Весь мир — философия
Георг Гегель, один из величайших немецких философов
Некоторые исследователи называли Гегеля «философом из философов», потому что он единственный представитель этой науки, для которого философия была всем: и причиной, и следствием, и объектом изучения, и инструментом. Другие мыслители использовали философию как средство познать реальность, Гегель же считал весь мир чистым мышлением, то есть философией.
Основная мысль философии Гегеля заключается в том, что в мире все разумно. Вселенная, считал философ, устроена гармонично и в высшей степени целесообразно, в ней все находится на своем месте и выполняет свое предназначение. В связи с этим Гегель задается вопросом: могла ли неодушевленная и неразумная природа, то есть материя, сама создать такую совершенную систему? Его ответ: нет, не могла. Значит, можно и нужно предположить, что существует некий высший разум, который и создал всю гармоничную вселенную.
Весь физический мир, утверждал Гегель, это проявление иной реальности, духовной. Она является высшей и идеальной, и она создает материальное мироздание. Подобные идеалистические идеи существовали и до Гегеля: Платон называл высшую реальность «миром идей», индуистская философия — Брахманом. Гегель назвал духовный мир Абсолютной идеей и Мировым разумом и соотносил это понятие с Богом.
До самой смерти философ оставался верующим человеком. Когда он находился на смертном одре, один из друзей спросил его, что он думает о Боге. Гегель указал на Библию, лежавшую у изголовья, и сказал: «Мне незачем что-то придумывать, здесь вся мудрость Божия».
Биография философа
Гегель родился в Штугарде в семье высокопоставленного финансового чиновника в 1770 году. Отец Гегеля много внимания уделял образованию сына, в дополнение к школьному нанимая для него домашних педагогов. Гегель учится с удовольствием, он успешно заканчивает гимназию, а затем поступает в Тюбингемский теологический институт.
Гегель много времени отводит чтению, тратит на книги все свободные деньги, помимо научной литературы он увлекается античной классикой и бульварными произведениями, а вот немецкую классику обходит стороной. Не чужды Гегелю и простые удовольствия – вино, табак, карты. На всю жизнь он остается большим любителем женского общества, помимо брака у него рождается сын на стороне. Будучи крайне рассеянным и увлекающимся человеком, Гегель не отличается ораторским даром, однако способен говорить до бесконечности на философские темы.
После окончания института Гегель становится магистром теологии, но отвергает карьеру священника и работает частным преподавателем, что не мешает ему продолжать свое образование, а также писать творческие работы. Гегель поддерживает идеи Французской революции, хотя и осуждает якобинский террор. Личность Наполеона во многом вызывает его восхищение.
После смерти отца в 1799 году Гегель оставляет репетиторскую деятельность и полностью отдается философской деятельности. Вскоре он становится преподавателем в Йенском университете, затем получает кафедру в Гейдельберге. Вершиной его преподавательской карьеры становится кафедра философии в Берлинском университете, которую он занимает спустя четыре года после смерти Фихте, ее предыдущего профессора.
В данный период Гегель издает свои основные произведения:
- «Энциклопедию философских наук»;
- «Большую логику»;
- «Философию права».
Первое время лекционная деятельность Гегеля движется с трудом – мешает как его невыразительность в качестве оратора, так и сама запутанность его философских концепций. Однако уже к 1820-м годам, Гегель обретает огромную популярность, так что даже такой прекрасный оратор как Шопенгауэр не может составить ему конкуренцию в качестве лектора. Впрочем, Гегель по привычной рассеяности не придает нападкам Шопенгауэра большого значения.
В 1831 году Берлин охватывает эпидемия холеры. Сначала Гегель покидает город, но уже в начале учебного года возвращается ошибочно посчитав, что эпидемия миновала. Вскоре он умирает, по одной версии от холеры, по другой от заболевания желудочно-кишечного тракта. Незадолго до Гегеля погибает и его незаконнорождённый сын, находившийся на службе в Голландии.
Сыновья Гегеля от законной супруги – Кард и Иммануил следуют по его стопам, исследуя историю и теологию.
Биография Гегеля
Гегель появился на свет 27 августа 1770 года в Штутгарте. Он рос и воспитывался в семье влиятельного чиновника Георга Людвига Гегеля. Помимо учебы в школе, мальчик занимался с репетиторами на дому.
Гегель отличался высокими умственными способностями и любознательностью. В связи с этим, он все свободное время проводил в библиотеке, где читал научные и философские труды. Интересен факт, что когда отец давал ему карманные деньги, он тратил их на покупку книг.
Стоит заметить, что Гегель не разбирался в художественной литературе, при этом проявляя живой интерес к античным произведениям. После окончания гимназии он обучался в богословской семинарии при Тюбингемском университете.
В стенах данного заведения Гегель прослушал философский и теологический курсы, а позже защитил магистерскую диссертацию. Одновременно с этим, он увлекался идеями французских революционеров, а также был не прочь хорошо поразвлечься: играл в карты, пил много вина, нюхал табак и т.д.
Спекулятивный метод и диалектика Гегеля
- метафизическую,
- эмпирическую,
- непосредственную.
Метафизическая система, присущая рационалистам, покоится на убеждении в бесконечности возможностей разума и иллюзорной уверенности в том, что человек познает мир таким, какой он есть, а рационалистические размышления способны проникнуть в его природу.
Эмпиризм, критикующий и ограничивающий разум опытом, в свою очередь с одной стороны может также приходит к догматизму, когда опыт становится единственным источником знания, а с другой напротив, в скептицизм, когда разделяя чувственное представление о предметах от самих предметов, человек отказывается от возможности познать их истинную природу, что было прекрасно продемонстрировано в работах Канта.
Философия непосредственного познания Якоби в свою очередь основывается на иллюзии прямого усмотрения истины, по мнению Гегеля, может быть реализована лишь в отношении крайне простых и бедных элементов знания, но никак не основ мироздания и главных философских вопросов. В своей системе Гегель стремится объединить лучшие элементы вышеперечисленных и избавиться от их недостатков.
Замечание 1
Из метафизики Гегель черпает веру в возможности познания, из эмпиризма –критический подход и стремление к конкретности, а из непосредственной философии – понимание необходимости начинать познание с незначительных и очевидных истин. Гегель называет свою философию объективным идеализмом.
Ее методом становится спекулятивный, который включает в себя три приема мышления:
- рассудочный,
- диалектичный,
- собственно спекулятивный.
Задача и ограничение рассудочного метода по Гегелю состоит в осознании тождественности и разделении мира на отдельные фрагменты. Диалектика в свою очередь позволяет выделить внутри данных фрагментов – предметов и объектов, внутренние противоречия, заострение внимания на которых влечет за собой тотальный скептицизм. Его преодоление возможно лишь за счет спекуляции, т.е. синтезирование противоречий в взаимосвязанные противоположности, за счет взаимодействия, которых происходит как развитие самого объекта, так и мысли о нем.
Так рассматривая понятие бесконечного абсолюта, Гегель указывает, что в философии ему традиционно противопоставляется конечное, вещественное бытие. Однако если принять за истину тот факт, что конечное бытие и абсолют не связаны друг с другом, то человек легко приходит к противоречию, ведь конечное бытие начинает ограничивать абсолют, лишая его бесконечности. Разрешение данной дилеммы возможно лишь за счет указания двойственного характера абсолюта, который включает в себя конечное в качестве противоположности. Соединение бытия и инобытия и составляет истинную сущность абсолюта, его бесконечную природу.
Философия и наука
Полученное образование позволяло Гегелю стать священником, однако он так и не захотел связывать свою жизнь с религией. Очевидно это объяснялось его антипатией к церкви, которая начала у него проявляться еще в студенческие годы биографии.
Вместо этого, Гегель занялся репетиторством, давая частные уроки детям богатых немцев. Такая работа позволяла ему иметь достаточно много свободного времени, которое он посвящал научным поискам и написанию собственных книг.
После смерти отца в 1799 г. Гегель унаследовал от него небольшое наследство, после чего решил приступить к академической преподавательской службе. Позднее он начал читать лекции в Йенском университете, а также стал автором известного труда «Феноменология духа» (1806).
Начало основополагающих идей Гегеля лежит в творчестве Канта, который считается родоначальником идеализма. При этом философия Гегеля со временем отошла от воззрений Канта, сформировавшись в отдельное учение.
В философии Гегеля значительную роль играет диалектика. Суть абсолютной идеи разума состоит в том, что реальность следует понимать рационально, так как рациональна сама Вселенная. При этом реальностью в абсолюте выступает разум, находящий свое отражение в мире.
Диалектика Гегеля представляет собой бесконечную смену тезиса антитезисом. По его словам, любой тезис в конечном результате становится антитезисом, но на этом процесс не оканчивается, поскольку на следующей стадии происходит синтез 2-х противоположностей.
Бытие Гегель разделяет на 3 ступени: бытие в себе, бытие для себя и бытие в себе и для себя. Подобная концепция приемлема к понятию духа и разума. Являясь вначале духом в себе, расширяясь в пространстве, становится бытием для себя – природой.
В свою очередь природа обретает возможность развиваться в сознании, и тоже проходит 3 ступени. Аналогичный способ разделения на 3 стадии применяется Гегелем и в системе философии. Логика – наука о духе в себе; философия природы – наука о духе для себя; и самостоятельная философия духа.
Отдельного внимания заслуживают философские идеи Гегеля в сферах этики, государственного устройства и философии истории. Государство он считал наивысшим показателем духа, сверхидеей, получившей воплощение на земле, то, что дух сотворил для себя. При этом он уточнял, что таким государством может быть лишь идеальное.
Объективная реальность наполнена как хорошими, так и дурными государствами. Согласно Гегелю, история по своей сущности является наукой разума – события проистекают по определенным законам разума. Законы могут выглядеть зверскими и несправедливыми, но о их нельзя судить по стандартным меркам.
Это объясняется тем, что законы преследуют цели мирового духа, которые могут долгое время оставаться недоступными для понимания обществу. Позднее, учение плавно становится официальной философией государства. Воззрения Гегеля заинтересовали многих его коллег и прочих образованных людей.
Гегель наблюдает за проездом Наполеона по Йене
Это привело к тому, что книги мыслителя стали публиковаться большими тиражами, а его идеи изучаться в высших учебных заведениях. В разные годы биографии Гегель подвергался критике со стороны видных деятелей, среди которых Артур Шопенгауэр, Бертран Рассел, Карл Маркс, Владимир Соловьев, Фридрих Ницше и др.
Интересен факт, что Шопенгауэр открыто обвинял Гегеля в шарлатанстве, а его идеи называл абстрактными и бессмысленными. Более того, личность Гегеля он расценивал, «как позор немецкой философии».
Учение о духе
Важным компонентом онтологии Гегеля становится идея мирового духа, как бытийной субстанции, охватывающей все происходящие процессы, пребывающей в постоянном самораскрытии и саморазвитии через разнообразные формы. Среди главных форм духа Гегель выделяет субъективный, объективный и абсолютный дух.
Субъективный дух находит свое выражение в отдельно взятом субъекте, через его индивидуальные качества, развитие его мышления, а также психологические черты.
Объективный дух стоит за историческим процессов развития человеческого общества и выражается в стремлении к свободе.
Абсолютный дух являет свой характер в человеческой культуре через монументальные творения способные охватить все и вся – искусство, религию, философию.
Биография
Ранние годы: 1770—1801
Гегель родился в Штутгарте 27 августа 1770 года, в семье высокопоставленного чиновника — Георга Людвига Даунди Гегеля (1733—1799), секретаря казначейства при дворе Карла Ойгена, герцога Вюртембергского. Предки Гегеля были лютеранского рода из Каринтии, изгнанные из Австрии в XVI веке, в период Контрреформации и обосновавшиеся в Швабии.
В 1788—1793 учился в Тюбингенском теологическом институте (богословской семинарии) при Тюбингенском университете, где прослушал философский и теологический курсы и защитил магистерскую диссертацию. Из своих сокурсников был дружен с Шеллингом и Гельдерлином. Был вместе с ними членом студенческого политического клуба, увлекавшегося идеями Французской революции.
- 1793—1796 — домашний учитель в Берне
- 1797—1800 — домашний учитель во Франкфурте-на-Майне
- 1799 — после смерти отца получил небольшое наследство, которое, вместе с его собственными сбережениями, позволило ему отказаться от преподавания и вступить на поприще академической деятельности
Йена, Бамберг и Нюрнберг: 1801—1816
- 1805—1807 — экстраординарный профессор Йенского университета
- 1801—1805 — приват-доцент Йенского университета
- 1811 — женился на Марии фон Тухер, семья которой принадлежала к баварской знати
- 1808—1816 — ректор классической гимназии в Нюрнберге
- 1807 — редактор газеты в Бамберге
Профессор в Гейдельберге и Берлине: 1816—1831
1816—1818 — профессор философии в университете Гейдельберга (место, которое ранее занимал Якоб Фриз).
C 1818 — профессор философии в университете Берлина (место, которое когда-то занимал знаменитый И. Г. Фихте).
Личная жизнь
Когда Гегелю было уже за 40 лет, он решил создать семью. Его женой стала Мария Елена Сузанна фон Тухер, родители которой принадлежали к баварской знати. Любопытно, что Мария была на 21 год младше своего мужа, которого до беспамятства любила и восхищалась его умом.
Гегель сам следил за доходами и расходами семейного бюджета. Позднее у супругов начали рождаться дети: первая девочка скончалась вскоре после родов. Затем у пары родились 2 сына – Карл и Иммануил.
Став знаменитым мыслителем, Гегель посещал разные рауты и прочие светские мероприятия. Он любил находиться в кругу девушек, имея репутацию настоящего франта. Примечательно, что на пошив нарядов Гегель и его жена тратили существенную часть своих доходов.
Следующая цитата
Подготовил: Дмитрий Сироткин
Составил подборку цитат немецкого философа Георга Гегеля (1770 — 1831).
Он известен как автор одной из самых всеобъемлющих философских систем .
Цитаты сгруппированы по темам: человек, великое, человеческие проявления, искусство, нравственность, философия, жизненная этика, вежливость, брак, воспитание, совесть, истина, добродетель, родители и дети, характер, честь, друзья, стыд, идеал, свобода, счастье, о себе, жизнь, добро и зло, язык и речь.
Также приводятся цитаты о Гегеле.
О человеке
Человек есть ничто иное, как ряд его поступков.
Человек не станет господином природы, пока он не стал господином самого себя.
Человек бессмертен благодаря познанию. Познание, мышление — это корень его жизни, его бессмертия.
Человек воспитывается для свободы.
Каждый хочет быть лучше окружающего мира и считает себя лучше его. Тот, кто на самом деле лучше, лишь выражает этот мир лучше других.
Человечество было освобождено не столько от порабощения, сколько посредством порабощения. Ведь грубость, жадность, несправедливость суть зло; человек, не освободившийся от него, не способен к нравственности, и дисциплина освободила его именно от этого хотения.
О вежливости
Истинную вежливость необходимо рассматривать именно как долг, ибо мы вообще должны питать благосклонность к другим.
Вежливость есть знак благосклонности и готовности к услугам, особенно по отношению к тем, с кем мы еще не состоим в близких отношениях знакомства или дружбы.
Тактичность, деликатность заключается в том, чтобы не делать и не говорить того, чего не позволяют окружающие условия.
О чести
Одним из основных определений чести является то, что никто не должен своими поступками давать кому бы то ни было преимущества над собой.
Честь человека заключается в том, чтобы в отношении удовлетворения своих потребностей он зависел только от своего трудолюбия, от своего поведения и от своего ума.
О великом
Ничто великое в мире не совершается без страсти.
Только через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе великий характер, делающий его маяком для других.
Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет.
Независимость от общественного мнения есть первое условие совершения чего-либо великого и разумного.
Мы должны хотеть чего-то великого, но нужно также уметь совершать великое; в противном случае это — ничтожное хотение. Лавры одного лишь хотения суть сухие листья, которые никогда не зеленели.
Талант без гения не намного возвышается над уровнем голой виртуозности.
Язык — это тело мышления.
Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.
О браке
Брак есть правовая нравственная любовь; при таком определении из последней исключается все, что в ней преходяще, капризно и субъективно.
Связь двух лиц различного пола, называемая браком, это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский договор, а прежде всего моральный союз, возникающий на основе взаимной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо.
Так как брак заключает в себе момент чувства, то он не абсолютен, а неустойчив и содержит в себе возможность расторжения.
-
Мария магдалина цитаты из фильма
-
Даниэль эстулин тавистокский институт цитаты
-
Как описывает мцыри природу после дождя цитаты
-
Цитаты по волчьим законам
- Исповедь люцифера анхель де куатье цитаты
История мирового духа
«Половинчатая философия отделяет от Бога», — говорил Гегель, — истинная же философия приводит к Богу». Философия Абсолютной идеи была тесно связана с пониманием Божественного бытия. Гегель считал, что Бог находится не где-то за пределами мира и космоса, а внутри бытия, в каждой его частице. Абсолютная идея, которая рождает из себя весь мир и опять возвращается к себе, это и есть Бог. Бог — это мировой дух, который снова и снова раскрывается в разных формах и осознаёт себя через человеческий ум.
Философ называл себя «биографом мирового духа». Вся человеческая история — это история проявленного духа, изучением которой занимается философия. Но философия не может предвидеть, как дух проявит себя в будущем, она только фиксирует то, что уже случилось, будущее же от нее скрыто.
Гегель был не только ученым, но и преподавателем, причем, по рассказам очевидцев, его манера читать лекции была уникальной. Его уроки были своеобразной философской лабораторией, где прямо на глазах у слушателей происходило рождение истины. Он задавал студентам вопросы, которые в этот момент волновали его самого, и вместе с ними проходил путь от непонимания и сомнения к утверждению и уверенности. Воспринимать его лекции было сложно, но результаты были впечатляющими: все студенты Гегеля становились большими любителями философии.
Поделиться ссылкой
Развитие абсолютной идеи
Развивая мысль о существовании Абсолютной идеи, Гегель пришел к выводу, что она находится во всем и в своем развитии проходит три этапа. Первый этап — это нахождение Абсолютной идеи самой в себе, в непроявленном состоянии, в идеальной сфере. Эту идеальную сферу философ назвал логикой. Он употребляет это слово не в общепринятом значении, логика у Гегеля — не наука, а первичная реальность.
С наступлением второго этапа Абсолютная идея выходит за пределы логики и воплощается в физическом мире, создавая его. Таким образом получается, что материальный мир — это не нечто самостоятельное, а всего лишь проявление Абсолютной идеи. Природу Гегель называл «застывшим духом». Что означает это определение? Чтобы лучше понять представление Гегеля о реальности, можно привести аналогию с художником. Когда перед ним находится чистый лист, он уже знает, что на нем должно быть изображено. То, что будет на листе бумаги, сначала находится в его сознании. Но он может при помощи карандашей и красок сделать содержимое своего сознания материальным. Так же действует Абсолютная идея. Она проявляет то, что в ней заложено, в материальной реальности, создавая весь этот мир.
На третьем этапе Абсолютная идея снова возвращается в область идеального — в человеческое сознание, где продолжает свое существование. Здесь она приобретает специфические формы, становится либо научным знанием, либо искусством. Таким образом, три стадии саморазвития Абсолютной идеи образуют триаду: тезис переходит в антитезис, а завершает все синтез.
Основа философской системы Гегеля
Прежде чем начать разбирать его основные идеи следует разобраться, какая аналитическая структура лежит в основе его философской системы.
Философская система Гегеля строится на кантовских идеях. Но если у Канта камнем преткновения был чистый разум, который был избавлен от всего чувственного, материального и даже опытного. Канта интересует возможность самопроизвольного познания мира чистым разумом, не привлекая категории опыта.
То Гегель придерживается совершенно иного мнения. Он считал, что наше опытное познание необходимая категория для понимания сути вещей. Гегель даже сравнивал систему познания Канта с человеком, который хочет научится плавать, не входя в воду.
Исходя из этих принципов, Гегель формулирует свой основной философский принцип – Принцип тождества мышления и бытия.
Из этого принципа следует то, что наши эмпирические знания встраиваются в структуру нашего мышления. Через наши методы познания природа открывает нам какую-то свою часть Её ноуменальная сущность как бы просвечивается через явление (феномен).
Но гораздо более важно для понимания его философской системы, её логика, описанная в книгах «Большая логика» и «Малая логика» являющихся частью фундаментального труда «Наука логики». В ней Гегель рассказывает про свою тройственную систему, называемую им самим диалектикой
Любое свойство предмета, по словам Гегеля, если оно описывает характеристику реального целого, само по себе противоречиво
В ней Гегель рассказывает про свою тройственную систему, называемую им самим диалектикой. Любое свойство предмета, по словам Гегеля, если оно описывает характеристику реального целого, само по себе противоречиво.
И именно противоречие он считал критерием истины. Отсутствие противоречий – критерий заблуждения.
Утверждение о свойствах предмета называется тезисом. Утверждение, ему противоречащее – антитезис.
Третьей составляющей в этой системе является слияние этих двух противоречий с учётом всех логических несостыковок, берущее лучшее от двух утверждений– синтез. Синтез это одно из самых важных явлений в философии Гегеля. Она создана дабы привести тезис и антитезис к общему знаменателю, а затем сформировать из полученного синтеза новый тезис, для которого выбирается антитезис и так далее до тех пор, пока не достигнем некого непротиворечивого Абсолюта.
Ведение такого понятия как синтез, по мнению Гегеля было необходимо для преодоления кантовских антиномий, суждений, в которых тезис и антитезис одинаково доказуемы.
Именно по этой схеме и работает практически вся философия Гегеля. Именно так он формировал свои законы диалектики, учение об абсолютной идее и всё остальное.
Философия
- Философия истории занимает важную часть философии Гегеля. Историю движут противоречия между национальными духами, которые суть — мысли и проекции Абсолютного Духа. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы.
- Формальная логика Аристотеля несостоятельна (более того, сам Аристотель в своих собственно философских исследованиях не пользовался ни формами рассудочного умозаключения, ни вообще формами конечного мышления — «Малая наука логики», § 183). Вместо неё Гегель предлагает т. н. спекулятивную логику, включающую в себя диалектику — науку о развитии. Последнее, согласно ей, проходит три стадии: тезис — антитезис — синтез (непосредственное тождество — противоположность, отрицание — разрешение противоречия, основание, опосредственное тождество). Античность — тезис. Средневековье — это антитезис, поскольку оно отрицает Античность. Новое время — синтез Античности и Средневековья.
- В основе всего существующего лежит Абсолютный Дух, который лишь вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя. Для самопознания ему необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве — это природа; самораскрытие во времени — история.
Закономерность, по Гегелю, представала в абсолютном виде, поэтому
. При этом у Гегеля речь шла только о деятелях, которые заслужили в истории положительную оценку. Одна из главных идей Гегеля – великая личность не может сама творить историческую реальность, а лишь раскрывает неизбежное будущее развитие там, где другие ничего не могут предвидеть
М.В. Попов. «Гегель — Понятие истины»
Все видео
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Гегель Георг Вильгельм Фридрих
(1770-1831)
один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма .Дата
смерти: 14 ноября 1831
Биография
Тюбингенском университете, где прослушал философский и теологический курсы и защитил
магистерскую диссертацию1816—1818 — профессор философии в университете Гейдельберга C 1818 — профессор философии в университете БерлинаВ 1830 году Гегель назначается ректором университета
Жизнь
идеи. Объективный дух – это отчуждения абсолютной идеи в объективном
мире, которое сопровождается появлением морали, права и нравственности. Абсолютный дух – это последняя ступень отторжения абсолютной идеи. На ней абсолютный дух приобретает форму искусства, философии и религии, как истинного воплощения абсолютного знания.
Ступени познания мира
неподсудной морали. Значение имеет только величие дела, а не его
нравственный смысл. Абсолютные идеи философи Гегеля подразумевают идеализм конкретной и безусловной всеобщности с исходным пунктом и конечной целью познания.
Абсолютные идеи философи
Слайд 7В 1975 году Чарльз Тэйлор в фундаментальной работе «Гегель» показал
значимость идей Гегеля для понимания таких проблем современности, как социальная
разобщенность, отчуждение, понимание свободы и внутренней гармонии человека. ЮргенХабермас в классической работе «Философский дискурс о модерне» назвал Гегеля первым философом, который поставил проблему модернаПо мнению Хабермаса, Гегель первым осознал проблему модерна как философскую и обнаружил связь между рациональностью, рефлексией времени и современностью как социальным, культурным и историческим явлением.
Гегель и модерн
Слайд 8Наиболее важный вклад Гегеля в социальные науки заключается в том,
что он одним из первых начал изучать социальное развитие личности,
поэтому его можно назвать непосредственным предшественником гуманистической социологии. Гегель рассматривал личность как постоянный рефлексивный процесс, включающий в себя интерсубъективность.
Влияние на социальные науки
права. При этом он сохранял приверженность к традиции Руссо и
считал, что государство должно быть основано на общей воле. В целом среди учёных в настоящее время после долгих дискуссий формируется консенсус о принадлежности Гегеля к современной либеральной политической традиции несмотря на продолжающуюся критику со стороны авторов консервативного и коммунитаристского направлений, отрицающих решающую роль рациональности в этической жизни.
Либерализм Гегеля
Слайд 10Отчуждение. Гегель говорил, что это отражение абсолютного духа в природе
и истории, отношения между созданной действительностью и человеком. Снятие. Это
процесс отрицания отрицания, преемственность в развитии из старого нового. Триада. Она представляет собой универсальное отображение всех процессов развития и состоит из 3 ступенек: тезис — исходный фактор, антитезис — отрицание первоначальной сути, синтез — объединение тезиса и антитезиса.
Отчуждение. Снятие. Триада
Слайд 11Кроме того, философская точка зрения Гегеля нашла свое отображение в
философских принципах. Они заключаются в переходе от абстракции к историзму,
системности, конкретике и противоречии:Принцип восхождения к конкретному от абстрактного. Это главный диалектический метод познания. Глубокое конкретное знание, объединяющее особенное и общее происходит через познание бессодержательного и общего путем углубления знаний. Принцип историзма. Любой объект познания является результатом процесса развития. При этом познание учитывает историческое измерение объекта. Гегель считает, что исторический и логический аспекты совпадают. Принцип системности. Реальный мир рассматривается как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны друг с другом в необходимой степени. Примечательно, что система развивается не по элементам, а целиком. Принцип противоречия. Это причина и первопричина развития. Оно может разрушить былую систему и построить совершенно новую.
в этом заключается её всемирное непреходящее значение .Благодаря этому обстоятельству
не только культура ,человеческое познание , но и весь мир предстают как связаное целое ,находящееся в непрерывном процессе развития.
Заключение
Слайд 11Кроме того, философская точка зрения Гегеля нашла свое отображение в
философских принципах. Они заключаются в переходе от абстракции к историзму,
системности, конкретике и противоречии:Принцип восхождения к конкретному от абстрактного. Это главный диалектический метод познания. Глубокое конкретное знание, объединяющее особенное и общее происходит через познание бессодержательного и общего путем углубления знаний. Принцип историзма. Любой объект познания является результатом процесса развития. При этом познание учитывает историческое измерение объекта. Гегель считает, что исторический и логический аспекты совпадают. Принцип системности. Реальный мир рассматривается как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны друг с другом в необходимой степени. Примечательно, что система развивается не по элементам, а целиком. Принцип противоречия. Это причина и первопричина развития. Оно может разрушить былую систему и построить совершенно новую.