Цитаты и высказывания иммануила канта

Кант, иммануил

Цитаты Иммануила Канта — fkmrf123 — КОНТ

  • В коллекцию вошли цитаты Иммануила Канта:
  • Человек свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, а закону.
  • Веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире.

Человек может стать человеком только путем воспитания. Он — то, что делает из него воспитание.

  1. Человек редко думает при свете о темноте, в счастье — о беде, в довольстве — о страданиях и, наоборот, всегда думает в темноте о свете, в беде — о счастье, в нищете — о достатке.
  2. Дайте мне материю, и я покажу вам, как из неё должен образоваться мир.
  3. Характер — это способность действовать согласно принципам.
  4. Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне
  5. Удел женщины — владычествовать, удел мужчины — царить, потому что владычествует страсть, а правит ум.
  6. Дольше всего живут тогда, когда меньше всего заботятся о продлении жизни.
  7. Тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили?
  8. Если задать вопрос, живем ли мы теперь в просвещенный век, то ответ будет: нет, но мы живем в век просвещения.
  9. Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность.

Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждения исчезнут сами собою.

  • С того самого дня, когда человек впервые произносит «я», он везде, где нужно, выдвигает возлюбленного себя и эгоизм его неудержимо стремится вперед.
  • Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей.
  • Поэтическое творчество есть игра чувства, руководимая рассудком, красноречие — дело рассудка, оживляемого чувством.
  • Любовь к жизни — это значит любовь к правде.
  • Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.
  • Мораль — есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.
  • Нравственность заложена в характере. (цитаты Канта)
  1. Не обращайся с другими как со средством для достижения твоих целей.
  2. Не принимай благодеяний, без которых ты можешь обойтись.
  3. Мудрый может менять мнение; глупец — никогда.
  4. Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла бы стать основой всеобщего законодательства.
  5. Мне кажется, что всякий муж предпочитает хорошее блюдо без музыки музыке без хорошего блюда.
  6. Поэзия есть игра чувств, в которую рассудок вносит систему.
  7. Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять свою жизнь, никогда не будет радоваться этой жизни.
  • Имей мужество пользоваться собственным умом.
  • Свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека.
  • Если наказывать ребенка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды.
  • Только посредством образования может человек стать человеком.
  • Если бы когда-нибудь за наше воспитание взялось существо высшего порядка, тогда действительно увидели бы, что может выйти из человека.
  • Уважение есть дань, в которой мы не можем отказать заслуге, хотим мы этого или нет; мы можем не проявлять его, но внутренне мы не можем его не чувствовать.
  • Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого.
  • Умение ставить разумные вопросы уже есть важный и необходимый признак ума и проницательности.
  • Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все — не есть все.
  • Хитрость — образ мыслей очень ограниченных людей и очень отличается от ума, на который внешне походит.
  • Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями.
  • В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики.
  • Темы вывода: высказывания, изречения, афоризмы, фразы и цитаты Иммануила Канта, немецкий философ, является родоначальником немецкой классической философии.

Взгляды на этическую теорию

Философ подробно изучает этику, и выражает свое отношение в работах, ставших впоследствии известными – «Основы метафизики нравственности» и «Критика практического разума». Согласно взглядам философа, моральные принципы берут начало из практического разума, перерастающего в волю. Характерной особенностью этики мыслителя является то, что внеморальные взгляды и доводы не влияют на моральные принципы. За ориентир он принимает те нормы, которые происходят от «чистой» моральной воли. Ученый считает, что существует нечто, объединяющее моральные нормы, и ищет это.

Мыслитель вводит понятие «гипотетический императив» (также, его называют условным или относительным). Под императивом понимают нравственный закон, принуждение к действию. Гипотетический императив – это принцип действия, который эффективен для достижения конкретной цели.

Также, философ вводит противоположное понятие – «категорический императив», который следует понимать, как единый верховный принцип. Данный принцип должен предписывать поступки, которые объективно хороши. Описать категорический императив можно следующим кантовским правилом: следует поступать, руководствуясь принципом, который можно сделать общим законом для всех людей.

Биография[]

Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Иммануила. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747—1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.

В 1755 году Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности.

Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа. В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне.

Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами: в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов, утверждая, что «просвещение — это мужество пользоваться собственным разумом».

С 1770 года принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 года преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических.

К этому времени вызрело принципиально важное признание Канта о целях его работы: «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:

  • 1) что я могу знать? (метафизика);
  • 2) что я должен делать? (мораль);
  • 3) на что я смею надеяться? (религия);
  • наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача — что такое человек? (антропология, лекции по которой я читаю в течение более чем двадцати лет)».

В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:

  • «Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология)
  • «Критика практического разума» (1788) — этика
  • «Критика способности суждения» (1790) — эстетика

Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был. Шутил, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел. Впрочем, женоненавистником также не был, охотно с ними беседовал, был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр.

Несмотря на философию, мог иногда проявить этнические предрассудки, в частности, юдофобию.

Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.

Этапы творчества

Кант прошёл в своем философском развитии два этапа: «докритический» и «критический» (Эти термины определяются работами философа «Критика чистого разума», 1781 год; «Критика практического разума», 1788 год; «Критика способности суждения», 1790 год)

I этап (до 1770 года) — Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. Кроме того, в этот период философ занимался естественнонаучными проблемами:

  • разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 год);
  • наметил идею генеалогической классификации животного мира, т.е. распределения различных классов животных по порядку их возможного происхождения;
  • выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас;
  • изучал роль приливов и отливов на нашей планете.

II этап (начинается с 1770 или с 1780-х годов) — занимается вопросами гносеологии (процессом познания), размышляет над метафизическими, то есть общефилософскими, проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.

Примечания[]

  1. ныне Калининград, Россия
  2. В письме К. Ф. Штойдлину от 4 мая 1793 года
  3. Imm. Kant Briefwechsel. — München: Bei Georg Müller, 1912. — Т. II. — С. 366. — 403 с.

  4. Karl Vorländer Immanuel Kant. Der Mann und das Werk. — Leipzig: Felix Meiner, 1925.

  5. Куно Фишер, «История новой философии. Иммануил Кант и его учение».
  6. О юдофобстве Канта пишет Фишер К. в своем известном труде «История новой философии. Иммануил Кант и его учение». Книга 4, глава 6. Цитируется как сам Кант в письме Рейнгольду, так и мнение о нем его корреспондента И. Г. Гамана. Куно Фишер сообщает и о прекрасных отношениях Канта с Моисеем Мендельсоном, которого Кант очень ценил. В свою очередь, именно к Мендельсону обратились с просьбой сделать эскиз юбилейной медали для Канта на 60-летие последнего.
  7. ↑ Спиркин Александр Георгиевич.
    Философия. Раздел 1. Гл.6
  8. Кант И. Сочинения. Т. 4. Ч. 2. С. 243.

Перевод kant, immanuel с английского на все языки

  • KANT, IMMANUEL° — (1724–1804), German philosopher. Born in Koenigsberg, East Prussia, Kant studied at the university in that city, where in 1755 he began to teach as a Privatdozent. In 1770 he was appointed to the chair of logic and metaphysics. His major work,… …   Encyclopedia of Judaism
  • Kant,Immanuel — Kant (kănt, känt), Immanuel. 1724 1804. German philosopher whose synthesis of rationalism and empiricism, in which he argued that reason is the means by which the phenomena of experience are translated into understanding, marks the beginning of… …   Universalium
  • Kant, Immanuel — Kant, Immanuel, einer der größten Philosophen der neuern Zeit, wurde in Königsberg 1724 geb., studirte daselbst und war seit 1770 Professor der Logik und Metaphysik. Im Gegensatz des idealistischen Dogmatismus Plato s, Descartes, Spinoza s und… …   Damen Conversations Lexikon
  • Kant, Immanuel — born April 22, 1724, Königsberg, Prussia died Feb. 12, 1804, Königsberg German philosopher, one of the foremost thinkers of the Enlightenment. The son of a saddler, he studied at the university in Königsberg and taught there as privatdocent… …   Universalium
  • Kant, Immanuel — (1724 1804)    by Alison Ross   Immanuel Kant s critical philosophy marks a turning point in modern thought. Kant distinguishes the critical inquiry he conducts into reason from the fanaticism that afflicts the dogmatic philosophy of his… …   The Deleuze dictionary
  • Kant, Immanuel — (1724 1804)    by Alison Ross   Immanuel Kant s critical philosophy marks a turning point in modern thought. Kant distinguishes the critical inquiry he conducts into reason from the fanaticism that afflicts the dogmatic philosophy of his… …   The Deleuze dictionary
  • Kant, Immanuel — (1724 1804) One of the greatest, if not the greatest, of all modern philosophers, the German Immanuel Kant has had a profound and lasting influence both in philosophy itself, and across the full range of intellectual disciplines, including of… …   Dictionary of sociology
  • Kant, Immanuel — (1724–1804) German philosopher and founder of critical philosophy. The son of a saddler, Kant was born and educated in Königsberg (Kaliningrad) in East Prussia. After leaving the university he spent a number of years in private tutoring, but… …   Philosophy dictionary
  • Kant, Immanuel — (1724 1804)    The founder of critical philosophy and one of the greatest philosophers of modern times, Kant began as a conventional pre critical philosopher building on the work of Leibniz and his main interpreter Christian Wolff. His monumental …   Christian Philosophy
  • Kant, Immanuel — (1724–1804)    Philosopher.    Kant was born in Königsberg, Germany; he was educated at Königsberg University and he spent most of his career as Professor of Logic there. Despite this circumscribed existence, his in fluence on the philosophy of… …   Who’s Who in Christianity
  • Kant, Immanuel — (22 abr. 1724, Königsberg, Prusia–12 feb. 1804, Königsberg). Filósofo alemán, uno de los más destacados pensadores de la Ilustración. Hijo de un talabartero, estudió en la Universidad en Königsberg, donde enseñó como docente asociado (1755–70) y… …   Enciclopedia Universal

В чём заключается моральная философия Канта

Моральная философия определяет наши ценности — что для нас важно, а что неважно. Ценности определяют наши решения, поступки и убеждения

Поэтому моральная философия затрагивает абсолютно всё в нашей жизни.

Моральная философия Канта уникальна и на первый взгляд противоречит интуиции. Он был уверен: что-то может считаться хорошим, только если оно универсально. Нельзя назвать поступок правильным в одной ситуации и неправильным в другой.

Если лгать — плохо, значит, это всегда плохо, кто бы и когда бы это ни делал. Кант назвал такие универсальные этические принципы категорическими императивами. Это правила, по которым нужно жить. Они действуют в любых ситуациях для любого человека. Некоторые из них были разгромлены другими философами в пух и прах, другие выдержали испытание временем. Один из императивов поразил меня больше всего. В любой ситуации он чётко указывает, как нужно действовать и почему.

Ничего не понятно! Но давайте притормозим на минутку. Кант считал, что рациональность священна. Под рациональностью здесь подразумевается не умение играть в шахматы или разгадывать судоку, а сознание.

Насколько сейчас известно, мы единственный во Вселенной пример разумной самоорганизации. Единственные существа, которые способны принимать решения, взвешивать варианты и оценивать моральные последствия своих действий. Значит, нам нужно относиться к этому серьёзно. Значит, рациональность и охрана сознательного выбора должны быть основой моральных суждений. Что именно для этого делать? Смотрите правило выше.

Иммануил Кант — первый из величайших немецких философов

Иммануила Канта по праву считают крупнейшим мировым светилом философии после Аристотеля и Платона. Будущий ученый появился на свет в 1724 году в Кенигсберге в семье мастера – шорника. Отец мечтал дать единственному сыну хорошее образование и сделать его служителем церкви. Молодой Кант окончил местный университет и стал зарабатывать себе на пропитание частными уроками, но при этом постоянно повышал свое образование. В результате он защитил диссертацию и начал преподавать в университете логику и метафизику.

Всю свою жизнь Кант подчинил строгому расписанию и пунктуально следовал ему всю жизнь. Биографы ученого отмечают, что жизнь его была бедна на события: свое существование он подчинил полностью интеллектуальному труду.

Ученый имел друзей, но никогда не манкировал своими занятиями ради общения, мог увлекаться красивыми и умными женщинами, но никогда не позволял страсти увлечь себя и отвлечь от главного, то есть от научной работы.

Иммануил Кант

(22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма.

Родился в небогатой семье ремесленника-сёдельщика. Иммануил с самого детства отличался слабым здоровьем. Его мать старалась дать сыну максимально качественное образование. Она поощряла в сыне любознательность и фантазию. До конца жизни Кант вспоминал о матери с большой любовью и благодарностью. Отец же воспитал в сыне любовь к труду. Под попечением доктора теологии Ф. А. Шульца, заметившего в нём одарённость, окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем в 1740 году поступил в Кёнигсбергский университет. Там было 4 факультета — теологический, юридический, медицинский и философский. Неизвестно точно, какой факультет выбрал Кант. Сведений об этом не сохранилось. Биографы разнятся в своих предположениях. Интерес к философии у Канта проснулся благодаря профессору Мартину Кнутцену. Кнутцен был пиетистом и вольфианцем, увлечённым английским естествознанием. Именно он вдохновил Канта на написание работы по физике.

Эту работу Кант начал на четвёртом году учёбы. Она шла медленно. У молодого Канта было мало знаний и навыков. Он был беден. Его мать к тому времени умерла, а отец еле сводил концы с концами. Кант подрабатывал уроками; кроме того, ему старались помогать богатые одноклассники. Также помог ему пастор Шульц и родственник по материнской линии, дядя Рихтер. Есть сведения, что именно Рихтер взял на себя большую часть расходов по опубликованию дебютной работы Канта — «Мысли об истинной оценке живых сил». Кант писал её 3 года и 4 года печатал. Работа была полностью допечатана лишь в 1749 году. Работа Канта вызвала различные отклики; среди них было немало критики.

Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, он на 10 лет становится домашним учителем в Юдшене (ныне Веселовка). Именно в это время, в 1747—1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности.

В 1755 году Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что даёт ему право преподавать в университете. Для него наступил сорокалетний период преподавательской деятельности.

Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа. В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне. К сожалению, письмо до неё так и не дошло, а затерялось в губернаторской канцелярии. Вопрос о кафедре был решён в пользу другого претендента — на том основании, что тот был старше и по годам, и по преподавательскому стажу.

Период господства Российской империи над Восточной Пруссией был наименее продуктивным в творчестве Канта: за все годы из-под пера философа вышли лишь несколько эссе, посвящённых землетрясениям, но сразу же после его окончания Кант издал целую серию работ.

В течение нескольких лет пребывания русских войск в Кёнигсберге Кант держал у себя на квартире несколько молодых дворян в качестве пансионеров и познакомился со многими русскими офицерами, среди которых было немало мыслящих людей. Один из офицерских кружков предложил философу читать лекции по физике и физической географии (Иммануил Кант после полученного отказа весьма интенсивно занимался частными уроками: он преподавал даже фортификацию и пиротехнику).

Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами; так, в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов.

С 1770 года принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 года преподавал обширный цикл дисциплин: философских, математических, физических.

Основные вопросы нравственной философии Иммануила Канта

Ученый ставил перед собой глобальную задачу: постараться дать ответ на вопросы, издавна волнующие лучшие умы человечества. Для чего я здесь? Что я должен делать?

Кант считал, что для человека характерны два направления духовной деятельности: первый – чувственно-воспринимаемый, при котором мы опираемся на чувства и готовые шаблоны, и второй — умопознаваемый, достичь которого можно при помощи веры и самостоятельного восприятия окружающего мира.

И на этом втором пути действует уже не теоретический, а практический разум, поскольку, как считал Кант, нравственные законы нельзя вывести теоретически на основе опыта. Никто не может сказать, почему человек поступает так или иначе в каких-либо условиях. Это только дело его совести и других нравственных качеств, которые нельзя искусственно воспитать, их каждый человек выводит для себя самостоятельно.

Именно в это время Кант выводит высший нравственный документ – категорическое предписание, которое определяет существование человечества на всех этапах развития и при всех политических строях: поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Конечно, это несколько упрощенная формулировка предписания, но суть его именно такова. Кант считал, что каждый своим поведением формирует образец поступков для других: поступок в ответ на подобный поступок.

Лучшие цитаты Иммануила Канта

Все цитаты Иммануила Канта важны и влиятельны. Давайте посмотрим на лучшие цитаты Иммануила Канта в этой коллекции цитат Иммануила Канта.

30. «Чтобы на Земле воцарился мир, люди должны эволюционировать в новых существ, которые сначала научились видеть целое».

31. «Действие, чтобы иметь моральную ценность, должно быть совершено из чувства долга».

— Иммануил Кант.

32. «Религия — это признание всех наших обязанностей божественными заповедями».

— Иммануил Кант.

33. «Все наше знание начинается с чувств, переходит затем к разумению и кончается разумом. Нет ничего выше разума».

— Иммануил Кант.

34. «Если человек делает из себя червя, он не должен жаловаться, когда на него наступают».

— Иммануил Кант.

35. «Из такого кривого дерева, из которого сделан человек, нельзя сделать ничего прямого».

— Иммануил Кант.

36. «Ложью человек отбрасывает и как бы уничтожает свое человеческое достоинство».

— Иммануил Кант.

37. «Чем больше мы заняты, тем острее чувствуем, что живем, тем больше сознаем жизнь».

— Иммануил Кант.

38. «Божья воля не только в том, чтобы мы были счастливы, но в том, чтобы мы сами сделали себя счастливыми».

— Иммануил Кант.

39. «Бережливость — это забота и осмотрительность в расходовании своих средств. Это не добродетель и не требует ни умения, ни таланта».

— Иммануил Кант.

40. «Как же тогда искать совершенства? В чем наша надежда? В образовании и ни в чем другом».

— Иммануил Кант.

Здесь, в Kidadl, мы тщательно создали множество интересных семейных цитат, которые понравятся всем! Если вам понравились наши предложения по цитатам Канта, то почему бы не взглянуть на Греческие цитаты, или цитаты трансцендентализма.

Два периода в деятельности Иммануила Канта

Научно-философскую деятельность Канта можно разделить на два временных периода: докритический и критический.

Первый период приходится на 50-60-е годы 18 века. На этом этапе ученого интересуют тайны мироздания и он выступает больше как математик, физик, химик, биолог, то есть материалист, который при помощи научной диалектики старается объяснить законы природы и ее саморазвитие. Основная проблема, интересующая ученого в этот период – это объяснение состояния Вселенной, Космоса. Он был первым, кто связал приливы и отливы в морях с фазами Луны и выдвинул гипотезу о зарождении нашей галактики из газовой туманности.

В более поздний «критический» период» — 70-80-е годы – Кант полностью переориентировался на проблемы человеческой нравственности и морали. Основные вопросы, на которые ученый старается ответить: что такое человек? для чего он рожден? какова цель существования человечества? что такое счастье? каковы главные законы человеческого сосуществования?

Особенностью философии Иммануила Канта является то, что он сделал предметом изучения не объект, а субъект познавательной деятельности. Только специфика деятельности познающего мир субъекта может определить возможные способы познания.

Иммануил Кант — Цитаты и афоризмы, фразы и высказывания

Удел женщины – владычествовать, удел мужчины – царить, потому что владычествует страсть, а правит ум.

+10

Дольше всего живут тогда, когда меньше всего заботятся о продлении жизни.

+8

Тот, кто назвал женщин прекрасным полом, хотел, быть может, сказать этим нечто лестное для них, но на самом деле выразил нечто большее.

+7

Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять свою жизнь, никогда не будет радоваться этой жизни.

+7

Человечность — это способность участвовать в судьбе других людей.

+7

+3

Женщина не любит выдавать себя и поэтому не напивается. Она слаба и потому хитра.

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.

+1

Смех — дело мужское, слезы – женское.

Мыслить — значит говорить с самим собой… слышать самого себя.

+5

Поэзия есть игра чувств, в которую рассудок вносит систему; красноречие — дело рассудка, которое оживляется чувством.

Прекрасное — это символ морального добра.

+1

Женщины даже мужской пол делают более утонченным.

-2

Нaше пoзнaние нaчинaется с вoсприятия, перехoдит в пoнимaние, и зaкaнчивaется причинoй. Нет ничегo вaжнее причины.

+1

Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.

+1

Если наказывать ребенка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды.

+5

Только радостное сердце способно находить удовольствие в добре.

+1

Гений – это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться.

Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого.

-1

Нравственность заложена в характере.

+3

Кто отказался от излишеств, тот избавился от лишений.

+2

Счастье есть идеал не разума, а воображения.

+1

Человек может стать человеком только путем воспитания. Он — то, что делает из него воспитание.

-2

Чем больше привычек, тем меньше свободы.

+5

+1

Женщины очень участливы, добросердечны и сострадательны, прекрасное они предпочитают полезному.

Глубокое одиночество возвышенно, но оно чем-то устрашает.

-1

Умение ставить разумные вопросы уже есть важный и необходимый признак ума и проницательности.

Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность.

+1

Величайшее чувственное наслаждение, которое не содержит в себе никакой примеси и отвращения, – это, в здоровом состоянии, отдых после работы.

Большое честолюбие издавна превращало благоразумных в безумцев.

Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей.

Невозможность видеть отделяет человека от мира вещей. Невозможность слышать отделяет человека от мира людей.

+1

Не принимай благодеяний, без которых ты можешь обойтись.

В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики.

+1

… Когда ребенок лжет, то один презрительный взгляд — уже достаточное и самое целесообразное наказание.

Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой — отражающиеся в ней звезды.

+3

Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей.

-1

Поступайте так, чтобы любой ваш поступок мог быть возведен во всеобщее правило.

+1

Хитрость — образ мыслей очень ограниченных людей и очень отличается от ума, на который внешне походит.

Жизнь людей, преданных только наслаждению без рассудка и без нравственности, не имеет никакой цены.

+3

В брачной жизни соединенная пара должна образовать как бы единую моральную личность.

+1

Тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили?

+3

Веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире.

Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждения исчезнут сами собою.

В диспутах спокойное состояние духа, соединенное с благожелательностью, является признаком наличия известной силы, вследствие которой рассудок уверен в своей победе.

Сохранить ссылку на эту страничку:

Критика чистого познания

…никакое познание не предшествует во времени опыту, оно всегда начинается с опыта.

* * *

Вполне возможно, что даже наше опытное знание складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша собственная познавательная способность (только побуждаемая чувственными впечатлениями) дает от себя самой…

* * *

Как только мы покидаем почву опыта, кажется естественным не строить тотчас же здание с такими знаниями и на доверии к таким основоположениям, происхождение которых неизвестно, а заложить сначала прочный фундамент для него старательным исследованием, а именно, предварительной постановкой вопроса о том, каким образом рассудок может прийти ко всем этим априорным знаниям и какой объем, силу и значение они могут иметь.

* * *

В самом деле, некоторые из этих знаний, например, математические, с древних времен обладают достоверностью и этим открывают возможность для развития других , хотя бы они и имели совершенно иную природу.

* * *

…трансцендентальная философия есть наука одного лишь чистого спекулятивного разума, так как все практическое, поскольку оно содержит мотивы, связано с чувствами, которые принадлежат к эмпирическим источникам познания.

* * *

…к критике чистого разума относится все, из чего состоит трансцендентальная философия: она есть полная идея трансцендентальной философии, но еще не сама эта наука, потому что в анализ она углубляется лишь настолько, насколько это необходимо для полной оценки априорного синтетического знания.

* * *

…существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся.

* * *

Темперамент, а также талант, которые охотно позволяют себе свободное и неограниченное движение (как способность воображения и остроумие), нуждаются в дисциплине.

* * *

Дисциплину следует отличать от культуры, которая должна только доставлять навыки, не устраняя другие, уже существующие. Следовательно, для воспитания таланта, который уже сам по себе склонен проявляться, дисциплина имеет негативное, а культура и доктрина – положительное значение.

* * *

Разум в своем применении не нуждается в критике, потому что его концепция постоянно проверяется результатом опыта; точно так же не нужна критика и в математике, где понятия должны тотчас же быть показаны in concrete в чистом созерцании и тем самым все необоснованное и произвольное сразу обнаруживается.

* * *

…дисциплина чистого разума направлена не на содержание, а только на метод познания посредством чистого разума.

* * *

Философское познание рассматривает частное только в общем, а математическое знание рассматривает общее в частном и даже в единичном, однако a priori и посредством разума, так что, подобно тому как это единичное определено при некоторых общих условиях конструирования, так и предмет понятия, которому это единичное соответствует лишь в качестве его схемы, должен мыслиться в общей определенной форме.

* * *

Математика дает самый блестящий пример чистого разума, удачно расширяющегося самопроизвольно, без помощи опыта.

* * *

Философское познание есть познание разумом посредством понятий, а математическое знание есть познание посредством конструирования понятий.

* * *

Итак, существуют два способа применения разума, которые весьма различны в своем развитии именно потому, что в явлении, посредством которого нам даются все предметы, есть два элемента: форма созерцания (пространство и время), которая может быть познана и определена совершенно a priori, и материя (физическое), или содержание, которое означает нечто находящееся в пространстве и времени.

Гравюра с портрета И. Канта кисти Бекера. 1881

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
На позитиве
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: