Образ и характеристика маргариты с цитатами в романе мастер и маргарита булгакова

45 знаменитых цитат из романа "мастер и маргарита" михаила булгакова

Мастер и Маргарита цитаты, афоризмы, фразы

…Вздор! Лет через триста это пройдет.
…никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!
…но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле? — Сам человек и управляет
…он не был многословен на этот раз. Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость. 
…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?

В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат. 

В нашей стране атеизм никого не удивляет
Ведь вы мыслите, как же вы можете быть мертвы.
Вино какой страны Вы предпочитаете в это время дня?
Всё будет правильно — на этом построен мир

Все смешалось в доме Облонских, как справедливо выразился знаменитый писатель Лев Толстой.
Всякая власть есть насилие над людьми. 

Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!

Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно.

Глаза значительная вещь. Вроде барометра. Все видно у кого великая сушь в душе, кто ни за что, ни про что может ткнуть носком сапога в ребра, а кто сам всякого боится.

Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!

Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!
Домработницы всё знают — это ошибка думать, что они слепые. 
Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?
Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.

Интереснее всего в этом вранье то, что оно — вранье от первого до последнего слова.
История рассудит нас. 
Каждому воздастся по его вере.
Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится. 
Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! так поражает молния, так поражает финский нож!
Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…
Маэстро! Урежьте марш!
Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются…

Не постигаю! Сидели мирно, совершенно тихо, закусывали…

Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное. 
Нет документа, нет и человека.
Нет, погодите… Я знаю, на что иду. Но иду на все из-за него, потому что ни на что в мире больше надежды у меня нет. Но я хочу вам сказать, что, если вы меня погубите, вам будет стыдно! Да, стыдно! Я погибаю из-за любви!
Никогда и ничего не бойтесь. Это неразумно

Никогда и ничего не просите Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!

Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
Он не заслужил света, он заслужил покой
Она несла желтые цветы! Нехороший цвет.
Поздравляю вас, гражданин, соврамши!
Помилуйте… разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!
Пошёл вон. Я ещё кофе не пил, как же это я уйду? 
Правду говорить легко и приятно. 
Праздничную полночь иногда приятно и задержать.
Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта. 
Рукописи не горят. 
Самый страшный гнев — гнев бессилия

Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!
Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит

Упросите их, чтобы меня ведьмой оставили!.. Ни за инженера, ни за техника не пойду! 
Факт — самая упрямая в мире вещь.

Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?
Это был ни с чем по прелести не сравнимый запах только что отпечатанных денег.

Я — историк. Сегодня вечером на Патриарших будет интересная история!

Я буду молчаливой галлюцинацией.
Я ещё кофе не пил, как же это я уйду? 
Я люблю сидеть низко — с низкого не так опасно падать
Я чувствую, как кто-то отпускает меня на свободу
Язык может скрывать истину, а глаза никогда. Встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и она замечена, а вы пойманы

Маргарита

  • Боги, боги мои! Что нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонёчек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне не известно. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, в вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги. Она любила его, она говорила правду.
  • Тот, кто называл себя мастером, работал, а она, запустив в волосы тонкие с остро отточенными ногтями пальцы, перечитывала написанное, а перечитав, шила вот эту самую шапочку. Иногда она сидела на корточках у нижних полок или стояла на стуле у верхних и тряпкой вытирала сотни пыльных корешков. Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером. Она дожидалась этих обещанных уже последних слов о пятом прокураторе Иудеи, нараспев и громко повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом романе её жизнь.
  • Сердце Маргариты страшно стукнуло, так что она не смогла даже сразу взяться за коробочку. Справившись с собою, Маргарита открыла её и увидела в коробочке жирный желтоватый крем. Ей показалось, что он пахнет болотной тиной. Кончиком пальца Маргарита выложила небольшой мазочек крема на ладонь, причем сильнее запахло болотными травами и лесом, и затем ладонью начала втирать крем в лоб и щеки. Крем легко мазался и, как показалось Маргарите, тут же испарялся. Сделав несколько втираний, Маргарита глянула в зеркало и уронила коробочку прямо на стекло часов, от чего оно покрылось трещинами. Маргарита закрыла глаза, потом глянула ещё раз и бурно расхохоталась.
    Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови сгустились и чёрными ровными дугами легли над зазеленевшими глазами. Тонкая вертикальная морщинка, перерезавшая переносицу, появившаяся тогда, в октябре, когда пропал мастер, бесследно пропала. Исчезли и жёлтенькие тени у висков, и две чуть заметные сеточки у наружных углов глаз. Кожа щёк налилась ровным розовым цветом, лоб стал бел и чист, а парикмахерская завивка волос развилась.
    На тридцатилетнюю Маргариту из зеркала глядела от природы кудрявая черноволосая женщина лет двадцати, безудержно хохочущая, скалящая зубы.
    Нахохотавшись, Маргарита выскочила из халата одним прыжком и широко зачерпнула лёгкий жирный крем и сильными мазками начала втирать его в кожу тела. Оно сейчас же порозовело и загорелось. Затем мгновенно, как будто из мозга выхватили иголку, утих висок, нывший весь вечер после свидания в Александровском саду, мускулы рук и ног окрепли, а затем тело Маргариты потеряло вес.
    Она подпрыгнула и повисла в воздухе невысоко над ковром, потом её медленно потянуло вниз, и она опустилась.— Ай да крем! Ай да крем! — закричала Маргарита, бросаясь в кресло.
  • Невидима и свободна! Невидима и свободна!
  • Я ведьма и очень этим довольна!
  • — Слушай беззвучие, — говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под её босыми ногами, — слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, — тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придет те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.

Краткая характеристика

Полное имя — Маргарита Николаевна.

Возраст — 30 лет.

Род занятий — без определенного рода деятельности.

Семья — супруг, детей нет.

Социальное положение — служащая.

Происхождение — родом из хорошей семьи, в её жилах течёт королевская кровь.

Воспитание — получила прекрасное воспитание.

Образование — умна и хорошо образованна.

Внешность — черноволосая красивая женщина, всегда элегантно и с большим вкусом одета.

Характер — решительная, смелая, милосердная, отчаянная, эмоциональная, добрая, непрактичная, волевая, справедливая.

Положительные черты — смелая, сильная, любящая, заботливая, жертвенная, милосердная, благородная.

Отрицательные черты — мстительная, импульсивная.

Произведение — «Мастер и Маргарита».

Автор — Михаил Афанасьевич Булгаков.

Образ Маргариты

Образ Маргариты — это образ сильной, решительной и бесстрашной женщины, верной спутницы талантливого человека. В романе этот женский персонаж олицетворяет собой безусловную любовь, обладающую огромной силой и способностью преодолевать любые преграды.

Героиня представляет собой удивительно цельную личность, которой неведомо лицемерие и притворство. Её не привлекает комфортная жизнь в золотой клетке, и она с большой радостью отказывается от неё ради крошечной комнатки, в которой так счастлива с мастером. Вынужденная ложь угнетает героиню, она решается обо всём рассказать мужу, чтобы с чистой совестью начать жизнь с чистого листа.

Маргарита не только всем сердцем любит мастера: она является его музой и надёжной опорой. Героиня вдохновляет писателя, укрепляет его веру в себя и, словно волчица, готова остервенело бороться с каждым литературным критиком, посмевшим в угоду партийной линии высмеивать талантливое произведение.

Личность Маргариты, её душа раскрываются только в любви. Она проявляет себя безмерно нежной, заботливой, чуткой женщиной. Именно потому внезапное исчезновение мастера становится большим ударом для Маргариты. Ради спасения возлюбленного она готова пожертвовать собой, заключив сделку с самим дьяволом.

Маргарита — человек слова, на неё можно положиться. Она выполняет все требования Воланда, совершенно не заботясь о себе. Благодаря решительности и самоотверженности Маргарита добивается поставленной цели, обретая вечную любовь и покой с любимым мастером.

Поцелуй в Купеческом саду

Ей едва исполнилось 16. Она, дочь саратовского статского советника, приехала в Киев на лето к тетке. Миша, гимназист, сын теткиной подруги, забежал случайно. Но когда тетка предложила показать Тане город, тут же согласился и почему-то сразу назвал ее Тасей: «Пойдем, Тася». Так она, «шатенка с синими глазами», и останется навсегда не Таней Лаппа — Тасей.

Все лето в Киеве пробродила с ним. Запомнила, что показал ей во Владимирском соборе роспись в трансепте: прокуратор Понтий Пилат с темными злыми глазами и перед ним — Христос. Чем-то уже тогда цепляло его противостояние их взглядов. А вообще катались на лодках (гимназистам, кстати, запрещалось это), ходили по музеям, а вечерами, если не играли у Булгаковых в «блошки» и «море волнуется», бежали в театр. Это запрещалось еще строже — приходилось подделывать разрешения инспекторов. И уж совсем запретно, да что там — преступно, целовались в кустах Купеческого сада.

Договорились встретиться на Рождество, но отец, напуганный яростью Джульетты, Тасю не отпустил. Тогда в Саратов летит телеграмма от друга Миши: «Телеграфируйте… приезд. Миша стреляется». Отец Таси перехватил ее — посмеялся. Тасю заперли на ключ. Ей даже предлагали потом ехать учиться в Париж, лишь бы не смотрела в сторону Киева. Отвергла. Польско-литовская кровь! Она ведь на самом деле была правнучкой декабриста Матвея Лаппа, разжалованного когда-то за бунтарский дух в рядовые.

Словом, встретятся они (с ума сойти!) только через три года. Он будет уже студентом, она, медалистка, — классной дамой в женском ремесленном училище.

Вот в те дни, когда он для домашнего спектакля сочинит пьеску «С миру по нитке — голому шиш», все и будут ну просто валяться от смеха. В пьесе бабушка спрашивала про женихавшихся Мишу и Тасю: «Но где же они будут жить?» На что некая «доброжелательница» отвечала: «Жить они свободно могут в ванной комнате. Миша будет спать в ванне, а Тася — на умывальнике…»

Пророческой окажется пьеска, как все у него. Они и проживут так все 11 лет, укладываясь и на полу, и на столе, и на голой земле.

Татьяна Лаппа. 1916 год.

Мастер и Маргарита. Фразы из романа

Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.Воланд

Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!Воланд

– Это водка? – слабо спросила Маргарита.Кот подпрыгнул на стуле от обиды.– Помилуйте, королева, – прохрипел он, – разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!

Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер.Воланд

Рукописи не горят.Воланд

Человек без сюрприза внутри, в своём ящике, неинтересен.Мастер

Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.Воланд

Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.Кот Бегемот

За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!От автора

Невидима и свободна! Невидима и свободна!Маргарита

Ну хорошо, ведьма так ведьма. Очень славно и роскошно!Мастер

Всё будет правильно, на этом построен мир.Воланд

Факт — самая упрямая в мире вещь.Воланд

Зачем же гнаться по следам того, что уже давно окончено?Воланд

Что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих.Воланд

Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима.Маргарита

Трудный народ эти женщины!Азазелло

Убить упрямую тварь.Азазелло

Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.Иешуа Га-Ноцри

Я люблю сидеть низко — с низкого не так опасно падать.Воланд

Я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что удирать мне некуда.Мастер

— Вы не Достоевский, — сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым.— Ну, почем знать, почем знать, — ответил тот.— Достоевский умер, — сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.— Протестую, — горячо воскликнул Бегемот. — Достоевский бессмертен!Коровьев (Фагот)Кот Бегемот

…я позволю себе смелость посоветовать вам, Маргарита Николаевна, ничего и никогда не бояться. Это неразумно.Коровьев (Фагот)

— И на кой черт тебе нужен галстук, если на тебе нет штанов?— Штаны коту не полагаются.Воланд Кот Бегемот

Нет документа, нет и человека.Коровьев (Фагот)

Правду говорить легко и приятно.

Меня охватила грусть перед дальней дорогой. Не правда ли, мессир, она вполне естественна, даже тогда, когда человек знает, что в конце этой дороги его ждет счастье?Маргарита

Колдовству, как известно, стоит только начаться, а там уже его ничем не остановишь.

Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.

Все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!

Вино какой страны вы предпочитаете в это время дня?

Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!Воланд

Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!Мастер

…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?Воланд

Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!Так поражает молния, так поражает финский нож!Мастер

– А я действительно похож на галлюцинацию

Обратите внимание на мой профиль в лунном свете, – кот полез в лунный столб и хотел еще что-то говорить, но его попросили замолчать, и он, ответив: – Хорошо, хорошо, готов молчать. Я буду молчаливой галлюцинацией, – замолчал.Кот Бегемот

Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.Кот Бегемот

Моя драма в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным.Маргарита

Не надо ни о чем думать, не надо ничего бояться и выражения тоже подбирать не надо!Главы из шестой редакции романа.

Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал.Мастер

Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его.

Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно.

— Трусость — один из самых страшных человеческих пороков.— Нет, я осмелюсь вам возразить. Трусость — самый страшный человеческий порок.

Самый страшный гнев — гнев бессилия.

Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза — никогда!

5 фактов о Маргарите

  • В первой рукописи романа не было и в помине ни прекрасной Маргариты, ни её возлюбленного мастера. В центре произведения был Дьявол, и сюжет очень напоминал сюжет «Фауста», только на русский лад. Главная героиня появилась лишь в третьем варианте романа.
  • Нет точного прототипа Маргариты. Согласно мнению исследователей творчества Булгакова, главным претендентом на эту роль выступает Елена Сергеевна Булгакова, третья и последняя супруга писателя.
  • На выбор имени главной героини большое влияние оказал образ Маргариты (Гретхен) из трагедии Гёте. Обе женщины символизируют самоотверженную любовь: одна спасает душу Фауста, в то время как вторая с помощью тёмных сил вызволяет мастера из клиники для душевнобольных.
  • В романе Коровьев упоминает «одну из французских королев XVI века» и предполагает, что Маргарита могла быть её дальней родственницей. Он ссылался на Маргариту де Валуа (1553–1615), которая была дочерью Екатерины Медичи и часто называлась королевой Марго.
  • Маргарита, ставшая ведьмой, попадает на шабаш ведьм — это Вальпургиева ночь, которая проходит с 30 апреля на 1 мая.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Мастер и Маргарита»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Мастер и Маргарита»

для самых компанейских —

Главные герои «Мастер и Маргарита»

для самых занятых —

Читательский дневник «Мастер и Маргарита»

Прототип героини

Исследователи творчества Булгакова считают, что у главной героини его романа был прототип в реальной жизни. Предположительно им стала третья жена писателя Елена Сергеевна. Михаил Афанасьевич обращался к супруге «моя Маргарита». Она была с ним в последние дни его жизни, именно поэтому о романе узнал мир. Елена Сергеевна до смерти мужа под диктовку правила произведение, редактировала его. После этого на протяжении почти 20 лет она добивалась того, чтобы роман был напечатан.

С Мастером героиня впервые встречается только в 19 главе. В начальных вариантах рукописи этих персонажей не было вообще. Но благодаря девушке в центр повествования удалось органично вписать ещё и любовную линию. Кроме того, женщина является символом сопереживания, сочувствия и самопожертвования. Без неё в произведении не было бы гуманизма и эмоциональности.

Краткая биография

Возраст Иешуа в романе 27 лет, он не имел постоянно жилища и предпочитал странствовать. Его точное происхождение неизвестно, и он сам не помнил своих родителей. Га-Ноцри — это только прозвище, которое было дано ему другими людьми.

За столько лет юноша не обзавелся друзьями или учениками. Единственным его последователем стал Левий Матвей, но Га-Ноцри не признавал его: бывший сборщик податей больше вредит, чем помогает. Он искажает его учение.

О жизни странствующего философа мало что известно. Он не успел совершить чудес или великих поступков. К прокурору Иудеи он попал в неприглядном виде. О его внешности известно следующее:

  • носит старый и разорванный хитон;
  • голова укрыта белой повязкой;
  • на лице ссадины, а на глазу синяк.

Га-Ноцри распяли на Лысой Горе рядом с другими разбойниками. Все что смог сделать прокуратор — это приказать быстро заколоть странствующего философа. После Пилат велел похоронить тело.

В конце романа Иешуа добивается у Воланда прощения для прокуратора Иудеи и просит устроить судьбу Мастера и Маргариты. Повелитель сил тьмы послушался и все исполнил.

История создания

Михаил Афанасьевич был человеком загадочным. Он, как и Антон Чехов, считал медицину своей женой и считался искусным врачом. Казалось бы, доктор должен рационально мыслить, однако Булгаков наделил свое основополагающее произведение мистикой и чертовщиной.


Михаил Булгаков

В «Мастере и Маргарите» читатели узнают об оторванной голове Бенгальского, об огромном черном коте, который расплачивается в трамвае за проезд и починяет примус, о проделках «клетчатого» Коровьева, без зазрения совести парящего в воздухе, а также о двух вышестоящих инстанциях и их руководителях: Воланде и Иешуа Га-Ноцри.

Было ли все, происходившее в окрестностях Патриарших, на самом деле? Или же это всего лишь легенда, и гипнотизера вовсе не существовало? Но не только этот вопрос волнует любителей дьявольского романа.


Сцена у Патриарших

Неизвестно, когда Михаил Афанасьевич задумался над сюжетом «Мастера и Маргариты». Литературоведы сходятся во мнении, что вдохновение посетило писателя в 1928-1929 годы, когда и были сделаны первые черновые наброски. Примечательно, что в первоначальном сюжете отсутствовала любовная линия создателя истории о прокураторе Иудеи Понтии Пилате и его возлюбленной, которая несла «отвратительные желтые цветы». Большая часть рукописи посвящалась воплощению злого духа Воланду.

Булгаков скрупулезно собирал информацию о приспешнике ада, в его комнате хранились записки, в которых рассказывалось о нечистой силе. И как бы автор ни утверждал, что у главного героя в черном одеянии не было прототипа, исследователи находят в гипнотизере отголоски Мефистофеля из «Фауста» Гете. Да и сам гений литературы не скрывал того факта, что обожал готическое произведение своего коллеги по цеху.


Маргарита из «Фауста» Гете

У Маргариты, которая продала душу дьяволу и превратилась в ведьму, тоже существовал реальный прототип. Писатель сначала назвал мастера Фаустом, но затем отказался от идеи указания отсылок на гетевское произведение. Однако имя главной героини менять не стал.

Автор изучал биографии Маргариты Наваррской и Маргариты де Валуа. Наваррская была сестрой французского короля Франциска I, а также стала первой писательницей в стране Сезанна и пармезана. Одаренная королева привлекала к себе писателей всех ипостасей, преследуемых церковью, а сочинения этой женщины отражали религиозно-этнический поиск и суховатый мистицизм. А вот ее тезка де Валуа запомнилась историкам дерзкой в любви и способной на отчаянные поступки барышней.


Маргарита Наваррская и Маргарита де Валуа

Большинство поклонников Булгакова все же сходятся на том, что прообразом Маргариты послужила третья жена писателя – Елена Сергеевна, которую он ласково называл «моя Маргарита». И даже во внешности этой женщины и литературной героини есть общие детали, например, черный цвет волос.

Помимо этого, современники говорили, что Елена Булгакова носила шляпку с черной вуалью и изящное пальто, а также у нее был «косящий разрез глаз», тогда как в романе Маргарита была «чуть косящей на один глаз ведьмой».


Елена Сергеевна Булгакова

В 1930 году случилось непредвиденное событие, которое заставило мастера пера кинуть в печь черновики романа под рабочим названием «Копыто инженера». Дело в том, что в письме от Главреперткома говорилось, что его пьеса «Кабала святош» (1929) к представлению в театре не подлежит. По счастливому стечению обстоятельств, большая часть листов с текстом романа уцелела. Работа над произведением продолжилась до самой смерти писателя, но все равно «Мастер и Маргарита» относится к незавершенным произведениям.

Так как в 1940 году у Михаила Афанасьевича обнаружили болезнь почек, он оказался прикованным к постели. Даже пребывая в столь плачевном положении, писатель диктовал свое главное произведение Елене Сергеевне, которая записывала каждое слово своего возлюбленного. Первое полное издание книги, отредактированной вдовой Булгакова, вышло в 1967 году в Париже. Жители Советского Союза увидели роман без купюр только в 1973 году.

Сочинения

Мастер и Маргарита — великолепное произведение Булгакова, где раскрыто множество тем, среди которых можно выделить отдельно тему любви. Через призму отношений Мастера и Маргариты тема любви наиболее полно раскрывает образ Маргариты, и придает роману определенную душевность. До встречи с Маргаритой, Мастер был измученным писателем, которого принимали за сумасшедшего. Но вот судьба дарит ему встречу с ней, с главной героиней романа, чью характеристику мы рассмотрим сегодня в нашем сочинении.

Образ и характеристика Маргариты

Встреча с Маргаритой была судьбоносной в жизни главного героя, ведь именно она сыграла важную роль в судьбе Мастера, сумев изменить положение дел. Образ Маргариты очень важен в произведении, ведь она стала Музой для главного персонажа. В ее образе заключалась разрушительная сила красоты, которая могла вдохновить на творчество любого, а также внести в жизнь писателя бурю чувств и эмоций. В образе Маргариты одновременно сочетаются нежность, решительность, любовь, страсть и справедливость, а ее характер воплощает мятежность духа, человеческую многогранность, сложность выбора приоритетов и жизненного пути.

С главной героиней романа мы знакомимся не сразу. Сначала мы видим Мастера, который пытался отыскать чистую любовь, и лишь спустя несколько глав мы встречаем Маргариту.

Образ Маргариты до встречи с Мастером

До встречи с Мастером Маргарита вышла замуж за обеспеченного и известного инженера. Ее окружала роскошь и богатство. С супругом, который пользовался у всех уважением, они жили в красивом особняке и занимали достойное положение в обществе. Маргарита живет в хороших условиях, которым бы позавидовали многие. Но такая жизнь ее не радовала. Другая женщина была бы счастлива, но не Маргарита, которая не видела своего счастья без любви. А этих чувств муж ей подарить не сумел. Она не жила, а существовала. Ее жизнь была пуста, и она не понимала, в чем ее предназначение. Маргарите было скучно, а дом для нее был настоящей клеткой. Жизнь в роли обывателя была не для нее. Ее душа требует духовного развития, хочет любви и тепла. До встречи с Мастером, Маргарита была очень одинокой.

Маргарита и Мастер

И вот в пустынном переулке встретились наши герои. Они увидели друг друга и полюбили, понимая, что их любовь существовала давно. Маргарита находит в Мастере то, чего ей так не хватало в жизни. Теперь у нее появился смысл жить и радоваться. Может кто-то осудит женщину, ведь она предает мужа, но я ее не осуждаю, а даже понимаю. Ведь очень тяжело жить, когда жизнь не наполнена цветами радуги, серая и одинокая. А вот Мастер все изменил. Она полностью отдалась любви к герою, посвятив ему свою жизнь. Маргарита, как и ее избранник, посвятила жизнь роману, помогая писать возлюбленному. А отказ от его издательства принимает также болезненно, как и сам автор. Такое нельзя прощать и она обязательно еще даст о себе знать, но позже, уже в роли ведьмы. И именно разлука с любимым, которая сделала ее несчастной, в итоге и превратила женщину в ведьму.

Маргарита продает душу Дьяволу

Любовь Маргариты была настолько сильной, что она была готова на все, лишь бы быть рядом с Мастером. Поэтому она не побоялась вступить в сговор с Сатаной. Встретив однажды Азазелло и получив от него крем, Маргарита постепенно превращалась с ведьму. Уже в роли ведьмы, отправляясь на бал сатаны, она разрушила дом критика, сделав с комнатами то же, что и критик сделал с их произведением. Этим она хоть немного, но добилась справедливости. А потом, ради того чтобы встретиться с Мастером, она соглашается на роль королевы бала. Благодаря ей, возлюбленный был вызволен из психиатрической больницы, а рукопись была восстановлена.

Вот такой образ Маргариты в своем романе представляет нам Булгаков.

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

Цитаты второстепенных персонажей

– Домработница Маргариты имеет в виду и то, что ей по душе следовать за хозяйкой на бал к Воланду, и то, что вырваться из замкнутого круга повседневности – мечта любого человека, кем бы он ни был.

– Мысли героя обращены к доктору Стравинскому в психиатрической лечебнице. Сова тем более актуальны, что мысль встречается и в других произведениях Булгакова. Например, в «Собачьем сердце», где слову «интеллигент» в устах представителей нового класса пролетариата придается негативный смысл.

– Забавное выражение, с которым кот обратился к Мастеру, куда герои вернулись после бала.

– Слова сказаны Мастеру, когда его историю болезни сожгли в камине, как свидетельство существования душевнобольного в лечебнице. Крылатая фраза, подчеркивающая значимость документов, подтверждающих личность, в жизни любого человека.

Маргарита-ведьма

Чтобы вернуть любимого, героиня романа соглашается отдать свою душу дьяволу.

Находясь в страшном отчаянии, Маргарита на вечерней прогулке встречает Азазелло. Она так бы и проигнорировала его попытки заговорить с ней, но он зачитает ей строки с романа мастера. От таинственного посланника Воланда героиня получит волшебный крем, что дарит ее телу удивительную легкость, а саму Маргариту превращает в свободную, импульсивную, храбрую ведьму. В своем удивительном превращении, она не теряет чувства юмора, шутит над своим соседом, у которого пропадает дар речи, «обе хороши» – бросает в окно двум ссорящимся за не выключенный свет женщинам на кухне.

И тут начинается новая страница в жизни Маргариты. Прежде чем попасть на бал сатаны, он, летая по городу, громит квартиру Латунского. Маргарита, словно разъяренная фурия, бьет, ломает, затопляет водой, уничтожает вещи критика, наслаждаясь этим уроном. Здесь мы видим еще одну черту ее характера – стремление к справедливости и равновесии. Она делает с жильем критика то, что он пытался сделать с романом, и сделал с жизнью его автора.

Образ Маргариты-ведьмы – очень сильный, яркий, автор не жалеет красок и эмоций изображая ее. Маргарита будто скидывает с себя все оковы, что мешали ей не только жить, но и дышать, и становиться легкой-легкой, парящей в буквальном смысле. Разгром квартиры подлого критика еще больше окрыляет ее перед встречей с мастером.

Я чувствую, как кто-то отпускает меня на свободу

Цитаты Мастера из романа «Мастер и Маргарита»

***

Я чувствую, как кто-то отпускает меня на свободу.

***

Она входила в калитку один раз, а биений сердца до этого я испытывал не менее десяти…

***

Ну хорошо, ведьма так ведьма. Очень славно и роскошно!

***

Я лег заболевающим, а проснулся больным. Мне вдруг показалось, что осенняя тьма выдавит стекла, вольется в комнату и я захлебнусь в ней, как в чернилах.

***

Я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что удирать мне некуда.

***

С жёлтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец её нашёл, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь её пуста.

***

Я знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик.

***

Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал.

***

По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!

***

Когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы.

Биография

Маргарита Николаевна — молодая тридцатилетняя женщина. В 19 лет она удачно вышла замуж за крупного специалиста, богатого и успешного человека. Супруги жили в красивом особняке, расположенном в саду одного из арбатских переулков. Детей у семейной пары не было.

Жизнь Маргариты была очень комфортной и беззаботной, однако она была несчастлива в браке с добрым и заботливым, но нелюбимым человеком. Устав от бесцельности своего существования, Маргарита отправилась гулять по Москве в последней попытке круто изменить жизнь. Ей это удалось благодаря знакомству с Мастером.

Маргарита и Мастер стали тайно встречаться, однако их счастье оказалось недолгим — Мастер неожиданно исчез, и Маргарита в течение полугода ничего не знала о нём. Встреча в парке с Азазелло помогла ей поверить, что можно вернуть возлюбленного. В отчаянии Маргарита согласилась исполнять роль хозяйки на ежегодном балу у сатаны.

Воспользовавшись волшебным кремом, полученным от Азазелло, Маргарита превратилась в ведьму. Прежде, чем попасть на бал, она разгромила квартиру критика Латунского, из-за которого Мастер так и не смог опубликовать свой роман о Понтии Пилате.

Благополучно проведя ночь в компании Воланда и его свиты, Маргарита получила награду — встречу с Мастером. В качестве же главного подарка возлюбленные обрели долгожданный покой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
На позитиве
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: