Цитаты воланда из «мастера и маргариты» (30 цитат)

Цитаты из мастера и маргариты про любовь

Маргарита

  • Боги, боги мои! Что нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонёчек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне не известно. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, в вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги. Она любила его, она говорила правду.
  • Тот, кто называл себя мастером, работал, а она, запустив в волосы тонкие с остро отточенными ногтями пальцы, перечитывала написанное, а перечитав, шила вот эту самую шапочку. Иногда она сидела на корточках у нижних полок или стояла на стуле у верхних и тряпкой вытирала сотни пыльных корешков. Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером. Она дожидалась этих обещанных уже последних слов о пятом прокураторе Иудеи, нараспев и громко повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом романе её жизнь.
  • Сердце Маргариты страшно стукнуло, так что она не смогла даже сразу взяться за коробочку. Справившись с собою, Маргарита открыла её и увидела в коробочке жирный желтоватый крем. Ей показалось, что он пахнет болотной тиной. Кончиком пальца Маргарита выложила небольшой мазочек крема на ладонь, причем сильнее запахло болотными травами и лесом, и затем ладонью начала втирать крем в лоб и щеки. Крем легко мазался и, как показалось Маргарите, тут же испарялся. Сделав несколько втираний, Маргарита глянула в зеркало и уронила коробочку прямо на стекло часов, от чего оно покрылось трещинами. Маргарита закрыла глаза, потом глянула ещё раз и бурно расхохоталась.
    Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови сгустились и чёрными ровными дугами легли над зазеленевшими глазами. Тонкая вертикальная морщинка, перерезавшая переносицу, появившаяся тогда, в октябре, когда пропал мастер, бесследно пропала. Исчезли и жёлтенькие тени у висков, и две чуть заметные сеточки у наружных углов глаз. Кожа щёк налилась ровным розовым цветом, лоб стал бел и чист, а парикмахерская завивка волос развилась.
    На тридцатилетнюю Маргариту из зеркала глядела от природы кудрявая черноволосая женщина лет двадцати, безудержно хохочущая, скалящая зубы.
    Нахохотавшись, Маргарита выскочила из халата одним прыжком и широко зачерпнула лёгкий жирный крем и сильными мазками начала втирать его в кожу тела. Оно сейчас же порозовело и загорелось. Затем мгновенно, как будто из мозга выхватили иголку, утих висок, нывший весь вечер после свидания в Александровском саду, мускулы рук и ног окрепли, а затем тело Маргариты потеряло вес.
    Она подпрыгнула и повисла в воздухе невысоко над ковром, потом её медленно потянуло вниз, и она опустилась.— Ай да крем! Ай да крем! — закричала Маргарита, бросаясь в кресло.
  • Невидима и свободна! Невидима и свободна!
  • Я ведьма и очень этим довольна!
  • — Слушай беззвучие, — говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под её босыми ногами, — слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, — тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придет те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.

Нет документа, нет и человека

Цитаты Коровьева (Фагота) из романа «Мастер и Маргарита»

***

Нет документа, нет и человека.

***

Поздравляю вас, гражданин, соврамши!

***

Ну, что ж, если вам не угодно быть прелестью, что было бы весьма приятно, можете не быть ею.

***

И еще: не пропустить никого. Хоть улыбочку, если не будет времени бросить слово, хоть малюсенький поворот головы

Все, что угодно, но только не невнимание

***

Вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет! Почем вы знаете, какие замыслы роятся у меня в голове?

***

Я позволю себе смелость посоветовать вам, Маргарита Николаевна, ничего и никогда не бояться. Это неразумно.

***

Свистнуто, не спорю, — действительно свистнуто, но, если говорить беспристрастно, свистнуто очень средне!

Предлагаем почитать на сайте цитаты и афоризмы из других произведений:Цитаты из «Маленького принца» Антуана де Сент-ЭкзюпериЦитаты из книги Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков»Цитаты про любовь из книгЦитаты Антуана де Сент-ЭкзюпериЦитаты Габриэля Гарсиа МаркесаЦитаты Рэя БрэдбериЦитаты Марка ТвенаЦитаты Эльчина СафарлиЦитаты Пауло КоэльоЦитаты Эрнеста ХемингуэяЦитаты Антона Павловича ЧеховаЦитаты Олега РояЦитаты Льва Толстого

Посмотрите отрывок из фильма «Мастер и Маргарита» и послушайте одну из сильных цитат романа.

Воланд или Булгаков?

Интересно, что практически никто не приписывает авторство этих мудрых высказываний автору романа. Кто это сказал, Булгаков или всё же чёрный маг, посетивший Москву достаточно давно? Тут следует помнить о писательской кухне, далеко не всегда точка зрения автора совпадает с точкой зрения его персонажа, даже если это такая фигура, как Воланд. Цитаты из романа настолько выпуклы и эффектны, что образ Сатаны, встретившегося на Патриарших прудах несчастному Ивану Бездомному, становится живым и достоверным.

Как говорил Воланд, люди всегда любили деньги, из чего бы они ни были сделаны. Легкомысленные создания, не чуждые милосердных проявлений.

«Квартирный вопрос только испортил их». Разве сейчас цитаты Воланда из «Мастера и Маргариты» можно назвать устаревшими? А меж тем приведённое здесь высказывание может считаться настоящим девизом толерантности, которая сейчас становится едва ли не обязанностью каждого образованного человека.

Я чувствую, как кто-то отпускает меня на свободу

Цитаты Мастера из романа «Мастер и Маргарита»

***

Я чувствую, как кто-то отпускает меня на свободу.

***

Она входила в калитку один раз, а биений сердца до этого я испытывал не менее десяти…

***

Ну хорошо, ведьма так ведьма. Очень славно и роскошно!

***

Я лег заболевающим, а проснулся больным. Мне вдруг показалось, что осенняя тьма выдавит стекла, вольется в комнату и я захлебнусь в ней, как в чернилах.

***

Я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что удирать мне некуда.

***

С жёлтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец её нашёл, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь её пуста.

***

Я знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик.

***

Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал.

***

По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!

***

Когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы.

Особенности создания образа

Роман Булгакова построен в двух хронологических плоскостях и местностях: советской Москвы и Древнего Иерусалима. Интересна и композиционная задумка романа: произведение в произведении. Однако Воланд присутствует во всех композиционных плоскостях.

Итак, в советскую Москву весной 1935 года прибывает таинственный незнакомец. «Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях… под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним… Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец». Такое описание Воланда в романе дает Булгаков.

Он представлялся заграничным профессором, артистом в области фокусов и чародейства, некоторым героям и, в частности, читателю он раскрывает свое истинное лицо – повелителя тьмы. Однако сложно назвать Воланда олицетворением абсолютного зла, ведь в романе ему присущи милосердие и справедливые поступки.

Особенности создания образа

Роман Булгакова построен в двух хронологических плоскостях и местностях: советской Москвы и Древнего Иерусалима. Интересна и композиционная задумка романа: произведение в произведении. Однако Воланд присутствует во всех композиционных плоскостях.

Итак, в советскую Москву весной 1935 года прибывает таинственный незнакомец. «Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях… под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним… Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец». Такое описание Воланда в романе дает Булгаков.

Он представлялся заграничным профессором, артистом в области фокусов и чародейства, некоторым героям и, в частности, читателю он раскрывает свое истинное лицо – повелителя тьмы. Однако сложно назвать Воланда олицетворением абсолютного зла, ведь в романе ему присущи милосердие и справедливые поступки.

Цитаты Пилата

О, город Ершалаим! Чего только не
услышишь в нем. Сборщик податей, вы слышите, бросил деньги
на дорогу!
Что такое истина?
Итак, Марк Крысобой, холодный и убежденный палач, люди,
которые, как я вижу, тебя били за твои проповеди, разбойники
Дисмас и Гестас, убившие со своими присными четырех солдат,
и, наконец, грязный предатель Иуда, — все они добрые люди?
Тесно мне! Тесно мне!
— Боги, боги… Какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста,
скажи: ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было? — Ну,
конечно, не было. Это тебе померещилось. — И ты можешь
поклясться в этом? — Клянусь. — Больше мне ничего не нужно!
— разговор Понтия Пилата с Иешуа Га-Ноцри во время их
вечного путешествия по лунной дороге, во сне Ивана
Николаевича Понырева
И при луне мне нет покоя
О боги, боги мои, яду мне, яду!..

Азазелло

Оскорбление является обычной наградой за хорошую работу…

А что это за шаги такие на лестнице? – спросил Коровьев, поигрывая ложечкой в чашечке с черным кофе.

А это нас арестовывать идут, — ответил Азазелло и выпил стопочку коньяку.

-А, ну-ну, ответил на это Коровьев.

Тогда огонь! Огонь, с которого все началось и которым мы все заканчиваем!

Убить упрямую тварь! (про Бегемота, не хотевшего принять поражение в шахматном поединке с Сатаной)

Хамить не надо по телефону! Лгать не надо по телефону. Понятно?! (Варенухе)

Трудный народ эти женщины! Зачем, например, меня послали по этому делу? Пусть бы ездил Бегемот, он обаятельный…

Ведь вы мыслите, как же вы можете быть мертвы…

Кот Бегемот

Кот оказался не только платежеспособным, но и дисциплинированным зверем. При первом же окрике кондукторши он прекратил наступление, снялся с подножки и сел на остановке, потирая гривенником усы. Но лишь кондукторша рванула верёвку и трамвай тронулся, кот поступил как всякий, кого изгоняют из трамвая, но которому всё-таки ехать-то надо. Пропустив мимо себя все три вагона, кот вскочил на заднюю дугу последнего, лапой вцепился в какую-то кишку, выходящую из стенки, и укатил, сэкономив таким образом гривенник. Штаны коту не полагаются, мессир, — с большим достоинством ответил кот, — уж не прикажете ли вы мне надеть и сапог? Кот в сапогах бывает только в сказках, мессир. Но видели ли вы когда-нибудь кого-нибудь на балу без галстуха? Я не намерен оказаться в комическом положении и рисковать тем, что меня вытолкают в шею! Бритый кот — это действительно безобразие, тысячу раз согласен признать это. Речи мои представляют отнюдь не пачкотню, как вы изволите выражаться в присутствии дамы, а вереницу прочно упакованных силлогизмов, которые оценили бы по достоинству такие знатоки, как Секст Эмпирик, Марциан Капелла, а то, чего доброго и сам Аристотель. Что рубить дрова, — подхватил словоохотливый кот, — я хотел бы служить кондуктором в трамвае, а уж хуже этой работы нет ничего на свете. — Королева… ухо вспухнет… Зачем же портить бал вспухшим ухом?.. Молчу, молчу… Считайте, что я не кот, а рыба, только оставьте ухо. — Ну, теперь всё ясно, — сказал Воланд и постучал длинным пальцем по рукописи. — Совершенно ясно, подтвердил кот, забыв свое обещание стать молчаливой галлюцинацией, — теперь основная линия этого опуса ясна мне насквозь. Что ты говоришь, Азазелло? — обратился он к молчащему Азазелло. — Я говорю, прогнусил тот,  — что тебя хорошо было бы утопить. — Будь милосерден, Азазелло, — ответил ему кот, — не наводи моего повелителя на эту мысль. Поверь мне, что всякую ночь я являлся бы тебе в таком же лунном одеянии, как и бедный мастер, и кивал бы тебе, и манил бы тебя за собою. Каково бы тебе было, о Азазелло? А я действительно похож на галлюцинацию

Обратите внимание на мой профиль в лунном свете, — кот полез в лунный столб и хотел что-то ещё говорить, но его попросили замолчать, и он ответив: — Хорошо, хорошо, готов молчать. Я буду молчаливой галлюцинацией, — замолчал

Шипение разъяренной кошки послышалось в комнате, и Маргарита, завывая: — Знай ведьму, знай! — вцепилась в лицо  Алоизия Могарыча ногтями. произошло смятение. — Что ты делаешь? страдальчески прокричал мастер, — Марго, не позорь себя! — Протестую, это не позор, — орал кот. Маргариту оттащил Коровьев. Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят ты, хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта. — Сим удостоверяю, что предъявитель сего Николай Иванович провел упомянутою ночь на балу у сатаны, будучи привлечён туда в качестве перевозочного средства… поставь, Гелла, скобку! В скобке пиши «боров». Подпись — Бегемот. — А число? — пискнул  Николай Иванович. — чисел не ставим, с числом бумага станет недействительной, — отозвался кот, подмахнул бумагу, откуда-то добыл печать, по всем правилам подышал на неё, оттиснул на бумаге слово «уплочено» и вручил бумагу Николаю Ивановичу. Помилуйте, королева, разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт! — Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, — недружелюбно насупившись, проговорил кот, — и ещё считаю своим долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное. Ах, мессир, моя жена, если б только она у меня была, двадцать раз рисковала остаться вдовой! Но, по счастью, мессир, я не женат, и скажу вам прямо — счастлив, что не женат. Ах, мессир, можно ли променять холостую свободу на тягостное ярмо! — Не постигаю! Сидели мирно, совершенно тихо, закусывали…

Актуальность на все времена

«Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит». Цитаты Воланда из «Мастера и Маргариты» могут показаться противоречивыми, особенно на волне популярности постулата о том, что никто никому ничего не должен. Но популярные утверждения быстро утрачивают актуальность, и снова в сухом остатке остаётся сказанное когда-то давно на страницах спорного романа.

Может показаться, что Воланд изрекает какие-то прописные истины, особенно если препарировать книгу, рассматривая его речь с разных точек зрения. Но во все времена подозрительными казались люди, избегающие привычных для большинства развлечений — вина, азартных игр, женского общества. Внезапное милосердие действительно портит всё, просочившись в самую узкую щёлку в неподходящий момент. А шутовское обрамление высказываний Воланда остротами и фиглярством его свиты делает мудрые мысли более близкими и от этого не стареющими.

Мастер и Маргарита цитаты, афоризмы, фразы

…Вздор! Лет через триста это пройдет.
…никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!
…но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле? — Сам человек и управляет
…он не был многословен на этот раз. Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость. 
…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?

В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат. 

В нашей стране атеизм никого не удивляет
Ведь вы мыслите, как же вы можете быть мертвы.
Вино какой страны Вы предпочитаете в это время дня?
Всё будет правильно — на этом построен мир

Все смешалось в доме Облонских, как справедливо выразился знаменитый писатель Лев Толстой.
Всякая власть есть насилие над людьми. 

Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!

Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно.

Глаза значительная вещь. Вроде барометра. Все видно у кого великая сушь в душе, кто ни за что, ни про что может ткнуть носком сапога в ребра, а кто сам всякого боится.

Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!

Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!
Домработницы всё знают — это ошибка думать, что они слепые. 
Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?
Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.

Интереснее всего в этом вранье то, что оно — вранье от первого до последнего слова.
История рассудит нас. 
Каждому воздастся по его вере.
Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится. 
Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! так поражает молния, так поражает финский нож!
Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…
Маэстро! Урежьте марш!
Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются…

Не постигаю! Сидели мирно, совершенно тихо, закусывали…

Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное. 
Нет документа, нет и человека.
Нет, погодите… Я знаю, на что иду. Но иду на все из-за него, потому что ни на что в мире больше надежды у меня нет. Но я хочу вам сказать, что, если вы меня погубите, вам будет стыдно! Да, стыдно! Я погибаю из-за любви!
Никогда и ничего не бойтесь. Это неразумно

Никогда и ничего не просите Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!

Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
Он не заслужил света, он заслужил покой
Она несла желтые цветы! Нехороший цвет.
Поздравляю вас, гражданин, соврамши!
Помилуйте… разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!
Пошёл вон. Я ещё кофе не пил, как же это я уйду? 
Правду говорить легко и приятно. 
Праздничную полночь иногда приятно и задержать.
Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта. 
Рукописи не горят. 
Самый страшный гнев — гнев бессилия

Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!
Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит

Упросите их, чтобы меня ведьмой оставили!.. Ни за инженера, ни за техника не пойду! 
Факт — самая упрямая в мире вещь.

Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?
Это был ни с чем по прелести не сравнимый запах только что отпечатанных денег.

Я — историк. Сегодня вечером на Патриарших будет интересная история!

Я буду молчаливой галлюцинацией.
Я ещё кофе не пил, как же это я уйду? 
Я люблю сидеть низко — с низкого не так опасно падать
Я чувствую, как кто-то отпускает меня на свободу
Язык может скрывать истину, а глаза никогда. Встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и она замечена, а вы пойманы

5 фактов о Воланде

  • У Воланда нет никаких реально живших прототипов. Сам писатель говорил, что его роман — роман о дьяволе, и у Воланда нет никаких иных прообразов.
  • Булгаковский Воланд получил своё имя благодаря Мефистофелю — центральному персонажу поэмы «Фауст» Гёте. В произведении оно звучит всего один раз, когда Мефистофель просит нечистую силу расступиться и дать ему дорогу: «Дворянин Воланд идет!».
  • В первых редакциях романа «Мастер и Маргарита» имя Воланд было полностью прописано латиницей на его визитной карточке: «D-r Theodor Voland». В окончательном варианте романа Булгаков от латиницы отказался: Иван Бездомный на Патриарших запоминает только начальную букву фамилии — W.
  • По задумке автора, сначала Воланд был центральным персонажем романа. Рабочими названиями произведения были «Сатана», «Вот и я», «Чёрный маг» или «Великий канцлер». Мастер и Маргарита, давшие название роману, появились не сразу.
  • Высказывания Воланда в народе сразу стали популярными афоризмами: «— Я люблю сидеть низко, — заговорил артист, — с низкого не так опасно падать», «Рукописи не горят», «Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя», «Все будет правильно, на этом построен мир», «А факт — самая упрямая в мире вещь».

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Мастер и Маргарита»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Мастер и Маргарита»

для самых компанейских —

Главные герои «Мастер и Маргарита»

для самых занятых —

Читательский дневник «Мастер и Маргарита»

Анализ цитат

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — гениален по содержанию и смысловой нагрузке. Каждый персонаж внесен в произведение не просто так, любая его реплика несет скрытую или явную истину.

Первая цитата одного героя по имени Азазелло дает четкую картину того, какая проблема нависла над всем человеческим людом: «Оскорбление является обычной наградой за хорошую работу…» — произносит персонаж. Рассматривать отдельную цитату, вырванную из контекста довольно сложно и даже бессмысленно, но всё же такое короткое предложение дает читателю небольшое представление о содержании романа.

Всеми любимый Кот Бегемот не часто разглагольствовал, но это не помешало ему произносить фразы редко, но при этом стрелять метко: «Протестую, Достоевский Бессмертен!»

Следующий персонаж из свиты Воланда – это Коровьев со своей коронной фразой: «Нет документа, нет и человека» — и таким предложением все сказано.

И наконец, глава Справедливости в бренном мире – Воланд – говорит то, что держится в умах человечества до сих пор: «Рукописи не горят». Представленная цитата вжилась в роман и в окружающую действительность, теперь её часто употребляют, говоря о каком-либо творении талантливого человека.

Главный герой произведения Булгакова – это Мастер. Своеобразная личность. Оттого и мысли у него необычные и нестандартные, что и отличает его от серого люда. Как он произносит: «Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал». Всё дело в любви, которая порой бьет кроваво и стреляет прямо в сердце…

Возлюбленная Мастера – его прекрасная Маргарита. Томилась днями и ночами, жаждая быть рядом с ним. Их любовь подобно молнии, «так поражает финский нож!» Эта пара – олицетворение всего доброго и светлого на Земле.

И нельзя забыть о персонаже, созданным самим Мастером. Зовут его Понтий Пилат. Властолюбивый правитель, испытывающий страшную боязнь потерять свою правительственную силу. И потому он проиграл: допустил смерть невинного человека… Оттого впоследствии душа стала разрываться на части изнутри, ибо, как он сам говорил, «тесно мне, тесно мне!» Такого рода поступок был низким, и Пилат это осознавал. Как жаль, что подобные мысли не пришли к нему ранее…

Поэтому считается, что «трусость – самый страшный порок», он способен погубить человека, затащить его в глубины отчаяния и злобы…

Вот чему вкратце учит читателей произведение Михаила Булгакова. Роман на все времена. Цитаты на все поколения.

Воланд или Булгаков?

Интересно, что практически никто не приписывает авторство этих мудрых высказываний автору романа. Кто это сказал, Булгаков или всё же чёрный маг, посетивший Москву достаточно давно? Тут следует помнить о писательской кухне, далеко не всегда точка зрения автора совпадает с точкой зрения его персонажа, даже если это такая фигура, как Воланд. Цитаты из романа настолько выпуклы и эффектны, что образ Сатаны, встретившегося на Патриарших прудах несчастному Ивану Бездомному, становится живым и достоверным.

Как говорил Воланд, люди всегда любили деньги, из чего бы они ни были сделаны. Легкомысленные создания, не чуждые милосердных проявлений.

«Квартирный вопрос только испортил их». Разве сейчас цитаты Воланда из «Мастера и Маргариты» можно назвать устаревшими? А меж тем приведённое здесь высказывание может считаться настоящим девизом толерантности, которая сейчас становится едва ли не обязанностью каждого образованного человека.

Гардероб

Воланд не придерживался определенного стиля в одежде. В торжественных случаях предпочитал выглядеть стильно. Классический, дорогой костюм, перчатки, заграничные туфли.

В домашней обстановке он мог показаться неряшливым и неаккуратным. Засаленный халат, успевший позабыть, что такое стирка. Пижама не первой свежести. Стоптанные домашние туфли.

Принимая свой истинный облик, Воланд предпочитал одежду черного цвета. Черные перчатки, черные туфли, черная накидка.

Цитаты из романа «Мастер и Маргарита» Булгакова: афоризмы, крылатые выражения, мудрые фразы

Цитаты Иешуа

Цитаты Понтия Пилата

Цитаты автора

Цитаты Коровьева

Цитаты кота Бегемота

Цитаты Азезелло

Цитаты Мастера

Цитаты Ивана Бездомного

Цитаты других героев

Это были цитаты из романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова: афоризмы, крылатые выражения, мудрые фразы из произведения.

Внешнее описание

О годах Воланда писатель не пишет точно, лишь указав читателю, что это мужчина за сорок. На самом деле сложно сказать, сколько лет дьяволу, ведь он бессмертен, и его возраст может быть бесконечно большим. Внешность ключевого персонажа также неопределённа. Каждый раз он появлялся перед людьми в разном образе, и все, кто его видел, давали своё описание Воланда, не похожее на прежние. Известным фактом является хромота мессира, полученная в качестве наказания от ведьмы, но причины, по которой провинился, он не называет.

В романе Воланд охарактеризован внешне следующим образом:

  1. Это идеально выбритый мужчина выше среднего роста с тёмными волосами, такими же несимметричными бровями и кривым ртом.
  2. Отдельно стоит сказать о глазах, поскольку они разного цвета. Левый — чёрный, а правый — зелёный с золотым отблеском, способный заглянуть в самую душу собеседника.
  3. Зубы украшены платиновыми коронками с одной стороны и золотыми — с другой.
  4. Лицо покрыто загаром, как после отдыха на юге.
  5. Кожа сухая, а лоб исчерчен глубокими морщинами.
  6. Голос мессира — низкий с хрипотцой.

Что касается одежды, то она всегда была по случаю. На торжественных мероприятиях Воланд появлялся в классическом дорогом костюме, перчатках и заграничных туфлях. В домашней же обстановке, напротив, выглядел неряшливо и неаккуратно — в засаленном халате, старой пижаме и стоптанных домашних туфлях. Когда сатана принимал своё истинное обличье — он был во всём чёрном: сутане, накидке, перчатках и туфлях.

Азазелло цитаты

Оскорбление является обычной наградой за хорошую работу…

Хамить не надо по телефону! Лгать не надо по телефону. Понятно?! (Варенухе)

Трудный народ эти женщины! Зачем, например, меня послали по этому делу? Пусть бы ездил Бегемот, он обаятельный…

А что это за шаги такие на лестнице? – спросил Коровьев, поигрывая ложечкой в чашечке с черным кофе.

А это нас арестовывать идут, — ответил Азазелло и выпил стопочку коньяку.

-А, ну-ну, ответил на это Коровьев.

Тогда огонь! Огонь, с которого все началось и которым мы все заканчиваем!

Убить упрямую тварь! (про Бегемота, не хотевшего принять поражение в шахматном поединке с Сатаной)

Ведь вы мыслите, как же вы можете быть мертвы…

Внешность

Мастер перевоплощения. Представал перед людьми в разном обличье. Каждый, столкнувшись с ним, описывал его по-своему. За все время ни одно описание не совпало с другим. Было известно, что он прихрамывал, получив хромоту в наказание от ведьмы. За какой поступок был наказан, Воланд не распространялся. Рост мужчины выше среднего. Брюнет. Рот кривой.

Глаза разного цвета. Один зеленый, другой черный.

Зубы украшали платиновые коронки с одной стороны, с другой золотые. Лицо загорелое, словно после отдыха на заграничном курорте. Кожа сухая, с глубокими морщинами на лбу.

Голос бархатный, низкий.

Воланд — Цитаты

Воланд — персонаж романа «Мастер и Маргарита», дьявол.

А факт — самая упрямая в мире вещь. Всё будет правильно, на этом построен мир. Рукописи не горят! Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чём фокус! Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится. Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их… Имейте в виду, что Иисус существовал. Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это значит, что она тухлая! Интереснее всего в этом вранье то, что оно — враньё от первого до последнего слова. Что это за критик Латунский? А зачем же было самой-то трудиться? Как угодно, как угодно. Сядьте-ка. Может быть, что-нибудь хотите сказать на прощанье? Верно! Вы совершенно правы! Так и надо! Мы вас испытывали, никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут! Садитесь, гордая женщина! Итак, Марго, чего вы хотите за то, что сегодня вы были у меня хозяйкой? Чего желаете за то, что провели этот бал нагой? Во что цените ваше колено? Каковы убытки от моих гостей, которых вы сейчас наименовали висельниками? Говорите! И теперь уж говорите без стеснения: ибо предложил я. Ну, что же, смелее! Будите свою фантазию, пришпоривайте её! Уж одно присутствие при сцене убийства этого отпетого негодяя-барона стоит того, чтобы человека наградили, в особенности если этот человек — женщина. Ну-с? Потребовать, потребовать, моя донна, потребовать одной вещи! Ввиду того, что возможность получения вами взятки от этой дуры Фриды совершенно, конечно, исключена — ведь это было бы несовместимо с вашим королевским достоинством, — я уж не знаю, что и делать. Остается, пожалуй, одно — обзавестись тряпками и заткнуть ими все щели моей спальни! Я о милосердии говорю. Иногда совершенно неожиданно и коварно оно проникает в самые узенькие щёлки. Вот я и говорю о тряпках. Пошёл вон. Молчи. Вы, судя по всему, человек исключительной доброты? Высокоморальный человек? Итак, это не в счёт, я ведь ничего не делал. Что вы хотите для себя? Каждое ведомство должно заниматься своими делами. Не спорю, наши возможности довольно велики, они гораздо больше, чем полагают некоторые, не очень зоркие люди… Молчи, чёрт тебя возьми! Итак, я этого делать не буду, а вы сделайте сами. Да делайте же, вот мучение. Теперь все оставьте меня одного с ними. Так, стало быть, в Арбатский подвал? А кто же будет писать? А мечтания, вдохновение? А ваш роман, Пилат? Но ведь надо же что-нибудь описывать? Если вы исчерпали этого прокуратора, ну, начните изображать хотя бы этого Алоизия. А чем вы будете жить? Ведь придется нищенствовать. Итак, человек, сочинивший историю Понтия Пилата, уходит в подвал, в намерении расположиться там у лампы и нищенствовать? То, что вы ему нашептали, я знаю, но это не самое соблазнительное. А вам скажу, что ваш роман ещё принесет вам сюрпризы. Нет, нет, это не грустно, ничего страшного уже не будет. Ну-с, Маргарита Николаевна, всё сделано. Имеете ли вы ко мне какую-нибудь претензию? Так возьмите же это от меня на память. Вы хотите со мной поспорить? Праздничную полночь приятно немного и задержать. Ну, желаю вам счастья. Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит. Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла? Мы говорим с тобой на разных языках… но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются. Что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих. Как же, как же, я имел удовольствие встретиться с этим молодым человеком на Патриарших прудах. Он едва самого меня не свел с ума, доказывая мне, что меня нету!

Цитаты других героев

«…худшего несчастья, чем лишение разума, нет на свете?..» (автор передает мысли Рюхина)

«…Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи…» (Рюхин)

«…Мало ли чего можно рассказать! Не всему надо верить…» (доктор Стравинский)

«…основная ваша ошибка заключается в том, что вы недооцениваете значения человеческих глаз. Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза – никогда! Вам задают внезапный вопрос, вы даже не вздрагиваете, в одну секунду овладеваете собой и знаете, что нужно сказать, чтобы укрыть истину, и весьма убедительно говорите, и ни одна складка на вашем лице не шевельнется, но, увы, встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена, а вы пойманы!..» (артист из сновидений Никанора Ивановича Босого)

Вывод

В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд, несмотря на свою принадлежность к тёмным силам, занимает нейтральную позицию. Своими справедливыми и благородными поступками он вызывает к себе лишь уважительное отношение.

Роль героя заключается в том, что является неким проводником между двумя мирами: реальным и мистическим. Будучи наблюдателем и справедливым судьей, он не вмешивается естественные явления и процессы, но каждому несёт беспристрастный приговор. Цитатная характеристика Воланда позволит лучше подготовиться к уроку литературы, кратко составить доклад или написать сочинение.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
На позитиве
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: