Внешность и характер бесприданницы
Девушка красива, по словам гостей дома матери, она очаровательна.
«…барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет…»
так, что хочется ее слушать мужчинам разных возрастов и характеров. Голос уносит купцов в мир грез и мечтаний:
«…забывать весь мир и мечтать только об одном блаженстве».
Чаще под блаженством мужчины понимают красавицу. У талантливой девушки много поклонников,
«…с детства она окружена поклонниками, которые восхваляют ее в глаза при каждом удобном случае».
Музыка сделала Ларису чувствительной натурой. Ей сложно притворяться, лгать. Не выдержав, бесприданница говорит не то, что от нее ждут:
«…вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо».
Так вести себя могут богатые наследницы, Лариса должна уметь сдерживать свои чувства. Простота привела девушку к гибели. Она доверилась развратнику Паратову и стала игрушкой в его руках.
« К кому расположена, нисколько этого не скрывает».
Паратов сбежал из города, не объяснив причину отъезда. Лариса прощает любимого, не видит обмана в его словах и поступках,
«…значит, она надежду имеет на Сергея Сергеевича; иначе зачем он ей!».
Итог страшен: бесприданница вынуждена соглашаться стать приживалкой у Кнурова, гибнет от рук Карандышева.
Отношения Ларисы с другими персонажами
За свою жизнь юная Лариса столкнулась с жестокими людьми, каждый из которых не видел в ней настоящую личность и желал использовать её в своих интересах. Это в итоге и привело к трагедии. В таблице можно выделить персонажей, так или иначе повлиявших на жизнь девушки, и кратко рассказать о них:
Сергей Сергеич Паратов | Привлекательный делец из судохозяев, который около двух месяцев посещает приёмы в их доме. Он кажется Ларисе настоящим идеалом мужчины, способным изменить её жизнь к лучшему. В нём она видит образ лирического героя из романтических сочинений, которыми она так очарована. |
Юлий Капитоныч Карандышев | Небогатый чиновник с уязвлённым самолюбием, стремящийся за счёт брака с Огудаловой самоутвердиться и укрепить своё положение в обществе состоятельных и расчётливых дельцов. Имеет к Ларисе чувства, но она не принимает их. Он мелочен и смешон в своих попытках примкнуть к кругу тех, кем он никогда не сможет стать. Он становится ещё более ничтожным в глазах девушки, когда пытается сравняться с Паратовым. |
Мокий Пармёныч Кнуров | Пожилой человек с очень большим состоянием, также часто посещающий дом Огудаловых. Он женат, но надеется, что Лариса Дмитриевна, забыв о чести, может стать его любовницей и содержанкой. Он подлый и бессердечный человек, думающий только о собственных интересах. |
Василий Данилыч Вожеватов | Молодой человек из представителей богатой торговой фирмы, купец. С Ларисой знаком с раннего детства, они ещё маленькие вместе играли, поэтому она считает его родным и слепо доверяет ему, чем он и пользуется. Он хитрый, подлый и безнравственный, думающий лишь о личной выгоде и равнодушный к бедам подруги детства. При этом ему нравится бывать дома у Огудаловых, но жениться он не намерен. |
Автор и история создания персонажа
Александр Островский создал драму, уже будучи известным автором. Работа началась в 1874 и закончилась в 1878 году. В основу сюжета, по мнению литературоведов, легла реальная история. В начале 1870-х годов драматург работал почетным мировым судьей в Кинешемском уезде. Примерно в это время Александр Николаевич познакомился с материалами нашумевшего дела, произошедшего в уезде. Согласно бумагам, мелкий чиновник Иван Коновалов убил молодую супругу.
Образ Ларисы Огудаловой исследователи творчества Островского сравнивали с героиней другой пьесы классика, Катериной Кабановой. Между женскими персонажами действительно много схожих черт, однако есть и отличия. Катерина живет в законном браке, при обеспеченном муже. Социальное положение Ларисы незавидно — девушка не имеет приданого, что для второй половины XIX столетия в России ставило крест на удачном замужестве.
Тем не менее и Кабанова, и Огудалова — по характеристике страстные, не боящиеся своих желаний, жаждущие свободы. Девушки выбирают любовь сердцем, не обращая внимания на материальные ценности. Для обеих свободолюбие, искренность, становятся началом трагедии — и ту, и другую героиню ожидает печальный финал, гибель. Они — жертвы обстоятельств, исторических реалий, сложившихся в то время.
Лариса и Карандышев
Лариса решается на выход замуж за того, кто предложит ей руку и сердце, когда жить в доме матери становится совсем невыносимо. Выбор падает на Карандышева. Девушка противоречит сама себе. Ей хочется верить, что юноша любит ее. Это единственное достоинство, которое она выделяет, когда ее спрашивает Паратов. В тоже время, Лариса видит, что она кукла в руках завистливого, кичливого гордеца:
«Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите». Карандышев выгуливает Огудалову по бульвару, гордиться тем, что стал ее женихом. Красавица терпеливо выносит его попреки и ревность. Для Ларисы ревность – это пошлость. Дом матери – цыганский табор, но не Лариса в нем хозяйка. Она помеха, от которой нужно побыстрее избавиться. Матери хочется отдать дочь в другую семью и жить для себя. Постоянные упреки Юлия обидны и жестоки.
Лариса и Паратов
Для бесприданницы Паратов стал идеальным мужчиной. Он сумел покорить ее сердце, девушка прощает ему побег. Когда-то он уже пропал из ее жизни, разогнав всех женихов. Очарование строится на внешних поступках мужчины. Это показывает наивность девушки и ее сильную веру в честность человека. Любовь ослепляет Ларису, но автор подчеркивает, что вряд ли любая другая женщина смогла бы устоять против его чар. Отдавшись всецело чувству, Лариса остается полностью опустошенной. Слова любимого больно бьют девушку:
«В любви приходится иногда и плакать».
Паратов говорит красиво:
«Я проиграл больше, чем состояние, я потерял вас; я и сам страдаю, и вас заставил страдать…».
Верить лживому купцу сложно, но оценка Ларисе дана правильная. Она богатство, которое могло бы принести счастье. В руках безнравственного развратника становится вещью, которую разыгрывают в жеребьевке.
Лариса Огудалова в театре и фильмах
Первые постановки пьесы прошли в театрах Москвы и Петербурга в скором времени, после написания произведения. Однако публике и театральным критикам не понравились спектакли. Признание зрителей пришло позднее, уже после смерти драматурга, в конце 1890-х годов. Тогда в роли Ларисы на сцене появилась талантливая актриса Вера Комиссаржевская. В течение последующих десятилетий пьеса Александра Николаевича ставилась во многих российских театрах.
Лариса Гузеева и Никита Михалков в фильме «Жестокий романс» В ХХ столетии пьеса неоднократно экранизировалась. Первую киноверсию предложил режиссер Каен Ганзен в 1912 году. На роль Огудаловой пригласили Веру Пашенную. Популярность получила и экранизация Якова Протазанова, появившаяся на экранах в 1936 году. В 1984 Эльдар Рязанов представил зрителям свое видение пьесы русского классика в фильме «Жестокий романс». В роли Огудаловой выступила Лариса Гузеева.
О чем фильм Жестокий романс
В небольшом городе под названием Бряхимов живёт вдова, Харита Игнатьевна Огудалова. С ней жили три дочери, двух изворотливая женщина выдала замуж. С матерью осталась только одна, Лариса Дмитриевна. Мать и дочь живут небогато, поэтому о хорошем женихе Ларисе приходится только мечтать.
И девушка мечтает. Она влюблена в богатого судовладельца, Сергея Сергеевича Паратова. Сам же Паратов тоже любит Ларису, но жениться на ней не собирается. Бесприданница не пара богатому купцу. Сергей Сергеевич ведёт разгульный образ жизни, Лариса живёт спокойно и размеренно.
В доме Огудаловых всегда много разных людей. Их привлекают красота и талант девушки. Лариса прекрасно поёт. В числе постоянных гостей — купец Мокий Пармёныч Кнуров, очень солидный человек. Он часто помогает Харите Игнатьевне деньгами. Другой частый гость — друг семьи Огудаловых, Василий Данилович Вожеватов. Часто приходит в дом и мелкий чиновник, Юлий Капитонович. Он любит Ларису.
После неожиданного отъезда Паратова Лариса с отчаяния соглашается выйти замуж за Карандышева. Дело идёт к свадьбе. Но в город возвращается Сергей Сергеевич Паратов. Лариса Дмитриевна в смятении. А Паратов вынашивает коварный план. На обеде у жениха Ларисы Дмитриевны он спаивает Карандышева.
Лариса уезжает с Сергеем Сергеевичем на «Ласточку». Этот пароход, раньше принадлежал Паратову. Лариса проводит на «Ласточке» всю ночь. Утро она ждёт от любимого человека предложения, но Паратов заявляет, что помолвлен. Лариса Дмитриевна в отчаянии. А в это время на пароход попал Карандышев. Он увидел, как Кнуров и Вожеватов решают судьбу Ларисы, играют в орлянку. В гневе и отчаянии он убивает невесту.
Смысл фильма Жестокий романс
Главный смысл трогательной истории в том, что богатство портит человека, делает его циничным и жестоким.
Он способен унизить бедного, относится к нему, как к неполноценному человеку. Нет для богатого ничего святого, деньги застилают ему глаза, делают глухим к боли и чувствам человека бедного.
Бедность — не порок
Создатели фильма пытаются донести до зрителей одну важную мысль. У бедного человека тоже есть мысли, чувства, есть душа.
В нём больше достоинства, больше доброты, чем в человеке обеспеченном. Бедный остаётся настоящим человеком в любой ситуации. И духовно он стоит выше любого, самого богатого купца.
Гордость и гордыня
В фильме показана разница между двумя одновременно похожими и разными качествами человека.
Гордость Ларисы не даёт ей признаться в своих чувствах любимому человеку. Паратов обидел девушку, но оскорблённое самолюбие не позволяет ей навязываться. Из гордости она соглашается выйти замуж за нелюбимого человека. И это гордость сослужила несчастной девушке плохую службу.
Гордость обуяла и Карандышева Лариса выбрала его, и он решил, что равен своей невесте, а значит, и купцам из её круга. И нелепая гордость довела его до жестокого преступления. Гордость Карандыщева превратилась в гордыню, а это очень плохое качество.
Сила характера
Трогательный фильм показывает зрителю всю важность стойкости характера. Необходимо с честью выдерживать все удары судьбы, какими бы жестокими они ни были
Важно не опуститься в пучину отчаяния, нужно постараться отыскать хорошее, светлое, чистое в плохом. Нельзя сдаваться, опускать руки. Иначе несчастья сделают своё дело, они приведут только и плохому финалу
Необходимо с честью выдерживать все удары судьбы, какими бы жестокими они ни были
Важно не опуститься в пучину отчаяния, нужно постараться отыскать хорошее, светлое, чистое в плохом. Нельзя сдаваться, опускать руки
Иначе несчастья сделают своё дело, они приведут только и плохому финалу.
Неотвратимость наказания
Содержится в фильме и ещё одно, очень важное рассуждение. За каждым плохим поступком обязательно следует наказание
Карандышев убил человека, он отобрал жизнь у несчастной девушки. Земное наказание не избавит его от вечных мук совести.
Вечно жить с такими же муками придётся и тем, кто довёл до печального финала. Богатство этих людей не спасёт их от справедливого возмездия.
Роковое равнодушие
Печальная история показывает, что уничтожить человека может и жестокое равнодушие. Спокойно, без сочувствия смотрели окружающие на душевные муки главной героини. Своим безучастием они довели девушку до погибели.
Как узнать «своего» в толпе
Image by Hermann Traub from Pixabay
В человеческом обществе, в печатных изданиях, «продуктах» масс-медиа, в трудовом коллективе, в любовном союзе, в семье, в малознакомой компании в момент первого узнавания друг друга, люди иногда на уровне подсознания идентифицируют «своих по духу товарищей» по тому, какие цитаты они используют в разговоре.
Известные выражения из фильмов и книг выступают в роли некоего «маячка» – этот субъект читал и смотрел те же произведения, что и я, значит, мы похожи, «одной крови», как выразился бы знаменитый герой Редьярда Киплинга Маугли.
Выводы не заставляют себя ждать:
он развит и неплохо «подкован»;
продвинут в искусстве, посвящает досуг книгам и кинематографу;
безусловно, наделён интеллектом и вместе с ним интеллигентностью;
пустая личность не запомнит хлёсткое, яркое изречение, не обратит на него внимание;
умеет правильно и вовремя его применить – что является своеобразным, пусть и маленьким талантом;
Естественный вывод из сказанного – этому «чужаку» можно доверять, вести с ним дела, принимать его помощь и предлагать свою, если таковое понадобится. «Родственная по книгам и фильмам душа» скорее всего не подкачает.
Наш журнал прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что ты вряд ли сейчас ринешься в библиотеку или скачивать книги для расширения кругозора, чтобы примкнуть к «касте избранных ценителей».
Поэтому давай пойдём с тобой другим, более лёгким путём, мы собрали «словарь известных цитат из книг и кино», окружая каждую из них небольшим пояснением, а ты пользуйся результатом нашего усердия без доли сомнений.
Искренне уверены в том, что такой расклад доставит нам обеим удовольствие.
Происхождение Ларисы Огудаловой
Лариса Дмитриевна Огудалова происходит из порядочной, но обедневшей семьи. Её отец умер. Она живёт с матерью Харитой Игнатьевной, которой уже удалось выдать замуж двух старших сестёр Ларисы, однако их брак нельзя назвать удачным. Из-за бедности каждая из них столкнулась с несчастьем: одна вышла замуж за иностранца, который на самом деле оказался шулером, вторую увёз какой-то горец, который, возможно, даже не довёз её до Кавказа, зарезав по дороге от ревности.
Лариса не хочет для себя такой же трагической судьбы. Она мечтает о настоящей любви, но пока она вынуждена участвовать в частых приёмах, которые в их доме проводит её мать ради счастья дочери. Их посещают потенциальные женихи, которых девушка должна развлекать своими романсами, любезностями, улыбками, шутками и танцами. Однако Ларису крайне тяготит общество людей, которые видят в ней только красивую игрушку и развлечение. Никто не задерживается в их доме с серьёзными намерениями.
В произведениях Островского многие имена, фамилии и отчества персонажей являются говорящими. Много таких имён и в «Бесприданнице»:
- Имя Ларисы с греческого — «чайка».
- Значение фамилии Огудалова связано со словом «огудать» — обмануть, обольстить, надуть. Сама Лариса жестоко обманывается в своих мечтах и надеждах.
- Имя и отчество матери Ларисы связано с цыганским колоритом: Харитами в давние времена называли красивых изящных цыганок из хора, а Игнатами именовали в Москве каждого цыгана. Дом Огудаловых в пьесе как раз сравнивают с цыганским табором за счёт того, что там постоянно устраиваются приёмы с большим количеством людей.
Будущий муж
Решение Ларисы преображает мужчину. Он начинает меняться в поведении:
«…Еще как рад-то, сияет, как апельсин…».
Карандышев
«таскает Ларису на бульвар».
Мелкий чиновник поднял голову, стал гордо ходить под руку с завидной красавицей городка,
«…того гляди наткнется на кого-нибудь».
Чтобы стать более заметным, мужчина покупает лошадь. Привезли клячу или верблюда, разношерстную и смешную. Маленький кучер в большом кафтане управляет повозкой. Карандышев восседает так, как будто управляет дорогими рысаками. Юлий Капитоныч для солидности
«…очки надел зачем-то, а никогда их не носил».
Карандышев стал гордо нести себя. В речи стали чаще звучать слова:
«я да я, я хочу, я желаю».
Вместо прежних низких поклонов при встрече со знакомыми,
«едва кивает; тон какой взял; прежде и не слыхать было…».
Человек изменился, ему хочется «погордиться и повеличаться». Удивительно наблюдать, как меняется юноша, простоявший в углу в ожидании малейшего знака внимания. Мелкий чиновник уже видит себя зятем известной в городе женщины, просчитывает все выгоды для себя, надеется на новые полезные знакомства. Мелочность души отталкивает от персонажа.