Популярные сегодня темы
Осенняя пора. Дни становятся все короче и короче. Солнышко уже не так сильно припекает, и утро радует свежестью и прохладой. Легкий ветерок все чаще колышет еще зеленую листву.
Что такое трусость? К каким последствиям может привести поведение трусливого человека? Над этими вопросами и будет вестись рассуждение.
Везде твердят, что спортом нужно заниматься: и в интернете, и по телевидению, даже родители постоянно напоминают об этом детям. Но так ли это нужно?
На картине И. С. Остроухова «Золотая осень» изображено прекрасное время года. Деревья уже переоделись в золотой наряд, но нет еще осенних дождей и промозглой погоды.
Рассказ начинается с того, что город С. может показаться скучным. Но местные жители с удовольствием расскажут вам о библиотеке, о театре и воспитанных и интеллигентных жителях. К таким относилось семейство Туркиных.
Краткая биография
Возраст Иешуа в романе 27 лет, он не имел постоянно жилища и предпочитал странствовать. Его точное происхождение неизвестно, и он сам не помнил своих родителей. Га-Ноцри — это только прозвище, которое было дано ему другими людьми.
За столько лет юноша не обзавелся друзьями или учениками. Единственным его последователем стал Левий Матвей, но Га-Ноцри не признавал его: бывший сборщик податей больше вредит, чем помогает. Он искажает его учение.
О жизни странствующего философа мало что известно. Он не успел совершить чудес или великих поступков. К прокурору Иудеи он попал в неприглядном виде. О его внешности известно следующее:
- носит старый и разорванный хитон;
- голова укрыта белой повязкой;
- на лице ссадины, а на глазу синяк.
Га-Ноцри распяли на Лысой Горе рядом с другими разбойниками. Все что смог сделать прокуратор — это приказать быстро заколоть странствующего философа. После Пилат велел похоронить тело.
В конце романа Иешуа добивается у Воланда прощения для прокуратора Иудеи и просит устроить судьбу Мастера и Маргариты. Повелитель сил тьмы послушался и все исполнил.
Вариант 2
В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» одним из центральных персонажей является Иешуа Га-Ноцри
Автор уделил ему не так много глав, но важность этого персонажа нельзя отрицать. Через образ Иешуа Булгаков выражает свое отношение к библейским рассказам о Христе
И ставит под сомнение не только факт его существования, но и правдивость событий, описанных в Священных Писаниях.
Булгаков не обожествляет своего персонажа. Иешуа обычный человек, боящийся смерти, испытывающий боль. Но он, так же как и Иисус проповедует свою правду, за которую в итоге казнен. Но если Иисус был убит за свою веру и за проповедование сей, то Иешуа был приговорен к казни из-за своих слов: «власти одних людей над другими скоро не будет – все будут равны». Данный факт говорит о том, что Булгаков подвергает сомнению причины смерти Христа.
Иешуа не умеет лгать, даже зная, что скоро его казнят. Он не пытается себя оправдать, забрав свои слова обратно. Не видит в людях зла, считает, что все добры. Своей простотой и человеколюбием он переворачивает мировоззрение Понтия Пилата.
Если верить Библии, Иисус Христос мог превращать вино в воду и лечить людей, используя свою божественную силу. Иешуа тоже может лечить, но он лечит своими речами. Он смог вылечить мигрень прокуратора лишь поговорив с ним. Если Христос с рождения знал, что он мессия, то Иешуа даже не представляет, насколько он силен. О его силе можно судить исходя из того, что он может предсказывать будущее, угадывать желания людей, видеть истину.
Га-Ноцри имеет одного последователя – Ливия Матвея. Левий последовал за ним и проникся его философией, бросив свою работу собирателя подати. Из истории мы знаем, что у Иисуса было много последователей, за ним шли толпы людей. Из-за того что Иешуа умеет интересно рассказывать, за ним тоже идут толпы, но он не стремится быть центром чего-то большего. Он просто несет свою правду и добро.
Открытость и честность Га-Ноцри настолько тронули Пилата, что он захотел освободить его. В лице Иешуа Понтий увидел человека способного излечить его от одиночества и тоски. Но в силу своего страха потерять руководящую должность, не осмелился вступиться за арестанта. Но Иешуа не винит его, лишь говорит, что страх – это слабость.
Иешуа духовно сильный человек. Не каждый, зная, что лишится жизни, будет вести разговоры с человеком отдавшим приказ на его убийство. Он не держит зла на людей, даже на Иуду, который предал его за три копейки.
Булгаков наделил своего героя качествами, которые присущи не всем людям. Но к которым нужно стремиться. Свобода, ум, открытость, честность – это идеал нравственности в понимании автора.
Мудрые цитаты
Но оказались в спальне вещи и похуже: на ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно — жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой.
Мастер: Нет, это чёрт знает что такое, чёрт, чёрт, чёрт! Маргарита: Ты сейчас невольно сказал правду. Чёрт знает, что такое,… — о Воланде
Никогда и ничего не бойтесь. Это неразумно.
Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются. (цитаты из мастера и маргариты)
Ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус. И ещё считаю долгом предупредить, что кот — древнее и неприкосновенное животное. Бегемот
Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его.
Нет документа, нет и человека. Коровьев (Фагот)
Наутро он просыпается молчаливым, но совершенно спокойным и здоровым. Его исколотая память затихает, и до следующего полнолуния профессора не тревожит никто. Ни безносый убийца Гестаса, ни жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтийский Пилат. — последние строки эпилога
Никакою силой нельзя заставить умолкнуть толпу, пока она не выдохнет все, что накопилось у нее внутри, и не смолкнет сама.
Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал. (Мастер)
Никогда не разговаривайте с неизвестными — Название у 1-ой главы
Маркиза… отравила отца, двух братьев и двух сестёр из-за наследства! Королева в восхищении! Коровьев (Фагот)
Но сегодня такая ночь, когда сводятся счеты. Рыцарь свой счет оплатил и закрыл! (Воланд)
Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! (цитаты из мастера и маргариты)
Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! — Начало второй части
О, боги мои! Мой ум не служит мне больше… Яду мне,яду!
Какой смысл умирать под стоны и хрип безнадежных больных. Не лучше ли устроить пир на эти двадцать семь тысяч и, приняв яд, переселиться в другой мир под звуки струн, окруженным хмельными красавицами и лихими друзьями? (Воланд)
Примечания[ | ]
- ↑ 12345678910Поздняева Т. Воланд и Маргарита, часть III, глава 2: «Иешуа га-Ноцри и Новый Завет». М.: Амфора, 2007. Серия: Новая Эврика, 448 с. ISBN 978-5-367-00317-8.
- ↑ 123Поздняева Т. Воланд и Маргарита, часть III, глава 1: «Социальная лестница». М.: Амфора, 2007. Серия: Новая Эврика, 448 с. ISBN 978-5-367-00317-8.
- Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории(неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 19 ноября 2014. Архивировано 8 мая 2013 года.
- Van Voorst, Robert E. Jesus Outside the New Testament: A Introduction to the Ancient Evidence (англ.). — Wm. B. Eerdmans Publishing (англ.)русск., 2000. — P. pp 122f. — ISBN 0802843689.
- Tolan, John Victor. Saracens: Islam in the Medieval European Imagination (англ.). — New York: Columbia University Press, 2002. — P. 17f. — ISBN 0231123329.
- ↑ 12345 Иешуа Га-Ноцри. // Булгаковская энциклопедия.
- Дождикова, Надежда. Чем был недоволен Берлиоз? «Нева», 2009, № 7.
- Булгаков М. А. Мастер и Маргарита, глава 29.
- Белобровцева И., Кулыос С., 2007, с. 193..
- Н. В. Шапошникова. Булгаков Михаил Афанасьевич // Православная энциклопедия, т. 6, с. 338—340.
- Лосев В. Фантастический роман о дьяволе. // Булгаков М. А. Великий канцлер. Князь тьмы. М.: Гудьял-Пресс, 2000, стр. 5—20.
- ↑ 12Поздняева Т. Воланд и Маргарита, часть III, глава 11: «Маргарита и дьявол». М.: Амфора, 2007. Серия: Новая Эврика, 448 с. ISBN 978-5-367-00317-8.
- ↑ 12 Белобровцева И., Кулыос С., 2007, с. 194..
- Белобровцева И., Кулыос С., 2007, с. 144, 397..
- Дунаев М. М. Анализ романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»(неопр.) . Сибирская православная газета. Дата обращения 9 декабря 2019.
- Белобровцева И., Кулыос С., 2007, с. 205—206..
- Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. Глава «Театральное пятилетие (1925—1929)». — 2-е изд., доп. — М.: Книга, 1988. — 669 с. — (Писатели о писателях). — ISBN 5-212-00075-0.
- ↑ 12Ольга Богданова. Священник рассказал студентам журфака о романе «Мастер и Маргарита» // Татьянин день, интернет-издание.
- Белобровцева И., Кулыос С., 2007, с. 186, 204, 403—404..
- Белобровцева И., Кулыос С., 2007, с. 45—48..
- Андрей Кураев, диакон. Мастер и Маргарита: за Христа или против?, глава 2: Булгаков и вера.
- ↑ 12Галинская Ирина . Альбигойские ассоциации в «Мастере и Маргарите» М. А. Булгакова. // И. Галинская. Загадки известных книг. М.: Наука, 1986.
- Зеркалов А. Воланд, Мефистофель и другие. // Наука и религия. 1987. № 8.
- ↑ 123 Белобровцева И., Кулыос С., 2007, с. 422—424..
- Круговой Г. Гностический роман М. Булгакова // Новый журнал. 1979. № 134(Март). С.47-81.
- Омори Масако. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте религиозно-философских идей В. С. Соловьёва и П. А. Флоренского Архивная копия от 27 апреля 2012 на Wayback Machine (диссертация). М.: 2006.
- Mikulasek, M. Der Roman «Master i Margarita» von Michail Bulgakov und die Gnosis // Wiss. Ztsch. der Friedrich Schiller University. Jena Jg. 38. No 1 (1989). S. 113—118.
- Бэлза И. Партитуры Михаила Булгакова // Вопросы литературы. № 5 (1991). С. 55—83.
- ↑ 12Жак Мадоль. Альбигойская драма и судьбы Франции. Избранные главы: Антицерковь.
- Белобровцева И., Кулыос С., 2007, с. 42, 46..
- ↑ 12 Варламов А. Н., 2008, Часть 3, глава 8..
- ↑ 12 Белобровцева И., Кулыос С., 2007, с. 32—39..
- ↑ 12Лакшин В. Я. Литературно-критические статьи. М.: Geleos, 2004. — 669с, Стр. 264—265. ISBN 5-8189-0278-1.
- ↑ 12 Христианство, часть 4. // Булгаковская энциклопедия.
- Христианство, часть 2. // Булгаковская энциклопедия.
- Симонов К. Предисловие к роману «Мастер и Маргарита» // Журнал «Москва», 1966. № 11. С. 6.
- Новиков В. В. Михаил Булгаков — художник. Глава 4. М.: Моск. рабочий, 1996. — 357 с.
- Поздняева Т. Воланд и Маргарита, часть II, глава 8: «Ершалаим». М.: Амфора, 2007. Серия: Новая Эврика, 448 с. ISBN 978-5-367-00317-8.
- Поздняева Т. Воланд и Маргарита, часть I, глава 3: «Мастер и его роман. Литературные противники мастера». М.: Амфора, 2007. Серия: Новая Эврика, 448 с. ISBN 978-5-367-00317-8.
- ↑ 12Поздняева Т. Воланд и Маргарита, часть III, глава 3: «Иешуа га-Ноцри и Новый Завет (продолжение). Философия Иешуа». М.: Амфора, 2007. Серия: Новая Эврика, 448 с. ISBN 978-5-367-00317-8.
Несколько интересных сочинений
Одним из ярких второстепенных персонажей сказочной пьесы для маленьких зрителей является Королева, представленная писателем в образе четырнадцатилетней девушки, отличающейся взбалмошным характером
В раннем детстве, еще годовалого, его уносит тигр, но в результате счастливого стечения обстоятельств он остается в живых. Маугли принимают в свою семью, а затем и в стаю, волки
Дубровский один из лучших романов А.С. Пушкина. В этом произведении у всех героев имеются разные черты характера
Три дня мы ждали настоящей битвы. Уже Москва за нами, куда отступать? В тот вечер у нас-то было тихо. Скучали, отдыхали, сил набирались. Я штык точил, ну, и ворчал, конечно. А как не возмущаться, когда враг этот, француз, уже победу празднует?
Человечество погрязло в эпохе потребления. Да, именно погрязло, как в болоте. Каждый день изготавливают новые товары, предлагаются разные услуги. Производство невозможно без спроса, и мы его создаем.
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/bulgakov/harakeristika-i-obraz-ieshua-v-romane-master-i-margaritahttp://24smi.org/person/3068-ieshua-ga-notsri.htmlhttp://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/bulgakov/master-i-margarita/obraz-ieshua-v-romane-master-i-margarita
голоса
Рейтинг статьи
Экранизация произведения
Произведение Булгакова из-за множества нечистой силы на страницах романа пользуется у режиссеров плохой славой. Эта книга находит в списке, с которой лучше не связываться (это может быть чревато различными неприятностями, даже грозит смертельным исходом). Произведение в этом опередило «Пиковую даму» и «Макбета». И все же есть смелые кинематографисты, не боящиеся связываться с мистическим сюжетом:
В 1972 г. польский режиссер Андрей Вайда представил на суд зрителей фильм, который назывался «Пилат и другие». Воодушевленный романом Булгакова, он захотел экранизировать часть произведения, которая была посвящена отношениям римского прокуратора и Га-Ноцри. Сюжет кинофильма был перенесен в Германию в двадцатые века, роль путешественника сыграл Войцех Пшоняк.
Классическая версия фильма популярного произведения была снята в 1988 г. За съемки такого сложного и разностороннего сюжета опять взялся польский режиссер Мацек Войтышко. Кинокритики отметили мастерскую игру актерского состава. Персонажа Га-Ноцри сыграл Тадеуш Брадецкий.
Отечественная версия фильма «Мастера и Маргарита» была показана на телеэкранах в 2005 г. Режиссер киноленты Владимир Бортко сделал акцент на мистической составляющей романа
Однако и часть сюжета, которая посвящена Га-Ноцри, занимает немаловажное место в кинофильме. Образ Иешуа сыграл артист Сергей Безруков.
В 2011 г
произошла премьера фильма «Мастер и Маргарита» режиссера Юрия Кары, киносъемки которой были завершены еще в 2004 г. Из-за перипетий об авторских правах показ ленты был отложен долгие годы. Долгожданная премьера оказалась провальной. Артисты и роли смотрелись по современным масштабам наивными и ненастоящими. Героя Га-Ноцри в фильме сыграл Николай Бурляев.
Но мыслитель не хочет распространять свое учение, он высказывает собственные мысли с надеждой, что они будут поняты каждому конкретному человеку.
Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри: история отношений
В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» главы, описывающие Ершалаим, являются частью романа Мастера. Ершалаимский и московский миры тесно переплетаются друг с другом. В первом пласте автор поднимает проблемы выбора, свободы и несвободы, а также раскаяния.
Иешуа — милосердный человек с собственным мировоззрением. Многие исследователи творчества Булгакова говорят, что прототипом стал Иисус Христос. Однако Иешуа не описан как божественное явление. Это обычный человек.
Понтий Пилат – прокуратор Иудеи. И Иешуа предстает перед ним в качестве преступника. Его судили за заговор. Будто бы Иешуа подговаривал всех к восстанию.
При разговоре героев у прокуратора сильно болит голова. Поэтому он не был заинтересован говорить с преступником. Но чем дальше, тем больше Понтий Пилат проникается к Иешуа, чувствуя к нему огромный интерес. Прокуратом смятен, когда Иешуа избавляет его от головной боли.
Иешуа Га-Ноцри не понимает насилия, но всегда готов к всепрощению. Несмотря на все пройденные трудности и испытания, он искренне улыбается и рад жизни. Он никого не винит в своей смерти.
Иешуа считает всех людей добрыми, он верит в духовную силу человека. Даже Марк Крысобой для него хороший человек. Пилат же утверждает, что все люди по природе своей злы и лживы.
Понтий Пилат – вершитель судеб – по-настоящему одинок. Единственный его друг – верный пес. Поэтому для героя встреча с Иешуа является переворотной. Он задумывается о тех мыслях, которые проповедовал Иешуа. Он хочет спасти героя, он ищет различные варианты для этого. Однако боязнь ответственности мешает Понтию что-то сделать для философа.
Иешуа мог бы сказать неправду, чтобы защитить свою жизнь. Но он не привык лгать и не делает этого согласно своим принципам.
Понтий Пилат проявляет трусость, когда отправляет Иешуа на казнь, и позже ему приходится раскаяться за это. Перед казнью Га-Ноцри утверждает, что главный человеческий порок – трусость. Пилат осознает, что поступил неправильно. Совесть мучает его. Он хочет оправдаться перед философом и главное перед собой и приказывает убить Иуду, предавшего Иешуа. Однако это не приносит утешения. Прокуратор искренне желает оказать помощь ученику Га-Ноцри, Левию Матвею. И тот действительно видит, как меняются поступки Понтия Пилата. То есть Иешуа Га-Ноцри смог изменить, сделать добрее хотя бы одного человека. Пилат поверил арестанту, понял его мировоззрение.
Образы Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри совершенно не похожи друг на друга. Суровый и могущественный прокуратор и нищий философ. Не смотря на это, они находят друг в друге хороших собеседников.
Жить с угрызениями совести придётся прокуратору всегда, он никогда не избавиться от раскаяния.
Все люди совершают ошибки. Но необходимо извлекать из них уроки и стремиться к высокому – вот, что хотел сказать Булгаков.
Иешуа прощает Понтия Пилата. Только после освобождения пойдут они вместе по дороге вечности, чтобы продолжить свой разговор. И в этом другом мире они обретают покой и вечность для рассуждений.
Сочинение Образ и характеристика Иешуа
В романе Булгакова, герой Га-Ноцри описан совершенно не так, как его показывают в Евангелие. Критики отмечают, что это герой для автора является слиянием самых светлых и порядочных составляющих, которые должны быть в людях. В произведении Булгакова Иешуа является таким же человеком, как и все. Он также испытывает боль и страдания.
Автор в своем романе показывает Га-Ноцри обычным простолюдином и даже никак не намекает читателю, что этот человек сын Бога. Этот бедняга проповедует свое учение, а также исцеляет людей, но главное то, что он человек. Нет никакого золотого нимба над его головой. Никто с неба с ним не разговаривает во время болезненных мук. Булгаков этим хотел показать, что в мире часто все случается не по справедливости.
Описаний этого человека практически в романе нет. Все как-то поверхностно. Булгаков только доносит до читателя возраст мученика, одеяние. Также подчеркивает то, что лицо его избито, на нем ссадины и синяки. Когда прокуратор задал вопрос по поводу родных Иешуа, то тот ответил, что он сам на свете. Причем это звучит не как жалость. Данный герой не создает вид беспомощного человека, которого нужно жалеть. На самом деле, герой Булгакова очень силен, но по началу люди не понимают этого и считают его поведение проявлением слабости.
Автор ставит Га-Ноцри на один уровень с Сатаной. Ведь Воланд представляет себя в царстве небесном на равных с Иешуа. Он является воплощением бога и остается верен своим суждениям. Он уверен в том, что все люди добрые. Держать такое мнение очень трудно в мире в котором мы живем. Иешуа имеет очень развитый дар видить будущее. Он видит наперед. Даже зная о том, что его все равно казнят, он подчеркивает, что жизнь прокуратора очень скудна.
Данный герой всегда открыт для людей и для всего мира. Булгаков дает понять, что если человек движется на встречу, то он воплощает добро. Когда общество наполнено закрытостью, то это уже шаг в сторону зла. Главный смысл жизни его заключается в том, чтоб верить только в действительность, в то, что есть на самом деле.
Все же его казнят. Он погибнет. Это событие преподносит Булгаков как беду для всего человечества. Но автор подчеркивает, то, что это не совсем победа зла над добром. Складывается впечатление, что Га-Ноцри даже не осознает, что он умер. Он всегда будет жить, а мертв он только для прокуратора.
Правда, Булгакова такова, что Иешуа искал истину в мирской жизни. Но на пути познания этой истины стояла смерть, которую нельзя было обойти, ее нужно было просто пережить. Иешуа управлял не только своей жизнь, но и смертью. Он с гордостью встретил ее, ведь это был только очередной шаг к познанию.
Иешуа и Пилат
За эти речи по ложному доносу Иешуа был схвачен и доставлен к Понтию Пилату, прокуратору Иудеи, на суд. Его идеи сочли призывом к свержению власти. Прокуратор быстро понял, что бедняк не представляет угрозы. Он даже сочувствует Иешуа. Этот бедняк смог покорить властного и жестокого тирана своей искренностью, добротой и участием. Но как бы ни старался, Пилат не смог спасти преступника от казни. Он слишком сильно боялся пойти против воли кесаря и потерять должность.
Философ принял свою участь спокойно и смиренно, даже в такой безнадежной ситуации он «не винит никого за то, что у него отняли жизнь». После казни Га-Ноцри как воплощение доброты и сострадания, становится бессмертным. Он видит, как Пилат, терзаемый совестью, жаждет прощения, поэтому просит Воланда помиловать прокуратора. Князь Тьмы исполняет просьбу Иешуа.
Азазелло
Демон, помощник Воланда. Внешность «с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию», с бельмом на правом глазу, отталкивающая. Его основные обязанности связаны с применением силы: «надавать администратору по морде, или выставить дядю из дому, или подстрелить кого-нибудь, или какой-нибудь еще пустяк в этом роде». Покидая землю, Азазелло принимает настоящий облик – облик демона-убийцы с пустыми глазами и холодным лицом.
Герои московского мира
Характеристика героев романа «Мастер и Маргарита» будет неполной без описания персонажей литературной и художественной Москвы, современной автору.
Алоизий Могарыч. Новый знакомый Мастера, представившийся журналистом. Написал донос на Мастера, чтобы занять его квартиру.
Барон Майгель. Работник зрелищной комиссии, в обязанности которого входило знакомство иностранцев с достопримечательностями столицы. «Наушник и шпион», по определению Воланда.
Бенгальский Жорж. Конферансье театра Варьете, известный всему городу. Человек ограниченный и невежественный.
Берлиоз. Литератор, председатель правления МАССОЛИТа, крупного московского литературного объединения, редактор большого художественного журнала. В разговорах «обнаруживал солидную эрудицию». Отрицал существование Иисуса Христа, и утверждал, что человек не может быть «внезапно смертен». Не поверив предсказанию Воланда о неожиданной своей смерти, гибнет, попав под трамвай.
Босой Никанор Иванович. «Деловой и осторожный» председатель жилищного товарищества дома, в котором находилась «нехорошая квартира».
Варенуха. «Известный всей решительно Москве знаменитый театральный администратор».
Лиходеев Степан. Директор Театра Варьете, сильно пьющий и не выполняющий своих обязанностей.
Семплеяров Аркадий Аполлонович. Председатель акустической комиссии московских театров, настаивающий во время сеанса черной магии в Варьете на разоблачении «техники фокусов».
Соков Андрей Фокич. Маленький человечек, буфетчик театра Варьете, жулик-сквалыга, не умеющий получать радость от жизни, зарабатывающий нетрудовые деньги на осетрине «второй свежести».
Краткое описание героев понадобится для того, чтобы легче разобраться в событиях краткого содержания романа «Мастер и Маргарита» и не теряться в вопросе «кто есть кто».
Воланд
Сатана, Дьявол, «дух зла и повелитель теней», могущественный «князь тьмы». Посетил Москву в роли «профессора черной магии». Воланд изучает людей, разными способами стараясь проявить их суть. Посмотрев на москвичей в театре-варьете, делает вывод о том, что они «обыкновенные люди, в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их». Давая свой «великий бал», вносит беспокойство и смятение в жизнь горожан. Бескорыстно принимает участие в судьбе Мастера и Маргариты, возрождает сожженный роман Мастера, позволяет автору романа сообщить Пилату, что тот прощен.
Настоящее обличье Воланд принимает, оставляя Москву.
Левий Матвей
Бывший сборщик налогов, считающий себя учеником Иешуа. Записывает все, что произносит Га-Ноцри, излагая услышанное в силу своего понимания. Предан своему учителю, снимает его с креста, чтобы похоронить, собирается убить Иуду из Кариафа.
Образ и сюжет
Иешуа Га-Ноцри родился в городке Гамла, расположенном на западном склоне Голанской возвышенности. О родителях мальчика ничего не известно, лишь вскользь упоминается, что отец Иешуа прибыл в Гамлу из Сирии.
У мужчины нет близких людей. Философ много лет скитается по свету и рассказывает желающим о собственном взгляде на жизнь. У мужчины нет философской школы или учеников. Единственным последователем Иешуа стал Левий Матвей – бывший сборщик налогов.
Воланд
Первым в романе Булгакова, как ни странно, Иешуа упоминает Воланд. Разговаривая с новыми знакомыми на Патриарших прудах, маг рисует перед слушателями портрет просвещенного:
«Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью…»
Именно в таком виде предстал перед римским префектом Понтием Пилатом Иешуа Га-Ноцри. В черновиках Булгаков упоминает длинные рыжие волосы мужчины, но позже эту деталь убрали из романа.
Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат
Бесхитростного философа схватили и объявили преступником из-за проповедей, который читал Иешуа на рынках Ершалаима. Представителя закона поразили проницательность и доброта арестованного. Иешуа интуитивно угадал, что Понтий Пилат страдает от боли и мечтает, чтобы мучения прекратились:
«Истина, прежде всего, в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что малодушно помышляешь о смерти».
Не менее впечатлило прокуратора, что Иешуа свободно говорил на арамейском, греческом и латинском языках. Допрос с пристрастием внезапно превратился в интеллектуальный разговор двух образованных и нестандартно мыслящих людей. Мужчины спорили о власти и истине, доброте и чести:
«Настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где не будет надобна никакая власть». Иешуа Га-Ноцри
Осознав, что причиной ареста стала глупость и недалекость местного населения, Понтий Пилат пытается повернуть судебное расследование вспять. Прокуратор намекает философу, что нужно отвергнуть собственные убеждения, чтобы сохранить жизнь, но Иешуа не готов отказаться от собственного взгляда на будущее.
В этом поступке все, даже стражники, видят смелость мужчины, который до последнего вздоха остается верен себе. Но прокуратор не готов рисковать карьерой из-за умного и доброго путешественника, поэтому, невзирая на симпатии, казнь состоится.
Суд Пилата
Приговоренных к смерти ведут на Лысую гору, где и произойдет распятие. Смирившегося с судьбой и не сопротивляющегося Иешуа прибивают к деревянным доскам. Единственное, что смог сделать Понтий Пилат – отдать приказ, чтобы философа быстро закололи ножом в сердце. Подобный поступок избавит славного Га-Ноцри от продолжительных мучений. В последние минуты жизни Иешуа говорит о трусости.
«…он не был многословен на этот раз. Единственное, что он сказал, это что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость».
Тело учителя снимает с креста Левий Матвей. Мужчина проклинает бога и Понтия Пилата за смерть друга, но сделанного не воротишь. Префект Иудеи отдает приказ захоронить тело философа, воздав тем самым по заслугам мудрому отшельнику.
Казнь Иешуа Га-Ноцри
Но смерть – вовсе не конец для Иешуа. Философ навещает нового знакомого во снах, где прокуратор и Га-Ноцри беседуют о волнующем их и ищут смысл жизни. Последнее упоминание философа опять же связанно с Воландом. Га-Ноцри отправляет Левия Матвея к черному магу с распоряжением.
«Он прочитал сочинение Мастера и просит, чтобы ты взял с собою Мастера и наградил его покоем… Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, взяли тоже».