80 лучших фраз диогена синопского

Цитаты диогена синопского — 59 мудрых изречений

Диоген — киник

Основа философии Диогена Синопского — аскетизм. Он намеренно отказывался от любых благ цивилизации, продолжая жить в пифосе и просить подаяния. Им отвергались любые условности, будь то религиозные, общественные или политические. Он не признавал государства и религии, проповедуя жизнь естественную, наполненную подражанием природе.

Лежа возле пифоса, он читал проповеди горожанам. Он уверял, что лишь отказ от благ цивилизации способен освободить человека от страха. Необходимо отбросить условности и предрассудки, дабы уйти с позиции ведомых. Жить, как живет собака, — свободно и естественно — прямой путь к освобождению и счастью.

Диоген говорил, что каждый человек имеет в распоряжении все, что нужно для счастливой жизни. Однако, вместо того чтобы воспользоваться этим, люди мечтают об иллюзорных богатствах и эфемерных удовольствиях. К слову, наука и искусство, по мнению Диогена, более чем бесполезны. Зачем тратить жизнь на их познание, когда следует познать лишь самого себя?

Диоген, однако, почитал практическую и нравственную стороны философии. Он утверждал, что это — моральный компас людей

Известное высказывание Диогена Синопского, адресованное некому человеку, который отрицал важность философии:

Диоген всю свою жизнь стремился к добродетели. Он делал это непривычными путями, однако цель его всегда была благородна. И пусть его идеи не всегда находили подходящие умы, но тот факт, что мы читаем о нем сейчас, спустя столько лет, говорит о многом.

Менее известные выходки Диогена

   Но не только Платон с Аристиппом подвергались нападкам взбалмошного Диогена. Секст Эмпирик пишет, что Диоген в опровержение апории Зенона о невозможности мыслить движение просто начал перед ним ходить. 
   Диоген эпатировал современников, в частности, принимал пищу на площади (во времена Диогена публичный приём пищи считался неприличием) и открыто занимался рукоблудием, говоря при этом: «Вот кабы и голод можно было унять, потирая живот!». 
   Однажды Диоген на городской площади начал читать философскую лекцию. Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак. «Вот, афиняне, цена вашего ума, — сказал им Диоген. — Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот». 
   Диоген считал афинян недостойными называться людьми. Он насмехался над религиозными церемониями и презирал верящих снотолкователям. Демагогов и политиков он считал льстецами черни. Себя объявил гражданином мира; пропагандировал относительность общепринятых норм морали. Подчеркивая свое отличие от окружающих, и выражая окружающим свое презрение, он неоднократно называл себя "собака Диоген".
   Придя в один роскошный дом, он плюнул в лицо хозяину в ответ на просьбу соблюдать порядок. 
   Когда Диоген брал деньги в долг, то говорил, что хочет лишь взять то, что ему должны. 

Диоген — «рок-звезда» античности

В чем Диоген был хорош помимо философии, так это в экстравагантных выходках. Своим поведением он четко прочерчивал линию между ним и другими людьми. Он подвергал себя жесткой закалке, изводил свое тело испытаниями. Его целью было не только физическое неудобство, но и нравственное унижение. Именно для этого он просил подаяния у статуй, дабы приучить себя к отказам. Одна из знаменитых цитат Диогена Синопского гласит:

Однажды Диоген начал звать людей, а когда те сбежались на его зов, он накинулся на них с палкой и закричал: «Я звал людей, а не мерзавцев!» В другой раз он ходил днем по улице с зажженным фонарем и искал человека. Этим он хотел показать, что звание «человек» — нужно заслужить добрыми делами, а значит такого найти очень непросто.

Примечателен известный случай встречи Диогена Синопского и Александра Македонского. Александр, прибыв в Афины, пожелал встретиться живущим в пифосе мудрецом, о которым судачил весь город. Как только царь подошел к Диогену, то поспешил представится: «Я — Александр Македонский.» Мудрец ответил: «А я — собака Диоген.» Александр, восхищенный киником, предложил ему просить чего он только хочет. Диоген на это ответил: «Не заслоняй мне солнца.»

Когда философу кинули кости, мотивируя это тем, что он сам себя называет собакой, он просто помочился на них. Когда же Диоген при людях занимался онанизмом, то был недоволен тем, что голод нельзя утолить просто погладив живот. Однажды, читая лекцию на площади, он заметил, что никто не обращает на него внимания. Тогда он заверещал словно птица, и вокруг него собралась целая толпа. На это он сказал:

Хоть его выходки и выглядят довольно странными и отталкивающими, он делал это с определенной целью. Он был уверен, что людей можно научить ценить то, что у них есть только чрезмерным примером.

Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу

Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов/Ред. тома и авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев; Перевод М. Л. Гаспарова,— 2-е изд.— М.: Мысль, 1986.— 571 е., 1 л. карт.— (Филос. наследие).

Диоген из Лаэрты в Киликии (первая половина III в. н. э.), грамматик афинский, оставил нам сочинения, являющиеся единственной «историей философии», написанной в античности. Они состоят из 10 книг, в которых излагаются учения древнегреческих мыслителей, начиная с семи мудрецов и кончая стоической и эпикурейской школами. Кроме сочинений Диогена в настоящее издание входят биографии Платона, Пифагора, Плотина и Прокла, написанные другими авторами — Порфирием, Олимпиодором, Марином.

Издание снабжено обширным научным аппаратом.

Α. Φ. Лосев. Диоген Лаэрций и его метод — 3

О ЖИЗНИ, УЧЕНИЯХ И ИЗРЕЧЕНИЯХ ЗНАМЕНИТЫХ ФИЛОСОФОВ

Книга I

Вступление (начало философии — 55; преемственности и школы — 58-61). Фалес (61 — 68). Солон (68 — 75). Хилон (75 — 77). Питтак (77 — 79). Биант (79 — 81). Клеобул (81 — 83). Периандр (83 — 85). Анахарсис (86 — 87). Мисон (87 — 88). Эпименид (88 — 90). Ферекид (90 — 92)

Книга II

Анаксимандр (93). Анаксимен (94). Анаксагор (94 — 97). Архелай (97 — 98). Сократ (98 — 107). Ксенофонт (107 — 110). Эсхин (110 — 112). Аристипп (112 — 118; ученики Аристиппа — 118 — 124). Федон (124). Евклид (124 — 127). Стильпон (127 — 129). Критон (129). Симон (129 — 130). Главкон (130). Симмий (130). Кебет (130). Менедем (131 — 136)

Книга III

Платон (жизнь — 137 —149; сочинения — 149 —154; учение — 155 — 158; «разделения» — 158 — 166)

Книга IV

Спевсипп (167 — 168). Ксенократ (168 — 171). Полемон (171 — 173). Кратет (173 — 174). Крантор (174 — 175). Аркесилай (175 — 181). Бион (181 — 184). Лакид (184 — 185). Карнеад (185 — 187). Клитомах (187)

Книга V

Аристотель (188 — 198). Феофраст (198 — 204). Стратон (204 — 206). Ликон (206 — 209). Деметрий Фалерский (209 — 212). Гераклид (212 — 214)

Книга VI

Антисфен (215 — 220). Диоген (220 — 239). Моним (239 — 240). Онесикрит (240). Кратет (240 — 243). Метрокл (243 — 244). Гиппархия (244 — 245). Менипп (245 — 246). Менедем (246 — 247)

Книга VII

Зенон (жизнь — 248 — 259; стоическая логика — 259 — 272; этика — 272 — 285; физика — 285 — 293). Аристон (293 — 294). Эрилл (294 — 295). Дионисий (295). Клеанф (296 — 298). Сфер (299). Хрисипп (299 — 306)

Книга VIII

Пифагор (307 — 320). Эмпедокл (320 — 327). Эпихарм (328). Архит (328 — 329). Алкмеон (329). Гиппас (329 — 330). Филолай (330). Евдокс (330 — 332)

Книга IX

Гераклит (333 — 337). Ксенофан (337 — 338). Парменид (339 — 340). Мелисс (340). Зенон Элейский (340 — 342). Левкипп (342 — 343). Демокрит (343 — 348). Протагор (348 — 350). Диоген Аполлонийский (350). Анаксарх (351). Пиррон (352 — 366). Тимон (366 — 368)

Книга X

Эпикур (жизнь — 369 — 378; письмо к Геродоту — 378 — 391; письмо к Пифоклу — 391 — 402; письмо к Менекею — 402 — 406; «Главные мысли» — 406 — 411)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Олимпиодор. Жизнь Платона (412 — 415). Порфирий. Жизнь Пифагора (416 — 426). Порфирий. Жизнь Плотина (427 — 440). Марин. Прокл, или О счастье (441 — 454)

ПРИМЕЧАНИЯ — 457

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН — 510

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ — 544

УКАЗАТЕЛЬ ИСТОЧНИКОВ — 552

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА — 561 Страница сгенерирована за 0.08 секунд !

Диоген краткая биография (412 — 323 гг. до н.э.)

Диоген цитаты. Диоген из Синопа — древнегреческий философ. Родом из знатной семьи. Практиковал крайний аскетизм, доходящий до эксцентрического юродства. Называл себя гражданином мира («космополитом»). В молодости был изгнан из родного города по обвинению в изготовлении фальшивых денег. Около 385 г. до н.э. прибыл в Афины и стал учеником философа Антисфена, основателя школы киников. Много путешествовал, некоторое время жил в Kopинфе. Aвтop 7 тapагедий и 14 диалогов этического характера, которые не дошли до наших дней. Герой многочисленных историй, которые рисуют его философом-аскетом, проводящим свои дни в бочке (пифосе) (Диоген жил в бочке), проповедником кинической добродетели — разумного возвращения к естественной природе, ниспровергателя общественной морали. Философия Диогеа по сравнению с Антисфеном была более радикальной, он ввел понятие космополитизма, отрицал необходимость семьи, законов, проповедовал общность жен и детей.

Coчинения Диогена: «О любви», «Государство» («Полития»), «Эдип», «Фиест».

Цитаты Диогена.

Для того, чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или петлю.

3лословящий есть самый лютый из диких зверей, а льстец — самый опасный из ручных животных.

Человеку, спросившему, в какое время следует завтракать, Диоген ответил: — Если ты богат, то когда захочешь, если беден, то когда сможешь.(Диоген) Человеку, который спросил, жениться ему или не жениться, Сократ ответил: » Делай, что хочешь, — все равно раскаешься.»

Части изменяются, целое же неизменно.(Диоген)

Те, кто содержит животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные служат им.

Сладострастие — занятие людей, ничем другим не занятых.(Диоген — цитаты )

С правдой надо жить, как при огне: ни сильно приближаться, чтоб не обжег, ни далеко отходить, чтобы холодно не было.

Прося у кого-то подаяния … Диоген сказал: — Если ты подаешь другим, подай и мне, если нет, то начни с меня.(Диоген)

О перипатетиках Клеанф говорил, что они похожи на лиры: звучат прекрасно, а сами себя слушать не умеют.(Диоген)

На вопрос, почему люди подают милостыню нищим и не подают философам, он сказал: — Потому что они знают: хромыми и слепыми они, может быть, и станут, а вот мудрецами никогда.(Диоген — цитаты )

На вопрос, откуда он, Диоген сказал: — Я гражданин мира.(Диоген)

Когда он грелся на солнце в Крагии, Александр Македонский, остановившись над ним, сказал: — Проси у меня, чего хочешь.- Диоген отвечал: — Не заслоняй мне солнца.(Диоген)

Из этой жизни хорошо уйти, как с пира: не жаждая, но и не упившись.

Из этой жизни надо уйти как с пира — не жаждая, но и не упившись.(Диоген)

Зачем же ты живешь, если не заботишься, чтобы хорошо жить?

Если бы из книг Хрисиппа изъять все, что он повыписал из других, у него остались бы одни пустые страницы.(Диоген)

Диоген шел в театр, когда все выходили оттуда навстречу ему. На вопрос, зачем он это делает, он сказал: — Именно так я и стараюсь поступать всю свою жизнь.(Диоген — цитаты)

Диоген постоянно говорил: — Для того, чтобы жить как следует, надо иметь или разум или петлю.(Диоген)

Беда тому, кто умен, но не наделен при этом сильным характером. Если уж вы взяли в руки фонарь Диогена, вам необходима и его клюка.

