Расшифровка сюжета
Когда “Бойцовский клуб” в 1999 г появился на экранах, он остался практически незамеченным. Но затем фильм обрел культовый статус и подвел определенный итог второй половине ХХ века, отразив ее переломы, кризисы и противоречия. Целое поколение молодых людей как мантру повторяло: “Саморазрушение – вот наша цель” или “Мы из поколения мужчин, выращенных женщинами”.
На первый взгляд, “Бойцовский клуб” – обычная критика общества потребления – и пресловутой американской мечты. Но если бы все было так просто, об этом фильме не говорили бы так много и так часто. Главный сюжетный поворот фильма состоит в том, что два главных героя оказываются одним человеком.
Кадр из фильма.
Изначально зритель знакомится с рассказчиком. Это молодой мужчина, представитель среднего класса, работающий в автомобильной корпорации. Он часто ездит по стране, оформляет интерьер своей квартиры при помощи каталога и мучается бессонницей.
Чтобы как-то избавиться от хандры, герой посещает собрание мужчин, больных раком яичка. Все это требуется, чтобы он ощутил, что такое настоящие проблемы.
У рассказчика сытая жизнь, и он полностью встроен в структуру общества потребления. То есть смысл картины не в бунте социальных низших слоев. В “Бойцовском клубе” бунтует именно средний класс, у которого, в принципе, все есть. Все, кроме одного – желания.
Однажды главный герой встречает в самолете очередного, как он говорил, “одноразового друга”. Его зовут Тайлер Дерден. Вроде бы это очередное бессмысленное знакомство. Но затем, по необъяснимым причинам, у рассказчика взрывается квартира, и он вынужденно начинает жить вместе с Тайлером в полуразрушенном доме на окраине города.
Здесь-то и начинается постепенное образование бойцовского клуба, который в дальнейшем превращается в проект “Разгром”, совершивший в самом конце фильма череду взрывов в городе.
Не менее важную роль играет Марла. Они знакомятся с рассказчиком на анонимных встречах раковых больных, а затем частенько встречаются друг с другом. Если точнее, встречается Тайлер – рассказчик только следит за происходящим…
Поцелуй Тайлера Дердена
В самом начале фильма врачи рекомендуют рассказчику поприсутствовать на встрече раковых больных, чтобы он стал зрителем разворачивающейся драмы о смертности человека.
Тайлер же предлагает ему поучаствовать в этом самому. “Ощути боль” – говорит Тайлер рассказчику, сделав тому химический ожог. Он уверен: почувствовав боль, можно почувствовать жизнь.
Здесь уместно вспомнить эпизод из жизни Ницше, когда он, доказывая однокурсникам правдивость античного мифа, взял из камина уголь, и удерживал его до тех пор, пока все с ним не согласились. После этого у Ницше остался ожог. В “Бойцовском клубе” насилие обретает освободительную роль.
Марла — третья личность рассказчика?
В финале рассказчик и Марла берут друг друга за руки. Союз женщины и мужчины является созданием и созерцанием (брак, дети). То есть, смысл такой: любовь есть освобождение.
Но есть и другая трактовка: в некоторых рецензиях и разборах говорится о том, что Марла Сингер может быть одной из личностей главного героя.
Марла Сингер, роль которой сыграла Хелена Бонэм Картер. Кадр из фильма.
Например, Марла, наглотавшись таблеток, позвонила Тайлеру, и он спас ее. После всего рассказчик недоумевал: “Как такой человек, как Тайлер, мог всполошиться оттого, что Марла Сингер была на грани смерти?” Здесь все просто: на грани смерти был сам рассказчик, и он сам вызвал врачей. Альтер-эго, Тайлер, заботился исключительно о собственной безопасности: если бы исчез рассказчик, исчез бы и Тайлер.
Именно Тайлер является самой сильной личностью рассказчика – она символизирует (по его мнению) подлинную мужественность. Если Марла – его женское начало, то она “конкурирует” с Тайлером за место в рассказчике. Тайлер постоянно напоминал тому, что от нее нужно избавиться: она – его противоположность, и вполне может стать доминирующей личностью.
Откуда взялось предупреждение Тайлера Дердена
Предупреждение от Дердена, ставшее мемом-мотиватором, появилось в DVD-версии “Бойцовского клуба”. Этот текст следовал сразу после предупреждении о нарушении авторских прав при незаконном копировании фильма.
Текст висел недолго – всего несколько секунд. Тем не менее, его удалось заскринить и выложить в интернет.
Рассказчик или Джек?
«Я — полное отсутствие удивления у Джека».
Тот факт, что персонаж-рассказчик Эдварда Нортона постоянно использует фраза «Я Джека ,» заставила некоторых людей подумать, что Джек — это имя персонажа. На самом деле сценарист Джим Улс назвал его «Джек» в сценарии. Но это как персонаж Бенисио дель Торо, «Диджей», из Последних джедаев.
На самом деле у персонажа нет имени, но ему нужно имя-заполнитель для сценариев и листов вызовов, иначе производство сильно запуталось бы. Фраза просто относится к среднему человеку. Он взял это из журнала. Просто Рассказчик делает еще один шаг вперед с мрачными поворотами, такими как «Я — потраченная впустую жизнь Джека» и «Я ухмыляющаяся месть Джека».
Бойцовский клуб. Стать мужчиной без отца. Психологический разбор фильма. Скрытый смысл
Главный герой фильма не имеет своего имени. Точнее, он как бы отдаёт его Тайлеру, а сам остаётся безымянным, также, как оставались безымянными участники проекта Разгром. Я для удобства буду называть его Джеком. Это, по крайней мере, лучше, чем Корнелиус.
Когда Джеку было 6 лет, его отец ушел из семьи, женился на другой женщине и завел детей, причем повторял это каждые шесть лет.
Как любой мальчик, Джек нуждался в отце как авторитете, который бы мог научить его, тому, что значит быть мужчиной, к чему нужно стремиться в жизни и как этого добиваться.
Вопрос «что дальше, пап?», который он с периодичностью в несколько лет задавал своему отцу по телефону, означает: как мне найти себя, кем мне быть? Но очевидно, что отец Джека и сам не знал ответа, как впрочем и все мужчины современной культуры, поэтому поделиться он мог только теми шаблонами, которыми его снабдил социум: учись, работай, женись. Глядишь, может что-то из этого тебя засосет так, что ты забудешь про свои вопросы.
Очевидно, что в таких условиях воспитания мальчик не может стать мужчиной и даже в 30 лет остаётся половозрелым ребенком. Из-за невозможности обрести мужскую самоидентичность, у него возникают и проблемы с женщинами.
Джека воспитывала мать, а мать не может научить сына быть мужчиной. Став подростком, Джек психологически не отделился от матери, и продолжает жить, используя детскую модель поведения. То есть стремится пребывать в комфортном состоянии под защитой родителей, только уже не реальных, а символических.
Его символический отец – это босс, фирма, в которой он работает — это кормящая его символическая мать, а квартира – это материнское лоно. Он занимается тем, что по-женски обустраивает свое жилье, заглушая тем самым внутреннее беспокойство, зародившееся от невозможности развиваться, ведя такой образ жизни.
Джек одинок, а комфорт не может удовлетворить потребности человека в общении и близости.
Его внутреннее беспокойство накапливает свою энергию и начинает проявляется в виде бессонницы и суицидальных фантазий.
А какое решение приходит в голову человеку, когда его что-то беспокоит? Что-нибудь принять. Вот и Джек хочет что-нибудь выпить, чтобы заглушить симптомы своей проблемы. К счастью, врач не стал потакать этому инфантильному стремлению снять беспокойство через оральное удовлетворение.
Джек находит облегчение в группах психологической поддержки. Грудь Большого Боба становится для него еще одним суррогатом матери. Она живая, к ней можно прильнуть и поплакать, вернувшись в младенческое состояние
Кроме того, в группе Джек нашел искреннее внимание к своей персоне, что удовлетворило его потребность в принятии со стороны других людей
Таким образом, Джек нашел способ облегчить симптомы своей внутренней проблемы, регрессируя в младенческое состояние. Он ощущал себя под защитой символической матери и получал необходимый телесный контакт с другими людьми. Но сама проблема оставалась неосознанной и непроработанной.
Funny Fight Club Quotes
Funny Fight Club Quotes:
- “When you have insomnia, you’re never really asleep, and you’re never really awake.”
- “I’m breaking my attachment to physical power and possessions, because only through destroying myself can I discover the greater power of my spirit.”
- “First rule of Project Mayhem is: You do not ask questions.”
- “It’s only when we’ve lost everything that we’re free to do anything…but hey, if you’re happy with your Ikea furniture, go nuts.”
- “All the ways you wish you could be, that’s me. I look like you wanna look, I f— like you wanna f—, I am smart, capable, and most importantly, I’m free in all the ways that you are not.”
- “Marla’s philosophy of life is that she might die at any moment. The tragedy, she said, was that she didn’t.”
- “I found freedom. Losing all hope was freedom.”
- “This is your life, and it’s ending one minute at a time…unless you snooze your alarm.”
- “If you don’t know what you want, you end up with a lot of don’t-wants.”
- “Listen up, maggots. You are not special. You are not a beautiful or unique snowflake. You are the same decaying organic matter as everything else.”
Лучшие цитаты Чака Паланика
Вот самые популярные цитаты Чака Паланика от автора.
1. «Что заставляет землю чувствовать себя адом, так это наше ожидание того, что она должна ощущаться как рай».
— Чак Паланик.
2. «Ты должен был рискнуть своей жизнью, чтобы получить любовь. Вы должны были оказаться на краю смерти, чтобы когда-либо спастись»
— Чак Паланик.
3. «Все больше и больше мне кажется, что я очень плохо выдаю себя за самого себя».
— Чак Паланик.
4. «Ищите приключения, совершайте свои ошибки и плохо выбирайте друзей — все это создает отличные истории».
— Чак Паланик.
5. «Если присмотреться, история ничего не делает, кроме как повторяется».
— Чак Паланик.
6. «Пусть история покажет нам, насколько мы хороши или плохи. Позволить нашему прошлому определять наше будущее. Или мы можем решить сами».
— Чак Паланик.
7. «Вы понимаете, что из-за нашего недоверия к будущему трудно отказаться от прошлого».
— Чак Паланик.
8. «Нереальное сильнее реального. Потому что нет ничего идеального, как вы можете себе это представить. Потому что только неосязаемые идеи, концепции, убеждения, фантазии остаются в силе».
— Чак Паланик.
9. «Во мне нет ничего оригинального. Я — объединенное усилие всех, кого я когда-либо знал».
— Чак Паланик.
10. «Чего я хочу, так это быть нужным. Что мне нужно, так это быть незаменимым для кого-то
Мне нужен кто-то, кто поглотит все мое свободное время, мое эго, мое внимание»
— Чак Паланик.
11. «Все есть автопортрет. Все это дневник».
— Чак Паланик.
12. «Хорошая история должна рассмешить вас, а через мгновение разбить вам сердце».
— Чак Паланик.
13. «Просто наблюдать за своей культурой, не внося в нее вклад, кажется очень близким к существованию в виде призрака».
— Чак Паланик.
14. «Хитрость в том, чтобы забыть общую картину, — смотреть на все крупным планом».
— Чак Паланик.
15. «Если вы не знаете, чего хотите, вы получите многое, чего не хотите».
— Чак Паланик.
16. «Чем ниже ты падаешь, тем выше взлетаешь».
— Чак Паланик.
17. «Мы все умираем. Цель не в том, чтобы жить вечно, цель в том, чтобы создать что-то, что будет жить».
— Чак Паланик.
18. «Вещи, которыми вы владели раньше, теперь принадлежат вам».
— Чак Паланик.
19. «Я не хочу умирать без шрамов».
— Чак Паланик.
20. «Только после катастрофы мы можем воскреснуть».
— Чак Паланик.
21. «Вы не ваша работа, вы не то, сколько денег у вас в банке. Вы не машина, которую вы водите. Вы не являетесь содержимым своего кошелька».
— Чак Паланик.
22. «Человеку для этого приходилось много работать, но минута совершенства стоила затраченных усилий. Мгновение было самым большим, чего можно было ожидать от совершенства».
— Чак Паланик.
23. «То, чего мы не понимаем, мы можем придать чему угодно».
— Чак Паланик.
24. «Истерия невозможна без публики. Паниковать в одиночестве — это то же самое, что смеяться в одиночестве в пустой комнате. Ты чувствуешь себя очень глупо».
— Чак Паланик.
25. «Наши настоящие открытия происходят из хаоса, из того места, которое выглядит неправильным, глупым и глупым».
— Чак Паланик.
26. «В то время моя жизнь казалась слишком полной, и, возможно, нам нужно все сломать, чтобы сделать из себя что-то лучше».
— Чак Паланик.
27. «Только после катастрофы мы можем воскреснуть. Только после того, как вы потеряли все, вы можете делать что угодно. Ничто не статично, все развивается, все разваливается».
— Чак Паланик.
Идея фильма
В разговорах о “Бойцовском клубе” часто всплывает фигура Ницше, хотя связь здесь достаточно опосредованная. Лозунг фильма звучит так: “Лишь утратив все до конца, мы обретаем свободу”. В центре фильма находится идея саморазрушения: надо отречься от всего, что связывает тебя с миром, и только тогда ты обретешь истинную свободу.
Как бунтует представитель среднего класса? Это бунт против стандартизации, против одномерности человека современного общества – с одинаковой жизнью, в одинаковых квартирах с одинаковым интерьером.
Причем бунт сначала происходит на уровне материального освобождения. Именно поэтому первым важным шагом является взрыв в квартире главного героя: избавление от всего материального и принесет свободу.
Следующий шаг – человек должен отказаться от всех своих моральных ценностей. То есть он должен буквально освободиться от всех связей с миром – от всех правил и конвенций, делающих человека частью общей системы.
Но чтобы ощутить себя, нужно прорваться еще и к истинной природе человека. А это, согласно философии Тайлера Дердена, означало ощутить настоящую жизнь через боль.
Чего еще нам не хватает для полной свободы? Свободы от отца, то есть, от Бога. Однажды Ницше сказал: “Бог умер! Мы убили Бога!” В фильме Тайлер сравнивает отца и Бога, говоря, что он бросил нас. Отец бросил сына, как Бог бросил человечество.
Эта мысль созвучна идее Ницше. Ее смысл такой: Бог покинул этот мир, и мы остались здесь одни, свободные от любого внешнего авторитета. На первый взгляд, вырисовывается классически ницшеановский образ.
Но это не совсем так: в “Бойцовском клубе” особый акцент делается только на отрицательной стороне идей Ницше, полностью пропуская позитивные – созидательную часть его философии. Философия Тайлера заключается во фразе “Свобода от…”, а настоящая свобода (в том числе и по Ницше) – это “Свобода для…”
“Бойцовский клуб” передает риторику Ницше и идею об освобождении человека, но не доводит мысль до конца. Впрочем, некоторые зрители после этого фильма заинтересовались философией Ницше – а это уже хорошо.
Джек и Таллер Дарден, роль которого исполнил Бред Питт. Кадр из фильма.
Best Fight Club Quotes
1. “And then, something happened. I let go. Lost in oblivion. Dark and silent and complete. I found freedom. Losing all hope was freedom.” – The Narrator
2. “It’s only after we’ve lost everything that we’re free to do anything.” – Tyler Durden
3. “First, you’ve gotta know—not fear, know—that someday, you’re gonna die.” – Tyler Durden
4. “The things you own end up owning you.” – Tyler Durden
5. “We buy things we don’t need with money we don’t have to impress people we don’t like.” – Tyler Durden
6. “You met me at a very strange time in my life.” – The Narrator
7. “When you have insomnia, you’re never really asleep, and you’re never really awake. With insomnia, nothing’s real. Everything is far away. Everything is a copy of a copy of a copy.” – The Narrator
8. “The first rule of Fight Club is you do not talk about Fight Club. The second rule of Fight Club is you do not talk about Fight Club. Third rule of Fight Club: someone yells stop, goes limp, taps out, the fight is over. Fourth rule: only two guys to a fight. Fifth rule: one fight at a time, fellas. Sixth rule: no shirts, no shoes. Seventh rule: fights will go on as long as they have to. And the eighth and final rule: if this is your first night at Fight Club, you have to fight.” – Tyler Durden
9. “Listen up, maggots! You are not special! You are not a beautiful or unique snowflake! You are the same decaying organic matter as everything else!” – Tyler Durden
10. “This is your life, and it’s ending one minute at a time.” – The Narrator
11. “Every evening I died, and every evening I was born again, resurrected.” – The Narrator
12. “We’re the middle children of history, man, no purpose or place. We have no Great War. No Great Depression. Our great war is a spiritual war. Our great depression is our lives. We’ve all been raised on television to believe that one day, we’d all be millionaires, and movie gods, and rock stars, but we won’t. We’re slowly learning that fact. And we’re very, very pissed off.” – Tyler Durden
13. “Reject the basic assumptions of civilization, especially the importance of material possessions.” – Tyler Durden
14. “You’re not your job. You’re not how much money you have in the bank. You’re not the car you drive. You’re not the contents of your wallet. You’re not your f*cking khakis. You’re the all-singing, all-dancing crap of the world.” – Tyler Durden
15. “Advertising has us chasing cars and clothes, working jobs we hate so we can buy sh*t we don’t need.” – Tyler Durden
Идея Тайлера об этикете
«Теперь вопрос о Этикет — Когда я буду проходить, я дам тебе попу или промежность?»
Тайлер Дёрден сразу же устанавливает свою грубую форму доминирования. Когда его представляют, Рассказчик находится в самолете, а место рядом с ним пустует. Спина Дердена занимает большую часть кадра камеры, и он размышляет об этикете в самолете: «Теперь вопрос этикета — когда я прохожу мимо, я даю тебе задницу или промежность?»
Это забавная линия, но она также имеет отношение. Многие люди летали в самолете или шли по проходу в темном кинотеатре и задавали себе один и тот же вопрос. Дерден — просто более грубая версия обычного человека (Рассказчика), что само по себе является тонкой подсказкой к финалу фильма.
Марла
Достигнутую Джеком младенческую идиллию с легкостью разрушила появившаяся Марла. Ее образ как-то зацепил Джека, и он становится буквально одержим ей, но не признаёт в себе любовное влечение.
Джек видит Марлу в пещере, это значит, что она заняла самую сердцевину его личности. Вероятно потому, что он спроецировал на нее образ собственной матери, чему в дальнейшем мы находим подтверждение.
Марла представляет собой типаж «роковой, или, как говорят психоаналитики, кастрирующей женщины. 00:58:43;26
Вероятно, мать Джека обладала похожим характером и занимала доминирующее положение в отношении ребенка, поэтому Джек, не имея перед глазами образца мужского поведения, вырастает человеком податливым и подсознательно ощущает свою ущербность.
Всякий раз на протяжении фильма появление Марлы означает для Джека лишение чего-то важного. Она словно преследует его, отбирая то, что он с таким трудом находит
Лишившись покоя из-за Марлы, наш герой снова впадает в бессонницу, что вызывает появление Тайлера.
Famous Fight Club Quotes
16. “Stop controlling everything and just let go!” – Tyler Durden
17. “If you wake up at a different time in a different place, could you wake up as a different person?” – The Narrator
18. “Nothing is static, everything is evolving, everything is falling apart.” – Tyler Durden
19. “I felt like destroying something beautiful.” – The Narrator
20. “We are consumers. We’re the by-products of a lifestyle obsession.” – Tyler Durden
21. “Marla’s philosophy of life is that she might die at any moment. The tragedy, she said, was that she didn’t.” – The Narrator
22. “Fight Club wasn’t about winning or losing. It wasn’t about words. The hysterical shouting was in tongues, like at a Pentecostal Church.” – The Narrator
23. “Without pain, without sacrifice, we would have nothing.” – Tyler Durden
24. “How much can you know about yourself if you’ve never been in a fight?” – Tyler Durden
25. “I want you to hit me as hard as you can.” – Tyler Durden
26. “When the fight was over, nothing was solved, but nothing mattered. We all felt saved.” – The Narrator
27. “If you aren’t on your way to becoming a vet in six weeks, you will be dead.” – Tyler Durden
28. “This is your pain. This is your burning hand. It’s right here. Look at it.” – Tyler Durden
29. “F*ck damnation, man! F*ck redemption! We are God’s unwanted children? So be it!” – Tyler Durden
30. “I haven’t been f*cked like that since grade school.” – Marla Singer
Also read: Famous Quotes
Итоги:
Наркотики: множество эпизодов с курением и употреблением алкоголя. В начале истории главный герой не курит, но с течением времени приобретает эту привычку. Присутствует эстетизация курения и употребления алкоголя.
Насилие: множество драк, обезображивание человека, нанесение ожога химическим препаратом, изображение отстреленной головы с вытекающим содержимым, обширная эстетизация насилия и травмированности.
Секс: фильм продвигает идею, что, не будучи половым гигантом, мужчина не может считаться настоящим мужчиной. Фильм содержит несколько порно-кадров и ряд сцен, так или иначе сопряженных с сексом (короткие сцены секса средней откровенности, звуки оргазмов, упоминания секса, изображение фаллоимитатора и т.п.).
Мораль:
– Фильм обращается к зрителям-мужчинам с призывом восстановить или нарастить мужественность, но примешивает к образу истинного мужчины множество негативных черт, во много раз перевешивающих позитивные (Из однозначно позитивных – важность активности и ответственности. Из негативных, большая часть которых намеренно замаскирована под позитивные – крайности антиматериализма: уничтожение всей материи без разбора вплоть до собственного тела и при этом одновременная заинтересованность рекламируемыми продуктами в фильме и имиджем центрального персонажа / необходимость использования ума, но на разрушительные цели / необходимость использования собственной силы, но возведенной в бездумный культ / вредительство в сфере услуг с дальнейшим их потреблением / окружение себя фиктивными единомышленниками, «одиночество в толпе» / стремление к сексуальным отношениям просто для того, чтобы считаться мужчиной / стремление к любой боли, чтобы считаться мужчиной / ломка иерархических социальных отношений и позитивность мошенничества / стремление влиять на мир как угодно, даже самым разрушительным способом / стремление к саморазрушению);. – Основной целью применения достигнутой (псевдо-)мужественности фильм предлагает обесценивание своей жизни и жизни общества на практике, т.е
саморазрушение и разрушительное влияние на общество;
– Основной целью применения достигнутой (псевдо-)мужественности фильм предлагает обесценивание своей жизни и жизни общества на практике, т.е. саморазрушение и разрушительное влияние на общество;
– фильм частично критикует капиталистический строй и корпорации, навязывающие потребление, и представляет их виновниками утраченной мужественности современных мужчин. Выходов, кроме как вернуть свою мужественность, чтобы после уничтожить себя вместе с несправедливыми социальными явлениями, картина не предлагает;
– через ряд символов и моментов продвигаются сатанинские воззрения; образы фильма со взрывом зданий можно расценивать как «прокачивание матрицы будущего» (теракт 11/09/01).
Для уже «заражённых» этим информационным продуктом предлагаем пересмотреть свое отношение к сюжету «Бойцовского клуба», как к примеру воздействия на человека его разрушительных идеалов и подавленных проблем.
Для большего понимания темы идеалов также рекомендуем посмотреть фильм «Невероятная жизнь Уолтера Митти», главный герой которого, как и герой Нортона в «Бойцовском клубе», захвачен иллюзиями – но только не отрицательными (крушение самолета, альтернативная личность, рационализующая желание смерти), а положительными (представление себя как супергероя). Фильмы схоже изображают, как идеалы и фантазии, которые человек вынашивает, в результате отражаются на его жизни. Посеешь желание (идеал) – пожнешь поступок, посеешь поступок – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу.