Цитаты из книги и кинофильма «зеленая миля»

«зеленая миля»: смысл фильма и объяснение концовки - много смысла

Краткое содержание фильма «Зеленая миля»

История, показанная в фильме, начинается с жуткой сцены: мужчины, вооружившись вилами и копьями, ищут маленькую девочку. Это — кошмар, давно уже преследующий постояльца луизианского дома престарелых, Пола Эджкомба. Во время очередной вечерней посиделки Пол видит по телевизору трансляцию фильма, которая будит в нем воспоминания о страшном прошлом. Он решает сбросить груз с души, поделившись историей со своей приятельницей, миловидной старушкой Элейн Коннелли, также проживающей в доме для престарелых.

Рассказ переносит Элейн, а вместе с ней и зрителей в Америку времен великой депрессии. Немощный ныне старик в 1935 году — молодой тюремный надзиратель, страдающий от воспаления мочеполовой системы.

В блоке «Е» к которому он прикреплен, содержатся преступники, ожидающие смертной казни. К электрическому стулу, на котором совершается приговор, заключённые идут по коридору, получившему прозвище Зеленая миля, за цвет, в который выкрашена последняя дорога приговоренных. Даже цветовая символика коридора о многом может поведать: несмотря на множество «положительных» признаков и ассоциаций с зеленым цветом, он также является символом гниения, душевной и физической болезни, увядания.

Большинство коллег Эджкомба — обычные служители закона, однако, среди них есть надсмотрщик, отличающийся особой жестокостью по отношению к заключенным. Это Перси Уэтмор. Подлость и жестокость, присущие молодому вершителю правосудию, поражают других тюремщиков.

Уверенный в своей полной безнаказанности по причине близкого родства с представителем властных структур (дядюшка его жены дослужился до должности губернатора штата), молодой человек позволяет себе всячески издеваться над приговоренными к высшей мере наказания, получая от чужих страданий огромное удовольствие.

Наблюдающие за зверствами откровенно презираемого коллеги, остальные тюремщики заключают с садистом договор: ему позволяется провести одну смертную казнь, после чего он пишет прошение о переводе в психиатрическую больницу в должности администратора. Отказа Уэтмор не получит по причине связей, поэтому тюремщики уверены в одержанной победе над ним.

Вскоре в блок «Е» переводят чернокожего гиганта, Джона Коффи. Новый заключенный молчалив и задумчив, создается впечатление, что он не осознает происходящего с ним. Гиганта обвинили в изнасиловании и убийстве двух девочек (с поиска которых во сне главного героя и начался фильм). Помимо Коффи в тюрьму переводят жестокого убийцу и грабителя Уильяма Уортона. За буйный нрав преступник получил прозвище Дикий Билл, которое полностью оправдал. Еще одним видным обитателем блока смертников является тихий с виду француз, Эдвард Делакруа со своим питомцем, мышонком Мистером Джинглсом, интеллект и поведение которого поражает и умиляет как заключенных, так и тюремных надзирателей.

Вскоре в блоке «Е» начинают происходить странные события. Пол обнаруживает, что чернокожий заключенный не так прост, каким кажется на первый взгляд. Джон Коффи оказывается обладателем таинственного дара: он излечивает надзирателя от мучавшего его простатита. Но главным чудом стало воскрешение раздавленного мстительным Перси Мистера Джинглса. Дар, коим обладает заключенный, а также его использование заставляет рассказчика присмотреться к Коффи. Происходит немыслимое: охранник начинает сомневаться в справедливости вынесенного приговора.

Благодаря своей силе заключенному, тайно вывезенному за пределы камеры, удается исцелить жену начальника тюрьмы, в которой он дожидается последнего часа: мужчина «всасывает» болезнь женщины в себя, что подкашивает его и без того стремительно исчезающие силы.

Мужчине удается с помощью своего дара убедить охраняющих его людей в невиновности: изнасилование и убийство девочек совершил его сосед по блоку, Дикий Билл. Пол, видя вопиющую несправедливость, предлагает помочь заключенному в организации побега, однако Коффи отказывается, объясняя свой выбор огромной усталостью от страданий земной жизни.

Однако, несмотря на понимание невиновности, надзиратели не могут помочь ему: казнь приводит в исполнение садист Уэтмор, намеренно продливший мучения Коффи. Однако, казненный не остался в долгу: перед тем, как пройти свою зеленую милю, он передал заболевание жестокому тюремщику. Перси постепенно сходит с ума, устраивая самосуд над Диким Биллом и добровольно последовав за ним, застрелившись из служебного револьвера.

Вскоре после описанных событий вся команда добровольно переводится в колонию для несовершеннолетних.

Цитаты с глубоким смыслом

Когда смотришь или читаешь «Зеленую милю», понимаешь, что философия – это не заумные речи белобородых старцев. Философия – это то, что вокруг нас, это наша жизнь, это мы с вами. Ниже приведен список цитат из романа, которые не просто цепляют, а заставляют задуматься и даже немного поспорить с автором, но никого не оставляют равнодушным.

Вопросы о смысле жизни и неизбежности смерти красной нитью проходят через роман. И это неудивительно. Большинство героев либо приговорены к смерти, либо, потеряв смысл существования, жаждут ее. Недаром Пол Эджкомб в конце говорит, что Джон Коффи «заразил его жизнью», и называет это проклятием:

А следующую цитату трактуют по-разному. Многих смущает то, что любовь названа причиной смерти. Подумайте и вы над этими словами:

Когда Коффи произносит это, становится понятно, что он не просто большой ребенок с добрым сердцем — он тот, кто понимает немного больше других.

Но самые глубокие цитаты в «Зеленой миле» – это визуальные образы

И не важно, читаете вы книгу или смотрите фильм – картина, которая стоит перед вами, обязательно говорит вам что-то важное

Производство

Съёмки фильма проходили в США, в штатах Северная Каролина и Теннесси, а также в Калифорнии — на киностудиях Warner Brothers Studios в Голливуде и Warner Brothers Burbank Studios в Бербанке.

Подбор актёров

Роль Пола Эджкомба была предложена Тому Хэнксу, и тот принял её в знак признательности Фрэнку Дарабонту, которому ранее был вынужден отказать в исполнении роли Энди Дюфрейна в фильме «Побег из Шоушенка», будучи занятым на съёмках «Форреста Гампа» в 1994 году. Первоначально предполагалось, что Том Хэнкс сыграет также Пола Эджкомба в старости, но поскольку грим не сделал из Хэнкса достаточно убедительного старика, на эту роль был приглашён Дэббс Грир.

Когда продюсеры столкнулись с трудностью подбора актёра на роль Джона Коффи, Брюс Уиллис предложил Майкла Кларка Дункана, вместе с которым он играл в фильме «Армагеддон». Поскольку Дункан примерно того же роста, что и Дэвид Морс, и даже ниже на 5 см, чем Джеймс Кромвелл, для создания иллюзии, что Коффи возвышается над персоналом тюрьмы, во время съёмок использовались специальные ракурсы.

В книге Перси Уэтмору был 21 год. Актеру Дагу Хатчиссону на момент съемок было 39 лет. Он соврал режиссёру Фрэнку Дарабонту, что ему «слегка за 30» и получил роль.

Съёмки

Дункан очень смущался из-за того, что ему нужно схватить Хэнкса за пах, когда Коффи «лечит» Эджкомбу инфекцию. Чтобы преодолеть смущение Дункана, Хэнкс положил в штаны пустую бутылку.

В фильме снялись сразу 30 мышей, которые играют Мистера Джинглса. Все мыши были названы в честь актёров и членов съёмочной группы.

Художественные особенности

В штате Луизиана электрический стул стал способом казни лишь в 1941 году. В год, значащийся временем действия фильма — 1935 (в книге — 1932), осуждённых преступников казнили через повешение. А для того чтобы придать фильму соответствующее настроение, все тюремные охранники были одеты в униформу, хотя в 1935 году в тюрьмах такого правила ещё не было.

Часть 4. Ужасная смерть Эдуарда Делакруа

Коффи просит дать умирающую мышь ему, «пока ещё есть время». Он подносит Мистера Джинглса к лицу, резко вдыхает ртом, затем снова выпускает изо рта облако чёрных мошек, а мышонок невредимый возвращается к Делу.

Готовя Дела к казни, Перси кладёт под контакт сухую губку, и француз горит заживо. Пол не может выключить электричество, пока Делакруа жив, ведь тогда всё придётся начинать сначала. Наконец Дел затихает.

Испуганный Перси оправдывается, но Пол понимает: он хотел сотворить мелкую пакость, но не подозревал, каким будет результат. Пол велит не трогать Перси: из-за него их могут уволить, а найти работу во время Великой депрессии нелегко. Мистер Джинглс, пережидавший казнь в руках Коффи, чувствует через него мучения Дела и навсегда исчезает с Мили.

Пол докладывает о происшествии Мурсу, но тому не до неприятностей в тюрьме: его жена умирает. Пол считает, что Коффи может ей помочь, и собирает охранников Мили у себя дома.

Смысл финала фильма «Зелёная миля»

Человек устанавливает законы, чтобы охранять свою жизнь и спокойствие, но в какой-то момент сам становится жертвой и заложником этих законов

Неважно, по какую сторону решётки ты находишься; неважно, палач ты или жертва: справедливый и беспристрастный закон иногда помогает совершаться несправедливости. Страшно то, что общество принимает эту несправедливость, как должное

Чудо свершилось и ушло. Остался только дряхлый старик и такой же дряхлый мышонок, в которых ещё теплится искра целительного света. Остались вечные сожаления, беспощадная память и благодарность за то, что чудо всё-таки было.

Часть 6. Коффи проходит Милю

Охранники с трудом доводят Коффи до камеры. Затем они отпускают Перси и пытаются его запугать. Пол, однако, уверен, что молчать Перси не станет.

Освободившись, Перси направляется к выходу с Мили. Когда он проходит мимо камеры Коффи, тот хватает его, прижимается губами к его рту и выпускает чёрных мошек. Ничего не соображая, Перси подходит к камере Буйного Билла, стреляет в него шесть раз, затем из его рта вылетают мошки. С этого дня Перси не произносит ни слова и его признают умалишённым.

Пол снова едет туда, где арестовали Коффи, разговаривает с помощником шерифа. Тот берётся ему помочь, и встречается с отцом убитых девочек. Оказалось, незадолго до трагедии тот нанял помощника — Буйного Билла, который, по мнению Пола, и убил девочек. Коффи нашёл их, хотел оживить, но не успел. Негр узнал об этом, прикоснувшись к Биллу, и использовал Перси, как оружие. Из-за цвета кожи Пол не может ни открыть повторное слушание, ни организовать Коффи побег.

Наступает день казни. Коффи говорит Полу, что устал чувствовать боль окружающих его людей и хочет уйти. Во время разговора он берёт Пола за руку, и тот чувствует покалывание.

Когда Коффи отпускает его руку, у Пола на некоторое время обостряются зрение и слух.

Во время казни Коффи охранники плачут. Пол уверен, что они убивают чудо Божье, и это зачтётся им после смерти.

Благодаря прикосновению Коффи Пол доживает до ста четырёх лет. В сарае возле дома престарелых живёт давно поседевший Мистер Джинглс. Пол нашёл эту самую старую в мире мышь на ступеньках чёрного хода. Там Мистер Джинглс умирает, а Пол живёт ещё очень долго.

Часть 2. Мышь на Миле

Мышь приходит на Милю только в отсутствие Перси. Вскоре на Милю переводят Эдуарда Делакруа, Полу кажется, что мышь ждала именно его. Маленький лысоватый Делакруа по кличке Дел осуждён за изнасилование, убийство и поджёг. Совершив преступление, он словно выплеснул скопившееся в нём зло и превратился в скромного и тихого человечка.

Перси ненавидит Дела и постоянно над ним издевается. Успокаивается Перси только когда Пол обещает, что тот будет командовать казнью Дела.

Дел называет мышонка Мистером Джинглсом. Мышь бегает по рукам Дела и катает деревянную катушку. Дел считает, что это он выдрессировал мышь, но охранники убеждены, что Мистер Джинглс умел это и раньше.

В то время как у Пола обостряется мочеполовая инфекция, а начальник тюрьмы Мурс узнаёт, что у его жены рак мозга, на Милю переводят Буйного Билла. Этот щуплый, белобрысый девятна­дца­тилетний парень из разряда «проблемных детей» успел натворить много зла. Едва появившись на Миле, Билл пытается придушить охранника, и его оглушают ударом по голове.

Примечания

  1. Box Office Information for The Green Mile. The Numbers. Retrieved September 12, 2012.
  2. Internet Movie Database — 1990. https://wikidata.org/wikipedia/Track:P345″>https://wikidata.org/wikipedia/Track:Q37312″>
  3. Зелёная миля (1999) — Filming Locations (англ.). IMDb. Проверено 21 июля 2020.
  4. 12345 Зелёная миля (1999) — Trivia (англ.). IMDb. Проверено 21 июля 2016.
  5. Meriah Doty . Bruce Willis helped Michael Clarke Duncan get his Oscar caliber role (англ.),Movie Talk (September 4, 2012). Проверено 7 сентября 2020.
  6. 123 27 вещей о фильме «Зелёная миля», которые вы не знали. «Хорошее кино» (26 мая 2015).
  7. The Green Mile — Awards — IMDb
  8. RICK LYMAN. The 72nd Academy Awards. The New York Times. Проверено 7 сентября 2020.
  9. The 72nd Academy Awards | 2000 (англ.), Academy of Motion Picture Arts and Sciences . Проверено 7 сентября 2020.

Усиление драматизма

Все мы знаем, что кино — это театральная версия реальности. Честно говоря, если бы многие вещи в кино изображались реалистично, они не оказывали бы должного визуального и эмоционального воздействия на зрителя. Реальность смерти, вызванной чудовищным электрическим током, отличается от той, что показана в фильме «Зеленая миля».

Когда незадачливых смертников приводят на свидание со Старой Твайлайт, их реакцией становятся очень драматичные крики и конвульсии. На самом деле, во время такой операции мышцы тела человека сокращаются, и он не может даже открыть рот, не говоря уже о крике.

Подбор актеров и прочие интересные факты

Актерский состав – несомненное достоинство фильма. И главные, и второстепенные персонажи точно такие, как описано в книге. Портретное сходство, характеры, манеры художников создают совершенные образы героев.

Кандидатуру на роль Коффи предложил Б. Уиллис (незадолго до этого в одном из проектов он снялся вместе с Майклом Кларком Дунканом). Дункан оказался в порядке, но ему не хватило роста. Он был почти таким же, как Дэвид Морс (Хауэлл) и Джеймс Кромвель (Мурс), хотя по сюжету должен был превосходить остальных на полторы головы. Чтобы устранить этот существенный недостаток, операторам приходилось искать в своих сценах необычные ракурсы.

Утверждение Дуга Хатчисона на роль Перси Уэтмора было замечательным. Согласно книге злодея, Перси всего 21 год, актеру на момент съемок было 39

Хатчисон не акцентировал внимание на своем возрасте и просто сказал, что ему чуть за 30

Позже афера была раскрыта, но это уже не имело значения. Наибольшие трудности возникли с четвероногим актером. В роли умного мышонка по имени Mr. Джинглов в фильме сыграли целых 30 грызунов!

  • По сюжету действие происходит в начале 1930-х годов. В то время в тюрьмах еще не использовали электрический стул, а у надзирателей не было общей униформы. Любые неточности в достижении необходимой атмосферы сделаны автором сознательно.
  • Кинг был частым гостем на съемочной площадке. Однажды он даже сел на фальшивый электрический стул. Писатель признался, что испытывал отвратительные ощущения. Хэнксу также предложили сесть на «орудие казни», но актер посмеялся над этим, заявив, что такой поступок негативно скажется на дисциплине в тюремном блоке.
  • Даже во время перерывов Хэнкс оставался в сценическом костюме. Так актер вжился в образ.
  • По сюжету мистер Тинкербелл прожил более 60 лет, что почти в 9 раз больше нормальной жизни мыши.
  • Чтобы Хатчисон по-настоящему расстроил своих коллег, как и его персонаж, актер был одет в жутко скрипучие туфли.
  • В фильме использованы музыкальные композиции из фильма «Пролетая над гнездом кукушки» и музыкальной комедии «Цилиндр».

Часть 5. Ночное путешествие

Охранники решают тайно привезти Коффи в дом Мурса и составляют подробный план.

Сначала они нейтрализуют Буйного Билла, подсыпав ему в напиток снотворное. Затем запаковывают Перси в смирительную рубашку и запирают в мягкой комнате. Коффи уже знает, что ему предстоит вылечить белую леди.

Буйный Билл находится в бессозна­тельном состоянии, но когда Коффи проходит мимо его камеры, он встаёт и хватает того за руку.

Друзьям удаётся незаметно вывести Коффи за тюремную ограду. К дому начальника его отвозят на стареньком грузовике. Мурс встречает их с пистолетом в руке, но Коффи спокойно проходит к его умирающей жене.

Подойдя к кровати, Коффи нагибается, прижимается ртом к губам женщины и делает глубокий вдох. Раздаётся странный крик. Коффи отстраняется, и Пол видит, что женщина здорова. На этот раз Коффи не выдыхает мошек. По дороге в тюрьму ему становится плохо.

Цитаты из фильма «Зеленая миля»

Я так устал от боли, которую слышу и чувствую, босс. Я устал от дорог, устал быть один, как воробей под дождем. Устал от того, что никогда ни с кем мне не разделить компанию и не сказать, куда и зачем мы идем. Я устал от ненависти людей друг к другу. Она похожа на осколки стекла в мозгу. Я устал от того, что столько раз хотел помочь и не мог. Я устал от темноты. Но больше всего от боли. Ее слишком много. Если бы я мог сам со всем покончить!

Своей смертью он расплатился за все свои прегрешения. Прояви теперь к нему уважение.

Все, что происходит на Миле — остается на Миле. Это закон.

Мы все обречены на смерть, все без исключения, я это знаю, но, о Господи, иногда Зеленая миля кажется такой длинной…

Если благодаря Ему мышонок живет так долго, то как долго должен жить я?

Я буду жить — это мое проклятье. Это моя божья кара за то что я позволил казнить Джона Коффи тогда. За то что убил Божье чудо.

Я думаю об о всех людях, которых я когда-то любил, я думаю об о всех нас, проходящую зеленую милю… каждый в свое время

Сожалею, что я такой!

Злобный, трусливый, глупый человек — это плохая комбинация для такого места.

И ты тоже умрешь, а я буду жить. И это моё проклятье.

Они убили их с их любовью. И так происходит каждый день во всем мире.

Каждому из нас рано или поздно придётся пройти свою зелёную милю…

Он заразил тебя жизнью?

Если, человек раскаивается в своих грехах, он может вернуться в то время, которое было самым счастливым для него, может это и есть рай?

Любовь погубила их. И так происходит каждый день, во всём мире.

Невозможно спрятать то, что у тебя в сердце.

Мое имя Джон Коффи. Как напиток, только пишется по-другому.

Не замечаешь, как прошлое на тебя наваливается, хочешь ты этого, или нет.

Меня зовут Джон Коффи — как напиток, только пишется по-другому.

Когда призовет Господь на свой суд праведный, Он спросит меня: «Почему ты убил одно из настоящих моих чудес?» Что я Ему скажу? Что это моя работа?

Они помогли ему убить себя. И так происходит каждый день во всем мире.

Их любовь погубила их. Они помогли ему убить себя. И так, каждый божий день. И так, происходит во всем, во всем мире.

Я не смог ничего исправить, не смог, босс…

Ничто так не обижает, как гордыня.

Потом наступил момент, после которого наступает провал в памяти, словно пленку, на которой фиксируется происходящее, засветили, выставив на солнце.

Знаешь, иногда прошлое наваливается на тебя, хочешь ты этого или нет.

Сколько лет ты ссал на крышку унитаза, пока тебе не сказали, что крышку надо поднимать?

Здесь так много людей меня ненавидит. Так много. Я чувствую это. И мне больно, как от укусов пчелы. Больно.

Ты дал обещание человеку, так пожми ему руку.

Если человек искренне раскаивается в своих грехах, он может вернуться в то время, которое было самым счастливым для него, и остаться там навсегда. Может это и есть рай.

Я видела тебя во сне. Я видела, ты блуждал во тьме, как и я. Мы нашли друг друга.

Да, я всегда таскаю в бумажнике запасную мышь на такой случай.

Время вбирает все в себя, время уносит прошлое все дальше, и наконец остается только темнота. Тьма. Иногда мы кого-то находим во тьме, иногда снова теряем.

Фразы и цитаты из фильма «Зеленая миля». Режиссёр — Фрэнк Дарабонт. Фильм-драма по одноимённому роману Стивена Кинга. Фильм имеет много наград, среди которых: 4 номинации на «Оскар», 3 премии «Сатурн», ещё 10 наград и 23 номинации.

Часть 1. Две убитых девочки

Пол служит начальником тюремной охраны в блоке смертников, который из-за зелёного линолеума называют Зелёной Милей. В прилегающем к Миле помещении находится электрический стул. В тот год к трём охранникам Мили добавляется ещё один — Перси. Этот жестокий молодой человек, родственник губернатора, мог получить любую работу, но выбрал блок смертников, и Полу приходится его терпеть.

Осенью на Милю переводят Джона Коффи, негра огромного роста и могучего телосложения, осуждённого на смертную казнь за убийство и изнасилование белых девочек-близняшек. Коффи ведёт себя очень кротко. Он боится темноты, кажется немного заторможенным и всё время плачет. В его странных глазах «выражение спокойного отсутствия», словно сам Коффи где-то далеко.

Из газет Пол узнаёт о его преступлении. Дочери владельца хлопковой фермы исчезли ночью с закрытой террасы. После долгих поисков с собаками их нашли на лесной поляне. Джон Коффи укачивал голеньких мёртвых девочек, плакал и твердил: «Я пытался вернуть всё назад, но было уже поздно». Никто не усомнился в виновности чернокожего, хотя во время поисков собаки нашли ещё один след.

Пол стремится сохранять на Миле спокойную обстановку, но с приходом Перси покой невозможен. Его ненавидят не только заключённые, но и охранники.

Начальник тюрьмы Мурс вызывает Пола и просит ещё немного потерпеть. Перси собирается перевестись в клинику для душевно­больных, но перед этим желает командовать казнью — это его условие. Пол согласен на всё.

Летом, ещё до прихода Коффи, на Миле появляется очень умная мышь. Зверёк регулярно обходит пустующие камеры, словно ищет кого-то. Перси пытается убить мышь, но она спасается в смирительной комнате для буйных, которая на Миле служит кладовкой.

В ролях

Актёр Роль
Том Хэнкс Пол Эджкомб Пол Эджкомб
Майкл Кларк Дункан Джон Коффи Джон Коффи
Дэвид Морс Брут «Зверюга» Хауэлл Брут «Зверюга» Хауэлл
Бонни Хант Джен Эджкомб Джен Эджкомб
Джеймс Кромвелл Хал Мурс начальник тюрьмы Хал Мурс
Майкл Джетер Эдуард Делакруа Эдуард Делакруа
Грэм Грин Арлин Биттербак Арлин Биттербак
Даг Хатчисон Перси Уэтмор Перси Уэтмор
Сэм Рокуэлл Уильям Уортон Уильям Уортон по прозвищу «Дикий Билл»
Барри Пеппер Дин Стэнтон Дин Стэнтон
Джеффри ДеМанн Гарри Тервиллигер Гарри Тервиллигер
Патрисия Кларксон Мелинда Мурс Мелинда Мурс
Гарри Дин Стэнтон Ту-Ту Ту-Ту (старик-уборщик)
Дэббс Грир Пол Эджкомб Пол Эджкомб в старости
Ив Брент (англ.)русск. Элейн Коннелли Элейн Коннелли
Уильям Сэдлер Клаус Деттерик Клаус Деттерик
Пола Малкомсон Марджори Деттерик Марджори Деттерик
Гэри Синиз Бёрт Хаммерсмит адвокат Бёрт Хаммерсмит

Смирительные рубашки в «Зеленой миле»

Всегда сложно снимать фильмы, соблюдая все исторические детали. С одной стороны, всем зрителям нравится то, что показана историческая правда со всеми ее нюансами, с другой стороны, однако, более широкому зрителю гораздо легче поверить в историю, если они увидят что-то очень знакомое и узнаваемое.

Эта ошибка не самая вопиющая и ее очень трудно заметить вообще, но тем не менее она является исторической неточностью. В The Green мы приветствуем смирительные рубашки, используемые на заключенных, с ремнями и пряжками. Но такие смирительные рубашки стали использовать только после 1980-х годов. Раньше они были зашнурованы.

Преступление и наказание

Споры о необходимости или запрещении смертной казни иногда вызывают волны гнева, истерии и осуждения, но неизбежно разбиваются о ноги равнодушной Фемиды. Кинг в экранизированном Фрэнком Дарабонтом романе «Зеленая миля» преодолевает это инертное безразличие, доводя читателей и зрителей до эмоционального пика.

Закон также может наказывать добрые дела. Самые лучшие намерения могут дорого нам обойтись; мы оказываемся не в том месте и не в то время, когда хотим помочь, а потом расплачиваемся за чужие преступления и ошибки. Бесценный дар исцеления и милосердия может привести к смертной казни; однако это было написано давным-давно в книге под названием Евангелие.

Неслучайно инициалы главного героя фильма — добродушного великана Джона Коффи — повторяют инициалы Иисуса Христа. На самом деле автор не скрывает библейских параллелей. Он открыто говорит: человечество за две тысячи лет совсем не изменилось. Сердца людей по-прежнему подобны камню, и они видят в смертной казни высшее выражение справедливости.

Всё, что происходит на Миле — остаётся на Миле

В маленьком «государстве», которым по сути является «Зелёная миля», действуют свои законы. Это позволяет охранникам вывезти Джона Коффи, чтобы он смог исцелить больную раком жену начальника; это позволяет Полу Эджкомбу предложить Джону побег. Чтобы защитить себя от гнетущей близости со смертью, подсознательно ощущая неестественность смертной казни, люди, работающие здесь, выработали свой кодекс чести, свои правила.

Добро находит путь даже в это гиблое место. Привязанность к мышонку изменила мерзавца и преступника Делакруа. И люди, привыкшие казнить, возмущаются, когда Перси Уэтмор убивает этого мышонка, проводя грань между убийством по приговору и преступлением. Это помогает им обманывать себя и принимать свою работу, как рутину.

Иногда зелёная миля так длинна

Если воспринимать фильм символически, а не буквально, можно принять тайное послание: мы все обречены на смерть, нам всем предстоит пройти свою «зелёную милю». Так имеем ли мы право определять, достоин другой человек жизни, или нет? Можем ли мы, зная о невиновности человека, отправить его на смерть? И что есть бессмертие – дар небес или наказание?

Чтобы понять весь ужас своей работы, Полу Эджкомбу приходится казнить не просто невиновного, а человека, который его исцелил. Теперь Пол обречён на бессмертие, на вечные воспоминания о том чуде, свидетелем которому он стал, и которое не смог защитить. Ему пришлось погасить светильник, несущий великую жизненную силу.

Но нужен ли миру этот свет, эта сила? Нет, не нужен. Тьма победила. В условиях, когда смертельны и ненависть, и любовь, никакое чудо не способно помочь.

В этом состоит глубокий психологический драматизм фильма. Он говорит о добре и зле простым языком, иногда – жестоким, иногда – трогательным. Нас никто не может спасти, никто не может помочь. Человек должен измениться сам, изнутри, как это случилось с Делакруа.

​Джон Коффи — целитель из камеры смертников

Однажды, в тюремный блок для смертников привезли огромного негра по имени Джон Коффи, осужденного за убийство и изнасилование двух маленьких девочек. Несмотря на свой устрашающий вид, Джон Коффи боялся темноты и производил впечатление смирного ребенка.

Через некоторое время, Джон повторил этот «фокус» с раздавленным ручным мышонком, принадлежащим другому заключенному, оживив его.

Этот случай заставил поверить Пола в чудодейственные способности Джона и он решил использовать его для исцеления жены начальника тюрьмы, которая страдала от опухоли мозга. Надзиратель тайно вывез Джона из камеры и привел его к умирающей. Несмотря на сомнения коллег Пола, гигант смог вылечить и ее. Правда, после этого ему стало плохо. Почему-то он не выпустил черную пыль и слег.

Но, когда мимо его камеры проходил надзиратель Перси Уитмор, садист, страдающий наполеоновским комплексом и издевающийся над заключенными, Джон неожиданно поймал его и «передал» ему взятую болезнь. Перси, обезумев, расстрелял маньяка по кличке «Дикий Билл», сидящего в камере напротив. Так Джон наказал их обоих.

Пол, не веря, что Бог мог дать волшебный дар убийце, стал расследовать дело Джона и выяснил, что тот не виновен. Когда Джона нашли с мертвыми девочками на руках, он лишь пытался спасти их. Настоящим убийцей был Дикий Билл.

Пол хотел спасти Джона, вытащив его из тюрьмы, но тот сам захотел умереть. Оказалось, что бедный гигант, имеющий детский разум, чувствовал боль людей, находящихся вокруг и страшно страдал от этого.

После казни, Пол уволился из тюрьмы.

P.S. Джон не просто исцелял людей. Входя с ними в контакт, он продлял их жизни, передавая им некую энергию. Мышонку, которого спас Джон, исполнилось 68 лет и он все еще был жив, а Пол, рассказывающий эту историю, дожил уже до 104.

Отрывок из книги (Джон рассказывает Полу, как погибли девочки):

— Он сказал одной из них: «Если будешь шуметь, я убью твою сестру, а не тебя». То же самое он сказал другой. Понимаешь? — Да, — прошептал я. — Он убил их любовью, — объяснил Джон — Их любовью друг к другу. Теперь-то ты понимаешь, как все было? Я кивнул, не в силах вымолвить ни слова. — И вот так каждый день, — сказал он, — по всему миру.

Сюжет

История в фильме излагается как рассказ обитателя дома престарелых «Джорджия Пайнз» Пола Эджкомба. Он рассказывает своей приятельнице Элейн Коннелли о работе в тюрьме.

1935 год. Пол работает надзирателем в федеральной тюрьме «Холодная гора» (штат Луизиана) — в блоке «Е», где содержатся заключённые, ожидающие казни на электрическом стуле. Пол в коридоре блока, по которому осуждённые отправляются в последний путь, окрашен в зелёный цвет, отсюда и его прозвище — «Зелёная миля».

Среди прочих надзирателей в блоке «Е» с недавнего времени работает Перси Уэтмор — трусливый, подлый и злобный молодой человек. Он издевается над заключёнными и уверен в своей вседозволенности, поскольку является племянником жены губернатора штата. Устав от бесконечных выходок Перси, Эджкомб и его коллеги заключают с Уэтмором договор — ему будет разрешено руководить казнью заключённого, после чего он напишет заявление о переводе в другое учреждение.

В тюрьму поступает огромный мужчина Джон Коффи, приговорённый к смерти за изнасилование и убийство двух девочек. Вскоре после него в тюрьму поступает разбойник и убийца Уильям Уортон по кличке «Дикий Билл». В камере смертников находится и француз Эдуард Делакруа, который приручает появившегося в тюрьме сообразительного мышонка мистера Джинглса и обучает его разным фокусам.

Тем временем оказывается, что Джон Коффи наделён сверхъестественными способностями — с помощью наложения рук он исцелил Эджкомба от инфекции мочевого пузыря, а затем вернул к жизни мистера Джинглса, которого в отместку Делакруа растоптал Перси. Эджкомб начинает сомневаться в виновности Коффи.

Во время казни Делакруа Перси допускает намеренную ошибку — он «забывает» намочить для лучшей электропроводности в соленой воде губку, которую накладывают на голову осужденного — и тем самым обрекает Делакруа на мучительную смерть.

Охранники блока «Е» тем временем решаются тайно отвезти Джона Коффи в дом начальника тюрьмы, чья жена больна неоперабельной опухолью мозга. Всё удаётся блестяще, и Коффи исцеляет женщину, однако опухоль слишком большая, и обратно в тюрьму Коффи привозят совершенно больного. Когда к его камере подходит Перси, Коффи хватает его и передаёт ему сидящую внутри него опухоль. Перси сходит с ума и убивает из револьвера «Дикого Билла». Во время разговора с Эджкомбом Коффи показывает ему с помощью своих способностей, что убийцей и насильником на самом деле был «Дикий Билл». Эджкомб решает пойти на должностное преступление и ночью тайно помочь Джону Коффи бежать из тюрьмы. Однако Коффи решительно отвергает это предложение и просит не препятствовать казни, так как он очень устал от ужасов окружающей его жизни.

Вскоре после казни Джона Коффи вся команда блока «Е» увольняется и переводится в тюрьму для несовершеннолетних.

В финале зритель вновь видит дом престарелых, где постаревший герой рассказывает, что Джон Коффи, передав ему часть своей силы, чтобы показать преступление Билла, подарил ему долгую жизнь, и на момент рассказа Полу уже 108 лет. В подтверждение своей истории Пол ведёт Элейн в небольшой сарай неподалёку от дома престарелых, где живёт по сей день изрядно постаревший мышонок казнённого Делакруа — мистер Джинглс, которому главный герой носит еду. В финале Пол Эджкомб говорит, что долгая жизнь — это божья кара ему, за то что он позволил казнить божье чудо — Джона Коффи. Так же он говорит, что «когда-нибудь каждому из нас придётся пройти свою зелёную милю, но иногда она кажется такой длинной».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
На позитиве
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: