Цитаты и крылатые фразы из фильма «формула любви»

54 цитаты из фильма Формула любви Интересные цитаты и высказывания персонажей

КСТАТИ

«Неаполитанская песенка» из «Формулы любви», спетая Александром Абдуловым и Семеном Фарадой, стала настоящим хитом — ее распевали по всему Советскому Союзу. Многие считали, что она действительно итальянская. На самом деле песня «Уно моменто» даже не предполагалась в сценарии. Написать ее композитора Геннадия Гладкова уговорили Абдулов и Фарада, которым хотелось выжать максимум из своих ролей.

Композитор решил, что раз свита Калиостро родом из Италии, то и петь они должны на итальянском языке. Гладков обратился к знакомой преподавательнице итальянского, и та набросала ему несколько слов, которые он зарифмовал. Абдулов схватил мелодию на лету, а у Фарады не получалось. Чтобы не тратить времени, композитор сам спел с Абдуловым.

Кстати, при приемке фильма худсовет затребовал перевод песни для полной уверенности, что в ней нет ничего предосудительного. Пришлось объяснить, что «Уно моменто» — просто набор звучных итальянских слов: «Море, красивая девушка, верить, петь, дай мне момент, который я больше всего люблю».

Обыкновенное чудо. Захаров рискнул и снял не простой фильм, а музыкальный
Подробнее

История происхождения фразы

Русская поговорка вторит этому высказыванию «Ломать, не строить». Действительно, разве равноценны затраты сил и энергии при уничтожении и при созидании. Разрушить можно все, от памятников культуры, до человеческой славы, от постройки дома, до строительства государственного образования.

Все, во что вкладывались нечеловеческое терпение, труд, талант, порой огромные средства, что досталось невероятным количеством пота и крови, уничтожается всего лишь росчерком пера, как это было при развале советского единства. Законы, которые устанавливаются человечеством тоже легко можно порушить. Никто и ничто не застраховано от уничтожения.

Фраза «Aliena nobis, nostra plus aliis placent», которую одни из персонажей переводит именно таким образом, на самом деле имеет иную смысловую нагрузку: «Нам больше нравятся вещи других людей, а им – наши». Видимо, создатели комедии не ставили перед собой цели повысить интеллектуальный уровень россиян, они оценили эту киноленту теми критериями, которые были предложены. Поэтому фильм получился очень хорошим.

И ведь что интересно.

Граф Калиостро был не просто мистиком, алхимиком, авантюристом, медиумом и целителем

Именно он стал прообразом Зарастры в опере Вольфганга Моцарта «Волшебная флейта»Именно Калиостро вдохновил Гете на «Фауста».

За свою жизнь он пообщался в Папой Пием IV, Марией Антуанеттой, Екатериной Великой, Казановой и Уильямом Блейком.

Прибыв в новый город, граф со своей супругой Лоренцей снимали роскошые апартаменты и предлагали вои услуги. В одном флаконе они соединяли масонство, алхимию, гипнотизм и «эликсир жизни». Кто ж перед таким устоит?

Калиостро занимался исцелением и ритуалами, а графиня сидела рядом, предлагая прямую связь с духами. Вот как это описал один парижский хроникер:

«Вряд ли сыщется в Париже благородная дама, которой не хотелось бы поболтать с духом Лукреция о природе вещей, офицер — чтобы порассуждть о войне с Цезарем, Ганнибалом или Александром, или адвокат, не желавший бы поспорить о юридических делах с самим Цицероном».

Эликсир жизни и консультации с духами предоставлялись за отдельную плату, а вот исцеление было доступным и бесплатным для всех. Говорят, его лечение многим помогало. В Страсбурге, например, 15 тысяч человек заявляли, что исцелились.

А вот Екатерина Великая Калиостро невзлюбила

То-есть сначала все пошло хорошо. Калиостро вернул к жизни новорождённого сына графа Строганова. Предложил Потёмкину утроить его количество золота. Что сделал Калиостро — неизвестно, но золотых монет стало больше ровно в три раза. Екатерина даже рекомендовала придворным общаться с графом для «пользы во всяком отношении».

А потом вдруг раз — и Калиостро с женой впали в немилость. Им посоветовали «елико возможно поспешно» покинуть Россию. А на сцене театра в Эрмитаже была поставлена комедия «Обманщик», сочиненная лично императрицей. Она называла графа плутом, шарлатаном и опаснейшим человеком.

Чему как бы учит нас фильм «Формула любви»

Даже если вы влюбились в статую бесплотную — это вовсе не значит, что вы не найдете свою истинную любовь. Найдете, пренепременно. Но сначала придется помучиться, пострадать и поволноваться. Потому что страдания укрепляют душу.

А уж потом, когда встретите — не постесняйтесь отбить ее у графа. На коня — и . в лес . Потому что когда человек любит — он чужих советов не слушает!

Математика и лирика

Картина сразу после выхода стала чрезвычайно популярной. Фильм, послуживший вольной экранизацией повести Алексея Толстого «Граф Калиостро», полюбили за уморительный тандем Абдулова и Фарады, за очарование юной Елены Валюшкиной, за виртуозную игру Татьяны Пельтцер и Леонида Броневого…

И, конечно, за завораживающий магнетизм графа Калиостро в исполнении Нодара Мгалоблишвили — актера, сыгравшего знаменитого авантюриста, полюбила вся страна.

К этому моменту у артиста за плечами была 30-летняя актерская карьера, но роль в «Формуле любви» сделала его знаменитым на весь Советский Союз.

«Обо мне придумано столько небылиц, что я устаю их опровергать. Между тем биография моя проста и обычна. Родился я в Месопотамии 2125 лет тому назад…» — так говорил о себе его неподражаемый персонаж.

Жизнеописание самого Мгалоблишвили еще проще и обычнее. Уроженец Тифлиса, Нодар с детства грезил об актерской профессии, хотя, казалось, все было против него — бедность, тяжелая болезнь, а затем и смерть отца. Юноша даже хотел отказаться от мечты ради более приземленной, зато сытной профессии инженера. Но, «срезавшись» на математике в политехническом институте, он подал документы на актерский факультет Тбилисского театрального института. И поступил!

С Циалой познакомились в июле, поженились тоже в июле, в июле у них появился сын… Фото: Public domain

«Я иду»

После смерти Циалы он долгое время даже подумать не мог о второй женитьбе. Однако у него случилась еще одна история любви — Мгалоблишвили тогда уже перевалило за 70 лет. В 2002 году он встретился с журналисткой Нино Чхиквишвили, которой поручили взять интервью у легенды кинематографа.

Между Нино, которая оказалась на 33 года моложе, и Мгалоблишвили вспыхнули чувства, они поженились и счастливо прожили вместе до конца дней Нодара Александровича.

За несколько лет до смерти у актера обнаружили онкологическое заболевание, но он пытался справиться с недугом.

«Время надо наполнять событиями, тогда оно летит незаметно», — сказал когда-то граф Калиостро, которого сыграл Мгалоблишвили. Впрочем, у самого актера, судя по всему, были свои счеты со временем. В одном из последних интервью, которое Нодар Александрович дал в 86 лет, он сетовал на то, что его пребывание здесь, среди людей, слишком затянулось. Говорил, что ждет, когда же его позовут откуда-то сверху, а он в ответ скажет: «Я иду».

К сожалению, победить болезнь актеру не удалось: он скончался 26 марта 2019-го — в год 35-летия выхода на экраны «Формулы любви». Ему было 87 лет. На его могиле в Новом пантеоне на горе Махата в Тбилиси постоянно лежат живые цветы.


Умер актер Нодар Мгалоблишвили, сыгравший графа Калиостро в «Формуле любви»
Подробнее

Факты

  • Анонс нового фильма съёмочная группа представила в новогоднем выпуске «Кинопанорамы» 1984 года. В студии передачи на вопросы ведущего Даля Орлова отвечали Марк Захаров, Григорий Горин, Владимир Нахабцев, Татьяна Пельтцер, Елена Валюшкина, Александр Михайлов, Александр Абдулов, Семён Фарада. Сама телепремьера фильма состоялась 30 декабря 1984 года
  • О «Формуле любви» говорят как об одном из советских «фильмов-цитатников» — адресованных чрезвычайно широкому кругу зрителей, которыми его текст моментально расхватывается на цитаты
  • На основе этой же повести Толстого Микаэл Таривердиев написал комическую оперу «Граф Калиостро» (1981 год).

Анахронизмы

Награда Калиостро — звезда польского военного ордена Virtuti militari

  • На протяжении всего фильма на груди у графа то появляется, то исчезает звезда польского военного ордена Virtuti militari, учреждённого королём Станиславом Августом Понятовским через 12 лет после приезда Калиостро в Россию.
  • Стихотворение, цитируемое Федяшевым в первом диалоге с тётушкой («Из стран Рождения река / По царствуЖизни протекает…»), сочинено русским поэтом и переводчиком Василием Григорьевым в 1822 году — через 42 года после изображаемых в фильме событий.

Подробности съёмок

  • Изначально участие Александра Абдулова в фильме не планировалось. Когда работа над «Формулой любви» началась, он сам обратился к Марку Захарову с просьбой о роли. После этого Григорий Горин дописал роль Жакоба, слуги графа. Абдуловым был придуман эпизод со сниманием парика и превращением в другого человека
  • Сцены у реки и церкви снимались в селе Авдотьино (Ступинский район Московской области) — бывшей усадьбе известного общественного деятеля и просветителя XVIII века Николая Новикова; сцены в доме Федяшева — в ныне полуразрушенной старинной усадьбе деревни Ляхово (городской округ Домодедово Московской области) близ железнодорожной станции Барыбино.
  • Во время съёмок исполнитель главной роли Нодар Мгалоблишвили сломал ногу и продолжал сниматься в гипсе.
  • Эпизодическую роль слуги, произносящего фразу «С кого ж такую лепили?», исполнил композитор фильма Геннадий Гладков (в составе актёров, снявшихся в эпизодах фильма, в титрах не указан).
  • До «Формулы любви» статуя «Галатеи» уже присутствовала в качестве реквизита в других известных мосфильмовских картинах: «Бег» (1970) — в покинутом дворце главнокомандующего после отступления белых из Крыма;
  • «Служебный роман» (1977) — на рабочем месте товарища Бубликова;
  • «Старый Новый год» (1980) — у бассейна в бане;
  • «Вечерний лабиринт» (1980) — в коридоре 4-го этажа гостиницы «Золотая нива»;
  • «Васса» (1983) — в приёмной Вассы Железновой.

«Неаполитанская песенка»

Зрителям запомнилась лирическая песня на «итальянском» языке, которую исполняют Жакоб и Маргадон каждый раз, когда Калиостро пытается соблазнить очередную жертву.

Музыку и слова этой псевдоитальянской арии сочинил композитор фильма Геннадий Гладков, исполнявший её в саундтреке фильма вместе с Александром Абдуловым. По словам Юлия Кима, считающегося автором этого произведения, Гладков отказался от упоминания в титрах в качестве автора слов, и авторство песни было приписано Киму.

При всей фантасмагоричности песенки авторам фильма пришлось утверждать её в литературном комитете («литовать»), предоставив цензорам «перевод» её текста на русский язык:

Во время записи «Неаполитанской песенки» вокальную партию Семёна Фарады исполнял Геннадий Гладков.

Через год после выхода «Формулы любви» песня была обыграна в советском фильме-катастрофе «Поезд вне расписания» (1985).

«Неаполитанская песенка», как было отмечено критикой, имела необыкновенный успех среди публики, а её исполнители оказались наутро после выхода фильма «на самом гребне популярности». В 1986 году Абдулов и Фарада исполнили пародию на песни фестиваля итальянской песни в Сан-Ремо в музыкальной программе «Утренняя почта», которая частично включала в себя припев «…уно моменто».

Хочешь большой, но чистой любви? 30 ироничных цитат из фильма «Формула любви»

Хочешь большой, но чистой любви? 30 ироничных цитат из фильма «Формула любви»

«Жуткий город: девок нет, в карты никто не играет. Вчера в трактире украл серебряную ложку — никто даже не заметил: посчитали, что ее вообще не было».

Комедия Марка Захарова «Формула любви» с созвездием потрясающих актеров вышла на экраны в 1984 году.

Интересно, что у фильма есть серьезный и мрачный художественный первоисточник. В 1921 году в одном из журналов была опубликована короткая повесть Алексея Толстого «Лунная сырость». Позже писатель дал ей другое название – «Граф Калиостро».

Если бы Марк Захаров придерживался оригинала, мы сегодня смотрели бы классический ужастик. «Формула любви» – вольная экранизация повести Толстого. Благодаря талантам Захарова и драматурга Григория Горина (он использовал в работе также книгу Михаила Кузмина «Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро») мрачноватое произведение на экране переросло в лирическую комедию. Зрители разобрали реплики героев на цитаты и уже несколько десятилетий напевают «уно моменто».

Давайте вспомним вместе полюбившиеся цитаты из этой искрящей юмором киноленты:

1. Огонь тоже считался божественным, пока Прометей не выкрал его. Теперь мы кипятим на нем воду.

2. Селянка, а селянка! Хочешь большой, но чистой любви?
— А кто ж ее не хочет?
— Приходи вечером на сеновал. Придешь?
— Приду, отчего ж не прийти? Только уж и Вы приходите. А то вот они тоже обещали и не пришли.
— А она с кузнецом придет.
— Зачем нам кузнец? Что я лошадь, что ли?

3. — Ему плохо?
— Нет, ему хорошо.
— Хорошо?
— Живым все хорошо.

4. — Погоня?
— Погоня, Ваше Величество.
— Это замечательно. Когда уходишь от погони, то ни о чем другом уже не думаешь. Время надо наполнять событиями, тогда оно летит незаметно…

5. Жуткий город: девок нет, в карты никто не играет. Вчера в трактире украл серебряную ложку — никто даже не заметил: посчитали, что ее вообще не было.

6. — Че он меня все пугает? Что меня пугать? У меня три пожизненных заключения. А как он с вами разговаривает? Вы, человек, достигший вершин лондонского дна! В конце концов, вы собираетесь быть принцем?
— Йес, итыс!

7. — Другую полюбил. Когда же вы успели?
— Разве дело во времени? Иногда двух минут хватит, одного взгляда… И все перевернется в душе! Вы же знаете, как это бывает! Вы знаете, как возникает любовь!

8. И сия пучина поглотила ея в один момент. В общем, все умерли.

9. — Готовы сказать всю правду?
— Ну… всю — не всю… А что вас интересует?

10. Не умеете лгать, молодой человек. Все люди разделяются на тех, которым что-то надобно от меня, и на остальных, от которых что-то нужно мне. Мне от вас ничего не нужно. Выкладывайте, что вам угодно.

11. — Что вы такое говорите, тетушка? Сами же учили: на чужой каравай рот не разевай!
— Мало ли я глупостей говорю? А потом, когда человек любит, он чужих советов не слушает!

12. — Сердцу не прикажешь… Так народ говорит.
— Глупости он говорит, ваш народ. Сердце такой же орган, как и иные… И подвластен приказу свыше.

13. Не надо громких слов, они потрясают воздух, но не собеседника.

14. Ежели один человек построил, другой завсегда разобрать может.

15. — Хорошо-то как, Машенька!
— Я не Машенька.
— Все равно хорошо.

16. — Я, кажется, не вовремя…
— Вы, сударь, не вовремя появились на свет, а теперь уж что поделаешь… Входите!

17. Сердце подвластно разуму. Чувства подвластны сердцу. Разум подвластен чувствам. Круг замкнулся. С разума начали, разумом кончили. Вот и выходит, что все мироздание — это суть игра моего ума. А если вы со мной согласитесь, то и вашего тоже.

18. — У вас в Италии мята есть?
— Откуда у них мята? Видел я их Италию на карте: сапог сапогом.

19. Кто ест мало, живет долго, ибо ножом и вилкой роем мы могилу себе.

20. — Не спится?
— Да… Вот. Люблю прогулки на рассвете.
— Сразу на двух конях? Седалища не хватит.

21. — Куда сдадите?
— В участок. А потом вас там публично выпорют, как бродяг, и отправят в Сибирь убирать снег!
— Весь?
— Да! Снега там много…

22. Ты, Алеша, все привык — на готовенькое. Придумал себе, понимаешь, идеал. На блюдечке подай его тебе… И стишки вот чужие читать — невелика доблесть. Вон небось, Петрарка-то твой, посадил свою Лауру на коня и фьюить, — только их и видели…

23. Ну, женюсь, что будет? Стану я целыми днями ходить в халате, а жена моя — особа, которая должна служить идеалам любви, закажет при мне лапшу и начнет ее кушать!

24. Всему свой срок уготовлен и торопить его не надо.

25. Фимка, ну что ж ты стоишь?! Неси бланманже с киселем!

26.— Видите эту вилку?
— Ну…
— Хотите, я ее съем?
— Сделайте такое одолжение.

27. Теряю былую лёгкость.

28. Вчера попросил у ключницы три рубля — дала, мерзавка, и не спросила, когда отдам.

29. Для бегства у меня хватит мужества!

30. Ну грех смеяться над убогими. Ну ты посмотри на них! Подневольные ж люди, одной рыбой питаются. И поют так жалостно!..

По материалам — Клубер

Место встречи — проспект

После окончания вуза в 1954 году он поступил в труппу Театра им. Котэ Марджанишвили, в котором прослужил до конца дней. Как-то летом Нодар отправился вместе с концертной бригадой по деревням. После выступления к актеру подошли две девушки. Одна, бойкая, представилась и предложила знакомство, а другая, по имени Циала, осталась ждать в сторонке.

Первая история любви Нодара Александровича началась именно с этой случайной встречи. «Она была в красном платье. Я посмотрел на нее и сразу подумал, что она — моя жена», — рассказывал он.

Позднее актерская труппа путешествовала с поклонницами на теплоходе в Сухуми — там молодые люди осознали, что понимают друг друга с полуслова. В Тбилиси Циала и Нодар попрощались и расстались.

Только тогда юноша понял, что даже не узнал фамилию понравившейся девушки. В надежде разыскать Циалу актер стал бродить по проспекту Руставели, где собиралась вся тбилисская молодежь. Судьба, пусть и не сразу, улыбнулась настойчивому Мгалоблишвили — через несколько недель прогулок юноша снова встретил Циалу.

Почти год они встречались, а 24 июля 1956 года стали мужем и женой. Еще через год, тоже в июле, у супругов родился сын Александр.

Нодар Александрович вообще всю жизнь считал июль своим счастливым месяцем. Именно в июле он познакомился с будущей женой, в июле женился, в июле стал отцом, спустя почти 15 лет — опять-таки в июле — купил свою первую машину «Жигули»… Да к тому же он сам появился на свет 11 июля.

В браке с Циалой Мгалоблишвили прожил 40 лет. С ней он делил радость от первой роли в кино в фильме «Последний из Сабадура» и принимал поздравления после премьеры «Формулы любви»…


Жизнь и смерть «графа Калиостро». Формула любви Нодара Мгалоблишвили
Подробнее

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
На позитиве
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: