М.а. булгаков «собачье сердце»: цитаты героев и автора повести

М.а. булгаков «собачье сердце»: цитаты героев и автора повести

Экранизации

«Собачье сердце» вошло в кинематограф дважды. Впервые повесть российского писателя экранизировал итальянец Альберто Латтуада, изменив фамилию персонажа на Бобикова. Плод смелого врачебного эксперимента в фильме 1976 года сыграл Кочи Понзони.


Кочи Понзони в роли Шарикова

Яркой постановкой в кино стала картина советского режиссера Владимира Бортко. В 1987 году ему поступило предложение от главы телеобъединения «Ленфильм» снять фильм по мотивам булгаковского произведения. Во время чтения журнала с публикацией повести Владимир Владимирович сразу понял, что его постановка выйдет в черно-белых тонах.

Исполнителя роли очеловеченной собаки разыскивали по всему Союзу. На воплощение харизматичного образа претендовали даже Алексей Жарков и Николай Караченцов, но победил еще неизвестный в кинокругах Владимир Толоконников, скромно трудившийся в алма-атинском театре. Бортко актер понравился по фотографии. Позже режиссер признавался:


Владимир Толоконников в роли Шарикова А на пробах Бортко выходил из комнаты, чтобы просмеяться. Особенно впечатлила создателя картины сцена со стопкой водки. Он вспоминал:

В итоге персонаж Толоконникова, получившись не столько отрицательным, сколько обаятельным, превратился в кумира миллионов людей. Между тем, на съемках актер постоянно оставался недоволен своей игрой, просил о дополнительных дублях.


Пес Карай

Пес, сыгравший Шарика, тоже достоин внимания. В образ блестяще вжилась «дворянин» Карай, которого еще щенком подобрала в гаражах москвичка Елена Никифорова. На роль пробовались 20 собак, но авторы фильма выбрали Карая за то, что он «дворняга в чистом виде» и обучен десятку простых трюков – ходить на задних лапах, лаять на кошек (хотя делил кров с котами), сидеть «зайчиком». В дальнейшем пес сделал неплохую кинокарьеру: в копилке Карая короткометражка «Переэкзаменовка», сказка «Рок-н-ролл для принцессы», фильмы «Навеки 19-летние» и «Свадебный марш».

Моральный облик героя

Шариков – символ наглости, нахальства, грубости, фамильярности, безграмотности, лени. Его образ – олицетворение люмпен-пролетариата: той прослойки общества, которая очень быстро освоилась в новых политических условиях. Опираясь на обрывочные сведения, переиначивая фразы из лозунгов нового правительства, эти люди “борются” за свои права, изображая деятельность и труд. На самом деле – они тунеядцы и приспособленцы, власть, которая обещает невиданные блага, манит глупых, недалёких людей, готовых быть слепым орудием в борьбе за светлое будущее.

Полиграф Полиграфович наследует самое плохое, что есть в натуре животного и человека. Верность и преданность пса, его благодарность хозяину – всё это улетучилось в течение первых двух недель жизни Шарикова. Персонаж кусается, пристаёт к женщинам, грубит всем без разбора. Возмущает неблагодарность героя, его недовольство всем, отсутствие минимальной культуры в общении. Он начинает требовать у профессора прописку, спустя какое-то время пытается выселить Филиппа Филипповича. В итоге дело доходит до того, что Шариков решает убить своего создателя. Этот момент очень символичен, наделён особым смыслом. Именно тут отчётливо прослеживается мотив политической идеологии нового строя.

https://youtube.com/watch?v=PM2HGzaZ4_w

Экранизации

«Собачье сердце» вошло в кинематограф дважды. Впервые повесть российского писателя экранизировал итальянец Альберто Латтуада, изменив фамилию персонажа на Бобикова. Плод смелого врачебного эксперимента в фильме 1976 года сыграл Кочи Понзони.


Кочи Понзони в роли Шарикова

Яркой постановкой в кино стала картина советского режиссера Владимира Бортко. В 1987 году ему поступило предложение от главы телеобъединения «Ленфильм» снять фильм по мотивам булгаковского произведения. Во время чтения журнала с публикацией повести Владимир Владимирович сразу понял, что его постановка выйдет в черно-белых тонах.

Исполнителя роли очеловеченной собаки разыскивали по всему Союзу. На воплощение харизматичного образа претендовали даже Алексей Жарков и Николай Караченцов, но победил еще неизвестный в кинокругах Владимир Толоконников, скромно трудившийся в алма-атинском театре. Бортко актер понравился по фотографии. Позже режиссер признавался:


Владимир Толоконников в роли Шарикова А на пробах Бортко выходил из комнаты, чтобы просмеяться. Особенно впечатлила создателя картины сцена со стопкой водки. Он вспоминал:

В итоге персонаж Толоконникова, получившись не столько отрицательным, сколько обаятельным, превратился в кумира миллионов людей. Между тем, на съемках актер постоянно оставался недоволен своей игрой, просил о дополнительных дублях.


Пес Карай

Пес, сыгравший Шарика, тоже достоин внимания. В образ блестяще вжилась «дворянин» Карай, которого еще щенком подобрала в гаражах москвичка Елена Никифорова. На роль пробовались 20 собак, но авторы фильма выбрали Карая за то, что он «дворняга в чистом виде» и обучен десятку простых трюков – ходить на задних лапах, лаять на кошек (хотя делил кров с котами), сидеть «зайчиком». В дальнейшем пес сделал неплохую кинокарьеру: в копилке Карая короткометражка «Переэкзаменовка», сказка «Рок-н-ролл для принцессы», фильмы «Навеки 19-летние» и «Свадебный марш».

Краткая характеристика

Полное имя — Полиграф Полиграфович Шариков.

Возраст — точно не указан, зрелый мужчина.

Род занятий — без определенного рода деятельности, в конце произведения — ловец бродячих животных (кошек).

Семья — отсутствует.

Социальное положение — пролетарий.

Происхождение — бродячая собака Шарик + судимый пролетарий Клим Чугункин.

Воспитание — отсутствует.

Образование — отсутствует.

Внешность — невысокий, с узким покатым лбом, обильно заросший волосами мужчина средних лет.

Характер — наглый, глупый, наивный, доверчивый, грубый, фамильярный, бессердечный, ленивый, жадный.

Положительные черты — простодушный, доверчивый, наивный.

Отрицательные черты — грубый, трусливый, наглый, самоуверенный, жестокий, ленивый, похотливый, неблагодарный.

Произведение — «Собачье сердце».

История появления Шарикова

Новый индивид Полиграф Полиграфович Шариков (так он впоследствии назвал себя) появился фантастическим образом — в результате смелого эксперимента профессора Преображенского по пересадке уличному псу Шарику гипофиза и семенных желёз недавно умершего мужчины. Целью этого эксперимента было омоложение пса, но вместо омоложения получилось очеловечивание этого животного. Шарик постепенно принимал вид молодого мужчины и даже стал разговаривать.

Это новое существо проявляло все качества Клима Чугункина, у которого после смерти в результате удара ножом, полученного в драке в пивной, были изъяты органы и пересажены Шарику.

Шедевральные цитаты из фильма «Собачье сердце»!

«Собачье сердце» — восхитительная экранизация одноименного романа Михаила Булгакова, выпущенная в 1988 году. Сценарий фильма тесно переплетается с диалогами из книги, поэтому неудивительно, что данная экранизация считается очень удачной.

Режиссеру Владимиру Бортко удалось создать незабываемые образы профессора Преображенского и Шарикова так, что большинство поклонников романа признали: именно такими они представляли себе главных героев.

2. — Годы показаны неправильно. Вероятно, 54-55. Тоны сердца глуховаты. — Прошу вас. — Здравствуйте, профессор. — Сколько вам лет, сударыня? — О, профессор… Если бы вы знали, профессор, клянусь, какая у меня драма. — Лет, я вам говорю, сколько? — Честное слово… Ну, 45. — Сударыня, меня ждут. Не задерживайте, пожалуйста, вы же не одна. — Я вам как одному, как светиле науки. — Сколько вам лет, сударыня? — Это просто ужасно. 51.

3. — И, Боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет. — Да ведь других нет. — Вот никаких и не читайте. Я произвёл 30 наблюдений у себя в клинике. — И что же вы думаете? — Те мои пациенты, которых я заставлял читать «Правду» теряли в весе. Мало этого, пониженные коленные рефлексы, скверный аппетит и угнетённое состояние духа. Да.

4. «Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна — в уборной начнётся разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах».

6. «Я красавец. Быть может, неизвестный собачий принц. Инкогнито. Очень возможно, что бабушка моя согрешила с водолазом. То-то я смотрю, у меня на морде белое пятно. Откуда, спрашивается?»

7. — Дарья Петровна вам подарила, вроде этих ботинок. Что это за сияющая чепуха? — Чего я, хуже людей? Пойдите на Кузнецкий — все в лаковых.

8. — ДокУмент, Филипп Филиппыч, мне надо. — ДокУмент? Черт… А может… как нибудь… — Это уж, извиняюсь. Сами знаете, человеку без документов строго воспрещается существовать. Во-первых, домком… — Но при чём тут домком? — Как это при чём? Встречают, спрашивают — когда же ты, говорят, многоуважаемый, пропишешься?

10. — До чего вредное животное. — Это кого вы имеете в виду, позвольте вас спросить? — Кота я имею в виду.

11. — Я водочки выпью. — А не будет Вам?

12. — Вот всё у вас, как на параде. Салфетку — туда, галстук — сюда. — Да «извините», да «пожалуйста-мерси». А так, чтобы по-настоящему. — это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме. — А как это «по-настоящему», позвольте осведомиться? — Желаю, чтобы все. — И вам того же.

14. — Доктор, ради Бога, съездите с ним в цирк. Только посмотрите в программе — котов нету? — И как их в цирк допускают?

15. «Однако не следует думать, что здесь какое-то колдовство или чудо. Ничего подобного! Ибо чудес не бывает. Как это доказал наш профессор Преображенский.Всё построено на силах природы с разрешения месткома и культпросветкомиссии».

17. «Я не господин. Господа все в Париже».

18. — Позвольте вас спросить: почему от вас так отвратительно пахнет? — Ну что ж, пахнет. Известно, по специальности. Вчера котов душили-душили, душили-душили, душили-душили…

Манера поведения

Хоть с виду Шариков и напоминал собой человека, повадки у него остались собачьи. По старой привычке он выгрызал на себе блох, терпеть не мог представителей кошачьих, гоняя их на улице. От Клима Чугункина Полиграф перенял наглость, глупость, развязное и порочное поведение. Профессор Преображенский ничего не мог поделать с этим существом. Он не поддавался воспитанию. Попытка образумить его и привить хорошие манеры заканчивалась агрессией со стороны Шарикова. Авторитетом для него являлся Швондер, председатель домкома. Их взгляды были схожи и поведение Шарикова председатель ободрял. Именно таким по его мнению и должен быть образ пролетария . «…я положительно не видал более наглого существа , чем вы…»

«…такого наглого я в свою жизнь не видал…»

«…хам и свинья…»

За два месяца Шарикову удалось проделать невероятный путь, из ничего стать всем. Воспользовавшись связями, благодаря поддержке власти, Полиграф получает паспорт и устраивается в службу по отлову бродячих животных. Работа приносила ему истинное удовольствие. Считая совесть и мораль пережитками прошлого, Шариков наследовал злобу и подлость. Он покушался на все то, что ему не принадлежало, пытаясь отобрать это. Как вариант, квартира Преображенского, которого Шариков на дух не переносил, считая тираном и деспотом. Он пишет на профессора донос и заявляет свои права на жилплощадь. Планы его не осуществились. Получив отказ, Шариков вышел из себя. Он схватил револьвер, направив его на Борменталя. Дело могло закончиться трагедией. Ученым удалось опередить несостоявшегося киллера, не дав ему совершить убийство.

Биография и сюжет

В повести российский прозаик рисует Москву 1927 года. Биография собаки без рода и племени не завидная: с детства скитается по подворотням города в поисках еды. Пес далеко не глуп: рассуждает о смысле жизни, читает вывески магазинов и кабаков и делает выводы о людях. Так, животное недолюбливает дворников, которые гоняют его метлой, подмечает, что машинистка в фильдеперсовых чулках бедна и поэтому ходит на обед в пролетарскую столовую. А еще в душе пса теплом отдаются воспоминания о поваре Власе, не жалеющем мясных косточек для хвостатого бродяги.


Пес Шарик

Однажды судьба сводит бездомного пса с Филиппом Филипповичем Преображенским, врачом, специализирующимся на омоложении людей. Ошпаренного кипятком Шарика профессор сначала накормил вкуснейшей колбасой, а затем и вовсе пустил жить в квартиру из семи комнат. Преображенский задумал гениальный эксперимент по пересадке животному человеческих семенников и гипофиза – железы, отвечающей за рост и развитие. Донором выступил умерший пьяница и рецидивист Клим Чугункин, подрабатывающий в кабаках балалаечником.

Эксперимент хоть и удался, но качество оказалось плачевным. Характеристики нового члена общества ужасали профессора: симпатичный и добрый пес превратился в человека, в котором смешались все пороки донора. Шариков так же, как Клим, любит выпить, дебоширит и скандалит с хозяином дома, презирает его за интеллигентность и дворянские нравы. Воспитательные меры не приводят к успеху. Описание внешнего вида тоже внушает отвращение: Шариков стремится выглядеть как франт, ходит в пиджаке и галстуке, но одежда подобрана безвкусно, к тому же порванная и грязная.

Дальше – больше. Полиграф Полиграфович попадает под влияние председателя домкома Швондера, получает паспорт и заступает на службу душителем котов в учреждение очистки столицы от бездомных животных. Дружба со Швондером обогащает лексикон вчерашней собаки социалистическими лозунгами, обидными высказываниями в адрес профессора. А в разум заселяются убеждения, что Шариков – представитель пролетариата, страдающий от притеснений буржуев.

Получеловек-полусобака угрожает «родителю» судами за нелегальную операцию по пересадке человеческих органов и намекает о своем праве на «шикарные жилищные условия». Филипп Филиппович понимает, что, по сути, случилось своеобразное воскрешение погибшего уголовника и алкоголика Чугункина.


Полиграф Шариков и профессор Преображенский

Разочаровавшись в результатах эксперимента, Преображенский приходит к выводу, что играть с природой бессмысленно и даже опасно. И после очередного дебоша, во время которого у Шарикова в руках оказался револьвер, профессор вместе с помощником Борменталем решает поставить все на свои места. Повторная операция возвратила в жизнь прежнего пса, чуткого, кроткого и умеющего сострадать людям.

Характер

Доктор Борменталь не только помощник профессора, но и его верный друг, который искренне переживает достижения и неудачи своего научного руководителя. Он душой привязан к Преображенскому и благодарен ему за то, что тот в своё время, когда доктор был ещё полуголодным студентом, приютил его при кафедре. Борменталь восхищён трудолюбием профессора, его кругозором и любовью к искусству. Он считает, что в Европе нет учёных, равных Преображенскому.

Борменталь — умный, честный, благородный человек. Он вежлив, деликатен со всеми обитателями квартиры. Но, наблюдая за страданиями профессора после проделок очеловеченного Шарика, Борменталь готов отравить пса мышьяком. От этого его предостерегает сам Преображенский.

Но иногда молодой доктор отмечает излишне мрачный взгляд профессора на всё, что происходит вокруг. Преображенский раздражён и опечален тем, что дом, в котором он живёт, после революции постепенно теряет свой благородный вид и превращается в общежитие: все ходят по мраморной лестнице в грязных калошах и валенках, из парадного подъезда пропадают вещи, а теперь парадное и вовсе заколотили и заходят в дом через чёрный ход…

Получая ежедневную плату, доктор всё ещё стесняется и по-студенчески краснеет. Он не привык к роскошной жизни, т. к. вырос в семье простого судебного следователя в Вильно.

Профессор задумал операцию по пересадке человеческих органов псу, он ждёт подходящего донора и поручает доктору Борменталю следить за «подходящей смертью».

Шарик же про себя называл молодого доктора «тяпнутый», т. к. при первой встрече он укусил его за ногу.

Биография и сюжет

В повести российский прозаик рисует Москву 1927 года. Биография собаки без рода и племени не завидная: с детства скитается по подворотням города в поисках еды. Пес далеко не глуп: рассуждает о смысле жизни, читает вывески магазинов и кабаков и делает выводы о людях. Так, животное недолюбливает дворников, которые гоняют его метлой, подмечает, что машинистка в фильдеперсовых чулках бедна и поэтому ходит на обед в пролетарскую столовую. А еще в душе пса теплом отдаются воспоминания о поваре Власе, не жалеющем мясных косточек для хвостатого бродяги.


Пес Шарик

Однажды судьба сводит бездомного пса с Филиппом Филипповичем Преображенским, врачом, специализирующимся на омоложении людей. Ошпаренного кипятком Шарика профессор сначала накормил вкуснейшей колбасой, а затем и вовсе пустил жить в квартиру из семи комнат. Преображенский задумал гениальный эксперимент по пересадке животному человеческих семенников и гипофиза – железы, отвечающей за рост и развитие. Донором выступил умерший пьяница и рецидивист Клим Чугункин, подрабатывающий в кабаках балалаечником.

Эксперимент хоть и удался, но качество оказалось плачевным. Характеристики нового члена общества ужасали профессора: симпатичный и добрый пес превратился в человека, в котором смешались все пороки донора. Шариков так же, как Клим, любит выпить, дебоширит и скандалит с хозяином дома, презирает его за интеллигентность и дворянские нравы. Воспитательные меры не приводят к успеху. Описание внешнего вида тоже внушает отвращение: Шариков стремится выглядеть как франт, ходит в пиджаке и галстуке, но одежда подобрана безвкусно, к тому же порванная и грязная.

Дальше – больше. Полиграф Полиграфович попадает под влияние председателя домкома Швондера, получает паспорт и заступает на службу душителем котов в учреждение очистки столицы от бездомных животных. Дружба со Швондером обогащает лексикон вчерашней собаки социалистическими лозунгами, обидными высказываниями в адрес профессора. А в разум заселяются убеждения, что Шариков – представитель пролетариата, страдающий от притеснений буржуев.

Получеловек-полусобака угрожает «родителю» судами за нелегальную операцию по пересадке человеческих органов и намекает о своем праве на «шикарные жилищные условия». Филипп Филиппович понимает, что, по сути, случилось своеобразное воскрешение погибшего уголовника и алкоголика Чугункина.


Полиграф Шариков и профессор Преображенский

Разочаровавшись в результатах эксперимента, Преображенский приходит к выводу, что играть с природой бессмысленно и даже опасно. И после очередного дебоша, во время которого у Шарикова в руках оказался револьвер, профессор вместе с помощником Борменталем решает поставить все на свои места. Повторная операция возвратила в жизнь прежнего пса, чуткого, кроткого и умеющего сострадать людям.

Образ героя в произведении

Образ Шарикова был создан Булгаковым как реакция на происходящие в то время (20-30-е годы XX века) события, приход к власти большевиков и его отношение к пролетариату, как к строителям новой жизни. Впечатляющий образ Шарикова дает читателям понятное описание очень опасного социального явления, которое зародилась в послереволюционной России. Очень часто такие страшные люди как Шариков получали власть в свои руки, что приводило к ужасающим последствиям, разрухе и уничтожению всего самого лучшего, что создавалось веками.

То что нормальные интеллигентные люди (такие, как Борменталь и Преображенский) считали дикостью и аморальностью, в обществе того времени считалась нормой: жить за чужой счет, доносить на всех и вся, относиться с презрением к умным и интеллигентным людям и т.д. Не зря же «редкостного негодяя» Шарикова профессор все же пытается переделать и воспитать, тогда же как новая власть принимает его таким какой он есть, всячески поддерживает и считает полноценным членом общества. То есть для них он вполне нормальный человек, совсем невыпадающий за рамки обычного поведения.

В повести Преображенский, понявший свою ошибку вмешательства в дела природы, успевает все исправить и уничтожить свое страшное творение. Однако в жизни все намного сложнее и запутаннее, невозможно сделать общество лучше и чище с помощью революционных насильственных методов, такая попытка заранее обречена на провал, и это доказывает сама история.

И ведь что интересно.

Получил кучу всяких наград. Его образы профессора Преображенского и Шарикова стали классическими, запали в народную память.

***

Но вот как человек, снявший «Собачье сердце», в 2007 году вступает в Коммунистическую партию Российской Федерации — уже понять сложнее. Такая вот драматическая загадка. Шекспир и племянники.

***

В-общем, стали называть его шарлатаном, и даже договорились до того, что именно его опыты над обезьянками стали причиной возникновения СПИДа.

***

Но в последнее время мнение опять переменилось. Его работа и исследования снова реабилитированы. Ну а то, что он был великий хирург, никто никогда и не спорил.

***

Это доказал наш профессор Дмитрий Иванович Менделеев. И здесь нет никакого чуда. Всё построено на силах природы с разрешения месткома и культпросветкомиссии.

***

А холодными закусками и супом закусывают только недорезанные большевиками помещики. Мало-мальски уважающий себя человек оперирует закусками горячими.

В чем идея произведения

Краткое содержание произведения М.А. Булгакова «Собачье сердце» в сжатом варианте знакомит со всеми событиями, происходящими в квартире у профессора. Здесь прослеживается явный философский след того, что нельзя вмешиваться в законы природы — это приводит к плачевным результатам. В Шарикове показаны самые низменные черты человечества: жестокость, подлость, злоупотребление властью и глупость. Всем этим грешила новая власть, не замечая своего разрушающего действия. Автор словами доктора Преображенского хочет донести основную мысль: «разруха не в клозетах, а в головах».

Краткий пересказ не дает возможности насладиться произведением в полной мере, поэтому настоятельно рекомендуем прочитать книгу полностью.

Интересные факты

  • Актеров на все роли в советском «Собачьем сердце» подбирали с трудом. Например, через кастинг прошли, но не попали в список исполнителей Семен Фарада (пробовался на роль Швондера) и Леонид Броневой (профессор Преображенский). В итоге эти образы воплотили Роман Карцев и Евгений Евстигнеев.
  • Собака Карай в роли Шарика показалась режиссеру слишком лощеной и гладкой, поэтому пес во время съемок носил грим из желатина, с помощью которого шерсть делали клочкастой.


Памятник профессору Преображенскому и Шарикову

  • Вульгарные частушки для Полиграфа Шарикова, которые тот распевал в картине, придумывал знаменитый бард Юлий Ким.
  • Памятник героям повести – профессору Преображенскому и Шарикову – с 2010 года украшает харьковский ресторан-трактир «Шарикоff».
  • Псевдоним Полиграф ШарикOFF носит белорусский певец Сергей Пархоменко, прославившийся хитом «Черный бумер». В 2015 году исполнитель покорил новую вершину, представив на суд поклонников первый сингл-проект «Харизма».

Диалог за обедом

Watch Video

Заметьте, Иван Арнольдович, холодными закусками и супом закусывают только недорезанные большевиками помещики. Мало-мальски уважающий себя человек оперирует закусками горячими. х/ф «Собачье сердце». Профессор Преображенский

Вы, Шариков, чепуху говорите и возмутительнее всего то, что говорите её безапелляционно и уверенно. Водки мне, конечно, не жаль, тем более, что она не моя, а Филиппа Филипповича. Просто — это вредно. Это — раз, а второе — вы и без водки держите себя неприлично. х/ф «Собачье сердце». Доктор Борменталь

Шариков: Вот всё у вас, как на параде. Салфетку — туда, галстук — сюда. Да «извините», да «пожалуйста-мерси». А так, чтобы по-настоящему — это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме. Преображенский: А как это «по-настоящему», позвольте осведомиться? … Шариков: Ну, желаю, чтобы все… х/ф «Собачье сердце». Профессор Преображенский и Шариков

― Еда, Иван Арнольдович, штука хитрая. Есть надо уметь. А представьте себе, что большинство людей есть вовсе не умеют. Нужно не только знать, что есть, но и когда, как, и что при этом говорить. А если вы заботитесь о своём пищеварении, мой добрый совет: …не говорите за обедом о большевизме и о медицине. х/ф «Собачье сердце». Профессор Преображенский

―Эту, как ее, переписку Энгельса с этим, как его, дьявол… с Каутским. ―Позвольте узнать, что вы можете сказать по поводу прочитанного? ―Да не согласен я. ―Что, с Энгельсом или с Каутским? ―С обоими. ―Да, и что Вы можете со своей стороны предложить? ―Да что тут предлагать? А то пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то. Голова пухнет! Взять всё, да и поделить. х/ф «Собачье сердце». Профессор Преображенский и Шариков

―Однако не следует думать, что здесь какое-то колдовство или чудо. Ничего подобного! Ибо чудес не бывает. Как это доказал наш профессор Преображенский. Всё построено на силах природы с разрешения месткома и культпросветкомиссии. х/ф «Собачье сердце»

Человек или животное: что отличает шариковых от других людей?

Шариков гордится низким происхождением, своей необразованностью. Вообще, он гордится всем низким, что есть в нем, поскольку лишь это высоко его поднимает над теми, кто выделяется разумом, духом. Подобных Преображенскому людей нужно втоптать в грязь для того, чтобы Шариков мог возвыситься над ними. Шариковы внешне не отличаются ничем от других людей, однако нелюдская их сущность выжидает подходящего момента. Когда он наступает, такие существа превращаются в монстров, ждущих первой возможности для того, чтобы ухватить свою добычу. Таково их истинное лицо. Шариковы готовы предать своих. У них все святое и высокое превращается в свою противоположность, когда они прикасаются к нему. Страшнее всего, что таким людям удалось добиться немалой власти. Придя к ней, нелюдь стремится всех вокруг расчеловечить, чтобы легче стало управлять стадом. Все человеческие чувства у них вытесняет инстинкт самосохранения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
На позитиве
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: