Какие же задачи предстоит решить Иви:
- вернуть себе утраченную важную часть личности;
- вернуться на путь индивидуации, путь к своей подлинности;
- позволить себе быть несогласной.
Иви невольно становится соучастницей преступления против существующей власти, что приводит ее в подвал, где обитает Вендетта.
Достаточно распространенный символ спуска под землю — это вход в свое бессознательное. То, что Иви втянута в эти события, но все еще противится Вендетте и его деятельности показывает, как наши сознание цепляется за старые установки противясь изменениям.
Для сознания Тень всегда олицетворение зла, порока и недопустимых желаний, поэтому сознание уверенно что она не может принести Эго пользы.
Тут важно заметить, что Вендетту нельзя рассматривать как олицетворение Тени во всеобъемлющем смысле этого явления, поскольку оно многогранно и несет в себе также деструктивные порывы и инстинктивные необузданные стремления. Но мы лишь рассматриваем ту часть Тени, которая на данный момент была актуальна для Иви и общества настолько, что прорвалась через защиты Эго в образе Вендетты
Но мы лишь рассматриваем ту часть Тени, которая на данный момент была актуальна для Иви и общества настолько, что прорвалась через защиты Эго в образе Вендетты.
Тень Иви помещает ее в темницу, в которой ранее сидела сама Тень. То есть Эго-сознание должно сдаться перед грядущими трансформациями. Вендетта предает Иви испытаниям, что призваны помочь сломить мощные защитные механизмы, сформированные детской травмой утраты родителей и перевоспитанием.
Эти испытания помогут явить миру и самой Иви ее внутреннюю сущность, которая была в заточении много лет.
Иви получает в камере письма от Валери, которая как может показаться вначале сидит в соседней камере. И здесь роль Валери — это показать Иви смелость в самопредъявлении даже в ситуации, когда тебя не принимают. Показать именно то, что Иви очень не хватает.
Когда защиты разрушены и Эго не противится умиранию, это символический момент показывает рождение новой личности, Иви, которая свободна быть несогласной, Иви, которая больше не боится.
Ее стрижка как символ перерождения личности, а также намек на маскулинность, то есть обретение мужских энергий — решимости, смелости, целеустремленности, упорядоченности.
Когда задача Тени выполнена, интеграция завершена, тогда этот аспект Тени умирает, в нем она больше не нуждается.
Нога C3PO в «Звёздных войнах»
А вот чуть менее известная история из той же франшизы. Все, кто смотрел «Звёздные войны», моментально вспомнят, как выглядит робот‑переводчик, помогавший героям в их приключениях. C3PO — человекоподобный андроид из металла золотого цвета.
Но на самом деле в оригинальной трилогии правая нога этого робота серебряная. И этого не замечают многие поклонники «Звёздных войн».
Упустить этот момент довольно легко. В первых сценах C3PO и R2D2 путешествуют по пустыне, и жёлтый песок, отражаясь в металле, сглаживает разницу. А в дальнейшем робота часто показывают от пояса или колен, и нижняя часть ноги не попадает в кадр. Однако буквально пары роликов или даже картинок достаточно, чтобы убедиться: она и правда другого цвета.
Кадр из фильма «Звёздные войны: Эпизод 4 — Новая надежда»
Справедливости ради нужно сказать, что в последних фильмах робот и правда полностью золотой. Но всё же о первой трилогии забывать не стоит.
Приветствие Ганнибала Лектера в «Молчании ягнят»
В легендарном триллере 1990 года Энтони Хопкинс сыграл, возможно, самого харизматичного маньяка в истории кино. Всегда спокойный и умный на грани гениальности Ганнибал Лектер появлялся в картине примерно на 15 минут, но запомнился большинству зрителей лучше главной героини. Этот образ принёс актёру заслуженный «Оскар».
Одна из наиболее впечатляющих сцен — первое появление Лектера на экране. Агент ФБР Кларисса Старлинг подходит к камере, там стоит преступник с немигающим взглядом. И дальше, по мнению Why do so many people recall the quote «hello Clarice» in Silence of the Lambs? / Quora многих зрителей, он произносит легендарную фразу: «Здравствуй, Кларисса».
На самом же деле Лектер говорит просто Good morning (правда, на русский дублировали как «Добрый день»).
Да и было бы странно, если бы он обратился к девушке по имени до того, как она представилась. Однако зрители запомнили момент именно таким. Отчасти из‑за известной финальной сцены, где Лектер звонит героине по телефону. Хотя и там он произносит просто: «Ну что, Кларисса, ягнята замолчали?»
Иллюзия Хэппи-энда. «Сметём власть, а дальше видно будет…»
Лично V свои цели озвучивает в начале фильма следующим образом:
В этом монологе главного героя раскрывается вся суть мировоззрения тех, кто бездумно работает по принципу «сметём власть, а дальше видно будет» – это и различные экстремисты, и террористы, и даже псевдопатриоты, желающие по-быстрому исправить тяжелое положение, в котором оказалась их Родина. Ведь что такое вендетта? Это кровная месть, «кровь за кровь» или в другой интерпретации – «око за око». Этот принцип подразумевает, что восстановить справедливость и победить зло якобы можно путём насилия и террора.
Именно этой дорогой идёт V на протяжении всего фильма. Конечно, он использует и средства агитации – захватывает телецентр, обращается к миллионам, но все его диалоги – это только расплывчатые призывы «восстать и уничтожить». В его действиях много пафоса и гламура, но нет ни капли созидания, а призывы к свободе настолько расплывчаты, что не сулят ничего кроме анархии. У V нет знаний и нет теории, на базе которой можно было бы создать альтернативу тому обществу, которое показано в фильме. Вместо того чтобы думать, он идёт воевать. И, на первый взгляд, его усилия оказываются не напрасны, но это так только для тех, кто не заглядывает в завтрашний день.
Фильм заканчивается тем, что здание парламента взрывается, а полиция не препятствует демонстрантам. Эта сцена вроде как символизирует падение прошлой деспотичной власти и наступление долгожданной эпохи свободы (которую в том числе символизирует лицо угнетаемого прошлой властью педераста Гордона Дитриха, оказавшегося в первых рядах оппозиции). Зритель воспринимает эту трогательную картинку как хэппи-энд, но суть в том, что никакого счастливого финала здесь нет – это обман.
Ведь цель не в том, чтобы уничтожить несправедливую власть, а в том, чтобы создать некую альтернативу – общество, в котором люди смогут жить по-человечески (для этого ещё полезно было бы на первом этапе определиться с тем, что значит «жить по-человечески»). Но этого не будет. Народ в фильме восстал, чтобы уничтожать, а не созидать, и поддержал методы террора, как главный инструмент восстановления «справедливости». А это значит, что общество осталось таким же, и поэтому в той части, о которой не рассказали создатели картины, на смену одной тирании очень быстро придёт другая. Ведь в обществе, основанном на принципах «вендетты», а не любви, счастливая жизнь невозможна в принципе.
Создатели фильма, чтобы показать массовой аудитории эффективность силового метода изменения мира, поместили главного героя в такую обстановку, в которой методы террора оправданы ситуацией, так как режим власти откровенно фашистский, кругом тотальная цензура и других вариантов противостоять у V нет, разве что сдаться, что явно было бы неправильно. И в созданной реальности фильма метод террора действительно эффективен, и во многом безальтернативен. По тому же принципу построены все американские фильмы про супергероев, ведь их насилие тоже всегда оправдано – они спасают мир. Но в результате просмотра таких фильмов, миллионы зрителей начинают полагать, что бороться за правду в реальном мире надо тоже в первую очередь на силовом приоритете.
Однако в реальности, а не в фильме, наш сегодняшний мир нельзя преобразовать в лучшую сторону, опираясь в первую очередь на насилие, в основу должны лечь другие инструменты – идейные/идеологические/мировоззренческие.
Речь о том, что борьба с неправедной идеологией и властью должна вестись на уровне идей, а не на уровне военного оружия. Если новая идеология опирается на методы террора, то всё, что она сможет принести, – это только реки крови и ещё более жестокий строй (управление, выстроенное на принципах либерализма, может быть не менее античеловечным, чем на принципах откровенного фашизма – подробнее об этом далее). В этом и заключается главная, но не единственная ложь фильма, так как он оправдывает террор, вдохновляя миллионы людей на следование по этому ложному пути. Не зря самой благодатной аудиторией картины считаются антиглобалисты радикального толка, которые бездумно борются с объективным процессом глобализации – постепенного объединения всех народов друг с другом, не осознавая, что процесс объединения сам по себе не плох, главное – на каких принципах будет протекать эта глобализация.
Далее рассмотрим ещё ряд идей, продвигаемых фильмом.
Любовь как битое стекло
Несмотря на большое количество достаточно важных второстепенных персонажей, главное внимание в этом фильме всегда приковано к двум героям: V и Иви. Их особенные отношения развиваются, разрастаются и нагнетаются параллельно с тем, как в сломленном народе прорастают ростки несогласия, постепенно превращающиеся в открытое противостояние
В одной из заключительных сцен Иви говорит, что V – это ее отец и ее мать, ее друг и брат, она сама и весь народ в целом
Она отдает дань той неимоверно важной роли, которую сыграл этот человек в судьбе всей страны
Последняя встреча Иви и V ознаменуется смертью последнего и началом нового этапа истории всей страны
Но все же в ее собственной судьбе V занимал и всегда будет занимать отдельное место. Иви ни разу не увидит лица своего героя (согласно предыстории персонажа, он сильно обгорел во время взрыва в концентрационном лагере), она только один раз его поцелует (и то через маску), и уж точно никогда не будет заниматься с ним сексом. Они не будут жить долго и счастливо, и у них не родятся дети. Все, что будет между ними – это разделенная на двоих боль и общая вера в безапелляционное право на свободу. К слову, в комиксе после того, как V погиб, Иви взяла себе его личность.
V — значит вендетта — Цитаты
Декларация 5-го ноября:
— Добрый вечер, Лондон. Во-первых, простите за вторжение на тв-канал. Я, в числе многих из вас, понимаю, как удобна повседневная рутина, как безопасно хорошо знакомое однообразие, как спокойна повторяемость. Я наслаждаюсь этим, как любой человек. Но определённые события прошлого, обычно связанные с чьей-либо смертью или с завершением жестокой, кровопролитной борьбы, остаются в памяти людей, и те отмечают их праздниками, и я подумал, что мы можем отметить 5-е ноября — дату, ныне, к сожалению, позабытую. Давайте отвлечёмся от повседневной жизни, и немного побеседуем. Найдутся, конечно, те, кто не желают нашего общения. Я полагаю, что в данный момент уже отдаются приказы по телефону, и люди с оружием скоро отправятся исполнять их. Почему? Потому что хоть вместо беседы и можно использовать дубинку, слова никогда не потеряют свою силу, слова передают смысл и возвещают истину тем, кто им внимает. А истина проста — с нашей страной творится что-то неладное, что-то ужасное. Жестокость и несправедливость, нетерпимость и угнетение. В стране, где когда-то была свобода инакомыслия, где человек мог говорить то, что думает, теперь властвует цензура и тотальный надзор, принуждающие к подчинению и навязывающие непротивление. Как это случилось? По чьей вине? Безусловно, одни причастны к этому более, чем другие, и с них в своё время спросится, но всё же, признаем правду — если вы хотите увидеть виновника, достаточно просто посмотреть в зеркало. Я понимаю, почему вы так поступили, я знаю, вам было страшно. Кто бы не испугался войны, террора, болезней. Тысячи бедствий словно сговорились сбить вас с истинного пути и лишить здравого смысла, страх одолел вас и в панике вы бросились к нынешнему верховному канцлеру Адаму Сатлеру. Он обещал вам порядок, обещал мир, и взамен потребовал лишь вашего молчаливого, покорного согласия. Вчера вечером я прервал молчанье, вчера я уничтожил Олд Бейли, дабы напомнить нашей стране о том, что она позабыла. Более четырёхсот лет назад истинный гражданин вознамерился навсегда запечатлеть 5-e ноября в нашей памяти. Он надеялся напомнить миру, что честность, справедливость и свобода — это не просто слова. Это жизненные принципы. Итак, если вы ничего не замечаете, если преступления нынешней власти для вас неочевидны, можете проигнорировать дату 5-е ноября, но если вы видите то, что вижу я, чувствуете то, что чувствую я, если вам дорого то, что дорого мне, тогда я предлагаю присоединиться ко мне. Ровно через год, у входа в парламент, и тогда все вместе мы устроим такое 5-е ноября, которое уже никогда не забудется.
Романтичный взгляд на терроризм
Фильм имеет достаточно много отличий от одноименного графического романа. И личность V, точнее, его характер, можно назвать одним из ключевых отличий. В кинопроекте он получился хоть и террористом-анархистом, но все же человеком достаточно романтичным и относительно адекватным, не идущим на лишние жертвы без особой необходимости. В комиксе V был преподнесен как персонаж гораздо более безжалостный, готовый, по сути, пойти на все ради достижения поставленной перед собой цели.
Даже сцены сражений в этом фильме поставлены очень в духе комиксов
Еще один немаловажный момент: в оригинальной истории Иви не была влюблена в своего спасителя, мучителя и наставника. Она так же была признательна ему за все, что он сделал для нее и для других людей, понимала, что все это было необходимо, но никаких романтических чувств к нему не испытывала. V же, напротив, сумел полюбить девушку, что смотрелось еще более эффектно с учетом его более сложного и жесткого характера.
Но с какими бы изменениями и допущениями ни был экранизирован этот графический роман, основную мысль, идею и энергетику произведения фильм все же передал. И если вы любите картины, которые стимулируют к тому, чтобы быть собой и не бояться идти поперек общественному мнению, то «V – значит вендетта» наверняка числится в вашей коллекции избранных кинопроектов.
Темы и мотивы
Ряд был первым использованием Муром плотно подробного рассказа и многократных сюжетных линий, которые покажут в большой степени в Сторожах. Групповые фоны часто переполняются подсказками и отвлекающими маневрами; литературные намеки и игра слов видные в названиях главы и в речи V (который почти всегда принимает форму ямбического пентаметра, линия, обычно связанная с Уильямом Шекспиром).
V читает Evey, чтобы спать с Далеким волшебным деревом. Этот ряд обеспечивает, источник «Земли Поступают как угодно» и «Земля Взятия, Что Вы Хотите», сослался на всюду по ряду. Другая культурная ссылка раздается – главным образом, в театральной версии: «Помните, помните пятого ноября: измена пороха и заговор. Я не знаю ни о какой причине, почему измена пороха должна когда-либо быть, забыл». Эти линии ссылаются непосредственно на историю Гая Фокса и его участия в Пороховом заговоре 1605.
Анархизм против фашизма
Две противоречивых политических точки зрения анархизма и фашизма доминируют над историей. Режим Norsefire, кажется, разделяет фашистскую идеологию Национальной Социалистической партии Гитлера: это очень ксенофобское, управляет страной и через страх и через силу, и поклоняется умелому руководству. В вымышленном фашистском режиме Мура несколько различных типов государственных организаций участвуют в борьбе за власть друг с другом, все же повинуются тому же самому лидеру, снова как имел место с Нацистской Германией. V, между тем, в конечном счете борется за «свободное общество», приказанное его собственным согласием, применяющим силу базирующуюся месть как его принцип работы.
Идентичность
V самостоятельно остается загадкой, на историю которой только намекают. Большая часть истории сказана с точек зрения других знаков: поклонник и ученик V Эви, 16-летний фабричный рабочий; Эрик Финч, пресытившийся и прагматически настроенный полицейский, который охотится V; и несколько претендентов на власть в фашистской стороне. Как центральный персонаж истории разрушительные действия V кажутся нравственно справедливыми данный fascistic систему, против которой он бунтует. Таким образом центральная тема ряда – рационализация злодеяний от имени более высокой цели, является ли это стабильностью или свободой.
Мур заявил в интервью:
“ Центральный вопрос, действительно ли этот парень прав? Или действительно ли он безумен? Что делает Вы, читатель, думаете об этом? Который ударил меня как правильно анархистское решение. Я не хотел говорить людям, что думать, я просто хотел сказать людям думать и рассматривать некоторые из этих по общему признанию чрезвычайных небольших элементов, которые, тем не менее, повторяются справедливо регулярно всюду по истории человечества.” Мур никогда не разъяснял точное образование V вне заявления, «это V не является отцом Эви, матерью Свистуна или Тетей Чарли»; он указывает, что личность V никогда не показывается в книге. Двусмысленность V характеров – бегущая тема посредством работы, которая оставляет читателей, чтобы определить для себя, нормальное ли V или психотический, герой или злодей. Прежде, чем надеть маску Гая Фокса самостоятельно, Evey приходит к выводу, что личность V неважна по сравнению с ролью, которую он играет, делая его характер сам идеей, которую он воплощает. V значит Вендетта комикс читать онлайн
Сюжет фильма «V значит Вендетта» 2006
Альтернативное будущее. В Англии, после страшной эпидемии неизвестного вируса, повергшей страну в хаос, устанавливается жестокая диктатура властного канцлера со всеми сопутствующими прелестями: комендантский час, всевластие членов партии над простыми людьми и, конечно, сотни тайных стукачей-осведомителей. Однажды ночью в Лондоне появляется борец за свободу, известный как V, который начинает партизанскую войну с режимом в попытке вернуть народу отнятую у него свободу. В этой войне он привлекает на свою сторону молодую женщину, которую он вырвал из лап тайной полиции.
Смысл фильма «V значит Вендетта» — феномен Тени
На мой взгляд, этот фильм описывает различные аспекты феномена Тени, или архетипа Тени, который является неотъемлемой частью любого общества в целом и отдельной личности в частности.
Тень — это часть нашей личности, которая не приемлет сознанием и поэтому вынуждена скрываться в бессознательном, изредка давая о себе знать.
Любое наше качество имеет два полюса, и если мы выбираем проявлять только один из полюсов, то второй незамедлительно пополняет ряды теневой стороны личности. При этом тень может хранить в себе и положительные черты и стремления, которые не находят своего выражения в жизни человека.
Там же может быть запечатана и наша творческая энергия. Юнг говорил, что тень в терапии может проявляться в трех аспектах:
- как все бессознательное,
- как личность того же пола с клиентом,
- как личность противоположного пола, олицетворявшую Анимус или Аниму (мужское в женщине и женское в мужчине).
Фильм я рассмотрю с двух позиций: как историю развития личности на примере Иви и обретения ее теневой стороны, и как историю антиутопического британского общества, которое познакомилось со своей коллективной тенью.
История развития личности Иви
Итак, мы переносится в Британию, где представлена альтернативная история, когда к власти пришли нацисты. Здесь царит строгий режим, активная пропаганда и отсутствия свободы слова и самовыражения.
Этот жесткий порядок возглавляет канцлер Сатлер.
Канцлер Сатлер
Иви — молодая девушка, которая живет жизнью тихой мышки, по принципу «не высовывайся». Иви лишилась родителей в 12 лет, когда их арестовал существующий ныне режим за активное противодействие власти. При этом девочку отдали на 5 лет на перевоспитание.
Иви живет в постоянном страхе, одна, у нее нет подруг и партнера.
Девушка мечтала быть актрисой, но после смерти матери эта мечта осталась нереализованной. Если использовать распространённое мистическое представление о том, что каждая наша встреча неслучайна, то можно предположить, что Вендетта должен был помочь Иви измениться, решить те внутренние задачи, которые она длительное время не могла решить самостоятельно.
Очевидно в тот момент, когда она потеряла своих родителей, учитывая обстоятельства ареста и прихода к власти канцлера, у Иви страх, ограничение в самовыражении и свободе быть несогласной укоренились в сознании, а смелость, стремление к самоактуализации и решительность в проявлении недовольства ушли в Тень, а поскольку эти качества очень созвучны с мужской частью личности Иви, тогда можно предположить, что Вендетта воплотил в себе ее Тень-Анимус.
Где мы можем найти подтверждение этой гипотезы.
Встреча
Иви встречает Вендетту именно тогда, когда ситуация довела ее страх до максимально критической точки, где ей реально угрожало физическое насилие. Его появление вроде показывает Иви, что есть иная сторона, в которой можно быть смелым, естественным и контролирующим ситуацию.
Иви встречает Вендетту
Можно не бояться сказать «нет» и дать агрессивный отпор. То есть Вендетта показывает абсолютно противоположную сторону, намекая на теневую часть самой Иви.
Имя
Возможно здесь есть намек на то, что Вендетта является ее внутренней сущностью, которую она смягчила, окружив свою личность ореалом мягкости и податливости, смягчила подобно буквам «и», которые смягчают согласные буквы.
Мечта
Иви мечтала быть актрисой, при этом Вендетта очень театрален и проигрывает с ней постоянно сцены из Шекспировских пьес, декламирует стихи и отвешивает театральные поклоны.
Маска часто символизирует Персону, театральная маска – это то, что мы одеваем, когда выходим в социум и отыгрываем там свои роли. Но если взять, например, истории о супергероях, то там маска помогает им проявить их сущность, которая в повседневной жизни находиться в тени, маска помогает выйти из тени и предъявить себя миру подлинным, хоть и со скрытым лицом.
Так же маска — это отличная почва для проекций, которые легко впоследствии лягут на Вендетту и со стороны Иви, и со стороны общества.
Фашизм в антиутопическом британском обществе и его крах
В итоге Иви сыграла главную роль в величайшем представлении Британии как бы символично исполнив свою мечту о театральной сцене.
Британское общество погрязло в тревоге и страхе, подозрениях и проекциях, поэтому нуждалось в канцлере, который принесет порядок. Он воплотил их надежды и убрал тревогу всеобъемлющим контролем.
При этом общество спроецировало свою Тень на всех, кто отличался от них, на другие народы и культуры, наделив последних всевозможными негативными чертами, поддерживая свое величие, но при этом не заглядывая в свой собственный подвал.
Но спустя годы, контроль и порядок жесткого режима привел к формированию нового аспекта Тени, который нес в себе смелость, решительность сказать «нет» и свободу быть несогласным.
И эта теневая часть воплотившись в Вендетту обратилась к народу с призывом проснуться и измениться. На это ушел год, в котором постепенно начали возрастать массовые волнения и несогласие.
Тень убивает своих творцов, которые воплотили в себя всевозможные пороки, присущие темной стороне личности, сделав тень общества более светлой и положительной.
Смотря на маску Вендетты его создатели показывали свои истинные лица, которые они раннее прятали под собственной социальножелаемой маской — трусливость, ничтожность, развратность и жестокость.
Уничтожив своих создателей, Тень должна умереть, ей больше некого оттенять. Люди выходят на улицы тем самым проявляя смелость, решительность и свою свободу быть несогласными.
Вендетта тренируется
Нынешняя их Тень уже более светлая чем была раннее, когда они помогли стать канцлеру к власти. Теперь их задача интегрировать решительность в свободе самовыражения и разрушить тот жесткий порядок, в котором они нуждались раньше.
Песенка Чебурашки
При воспоминании о знаменитых мультиках про крокодила Гену и его друзей многим сразу приходят на ум великолепные песни, которые звучали во всех частях. А среди них, конечно, «Песенка Чебурашки», которая начинается со слов: «Я был когда‑то странной игрушкой безымянной».
Но на самом деле эта песня не звучала ни в одном из мультфильмов. Есть «Я играю на гармошке», «Голубой вагон» и даже «В Подмосковье водятся лещи». А «Песенки Чебурашки» нет.
Её записали уже в 1975 году, после выхода третьей части «Шапокляк», для аудиоспектакля. Над постановкой работала та же команда: музыку написал Владимир Шаинский, стихи — Эдуард Успенский, а спела Клара Румянова. Поэтому композиция звучит очень органично, и многие подсознательно вписывают её в мультфильмы.