушкиной
- Почтительная потаскушка (Лиззи Мак-Кей) / Пер. с фр. Л. Большинцовой
- Дьявол и Господь Бог / Пер. с фр. Е. Пучковой
- Затворники Альтоны / Пер. с фр. Л. Большинцовой
-
Сартр Ж.-П. Человек в осаде / Сост., вступ. ст., примеч. Л. Н. Токарева. М.: Вагриус, 2006.
- Слова / Пер. с фр. Ю. Я. Яхниной и Л. А. Зониной
- Дневники «странной войны». Сентябрь 1939 — март 1940 (фрагменты книги) / Пер. с фр. О. Е. Волчек и С. Л. Фокина
- Экзистенциализм — это гуманизм / Пер. с фр. М. Н. Грецкого
- Почему я отказался от Нобелевской премии
- Беседы Жана Поля Сартра с Симоной де Бовуар в августе-сентябре 1974 / Пер. с фр. Л. Н. Токарева
Публикации на русском языке
Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций / Пер. с фр. Е. Е. Насиновской и А. А. Пузырея, в книге «Психология эмоций», сост. В. К. Вилюнас. СПб.: Питер, 2008.