Цитаты и высказывания бориса пастернака

Пастернак борис леонидович (10.02.1890 — 30.05.1960)

Три стихотворения

Поэзия

Поэзия, я буду клястьсяТобой и кончу, прохрипев:Ты не осанка сладкогласца,Ты — лето с местом в третьем классе,Ты — пригород, а не припев.

Ты — душная, как май, Ямская,Шевардина ночной редут,Где тучи стоны испускаютИ врозь по роспуске идут.

И в рельсовом витье двояся, —Предместье, а не перепев, —Ползут с вокзалов восвоясиНе с песней, а оторопев.

Отростки ливня грязнут в гроздьяхИ долго, долго, до зари,Кропают с кровель свой акростих,Пуская в рифму пузыри.

Поэзия, когда под краномПустой, как цинк ведра, трюизм,То и тогда струя сохранна,Тетрадь подставлена, — струись!

1922

***

Во всём мне хочется дойтиДо самой сути.В работе, в поисках пути,В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,До их причины,До оснований, до корней,До сердцевины.

Всё время схватывая нитьСудеб, событий,Жить, думать, чувствовать, любить,Свершать открытья.

О, если бы я только могХотя отчасти,Я написал бы восемь строкО свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,Бегах, погонях,Нечаянностях впопыхах,Локтях, ладонях.

Я вывел бы её закон,Её начало,И повторял её именИнициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.Всей дрожью жилокЦвели бы липы в них подряд,Гуськом, в затылок.

В стихи б я внёс дыханье роз,Дыханье мяты,Луга, осоку, сенокос,Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложилЖивое чудоФольварков, парков, рощ, могилВ свои этюды.

Достигнутого торжестваИгра и мука —Натянутая тетиваТугого лука.

1956

***

Быть знаменитым некрасиво.Не это подымает ввысь.Не надо заводить архива,Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,А не шумиха, не успех.Позорно, ничего не знача,Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,Так жить, чтобы в конце концовПривлечь к себе любовь пространства,Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелыВ судьбе, а не среди бумаг,Места и главы жизни целойОтчёркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,И прятать в ней свои шаги,Как прячется в тумане местность,Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следуПройдут твой путь за пядью пядь,Но пораженья от победыТы сам не должен отличать.

И должен ни единой долькойНе отступаться от лица,Но быть живым, живым и только,Живым и только до конца.

1956

***

***

Советская Россия: поэт в новых реалиях

НЭП открыл дорогу многим молодым поэтам. В это время Владимир Маяковский и Сергей Есенин перестают быть просто авторами стихотворений — они и другие лирики активно дают концерты, декламируя произведения перед широкой аудиторией.

Пастернак, конечно, не мог претендовать на столь же широкую известность. В его лирике не было ни революционного духа времени, как у Маяковского, ни есенинской простоты. Но уникальная изысканность поэтических строк нравилась определённым кругам интеллигенции 1920-х гг. К примеру, литературный критик Константин Мочульский хвалил свойственную пастернаковской лирике «загадочность, тревожащую и волнующую воображение».

Борис Пастернак. (wikipedia.org)

В 1920-е гг. Пастернак познакомился со своим кумиром Маяковским. Пролетарский поэт пригласил Бориса Леонидовича вступить в литературную группу «ЛЕФ». В ней Пастернак был одним из наиболее ярких поэтов, однако аполитичность стихотворений и нежелание восхвалять достижения революции отталкивали от него других поэтов. Маяковский так говорил Пастернаку, философствовавшему над вечными вопросами: «Вы любите молнию в небе, а я — в электрическом утюге».

Намного ближе по духу Пастернаку были поэты-эстеты. Именно поэтому он начал общаться с акмеистом Осипом Мандельштамом. Также Борис Леонидович активно переписывался с Мариной Цветаевой. Общение с этими поэтами приносило Пастернаку огромное удовольствие, ведь именно они были его творческими единомышленниками.

В 1930-е гг. Пастернак активно участвует в деятельности Союза писателей Советского Союза. За это книги Пастернака начали издавать более активно, а крупный партийный деятель Николай Бухарин на первом съезде Союза писателей открыто заявил о том, что Пастернак является «лучшим поэтом Советского Союза».

Во время Большого террора Борис Леонидович, несмотря на проявленную к нему любовь расстрелянного Бухарина, не пострадал. Очевидно, что аполитичность пастернаковской лирики спасла жизнь поэта в столь суровый для страны исторический период.

Нужно сказать о том, что Борис Леонидович проявил себя как благороднейший человек в те суровые времена. Известно, что он отказывался подписывать обвинительные документы, потому что считал доносы омерзительным явлением. Известен телефонный разговор Пастернака с Иосифом Сталиным. Поэт говорил с «отцом народов» о судьбе Мандельштама, которого арестовали за антисталинское стихотворение. После этого телефонного разговора Осипа Эмильевича отправили из Пермской области в Воронеж, где были более комфортные условия жизни. Также Пастернак писал Сталину письма с просьбами освободить из тюрьмы родных Анны Ахматовой. Удивительно, но лидер страны прислушивался к словам поэта — мужа и сына Анны Андреевны освободили.

СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ

В 30-е годы творчество Пастернака, как впрочем и он сам, находит признание властей страны Советов. Сборники его поэзий ежегодно переиздают, в 1934-м его пригласили на съезд Союза писателей, где он выступил с трибуны со своей речью. В 1935-м Пастернак был командирован в Париж и стал участником Международного конгресса писателей. Во время этого путешествия поэт сваливается с нервным срывом, практически не спит и жалуется на нервы.

Борис Пастернак с Анной Ахматовой

В этом же году Пастернак заступается за сына и мужа Анны Ахматовой, которых арестовали, а затем освободили после его писем Сталину. В благодарность в декабре 1935-го поэт отправляет Сталину в подарок книгу с переводами лирики грузинских поэтов. В сопроводительном письме он благодарит за «молниеносное освобождение родственников Ахматовой».

В начале 1936 года было опубликовано два произведения Пастернака, где он выражает восхищение Сталину. Однако его старания имели обратный эффект. Ему так и не простили роль заступника за семью Ахматовой, припомнили ему и Гумилева с Мандельштамом. В том же 1936-м поэт был практически отстранен от литературной жизни страны, обвинен в оторванности от реальности и ошибочности принимаемых решений.

Следующая цитата

Подготовил: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку цитат поэта Бориса Пастернака (1890 — 1960).

Из всей «большой четверки» поэтов (Цветаева, Ахматова, Мандельштам, Пастернак) судьба Пастернака сложилась наиболее благополучно.

Цитаты разнесены по темам: жизненная этика, люди, жизнь, творчество, любовь, о себе, женщины, писатели, Россия, правда и ложь, добро и зло, познание, революция, великое, душа, матери, дети, Бог, пьянство, сознание, счастье, здоровье, книги, свобода, талант, истина, мир.

В заключение приводятся цитаты о Пастернаке.

О революции

Революцию производят люди действенные, односторонние фанатики, гении самоотречения. Они быстро опрокидывают старый порядок, а потом веками поклоняются духу ограниченности, приведший к перевороту, как святыне.

Для вдохновителей революции суматоха перемен и перестановок — единственная родная стихия. Их хлебом не корми, а подай им что-нибудь в масштабе земного шара. Построения миров, переходные периоды — это их самоцель. Ничему другому они не учились, ничего не умеют.

Цитаты про Пастернака

  • М. Цветаева: Наши жизни похожи, я тоже люблю тех, с кем живу, но это доля. Ты же воля моя, та, пушкинская, взамен счастья. (кстати, цитаты Цветаевой)
  • А. Ахматова:
  • За то, что дым сравнил с Лаокооном,

Кладбищенский воспел чертополох,

За то, что мир наполнил новым звоном
В пространстве новом отраженных строф, —
Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
А он ее со всеми разделил. (кстати, цитаты Ахматовой)

О творчестве

Искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь.

Искусство служит красоте, а красота есть счастье обладания формой, форма же есть органический ключ существования, формой должно владеть все живущее, чтобы существовать и, таким образом, искусство — есть рассказ о счастье существования.

Нет времени у вдохновенья.

Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех.

Язык, родина и вместилище красоты и смысла, сам начинает думать и говорить за человека и весь становится музыкой, не в отношении внешне слухового звучания, но в отношении стремительности и могущества своего внутренного течения.

Когда строку диктует чувство, Оно на сцену шлет раба, И тут кончается искусство, И дышат почва и судьба.

Современные течения вообразили, что искусство как фонтан, тогда как оно — губка. Они решили, что искусство должно бить, тогда как оно должно всасывать и насыщаться. Они сочли, что оно может быть разложено на средства изобразительности, тогда как оно складывается из органов восприятия. Ему следует всегда быть в зрителях и глядеть всех чище, восприимчивей и верней, а в наши дни оно познало пудру, уборную и показывается с эстрады.

Бедствия среднего вкуса хуже бедствия безвкусицы.

Сказочно только рядовое, когда его коснется рука гения.

О свободе

Несвободный человек идеализирует свою неволю.

Человек, пережёвывающий то, что даёт ему его ежедневная газета или радиоприёмник, менее свободен по существу, чем философ в одиночной тюремной камере.

О себе

Мне невероятно, до страсти хочется жить, а жить ведь значит всегда порываться вперед, к высшему, к совершенству и достигать его.

Я — человек отвратительный. Мне на пользу только дурное, а хорошее во вред. Право, я словно рак, который хорошеет в кипятке.

Мне кажется, моей настоящей стихией были именно такие характеристики действительности или природы, гармонически развитые из какой-нибудь счастливо наблюденной и точно названной частности, как в поэзии Иннокентия Анненского и у Льва Толстого.

Часто плачу от волнения. Кажется, и причин нет. На экране покажут лошадь крупным планом, а у меня слёзы от волнения. Или Брамса играют — плачу и приговариваю: плохой, плохой композитор…

О как хочется иногда из бездарно-возвышенного, беспросветного человеческого словоговорения в кажущееся безмолвие природы, в каторжное беззвучие долгого, упорного труда, в бессловесность крепкого сна, истинной музыки и немеющего от полноты души тихого сердечного прикосновения!

Цитаты

Я всегда стремился от поэзии к прозе, к повествованию и описанию взаимоотношений с окружающей действительностью, потому что такая проза мне представляется следствием и осуществлением того, что значит для меня поэзия.

В соответствии с этим я могу сказать: стихи — это необработанная, неосуществленная проза…

Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести — и больше ничего.

Ни у какой истинной книги нет первой страницы. Как лесной шум, она зарождается бог весть где, и растёт, и катится, будя заповедные дебри, и вдруг, в самый тёмный, ошеломительный и панический миг, заговаривает всеми вершинами сразу, докатившись.

«Доктор Живаго»

В 1940-е гг. Пастернак активно работал над переводами текстов Уильяма Шекспира, Иоганна Гёте, Фридриха Шиллера и других великих поэтов. Стихотворные переводы Бориса Леонидовича до сих пор считаются образцовыми. Переводы не только позволили Пастернаку заработать деньги, они ещё и вдохновили его на создание крупного художественного произведения с глубокими философскими подтекстами. В будущем Борис Леонидович напишет роман «Доктор Живаго», в котором ощущаются мотивы из «Фауста» и «Гамлета».

Во время Великой Отечественной войны Пастернак оказался в эвакуации в Чистополе. Там он написал стихотворения на военную тематику. Они не стали популярными, как лирические тексты Константина Симонова или Александра Твардовского, — сложность и метафоричность не позволяла пастернаковским стихам уйти в народ. Но именно свойственная Пастернаку сложность и сделала его уникальным поэтом.

После войны Пастернак занялся написанием крупного романа, в котором отразились взгляды писателя. Именно эта книга сыграла роковую роль в судьбе поэта. Десять лет Пастернак работал над романом «Доктор Живаго». До этой книги Борис Леонидович несколько раз брался писать прозаические тексты, но они оставались неоконченными.

В этой книге писатель смог через художественный мир выразить своё мировоззрение. Пастернак, показывая читателю жизненный путь поэта-врача Юрия Живаго, говорит нам о взглядах на христианство, любовь, судьбу России и творчество. Завершают роман прекрасные стихи, ознаменовавшие полный переход от сложности формы (футуризма) к сложности содержания (символизму).

Осенью 1958 года Пастернаку присудили Нобелевскую премию по литературе с формулировкой: «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». До этого Нобелевскую премию из русских писателей получил только Иван Бунин. А кандидатуру Бориса Пастернака в 1958 году предложил французский писатель Альбер Камю. К слову, Пастернак мог выиграть премию с 1946 по 1950 года: он ежегодно числился в кандидатах в это время.

Получив телеграмму от секретаря Нобелевского комитета Андерса Эстерлинга, Пастернак ответил в Стокгольм такими словами: «Благодарен, рад, горд, смущен». Многие друзья писателя и деятели культуры уже начали поздравлять Пастернака. Однако писательский коллектив крайне негативно отнёсся к этой награде.

Пастернак: биография кратко

В детские годы он серьезно увлекался музыкой, даже сам сочинял ее и импровизировал игрой на фортепиано. Но потом разуверился в своем таланте музыканта, и желание стать композитором отошло на второй план, уступив место философии. Его учителем был сам немецкий неокантист Герман Коген.

Однако судьба приготовила Борису Пастернаку совсем другую дорогу. В его жизнь вошли новые знакомые – писатели, символисты и футуристы, и это привело его в литературу. Благодаря новому увлечению, он стал поэтом и именно на этом поприще был награжден Нобелевской премией в 1958 году.

Детские и юные годы

Родился Борис Пастернак 10 февраля 1890 года в Москве. Родители мальчика принадлежали к русской интеллигенции. Мама Розалия Кауфман была пианисткой, начала свою творческую карьеру в Одессе, где они жили еще до рождения детей. Отец Леонид Пастернак – известный художник, состоял в членах Академии художеств России.

Некоторые из его полотен впоследствии украсили Третьяковскую галерею. Леонид Пастернак был дружен с писателем Львом Толстым, его иллюстрации украшали книги известного прозаика. Кроме Бориса в семье подрастало еще трое младших детей.

С детства поэта окружала творческая атмосфера. Родительский дом был открыт для разных знаменитостей. Желанными гостями в нем были Лев Толстой, композиторы Скрябин и Рахманинов, художники Иванов, Поленов, Нестеров, Ге, Левитан и другие известные личности. Общение с ними не могло не повлиять на будущего поэта.

Огромным авторитетом для мальчика был Скрябин, под влиянием композитора длительное время он был увлечен музыкой и мечтал пойти по стопам своего учителя. Учится Борис на отлично, заканчивает гимназию с золотой медалью. Параллельно обучается в консерватории.

В биографии Пастернака неоднократно случались ситуации, когда ему приходилось выбирать, и выбор этот зачастую был сложным. Первым таким решением был отказ от музыкальной карьеры. Спустя годы он объясняет эту ситуацию отсутствием абсолютного слуха.

Целеустремленный и работоспособный, все что он ни делал, доводил до абсолютного совершенства. Борис осознавал, что, несмотря на безграничную любовь к музыке, на музыкальном поприще достичь высот он не сможет.

В 1908-м становится студентом юрфака Московского университета, спустя год переводится на философское отделение. По всем предметам у него блестящие оценки, и в 1912 г. он поступает в Маргбургский университет. В Германии Пастернаку предсказывают успешную карьеру, но совершенно неожиданно он принимает решение стать поэтом, а не философом.

Дальнейшая жизнь

Проба пера приходится на 1910 год. Его первые стихи написаны под впечатлением от поездки с семьей в Венецию и отказа любимой девушки, которой он делает предложение. Один из его коллег пишет, что по форме это были детские стихи, но по смыслу очень содержательные.

После возвращения в Москву становится участником литературных кружков «Лирика» и «Мусагет», где читает свои стихи. На первых порах его влечет символизм и футуризм, но позже он выбирает независимый от любых литературных объединений путь.

Опубликовано несколько его стихотворений, вышел сборник стихов «Близнец в тучах». Но поэт требователен к себе, считает свои творения недостаточно качественными. В 1914-м он знакомится с Маяковским, который своим творчеством и силой личности оказывает на Пастернака огромное влияние.

В 1916 году Пастернак живет в Пермской губернии, в уральском посёлке Всеволодо-Вильва, куда его приглашает управляющий химическими заводами Борис Збарский. Работает в конторе помощником по деловой переписке и занимается торгово-финансовой отчётностью. По широко распространенному мнению, Юрятин из знаменитого романа «Доктор Живаго» является прообразом Перми.

Посещает Березниковский содовый завод на Каме. Под впечатлением от увиденного в письме к С. П. Боброву называет завод и построенный при нем по европейскому образцу поселок «маленькой промышленной Бельгией».

Творчество – удивительный процесс. Для одних он легкий и приятный, для других – тяжелая работа, требующая великих усилий, чтобы добиться цели и достичь совершенства. Борис относился ко второй категории людей. От много работает, тщательно оттачивая фразы и рифмы.

Интересным, даже курьезным фактом биографии стали его отношения с Сергеем Есениным, которому не нравилось творчество Пастернака. На этой почве их отношения переросли в открытую конфронтацию. Однажды между поэтами случилась драка. Об этом есть интересные воспоминания Катаева, в которых Есенина он называет “королевичем”, а Пастернака “мулатом”.

Библиография

Произведения Б. Пастернака:

  • Близнец в тучах. — М.: «Лирика», 1914.
  • Детство Люверс. — 1918. опубл. в 1922.
  • Три главы из повести // «Московский понедельник» : газета. — 1922.
  • Сестра моя жизнь: Стихи. Лето 1917 года. — М.: З. И. Гржебин, 1922. — 139 с.
  • Темы и варьяции: Четвёртая книга стихов. — Берлин: Геликон, 1923.; 126 с.
  • Рассказы. — М.—Л.: Круг, 1925. — 108 с.; 3000 экз.
  • 1905 год. Девятьсот пятый год. Первое издание. — М.—Л.: Госиздат, 1927. — 100 с.; 3000 экз.
  • Две книги: Стихи. — М.—Л.: ГИЗ, 1927. — 212 с.; 2000 экз.
  • Поверх барьеров: Стихи разных лет. — М.—Л.: Госиздат, 1929. — 152 с.; 3000 экз.
  • Спекторский. — М.—Л.: ГИХЛ, 1931. — 62 с.
  • Второе рождение: Стихи. — М.: Федерация, 1932. — 94 с.
  • «Охранная грамота», первые главы в журнале «Звезда» N 8 — 1929 год.
  • Воздушные пути. — М.: ГИХЛ, 1933. — 142 с.
  • Второе рождение. — М.: «Советский писатель», 1934. — 95 с. — 10 200 экз.
  • Грузинские лирики. — М.: «Советский писатель», 1935.
  • На ранних поездах. — 1943.
  • Когда разгуляется, цикл стихотворений, полностью издан посмертно в «Избранном» (М., 1961).
  • Стихотворения и поэмы. — М.: «Государственное издательство художественной литературы», 1961. — 376 с. — 30 000 экз.
  • Доктор Живаго. — М.: «Советский писатель», 1989. — 736 с. — 200 000 экз.
  • Не я пишу стихи… Переводы из поэзии народов СССР. — М.: «Советский писатель», 1991. — 352 с.
  • Письма к родителям и сестрам. — М.: Новое литературное обозрение, 2004. — 896 с. — 3000 экз. — ISBN 5-86793-289-3.
  • «Земной простор» — Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1990, 50 000 экз.

«ДОКТОР ЖИВАГО» И ТРАВЛЯ

Роман «Доктор Живаго» стал самым значимым литературным произведением Пастернака. Его часто называют автобиографичным романом, потому что многие события в нем перекликаются с жизнью самого автора. Пастернак работал над ним десять лет. У главной героини его романа имелся прототип – супруга писателя Зинаида, в девичестве Нейгауз. После того, как в личной жизни Бориса появилась новая муза – Ольга Ивинская, работа начала продвигаться более быстрыми темпами.

Сюжет романа начинается в начале века и заканчивается годами Отечественной войны. Поэт несколько раз менял название произведения. Сразу он назвал его «Мальчики и девочки», потом изменил на «Свеча горела», затем хотел назвать его «Смерти нет».

Правда, описанная в этом произведении, равно как и собственное видение происходящего в стране, очень не понравилась руководству. Писателя начали жестко травить, а его книгу не хотели признавать. В СССР роман так и не был напечатан, зато вышел небольшим тиражом за границей.

ЕГО ОЦЕНИЛИ ОЧЕНЬ ВЫСОКО, В 1957-М, КОГДА «ДОКТОР ЖИВАГО» ВЫШЕЛ В ИТАЛИИ, ЕГО БУКВАЛЬНО ЗАСЫПАЛИ ВОСТОРЖЕННЫЕ ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ. ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЫЗВАЛО НАСТОЯЩУЮ СЕНСАЦИЮ.

В 1958 году Борис Пастернак стал лауреатом Нобелевской премии. Произведение переведено на множество языков, расходится по миру большими тиражами. Его издает Великобритания, Германия, Голландия. Власти страны Советов всячески пытались запретить роман, изъять у автора рукопись, но слишком большой была его популярность во всем мире.

Мировое сообщество признало талант Бориса Пастернака, и это не могло не радовать, но обернулось большим разочарованием.
Теперь его травит не только власть, но и собственные коллеги. Они выступили с обличительными речами на митингах перед рабочими заводов, студентами, на собраниях творческих союзов. Нашлись даже инициаторы составления коллективных писем, которые требовали наказания для нерадивого писателя.

Борис Пастернак — Нобелевская премия

Некоторые выступали с инициативой выслать поэта из страны, но жизнь вне родины Пастернак не представлял. В 1959 году он пишет стих под названием «Нобелевская премия», в строках которого звучит горечь от переживаний за происходящее. Этот стих тоже вышел за рубежом. Давление на него было такой силы, что он отказывается от Нобелевской премии. После публикации стиха Пастернак чуть не был признан изменником Родины. Его исключили из Союза писателей, но из Литфонда не вытурили. Это дало возможность и дальше печататься и получать за это законное вознаграждение.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

В самом начале войны Борис отправился на призывной пункт, однако его в армию не взяли. В детстве он получил травму и по состоянию здоровья не мог быть призван на фронт. Но в такое тяжелое время он не мог просто отсиживаться в стороне. Пастернак идет на курсы, после которых выходит военным корреспондентом, и таким образом попадает на фронт. После возвращения поэт работает над циклом произведений, которые пропитаны духом патриотизма.

Борис Пастернак на фронте

После победы Пастернак снова много трудился, по-прежнему переводит классические произведения зарубежных авторов, потому что они так и остались его единственным доходом

В те годы он совсем мало сочинял своих стихов, в основном уделял внимание переводам, задумал новый роман, переводил «Фауста» Гете

Борис Пастернак: цитаты

Борис родился в творческой семье: пробовал себя в живописи, долго занимался музыкой, учился на философском факультете. Но в начале 1910-х годов Пастернак неожиданно бросает все свои увлечения и занятия, и уходит, можно сказать, в никуда – в поэзию.

„… У него было дворянское чувство равенства со всем живущим.”

„Завидна участь растоптанных. Им есть, что рассказать о себе.”

„А что такое история? Это установление вековых работ по последовательной разгадке смерти и ее будущему преодолению.”

„Он пил не переставая и жаловался, что не спит третий месяц и, когда протрезвляется хотя бы ненадолго, терпит муки, о которых нормальный человек не имеет представления.”

„Война была искусственным перерывом жизни, точно существование можно на время отсрочить (какая бессмыслица!)”

„Я с человеком в себе, как с псом: надоел — на цепь.”

„Есть ли что-нибудь на свете, что заслуживало бы верности? Таких вещей очень мало. Я думаю, надо быть верным бессмертию, этому другому имени жизни, немного усиленному.”

„Все бытовое опрокинуто и разрушено. Осталась одна небытовая, неприложенная сила голой, до нитки обобранной душевности, для которой ничего не изменилось, потому что она во все времена зябла, дрожала и тянулась к ближайшей рядом, такой же обнаженной и одинокой.”

„Как велико и неизгладимо должно быть унижение человека, чтобы, наперёд отождествив все новые нечаянности с прошедшим, он дорос до потребности в земле, новой с самого основания и ничем не похожей на ту, на которой его так обидели или поразили!”

„Каким непоправивым ничтожеством надо быть, чтобы играть в жизни только одну роль, занимать одно лишь место в обществе, значить всего только одно и то же!”

„Печку топить — это вам не на рояли играть. Надо поучиться.”

Начало литературной деятельности

Творческая биография Бориса Пастернака началась в 1913 году. Именно тогда он взялся за перо профессионально. Окончательно решил, чем собирается заниматься по жизни.

После возвращения в Россию молодой человек расстался с мыслью стать ученым, философом. Куда больше его интересовала литературная деятельность.

После приезда домой Пастернак Борис Леонидович начал общаться с писателями. Завел немало знакомств, участвовал в деятельности кружков символистов. В 1913 входил в творческое объединение «Лирика».


Молодой Б. Пастернак в 1913 г.

Именно тогда под эгидой общего сборника вышла первая книга стихов Бориса Пастернака «Близнец в тучах». Хоть начало и было положено, сам литератор считал свои первые опыты незрелыми и не заслуживающими серьезного внимания.

Уже в более поздние годы он переработал произведения, которые вошли в новый сборник. По сути это были уже совсем не те стихотворения, которые вышли из-под пера неопытного юноши.

На начальном творческом периоде Пастернак искал себя. Он общался с коллегами по цеху. В 1914 познакомился с футуристом Владимиром Маяковским, который оказал на него влияние.


Борис Пастернак и Владимир Маяковский

Через 2 года мужчина отправился на Урал. Какое-то время он работал на заводах, отвечал за деловую переписку. В 1916 из-под пера литератора вышла новая книга стихов под названием «Поверх барьеров».

Всего через год случилось целых 2 революции. Октябрь положил конец власти царя в России. Страна перешла на социалистические рельсы и начала менять коренные устои общества, государственной власти.

На фоне слома порядков обострился национальный вопрос. Новоиспеченные правители решали его довольно просто — репрессивными методами. В опасности были практически все.


Лето 1916 года: Леонид Осипович Пастернак, старший сын Борис, Александр и старшая дочь Жозефина. Сидят: в центре жена художника Розалия Исидоровна, ее мать Берта Саймайловна Кауфман, справа Лидия, младшая дочь

По личному настоянию Луначарского отец семейства, Леонид Пастернак вместе с семьей, отправился в Германию на лечение. Это было большой удачей. Эмиграция, однако, затянулась. Сам же Борис, поэт и литератор, остался в России.

Возвращаться на родную землю Пастернак старший не пожелал. С этого момента между семьей и оставшимся в России сыном началась активная переписка.

Вскоре она переросла в нечто большее. Борис Леонидович стал общаться со всей творческой эмиграцией. Он поддерживал контакты с Мариной Цветаевой. Писал письма поэта Райнеру Рильке.

В том же 1917 Пастернак выпускает объемный сборник произведений, книгу «Сестра моя — жизнь». Это был серьезный литературный труд. Однако сам поэт только входил в силу.

Советская власть

В конце тридцатых, когда ожесточенной идеологической проработке подвергся целый ряд советских поэтов и прозаиков, Пастернак почти целиком ушел в переводы. «Личное творчество кончилось». Много сил отдал Пастернак драмам Шекспира («Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Антоний и Клеопатра», «Отелло», «Король Лир», «Генрих XIV», «Макбет»), грузинским поэтам — Н. Бараташвили, А. Церетели, Г. Леонидзе, Т. Табидзе, С. Чиковани, П. Яшвили. Работая, он основное время проводил вне Москвы, в дачном поселке Переделкино.

«Борис Леонидович очень любил земляные работы, — вспоминала Иванова. — Он вообще уважал физический труд и для самого себя всегда считал его обязательным. На его дачном участке было знаменитое картофельное поле, которое он регулярно сам обрабатывал. Ритм его жизни был примерно таков: утром работа умственная, творческая. Перед обедом работа на картофельном поле. Потом душ (в саду под открытым небом в специально сделанной для этого фанерной загородке), обед, и опять работа кабинетная. Перед поздним ужином непременная прогулка…»

Анализ стихотворения «Нобелевская премия» Пастернака

Судьба одного из выдающихся поэтов Советского союза Б. Пастернака сложилась крайне трагически. Он долгое время пользовался заслуженной славой и популярностью, имел большое количество друзей в литературном мире. Склонность поэта к символизму не подвергалась осуждению и воспринималась со снисхождением. Только к концу Великой Отечественной войны растущая популярность Пастернака на Западе стала причиной для некоторых подозрений. В это же время поэт начинает серьезную работу над главным делом своей жизни – романом «Доктор Живаго». Она продолжалась около десяти лет. Пастернак был доволен результатом и отправил рукопись сразу двум советским издательствам. Одновременно он передает текст итальянскому корреспонденту. Складывалась очень щекотливая ситуация. В СССР решение о публикации принималось крайне медленно, а на Западе уже начали появляться некоторые фрагменты романа. Это вызвало крупный скандал, который усилился выдвижением Пастернака на Нобелевскую премию. Советское правительство расценило это как прямое предательство и принудило поэта отказаться от премии. Его отказ уже ничего не менял. Пастернака исключили из Союза писателей, от него отвернулось множество друзей и знакомых.

Реакцией поэта стало стихотворение «Нобелевская премия» (1958 г.), в котором отразились боль и отчаяние Пастернака. На этот раз он сознательно переправляет произведение для публикации за границей.

Пастернак чувствует себя «зверем в загоне», за которым началась настоящая травля. Он был поражен тем, что вчерашние поклонники и почитатели его творчества моментально изменили свои взгляды под влиянием власти. Поэт понимает, что выхода из создавшейся ситуации нет. Он искренне старался заслужить прощение, публично отказавшись от вручения премии. Но этот униженный шаг не дал никакого результата. Поэтому Пастернак в отчаянии произносит: «будь что будет, все равно».

Поэта больше всего возмущает обвинение в предательстве и антисоветчине. Он не видит своей вины, так как не стремился к критике коммунистического строя («что же сделал я за пакость?»), а постарался дать максимально реалистичную картину в своем романе («весь мир заставил плакать»). Парадокс в том, что причиной гонений стал действительно не сам роман, а положительные отклики на него в западном обществе.

Пастернак был уже серьезно болен и предчувствовал скорую смерть. Травля усилила его болезнь. Поэт считает, что находится «почти у гроба» и скоро обрадует своих врагов, покинув этот мир. Присуждение Нобелевской премии и реакция в СССР на многое открыли ему глаза. Он познал «силу подлости и злобы» и верит лишь в будущее неизбежное торжество «духа добра».

Личная жизнь

В 1921 году семья Пастернака покинула Россию. Пастернак активно переписывается с ними, а также с другими русскими эмигрантами, среди которых была и Марина Цветаева.

Пастернак женится на художнице Евгении Лурье в 1922 году, с которой гостит у родителей в Германии в 1922—1923 годы. А 23 сентября 1923 года в у них рождается сын Евгений (умер в 2012 году).

Разорвав первый брак, в 1932 году Пастернак женится на Зинаиде Николаевне Нейгауз. С ней и ее сыном в 1931 году Пастернак ездил в Грузию. В 1938 году у них рождается общий сын Леонид (1938-1976). Зинаида умерла в 1966 году от рака.

В 1946 году Пастернак познакомился с Ольгой Ивинской (1912—1995), которой поэт посвящал многие стихи и считал своей “музой”.

О себе

Из своего я признаю только лучшее из раннего ­— «Февраль, достать чернил и плакать», «Был утренник, сводило челюсти» — и самое позднее, начиная со стихотворения «На ранних поездах». Мне кажется, моей настоящей стихией были именно такие характеристики действительности или природы, гармонически развитые из какой-нибудь счастливо наблюденной и точно названной детали, как в поэзии Иннокентия Анненского и у Льва Толстого, и очень горько, что очень рано, при столкновении с литературным нигилизмом Маяковского я стал стыдиться этой прирожденной своей тяги к мягкости и благозвучию и исковеркал столько хорошего, что, может быть, могло бы вылиться гораздо значительнее и лучше.

Меня с детства удивляла эта страсть большинства быть в каком-то отношении типическим, обязательно представлять какой-нибудь разряд или категорию, а не быть собой. Откуда это, такое сильное в наше время поколение типичности? Как не понимать, что типичность — это утрата души и лица, гибель судьбы и имени. Вообще каким непоправимым ничтожеством надо быть, чтобы играть в жизни только одну роль, занимать одно лишь место в обществе, значить всего только одно и то же. Так и я не сразу обрёл свой дар

Сначала слово было не важно мне. Больше всего на свете я любил музыку и желал стать композитором, но у меня не было абсолютного слуха, и любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог я вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным

Часто плачу от волнения. Кажется, и причин нет. На экране покажут лошадь крупным планом, а у меня слёзы от волнения. Или Брамса играют — плачу и приговариваю: плохой, плохой композитор…

Мир — это музыка, к которой надо найти слова!

Об искусстве и любви

Искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами: оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь. Я не раз замечал, что именно вещи, едва замеченные днём, мысли, не доведённые до ясности, слова, сказанные без души и оставленные без внимания, возвращаются ночью, облечённые в плоть и кровь, и становятся темами сновидений, как бы в возмещение за дневное к ним пренебрежение. Вообще сознание — это зажжённые фары впереди идущего паровоза. Обратите их светом внутрь и случится катастрофа. Но тьма не должна вас пугать, потому что слово сильнее её. В конце концов, присутствие искусства на страницах «Преступления и наказания» потрясает больше, чем преступление Раскольникова.

Вот любовь, в отличие от тьмы, больше, чем слово. Вы не представляете, как хочется иногда из бездарно-возвышенного, беспросветного человеческого словоговорения нырнуть в кажущееся безмолвие природы, в каторжное беззвучие долгого, упорного труда, в бессловесность крепкого сна, истинной музыки и немеющего от полноты души тихого сердечного прикосновения. Я знал двух влюблённых, живших в Петрограде в дни революции и не заметивших её. Вот что такое любовь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
На позитиве
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: