Вариант 4
Воланд – практически главный герой романа. Это сам дьявол, который вершит правосудие в Москве, который сам видел события исторической части романа и рассказывает о них, который запросто общается со Светлыми силами…
В общем, это практически самый могущественный герой романа. Но он не так уж часто что-то делает сам, наказывает, творит волшебство. У него есть целая свита, вот разным её участникам он позволяет заниматься «рутиной». Например, в театре, где должно проходить его представление, «фокусник» садится в кресло и наблюдает за зрителями, делает выводы о современных москвичах.
Булгаков сделал своего героя не кровожадным, не безумным, а спокойным и благородным. Воланд умён, он не жаждет крови, но несёт справедливость. Именно он помогает Мастеру обрести покой, помогает Маргарите найти своего возлюбленного. И Воланд более человечен, чем можно предположить. У него даже болит колено! Он лечится, смеётся, что одна ведьма так отомстила ему. Воланд сам разговаривает с Берлиозом и Бездомным, притворяется, для развлечения, иностранцем. Для него оказывается важным наказать именно Берлиоза, который не верит в Иисуса, а соответственно, и в самого Воланда.
Внешний вид его благороден, но противоречив. Один глаз его зеленый – живой, другой – черный – мертвый. По акценту его можно принять то за немца, то за француза… Но эта игра быстро надоедает темному повелителю, дальше он уже не притворяется, не «прибедняется».
Почти всё время Воланд невозмутим. Он слишком много помнит и знает, чтобы уже удивляться. Его образ вызывает уважение у практически всех читателей. Я слышала, что христиане многие были возмущены, что Булгаков создал своего Воланда таким не отталкивающим, а интересным.
Сильный, значимый образ, который мне очень нравится. Но всё-таки, думаю, с таким лучше не связываться. От такой силы лучше держаться подальше… Все мы не без греха, мало ли! Это Маргарита и Мастер были в отчаянии.
Святая Троица
Итак, возвратимся к лунарному символизму свиты Воланда
Заметьте, автор романа обращает внимание на число 3, называя компанию, состоящую из Коровьева, Воланда и кота Бегемота «тройкой». Сам роман «Мастер и Маргарита» состоит из двойной тройки — в нем 33 главы
Кот Бегемот, на балу «трижды перевернувшись в воздухе», обрушивается в бассейн. На том же балу 3 бассейна. Квартира №50 называется в романе «трижды проклятой». Воланд называет Мастера «трижды романтическим», написавшего свой роман из 3 частей.
Число 3 символизирует ночное светило с его периодами растущей, полной и убывающей луны. А каким похожим словом можно заменить слово «тройка»? Конечно же, словом «троица»! А это уже намек на лунную богиню Гекату, которую называли Тройственной богиней по причине того, что число 3 имеет связь с Луной.
Почитание Тройственной богини было таким сильным в античном мире, что ушлым христианам ничего не оставалось как ввести в свои церковные догматы понятие Святой Троицы, заменив при этом понятные для каждого землянина лунные фазы, на непонятные здравомыслящему человеку какие-то «ипостаси». Да уж, до каких нужно было дойти изощрений и выкрутасов, чтобы подобной мимикрией переманивать на свою сторону почитателей Тройственной богини!
Характеристика образа
В конце романа Бегемот предстаёт перед читателем в облике печального пажа, обречённого на вечные скитания со своим господином. Б. М. Соколов указывает на возможную аллюзию на «легенду о жестоком рыцаре» из повести С. С. Заяицкого «Жизнеописание Степана Александровича Лососинова» (1928) . Литературовед А. Барков высказал предположение, что «прототипом юного рыцаря-пажа в облике кота Бегемота» был профессиональный пианист Николай Буренин , он же член вооружённого подполья РСДРП(б) «Герман
» .
В финале Бегемот, как и другие представители потусторонних сил, исчезает перед восходом солнца в горном провале пустынной местности перед садом, где уготован вечный приют Мастеру и Маргарите — «праведным и избранным».
Бегемот — один из подручных Воланда , предстающий в образе огромного чёрного кота. В Библии Бегемот приводится как пример непостижимости божественного творения; в то же время Бегемот — одно из традиционных наименований демона , приспешника сатаны.
- Бегемот — оборотень, может находиться в образе «громадного как боров чёрного кота с кавалерийскими усами, ходящего на задних лапах», но может также выступать в виде «низкорослого толстяка в рваной кепке», «с кошачьей рожей». В облике человека Бегемот устраивает переполох в здании Зрелищной инспекции, пожар в Торгсине и Доме Грибоедова , избивает Варенуху в общественном нужнике. Однако в подавляющем большинстве эпизодов выступает в кошачьем естестве, поражая людей совершенно человеческими манерами.
- Бегемот в романе Булгакова комично сочетает склонность к философствованию и «интеллигентные» повадки с жуликоватостью и агрессивностью. Впервые он возникает в сцене погони Ивана Бездомного за Воландом, причём уезжает от погони на сцепке трамвая ; затем перед испуганным Стёпой Лиходеевым пьёт водку, закусывая её маринованным грибом; вместе с Азазелло избивает Варенуху.
Перед сеансом чёрной магии Бегемот поражает присутствующих, наливая и выпивая стакан воды из графина; во время сеанса по приказу Коровьева (Фагота) отрывает голову конферансье Жоржа Бенгальского, затем водворяет её на место; в конце сеанса, в разгар начавшегося скандала Бегемот приказывает дирижёру оркестра «урезать марш». После посещения Бегемотом кабинета председателя Зрелищной комиссии вместо самого председателя в его кресле остается лишь оживший костюм.
Поплавскому, посещающему квартиру покойного Берлиоза, Бегемот сообщает, что это он дал Поплавскому телеграмму в Киев, а также проверяет у того документы.
Бегемот крадёт из гроба голову Берлиоза. При появлении Маргариты в спальне Воланда Бегемот играет с хозяином в шахматы, причём, проигрывая, пытается прибегнуть к жульничеству, а также пускается в демагогические рассуждения.
Бегемот даёт сигнал к началу бала, а во время приёма гостей сидит у левой ноги Маргариты. Он пытается спорить с Маргаритой относительно того, повинен ли в детоубийстве Фриды соблазнивший её хозяин кафе. Во время бала Бегемот купается в бассейне с коньяком.
За ужином после бала Бегемот угощает Маргариту спиртом и пьёт сам:
Интересные факты
- В Советском Союзе к столетию со дня рождения Михаила Булгакова была выпущена почтовая марка с изображением кота Бегемота.
- В городе Харькове установлен памятник Михаилу Булгакову и коту Бегемоту: писатель и член свиты Воланда сидят на лавочке.
Памятник Михаилу Булгакову и коту Бегемоту
Михаил Афанасьевич обожал домашних животных. Так, в доме писателя и его второй жены Любови Белозерской жила кошка по прозвищу Мука. Любовь к хвостатым писателю передала жена; правда, он первоначально в силу природной брезгливости не брал животное в руки. Первенца Муки назвали Аншлаг в честь театральных успехов автора «Мастера и Маргариты».
Анализ цитат
Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — гениален по содержанию и смысловой нагрузке. Каждый персонаж внесен в произведение не просто так, любая его реплика несет скрытую или явную истину.
Первая цитата одного героя по имени Азазелло дает четкую картину того, какая проблема нависла над всем человеческим людом: «Оскорбление является обычной наградой за хорошую работу…» — произносит персонаж. Рассматривать отдельную цитату, вырванную из контекста довольно сложно и даже бессмысленно, но всё же такое короткое предложение дает читателю небольшое представление о содержании романа.
Всеми любимый Кот Бегемот не часто разглагольствовал, но это не помешало ему произносить фразы редко, но при этом стрелять метко: «Протестую, Достоевский Бессмертен!»
Следующий персонаж из свиты Воланда – это Коровьев со своей коронной фразой: «Нет документа, нет и человека» — и таким предложением все сказано.
И наконец, глава Справедливости в бренном мире – Воланд – говорит то, что держится в умах человечества до сих пор: «Рукописи не горят». Представленная цитата вжилась в роман и в окружающую действительность, теперь её часто употребляют, говоря о каком-либо творении талантливого человека.
Главный герой произведения Булгакова – это Мастер. Своеобразная личность. Оттого и мысли у него необычные и нестандартные, что и отличает его от серого люда. Как он произносит: «Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал». Всё дело в любви, которая порой бьет кроваво и стреляет прямо в сердце…
Возлюбленная Мастера – его прекрасная Маргарита. Томилась днями и ночами, жаждая быть рядом с ним. Их любовь подобно молнии, «так поражает финский нож!» Эта пара – олицетворение всего доброго и светлого на Земле.
И нельзя забыть о персонаже, созданным самим Мастером. Зовут его Понтий Пилат. Властолюбивый правитель, испытывающий страшную боязнь потерять свою правительственную силу. И потому он проиграл: допустил смерть невинного человека… Оттого впоследствии душа стала разрываться на части изнутри, ибо, как он сам говорил, «тесно мне, тесно мне!» Такого рода поступок был низким, и Пилат это осознавал. Как жаль, что подобные мысли не пришли к нему ранее…
Поэтому считается, что «трусость – самый страшный порок», он способен погубить человека, затащить его в глубины отчаяния и злобы…
Вот чему вкратце учит читателей произведение Михаила Булгакова. Роман на все времена. Цитаты на все поколения.
История создания
Литературоведы до сих пор не могут дать точного ответа на вопрос, когда же Михаил Афанасьевич приступил к работе над своим мистическим произведением. Но принято считать, что черновые наброски писатель начал делать в 1928 году, причем первоначально роман рассказывал о Воланде и его сподвижниках, а вот любовная линия между мастером и Маргаритой была добавлена с последующими правками.
Михаил Булгаков
Булгаков лично «проиллюстрировал» цитату одного из героев: «Рукописи не горят». Из-за того, что религиозную пьесу литератора запретили в театре, он кинул в печь исписанные листы, однако большая часть материала уцелела.
Стоит сказать, что работа над произведением длилась с 1928 по 1940 годы, поэтому Михаила Афанасьевича можно смело поставить в один ряд с Александром Пушкиным, который трудился над «Евгением Онегиным» семь лет, и Иоганном Гете, чей роман «Фауст», подтолкнувший Булгакова на создание «Мастера и Маргариты», создавался с 1774 по 1831 годы.
Роман «Мастер и Маргарита»
Зимой 1940 года состояние здоровья Михаила Афанасьевича резко ухудшилось. Писатель стал терять зрение, а врачи диагностировали у него опасную болезнь – гипертонический нефросклероз. Поэтому возле постели Булгакова днями и ночами дежурила жена Елена Сергеевна, которая и продолжила работу над романом, записывая предложения под диктовку умирающего мужа.
Что касается животного-оборотня, то образ кота Бегемота был придуман неспроста. Наверняка поклонники колдовского романа догадались, что в произведении о Мастере и Маргарите запечатаны сатира и скрытый подтекст, а в образах главных героев без труда находятся скрытые символы и прототипы. «Булгаковеды» не способны дать единого ответа, что же стало источником вдохновения для создания любимого шута мессира, который не шалил, никого не трогал и починял примус.
Чудище Бегемот в книге И.Я. Порфирьева
Говорят, Михаил Афанасьевич прочел книгу И.Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях». В этом произведении упоминалось о морском чудовище, но не о КтулхуГоварда Лавкрафта, а о Бегемоте, который обитает в неведомой пустыне. Чудище представлено в книге как существо с головой слона, которую «украшают» клыки и хобот. Также у демона огромный живот, толстые задние конечности и еле заметный хвост. Поэтому неудивительно, что подводного обитателя сравнили с парнокопытным млекопитающим из-за сходства во внешности.
Также на полке писателя лежал томик, который называется «История сношений человека с дьяволом», откуда Михаил Афанасьевич делал выписки
Поэтому стоит обратить внимание на демонологию, где Бегемот представляет собой демона, олицетворяющего смертный грех – чревоугодие, иными словами, обжорство. Вообще, Бегемот – это стандартное имя приспешника Сатаны
Демон Бегемот
А вот вторая супруга мастера пера Любовь Белозерская говорила, что прототипом пушистого исчадья ада стал их домашний питомец по прозвищу Флюшка. Литературовед Мариэтта Чудакова считает, что один из «дальних предков» Бегемота – это придуманный Гофманом кот Мурр, такой же забавный и самодовольный.
Мастер и Маргарита цитаты, афоризмы, фразы
…Вздор! Лет через триста это пройдет.
…никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!
…но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле? — Сам человек и управляет
…он не был многословен на этот раз. Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость.
…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?
В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
В нашей стране атеизм никого не удивляет
Ведь вы мыслите, как же вы можете быть мертвы.
Вино какой страны Вы предпочитаете в это время дня?
Всё будет правильно — на этом построен мир
Все смешалось в доме Облонских, как справедливо выразился знаменитый писатель Лев Толстой.
Всякая власть есть насилие над людьми.
Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!
Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно.
Глаза значительная вещь. Вроде барометра. Все видно у кого великая сушь в душе, кто ни за что, ни про что может ткнуть носком сапога в ребра, а кто сам всякого боится.
Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!
Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!
Домработницы всё знают — это ошибка думать, что они слепые.
Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?
Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.
Интереснее всего в этом вранье то, что оно — вранье от первого до последнего слова.
История рассудит нас.
Каждому воздастся по его вере.
Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.
Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! так поражает молния, так поражает финский нож!
Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…
Маэстро! Урежьте марш!
Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются…
Не постигаю! Сидели мирно, совершенно тихо, закусывали…
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.
Нет документа, нет и человека.
Нет, погодите… Я знаю, на что иду. Но иду на все из-за него, потому что ни на что в мире больше надежды у меня нет. Но я хочу вам сказать, что, если вы меня погубите, вам будет стыдно! Да, стыдно! Я погибаю из-за любви!
Никогда и ничего не бойтесь. Это неразумно
Никогда и ничего не просите Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!
Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
Он не заслужил света, он заслужил покой
Она несла желтые цветы! Нехороший цвет.
Поздравляю вас, гражданин, соврамши!
Помилуйте… разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!
Пошёл вон. Я ещё кофе не пил, как же это я уйду?
Правду говорить легко и приятно.
Праздничную полночь иногда приятно и задержать.
Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.
Рукописи не горят.
Самый страшный гнев — гнев бессилия
Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!
Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит
Упросите их, чтобы меня ведьмой оставили!.. Ни за инженера, ни за техника не пойду!
Факт — самая упрямая в мире вещь.
Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?
Это был ни с чем по прелести не сравнимый запах только что отпечатанных денег.
Я — историк. Сегодня вечером на Патриарших будет интересная история!
Я буду молчаливой галлюцинацией.
Я ещё кофе не пил, как же это я уйду?
Я люблю сидеть низко — с низкого не так опасно падать
Я чувствую, как кто-то отпускает меня на свободу
Язык может скрывать истину, а глаза никогда. Встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и она замечена, а вы пойманы
Мастер и Маргарита. Фразы из романа
Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.Воланд
Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!Воланд
– Это водка? – слабо спросила Маргарита.Кот подпрыгнул на стуле от обиды.– Помилуйте, королева, – прохрипел он, – разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!
Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер.Воланд
Рукописи не горят.Воланд
Человек без сюрприза внутри, в своём ящике, неинтересен.Мастер
Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.Воланд
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.Кот Бегемот
За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!От автора
Невидима и свободна! Невидима и свободна!Маргарита
Ну хорошо, ведьма так ведьма. Очень славно и роскошно!Мастер
Всё будет правильно, на этом построен мир.Воланд
Факт — самая упрямая в мире вещь.Воланд
Зачем же гнаться по следам того, что уже давно окончено?Воланд
Что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих.Воланд
Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима.Маргарита
Трудный народ эти женщины!Азазелло
Убить упрямую тварь.Азазелло
Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.Иешуа Га-Ноцри
Я люблю сидеть низко — с низкого не так опасно падать.Воланд
Я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что удирать мне некуда.Мастер
— Вы не Достоевский, — сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым.— Ну, почем знать, почем знать, — ответил тот.— Достоевский умер, — сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.— Протестую, — горячо воскликнул Бегемот. — Достоевский бессмертен!Коровьев (Фагот)Кот Бегемот
…я позволю себе смелость посоветовать вам, Маргарита Николаевна, ничего и никогда не бояться. Это неразумно.Коровьев (Фагот)
— И на кой черт тебе нужен галстук, если на тебе нет штанов?— Штаны коту не полагаются.Воланд Кот Бегемот
Нет документа, нет и человека.Коровьев (Фагот)
Правду говорить легко и приятно.
Меня охватила грусть перед дальней дорогой. Не правда ли, мессир, она вполне естественна, даже тогда, когда человек знает, что в конце этой дороги его ждет счастье?Маргарита
Колдовству, как известно, стоит только начаться, а там уже его ничем не остановишь.
Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.
Все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!
Вино какой страны вы предпочитаете в это время дня?
Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!Воланд
Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!Мастер
…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?Воланд
Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!Так поражает молния, так поражает финский нож!Мастер
– А я действительно похож на галлюцинацию
Обратите внимание на мой профиль в лунном свете, – кот полез в лунный столб и хотел еще что-то говорить, но его попросили замолчать, и он, ответив: – Хорошо, хорошо, готов молчать. Я буду молчаливой галлюцинацией, – замолчал.Кот Бегемот
Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.Кот Бегемот
Моя драма в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным.Маргарита
Не надо ни о чем думать, не надо ничего бояться и выражения тоже подбирать не надо!Главы из шестой редакции романа.
Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал.Мастер
Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его.
Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно.
— Трусость — один из самых страшных человеческих пороков.— Нет, я осмелюсь вам возразить. Трусость — самый страшный человеческий порок.
Самый страшный гнев — гнев бессилия.
Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза — никогда!
Характер Бегемота
Огромный черный кот сочетает в своем характере разные черты. С одной стороны он склонен к интеллигентным повадкам, открывает двери, раскланивается в приветствиях, ухаживает за дамами. Кот любит поговорить и порассуждать – он склонен к философствованию и иногда может вступить в дискуссию, отстаивая свое мнение очень вежливо и воспитанно. С другой стороны в его манерах присутствуют повадки жулика и хулигана, он пакостит с особым наслаждением, упиваясь собственными злодеяниями. Сводить людей с ума для него – необычайное удовольствие. Булгаков показывает кота противоречивым и наглым, наделяя его свойствами, которые присущи многим людям.
Бегемот остроумен. Его шутки запоминаются читателям, они вошли в народ в качестве крылатых выражений. Выступая в качестве комика, Бегемот пытается прикинуться непричастным к различным злоключениям москвичей. Тем не менее, именно он спалил злосчастную квартиру и натворил множество бед, наказывая жителей столицы за их нелицеприятные поступки.
Оригинальный текст и слова песни Кот-Бегемот:
В предзакатный час, на углу агентства ТАСС,На бульваре у Никитских ворот,Можно без труда встретить чёрного кота,Он возможно где-то рядом живёт.
Этот чёрный кот Вам нахально наврётИ покажет с видом знатока,Как отсюда туда шел трамвай маршрута «А»,По бульвару у Никитских ворот.
Этот чёрный кот носит имя Бегемот,По причине неизвестных причин.С ним бывает один очень странный гражданин,На бульваре у Никитских ворот.
И не год, не два, на Садовой, триста два,Между прочим заколочен чердак.Ведь бывает и так, загорится особняк,На бульваре у Никитских ворот.
У Никитских ворот, черный кот Бегемот…У Никитских ворот, черный кот Бегемот…
А вчера один из нас заявил агентству ТАССЧто в субботу этот чёрный котЗаходил в один интересный магазинНа бульваре у Никитских ворот.
С ним давно на ты Патриаршие прудыИ один любитель Просто стыд и срам дозволять гулять котамНа бульваре у Никитских ворот.
У Никитских ворот, черный кот Бегемот…У Никитских ворот, черный кот Бегемот…
Только чёрный кот, чёрный кот БегемотОчевидно-вероятный кот.Судя по всему не мешает никомуНа бульваре у Никитских ворот.
И агентство ТАСС скоро выпустит указ,Что вполне официальный кот,Всем желающим псам починяет примусаНа бульваре у Никитских ворот.
У Никитских ворот, черный кот Бегемот…У Никитских ворот, черный кот Бегемот…
Домашний питомец
Скорее всего, имя своего персонажа Булгаков позаимствовал из Библии, античной или средневековой книги. Какой именно, теперь уже трудно выяснить. Разве что в ранних черновых записях к роману Бегемот имеет образ близкий к слону с «огромным телом и одутловатыми лапами». Но почему «огромный зверь» в итоге стал котом?
В «Мастере и Маргарите» Бегемот – черный кот. В старых народных верованиях большей части Северной Америки и Европы черные кошки приносят несчастье и часто ассоциируются с ведьмами. В некоторых частях Китая черные кошки известны как разносчики голода.
Легендарный кот Бегемот в сериале «Мастер и Маргарита», 2005 год
Но был у Бегемота и вполне реальный прототип. Об этом в свое время рассказала вторая жена писателя Любовь Евгеньевна. По ее словам, прототипом Бегемота послужил их собственный любимец Флюшка, большой серый кот. Видимо, у питомца был тот еще характер.
На обложке: Фрагмент картины Алины Шварёвой «Кот Бегемот» / m-bulgakov.ru
Биография
Кот Бегемот появляется в начале произведения и помогает своему хозяину, загадочному Воланду, скрыться от преследования обезумевшего поэта Ивана Бездомного.
Бегемот удивляет не только своими огромными размерами, но и совершенно человеческим поведением: он ходит на задних лапах, разговаривает, ест человеческую пищу и даже выпивает. Бегемот — это кот-оборотень, который при необходимости способен принимать облик толстяка-оборванца с кошачьей физиономией.
На протяжении всего романа Бегемот паясничает, подшучивает над москвичами и всячески веселит своего хозяина и коллег.
В конце произведения герой принимает своё истинное обличье: вместо пушистого чёрного кота появляется худенький юноша — молоденький демон-паж, лучший шутник во всём мире.
Мрачный рыцарь
Чем вдохновлялся Булгаков, когда придумывал Фагота-Коровьева, обычного напарника вышеупомянутого Бегемота по всяким проделкам? Он постоянно носит облик шута, причем шута опасного. Очевидно, что многие детали его поведения списаны автором с нищих, которых Булгаков мог наблюдать на улицах. И да, эти несчастные на вид попрошайки могли, если им требовалось, стать очень опасными…
Для эрудированных читателей Булгаков оставил в этом образе классическую изящную «пасхалку» – ведь персонаж по прозвищу Фагот не только тощим телосложением схож с видом этого музыкального инструмента. Во времена Булгакова считалось, что фагот изобрел итальянский каноник по имени Афранио дель Альбонези. Если это знать – легко заметить перекличку с именем Афрания, помощника Пилата по тайным делам.
Разгадывая тайну финального превращения Коровьева, поклонники романа выстроили множество гипотез. Ведь после сцены на Воробьевых горах вместо шута в пестрых отрепьях перед нами предстает некий таинственный рыцарь с мрачным лицом. И сообщается, что он когда-то придумал неудачную шутку, за что и был надолго приговорен к шутовскому обличью. Предполагается, что Булгаков мог иметь в виду трубадура Гильема, который слишком злорадно веселился, сочиняя поэму о поражении еретиков-альбигойцев в средневековой Франции.
Экранизации
В 2005 году режиссер Владимир Бортко представил на суд общественности мини-сериал «Мастер и Маргарита». Хоть бюджет у проекта был маленький, создатели изрядно постарались над тем, чтобы придумать захватывающую картину и не переврать оригинальный текст.
Вано Миранян в роли кота Бегемота
Кот Бегемот был создан не с помощью компьютерной графики, его сыграл актер Вано Миранян, рост которого всего 100 сантиметров. Вано в течение съемок приходилось работать в жарком костюме, причем он самостоятельно мог шевелить лапами, а вот за мимику киношного животного отвечали специальные моторчики. По слухам, актер отшучивался во время дублей на балу у Сатаны:
Озвучивал кота артист Семен Фурман.
Внешность и характер
Булгаков изобразил кота Бегемота в «Мастере и Маргарите» чёрным. Именно этот цвет является олицетворением демонической силы. Кроме этого, кот:
- имеет пузо;
- ходит на задних лапах, подобно чёрту на копытцах.
На протяжении всей сюжетной линии кот-оборотень несколько раз меняет свой облик: от громадного чёрного, словно грач, кота с кавалерийскими усами, низкорослого толстяка «с кошачьей рожей» до худенького юноши-пажа. В большинстве эпизодов Бегемот умело сочетает в себе образ кота с совершенными человеческими манерами. А неординарный характер героя лишь усиливает его амплуа.
Характер героя незаурядный и неоднозначный. Обладая сверхъестественными способностями, кот Бегемот одной лишь фразой «Брысь!» отогнал Лиходеева в Ялту, поджег огромную площадь при помощи бензина из примуса и вернул голову конферансье Жоржа Бенгальского обратно, после того как оторвал её.
Появляясь на московских улочках, он удивляет жителей своими повадками, свойственными истинному джентльмену: «Помилуйте, королева, — прохрипел он, — разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!» Оплачивает проезд, прощается с людьми, открывает двери, любезно предается философским размышлениям. Ведя себя абсолютно как нормальный человек, Бегемот в то же время проявляет самолюбование. Время от времени подкручивает усы и следит за внешним видом.
Неоднозначность характера Бегемота кроется в его умелом сочетании интеллигентности и коварности. Но большую часть персонаж показывает себя со стороны, склонной к хитрым и злым умыслам и поступкам. Он то и дело избивает других героев, доводит до безумия жителей Москвы, пьет водку, подшучивает над людьми, отрывает голову, убегает от сотрудников НКВД. Последний инцидент доказывает бессмертие и неубиваемость героя. Самое интересное, что все свои злодеяния Бегемот совершает с особым блаженством.
Кроме этого, кот показал себя необычайным обжорой, когда поглощал всё без разбора на своём пути. Именно обжорство Бегемота усилило предположение многих литературных исследователей по поводу возникновения самого персонажа, так как по демонологическим традициям смертный грех чревоугодия был свойственен бесу Бегемоту.