Интересные факты
- Как и с группой Джареда 30 Seconds to Mars, в одной из реальностей жизнь Немо связана с Марсом.
- В фильме представлена сцена камео режиссёра — безработный бразилец, варивший куриное яйцо.
- В классе, где учится Немо, несмотря на то, что тема урока была «климатические зоны и погодообразующие факторы каждой из них», на доске написано «Entropy» (энтропия).
- «Немо» в переводе с латинского означает «Никто». Этим именем Одиссей представился Циклопу.
- Это последний фильм, к которому композитор Пьер Ван Дормаль написал музыку. Он умер от рака 3 сентября 2008 года.
- Когда работа над фильмом ещё продолжалась, его предложение на конкурс в Каннах было отклонено, так как сокращенное название «Г-н никто» посчитали неконкурентоспособным.
- Лицо 118-летнего старика принадлежит действительно Джареду Лето, при постановке использовали грим, а не компьютерные технологии.
- Роль Анны могла достаться Еве Грин.
- В роли ангелов в одной из сцен снялись дочери Ван Дормаля.
- Кассовые сборы очень малы, если сравнить их с бюджетом.
- При подготовке финальной версии сценария режиссёр записывал отдельные части истории на карточках, а потом перемешивал их в свободном порядке.
- Главный герой картины, Немо Никто, родился в один день с режиссёром — 9 февраля.
- В реальности, где Немо не родился, адрес заброшенного дома 12358, что является частью последовательности Фибоначчи. Номер телефона 123-581-1321, по которому он должен позвонить Анне, также близок к этой последовательности (лишняя 1 в 581).
- Во многих сюжетных линиях присутствует реклама продукта с названием Butterfly («бабочка», отсылка на «эффект бабочки»), например удочка в телерекламе (жизнь с Джин), пылесос в рекламе на бигборде (полет на Марс).
Вечность
Далее, согласно мифу, этот ангельский мир находится вне времени, что тоже имеет вполне понятную логику, ведь смысл во времени не меняется. Объясню почему.
Один из главных принципов мышления формулируется так: если есть нечто одно, значит, есть и нечто противоположное. Соответственно, если что-то меняется, значит что-то не меняется.
Человек, например, Немо, постоянно меняется: сначала он младенец, потом ребенок, потом взрослый, а через 100 лет – старик. Атомы его тела за всю жизнь обновились сотни раз, но он остался тем же самым Немо, а не стал кем-то другим. Значит, несмотря на полное изменение тела, что-то в Немо остаётся неизменным. Это «что-то» в философии называется сущностью или смыслом. Вещи меняются, но их смыслы не меняются. Машина горит, но смысл этой машины не горит.
Можно ли сказать, что если Немо умрёт, то его смысл исчезнет? Или что до рождения Немо, его смысл не существовал? Нельзя. Ибо рождение и смерть – это изменение. А мы выяснили, что если есть что-то изменяющееся, то оно предполагает нечто неизменное. Смысл и есть то самое неизменное, которое не зависит даже от возникновения и уничтожения той вещи, к которой относится.
Стало быть, любое изменение вещи уже заложено в ее смысле. Любые возможные поступки, которые совершает Немо и все возможные варианты его жизни, и даже вариант, что он не рождается, уже предполагаются его смыслом.
Итак, в сфере смысла всё существует неизменно и во всех возможных вариантах, а мифическое сознание понимает эту сферу как вечный ангельский мир.
Абсолютное знание
То есть, ангельский мир, смысловая сфера – это сфера абсолютного знания, знания всех возможных состояний мира и каждой его вещи в отдельности.
А душа человека – это тоже своего рода смысл, это смысл, который активно соотносится с самим собой и с другими смыслами. Такое соотнесение мы называем сознанием.
Таким образом, следуя логике платонизма, человек гипотетически может сознательно сконцентрироваться на той вечной и неизменной точке, в которой обретается полнота знания. В платонизме такая точка называется умом.
Немо и является таким человеком, который может направлять свое сознание в эту умопостигаемую сферу, где все варианты смыслов даны одновременно. Поэтому он может «припоминать» то, что еще не произошло, а так же различные версии того, что может произойти.
Решения как основная тема фильма «Господин Никто»
Главной темой фильма является не выбор, а результат решений, которые мы делаем неосознано: хаос, случайность и то, как мы относимся к ним. Фильм начинается с документальных кадров известного американского бихевиориста Скиннера, проводившего эксперименты на голубях. Исследования Скиннера показали, что животные повторяют одни и те же паттерны поведения, если, по их мнению, это приводит к желаемому результату, даже если их действия никак на это не влияют. Так, некоторые голуби постоянно клевали одну и ту же кнопку в своей клетке, ожидая еды, несмотря на то, что еда подавалась в случайный момент времени. И неспроста маленький Немо, смотря в зеркало, задает вопрос: «Почему я — это я?».
Порванные шнурки маленького героя во время погони за уходящим поездом матери предопределили его будущее. Не порвись шнурки — он бы спал со своей сводной сестрой, покуривая травку, а так он ухаживал за отцом и разбился на мотоцикле в одной реальности и стал влиятельным и богатым человеком в другой. В любом случае плохое качество шнурков — это случайность, на которую он никак не мог повлиять, но эта маленькая деталь определила его характер и будущее, как это сделали и другие малозначимые детали по ходу его жизни. Нам кажется, что мы можем контролировать эти вещи, либо они незначительны, а влияет на наше поведение, настроение и идеи что-то более крупное: наполненная философскими идеями книга, сильная личность, родители, друзья и т. д.
Сюжетные линии, связанные с девушками, окрашены в разные цвета. Анна ассоциируется у Немо с красным — страстью, Элиза — с синим (печалью), Джин — с жёлтым, золотым (богатством)
Ситуация, когда микроизменения приводят к макропоследствиям называют «эффект бабочки». Взмах крыльев бабочки в Южной Америке может привести к торнадо в США. Именно поэтому очень сложно предсказывать будущее. Эта идея продемонстрирована в моменте, когда увольнение рабочего в южной стране и отсутствие еды заставило его сварить яйцо, пар от которого повлиял на дождь в Америке. Этот дождь и смыл номер телефона Анны — возлюбленной Немо.
Итак, из всех возможных альтернатив мы можем выбрать что-то одно. Нежелание делать выбор в виду бесконечного выбора — это тоже выбор. И всё это потому, что временное измерение для нашего вида строго однонаправленно.
Чем заканчивается фильм Господин Никто
Концовка фильма возвращается зрителя на вокзал Шанс
Возможно, все происходящее было лишь в воображении маленького мальчика, который принимал столь сложное, и столь важное для себя решения. Изучив все возможные последствия, Немо понимает, что не будет счастлив ни в одном из возможных вариантов развития событий
А потому он.. просто убегает от матери, от отца. Убегает так и не сделав выбор, но открыв тем самым еще одно, неизведанное до селе разветвление.
Именно эта жизнь приводит Немо в конце концов к Анне. Она приходит на маяк и романтично утопает в его объятиях. Господин Никто, смысл жизни которого раскрывается в этот момент, счастлив. Центральная нить, связывающая воедино и дарящая целостность существованию, даже в моменты, когда все рушится и разваливается – это любовь. Последнее слово, произнесенное умирающим Немо – Анна.
Жизнь – не компьютерная игра, в которой можно сохраниться в какой-то момент и при любой ошибке начать с хорошо знакомого чекпоинта. Выкинуть черновик и попробовать решить задачку заново. Но в этом и прелесть, нет? Ведь в самые темные времена приходит момент, когда зажигается свет. И чем темнее было до него, тем он ярче.
Смысл концовки
Финал интересен тем, что вздорный старикан, который прожил 118 лет и ждёт, когда вселенная перестанет расширяться, тоже является лишь одной из вероятностей. Возможно, это продолжение одной из веток судьбы, в которой герой находился в коме.
В реальности, всё, что происходит в этом фильме – события в голове девятилетнего мальчика, который впервые в жизни оказался перед сложным выбором. Он словно сидит один в пустом кинотеатре, а на сцене меняются декорации, которые показывают сцены из его возможных жизней.
Эти возможные последствия и просчитывает маленький мальчик, которого обошёл вниманием Ангел Забвения. Он понимает, что ни в одной из вероятностей он не будет счастлив
Но при этом его судьба будет неразрывно связана с одной из девчонок, сидящих на лавочке.
В результате Немо не может остаться с матерью, но и жить с отцом не хочет. Поэтому мальчик выбирает третий вариант. Он убегает в лес и, пуская по ветру опавший кленовый листок, словно вверяет себя в руки судьбы. Именно здесь у него всё получается лучше всего. Он встречается с Анной и вместе с ней сидит на пирсе, бросая камушки в воду.
Именно поэтому фильм и называется «Господин Никто». Немо нет ни в одной из показанных на экране жизней. Его настоящая судьба остаётся за кадром.
Кадр из фильма.
Цитаты Из Фильма Господин Никто
«Господин Никто»
(англ.Mr. Nobody ) — фильм режиссёра Жако Ван Дормаля, вышедший в 2009 году, рассказывающий о судьбе главного героя картины, Немо Никто, и всех возможных её вариантах. Немо просыпается в отдаленном будущем в возрасте 118 лет и пытается вспомнить факты своей биографии, при этом что было на самом деле, а что нет, он сказать не может.
Если смешать пюре и соус, разделить их уже нельзя. Это навсегда. Дым выходит из папиной сигареты, но не заходит обратно. Нельзя повернуть время вспять. Вот почему выбирать так трудно. Надо сделать правильный выбор. Пока выбор не сделан — всё на свете возможно.
В жизни наступает момент, когда всё вокруг кажется тесным. Все решения приняты. Остается только плестись дальше. Я знаю себя, как свои пять пальцев. Могу предсказать любую свою реакцию. Моя жизнь застыла в цементе, вся в ремнях и подушках безопасности. Я сделал всё, чтобы дойти до этой точки — а теперь, когда дошёл, мне до одури скучно. Самое трудное — понять, жив ли я ещё.
There comes a time in life where everything seems narrow. Choices have been made. I can only continue on. I know myself like the back of my hand. I can predict my every reaction. My life has been cast in cement with airbags and seatbelts. I’ve done everything to reach this point and now that I’m here, I’m fucking bored. The hardest thing is knowing whether I’m still alive.
Пока ты не сделал свой выбор — возможно всё.
As long as you don’t choose, everything remains possible.
…ты похож на моего сына. — Я и есть твой сын, пап! — Нет, мой сын выше ростом…
— You look like my son. — I am your son, dad. — My son is taller than you.
Я верю в одну вещь. Всегда нужно признаваться в любви тому, кого любишь.
Тебя не существует, — говорит Немо и показывает пальцем на своего собеседника. — И меня тоже, — указывает он на себя. — Нет будущего, нет времени, и нас тоже нет. Есть только девятилетний мальчик, который бежит за поездом и тянет руку. И уже вам решать, тянуть ли свою руку в ответ.
В жизни каждого из нас каждый день происходит сотня выборов и не бывает их хороших или плохих. Просто каждый из выборов создает другую жизнь, другой неповторимый мир. Но каждая жизнь заслуживает того, чтобы её прожить, каждая тропа — чтобы быть пройденной.
Я изучаю время. Ту самую штуку, из-за которой всё происходит не сразу.
Раньше он не мог сделать выбор, потому что не знал, что будет потом. Теперь он знает, что будет и потому не может сделать выбор.
Before he was unable to make a choice because he didn’t know what would happen. Now that he knows what will happen, he is unable to make a choice.
— Ты утонешь вместе со мной… — А мы научимся плавать!
— Then you’re all gonna end up drowning with me. — We’ll learn to swim.
… когда мы расстались, я поклялась, что больше никого не полюблю, ни к кому не привяжусь, нигде не осяду, ничего не возьму для себя. Я решила, что буду только притворяться живой. Этого момента я ждала всю свою жизнь, отказывалась от других жизней, ради одной единственной жизни . с тобой.
В шахматах это называется «цугцванг», когда оказывается, что единственный полезный ход — никуда не двигаться.
In chess, it’s called Zugzwang… when the only viable move… is not to move.
— Ты меня любишь? — Я без тебя дышать не могу…
— Какая из всех жизней правильная? — Каждая из этих жизней правильная. Каждый путь правильный. Всё на свете могло быть другим, но иметь тот же смысл.
Жизнь не всегда бывает такой, какой мы предполагаем.
— Я могу видеть будущее… — Наверное, не очень весело знать всё наперёд?
Мне всё время кажется, что я встречу тебя за углом.
Иногда я думаю, может, мы живем с тобой в одном городе, а я об этом не знаю… Может быть, ты здесь, совсем рядом… Слышишь ли ты мой голос?
Мне часто снится сон — какие-то доисторические времена. Я слышу твои крики… Я прогоняю медведя, и ты больше не боишься. Но когда я просыпаюсь — медведя нет, а ты все равно боишься.
Это должно быть написано на каждой школьной доске: «Жизнь — это игровая площадка или ничего».
Научные концепции
Стоит сделать отсылку к эксперименту с голубем, которая показывается в начале картины. Как и голубь, который связывает случайную подачу зерна в кормушку с нажатием кнопки, так и Немо не понимает безысходности любых своих решений. Любое совершенное им действие будет сопровождаться бесчисленным множеством обстоятельств. Эта проблема раскрывается в фильме при помощи теории, именуемой эффектом бабочки.
Фото: 4tololo.ru
Суть концепции приводится с помощью примеров, когда порвались шнурки Немо, разорилась фабрика по производству джинсов, бразилец сварил яйцо и пар послужил причиной дождя, который уничтожил номер Анны, записанный на листке.
Еще одна деталь — это работа Немо ведущим, где он рассказывает о научных принципах. Фрагменты передач – это объяснения сути сюжета самим героем.
Расшифровка сюжета
Сделаем небольшую рецензию, которая поможет понять смысл фильма «Господин Никто». Объяснение сюжета очень хорошо стыкуется с голубем, которого мы видим в начале фильма.
Закадровый голос сообщает, что птица в клетке начинает увязывать свою кормёжку с определёнными событиями. Например, если голубь хлопал крыльями перед получением пищи, в следующий раз он будет делать то же самое, считая кормёжку наградой за свои действия.
Немо – такой же голубь, но он находится в клетке собственных иллюзий. Он уверен в правильности каждого принятого решения, но ни одно из них не оказывается верным. Фактически судьба не оставляет герою выбора.
Кадр из фильма.
Если он остается с отцом, его жизнь становится несчастной. В одном варианте событий судьба парня связана с Элизой, и здесь опять же возможны две линии развития событий. В первой он не решается до конца раскрыть свои чувства, в результате попадает на мотоцикле в аварию, и оказывается на больничной койке в глубокой коме. Во второй он всё-таки женится на Элизе, но она продолжает любить своего парня, и пребывает в депрессии.
Также возможна его жизнь с Джин. Здесь он действует по плану, и добивается желаемого по всем пунктам. Однако построив свою жизнь, Немо откровенно скучает, и вновь решает довериться судьбе.
Теперь его жизнью управляет монетка, с нацарапанными решениями «Да» и «Нет». Следуя этим подсказкам, он выдаёт себя за некого мистера Джонса, оказывается в гостинице и получает пулю в грудь.
Лучшим для него вариантом является Анна. Но для того, чтобы быть с ней, мальчику нужно уехать с матерью. Мама Немо живёт с отцом Анны, поэтому ребята оказываются сводными братом и сестрой. Между ними вспыхивают настоящие чувства, но когда родители узнают о порочной связи, Немо и Анне приходится расстаться.
Кадр из фильма.
Они дают себе слово встретиться, что, собственно, и происходит. Однако Анна пока не готова продолжать роман. Девушка уже привыкла быть одна и боится потерять возлюбленного. Она уезжает обратно в Нью-Йорк, но оставляет Немо номер телефона, и просит перезвонить ей через 2 дня. Начавшийся дождь смывает цифры, и парень теряет единственную связь со своей настоящей любовью.
Он ждёт её возле маяка, и даже встречает, но это уже грёзы. В реальности он бездомный, который просто живёт на скамейке у маяка, теша себя несбыточными мечтами.
Примечательно, но даже в этой ветке судьбы он может потерять свою возлюбленную. Если на пляже он не пойдёт с девушкой купаться, постеснявшись того, что не умеет плавать, и назовёт её подруг дурами. В результате он встретит Анну позже, когда она благополучно выйдет замуж и успеет родить двух детей. Сказав правду, он добивается её расположения, и она остаётся с ним.
В чём скрытый смысл этих метаний? Дело в том, что человек не может находиться в нескольких реальностях одновременно. Поэтому всех жизней, о которых рассказывает Немо, просто не было. Его ведь пропустил Ангел Забвения, поэтому все линии судьбы являются лишь возможными вероятностями.
О чём фильм
Герой Джареда Лето – 118 летний старик Немо, который приходит в себя в 2092 году. Он долгое время пребывал в глубоком анабиозе, но причины столь продолжительного сна режиссер не озвучивает. В любом случае, старикан страдает провалами в памяти. Он уверен, что ему 34 года.
Немо остался последним смертным человеком на планете. Человечество давно совершило технологический прорыв, и теперь клетки всех людей постоянно обновляются. Фактически это бессмертие. Поэтому в мире будущего понятия любовь и секс устарели. Людям больше не нужно влюбляться и продолжать род. Они остаются вечно молодыми.
Кадр из фильма.
Поэтому последний реликт человечества превращается в объект телевизионного шоу. Люди с интересом наблюдают за последними днями жизни последнего смертного человека. К Немо приходит журналист со старинным катушечным магнитофоном, и по заданию редакции собирается взять у нашего героя интервью. Старик погружается в воспоминания. Именно в этих воспоминаниях Джареда Лето и находится тот скрытый смысл, который пытаются найти зрители.
Мальчик растёт в обычной американской семье, размышляет о вполне обыденных вещах. Однажды, когда ему исполнилось 9 лет, его родители разводятся. Мама уезжает, и перед ребёнком встаёт первый сложный выбор: ехать с мамой или остаться с отцом. Он не знает, как именно ему поступить. Изначально он стоит на перроне с отцом, потом не выдерживает, и бежит за поездом, который увозит маму.
Кадр из фильма.
С этой секунды жизнь мальчика словно разлетается на несколько осколков, каждый из которых является полноценной линией судьбы. В своём интервью Немо проживает каждую из них, вводя журналиста в заблуждение своими спонтанными и противоречивыми рассуждениями.
В одной из своих жизней Немо читает лекции на тему расширения вселенной и пространственно-временных континуумов. Любопытно, но в каждой из своих вероятных жизней парень несчастен. Он живёт с нелюбимыми женщинами, которых выбрал, повинуясь минутным импульсам. В результате одна супруга оказывается неврастеничкой, которая постоянно пребывает в депрессии. Другую он не помнит, и видит её урывками, когда ненадолго вырывается из своих грёз. Лишь с одной девушкой он действительно счастлив, но им приходится расстаться.
При этом общий смысл фильма «Господин Никто» сводится к тому, что герою Джареда Лето нужно дожить до определённой даты. Это своеобразная точка отсчёта, после которой вселенная прекращает расширяться, и начинает схлопываться.
Сюжетные особенности и смысл фильма «Господин Никто»
Картина кажется слишком нереалистичной и мало связанной с реальной жизнью. В первую очередь это сюжет, построенный на квантовой физике, теории струн и относительности. Кроме того, актерский состав просто сногсшибательный. Режиссер угодил аудитории обоих полов: для девочек взяли Джареда Лето, а для мальчиков — Дайану Крюгер. Таких людей в метро часто не встретишь. Но всё же фильм очень близок к тому, что мы имеем, находясь в социуме на планете Земля.
Одной из тем фильма является вопрос выбора. Каждый выбор, в том числе и незначительный, может привести к разным последствиям. Относительно пространственных измерений мы можем двигаться во всех направлениях: вперед и назад, вправо и влево, но по отношению к временному измерению мы не можем этого делать. Только вперёд, только с грузом того, что мы накопили в прошлом. Об этом и говорит господин Никто в одной из своих реальностей, в которой он является телеведущим.
Эпизод, в котором Немо «выбирает» родителей, закладывает тему иллюзии выбора. На самом деле ребёнок, конечно, лишён возможности предугадать свою судьбу, о чём и рассказывает весь последующий сюжет
До XIX века социологи, изучающие общества, полагались на то, что социальный мир сродни механическим часам. Одна деталь приводит в действие другую, а она толкает секундную стрелку. Все социальные действия человека описывались как осмысленные и целенаправленные, как шестеренки в часах. И в такой картине мира не было места случайности. Гении того времени предполагали, что даже по горбинке носа можно определить характер человека. Это была теория Иоганна Лафатера. Сейчас для образованных людей это кажется глупостью, но в те времена она была очень популярна, и именно из-за нее великий Чарльз Дарвин мог не попасть на корабль «Бигль» и не отправится в путешествие, открывшее ему глаза на эволюцию. Его нос характеризовал его как «слабого человека и нытика», а такой на корабле не нужен. Впоследствии от видения социального мира как группы людей, способных рассчитать мельчайшее последствие любого своего действия, отказались.
В одной из «параллельных вселенных» Немо несчастен с Элизой, но кто мог предсказать это? (Обратите внимание на цвет спальни!)
Идеальный мир
Никто не станет спорить, что любая вещь имеет смысл. Споры обычно ведутся только относительно того, как понимать этот смысл – как порождение человеческого субъекта или объективно. Для мифического сознания (как и для античной философии) такой проблемы не существует, и смысл вещи понимается как объективно существующий.
Соответственно, весь видимый мир как целое, все вещи и все совокупности вещей имеют свой смысл. И всё это множество смыслов понимается как множество объективно существующих личностей, которые и образуют в античной мифологии мир богов, а в иудео-христианской традиции – мир ангелов.
Таким образом, то, что в философии и вообще, в абстрактно-научном сознании называется общими понятиями и категориями, для мифического сознания суть боги или ангелы, и наоборот.
Вода
Одним из символов, который постоянно встречается в фильме – это вода.
Рождение человека, переход его души из идеального мира в реальный, режиссер показывает как погружение в воду, что символизирует переход из вневременного плана бытия в текуче-временной.
Смерть Немо обычно тоже заканчивается в воде.
Поэтому вода здесь символизирует текучесть времени и всего сущего, а также первостихию, из которой всё возникает и в которую всё возвращается.
Древнегреческий философ Фалес, живший задолго до Платона, определял воду как первоначало всего сущего. По Фалесу, «все – из воды, и все разрешается в воду».
Позже Гераклит учил о том, что всё течёт и изменяется. Ему принадлежит известное изречение, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды, так как она в каждый следующий миг уже другая.
Платон впоследствии объединил учение о текучести сущего с учением о неизменности идей, следуя логике, что если есть нечто текучее, то есть и нечто нетекучее.
Скрытый смысл фильма
В фильме есть философская отсылка к учению Платона. В нем рассказывается миф о мире до рождения, в котором человеку доступны знания обо всем. После появления на свет, эти знания доступны только в виде воспоминаний. Этот термин описывает способность людей постигать знания не извне, а при помощи органов восприятия, то есть находить их в самом себе. Рассуждения некоторых философов — это их способность подняться в идеальный мир, и созерцать истинную суть вещей, не основанную на опыте и внешних источниках.
Фото: Яндекс Дзен
Абстрактный мир – это место абсолютного знания, где каждая вещь имеет свой смысл, а их множество являет мифическое лицо в виде богов и ангелов. Все это обосновано тем, что в учениях каждая вещь имеет изменяемую и неизменную часть. Главный герой прожил больше 100 лет, и в это время каждая клетка его тела изменилась бесчисленное количество раз, а постоянная часть, которая была с ним до рождения, вне зависимости от прожитых лет является смыслом. Поэтому любой выбор, который сделает герой, все равно будет нести смысл.
Фото: Twitter›splaseme
У Немо есть способность подниматься к тому самому абсолютному знанию, которое дает способность увидеть варианты смыслов, которые принесет ему выбор. Однако такая сила не дает персонажу уверенность в том, что его решение будет правильным.
При этом герой понимает, что исход событий зависит от множества внешних факторов, что разделяет его выборы на внешне обусловленные и эмоциональные.
Первый тип решения зависит от внешних факторов, например, когда герой бежал за поездом у него порвался шнурок. Такой же способ выбирать Немо применил, когда бросал монетку, либо женится на первой девушке, которая с ним потанцует.
Фото: kinonews.ru
Руководствуясь эмоциональным выбором герой, стал жить с матерью. Но ни один из выбранных подходов развития судьбы не удовлетворили персонажа, и погрузили его в патовую ситуацию, где любое действие обречено на провал.
Невозможность выбора
На вопрос журналиста, какая из его жизней правильная, старик Немо отвечает: все жизни правильные.
Конечно, старик-Немо тут лукавит: да, все описанные ветви его жизни равноценны, но ни одна из них его не удовлетворила, т.к. не привела к счастью.
Поэтому он и говорит о ситуации цугцванг, в которой любой ход игрока ведёт к ухудшению его позиции.
Любой вариант плох, иначе Немо не составило бы труда сделать выбор.
Раньше мальчик не мог сделать выбор, т.к. не знал, чем всё закончится. Теперь знает – и тоже не может сделать выбор, потому что все варианты одинаково неудовлетворительны. Наверное и правда, если бы мы знали свое будущее, то не могли бы сдвинуться с места, поскольку нас не удовлетворил бы ни один вариант.
Кстати, невозможность сделать выбор — одна из причин депрессии: человек не может изменить свою жизнь, поскольку думает, что любой его поступок только ухудшит ситуацию. Из-за этого его энергия не может течь свободно и утекает в черную дыру безысходности. В такой ситуации оказалась Элиза: она не может уйти из семьи, иначе будет считать себя плохой матерью, но и не может оставаться с Немо, так как любит другого мужчину. Именно из-за невозможности совершить выбор, она погрузилась в депрессию.
В ситуации невозможности выбора действительно самое простое – либо бросить монетку, либо ждать, пока всё само собой как-то разрешится.
Но режиссер доносит до нас мысль о том, что подлинно свободный выбор – это не выбор из предложенных вариантов. Ведь в этом случае наш выбор несвободен, так как ограничен самими вариантами, и наша воля определена внешними факторами.
Подлинно свободный выбор – это выбор, идущий изнутри нас, возвышающийся над внешней ограниченностью и творчески преобразующий нашу жизнь.
Немо, вспомнив все возможные варианты своей жизни, возвышается над ситуацией, ограниченной выбором из двух вариантов, предложенных родителями, и идет третьим, собственным путем. Несомненно, сам этот акт символизирует взросление и переход к самодостаточности, когда наша личная воля достигает подлинной свободы.
И, по замыслу режиссера, именно этот поступок, поступок взрослого человека, основанный на решимости сделать выбор, не обусловленный ни родительскими предписаниями, ни общепринятыми представлениями о счастье, ни случайностью, этот поступок приводит Немо к счастью, показанному как встреча с Анной.
Смысл концовки
Фото: m.imdb.com
Развязка фильма — это часть, где у Немо спрашивают какой из его выборов является верным. Герой лукавит о верности всех своих решений, но также заявляет о безысходности любых исходов его выбора. Он говорит о том, что настоящее время может не существовать объективно, а являться его очередным видением, а сам герой 9-летний мальчик, который так и не смог сделать выбор.
Несмотря на то, что фильм утверждает равноценность всех исходов, которые ожидают человека вне зависимости от его выбора, автор дает зрителю свою оценку. Заключается она в том, что Немо видит все пути, которые его окружают, возвышается над ситуациями, и делает выбор за пределами вариантов.
Фото: desktopclass.com
Господин Никто – пример фильма, который может осмыслить неподготовленный зритель. Проблема выбора широко освещается в картине и может интерпретироваться каждым по-своему. Фильм напоминает нам о двойственности человеческой натуры в стремлении к счастью, а также осмыслить истину — самый худший выбор тот, который не сделан.
А если вам нравятся фильмы про смысл жизни и свободу выбора, рекомендуем нашу подборку лучших картин.