Также будет интересно:

  1. Братья (Brothers) — фразы, статусы, цитаты из фильма.
  2. 8 с половиной (8 1/2) — статусы, цитаты, фразы из фильма.
  3. Статусы, цитаты, фразы из фильма «2 дня»
  4. Цитаты и статусы — Голодные игры (The Hunger Games)
  5. Статусы, цитаты, фразы из фильма «1408».
  6. Статусы и цитаты из 10 ярдов (The Whole Ten Yards)
  7. Быстрый и мертвый (The Quick and the Dead) — цитаты, фразы, статусы из фильма.
  8. Война Богов: Бессмертные (Immortals) — цитаты, фразы, статусы из фильма.
  9. Цитаты, фразы, статусы из фильма — Все дети Бога могут танцевать
  10. Цитаты, фразы, статусы из фильма 13 друзей Оушена (Ocean’s Thirteen)
  11. Альфавиль (Alphaville, une etrange aventure de Lemmy Caution) — статусы, фразы, цитаты из фильмов.
  12. Большие мамочки: Сын как отец (Big Mommas: Like Father, Like Son) — цитаты, фразы, статусы из фильма.
  13. Статусы и цитаты из «10 причин моей ненависти (10 Things I Hate About You)»
  14. Статусы, цитаты, фразы из фильма 13 разговоров об одном (Thirteen Conversations About One Thing)
  15. Статусы и цитаты про автомобили и дорогу. Дорожные цитаты.

Диоген Синопский цитирует о добродетели и образовании

27. «Скромность — цвет добродетели». — Диоген Синопский

28. «Те, у кого во рту всегда есть добродетель, и на практике им пренебрегают, подобны арфе, которая издает приятный для других звук, а сама по себе нечувствительна к музыке». — Диоген Синопский

29. «Бедность — это добродетель, которой можно научить себя». — Диоген Синопский

30. «Чтобы стать самоучкой, вы должны осуждать себя за все то, что вы критиковали бы других». — Диоген Синопский

31.«Основой каждого государства является воспитание молодежи». — Диоген Синопский

32. «Образование дает трезвость молодым, утешение старым, богатство бедным и украшение для богатых». — Диоген Синопский

33. «Аристотеля однажды спросили, что выигрывают те, кто лжет. Он сказал: «Когда они говорят правду, им не верят». — Диоген Синопский

34. «Добродетель не может жить с богатством ни в городе, ни в доме». — Диоген Синопский

Вам также могут понравиться эти цитаты и высказывания Рене Декарта, которые вдохновят вас на то, чтобы одеться в кепку.

О чём говорили Александр Македонский и Диоген?

  • Диогену многое причисляют, но эта встреча была с большой долей вероятности.
  • Александр и Диоген жили в одно время и оба умерли в один год. Это был 323 год до нашей эры.
  • Они оба умерли в июне: Диоген умер 10 июня, а Александр возможно 10 или 13 июня.

Кто был Александр Македонский?

  • В 334 году до н. э. Александр Македонский начал войну с Персидской державой.
  • При Гранике он разгромил сатрапов, а при Иссе – царя Дария III, после чего подчинил Сирию, Палестину и Египет.
  • Александр Македонский завоевал Малую Азию (Фригию, Лидию, Финикию, Сирию, Египет, Мидию (Иран), Парфию, Вавилон (Ирак), Персию (Иран)), страны Средней Азии (Бактрию, Согдиану, Гандхару (Пакистан)), а также северную Индию до реки Инд.
  • Александр Македонский был великим полководцем.
  • Всё что он завоевал, после смерти быстро было утрачено.
  • Александр Македонский умер в 33 года 10 или 13 июня 323 года до Рождества Христова, родился в июле 356 года до н.э.

Встреча Александра Македонского с Диогеном

  • Предполагается, что в Коринфе, где жил Диоген, состоялась встреча Александра Македонского и Диогена. В рассказах Плутарха и Диогена Лаэртиуса говорится, что они обменялись лишь несколькими словами.
  • Пока Диоген расслаблялся на солнце утром, Александр, взволнованный встречей со знаменитым философом, спросил, может ли он сделать для него какую-нибудь услугу. Диоген ответил: «Да, держись подальше от моего солнечного света».
  • Затем Александр заявил: «Если бы я не был Александром, то я хотел бы быть Диогеном», на что Диоген ответил: «Если бы я не был Диогеном, я бы тоже хотел быть Диогеном».

Удивительные цитаты и высказывания Диогена

Чтобы найти мудрого, нужен мудрый человек.

Искусство быть рабом — управлять своим господином.

У нас есть два уха и один язык, чтобы мы больше слушали и меньше говорили.

Люди, которые хорошо говорят, но ничего не делают, подобны музыкальным инструментам, звук — это все, что они могут предложить.

Я не афинянин или грек, а гражданин мира.

Вы станете учителем себя, когда в тех же вещах, в которых вы обвиняете других, вы обвините и себя.

Я ничего не знаю, кроме факта моего невежества.

Основа каждого государства — образование молодежи.

В целях самосохранения человеку нужны хорошие друзья или горячие враги, потому что первые наставляют его, а вторые заставляют его действовать.

Здоровье и сила, необходимые для практики доброго, в равной степени зависят как от ума, так и от тела.

Даже если я всего лишь претендент на мудрость, это уже философия.

Боги имеют право ничего не хотеть, а богоподобные люди — мало желать.

Умнее больше всего тот, кто больше всего доволен меньшим.

У мудрых руководителей обычно есть мудрые советники, потому что для того, чтобы отличить их, нужна мудрость.

Другие собаки кусают только своих врагов, тогда как я кусаю также своих друзей, чтобы спасти их.

Скромность — цвет добродетели.

Если мне не хватает осознанности жить, то почему меня должно волновать, что со мной произойдет, когда я умру?

Почему бы не ударить учителя, если ученик плохо себя ведет?

Толпа — мать тиранов.

Однажды Диоген увидел, как чиновники уводят кого-то, кто украл чашу, принадлежащую казначеям, и сказал: «Великие воры уводят маленького воришку».

Нас больше интересует значение снов, чем то, что мы видим в бодрствующем состоянии.

Диогена кто-то спросил, в какое время лучше обедать, и он ответил: «Если богатый человек, когда хочешь, если бедняк, когда можешь».

Когда кто-то напомнил Диогену, что жители Синопа приговорили его к изгнанию, он сказал: «А я приговорил их оставаться дома».

Еще статьи из этой рубрики:

  • Цитаты Марка Твена — вдохновляющие и остроумные слова
  • 50 цитат о стрессе, которые помогут вам успокоиться
  • 40 самоутверждающих цитат, которые помогут вам поверить в себя
  • 9 цитат, чтобы начать чаще практиковать благодарность
  • Высказывания Будды
  • Фразы о жизни, которые могут изменить вас навсегда
  • Высказывания Альберта Эйнштейна
  • Цитаты о лидерстве
  • Цитаты Платона
  • Цитаты Аристотеля
  • Цитаты Сенеки
  • Цитаты Оскара Уайльда
  • Цитаты Эрнеста Хемингуэя
  • Цитаты Теодора Рузвельта
  • Цитаты Моргана Фримена
  • 69 цитат о личностном росте, которые мотивируют и вдохновляют на успех

Ты всё делаешь правильно!

Знаменитые выходки Диогена

См. Исторические анекдоты о Диогене

Аскетизм и жизнь в бочке

«Диоген». Джон Уотерхаус, 1882 год

См. Почему Диоген жил в бочке

Диоген провозглашал идеал аскетизма на примере мыши, которая ничего не боялась, ни к чему не стремилась и довольствовалась малым. Из вещей он имел лишь суму и посох. Иногда его видели идущим босым по снегу. Смысл аскетизма заключался в том, что подлинное счастье заключается в свободе и независимости.

Во время проживания в Афинах Диоген избрал себе в качестве жилища большой глиняный кувшин (пифос, который закапывали в землю и в котором хранили зерно, вино, масло или хоронили людей) возле Афинской горы, а вместо кровати использовал свой плащ. Позже стали говорить, что Диоген жил в бочке, но древние греки бочек не делали.

Однажды мальчишки разбили его дом, но афиняне предоставили ему новый пифос.

Интересно, что не смотря на крайний аскетизм у Диогена Лаэртского присутствует история, согласно которой у Диогена был раб:

  Когда у него убежал раб, ему советовали пуститься на розыски. "Смешно, — сказал Диоген, — если Манет может жить без Диогена, а Диоген не сможет жить без Манета". 

Не загораживай мне солнце

«Александр Македонский перед Диогеном», И. Ф. Тупылев, 1787 год.

См. Диоген и Александр Македонский

У Александра Македонского он попросил лишь, чтобы тот не загораживал ему солнца. Прослышав о Диогене, величайший государь пожелал встретиться с ним, но когда он подошел к философу и сказал: «Проси, чего хочешь», Диоген ответил: «Не засти мне солнца». В этом ответе как раз и заключена идея автаркии, ибо для Диогена совершенно безразлично все, включая и Александра, кроме своей собственной души и своих собственных представлений о счастье.

Ищу человека

«Диоген искал человека». Иоганн Тишбейн, около 1780-х годов

См. Диоген в поисках человека

Девизом всех киников можно считать слова Диогена: «Ищу человека». По преданиям, Диоген, бесконечно повторяя эту фразу, среди белого дня ходил с зажженным фонарем среди толпы. Смысл этого поступка философа заключался в том, что он демонстрировал людям их неверное понимание сущности человеческой личности.

Однажды он стал звать людей, и когда те сбежались, набросился на них с палкой, говоря, что звал людей, а не мерзавцев.

Топчу спесь Платона

Диоген неоднократно спорил с Платоном. Однажды топча циновку, он восклицал: «Топчу спесь Платона». Когда Платон изрёк, что человек — это «двуногое животное без перьев», то Диоген ощипал петуха и назвал его платоновским человеком. Платон, в свою очередь, называл его «обезумевшим Сократом». Возражая учению Платона о сущности вещей, Диоген говорил: «чашу вижу, а чашности — нет».

Видя скудный образ жизни Диогена, Платон заметил, что даже в рабстве у тирана Сиракуз Дионисия он не мыл сам овощи, на что получил ответ, что если бы мыл овощи сам, то не оказался бы в рабстве.

А когда Платон назвал его собакой, Диоген метко ответил: «И верно: ведь я прибежал обратно к тем, кто меня продал»намекая на то, что Платон хотя и поплатился продажею в рабство за свою поездку в Сицилию, но все же поехал туда и во второй и в третий раз.

Диоген и Аристипп

Диоген и философ-богач Аристипп (которого Диоген назвал «царским псом» за угодливость перед лицом сиракузского тирана Дионисия) терпеть не могли друг друга и всегда находили повод «уколоть» друг друга мудрой мыслью, тем более, если рядом находился еще кто-то из посторонних. Однажды Аристипп проходил по площади мимо Диогена, который чистил овощи. Насмехаясь, Диоген сказал: «Если бы ты умел кормиться вот этим, тебе бы не пришлось прислуживать при дворах тиранов». Аристипп ответил: «А если бы ты умел обращаться с людьми, то тебе бы не пришлось чистить себе овощи».

Была у этих двух философов и общая любовница — гетера Лаиса (или Лаида). Иногда оба соперника, Диоген и Аристипп, встречались нечаянно у дверей своей любовницы «во внеурочный час», когда им не назначали. Любопытно, что с богатого Аристиппа она брала огромные деньги за свои услуги, в то время как цинику и грубияну Диогену они доставались бесплатно. Однажды Диоген сказал по этому поводу: «Но ты тратишь на нее столько денег, а она за медный обол ублажает меня, бедного киника». «Я плачу этой женщине, чтобы самому наслаждаться ею, а вовсе не для того, чтобы запрещать ей делать то же самое с другими мужчинами» — ответил Аристипп.

Жизненный путь философа

Жизнеописание мыслителя начинается с 412 года до нашей эры, когда он родился в городе Синопе в знатной семье. В юные годы Синопский мыслитель хотел перечеканивать с отцом монеты, за что был изгнан из родного города. Скитания привели его в Афины, где он стал приемником Антисфена.

В столице странный философ живет, проповедуя главный принцип античной философии – разграничение сути вещей от привычных образов. Его целью становится разрушение общепринятых понятий о добре и зле. Философ превосходит учителя по популярности, строгости образа жизни. Добровольное отречение от материальных благ он противопоставляет тщеславию, невежеству, алчности афинян.

Биография мыслителя рассказывает о том, как он жил в бочке. Но дело в том, что в Древней Греции не было бочек. Мыслитель жил в пифосе – большом керамическом сосуде, укладывал его на бок и спокойно принимал ночной отдых. Днем занимался бродяжничеством. В древности существовали общественные бани, там мужчина следил за гигиеной.

338 год до нашей эры ознаменовался Херонейской битвой между Македоний, Афинами и Фивами. Несмотря на то, что армии противников были одинаково сильны, Александр Македонский и Филипп Второй сокрушили греков. Диоген, как многие другие афиняне, оказался в плену у македонцев. Мудрец попал на невольничий рынок, где его в качестве раба купил Ксениад.

Скончался философ в 323 году до н. э. Какой была его кончина – остается додумывать. Существует несколько версий – отравление сырым осьминогом, укус бешеной собаки, недоработанная практика задержки дыхания. Философ с юмором относился к смерти, обращению после нее с покойниками. Однажды его спросили: «Каким способом вы бы хотели быть похороненным?» Мыслитель предложил: «Выбросьте меня за пределы города, дикие звери сделают свое дело». «Вам не будет страшно?» не унимались любопытные. «Тогда дайте мне дубину» продолжал философ. Зеваки удивлялись, как он воспользуется оружием в мертвом состоянии. Диоген иронизировал: «Тогда чего мне бояться, если я и так буду мертв».

На могиле мыслителя был воздвигнут памятник в виде бродячей собаки, прилегшей отдохнуть.

Философия Диогена

Во время своих странствий Диоген дошел до Афин, где на главной площади города услышал речь философа Антисфена. То, что говорил Антисфен произвело на парня большое впечатление.

Памятник Диогену

В результате, Диоген решил стать последователем учения афинского философа.

Поскольку у него не бело денег, он не мог снять комнату, не говоря уже о покупке дома. После недолгих размышлений, Диоген пошел на радикальные меры.

Отчаянный ученик устроил себе жилье в большой керамической бочке, которую он вкопал неподалеку от городской площади. Именно это породило выражение «бочка Диогена».

Стоит заметить, что Антисфена очень раздражало присутствие настырного незнакомца. Однажды он даже избил его палкой, чтобы тот ушел, однако это не помогло.

Тогда Антисфен не мог и представить, что именно Диоген станет ярчайшим представителем школы киников.

Философия Диогена опиралась на аскетизм. Ему были чужды любые блага, к которым так стремились окружающие его люди.

Мудрец тянулся к единению с природой, игнорируя законы, чиновников и религиозных деятелей. Себя он называл космополитом – гражданином мира.

После смерти Антисфена, отношение афинян к Диогену еще больше ухудшилось и на то были причины. Горожане считали его сумасшедшим.

Александр Македонский перед Диогеном

Диоген мог в публичном месте заниматься онанизмом, нагишом стоять под ливнем и совершать множество других неадекватных поступков.

Тем не менее с каждым днем слава о сумасшедшем философе становилась все больше. В итоге с ним захотел пообщаться сам Александр Македонский.

Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но тот спокойно проводил время у себя. Тогда полководец был вынужден самостоятельно посетить философа.

Александр Великий застал Диогена греющимся на солнце. Подойдя к нему он произнес:

– Я великий царь Александр!

– А я, – ответил мудрец, – собака Диоген. Кто бросит кусок – тому виляю, кто не бросит – облаиваю, кто злой человек – кусаю».

– А меня ты боишься?», – спросил Александр.

– А что ты такое, зло или добро? – поинтересовался философ.

– Добро, – сказал тот.

– А кто же боится добра? – заключил Диоген.

Поразившись таким ответам, великий полководец позже якобы сказал следующее:

«Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».

Диоген с фонарем ищет человека

Философ неоднократно вступал в жаркие споры с Платоном. Однако он конфликтовал и с другими яркими мыслителями, включая Анаксимена Лампсакского и Аристиппа.

Как-то раз горожане увидели днем Диогена, ходящего по городской площади с фонарем в руках. При этом «сумасшедший» философ периодически выкрикивал фразу: «Ищу человека».

Таким способом мужчина показывал свое отношение к обществу. Он часто критиковал афинян, высказывая в их адрес массу негативных отзывов.

Однажды, когда Диоген начал прямо на рынке делиться с прохожими глубокими мыслями, на его речь никто не обращал внимания. Тогда он резко защебетал по-птичьи, после чего вокруг него сразу же собралось много народа.

Мудрец с досадой произнес: «Это уровень вашего развития ведь, когда я говорил умные вещи, меня игнорировали, но когда я закричал как петух, все с интересом стали меня слушать».

Накануне войны греков с македонским царем Филиппом 2, Диоген на судне отправился к побережью Эгины. Однако во время плавания, корабль захватили пираты, которые либо убивали пассажиров, либо брали их в плен.

Став пленником, Диоген вскоре был продан коринфянину Ксеаниду. Хозяин философа поручил ему воспитывать и обучать своих детей. Стоит признать, что учителем философ был хорошим.

Диоген в бочке

Диоген делился с детьми не только своими знаниями, но также обучил их верховой езде и метанию дротиков. Кроме этого, он привил им любовь к физическим тренировкам.

Последователи учений Диогена, предлагали мудрецу выкупить его из рабства, но тот отказывался. Он заявлял, что даже при таком положении вещей может быть – «господином своего господина».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
На позитиве
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: