Краткое содержание
После Отечественной войны 1812 года русское дворянство разделилось на приверженцев старинных устоев и людей с прогрессивными взглядами. Описанию противоречий между ними посвящено произведение А. Грибоедова.
Начало действия
События пьесы разворачиваются в доме богатого чиновника из Москвы. Здесь живут:
- Павел Афанасьевич Фамусов — хозяин дома.
- Его дочь Софья.
- Бедный секретарь Алексей Молчалин, который служит у Фамусова.
Молодые люди влюблены друг в друга и по ночам тайно встречаются в комнате Софьи, а служанка Лиза сторожит у двери, чтобы пару не застал отец. Однажды Павел Афанасьевич замечает, как утром из комнаты дочери выходит Молчалин. Ему кажется это подозрительным, но дочь отвлекает отца, рассказывая сон, якобы приснившийся ей ночью.
В тот же день дом Фамусовых посещает Александр Чацкий, который три года не был в Москве. Это дворянин по происхождению и сын друга Павла Афанасьевича, выросший в его доме, куда попал после смерти родителей. С детства Чацкий был товарищем Софьи по играм, а, повзрослев, влюбился в нее. Возвращаясь к Фамусовым, он надеется, что девушка тоже сохранила свои чувства. Но Софья не рада приезду Чацкого и боится рассказать ему, что любит Молчалина.
Отцу не нравятся оба молодых ухажера дочери, он видит в роли жениха человека своего класса — полковника Скалозуба. В общении с Фамусовым Александр не скрывает своих взглядов и остро высмеивает людей, для которых главным в жизни являются чины, деньги и связи. Старику не по душе высказывания Чацкого, сильно отличающиеся от общепринятых норм, которых придерживаются все вокруг.
Дом Фамусовых посещает полковник Скалозуб. Хозяин выказывает ему особое почтение и приглашает в свой кабинет, чтобы Чацкий не испортил его планы своими остротами. В это время Молчалин падает с лошади, что успевают заметить в окно Софья и Александр. Испугавшись за любимого, девушка падает в обморок и Чацкий подозревать о ее чувствах к секретарю. Вскоре становится ясно, что Алексей всего лишь ушибся, и все расходятся.
Развязка пьесы
Подле Молчалина остается только служанка Лиза, и он признается ей в своих чувствах — оказывается, секретарь вовсе не влюблен в Софью, а встречается с хозяйской дочкой из корыстных побуждений. Но Лиза не принимает их — она любит слугу Петрушу и осуждает Молчалина за обман. Чацкого настораживает поведение Софьи, и он пытается все выяснить, поговорив с девушкой, после чего окончательно осознает, что подруга детства действительно любит другого. Тем временем у Фамусовых готовятся к званому вечеру, на который приглашено множество гостей.
Во время приема недовольная Чацким Софья полушутя объявляет молодого человека сумасшедшим. Слух воспринимается серьезно и быстро распространяется среди гостей — на вошедшего в зал Александра все смотрят как на умалишенного. Вечер заканчивается, и во время отъезда гостей давний знакомый Чацкого приглашает его в Английский клуб, но тот отказывается. Спрятавшись за колонной, Александр становится свидетелем нового признания Молчалина служанке Лизе. Этот разговор слышит и Софья, она потрясена, негодует на обманщика и прогоняет его.
Чацкий обнаруживает себя перед девушкой и обвиняет ее в обмане и игре чужими чувствами. Тут же появляется и сам Фамусов, который понимает, что его водили за нос и обещает отправить дочь в деревню к тетке за непристойное поведение. Он запрещает Александру ухаживать за Софьей, но молодой человек больше и не хочет общаться с обманщицей. Чацкий настолько разочарован светом и изменой Софьи, что принимает решение снова покинуть Москву и произносит известную цитату: «Карету мне, карету!».
Характеристика Софьи с цитатами («Горе от ума»)
Характеристика Софьи с приведением афоризмов из произведения
Софья Павловна – дочь Фамусова.
Пребывает в состоянии счастья и влюбленности к секретарю Молчалину, который проживает в их доме («Счастливые часов не наблюдают»).
Тщательно скрывает свою любовь от отца, потому что тот не одобрил бы ее выбора (Фамусов дочери: «Ах! Матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара»).
Романтична, рассудительна («Подумаешь, как счастье своенравно! Бывает хуже, с рук сойдет; когда ж печальное ничто на ум нейдет, забылась музыкой, и время шло так плавно; судьба нас будто берегла; ни беспокойства, ни сомненья… А горе ждет из-за угла»).
Разборчива в кавалерах, хочет выйти замуж по любви, а не по расчету (про Скалозуба: «Куда как мил! И весело мне страх выслушивать о фрунте и рядах; он слова умного не выговорил сроду, — мне все равно, что за него, что в воду»).
Сейчас она влюблена в Молчалина, но до этого выражала сильные симпатии Чацкому – близкому другу семьи, с которым практически вместе воспитывались, и который прежде чем покинуть страну на три года с целью путешествия, признался ей в любви (Софья о Чацком: «Что помниться? Он славно пересмеять умеет всех; болтает, шутит, мне забавно; делить со всяким можно смех»).
Перед Чацким Софья не испытывает угрызения совести, считает теперь его как братом («Я очень ветрено, быть может, поступила, и знаю, и винюсь, о где же изменила? Кому? Чтоб укорять неверностью могли. Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; привычка вместе быть день каждый неразлучно, связала детскую нас дружбой…»)
Отзывается она о Чацком, пока он ее не начал преследовать, и тем самым раздражать, совсем неплохо: «Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив, вот об себе задумал он высоко… Охота странствовать напала на него».
Софья немного обижена на Чацкого за то, что он редко их навещал, но каждый раз пытался убедить ее в своих чувствах к ней («Он съехал, уж у нас ему казалось скучно, и редко посещал наш дом; потом опять прикинулся влюбленным, взыскательным и огорченным»; «Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?»)
Молчалин, по – сравнению, с Чацким представляется ей совсем другим: готовым жертвовать за других, скромным, застенчивым («Кого люблю я, не таков: Молчалин за других себя забыть готов, враг дерзости, — всегда застенчиво, несмело, ночь целую с кем можно так провесть!»
При встрече с Чацким после долгой разлуки ведет себя с ним сдержанно, весьма прохладно. После упоминания в разговоре о глупостях Молчалина, сильно раздражается на Чацкого («Не человек, змея!»
После падения с лошади Молчалина, Софья не смогла сдержать чувств и упала в обморок, чем практически «открылась» перед всеми, Лиза защищает ее, обозначив, что барышня чувствительна на подобные происшествия («Да-с, барышнин несчастен нрав. Со стороны смотреть не может, как люди падают стремглав»).
Чацкий реально почувствовал соперника и стал о нем нелестно отзываться («Пускай себе сломал бы шею, вас чуть было не уморил»). Софья сильно разозлилась (Чацкому: «Убийственны холодностью своею! Смотреть на вас, вас слушать нету сил»)
Чацкий продолжает невыносимо преследовать Софью, допытываться у нее кого же она любит, он ее очень сильно раздражает, она без устали защищает Молчалина в глазах Чацкого и открывает его достоинства (Софья про Молчалина: «Чудеснейшего свойства о наконец: уступчив, скромен, тих, в лице ни тени беспокойства и на душе проступков никаких, чужих и вкривь и вкось не рубит, — вот я за что его люблю».
Чацкий постоянно нападает на Молчалина. Наконец, Софья решает досадить Чацкому и пускает среди гостей мнение о том, что Чацкий сумасшедший, сплетня разлетается среди общества со скоростью света («А, Чацкий, любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себя примерить?»). Эта черта ее характера говорит о ее женской мстительности, злопамятстве. Понять ее можно, она защищала свою любовь. Жалко только, что в конце ее ждало горькое разочарование. Молчалин обманывал ее, он встречался с ней по расчету, вовсе не любил ее. Она сумела с достоинством выйти из неприятной ситуации отвергнув Молчалина после услышанного, хотя ей было нелегко (Софья Молчалину: «Нейдите далее, наслушалась я много, ужасный человек! Себя я, стен стыжусь. Ни слова, ради бога, молчите, я на все решусь»). Она не простила Молчалина и правильно сделала. Но с Чацким, она все- же поступила, на мой взгляд, жестоко. Ведь, зная нравы современного общества, она пошла на крайности: сформировала общественное мнение, уничтожив, тем самым, человека.
Характеристика Софьи другими героями
Воспитание
Поначалу, после смерти матери, воспитанием Софьи занималась гувернантка-француженка.
«Уж об твоём ли не радели
Об воспитаньи! с колыбели!
Мать умерла: умел я принанять
В мадам Розье вторую мать.
Старушку-золото в надзор к тебе приставил:
Умна была, нрав тихий, редких правил».
Софья получила традиционное дворянское образование на дому, которое заключалось в игре на музыкальных инструментах, изучении иностранных языков, правил этикета и пр.
«Дались нам эти языки!
Берём же побродяг, и в дом, и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему —
И танцам! и пенью́! и нежностям! и вздохам!»
Софья владеет игрой на музыкальных инструментах, и занятия музыкой доставляют ей удовольствие.
«То флейта слышится, то будто фортопьяно; Для Софьи слишком было б рано?»
Софья увлекается чтением. Как и большинство барышень того времени, она читает французские романы.
Черты характера и поступки
Софья влюблена в Молчалина — молодого человека, работающего секретарем её отца.
«Счастливые часов не наблюдают».
«Идите; целый день ещё потерпим скуку».
«Кого люблю я, не таков:
Молчалин, за других себя забыть готов,
Враг дерзости, — всегда застенчиво, несмело
Ночь целую с кем можно так провесть!»
Софья, не стесняясь, признаётся Молчалину в своих чувствах. Этим она демонстрирует свою смелость и отсутствие предрассудков.
«Молчалин! как во мне рассудок цел остался!
Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!
Зачем же ей играть, и так неосторожно?»
«Готова я была в окошко, к вам прыгнуть».
Окрылённая любовью к Молчалину, Софья готова игнорировать всё, что о ней подумают другие.
«Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?
Смешно? — пусть шутят их; досадно? — пусть бранят».
Софья совершенно равнодушна к Чацкому, который пугает её своими смелыми взглядами на жизнь, прямотой, язвительностью.
Софья Фамусова — легкомысленная, ветреная девушка.
И знаю, и винюсь; но где же изменила. » (Софья о своей влюблённости в Молчалина, Действие I, явление 5)
Софья считает себя смелой, отважной девушкой. «Однако о себе скажу,
«Однако о себе скажу,
Что не труслива. Так, бывает,
Карета свалится, — подымут: я опять
Готова сызнова скакать».
Софья — искренняя девушка, которой очень сложно притворяться.
Боюсь, что выдержать притворства не сумею».
Софья Фамусова — гордая девушка, с чувством собственного достоинства. Узнав о коварстве Молчалина, она без сожаления вычёркивает его из своего сердца.
«Упрёков, жалоб, слёз моих
Не смейте ожидать, не стоите вы их;
Но чтобы в доме здесь заря вас не застала.
Чтоб никогда об вас я больше не слыхала».
Софья — решительная девушка, способная на поступки, которые могут скомпрометировать её. Однако возможный позор её не пугает.
Всю правду батюшке, с досады.
Вы знаете, что я собой не дорожу».
«Сама довольна тем, что ночью всё узнала:
Нет укоряющих свидетелей в глазах,
Как давиче, когда я в обморок упала».
Софья — сильная девушка, способная признавать собственные ошибки.
Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!»
Софья, желая досадить Чацкому, распускает слух о его помешательстве. Столь подлый поступок вызван сильным раздражением, которое вызывает в ней поведение Чацкого.
Он не в своём уме.
Ужли с ума сошёл?
Не то, чтобы совсем…
Однако есть приметы?
София (смотрит на него пристально)
Характеристика и оценка критиком героев
Каждый персонаж из пьесы переживает своё горе. Характерные черты каждого действующего лица и их описание помогут заполнить таблицу по критической статье.
Софья
Софья Павловна Фамусова — одна из героинь комедии, она не занимает ни одну сторону из двух лагерей. Тем самым можно сказать, что Софья не имеет своего мнения.
Ей неинтересна общественно-политическая жизнь страны, что вполне нормально для молодой девушки того времени. Но если пронести образ Софьи сквозь века, она является нейтральным персонажем.
Она живёт в поисках идеала из французских книг, под который подходил Молчалин.
Гончаров жалеет Софью и говорит о том, что ей досталось тяжелее всего, ведь она действительно любила Чацкого и характеризует героиню, как нежную, мечтательную и неглупую.
Цитата из статьи Гончарова:
Чацкий
Александр Андреевич — сильная личность, которая не поддается чужому влиянию. Он, по мнению Гончарова, является великим деятелем и действительно мог бы перевернуть весь мир.
Иван Александрович характеризует Чацкого как персонажа, который сделал произведение «Горе от ума» бессмертным. Его образ можно связать с умными людьми того времени и настоящего,
Чацкий не боялся и быть неудобным для своего окружения. Его главной задачей было добиться истины.
Чацкий не находит в своем окружении поддержки и уезжает, увозя с собой миллион терзаний.
Гончаров о Чацком:
Молчалин
Противоположностью Чацкого является Алексей Степанович.
Гончаров описывает его как человека с набором негативных качеств.
Главной задачей автора было показать, что Россия Молчалиных придёт в конечном итоге к страшному концу.
Подлый, притворный, лживый и трусливый – основные черты героя.
Прямая цитата из статьи о Молчалине:
Фамусов
Павел Афанасьевич — представитель дворянского сословия с устаревшими взглядами. Чацкий вступает в конфликт с Фамусовым, и они всё время критикуют друг друга.
Гончаров говорит про Фамусова как об одном из цельных и понятных персонажей. Уверенный, самодовольный, с фундаментальным складом ума, для которого все неровности России являются обыденностью и привычной нормой.
Такие, как Фамусов, спокойно смотрят на взяточничество и безалаберно относятся к своей работе.
Цитата из критической статьи Гончарова И. А.:
Крылатые фразы из горе от ума 1 действие.
“Горе от ума” Александра Грибоедова – выдающееся произведение русской литературы,
которое буквально сразу после его создания было разобрано на цитаты.
Самые меткие выражения стали крылатыми и используются в качестве поговорок и афоризмов.
Мы употребляем их ежедневно, слышим их с экранов телевизоров и не всегда помним,
что автор этих крылатых выражений – поэт Александр Грибоедов. Предполагаем,
что по количеству афоризмов и поговорок, “вышедших” из литературного произведения,
“Горе от ума” является абсолютным чемпионом не только русской, но и мировой литературы.
И это притом, что “Горе от ума” – это совсем небольшое по объёму произведение.
Портрет Александра Грибоедова, художник Иван Крамской, 1875г., написан с литографии
Высказывания цитируются в порядке их появления в тексте комедии “Горе от ума”.
“Горе от ума”, Действие I – крылатые выражения, афоризмы, цитаты:
1. “…Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь”. (Лиза, явление 2)
2. “Счастливые часов не наблюдают”. (София, явление 3)
3. “А всё Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!” (Фамусов, явление 4)
4. “Не надобно иного образца,
Когда в глазах пример отца”. (Фамусов, явление 4)
5. “Блажен, кто верует, тепло ему на свете!” (Чацкий, явление 6)
6. “Где ж лучше?” (София)
“Где нас нет”. (Чацкий, явление 6)
7. “Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?
Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым Отечества нам сладок и приятен!” (Чацкий, явление 6)
8. “А впрочем, он дойдёт до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных”. (Чацкий, явление 6)
“Горе от ума”, Действие II – крылатые выражения, афоризмы, цитаты:
9. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. (Чацкий, явление 2)
10. “Свежо предание, а верится с трудом”. (Чацкий, явление 2)
11. “Да это ли одно? возьмите вы хлеб-соль:
Кто хочет к нам пожаловать, — изволь;
Дверь отперта для званых и незваных,
Особенно из иностранных;
Хоть честный человек, хоть нет,
Для нас равнёхонько, про всех готов обед”.
(Фамусов о москвичах, явление 6)
12. “Дома новы́, но предрассудки стары.
Порадуйтесь, не истребят
Ни годы их, ни моды, ни пожары”.
(Чацкий о Москве, явление 5)
13. “А судьи кто?” (Чацкий, явление 5)
14. “Где́, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве…”
(Чацкий, явление 5)
15. “Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?” (Чацкий, явление 5)
16. “… злые языки страшнее пистолета!” (Молчалин, явление 11)
“Горе от ума”, Действие III – крылатые выражения, афоризмы, цитаты:
17. “Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож…” (Чацкий, явление 1)
18. “Чины людьми даются,
А люди могут обмануться”. (Чацкий, явление 3)
19. “Ах, Франция! Нет в мире лучше края! –
Решили две княжны, сестрицы, повторяя
Урок, который им из детства натвержён.
Куда деваться от княжон! –
Я одаль воссылал желанья Смиренные, однако вслух,
Чтоб истребил Господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья…”
(Чацкий, явление 22)
“Горе от ума”, Действие IV – крылатые выражения, афоризмы, цитаты:
20. “О! если б кто в людей проник:
Что хуже в них? душа или язык?”
(Чацкий, явление 10)
21. “Поверили глупцы, другим передают,
Старухи вмиг тревогу бьют –
И вот общественное мненье!”
(Чацкий, явление 10)
22. “Ах! Как игру судьбы постичь?
Людей с душой гонительница, бич! –
Молчалины блаженствуют на свете!”
(Чацкий, явление 13)
23. “В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов…”
(Фамусов, явление 14)
24. “Муж – мальчик, муж – Слуга, из жениных пажей –
Высокий идеал московских всех мужей.”
(Чацкий, явление 14)
25. “Так! Отрезвился я сполна,
Мечтанья с глаз долой – и спала пелена…”
(Чацкий, явление 14)
26. “Вы правы́: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорблённому есть чувству уголок!..
Героиня драмы
Не персонажем социальной комедии, а героиней бытовой драмы является Софья. Грибоедов («Горе от ума») за свою пьесу не просто так был назван драматургом-новатором. Ему одному из первых удалось скрестить комедию и драму, и Софья является прямым тому доказательством. Она очень страстная натура, которая живет только сильными чувствами. В этом ее схожесть с Чацким, который также не в силах сдерживать страсть.
Убогость Молчалина не делает любовь девушки смешной, наоборот, эта ситуация лишь добавляет драматизма в ее облик. Характеристика Софьи («Горе от ума») основана именно на ее привязанности. Только зритель видит истинное лицо Молчалина, для героини же он — идеал. Она предстает девушкой, способной на настоящие чувства, которая не может притворяться и не желает этого.
Основные проблемы, поднимаемые в произведении
Автор высмеивает светское общество XIX века и его нравы, поэтому написать такое произведение было очень смелым шагом со стороны писателя. К написанию его сподвиг один случай на аристократическом приеме в Петербурге, там Грибоедова возмутило отношение общества к одному из иностранных гостей.
Поскольку автор обладал прогрессивными взглядами, он высказался о том, что думает перед всеми гостями. После этого даже все решили, что он сумасшедший, а весть эта быстро распространилась в обществе, после этого началось сочинение комедии, начертать которую не составило ему большого труда.
В комедии показана жизнь, которая касается множества тем и проблем своей эпохи:
- Философские.
- Нравственные.
- Национально-культурные.
- Бытовые.
Манера написания перенята у Крылова: это живой, речевой, литературный и реалистический язык того времени. У каждого из героев своя судьба, лексикон, манера говорить и излагать свои мысли. Герой Чацкого и его конфликт с остальными отражается и часто может проявляться в разговорной речи с персонажами. Одной из особенностей написания является драматургическое и художественное мастерство.
Несмотря на то что произведение отражает, прежде всего, дух того времени, оно является современным и актуальным и сейчас. Так как проблемы ума и глупости, быта и повседневности, политических идеалов прошлого и современности будут всегда. Цитатный запас пьесы содержит большое количество крылатых фраз, которые востребованы.
Пьеса является новаторской, отличается от ранее написанных способом изображения героев. Они показаны более реалистичными людьми, наделенными одновременно отрицательными и положительными чертами характера. На страницах этого произведения показывается конфликт консервативного уклада жизни дворян с прогрессивным взглядом на жизнь нового дворянского поколения. Светское московское общество, жизнь которого показывается, изображено очень ярким и запоминающимся. Особая роль уделяется персонажам второстепенного плана.
Внешность и увлечения Софьи
Девушка красива и молода:
«В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…».
Понятно, почему никого не удивляет количество кавалеров. Красота привлекает чопорных (Скалозуб), глупых (Молчалин), образованных (Чацкий) женихов. Ветреная барышня не дорожит отношением к себе, понимая, что ее красота не останется незамеченной.
Прелестная девчушка росла без материнской ласки: мать рано умерла. Отец приставил к ней гувернантку из Франции, которая привила вкус, помогла развиться индивидуальности. Домашнее образование позволило Софье стать разносторонней и интересной:
- умеет петь;
- изящно танцует;
- любит и разбирается в музыке;
- играет на нескольких музыкальных инструментах (фортепиано, флейта);
- знает французский язык;
- читает книги на иностранном языке.
Девушка обучена женским «штучкам»: вздохам, нежностям, хитрым уловкам.
Характеристика Софьи другими героями
Отец (Фамусов)
Фамусов глубоко возмущен тем, что Софья провела ночь наедине с Молчалиным.
«А ты, сударыня, чуть из постели прыг,
С мужчиной! с молодым! — Занятье для девицы!» (Действие I, явление 4)
Павел Афанасьевич считает, что недостойное поведение дочери — результат чтения книг.
«…Всю ночь читает небылицы,
И вот плоды от этих книг!» (Действие I, явление 4)
Фамусов уверен, что лучшим примером для дочери является он сам.
«Не надобно иного образца,
Когда в глазах пример отца». (Действие I, явление 4)
Павлу Афанасьевичу не по душе современное образование для девушек из высшего сословия, которое, по его мнению, лишь развращает их.
«Дались нам эти языки!
Бepeм же побродяг, и в дом и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему –
И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам». (Действие I, явление 4)
Будучи представителем богатого знатного семейства, Фамусов не потерпит, чтобы его единственная дочь вышла замуж за бедного человека.
«Кто беден, тот тебе не пара». (Действие I, явление 4)
«Как все московские, ваш батюшка таков:
Желал бы зятя он с звездами, да с чинами». (Лиза, Действие I, явление 5)
Фамусов глубоко возмущен безнравственным поведением дочери.
«Где домовые? Ба! знакомые все лица!
Дочь, Софья Павловна! страмница!
Бесстыдница! где! с кем!..» (Действие IV, явление 14)
Фамусов искренне не понимает, как Молчалин мог пленить его дочь.
«Побойся Бога, как? чем он тебя прельстил?
Сама его безумным называла!» (Действие IV, явление 14)
В качестве наказания Фамусов решает отправить Софью из Москвы в деревню, подальше от соблазнов.
«Да и тебя, мой друг, я, дочка, не оставлю,
Еще дни два терпение возьми:
Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми.
Подалее от этих хватов,
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов,
Там будешь горе горевать,
За пяльцами сидеть, за святцами зевать». (Действие IV, явление 14)
Чацкий
При встрече с Софьей Чацкий замечает её неискренность по отношению к нему.
«София
Ах! Чацкий, я вам очень рада.
Чацкий
Вы ради? в добрый час.
Однако искренно кто ж радуется эдак?» ( Действие I, явление 7)
Чацкий находит Софью настоящей красавицей.
«В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно,
Неподражаемо, и это вам известно». (Действие I, явление 7)
«Как Софья Павловна у вас похорошела!» (Действие I, явление 9)
«Как хороша!» (Действие I, явление 9)
Несмотря на холодность Софьи, Чацкий признаётся ей в любви. Именно к ней он спешил после долгой разлуки.
«И день и ночь по снеговой пустыне,
Спешу к вам, голову сломя.
И как вас нахожу? в каком-то строгом чине!
Вот полчаса холодности терплю!
Лицо святейшей богомолки!.. —
И все-таки я вас без памяти люблю». ( Действие I, явление 7)
«Простите; я спешил скорее видеть вас,
Не заезжал домой…» ( Действие I, явление 7)
Любовь к Софье так сильна, что Чацкий готов ради девушки на любой, даже самый безумный поступок.
«Велите ж мне в огонь: пойду как на обед». ( Действие I, явление 7)
Узнав, какое ничтожество (Молчалина) Софья предпочла ему, Чацкий глубоко разочаровывается в девушке. Она перестает казаться ему идеальной и достойной его любви.
«Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
А вы! о Боже мой! кого себе избрали?
Когда подумаю, кого вы предпочли!» ( Действие IV, явление 14)
Молчалин
Молчалин пугается излишней откровенности Софьи, которая не в состоянии скрывать своих чувств к нему.
«Нет, Софья Павловна, вы слишком откровенны». ( Действие II, явление 11)
Молчалин не любит Софью и заводит с ней роман из корыстных побуждений.
«Молчалин
Какое личико твое!
Как я тебя люблю!
Лиза
А барышню?
Молчалин
Ее по должности, тебя…» ( Действие II, явление 12)
«Я в Софье Павловне не вижу ничего
Завидного. Дай Бог ей век прожить богато…» ( Действие IV, явление 12)
Лиза
Лиза беспокоится о юной барышне и пытается давать ей советы. Она считает, что Софья не должна завязывать отношения с Молчалиным.
«Вот то-то-с, моего вы глупого сужденья
Не жалуете никогда:
Ан вот беда.
На что вам лучшего пророка?
Твердила я: в любви не будет в этой прока
Ни во веки веков». (Действие I, явление 5)
Качества, выделяющие ее среди отцовского окружения
Девушка любит читать, стремится много времени проводить за книгами. Для фамусовского общества книги – это причина всех бед. Они держатся от них подальше, боясь получить знания, которые могут изменить их отношение к жизни. Софья увлечена романами. Она ищет прообразы героев в действительности и ошибается. Девушка становится жертвой обмана и лжи, рассмотрев черты романтичного красавца в Молчалине. Другие качества, отличающие ее среди светских дам:Смелость.
Софья не боится признаться в своих чувствах отцу. Она готова ради любимого соединить себя с бедным служивым. Девушку даже не пугает возможная молва и сплетни.
Решительность
. Девушка встает на защиту своих чувств, почувствовав от Чацкого угрозу. Она мстит за высмеивание Молчалина. Причем не выбирает способы помягче. Софья решительно распространяет мысль о сумасшествии друга детства, даже не считаясь с его чувствами к ней.
Доверчивость.
Попав под обаяние Молчалина, девушка не замечает истинности его чувств. Ее глаза затянуты пеленой. Как настоящая влюбленная она попадает в узы коварства, становится смешной.
Откровенность.
Софья рассуждает открыто, строит речь, не боясь рассуждать и мечтать. Дочери хозяина не свойственна скрытность, лживость, витиеватость размышлений.
Гордость.
Все поведение девушки выказывает ее уважение к себе. Она несет себя достойно, умеет вовремя уйти от разговора, не дает возможности раскрыть свои тайны. Даже в последней сцене, не теряет гордости, которая проглядывает в ее негодовании и неприступности. Фразы Молчалина восприняты Софьей правильно. Она озлобленна и резка.
Софья Павловна – сложный женский персонаж, настоящая героиня своего времени. Ей тяжело жить среди светских барышень и не уподобиться им полностью, сохранить свое лицо и индивидуальность. Читатель может осуждать девушку, но сначала нужно поставить себя на ее место и попробовать определить, можно ли стать другой, если рядом нет такого образца.
Сложно однозначно сказать, какая Софья Павловна. Её образ сложен и многогранен. Природа не обделила её положительными качествами. Софья достаточно умна, характер её силен и независим. Её горячее сердце не даёт ей прекращать мечтать. Софья давно привыкла, что она хозяйка в доме, и все должны это чувствовать, а значит подчиняться. Возможно, это от того, что она давно воспитывается без материнской любви.
Софья обладает самостоятельность и властным тоном, не смотря на свой юный, семнадцатилетний возраст. Речь её имеет даже некий отпечаток крепостных, ведь с ними она часто общается, но также и французские книги отложили свой отпечаток. Софью волнуют душевные переживания людей. Девушка воспитывалась французскими гувернантками.
Не смотря на свои положительные особенности, в обществе Фамусовых, всё это не находит развития. Благодаря своему воспитанию, она имеет общепринятые взгляды, думает так же, как и другие представители этого общества, которое привило ей ложь и лицемерность. Софья представляет себе людей только из своих наблюдений над людьми из книг, французских романов. Наверное, именно эта литература и оказало влияние на развитие в ней сентиментальности и чувственности. Из книг она подчеркнула все черты, которыми должен обладать герой её романа
Благодаря всему этому, она обратила своё внимание на Молчалина, который отдаленно напоминал героев из её любимых произведений. Другого идеала нельзя было встретить в этом окружении
Софья живёт настоящими чувствами. Пусть даже объект ее любви на самом то деле жалкий и убогий – всё это не даёт ситуации комедийный окрас. Скорее, наоборот, придаёт больше драмы и печали.
Софья поделил свой мир две части: предмет её обожания – Молчалин и всё остальное. Все её мысли заняты только им, особенно, когда его нет рядом. Не смотря на всё, любовь эта не приносит радости. Потому что девушка прекрасно понимает, что такого человека никогда не примет её отец. Эта мысль делает её жизнь невыносимой. Софье настолько тяжело жить с этими чувствами, что она готова рассказать о своей любви совершенно посторонним людям. Например, Лизе – служанке их дома, а потом и Чацкому. Для своей любви она выбрала человека безропотного. Именно так она представляет себе Молчалина. Но финальная сцена, где Софья Павловна становится свидетельницей проявления внимания Молчалина к Елизавете. Это разбивает ей сердце, унижает все её чувства. Становится понятно, что Софья хоть и разрывает с недостойным Молчалиным, но типаж этого мужчины остаётся для неё приоритетным.
Кратко для 9 класса