Олдос хаксли: то, что люди не учатся на ошибках истории

«о дивный новый мир»: краткое содержание. «о дивный новый мир» — роман олдоса хаксли

Олдос Хаксли – О дивный новый мир

Хаксли волновали проблемы философии и социологии, свои размышления он последовательно воплощал в любимом жанре – антиутопии

Несмотря на то, что она рассматривается как фантастика, писатель использовал этот жанр, чтобы обратить внимание на реальные проблемы вокруг. Хаксли подробно рассказывал о проблемах антиутопического общества, которое живет в будущем

Интерес к социологической и политической проблематике в 1932 году вылился в лучшую его прозу – “О дивный новый мир”. Она практически является книгой-началом жанровой традиции (не считая “Мы” Замятина), которая даст толчок другим прозаикам 20 века: Оруэллу, Брэдбери, Берджессу и другим.

В книге Олдоса Хаксли рассказывается о подавлении духовного многообразия и отказе от индивидуальности и мыслей о свободе, в пользу стабильности – социальной и материальной. В мире Хаксли запрещено естественное размножение, новые граждане государства выращиваются в пробирках; общество поделено на касты – низшие из них угнетаются еще на стадии развития эмбриона. Описанную в книге “Эру Форда” автор воспринимал как свою эпоху, порожденную некрепкими нормами этики и тоталитаризмом. Все страны планеты соединены в единое государство, потребление стало культом, а Генри Форд (первый производитель общедоступных машин) – новым богом потребительского общества. Писатель утверждал, что рассказывает не о научном прогрессе, а о том, как этот прогресс влияет на человеческую личность.

Другими знаковыми произведениями в этом и других жанрах стали: “Обезьяна и сущность” (постапокалиптическая антиутопия) – “роман в романе”, написан как сценарий; “Кинфия”, “юный Архимед”, “Монашка к завтраку”, “Время должно остановиться”, “Гений и богиня”, “Рай и Ад”, “Остров” и др.

Разделение на касты

В Мировом государстве принята кастовая система из пяти уровней:

  1. Альфа – интеллектуально развитые, высокие люди, сотрудники высшей квалификации. Цвет одежды – серый.
  2. Бета – вторые по значимости в обществе, представители младшего управленческого персонала. Цвет одежды – красный.
  3. Гамма – средний персонал, выполняющий квалифицированную работу, не требующую высокого интеллекта. Цвет одежды – зелёный.
  4. Дельта – представители военной и охранной отрасли. Цвет одежды – хаки.
  5. Эпсилоны – низшая каста тупых и низкорослых людей, чёрнорабочие. Цвет одежды – чёрный.

Отношение среди каст строятся на следующих позициях:

— Каждый член касты любит и возвышает свою касту.

— Каждый человек восхищён кастами выше и презирает тех, кто кастой ниже.

Цитаты о счастье

«И если когда-либо, по какой-то неудачной случайности, что-нибудь неприятное должно как-то случиться, ведь всегда есть сома, чтобы дать вам отдых от фактов. И всегда есть сома, чтобы успокоить ваш гнев, примирить вас с вашими врагами, сделать вас терпеливым и многострадальным. В прошлом вы могли добиться этого можно только с огромным усилием и после многих лет упорных нравственных тренировок. Теперь вы проглатываете две или три таблетки по полграмма, и вот вы. Теперь любой может быть добродетельным. Вы можете нести в себе по крайней мере половину своей морали. бутылка. Христианство без слез – вот что такое сома ». (Глава 17)

Эта цитата является выдержкой из разговора между Джоном и Мустафой, который происходит в главе 17. Мустафа пытается убедить Джона, что сома – это панацея от любых неприятных эмоций, которые могут привести к неэффективности и конфликту. В отличие от тяжелого нравственного воспитания прошлого, сома может решить любую душевную болезнь почти мгновенно.

Любопытно, что параллель между моральным обучением, которым обычно является основной аспект религии и сомы намекает на происхождение самого слова сома . Раньше это был энтеогенный напиток, который употребляли во время ритуалов ведической религии. В нескольких мифах также изображены две противоборствующие фракции божеств, борющиеся за право владения сомой. Однако, если изначально сома употреблялась как богами, так и людьми для достижения «света» и бессмертия, то сома, которая в Мировом Государстве представлена ​​в виде удобных таблеток, в основном используется для устранения любых «неприятностей»: Ленина сбивает себя с ног. выйти с ним после того, как не смогла вынести ужасов, свидетелем которых она стала в резервации. Тем временем Линда, которая в изоляции в Резервации искала заменитель сомы в мескалине и пейотле, в конце концов, прописала смертельную дозу сомы как только она вернется в состояние мира.

Проблемы

Произведение «О дивный новый мир» выявляет очень важные проблемы общества, такие как:

  1. Противостояние цивилизации и природы. В Инкубатории детям прививают нелюбовь к природе с помощью электротока и сирены. Это делалось из экономических целей, чтобы низшие касты не предпочитали бесплатный отдых на природе платному досугу города или работе. В государстве природа давно подчинена требованиям людей, от этого она лишилась самобытности и стала такой же фальшивой и мертвой, как люди, не замечающие ее.
  2. Общество потребления. В «новом» мире человек ничего не создает, а только потребляет. Благодаря этому в Едином государстве хороший оборот спроса и предложения. Потребляющий человек живет в достатке, у него всё есть и поэтому ему ни к чему не надо стремиться или чего-то добиваться. Благодаря этому, «новый» мир — это мир стабильности, где все довольны и никто не идет против государства или идеи. Идей просто нет.
  3. Деградация. Человек нового мира не создает ничего нового и живет в достатке, не думая о завтрашнем дне. Он не развивается как личность и не приобретает новые знания. Все это рано или поздно приводит к деградации. Все жители нового мира одинаково глупы и не развиты.
  4. Потеря ценностей. Все традиционные ценности и мораль в «новом» мире сошли на нет. Более того, некоторые запрещены. Поэтому люди сами по себе уже не имеют ценности.

Глава двенадцатая

Утро началось со стука в дверь Джона. Бернард упорно просил его выйти к гостям, а особенно к архипеснослову Кентерберейскому, с которым он мечтал поужинать и, тем самым, закрепить статус. Однако Дикарь отказался встречаться с людьми, которых он не хочет видеть.

Линайна была абсолютно подавлена тем, что «не нравится Джону». Архипеснослов отказал Бернарду, пригласив с собой Линайну. Бернард горько рыдал и после принял 4 таблетки сомы.

Бернард очнулся от визита Джона, который сказал ему, что теперь «он похож на прежнего Бернарда». Тот решил восстановить дружеские отношения ещё с Гемгольцем, который принял его особенно радушно, что ранило Бернарда. Оказалось, Гемгольц тоже находился в конфликте с Властью из-за своего стихотворения о «ночной уединённости».

Гемгольц знакомится с Дикарем, и они вместе разговаривают о Шекспире, пересказанным Джоном.

Глава четвёртая

Встретившись в лифте с Бернардом, Линайна предложила ему съездить вместе в Нью-Мехико, однако он сконфузился и засмущался. В лифт зашёл эпсилон-минус, постоянно повторяющий слово «крыша», из динамика ему приказывали спускаться вниз — это вызвало смех.

Генри Форд ждал Линайну у себя в кабинете. Они пересели в машину и взлетели над Лондоном. Приземлились в Сток-Поджес и пошли играть в гольф.

Бернард открыл двери своего ангарного отсека и попросил дельта-минусовиков выкатить его вертоплан. Ему всегда было трудно разговаривать с низшими кастами, так как он сам был на них похож — по внешним характеристикам. Он был на 8 сантиметров ниже альф, а значит и щуплее.

Приземлившись на крыше Института технологии чувств, где издавались газеты «Ежечасные радиовести» для высших каст, «Гамма газета» и «Дельта-Миррор», Бернард пошел к Гельмгольцу Уотсону — красивому альфа-плюсовку, лектору-преподавателю. Они разговаривали о своей несчастливой жизни, а об этом, как известно, говорить было нельзя, ибо все у всех было идеально по общепринятым стандартам.

Цивилизация глазами Хаксли

Главное для общества Мирового Государства – это стремление к стандартизации. Девиз звучит так: «Общность. Одинаковость. Стабильность». Фактически с младенчества жители планеты привыкают к истинам, по которым потом всю оставшуюся жизнь и живут. Истории для них не существует, страсти и переживания – тоже ненужная чушь. Семьи нет, любви нет. Уже с раннего детства детей обучают эротическим играм и приучают к постоянной смене партнёра, ведь согласно подобной теории каждый человек полностью принадлежит остальным. Искусство уничтожено, но активно развивается сфера развлечений. Всё электронное и синтетическое. А если вдруг взгрустнулось, все проблемы решит пара граммов сомы – безобиднейшего наркотика. Краткое содержание романа О. Хаксли «О дивный новый мир» поможет познакомиться читателю и с главными персонажами произведения.

Ловушка страха

«Любовь изгоняет страх; но, наоборот, страх изгоняет любовь. И не только любовь. Страх также изгоняет разум, изгоняет добро, изгоняет все мысли о красоте и истине. Что остается в бездельнике или нарочито шутливом отчаянии того, кто осознает непристойное ».

Это одна из самых интересных цитат Олдоса Хаксли. В нем он говорит, что мы должны держать в уме страх. Любовь — это самое сильное чувство, которое мы можем испытать. Он может нас наполнять, защищать и даже заставлять развиваться. Однако страх — это обратная сторона медали.

Страх ограничивает нас и подпитывает ложью, блокируя наш путь к личному росту. Замаскированный, он способен увести нас от всего, что для нас хорошо. Более того, это заставляет нас сомневаться и отчаяться.

Жизнь, полная страха, — это жизнь, полная незащищенности и, в некотором смысле, самоуничижения. Страх — это чудовище, которое говорит нам, что мы недостаточно хороши. Это также говорит нам о том, что мы маленькие и незначительные. Поэтому лучшее оружие, которое мы можем использовать для борьбы со страхом, — это любовь, то чувство, которое учит нас ценить себя.

Глава пятая

Пока Линайна и Генри летели обратно, они обсуждали счастье быть определённой кастой. Например, если бы не было бы эпсилонов, не было бы физического труда, а значит, не было бы никакой технической стороны обслуживания, а это важная часть стандартизации. При этом эпсилон не может знать, что значит быть не-эпсилоном, в психике каждой расы заложены определённые идеалы. Это высшее проявление справедливости.

Они приземлись на крышу сорокаэтажного дома, где жил Генри, поужинали и отправились в обновлённое аббатство, где играла музыка. Танцы длились всю ночь, было принято 3 дозы сомы (наркотика, который погружал человека в счастье).

Бернарду раз в две недели, по четвергам, нужно было присутствовать в сходке единения: слушали Песнь Единения, танцевали в хороводе, пили сому.

Глава одиннадцатая

После скандала все мечтали увидеть Джона, но никак не Линду, которая вызывала отторжение своим внешним, непривычным для цивилизации, видом. Линда мечтала оказаться около телевизора, сомы и других недоступных ей вдали от дома чудес и, по настоянию доктора Шоу, она залегла к себе в комнату на долгое время.

Бернард был ослеплён успехом и побежал рассказывать Гельмгольцу о своих 6 девушках, которые от него в восторге. Друг не разделил его счастье, он лишь сказал, что ему от этого грустно. Бернард же наслаждался славой, пока в его руках был козырь — Джон. Ему было велено показать Дикарю все цивилизованное Общество, однако Джон не собирался принимать сому, смотреть фильмы, которые заставляла его смотреть Линайна, и смеяться со студентами над религией.

После очередного отказа Джона от ночи с Линайной, она приняла большую дозу сомы.

Цитаты о любви и сексе

«Мать, моногамия, романтика. Высокий бьет фонтан; свирепая и пенистая дикая струя. У побуждения есть только один выход. Моя любовь, мой ребенок. Неудивительно, что эти бедные до современности были сумасшедшими, злыми и несчастными. Их мир не позволял им легко воспринимать вещи , не позволяли им быть здравомыслящими, добродетельными, счастливыми. Что с матерями и любовниками, что с запретами, которым они не были принуждены подчиняться, что с искушениями и одинокими раскаяниями, что со всеми болезнями и бесконечной изоляционной болью , что с неуверенностью и бедностью – они были вынуждены сильно чувствовать. И чувствуя себя сильно (и более того, в одиночестве, в безнадежно индивидуальной изоляции), как они могли быть стабильными? » (Глава 3)

В главе 3 Мустафа Монд объясняет историю Мирового государства группе мальчиков, путешествующих по Хатчери. «Мать, моногамия и романтика» – это концепции, которые осуждаются в Мировом Состоянии, как и сама идея «сильного чувства»; однако для Джона это основные ценности, поскольку он предан своей матери и стремится к моногамии и романтике, все еще испытывая чувства, не отфильтрованные сомой . В конце концов, подчинение этим чувствам заставляет его пытаться очистить себя самобичеванием, что при неудачном повороте событий приводит к его безумию и самоубийству. Его кончина косвенно подтверждает точку зрения Мустафы Монда, поскольку, устранив «мать, моногамию и романтику» наряду с «сильным чувством», Мировое Государство преуспело в создании стабильного общества, в котором все были внешне счастливы. Несомненно, людям внушают, что они должны вести себя определенным образом только в соответствии с их кастой, и все государство представляет собой систему, основанную на производстве и потреблении, подпитываемую потребительскими тенденциями его жителей; тем не менее, они счастливы. Им просто нужно выпить сомы и предпочесть веселье истине.

“‘Шлюха!’ он кричал: «Шлюха! Наглая распутница!» (Глава 13)

Джон кричит эти слова Лениной, когда она раздевается перед ним. Ссылаясь на своего любимого Шекспира, он называет ее «непочтительной шлюхой». Это реплика из «Отелло», где главный герой собирается убить свою жену Дездемону, поскольку убедился, что она ему изменяет. Однако оба случая употребления «наглой шлюхи» неверны: Дездемона все время была верна, а Ленина спала без дела, потому что общество, в котором она выросла, заставило ее поступить так.. Отелло и Джон считают свои любовные увлечения неряшливыми и красивыми, что беспокоит Джона, поскольку он не может одновременно вычислить чувства отталкивания и влечения. Фактически, такие противоположные чувства в конечном итоге приводят его к безумию и смерти.

Угроза перемен

«Мы не хотим меняться. Каждое изменение — угроза стабильности ».

Изменения — это угроза, потому что они связаны с бездной неизвестного и пропастью неопределенности. Когда мы меняемся, мы отказываемся от старых привычек и используем возможность внедрения новых. Проблема в том, что мы неохотно приветствуем новые вещи в своей жизни, потому что считаем их врагами, дестабилизирующими нас. Вот почему так много целей остаются невыполненными.

Есть два типа изменений. Во-первых, это незаметные изменения. Затем происходят революционные изменения. Последние изменения более ценны и напрямую связаны с преобразующими изменениями, происходящими изнутри.

«Эта поистине революционная революция должна быть осуществлена ​​не во внешнем мире, а в душах и плоти людей».

Пределы слов: еще одна удивительная цитата Олдоса Хаксли

«Мы должны научиться эффективно обращаться со словами; но в то же время мы должны сохранить и, если необходимо, усилить нашу способность смотреть на мир напрямую, а не через эту полупрозрачную среду понятий, которая искажает каждый данный факт до слишком знакомого подобия некоторого общего ярлыка или объяснительной абстракции . »

Эта цитата действительно предлагает нам задуматься. Язык — мощный инструмент общения, но у него есть свои ограничения.Иногда слова не могут вместить неуловимого. Слова часто приводят к недопониманию и конфликтам, потому что все субъективно.

Как вы видете, Цитаты Олдоса Хаксли ценны и помогают нам задуматься о том, как мы живем и куда идем. Они полны мудрости и бросают вызов нашему интеллекту.

Идея

Примечательной особенностью романа “О дивный новый мир” стал не факт описания технологичного мира будущего в формате антиутопии, не сатирические нотки относительно такого социума и даже не запрятанные в именах и фамилиях героев пасхалки, посвященные знаковым фигурам политики и истории (Бернард Маркс = Бернард Шоу + Карл Маркс; Бенито Гувер = Бенито Муссолини + Герберт Гувер и т.д.). Олдос Хаксли, сколько бы он не презирал такое мироустройство и сколько над ним не насмехался, в конечном счете признает грядущую победу за таким миром будущего. Победу над человечностью, индивидуальностью, сакральностью жизни.

Его произведение – предупреждение, что, однажды пойдя по такому пути преобладания интересов социума над личностными потребностями, человеческая цивилизация приведет себя к безликому и антигуманному будущему. Где грязь и похоть будут поощряться, а чистота и душевность низводиться до ранга дурного тона и даже греха. Где роль Господа Бога займет Генри Форд.

Естественным следствием такого мирового порядка будет уничтожения истории народов и стран, стирание с лица земли важных знаний, противоречащих утвержденным канонам, а недовольные будут либо истреблены физически, либо насильно переформатированы. Все устремления направлены на баланс в обществе, каждый должен думать о всех и всецело подчинять собственные интересы общему благу. Даже после смерти трупы сжигают и отправляют часть выделений в производство.

“Служить счастью, особенно счастью других, гораздо труднее, чем служить истине, – если ты не сформирован так, чтобы служить слепо.”Главноуправляющий Мустафа Монд

Когда по ходу чтения рождается надежда, что борцов с новым порядком становится все больше, они появляются один за другим, в умах типичных представителей кланового социума зарождают бунтарские мысли, моментально приходит мощнейшее разочарование. Страх перед переменами душит беспощадно. Бернард погрязает в наслаждениях, от которых он так долго и упорно шарахался, а позже вообще был сослан за пределы цивилизованного общества; Гельмгольц Уотсон попадает в опалу правительства, хотя являлся видным научным деятелем; Линайна как осенний листок плыла по течению бунтарских мыслей, а затем снова вернулась в струю привычных обществу беспорядочных половых связей и наркотического блаженства сомы. Но самая драматичная развязка связана с Дикарем Джоном. Он единственный не смог ужиться со вспыхнувшим диссонансом в душе. Горькое разочарование в цивилизованном мире и в себе, поддавшемся этим искушениям, заставило наложить на себя руки. Пластмассовый мир победил.

Слабость человеческой натуры, оказавшейся в описанных условиях мира будущего, не даст шанса вернуть все к прежнему порядку вещей. И Олдос Хаксли напрямую об этом говорит. Обратной дороги не будет, бездушная цивилизация, забывающая о ценности каждой человеческой жизни в отдельности, пережует в последствии любой бунт. Масса довольных жизнью зомби своими же руками уничтожит всякое проявление свободы мысли.

И, стоит сказать, Олдос Хаксли очень близко описывает наш современный мир. Нам необходимо внимательно присмотреться к тому, что действительно ценно, а что стоит отложить в сторону как деструктивное явление. Иначе впереди нас всех ждет век абсолютного разврата, а от всех проблем мы будем прятаться в идиллии наркотического блаженства.

Цитаты о политике

“Когда человек чувствует, сообщество шатается”. (Различные упоминания)

Это учение Общества о Мировом Состоянии, , которое идет рука об руку с «никогда не откладывайте до завтра, как ты можешь повеселиться сегодня ». Ленина произносит это Бернарду после того, как они провели ночь вместе в его комнатах, о чем он сожалел, говоря, что хотел бы, чтобы все закончилось иначе, особенно учитывая, что это был их первый день вместе. Она утверждает, что бессмысленно откладывать какое-либо удовольствие, в то время как он хочет «почувствовать что-то сильное», что в основном не приветствуется в Мировом Государстве, поскольку чувства могут разрушить любую форму стабильности. Тем не менее, Бернар тоже хочет немного пошатнуться. Этот разговор заставляет Ленину чувствовать себя отвергнутой.

«Да, а цивилизация – это стерилизация». (Глава 7)

Цивилизация – это стерилизация – одно из основных учений Общества в О дивном новом мире , и его произносят разные персонажи на протяжении всего романа. Стерилизация может означать разные вещи: одно – это санитария и чистота, в отличие от грязи, в которой живут люди в резервации. «У меня был ужасный порез на голове, когда меня впервые привезли сюда. Вы не представляете, что они использовали для этого. Грязь, просто грязь, – вспоминает Линда перед тем, как произнести заявление. Точно так же Ленина приравнивает стерилизацию к чистоте, которая, по ее словам, «близка к бродяжничеству». Однако стерилизацию также можно истолковать в отношении того, что женщины не могут иметь детей. В Мировом Государстве 70% женского населения превращаются в бесплодных женщин. Они достигают этого, вводя эмбрионам женского пола небольшую дозу половых гормонов. Это делает их бесплодными и вполне нормальными, за исключением небольшой тенденции к отрастанию бороды.

«Наш мир не такой, как мир Отелло. Вы не можете делать фливверы без стали – и вы не могут творить трагедии без социальной нестабильности. Мир сейчас стабилен. Люди счастливы; они получают то, что хотят, и они никогда не хотят того, чего не могут получить ». (Глава 16)

Этими словами, которые Мустафа Монд говорит Джону в стиле философских дебатов, он подробно описывает, почему Шекспир устарел в Мировом Государстве. . Как высокообразованный человек, он признает, что они красивы, но его слова устарели и поэтому не подходят для общества, ориентированного в первую очередь на потребительство. Более того, он принижает Джона за то, что он использовал Шекспира как парадигму ценностей и этики, потому что мир Шекспира сильно отличается от Мирового Государства.. Его мир был подвержен потрясениям и нестабильности, в то время как Мировое Государство по существу стабильно, что, в свою очередь, не является благодатной почвой для трагедий.

Темы

Тематику романа О. Хаксли «О дивный новый мир» можно разбить на несколько тем:

  1. Главная тема произведения — будущее европейской цивилизации. Хаксли в своем романе обыгрывает возможное будущее, где есть все прелести прогресса от сомы до создания ощущальных фильмов. Однако в этом обществе нет традиционных ценностей, науки и искусства, отчего оно такое пустое и бесчеловечное.
  2. В произведении поднимается тема искусства. В новом мире, где все равны, запрещено искусство, ведь оно развивает индивидуальность человека и ведет к размышлениям.
  3. Ещё одна тема произведения — любовь. В Единой государстве, где нет родственных связей и долгосрочных отношений, любовь невозможна. Она заменяется на плотское удовольствие с разными партнерами. Ведь если нет настоящей любви, то нет печали и переживаний. Как раз то, что нужно для стабильной работы и всеобщего спокойствия.
  4. Следующая тема, которую затрагивает автор, это — семья. В Едином государстве институт брака отсутствует. Слова «мать» и «отец» — это ругательства. В будущем нет живородящих женщин, а детей выращивают искусственно в Инкубатории. Долгие отношения являются дурным поведением. Никто никому не нужен. Все взаимозаменяемы.
  5. Еще одна тема, которая поднимается в романе — образование. В «новом» мире человека избирательно образовывают на этапе развития в Инкубатории. В зависимости от касты, люди получают определенный набор знаний и навыки. У низших каст нет выбора и возможности развиваться самостоятельно и они никогда не смогут быть умнее альф. Так же как и альфы не смогут знать больше, чем требуется обществу.

Развязка

Мустафа Монд признаётся им, что когда-то сам был в похожей ситуации. В молодости он был хорошим учёным, но, поскольку общество не терпит инакомыслящих, его поставили перед выбором. От ссылки он отказался, так и стал Главноуправителем. По прошествии всех этих лет он даже с какой-то завистью говорит о ссылке, потому что именно там собраны самые интересные люди их мира, имеющие свой взгляд на всё. Дикарь тоже просится на остров, но из-за эксперимента он вынужден остаться здесь, в цивилизованном обществе. Дикарь сбегает от цивилизации на заброшенный авиамаяк. Живёт в одиночестве, как настоящий отшельник, купив на последние деньги самое необходимое, и молится своему богу. На него приезжают посмотреть как на диковинку. Когда он исступлённо бил себя бичом на холме, то в толпе увидел Линайну. Он не может этого стерпеть и бросается с бичом на неё, крича: «Распутница!» Сутки спустя очередная молодая пара из Лондона приезжает на маяк на экскурсию. Они обнаруживают труп. Дикарь не вынес сумасшествия цивилизованного общества, единственно возможным протестом для него стала смерть. Он повесился. На этом заканчивается увлекательная история романа «О дивный новый мир» Хаксли Олдос. Краткое содержание — это только предварительное знакомство с произведением. Для того чтобы глубже проникнуть в его суть, следует прочесть роман полностью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
На позитиве
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: